Реферат по предмету "История"


Рабство в Древней Индии

Содержание
 
Введение
Глава I. Рабство в Древней Индии
§1. Положение рабов вДревней Индии по «Законам Ману»
§2. «Артхашастра» оправах рабовладельцев и рабов
§3. Даса и раб
Заключение
Источники и литература

Введение
Древняя Индия это восточное государство со своей спецификой иособенностями. Сегодня множество исследователей продолжают изучать ДревнююИндию, т. к. есть еще много непознанного. Рабство в Индии имело место на основеразложении первобытнообщинного строя. Индийское рабство имеет свои особенности,как и другие древние государства, в этом и будет заключаться суть даннойработы.
Цель работы заключается в исследовании рабства в древней Индии, нодля этого нам нужно разрешить некоторые задачи:
Ø  Рассмотретьположение рабов по «Законам Ману»;
Ø  Разберемправа рабовладельцев и рабов по «Артхашастре»;
Ø  Проследимсходство и разницу терминов даса и раб.
В работе используются документы «Законы Ману»[1],«Артхашастра»[2]. «3аконы Ману» — наиболееважный из всех древнеиндийских сборников законов — брахманской традициейсчитается установлением Ману. мифического прародителя людей. На самом же делеони являются результатом работы одной из брахманских научных школ. Составлениеэтого сборника происходило в течение нескольких веков, вследствие чего в немнаряду со сравнительно поздними статьями имеются установления обычного права,отличающиеся чрезвычайной древностью. В дошедшей до нас редакции сборниксоставлен около начала нашей, эры.
«Законы Ману» не кодекс законов в современном смысле слова, аскорее сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего долга— общественного, религиозного и морального, — как он понимался господствующимклассом; в нем наряду с нормами обычного права излагаются космогония,государственное устройство, кастовая регламентация, санитарно-гигиеническиепредписания и т. д.[3] «Артхашастра»(руководство к практической деятельности царя) политический и экономическийтрактат, составителем которого считается Кау-тилья (Кауталья или Вишнагупта)главный советник Чандрагупты Маурьи (321—297 гг. до н. э.). Ниже приводятсянекоторые важные места из этого уникального источника, касающиеся веденияцарского хозяйства, а также экономических и общественных отношений в стране[4].В исследовании этой темы была использована и литература, это: Энциклопедический словарь БрокгаузФ.А. и Ефрон И.А.,[5] это, по-моему, самыйинтересный словарь, в котором можно найти много полезного и интересного. Историянародов восточной и центральной Азии с древнейших времен и до наших дней[6],в этой литературе есть краткие сведения о Индии на данный период.
Всемирнаяистория[7] не даетподробного изложения темы, но эта литература дает общие сведения о исследуемойстране; Основные проблемы рабства в древней Индии. — История и культура древнейИндии, О некоторых особенностях рабства в Индии в эпоху Маурьев Ильин Г. Ф.[8]из этих работ можно почерпнуть большое количество информации по донной теме,т.к. они выполнены на основе известных источников. Анализ литературысвидетельствует, что поставленные задачи разрешаются, имея достаточноинформации и соответственно, раскрывается поставленная цель работы, то естьтема «Рабство в Древней Индии».

