Реферат по предмету "История"


Причины неэффективности социальной адаптации пауперов в Англии в 16-ом веке

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПЕНЗЕНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ. В.Г. БЕЛИНСКОГО
Реферат
Причины неэффективностисоциальной адаптации пауперов в Англии XVI века
Выполнил:аспирант
первого курсаШабаев А.Н.
Пенза 2010

СодержаниеВведение1. Основные причины пауперизации населенияАнглии в XVI веке и позиция английской монархии в отношении пауперовОсновные причины пауперизации населенияПозиция английской монархии по отношению кпауперам2. Основные причины неэффективности социальнойадаптации пауперовПауперы как класс английского обществаПауперизм как основной источник доходаЗаключение
Список использованной литературы иисточников 
Введение
Актуальностьтемы: Проблема нищенства и бродяжничества всегда была одной из самых острых напротяжении всей человеческой истории. Соответственно, те социальные проблемы,которые существуют сегодня, вытекают из более ранних периодов и находятся вгенетической зависимости от них, следовательно, изучая социальную историюпрошлого, мы можем лучше понять проблемы современного мира. Особенно актуальнойв этом отношении является проблема неэффективной адаптации пауперов в АнглииXVI века: – происходившее в этот период массовое разорение английскогонаселения в какой то степени можно сопоставить с сегодняшними массовымиувольнениями и сокращением доходов людей, вызванных последствиямиэкономического кризиса.
Объект ипредмет исследования. Объектом исследования данной работы являетсяморгинализация или пауперизация английского общества, происходившая напротяжении XVI веке. В качестве предмета исследования выступают бытовая жизнь ипсихология английских моргинализированых слоёв населения.
Цель работы.Целью данной работы является ответить на вопрос, по какой причине пауперов неудавалось вернуть в нормальную общественную жизнь
Задачиработы. Из выше поставленной цели вытекаю следующие частные задачи работы:
·       Выяснить,почему и как происходила пауперизация населения, и почему все попыткианглийской монархии повернуть этот процесс вспять оканчивались крахом
·       Определить,насколько большую роль в неэффективности социальной адаптации сыгралапсихология морганализированного населения
Степеньизученности данной проблемы. Необходимо отметить, что вплоть до сегодняшнегодня данная тема изучалась только историками, в основном обращавшими впауперизации населения на социально-экономические причины данного процесса. Первымучёным, сделавшим акцент на проблему разорения населения и массового нищенства,стал К. Маркс, отразивший её в своём «Капитале».
Позднее темапауперизации населения получила развитие в работах профессора В.Ф. Семёнова,который затронул проблему пауперизации населения в своей статье «Пауперизм вАнглии 16-ого века и законодательство Тюдоров по вопросу о пауперах», сделавосновной акцент на изучении пауперов как социальной группы и, главное, на мераханглийской монархии по борьбе с нищенством.
Как непарадоксально, но эта небольшая статья до сих пор является основной работой поданной тематике, и в последующие десятилетия она лишь дополнялась сведениями,содержащимися в работами исследователей средневековой Англии и учёными изсмежных дисциплин. Среди них можно выделить такие имена, как В.П. Митрофанов(Из истории пауперизма в Англии второй половины 16-ого-середины 17-ого веков»),А.С. Щеглова («Исторически обусловленные пути становления общественногопризрения в Англии, Франции и Германии») и польский учёный Б. Геремек («О процессе становления светской системы благотворительностив странах Западной Европы в XVI–XVIIвв.») и В. П. Винокурова («Нищие в малых городах юго-западнойАнглии в 16 – 17ом веках»).
В целом,можно отметить, что данная тема является малоизученной и нуждается в дальнейшихисследованиях.
Научнаяновизна работы. Новизна работы состоит в том, что проблема пауперизации вАнглии впервые рассматривается не только в социально-экономическом аспекте, нои в аспекте личностной и массовой психологии людей.
