Оглавление
Введение
1. Причины возникновения реформ
2. Налоговая реформа Петра I
2.1Реформа косвенных налогов
2.2Реформа прямых налогов
2.3Реформа финансового аппарата
3. Оценка налоговой реформы Петра I и еезначение для России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
ЛичностьПетра I сложна и противоречива, как и сама эпоха, в которую он формировался. Вконце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, нашастрана переживала переломный момент в своей истории. В России, в отличие от основныхзападноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий,которые были способны обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственнымиорудиями. Страна не имела выхода к морям — ни к Черному, ни к Балтийскому,через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела Россия также исобственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армиястроилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянскогоополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, ихвооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря,создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной. Длякоренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливыйруководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Он не только постигвеление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядныйталант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умениепридать делу государственный размах.
Кэтой теме я обратилась, потому что период петровского правления оказал огромноезначение на последующую историю России. Петровская эпоха важна и актуальна дляистории нашего государства, потому что то, что сделано в прошлом прямо влияетна будущее. История нашей страны и до Петра Великого и после него, знала немалореформ, однако, главным отличием петровских преобразований от реформпредшествующего и последующего времени состояло в том, что они носиливсеобъемлющий характер и охватывали все стороны жизни народа, в то время какдругие внедряли новшества, которые касались лишь отдельных сфер жизни обществаи государства. Естественно коренное переустройство влечет за собой как положительныестороны, так и противоречия.
Цельмоей работы — изучение налоговой реформы в периодцарствования Петра I в XVIIIв.Для этого необходимо выполнить следующие задачи: 1. Выявить причинывозникновения реформ Петра I; 2. Раскрыть основное содержание налоговойреформы; 3. Определить значение налоговой реформы Петра I для России. Такжеследует показать, как изменилась страна в своем политическом и экономическомоблике.
1. Причины возникновения реформ
Страна стояла накануне великихпреобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?
Основной причиной служило то, чтопосле хозяйственного подъема в конце XVII века вследствие развития внутреннейторговли, когда объем поступлений в казну за 20 лет увеличился вдвое и составилпочти 3 млн. рублей (см. табл.1), экономический рост страны существеннозамедлился.
Таблица1.Сравнительный анализ поступлений в казну в 1680г и 1701г.[1]
I.Прямые налоги: 1680г. % 1701г. % 1) Стрелецкие 101 468 6,9 117 227 4 2) Ямские 53 453 3,6 38 208 1,3 3) Запросные 235 338 16,1 310 152 10,5 4) Ясак 103 610 7,1 118 650 4 ИТОГО прямые налоги: 493 869 33,7 584 237 19,8
II.Косвенные: 650 223 44,4 1 195 974 40,4
III.Регалии и пошлины: 1) Монетная операция 40 000 2,7 791 728 26,8 2) Оброк 146 150 10 130 183 4,4 3) Пошлины 33 735 2,3 118 699 4 ИТОГО регалии и пошлины: 219 885 15 1 040 610 35,2
IV.Разные сборы: 100 000 6,8 134 944 4,6 ВСЕГО: 1 463 977 2 955 765
Из таблицы мы видим, что за 20 летгосударственный доход удвоился. По отдельным статьям, абсолютное увеличениеособенно значительно по рубрикам монетной операции (752 тыс.). Сравнивая жеотносительные цифры, мы заметим, что главный тон всему изменению даетэксплуатация легальных прав, развитие этой рубрики понижает относительноезначение всех остальных, несмотря на то, что абсолютные цифры по всем рубрикамзначительно увеличиваются.[2]
Однако, многолетняя Северная война,строительство кораблей, подорвали финансовое положение российского государства.Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Расходы началипревышать доходную часть бюджета, и если первые три года разрыв между расходамии доходами государства покрывался за счет остатков прошлых лет, то уже к 1704году они исчерпались, и начал нарастать финансовый кризис. Дефицит бюджетадостиг огромной по тем временам суммы 500 тыс. рублей. Поэтому постоянная нуждав деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов.Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения такой задачибыла очевидна. Требовался новый подход к устройству административного аппарата.При сборе денег с приказов выяснилось хаотическое состояние отчетности — нидума, ни Большая казна не могли сказать, какие суммы находятся в движении поприказам. Твердых и постоянных норм налогообложения не было, они могли менятьсяот того, кто и как собирал налоги. Люди, допущенные к сбору денег, слишкомчасто оставляли значительную их часть в своем распоряжении. Малоуспешная борьбас казнокрадством велась в обстановке хронического дефицита средств на самыенеотложные нужды. Общегосударственная роспись доходов и расходов отсутствовала.[3]
Таким образом, реформаторскиедействия Петра I на рубеже XVII-XVIII веков не были случайностью: Россия XVIIвека самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостьюкоренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойноеместо среди государств Запада и Востока. Старая система устройства хозяйства немогла удовлетворить потребностей страны, особенно в условиях войны.ОбновлениеРоссии нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, неподталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизнирусского государства и русского народа, однако к основным из них следуетотнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройстварусского общества, податную, церковную, в области культуры и быта, денежнойсистемы, а также в сфере налогообложения.