Глава I. Рабство в Древней Индии
 
§1.Положение рабов в Древней Индии по «Законам Ману»
«Законы Ману» – сборник предписаний благочестивому индийцу висполнении им своего долга – общественного,религиозного и морального. Рабам в законах отводится свое место, называют ихдаса. Естественно, что в тот период основным источником рабства, как и в другихдревних государствах. Являются военнопленные и другого рода захваченныеиноземцы. А уже в первой статье Закона, Ману говорит, о различных путяхи случаях порабощения: «Захваченный под знаменем,даса за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся понаследству и даса в силу наказания — таковы семь разрядов даса.»[9]эта статья определяет не только семь путей в рабство, но и делит на разряды. Рабовладелецимел безусловное право на потомство рабыни, независимо от того, кто былфактическим отцом. Разнообразные жизненные обстоятельства вносили коррективы вэти основные положения: иногда рабов привлекали в качестве свидетелей в суде,им часто разрешалось накоплять материальные средства, необходимые для уплатывыкупа, положение рабов значительно разнилось в зависимости от обстоятельствпорабощения и др. Но все это имело место и в других странах. Наиболее важнойособенностью древнеиндийского рабства были различия в положении рабов и вусловиях их освобождения, зависевшие от их сословно-кастового положения допотери ими свободы.[10] «Жена,сын и даса — трое считаются не имеющими собственности; чьи они, того иимущество, которое они приобретают»; «Брахманпусть уверенно пользуется вещами, [полученными] от шудры (дасы); так как у тогонет никакой собственности, то его хозяин может взять его имущество.»[11].Очень понятно и доступно в статьях говорится о том, что рабы могли иметьимущество, но хозяин мог им распоряжаться, как ему вздумается. В Законах Мануотводится место способам решения проблем таких, как долги и штрафы: «Пустьдолжник уплатит долг даже работой, если он равной или более низкой касты, ноесли более высокой, пусть отдает постепенно.»; «Ноимеющий касту кшатрия, вайшьи и шудры, не могущий уплатить штраф, пусть платит,что полагается, работой; брахман пусть платит мало-помалу.»[12]проанализировав эти две статьи, можно увидеть особые черты индийского рабства,т. е. рабом мог быть человек из любой касты по выше упомянутым причинам. Таким образом,рабы между собой были не равны и отношения складывались так же, как и в нерабской ситуации. Рабы и рабовладельцы были двумя полюсами, определявшимисоциальную структуру древнеиндийского общества. Между ними располагались,тяготея к тому или другому, остальные социальные слои. Так, труженики,потерявшие экономическую самостоятельность или гражданские права и вынужденныеработать на других, неизбежно образовывали промежуточные общественныепрослойки, в той или иной мере примыкающие к классу рабов. ПроанализировавЗаконы Ману, как источник, обозначим вывод, источниками рабства, являетсязахват пленных, который самый распространенный, а так же рожденный рабом,подаренный, купленный, в силу наказания и др. Имущество рабы имели, но им могсвободно распоряжаться рабовладелец. Рабами становились за долги и штрафы, авот отрабатывали их не одинаково, т.к. между собой рабы или точнее будет даса,были неравны. В рабскую долю мог попасть человек из любой касты.
 