Научно-практическаязначимость работы. Научно-практическая значимость данной работы заключается втом, что она может быть использована при подготовке студентов к семинарскимзанятиям по психологии и социальной истории, при составлении докладов ирефератов в университетах и других образовательных учреждениях.
Структураработы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и спискаиспользованной литературы.
Основные причины пауперизации населения Англии в XVI веке и позицияанглийской монархии в отношении пауперовОсновныепричины пауперизации населения
XVI век – этовремя, когда в Англии происходят глубокие и необратимые изменения, затронувшиевсе сферы жизни. Суть этих изменений состояла в том, что средневековаяструктура общества деформировалась и видоизменялась, порождая внутри себя новыеотношения, которые впоследствии станут основой новой формации –капиталистической. В экономике это выражалось, прежде всего, в развитии новыхвидов хозяйства – фермы и мануфактуры. Одновременно с этим (и во многом подвлиянием этого) происходят изменения внутри самого общества – появляются новыесоциальные группы, постепенно деформируются и исчезают старые. Это был сложныйпроцесс, порождавший в обществе множество противоречий и всевозможныхпоследствий, негативно отражающихся на общественной жизни.
Одним изтаких последствий стала пауперизация или массовое обнищание населения. Уже ксередине XVI века в стране появилось огромное количество людей, лишённых жильяи элементарных средств существования. Поскольку организованного учёта пауперовне велось, об общей численности бродяг и нищих можно было догадываться лишьприблизительно. В частности, мэр Лондона в 1594 году заявил, что в Лондоненаходится 12 тысяч нищих и бродяг. Однако некоторые наблюдатели называли и кудабольшие цифры – до 50 тыс., то есть едва ли не четверть населения города. Поданным английского историка Гаррисона, во времена Эдуарда было казнено 72 тыс.бродяг и нищих: хотя данная цифра явно преувеличена, она всё-таки заставляетзаду3маться, особенно если учесть, что население Англии в начале 16-ого века2,5 — 3 млн. человек, а к концу его — 4,1 млн.[1]
Какими жеконкретными причинами было вызван этот негативный процесс и какие социальныегруппы он затронул? Чтобы ответить на этот вопрос, для начала нужно уяснить,что к началу 16-ого века Англия, как и все остальные государства, была аграрнойстраной. Соответственно, изменения, происходившие в английской деревне, былиопределяющими для жизни всего общества. А суть этих изменений состояла в том,что начиная с конца 15-ого века, в Европе стремительно повышается спрос нашерсть. В результате этого многие английские джентри и зажиточное крестьянствоначинают огораживать пахотные участки и превращать их в пастбища. Этот процесс,получивший в научной литературе название огораживаний, вёл к разрушению домов ихозяйственных строений крестьян-держателей, а затем и к их сгону с земли.
Одновременнос этим в Англии, как и в других странах Западной Европы, происходит быстрыйрост, к концу века выросших в 2-3 раза. С одной стороны, этот процессспособствовал разорению населения, с другой – вёл к росту расходов английскихаристократов, тративших колоссальные суммы[2]. Стремяськомпенсировать свои траты, лендлорды прибегали к следующим способам:
1.) постоянноувеличивали крестьянскую ренту за пользование землёй
2.) сдавализемлю в долгосрочную аренду фермерам, которые были одними из наиболее активныхогораживателей
И в том идругом случае это вело к разорению крестьянских хозяйств, обнищанию сельскогонаселения и его последующей маргинализации.
Если сампроцесс разорения английского крестьянства не вызывает сомнений, то вопрос омасштабах этого процесса является в научной литературе дискуссионным. Тем неменее, большинство историков сходятся во мнении, что огораживания иэкспроприация сельского населения носили массовый характер. Так, по подсчётамамериканского исследователя Э. Гэя, в центральных английских графствах затридцать лет (1485-1517 гг.) было огорожено 71 634 акров пахотной земли, т.е.16% всей пахотной площади, а также разрушено 1404 крестьянских хозяйств. Приэтом от огораживаний пострадало 671 селение, а 5851 домохозяев подверглисьэвикции и, потеряв свои хозяйство, превратились в бродяг[3].