2. Налоговая реформа Петра I
2.1 Реформа косвенныхналогов
Уже в первые годы царствования ПетрI столкнулся с большими трудностями в сфере финансов. Поэтому было решеноумножить количество налогов и резко увеличить их ставки. Сначала Петр расширилкосвенные налоги, не производя преобразований прямых. Появляется категория лиц,на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств вказну. Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанностькоторых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Во главе «прибыльщиков»стоял Курбатов – дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов,Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и многие другие. Каждый из этих выдумщиковпридумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новыеналоги.
Начиная с 1704 года один за другимвводились следующие налоги: поземельный, посаженный, покосовщинный, пролубный,ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с печей, с мостов и переправ,привальный и отвальный с плавучих судов, с клеймения платья, шапок и сапог, сквасных и сусляных напитков, с варки пива, с воскобоен, с кожевенного имыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и«работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клеймамастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговыхпошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, «конских искотинных кож» и т.д. Всего было введено около 40 новых налогов. В 1700 г. былвведен «хомутейный сбор», в 1705г. вышел указ о дополнительном «сборе сизвозчиков десятой доли из получаемой ими по найму платы». Кроме того онидолжны были платить наряду со всеми владельцами лошадей «конские пошлины».Вместе эти пошлины в ведомостях казенного дохода составляли довольно крупнуюсумму – почти 80 тыс. руб.[4]
Одним из интересных налогов былналог на бороды (от налога были освобождено духовенство и крестьянство). Вянваре 1705г. вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попови дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и овыдаче заплатившим пошлину знаков». С лиц, которые отказывались брить бородывзималось: с гостей и гостиной сотни первой статьи – по 100 рублей, сцаредворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни средней и меньшейстатьи, а также с торговых и посадских людей – по 60 рублей, с боярских людей,ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно. Былаустановлена особая система взимания пошлины с крестьян — налог на въезд встолицу и на выезд по 2 коп.с бороды.[5]
Обложению подвергались ирелигиозные верования. Раскольники должны были платить двойной оклад податей.Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти.Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.
В 1719 г. Была введена горнаяподать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычиископаемых. Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVIIвеке. Горная подать представляла собой особый вид налога, взимаемыйгосударством с горнопромышленников и предприятий, осуществляющих разработкунедр. Промышленники были обязаны доставлять десятую долю от прибытка (валовойдобычи) в казну, которой предоставлено и право преимущественной покупки золота,серебра, меди и селитры по ценам, определенным Берг-Коллегией.