§2.«Артхашастра» о правах рабовладельцев и рабов
Какни странно, но индийские рабы или даса, как называют их источники, имелиопределенные права, тем более, что даса — это более широкое понимание, чемпросто раб, т.к. рабами в Индии были люди из разных каст по различным причинам и,называя рабами, подразумевается бесправная прослойка общества, кем даса неявляются. Артхашастра дает сведения о правах даса и их хозяев. Этим (нижеизложенным)объяснено [положение] урожденных и заложенных дасов, а также стоимость выкупа,соответствующая их цене.[13]
И первое о чем говорит источник это штрафы «Штраф на родственника,продающего или закладывающего несовершеннолетнего шудру, если он свободный, ане урожденный даса,— 12 пан; вайшью — двойной, кшатрия — тройной, брахмана —четверной.»; «На не родственника [в этом же случае] наказание первое,среднее, высшее и смертная казнь [соответственно по порядку каст]; такое же[наказание] на покупателей и свидетелей, [скрепивших преступную сделку].»[14]Выплачивать штраф обязан человек из любой касты, но если вернемся к ЗаконамМану, то вспомним, что выплачивался штраф не одинаково, если «штрафник» не могвыплатить, он его отрабатывал, под это не попадали брахманы, которыевыплачивали штраф «мало-помалу». Артхашастра устанавливает и сумму штрафа (12пан), он увеличивается в зависимости от касты продаваемого. Это в случаепродажи родственника, за не родственника, по кастовому порядку,предусматривается даже смертная казнь.
«Непреступление для млечхов[15] продаватьили закладывать потомство, но арий не может быть рабом»; «Но, заложив, ария —по семейным обстоятельствам, в несчастье ариев, — и добыв сумму выкупа молодогоили могущего оказать помощь, пусть выкупят как можно скорее.»[16]Незаконнымсчиталось носильное обращение в рабство, например, при похищении разбойниками.Обращенный в рабство силой, должен быть освобожден. Для млечхов запрета наобращение потомства в рабов не было, а вот арий защищен и он не должен бытьрабом. Если семья ариев была вынуждена заложить родственника, то обязана, повозможности, выкупить.
«Заложившийсамого себя, убежавший однажды, пусть будет дасой пожизненно, заложенный другим[становится пожизненным дасой, если он убежал] дважды; и тот, и другой[становятся пожизненными рабами], если они убежали однажды в другую страну.»[17] Но тут же статья, вкоторой заложившие сами себя, становятся дасой, побег из страны рассматриваетсяочень строго, грозило в Древней Индии это быть пожизненно дасой, и этому былиадекватные причины. Кроме того, полагалось освобождать раба, спасшего хозяинаот смертельной опасности, более того, ему полагалось дать «наследственную долю,подобно сыну»[18]. Еще одно примечательноеутверждение мудрецов гласит, что «В отношении рабства правила такие же, как привыборе жены». Это означает, что раб не должен служить низшему по варне. Ведьпопасть в рабство мог и дваждырожденный (например, за долги).[19]
Об имуществе даса упоминалось в Законах Ману, где говорилось, чтораб может иметь имущество, но им распоряжался хозяин. В статьях этого источникаиной случай: «На отнимающего у раба имущество [или] отнимающего у негоположение ария — половина штрафа.»[20], т.е. устанавливаетсясумма штрафа за лишение раба имущества или положения ария. Продолжая случай слишением положения, дополняет следующая статья: «Насамого [насильника-хозяина] или заставляющего девушку (даем), а также заложницусогрешить с другим — уплата вознаграждения потерпевшей и двойной [сравнительнос этим вознаграждением] штраф правительству.» девушки оскорбленные хозяином,защищаются правительством, т.к. уплата вознаграждения не только потерпевшей, нои правительству, причем в двойном размере.
И,наконец, сказано: «Уплатой выкупа пусть (даса)получает свободу»; «Если господин, смилостивившись, захочет отпуститьсвоего раба на волю, пусть снимет с его плеча сосуд с водой и разобьет его.Пусть окропит его голову водой с неочищенными зернами и цветами и, триждысказав «ты — не раб», отпустит его, повернув лицом на восток. С этого временипоследний становится таким человеком, чью пищу можно есть и чьи дары можнопринимать, кто может пользоваться уважением»[21]. Есть место в Артхашастре и правам так называемых рабовладельцев илихозяев, например: «Порабощенный в силу [невозможности уплаты] штрафа пустьуплатит штраф работой»[22], но об этомупоминалось и раньше. Назначался штраф в случае не выполнения обязанностихозяина, такой как приводится в следующей статье: «На не делающего дасу арием пополучении соответствующего выкупа — штраф 12 пан, так же как и за задержаниебез причин.»[23]. Еще разповторяется о праве хозяина на имущество раба, но немного в другом ракурсе, «Наследникамиимущества дасы являются родственники, в отсутствии их — хозяин.», хозяинполучает имущество своего раба, если у последнего нет родственников, ивозникает противоречие, т.к. в Законах Ману, говорится о полном праве хозяинана имущество раба. Это можно объяснить тем, что рабы, т.е. даса, небылиоднородной массой из-за того, что дасой мог быть человек из любой касты. Таким образом,права у даса существовали, хотя их и называют рабами, некоторые авторы. Дасаимели право на собственность, право быть освобожденным, право быть арием, послеотработанного срока или уплаты выкупа и т.д. Хозяева дасов имели не меньшеправ, но на них распространялись и некоторые ограничения.