/>
Приблизительнотакую же картину можно было наблюдать в других графствах Англии, из чегостановится очевидным, что уже в начале XVI-ого века значительная частьанглийского крестьянства превратилась в деклассированный элемент. Если учесть,что в последующий период количество огораживаний только увеличивается, можносмело говорить о разорении десятков и даже сотен тысяч крестьян, составлявших,таким образом, основной «контингент» армии бродяг и нищих.
Вместе тем,пауперизации в этот период подвергались и другие группы английского общества.XVI век – время быстрого разорения многих ремесленников, попадавших во всюбольшую зависимость от купцов и перекупщиков. Так, в 1539 году лорд хранителькоролевской печати получил жалобу от ткачей Сеффолка и Эссекса, в которой онижаловались на произвол скупщиков и богачей, указывая, что «плата так мала, чтоваши просители ткачи не могут своим трудом поддержать свое бедное хозяйство,хотя они и работают непрестанно…»[4]. Начавшийся вэтот же период процесс замыкания цехов вёл к тому, что значительная частьучеников и подмастерьев потеряла возможность стать мастерами и была низведенадо положения наёмных рабочих, трудившихся в крайне тяжёлых условиях. Посвидетельствам современников, нередко ученики бросали работу в мастерских иотправлялись на поиски случайного заработка, в результате чего, английскиегорода были буквально переполнены людьми без постоянного источника дохода. Поподсчётам историков, ежегодный доход среднего лондонского обывателя колебалсяот 3 до 6,5 фунта в год, или от 6 до 9 пенсов в день. В то же время на самоескромное пропитание для одного человека требовалось 2-3 пенса[5].Если учесть, что среднестатистический англичанин был обременён семьёй и платилмногочисленные налоги, то становится очевидным, что большая часть населениябалансировала на грани бедности, а порой и переходила эту грань.
Впровинциальных городах, где доходы были значительно скромнее, ситуация была ещёболее сложной. Весьма показательна в этом отношении ситуация, сложившаяся вконце XVI века в небольшом городке Солсбери. В конце века несколько плохихурожае вели к росту цен, вследствие чего в 1604 году местные власти быливынуждены признать, что около пятой части населения города нуждается в помощи.В дальнейшем проблемы сохранились: в 1620-е гг. городские власти сделали вывод,что до половины населения города пауперизировано, и число бедняков в городесоставило 3 тысячи человек, из них больше тысячи не имели работы. Тогда же изгорода было выслано несколько сотен бродяг, среди которых наряду с пришлымикрестьянами оказалось больше сотни разорившихся и потерявших жильё горожан. Появлениюв городах новых нищих бродяг также способствовала и политика властей по борьбес перенаселением городских домов, нередко даже выселяя из них родственниковдомовладельцев. Так, в 1563 году лондонцу Эндрю Хэму было приказано удалить изсвоего дома сестру под угрозой штрафа в 40 шиллингов[6].
Ещё однимисточником пауперизации стала проведённая при Генрихе VII секуляризация. Впериод с 1536 по 1539 годы в Англии было закрыто 376 монастырей[7].И, как свидетельствует английский историк Мортон тысячи монахов потеряли крышунад головой, превратились в бездомных бродяг, фактически исчезнув каксамостоятельный слой общества. Такая же участь постигла и многочисленный бедныйлюд, получавший от монастырей материальную поддержку. По приказанию того жеГенриха VII аристократы распустили свои многочисленные феодальные дружины. Вследствиеэтого на улицу оказалась выброшена многочисленная группа людей, которая, вотличие от монахов, ещё и не была приучена к физическому труду. А если учесть,что дружинники не знали никакого другого дела, кроме, военного, то вряд листоит удивляться, что по ходу XVI века в Англии увеличилось количестворазбойничьих банд, занимавшихся вооружённым грабежом.Позицияанглийской монархии по отношению к пауперам
Количествобродяг, заполонивших улицы городов и дороги Англии, была настолько велико, чтовызывало беспокойство у правящей элиты, побуждая, таким образом, государство крешительным мерам. Следствием этого стали так называемые законы о бедных.Первые законодательные акты, связанные с бродяжничеством, выходят ещё в концеXVI века или, точнее говоря, в 1495 году. Впоследствии подобные акты сталивыходить десятками, что позволят говорить, что проблема борьбы с нищенством ибродяжничеством была одним из важнейших направлений английскогозаконодательства.