С начала XVIIIстолетия значительно были расширены государственные монополии на продажутоваров внутренней и внешней торговли. Установленные казенные монополии напродажу таких товаров внутренней торговли, как вино, табак и соль, приносилигосударству огромные доходы. Так, по табели казенных сборов 1724г. (см.приложение 1) кабацкие сборы давали 1 030 237 руб. («питейная продажа», т.е.вино – 973 292 руб., клеймение кубов – 14 432 руб., табачная продажа – 42 513руб.), или 25,5% всех казенных сборов, кроме подушного. Соляный сбор составлял662 118 руб. или 16% сборов. В поисках все новых источников пополнения казныправительством устанавливались все новые монополии: на продажу игральных карт,шашек, шахмат, табачных трубок и даже дубовых гробов. [6]
Возрастала система откупов. С 1704по 1712 г. был издан ряд указов о сдаче на откуп или оброк торговых бань (вгородах, посадах и дворцовых селах запрещалось иметь свои бани), рыбных ловель,мельниц и мельничных сборов, мостов, перевозов, хомутного сбора, дворцовыхпашенных земель, сенных покосов и т.д. (см. Таблицу 2).
Важным нововведением эпохи Петра Iявляется установление системы взимания гербовых сборов (пошлин). В Россиигербовая бумага введена указом 23 января 1699 г. Инициатором использованиягербовой бумаги в России считается дворецкий графа Шереметева Курбатов.Гербовая (актовая) бумага это специальная бумага, предназначенная для написанияактов и документов (векселей, договоров, актов о продаже имущества и др.) ипредставляющая собой один из видов гербового знака.В 1720 г. гербовый сбордоставил казне около 20 тыс. руб.
В 1700 г. вводится пробирнаяпошлина, которая представляла собой сбор, взимавшийся государственными органамипробирного надзора. Размер этой пошлины зависел от веса золотых и серебряныхизделий, а также искусства ремесла.
В 1724 г. был принят общийтаможенный тариф, имевший протекционистскую направленность. Таможенный тарифзащищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременнооткрывая дорогу на рынок дефицитным товарам.
Таблица 2. Сравнительная таблицапоступлений косвенных налогов в 1720, 1723 и 1724 гг.[7]I.Косвенные налоги и акцизы 1720 1723 1724 1. Таможенные (внутр.и портовые) 874 773 869 585 1 011 689 2. Кабацкие 862 686 1 521 377 954 740 3. С клейменья кубов 12 773 13 677 14 431 4. Табачные (и трубочные) 26 819 41 463 42 514 5. Конские пошлины с продажи 21 746 41 277 40 861 6. С клеймения хомутов 1 825 8 096 8 096 7. С мостов и перевозов 10 191 42 358 42 628 8. Привальные и отвальные 20 545 12 144 12 776 9. С весчих товаров 3 474 955 887 Итого косвенные налоги и акцизы: 2 252 027 2 550 932 2 128 622 II.Оброки и откупы государственных имуществ
1. С дворцовых волостей 94 491 94 491 94 491 2. С рыбных ловель 89 093 87 595 89 197 3. С оброчных земель и сенных покосов 18 812 44 183 26 615 4. С ледокола и водопоя 3 849 3 829 3 754 5. С откупных статей наддачи 4 915 - - 6. С продажи скотины и кож 11 333 3 903 3 906 7. С отписных лавок 2 512 1 504 8. С продажи виногр., чихиря и овощей - 313 313 Итого 225 005 234 314 219 780 III.Промысловые сборы: 1. С торговых бань 1 390 8 637 8 818 2. С разночинцевых бань 71 792 29 320 25 141 3. С мельниц 71 704 72 980 73 882 4. С постоялых дворов 6 613 6 669 5. С лавок, полков, кузниц 20 443 46 520 47 345 6. С найма извозчиков 10й доли 12 240 29 871 29 927 7. С разных промыслов - 5 036 4 982 8. С приезжих в Москву возов - 58 018 58 018 Итого промысловых сборов: 177 559 256 995 254 782 IV.Пошлины: 1. С дел 25 704 46 490 33 249 2. С письма крепостей 35 598 44 787 45 440 3. Печатные 12 789 21 832 21 818 4. Гербовая бумага 16 355 17 135 17 135 5. С неуказанного платья и бород 2 149 1 939 2 149 6. Канцелярские мелочные 58 152 29 923 30 274 Итого пошлин: 150 747 162 106 150 065 V.Регалии 1. С соли 662 118 662 118 662 118 2. С денежных дворов 216 808 216 808 216 808 3. Почтовый доход 10 997 16 261 16 261 Итого 889 923 895 187 895 187 VI. Прямые сборы 1. С татар, самоедов и лопарей ясашных 24 826 57 042 56 969 2. С казанских татар ведомства Кудрявцева - - 59 444 Итого 24 826 57 042 116 413 VII. Сборы разных учреждений и областей 140 657 215 813 276 048 ВСЕГО 3 860 744 4 372 389 4 040 897