§3.Даса и раб
Хотя сам факт возникновения рабовладения на стадии перехода отпервобытного общества к классовому очевиден, о значении этого факта следуетсудить, критически проверив показания источников, используемых длядоказательства того, что развивающееся классовое общество сталорабовладельческим. Прежде всего, обращает на себя внимание то обстоятельство,что о рабстве в ведическую и послеведическую эпоху судят главным образом наоснове терминологии, а не конкретных сведений о рабовладельческом производстве.Здесь в завершающем параграфе и поставим точку, в разнице термина раб и даса. Термина«даса», значение которого принимается равнозначным понятию «раб». На самом жеделе имеет более широкое значение и обозначает разные степени зависимости.Приведем мнение одного из авторов: «Существенно важным обстоятельством являетсято, что древние индийцы не видели принципиальной разницы между отдельнымикатегориями даса— рабами и не являющимися рабами. Под даса понимались всеработающие не на себя, а на другого, и не в силу договора, как это имеет местопри найме, а в силу личной зависимости от хозяина». «Термином даса охватывалиськатегории людей с неодинаковой степенью зависимости до рабской включительно.Некоторые виды даса определенно не рабы, хотя и свободными они не были; другиевиды были рабами в самом точном смысле этого слова». «В сознании древнихиндийцев и в их действующем праве еще не выработалось особого термина дляпонятия «раб»; действительность не дала для этого достаточных оснований»[24]К сожалению, в дальнейшем проявилась тенденция к однозначному пониманиюуказанного термина в смысле «раб». Особенно нечетким и широким должно было бытьупотребление этого термина на начальном этапе классового общества. Достаточноуказать на видимую синонимичность слов «даса» и «дасью». Основное значениетермина «дасью» («враг») говорит о происхождении несвободных из военнопленных,но также и вообще враждебного, покоренного населения. Однако собирательныйтермин «дасья», производный от «даса», означает не «рабство», а «услужение». Иэто представляется естественным, если предположить, что в категорию «даса»переходили массы завоеванного ариями автохтонного населения Индии, использоватькоторые в рабовладельческих хозяйствах не представлялось возможным. Ведь самиарии были еще на стадии разложения первобытного общества. Поздние источникиговорят о разделении населения некоторых областей на две категории: ариев(свободных) и дасов (несвободных) — без различия варн, как, например, уКамбоджей на территории Восточного Афганистана, входившего в древности в культурныйиндийский ареал. В ганах и сангхах самой Индии такое деление такжесуществовало, но мы знаем, что и варновое деление там присутствовало. Однако, очевидно,главным социальным рубежом являлось деление на дасов, составлявших основнойтрудовой слой, и господствующую верхушку этих государств, представленнуюкшатриями. Другие категории свободных составляли второстепенную инесамостоятельную в политическом и социальном смысле прослойку. Очевидно, этимобъясняется приниженное положение брахманов в ганах и сангхах. Для нас в данномслучае важно то, что в государствах этого типа, сохранивших, как мне кажется,более архаический тип общественной организации, чем монархические государствадолины Ганга того же времени, основное сельскохозяйственное населениеназывалось дасами. По-видимому, это объясняется завоеванием территории икоренного населения. Подобные же отношения могли возникать и возникали в болееранний период по мере завоевания ариями территории автохтонных индийскихнародов, затем отчасти в результате борьбы самих арийских племен, а также вдальнейшем вследствие взаимных завоеваний в неарийской среде. В этих случаяхпроисходит порабощение (этому слову мы придаем здесь широкий, бытовой смысл)этносом этноса, племенем — племени. Близкую аналогию этому процессу можноусмотреть в процессах миграций и войн эллинских племен, приведших во многихрайонах к образованию широкого слоя населения, степень зависимости которогочасто определялась в источниках как рабская (использовался термин  «дулос» —обычное обозначение античного раба).[25] В древнейИндии, термин «даса» применяется к основному земледельческому населению ган исангх. основываясь на термине, полагают, что это действительные рабы;фактически же это были крестьяне, находившиеся в личной зависимости и попризнаку несвободы, объединяемые в единую категорию с людьми, включенными врабовладельческий тип хозяйства. Такая категория зависимых, назовем ихкрепостными, чтобы обозначить феодальный характер их эксплуатации, была, какможно считать, весьма многочисленной в период складывания в Индиираннеклассовых государств. (XII—VII вв. до н. э.). В частности, обращает на себявнимание характеристика шудр и дхармашастрах как людей, обязанных служитьдваждырожденным, т.е. первоначальным трем варнам, возникшим у ариев. Ониобязаны выполнять приказы представителей этих высших варн, сами же шудрынеполноправны, подвергаются жестоким наказаниям за покушение на безопасностьдважды рожденных и пр. Сопоставление предписаний дхармашастр относительно шудрс их положением, указывает на заметное несоответствие этих наставлений иреальности. Итак, в том социальном образовании, которое принято считать рабовладельческимукладом, мы видим сложную систему господства — подчинения, включающую разныевиды эксплуатации — феодальную, рабовладельческую, наемного труда. Можно,разумеется, наблюдать и промежуточные, переходные формы, существеннокорректирующие эти определения. Так, эксплуатация наемного труда на основеэкономической зависимости была представлена, как это можно заметить висточниках, также и в чистом виде. Но, очевидно, это явление не было слишкоммассовым, так как наемные работники, во-первых, не могли рассматриваться какравноправные граждане, а во-вторых, вербовались по большей части изсословно-приниженных слоев населения. Таким образом, эта экономическая формазависимости в значительной степени была осложнена внеэкономическойлично-кастовой зависимостью. Именно по этой причине, а также учитываяотносительно скромную роль, которую наемный труд играл в древнеиндийскойэкономике, эта форма эксплуатации не образовывала самостоятельного уклада.Рабовладельческие отношения со временем также превращались в феодальные.[26]Одной из особенностей индийского рабовладения было допущение известнойхозяйственной самостоятельности рабов. В джатаках неоднократно упоминаютсярабы, нанимающиеся на работу к другому хозяину. Эти факты отражают переводрабов на своего рода оброк. Следовательно, производительность труда рабов в тевремена была достаточно высокой и раб мог обеспечить себя и свою семью(семейные рабы были обычным явлением), приносить доход хозяину или, в случаенайма, двум хозяевам — рабовладельцу и работодателю. Источники сообщают онажитом рабами имуществе47. Можно предположить, что в первые веканашей эры получило распространение наделение рабов участками земли для веденияими собственного хозяйства. Весьма показательны данные о выплате рабам болееили менее регулярного вознаграждения за труд[27], чтосвидетельствует о стремлении в какой-то мере материально заинтересоватьработника. Необходимо отметить, что значительная категория рабов, быть может,всегда эксплуатировалась в качестве хозяйственно полусамостоятельных мелкихпроизводителей. Существовали целые деревни даса-крестьян[28].Обращение в рабство свободных ариев резко осуждается, рекомендуются даженаказания за это. Каутилья предлагал государственным органам взимать штрафы заобращение свободных ариев в рабство. Он заявлял: «Млеччхам  не возбраняетсяпродавать или закладывать свое потомство. Но для ариев не должно быть рабства»[29].В дхармашастре Нарады говорится: «Тот презренный человек, который, будучисвободным, продает себя, он — самый низкий из них. Он не может быть свободнымот рабства».[30]
Вот и подошли к истине на сущего вопроса, кто есть такие «даса» втерминологии, и почему их приравнивают к термину, всем известному, «раб»? Даса– это более широкое значение и обозначает разные степени зависимости. Под дасапонимались все работающие не на себя, а на другого, и не в силу договора, а всилу личной зависимости от хозяина. Термином даса охватывались категории людейс неодинаковой степенью зависимости до рабской включительно. И в силусложившихся обстоятельств, некоторые авторы, взяли в привычку считать раба идасу одной категории.