Анализируя законодательныеакты, в них можно выделить 2 основные стороны: позитивную и репрессивную. Репрессивнаясторона особенно ярко проявлялась в ранних актах (1530, 1536 и 1547 года). Сутьзаключалась в том, что государство пыталось прикрепить бродяг к одному месту ипринудить трудоспособных пауперов заниматься трудом под угрозой различныхнаказаний, подчас очень жестоких. Например, согласно акту от 1530 годазадержанного нищего наказывали следующим образом. Его приковывали к телеге,которая ехала через город или селение и на протяжении пути наносили ударыплетью до тех пор, пока «тело не покрывалось кровью». После этого с паупера браликлятву, что он вернется на свое прежнее место жительства (место рождения или томесто, где он прожил не менее трех лет) и займется работой[8].Каждому наказанному бродяге выдавалось удостоверение, в котором указывалось,что он действительно был наказан в таком-то месте и в такое-то время. Еслинищего вновь ловили не в той местности, где ему было приписано жить, то онвновь подвергался той же процедуре. Не меньшей жестокостью отличался акт 1547года, по которому на его груди следовало выжигать букву «V», после чего егоотдавали на два в рабство года к состоятельному соседу или тому лицу, котороедонесет на нищего. Если бродяга пытался бежать, и его ловили, то его секлиплетьми и на лбу у него выжигалась буква «S», он превращался в раба пожизненно.В случае, если раб бежал в третий раз или отказывался от работы, то егонадлежало казнить.[9]
Одновременнос этим английские власти начинали осознавать, что только одними репрессиямиэтой проблемы решить нельзя. В результате, начиная с 1536 года, в государственныхактах о отчасти признается, что часть пауперов стали таковыми вне зависимостиот своей воли и, значит, имеют право на помощь со стороны государства. Согласноакту 1547 года во всех приходах устанавливалась обязательная помощь нищим ибездомным беднякам. В этом же году был проведен первый сбор в Лондоне в пользубедных. Сборщикам предписывалось «мягко просить и требовать платы». Однаколондонские жители особенного сочувствия к обездоленным не испытывали, и попыткисбора денег подобным образом всегда заканчивались провалом. По ходу 16-ого векаэти сборы эволюционировали от добровольных взносов до обязательного налога, чтобыло окончательно зафиксировано статутами 1597 и 1601 года.
Одновременнос этим продолжала развиваться благотворительность. В частности, возлеобщественных мест часто выставлялись специальные ящики для сбора пожертвований.Около таких ящиков обычно стояло двое престарелых нищих, которые были должны«опустив глаза, скорбным, но достойным тоном повторять фразу: «Умоляем вас,ради Бога, не забывайте бедных»[10].
Другим важнымнаправлением в политике государства стало создание рабочих мест для пауперов наместах. Ряд статутов предписывали отдавать нищих и их детей в услужение ксостоятельным жителям прихода. Кроме того, статуты 1572 и 1576 годовпредписывают создание «работных» домов, куда заключались «злостные и ленивые»бродяги. Официально заявлялось, что эти меры преследуют цели дать нищимвозможность содержать себя и приучить их к труду, причем основным «инструментомобучения» была, как правило, плеть.