2.2 Реформа прямых налогов
Разовые сборы с населения,чрезвычайные подворные обложения и другие чрезвычайные меры не могли служитьтвердой опорой государственного бюджета. Петр понимает, что нужно искать иныепути. Возникает мысль о необходимости проведения такой податной реформы,которая бы обеспечила твердое основание государственных доходов. В кабинетеИмператора сосредотачивались многообразные проекты, предложения, донесенияотносительно реорганизации податной системы. Существовавшее до этого времениподворное обложение не могло быть положено в основу новой системы, так какперепись 1710г. показала громадную убыль тягловых крестьянских дворов противпереписи 1678г. Правительство понимает, что дальше строить бюджет на подворномобложении было невозможно. Тогда впервые возникает идея «поголовщины», т.е.поголовного или подушного обложения. [8]
Первым шагом налоговой реформыстало проведение переписи населения. Специальным указом в 1718г. было приказановзять ото всех правдивые «сказки» — устные сведения относительно количества душмужского пола в данном поместье. Для определения этого надо было разделитьстоимость содержания военного на число наличных податных душ.[9]
В 1722г. Петр, принявприблизительно количество предполагаемых плательщиков в 5 млн. человек,определил размер подушной подати в 80 коп.с каждой души мужского пола путемделения суммы содержания войска, определенного в 4 млн. руб., на количествоплательщиков. Позднее, уже весной 1724г., когда более точно была определенацифра подушной переписи в 5,4 млн. душ, налог был определен в 74 коп.с души.Государственные крестьяне сверх того должны были платить дополнительно 40 коп.сдуши для уравнения с владельческими крестьянами, которые кроме подушной податиплатили оброки своему владельцу. С посадских подушная подать была определена в1 р. 20 коп.с души.[10]
Таблица 3. Распределение налога погуберниям.[11]Губерния По 74 коп. По 40 коп. По 1р. 20 коп. ИТОГО Московская 1 163 509 4 791 59 633 1 227 933 С.-Петербургская 654 474 429 46 544 701 447 Нижегородская 344 545 13 831 9 664 368 040 Казанская и Астраханская 429 578 125 607 13 700 568 885 Архангелогородская 223 788 58 368 16 270 298 426 Смоленская 195 090 337 9 895 205 322 Сибирская 284 692 93 590 23 888 402 170 Азовская 320 242 66 156 2 132 388 530 Киевская 380 853 51 447 21 585 453 685 ВСЕГО 3 996 771 414 556 203 311 4 614 638
Согласно государственной росписи1724г. (см. приложение 1) окладной доход государства был определен в 8,5 млн.руб., по фактическому исполнению он составил сумму в 8 172 433 руб., а состатком 1723г. – 10 355 597 руб. Подушная подать по окладу составляла сумму в4 614 638 руб., или 54,1% поступлений этого года, а вместе с ясачными – 4 731 051руб., или 55,5%.
Таблица 4. Сравнительный анализ налоговыхпоступлений за 1680, 1701 и 1724гг.[12]Наименование 1680 г. % 1701г. % 1724г. % I. Прямые налоги 1. Старые подворные 390 259 26,6 465 587 15,8 - - 2. Новый подушный - - - - 4 614 638 54,1 3. Ясак 103 610 7,1 118 650 4 116 413 1,4 Итого: 493 869 33,7 584 237 19,8 4 731 051 55,5 II.Промысловые сборы, оброки и откупыгосуд.имуществ 146 150 10 130 183 4,4 474 562 5,6 III.Косвенные налоги 650 223 44,4 1 195 974 40,4 2 128 622 24,9 IV.Регалии 1. Монетная операция 40 000 791 728 216 808 2. Соляной доход - - 662 118 3. Почтовый доход - - 16 261 Итого: 40 000 2,7 791 728 26,8 895 187 10,5 V. Пошлины 33 735 2,3 118 699 4 150 065 1,8 VI. Иные сборы 100 000 6,8 134 944 4,6 147 073 1,7 ВСЕГО: 1 463 977 2 955 765 8 526 560
/>
Рисунок 1.