Заключение
Древняя Индия это восточное государство со своей спецификой иособенностями. Сегодня множество исследователей продолжают изучать ДревнююИндию, т. к. есть еще много непознанного. Рабство в Индии имело место на основеразложении первобытнообщинного строя. Индийское рабство имеет свои особенности,как и другие древние государства, суть данной работы становится ясной.
ЗаконыМану, дали сведения того, что являлось источниками рабства: это захват пленных,рожденные рабами, подаренные, купленные, в силу наказания и др. Имущество рабыимели, но им мог свободно распоряжаться рабовладелец. Рабами становились задолги и штрафы, между собой рабы или точнее будет даса, были неравны. В рабскуюдолю мог попасть человек из любой касты. Права у дасасуществовали, хотя их и называют рабами, некоторые авторы, даса имели право насобственность, право быть освобожденным, право быть арием, после отработанногосрока или уплаты выкупа и т.д. Хозяева дасов имели не меньше прав, но на нихраспространялись и некоторые ограничения.
Заключением данной работы, является разрешение вопроса, кто естьтакие «даса» в терминологии, и почему их приравнивают к термину, всемизвестному, «раб»? Даса – это более широкое значение и обозначает разныестепени зависимости. Под даса понимались все работающие не на себя, а надругого, и не в силу договора, а в силу личной зависимости от хозяина. Терминомдаса охватывались категории людей с неодинаковой степенью зависимости дорабской включительно. И в силу сложившихся обстоятельств, некоторые авторы,взяли в привычку считать раба и дасу одной категории.
Исследовав и рассмотрев, все поставленные во введении задачи,положение и права рабов в Древней Индии, а также выяснив разницу терминов«даса» и «раб», можно считать, что цель работы достигнута.

Источники и литература
1. Артхашастра // Хрестоматия по историиДревнего Мира, глав. Ред. Багр М.А., М., 1950
2. Законы Ману // Хрестоматия по историиДревнего Мира, глав. Ред. Багр М.А., М., 1950
1. Всемирная история// глав. редакторЕ.М. Жуков Т. IV. М., 1958
2. История народов восточной и центральной Азии сдревнейших времен до наших дней. М., 1986
3. Ильин Г.Ф. О некоторых особенностяхрабства в Индии в эпоху Ма-урьев.—Московский ордена Ленина государственныйуниверситет им. М. В. Ломоносова. Доклады и сообщения исторического факультета.Вып. 8. 1948
4. Ильин Г.Ф. Основные проблемы рабствав древней Индии.— История и культура древней Индии. М., 1963
5. Очерки истории Индии до XIII в., Медведев Е.М., М., 1990
6. Энциклопедический словарь, Брокгауз Ф.А., Ефрон, Т. 4,45, 61 «Терра», 1990


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.