В целом же,нужно констатировать, что социальное законодательство этого периода так и нерешило поставленных перед собой основных задач. Разумеется, социальная политикаанглийской монархии не всегда была оптимальной, однако ее нельзя обвинить вполной пассивности и нежелании решить в данный вопрос. Решить данную проблему втот временной период было невозможно в принципе, так как аграрная революция вАнглии и экспроприация населения продолжались, единственное, что могла делатьанглийская монархия, это удерживать количество бродяг на определенном уровне иослаблять социальную напряженность, с чем она по ходу 16-ого – середины 17-оговека в целом справлялась.
Однако еслиговорить о результатах в плане социально адаптации пауперов, то результаты быливесьма печальны: в дошедших до нас источниках нет ни одного упоминания илипримера, где говорилось бы, что паупер покончил со своим антисоциальным образомжизни и стал добропорядочным членом общества.
2. Основные причины неэффективности социальной адаптации пауперовПауперыкак класс английского общества
Почемуполитика английской монархии, проводимая на протяжении более чем ста лет,оказалась настолько неэффективной? Несомненно, это было предопределено рядомсложных экономических и социальных процессов. Однако во всех государственных актахнаряду с этим указывалась ещё одна причина – нежелание «злостных» бродяг инищих заниматься честным трудом. Обоснованно это утверждение? На первый взглядкажется, что не особенно – из предыдущей главы достаточно очевидно, чтоподавляющая часть пауперов оказывались на этом поприще отнюдь не добровольно.До того, как стать бродягами, они жили в рамках общества, занимая там какую-тосоциальную нишу, имели жильё и определённый доход, и вернуться ко всему этомудолжно было быть верхом их мечтаний.
Однако вдействительности значительная доля нищих не желала слышать о возврате кнормальной жизни не под каким видом. В качестве примера можно привести отчётодного из бейлифов города Ньюкасл, относящегося ко второй половине XVI века[11].Там местные власти провели своего рода социальный эксперимент: несколькимдесяткам трудоспособных бродяг в предместьях города были выделены небольшиеучастки и жильё, а также необходимые для сельхозработ инструменты и жильё.Предприняв это, представители власти рассчитывали, что пауперы смогутобеспечивать себя пропитанием и постепенно приучатся к труду. Результаты,однако, оказались совершено иными. Не прошло и 2 месяцев, как часть«земледельцев» исчезла в неизвестном направлении, а те, кто остался, вместотого, чтобы работать, предпочитали шататься по окрестностям или выпрашивать у чиновниковкакую-то дополнительную помощь[12].
Весьмапоказателен в этом отношении и другой пример, относящийся, правда, уже к XIX веку. Тогда некое «Общество коммерсантов» предложилотрудоустроить всех лондонских нищих на трехдневную работу. Из 727трудоустроенных нищих только 174 человека явились на работу, из них 37проработали до полудня, взяли половину суммы и исчезли, 68 проработали довечера, 51 — два дня и лишь 18 человек трудились все три дня, после чегополучили постоянную работу[13].
Почему жепауперы не захотели жить работать? Очевидно, ответ на этот вопрос следуетискать в психологии этих людей. Тот образ жизни, который они вели, несомненно,накладывал отпечаток на их образ мышления, формируя в их психике рядхарактерных черт. Одна из них – негативное отношение к труду – которое, помнению современных психологов, формируется у большинства бродяг после полугодапроживания на улице. Фактически с этого момента начинается деградация личности,пауперы уже стремятся не к тому, чтобы заработать блага, а к тому, чтобыполучить их ничего не делая, стараются искать «халяву», то есть бесплатноепитание, одежду и обувь.