/>
Рисунок 2.
/>
Рисунок 3.
/>
Рисунок 4.
Сопоставляя данные росписи 1724г. сросписями 1680 и 1701 гг., можно видеть, насколько увеличился окладный доходгосударства (рис.1,2,3,4). В 1680г. он составлял 1 463 977 руб., в 1701г – 2 955765 руб., а в 1724г. – 8 526 560 руб. (рис. 4). Однако, при оценке этих цифрнеобходимо прежде всего принять в расчет, что возрастание ценностигосударственного дохода не вполне соответствует возрастанию его цифровойвеличины. Дело в том, что за то же время, к которому относятся эти данные,рыночная стоимость рубля упала почти наполовину: рубль конца XVIIвека равнялся 17 рублям начала XXвека, а рубль первых десятилетий XVIIIвека только 9-ти, из чего можно сделать вывод, что доходная частьгосударственного бюджета выросла по сравнению с 1680г. более чем в 3 раза и посравнению с 1701 более чем в 2 раза.
Что касается составных частейгосударственного дохода, — главный тон переменам в их процентных отношенияхдавало в 1701г. чрезвычайное увеличение регального дохода, а именно, прибыли отмонетной операции. В 1724г. абсолютная цифра этого дохода увеличиваетсяблагодаря соляной продаже, но процентное отношение его к другим доходам падает;и абсолютно пропорционально первое место в бюджете занимает только чтовведенная подушная подать: теперь она превышает половину всех поступлений,тогда как непосредственно перед введением подушной статьи прямые сборы несоставляли и трети (31%) их. [13]
2.3 Реформа финансовогоаппарата
До Петра I сбор налоговосуществлялся рядом финансовых приказов. До 1717 г. приказная системасохраняется, но подвергается существенным изменениям: создаются новые приказы,изменяются сферы деятельности старых приказов.
Указом Петра I от 30 января 1699 г.в Москве учреждается Бурмистерская палата (в конце 1699 г. переименованная вРатушу) — центральное административно-финансовое и судебное учреждение, котороеосуществляло общий контроль за земскими избами (выборными органами земскогосамоуправления), ведала раскладкой и сбором податей и повинностей с населенияМосквы и посадов. В ее ведении находились также торговые и гражданские дела. Воглаве Бурмистерской палаты стоял бурмистр. Бурмистерская палата (Ратуша)избиралась из торговых людей и соблюдала интересы купечества, котороепривлекалось Петром I к развитию отечественной промышленности.
Существенные изменения в системесбора налогов начинают происходить с изменениемадминистративно-территориального деления России и создания должностигубернаторов. На них возлагались функции по контролю за сбором налогов. 18декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний с предписанием начальникам,в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах присматриваться, и дляподношения Ему, Великому государю, в тех губерниях готовым быть...» В 1710 и1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которыхразрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям.[14]
Указом от 22 февраля 1711 г.учреждается «управительный» (впоследствии Правительствующий) Сенат — постояннодействующий высший орган государственного управления, в числе других функцийвыполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов.Указом от 17 марта 1711 г. Правительствующему Сенату поручается устройствогосударственных доходов с предписанием «денег как возможно собирать… и… учинитьфискалов во всяких делах». В этом же году учреждаются должности фискалов —государственных служащих, обязанностями которых было «тайно проведывать,доносить и обличать» все злоупотребления как высших, так и низших чиновников,преследовать казнокрадство, взяточничество, «вообще безгласные преступленияявно противогосударственного и противообщественного характера». Сферадеятельности фискалов первоначально ограничивалась контролем за деятельностьюгосударственных учреждений и должностных лиц. Фискалы были освобождены отобязанности по уплате податей, от подсудности местным властям и отответственности за неправедные доносы. Должности фискалов просуществовали до1729 г.[7, 47].
В 1717 г. учреждаются финансовыеколлегии — центральные правительственные учреждения в России, ведавшиегосударственными доходами и расходами. В 1717—1718 гг. были установлены штаты иназначены президенты следующих финансовых коллегий: Камер-коллегии,Штатс-контор-коллегии, Коммерц-коллегии и Ревизион-коллегии. В 1718—1720 гг.были определены функции, утверждены структура и штаты финансовых коллегий, атакже Генеральный регламент, который устанавливал обязанности должностных лицколлегии (издан 28 февраля 1720 г.). Каждая коллегия состояла из присутствия(президент, вице-президент, 4 советника, 4 асессора и секретарь) и штатачиновников и канцеляристов. Финансовые коллегии подчинялись императору иСенату. При коллегии состоял фискал (позже прокурор), контролировавшийдеятельность финансовой коллегии. Камер-коллегия имела сеть своих учреждений наместах, ведала государственными доходами, следила за окладными и неокладнымиприходами. Окладными назывались такие доходы, размер которых был известензаранее, например подушная подать. Под окладными понимались налоги и сборы, прикоторых налоговые обязательства налогоплательщика исчислялись по действующимставкам на единицу обложения. Неокладными налогами и сборами были таможенныепошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранееизвестен. Сбором доходов от монетной и горной регалий ведала Берг-коллегия. Коммерц-коллегияведала таможенными сборами и таможенными тарифами. В 1810 г. была подчиненаМинистерству финансов, с 1823 г. упразднена. Ревизион-коллегия, учрежденная дляревизии и контроля финансового управления, то есть контроля расходованияденежных средств, была в 1722 г. присоединена к Сенату, а в 1725 г.восстановлена. Камер-, Штатс-, Ревизион-коллегии были упразднены в связи среорганизацией губернских органов управления. В 1725 г. была составлена Табельгосударственного прихода-расхода, своего рода первый государственный бюджет.Финансовые преобразования позволили государству за 15 лет увеличить свои доходыболее чем в 3 раза (в 1710 г. — 3,1 млн руб., а в 1725 г. — 10,2 млн. руб.),при этом во второй половине царствования Петра I регулярно достигалосьпревышение доходов над расходами.[15]
налоговая реформа петр первый
3. Оценка налоговойреформы Петра I и ее значение для России
Сложностьи противоречивость развития России в этот период определили и противоречивостьдеятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имелиогромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацеленына ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялиськрепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление ихгосподства. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала теевропейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостническихотношений, но она не могла догнать те страны, которые встали накапиталистический путь развития. Преобразовательная деятельность Петраотличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостьюв ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекраснопонимая большое значение развития торговли и промышленности, Петр осуществилряд мероприятий, удовлетворявших интересы купечества. Но он же укреплял изакреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма.
ПетрI хорошо понимал, что налоги — основной источник богатства государства, поэтомуодним из правил финансовой политики Петра I было: «Требуй невозможного, чтобыполучить наибольшее из возможного». Именно поэтому во времена Петра быловведено огромное количество экзотических налогов, такие как налог на бороды,налоги с продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов и многие другие. Однаколишь к концу своего царствования первый российский император осозналнесостоятельность этих мелочных сборов, которые не только не пополняли казну,но и оказывали дурное действие на настроение народа. Эти налоги донимали нестолько своей тяжестью, сколько своим количеством (их было больше 30).[16]
Именно тогда царь предпринялрискованное решение и задумал введение нового налога – подушной подати.