Нужно,отметить, что негативное отношение к физическому труду во многом формировалосьпод влиянием проводимой государством политики. В качестве наиболее яркогопримера можно взять «исправительные» или работные дома, (house of corretion)куда помещались бродяги, которые побирались, отказывались от предлагаемойработы или выполняли ее плохо и небрежно. Несмотря на то, что в законе всяческиподчеркивалось, что главная цель «исправительного дома» – перевоспитание нищихи приучение их к труду – это едва ли соответствовало действительности.Помещённые (хотя было бы вернее сказать «заключённые») в работный дом пауперы,в среднем, трудились 13 часов в сутки зимой и 15 часов – летом.Предусматривалось лишь два перерыва: 30 минут на обед и 15 минут на молитву[14].За любые проступки, даже самые мелкие, нищие строжайшим образом наказывалисьплетьми, а в рабочем доме в Винчестере этой процедуре сразу подвергались всевновь прибывшие «воспитанники», видимо, в целях профилактики. На содержаниеодного нищего в день выделялся всего 1 пенс, что было явно недостаточно (всередине 16-ого века на содержание одного человека требовалось 2-3 пенса вдень, а к концу века цены значительно выросли). Если паупер пытался бежать, тоего наказывали плетьми, а затем приковывали к рабочему месту цепями[15].
Очевидно, чтопосле такой «педагогики» у людей было только одно желание – поскорее выбратьсяиз этой тюрьмы, а шансы, что бродяга вернётся к нормальной жизни и станетработать, равнялись нулю. Вдобавок к этому, выходящие или сбежавшие изработного пауперы были серьёзно озлоблены на общество, подсознательнопротивопоставляли его и себя. Это чувство ещё более усиливалось негативнымотношением к пауперам не только государства, но и осёдлого населения. Хотястоит отметить, что в последнем случае всё было далеко не так однозначно. Содной стороны, жители городов действительно смотрели на бродяг как начужеродный элемент, как на источник повышенной опасности, от которого неплохоизбавиться. Особенно в этом отношении были показательны северные графства иШотландия, почти не затронутые в XVI веке огораживаниями: местное населениерассматривало пришлых с юга бродяг не только как чужаков, но ещё и как источникдешёвый рабочей силы, серьёзно сбивавший расценки на рынке труда[16].А введённый повсеместно налог в пользу бедных давал повод населению (к слову,отнюдь не рвавшегося его платить) смотреть на пауперов ещё и как нанахлебников, паразитов на теле общества.
Вместе с тем,отношение к пауперам, зачастую, сильно дифференцировалось. Обычно людиотносились более снисходительно к нетрудоспособным нищим, малолетним детям,старикам. Кроме того, практика того времени показывала, что жители любогогорода предпочитали поддерживать своих, а не пришлых нищих и бедняков. Так, водном из приходов Лондона хлеб и небольшие суммы раздавались только тем, ктопрожил в городе не менее 7 лет и полностью утратил трудоспособность[17].Кроме того, помощь оказывалась некоторым местным рабочим, зависевшими отсезонных работ и также периодически нуждавшихся в социальной помощи. Подобныераздачи всегда происходили в присутствии стражи и чиновников, которые наблюдализа порядком и следили за тем, чтобы помощь получали лишь те, кто занесен всписки.
Висключительных случаях нищим предоставлялся шанс не только получать милостыню,но и завести собственное дело. Так, в конце XVI века, по инициативе группыпуританской элиты, город Солсбери город привлек женщин к работе в торговле, атакже предоставил кредит на два года нескольких дюжинам молодых бедняков приусловии предоставления ими работы другим беднякам в качестве ремесленников,установил, что работный дом должен стать не только исправительным заведением,но и местом обучения торговле детей бедноты[18].
Однако оба вышеперечисленныхпримеры не являются типичными для Англии XVI века. Вдобавок к этому, категории,которым общественность оказывала поддержку, не являлась настоящими маргиналамив полном смысле этого слова. Большая часть нищих и бродяг, скитавшихся поАнглии, не относилась к вышеперечисленным категориям, и, следовательно, немогли рассчитывать на подобное отношение. Их уделом обычно былогипертрофированное чувство свободы и независимости, а также отчуждение отвраждебного социального мира, бравирование бесполезностью своего существования:дескать «сами живем – казне дохода не даем; сами умрем – и казна наспохоронит». У большинства пауперов со временем формировалось гипертрофированноечувство стабильности – достигнув самого дна, человек осознавал, что опускатьсяниже просто некуда, и хуже уже не будет.