Податная реформа стала важнымсобытием в истории России XVIII в., оказавшим значительное влияние па развитиестраны. Останавливаясь на финансовом значении реформы, необходимо подчеркнуть,что она явилась естественным продолжением фискальной политики самодержавияпредшествующей поры. В основе этой политики лежал принцип усиления тяжестиналогообложения путем увеличения числа и объема налогов, расширения контингентаналогоплательщиков. Следствием преемственности фискальной политики приосуществлении реформы и было увеличение тяжести обложения и вовлечения в тяглоновых групп населения. С другой стороны, податная реформа стала новым этапомфинансовой истории страны. В результате ее осуществления произошло существенноеизменение всей системы прямых налогов страны. Важнейшей чертой нового обложенияявилось то, что был введен единый денежный налог — подушная подать, который заменилдесятки мелких подворных сборов и повинностей. Подушная подать в размере 70коп. взималась на протяжении нескольких десятилетий. Появление постоянного,прямого налога позволило стабилизировать и унифицировать финансы в целом,потому что теперь правительство в своих расчетах могло опираться на болеереальные нежели прежде бюджетные данные. Это в свою очередь позволилообеспечить постоянными средствами нужды регулярной армии, значительная частькоторых в годы Северной войны удовлетворялась путем взимания экстраординарныхналогов и контрибуции. Унификация налогообложения в ходе реформы коснулась нетолько корпуса налогов и повинностей, единицы обложения, но и системы сбораналогов. Сбор был изъят из ведения местных властей и передан в руки земскихкомиссаров — выборных от помещиков, чьи крестьяне являлись плательщиками, атакже полковых командиров. Несомненно, это преобразование в сочетании сразмещением полков в уездах (откуда они получали средства на свое содержание)делало налоговую систему более гибкой и оперативной, что сокращало путь денегиз карманов плательщиков в полковые кассы. Податная реформа позволила расширитьсферу действия налогообложения путем привлечения к несению налогов значительнобольшего, чем прежде, числа потенциальных плательщиков. Это было достигнуто нетолько за счет включения в тягло новых групп населения, но и за счет измененияединицы обложения. Двор как единица подворного обложения теперь не игралникакой роли в системе налогообложения. Плательщики, практиковавшие напротяжении ряда лет различные способы утайки дворов, подверглись в ходе реформысвоеобразному фискальному «налету» и попали в подушное тягло. Весь порядокпроведения податной реформы был направлен на максимальный охват тягломнаселения. Особенно это относилось к организации свидетельства душ,осуществленного военными ревизорами, главнейшей целью которых было выявлениеутайки душ. В целом податная реформа стала невиданной по масштабам и строгостипроверкой всего наличного населения страны. Именно здесь финансовый и социальныйаспекты реформы соприкоснулись. Реализация принципов налогообложения являласьво многом реализацией принципов социальной политики. Социально-классовый аспектподатной реформы отчетливо проявился в деятельности ревизоров по свидетельствунаселения и в законодательстве, регламентировавшем эту деятельность. Жестокоепреследование беглых и их держателей, освобождение дворянства от податныхобязанностей, поголовное превращение почти всех категорий населения вплательщиков подушной подати и многие другие шаги правительства Петра — все этоярко характеризует классовый характер податной реформы, организаторы которойнаряду с интересами государства заботились об интересах господствующего класса.[17]
Уточнение податного статуса каждойкатегории населения, которое было осуществлено в ходе реформы, стало решающимфактором в определении их места в сословной структуре тогдашнего общества. Этовело к прикреплению налогоплательщиков к тяглу. В свою очередь прикрепление к тяглуи контроль за отправлением плательщиками повинностей стали основой для введенияв стране жесткого полицейского режима. Этот режим характеризуется установлениемсистемы паспортов и созданием разветвленной сети контроля за передвижениемнаселения. В целом социальные мероприятия, осуществленные в ходе податнойреформы, были направлены на укрепление господствующего строя, консервацию техотношений, которые обеспечивали незыблемость власти абсолютистской монархии идворянства на протяжении длительного периода. Все это и обусловило сохранениеподушной системы Петра в течение полутора веков после смерти ее создателя.
Переход к подушной подати принесказне дополнительно 2 млн. руб., а с учетом переходящего остатка средства казныувеличились на треть по сравнению с 1720-1723 гг. и составили 10 млн. руб. Нона практике «подушина» обнаружила немало отрицательных черт: единую нормуналога должны были платить крестьяне, работающие в разных поприродно-климатическим и хозяйственным условиям районах, наличные трудоспособныеработники платили за беглых и больных, стариков и детей, а также умерших междуревизиями «ревизских душ».