Большинствобродяг также были склонны не говорить о своём прошлом, а придумывать о себе«легенду», оттачивая её с каждым днём всё более и более, до такой степени, чтопорою сами начинают в неё верить. Часто это делалось с тем, чтобы защитить себяот возможных нападок других бродяг[19].
Двавышеуказанные черты пауперов – негативное отношение к труду и отчуждение от общества– имели одно важное последствия. С одной стороны, невольно принимаяобщественную установку, они чувствовали себя выброшенными из общества изгоями иотлично понимали, что возвращение к нормальной жизни уже не представляетсявозможным. С другой, они видели вокруг себя великое множество подобных себелюдей, так же утративших своё место в обществе и опустившихся на социальноедно.
Оба этихфакторов были должны неизбежно привести к тому, что у пауперов неизбежно должносформироваться понимание о себе как об обособленной социальной группе, группе сособенным самосознанием и мировоззрением. В свою очередь, это пониманиенеизбежно вело к тому, что у пауперов должны были возникнуть соответствующаясамоидентификация и стремление объединиться в сообщество, в рамках которогонищие и бродяги отнюдь не чувствовали своей ущербности. Как правило, бродяги,живущие в одном районе города, образовывали своеобразное сообщество или коммунусо своими правилами и обычаями, в которой они жили и проводили свой досуг, воспитывалидетей. В этот период в Англии появляется термин «wild rogues», использовавшийсядля обозначения наследственных бродяг, т. е. родившиеся от родителей-бродяг.Поскольку детская психика восприимчива гораздо больше, чем у взрослых людей,логично можно предположить, что выросшего в такой среде ребёнка вернуть кнормальной жизни было уже не возможно в принципе. Английские власти этопонимали: на местах констеблям и бейлифам приписывалось отбирать у бродяг детейв возрасте от 5 до 13 лет, даже против воли родителей. Дети отдавались вобучение, где они должны были освоить какое-нибудь ремесло. Девушки были должныоставаться в доме хозяев до двадцати лет, юноши до 24 лет[20].
Однако длярешения проблемы малолетних нищих подобных одиночных акций было явнонедостаточно.
В рамкахсвоего сообщество не только признавали друг друга, но и проявляли своеобразнуюзаботу. В частности, один из современников сообщает, что наблюдал сцену, когдапожилая женщина, остановившись рядом с подростком, собирающим милостыню, сталадавать ему советы, как себя вести: протягивать к прохожим не ладонь, а глинянуюкружку, персонально обращаться к тем прохожим, которые поднимают глаза наподростка[21].
Обмен ценнойинформацией является примером реципрокного альтруизма в среде самих нищих.Кооперация между нищими проявлялась и в других действиях: распределении времени«работы» на доходном месте; дележом «атрибутов» нищего – так знакомые нищие моглипросить, используя одну и ту же собаку или одного и того же ребенка. Чтохарактерно, некоторые нищие даже могли делиться доходами со своим ближним –нередко более успешные «добытчики» угощали других едой и выпивкой, что,понятно, поднимало их авторитет в глазах товарищей. Одновременно с этим каждая артель ревностно оберегала свои места и не допускалачужаков. Не только паперти церквей, но даже места на этой паперти и часыраспределены между отдельными лицами. Нищий, который просит во время обедни,обязан уступить свое место товарищу на время всенощной и вечерней.
Социальностьбыла присуща этим маргиналам и на другом, более высоком уровне. Бродягисоздавали своего рода союзы, цехи, во главе которых стояли «старшие» или«мастера», которым рядовые члены были обязаны строгим послушанием. В качествеглаварей обычно выступали бродяги, отличавшиеся большой физической силой иимевшими большой авторитет[22]. Нередко,разбойничьи отряды возглавляли командиры феодальных дружин и разорившиесярыцари.