Кроме того большим недостаткомпетровской налоговой реформы был нерешенный вопрос самоуправства дворян ичиновников. Дворяне пытались освободить своих крестьян от казенных повинностей,но не для облегчения их участи, а для увеличения толщины собственного кошелька.Чиновники же были виртуозами по части казнокрадства. Подсчитано, что из 100податных рублей, только 30 попадали в царскую казну, остальные оседали вкарманах сборщиков податей. К тому же, как ни старался Петр I ввести прозрачнуюи эффективную письменную отчетность, ему это не удавалось. Подводя итог можносказать, что реформы в сфере обложения, осуществленные при Петре I, привели ктому, что общая сумма прямых налогов за период с 1680 по 1724 г. возросла с 494тыс. руб. до 4731 тыс. рублей.
/>
Заключение
В эпоху правления Петра I в сференалогообложения произошли следующие изменения:
1. Подворноеналогообложение было заменено подушной податью;
2.Введены новые виды налогообложения, такие как горная подать, гербовые сборы идр.;
3.Существенному реформированию была подвергнута организационная система сбораналогов, были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогови сборов;
4.Широкое распространение получает система взимания налогов через откупщиков. Впетровские времена появились довольно странные налоги, которые до сих пор неимеют аналогов в мире. Облагались не только угодья и промыслы, но и религиозныеверования. Облагалась даже совесть. Так, например, раскол терпелся, нооплачивался двойным окладом подати, как своего рода роскошь. Так жеоплачивались борода и усы, с которыми древнерусский человек связывалпредставление об образе и подобии Божьем.
Пополнилсяи список старинных русских казенных монополий. Так к прежним сборам на смолу,поташу, ревень, клей, прибавились «акцизы» на соль, табак, деготь, рыбий жир идубовые гробы.
Засорок лет царствования Петра объем средств в распоряжении государства с учетомдвукратного падения покупательной способности рубля увеличился в 3 раза. Этобыло обусловлено хозяйственным подъемом с 1678г. по 1701г., который позволилувеличить поступления таможенных и кабацких сборов, и давшим возможностьэксплуатации монетной регалии. Однако хозяйственный рост существенно замедлилсяс началом Северной войны, и последующие два десятилетия прошли в напряженных,разорительных для хозяйства и, в конечном итоге, малоуспешных поисках выхода изфинансового кризиса. Хотя в последние годы Северной войны была воссозданацентрализованная система управления финансами и преобразован местныйадминистративный аппарат, только в самом конце правления Петра с введениемподушной подати финансы России получили прочное основание. Когда крестьянинперестал быть прикреплен к какой-либо податной единице, «сохе» или «двору»,была ликвидирована причина сокращения крестьянином запашки. Посевные площади восвоенных районах стали увеличиваться, а с ними и благосостояние, и численностьнаселения. Таким образом, хозяйственный рост — главная цель финансовой реформы,был достигнут.
Список использованной литературы.
1. АнисимовЕ.В. Податная реформа Петра І. – Л., 1982;
2. АроновА.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: учеб. Пособие. — М.: Магистр, 2007.— 576с.;
3. ИсаевИ.А. История государства и права России: Учебник. М.: Юристъ, 1999 г.;
4. КлючевскийВ.О. Сочинения в 9 т. Т.4. Ч.4. М.: Мысль. 1989;
5. МилюковП.Н. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIIIстолетия и реформа Петра Великого, 2-е изд., Спб.:1905г., 742с.
6. ПавленкоН.И., Никифоров Л.А., Волков М.Я. Россия в период реформ Петра I,Изд. «Наука», М.: 1973г., 385с.;
7. ПавленкоН.И. «Петр Великий» М.: «Мысль» 1994г.;
8. СоловьевС.М. Об истории новой России. — М.: Просвещение,1993;
9. СпиридоноваЕ.В. Экономическая политика и экономические взгляды Петра I,Государственное издательство политической литературы, 1952г., 288с.;
10. ТолкушкинА.В. «История налогов в России. — М.: «Юристь», 2001-432с.;