Посвидетельствам современников, подобные организации нередко включали в себясотни членов и пользовались огромным влиянием [23].
В качественаиболее известного примера, относящегося, правда, не к Англии, а к Франции,можно назвать получивший европейскую известность парижский «Двор Чудес»,находившийся недалеко от Порт-Сент-Дени, между улицей Нев-Сент-Совер ипереулком Филль-Дье. Польский учённый Гермик, занимавшийся изучением нищенствав Западной Европе, описывает его следующим образом: это было пространство, совсех сторон окружённое низкими постройками из глины и грязи, в которых обиталинищие. Как пишут историки, здесь «никто не имел ни веры, ни нравов, незнал ни крещения, ни причащения, ни брака». У нищих был собственный король- великий Костер. Подданные Костера попрошайничали на улицах Парижа,представляясь хромыми, горбатыми, изувеченными солдатами и выставляя напоказсвои язвы и болячки. Возвратившись в свои Дворы, «убогие» сновачудесным образом обретали здоровье — именно поэтому эти дворы и получилиназвание Дворов Чудес. Сунуться во владения Костера не осмеливался ни одинпредставитель власти, ибо живым он бы оттуда уже не вышел. «Ассоциациянищих» имела не только своего верховного главу, свои законы, но и свойсобственный язык (арго), который переходил от одного поколения жуликов кдругому и выполнял двоякую функцию: распознавание и изоляцию. Его основу составляли смысловые перевертыши: поплатиться занищенство или воровство – «сгореть»; переодетый полицейский – «паук». Главныеприближенные великого Костера управляли кварталами, или провинциями. Они обучалиновичков своему языку, преподавали искусство обкрадывать купцов, резатькошельки, которые тогда носили на поясах, приготовлять мазь для фальшивых ран иуметь обманывать народ жалобами. Иерархия попрошаек делилась на несколькокатегорий. На низшей ступени стояли так называемые «сироты» — мальчики, которые в числе трех или четырех бегали на улицах почти нагие, дрожаот холода. Значительно вольготнее себя чувствовали взрослые бездельники,которые ходили по улицам в хороших фуфайках и плохой обуви, большею частью по два,крича о себе, что они купцы, разоренные войной, пожаром или другимислучайностями[24].
Данный примерявляется весьма показательным, так как отражает две другие тенденции. Первая изних заключалась в том, что, несмотря на одинаковую психологическуюсамоидентификацию, пауперы можно было условно разделить на 2 большие категории.Заметим, что примерно такое же деление произвёл и английский публицист тоговремени Гарриссон, деливший нищих по их способности к труду и возможности зарабатыватьсебе на пропитание.
Перваякатегория он обозначил как «пауперы по немочи», сюда относились все бродяги, неимевшие физической возможности заниматься работой и заботиться о себе:малолетние сироты, пожилые немощные люди, калеки и инвалиды, а так жетяжелобольные люди. В эту категорию Гаррисон включал так же и разорившихсякрестьян[25]. Во вторуюкатегорию Гаррисон выделяет «злостных, упорных и нерадивых» бродяг, которыепросто не желают честно трудиться, обозначая их как « воров и прожорливыхгусениц в обществе». К данной категории бродяг Гаррисон относится резко отрицательно,они не заслуживают права на помощь[26].
Вторая особенностьзаключается в том, что внутри сообщества пауперов существовала не толькосоциальная лестница, но и весьма своеобразное разделение по профессиям испециализации. Впрочем, об этом ещё будет сказано ниже.
В целом же,тот факт, что у пауперов имелся свой социум, не вызывает сомнений ни у одногоиз современных исследователей. Нищие действительно образовывали отдельный пластобщества со свойственными ему правилами поведения, стилем жизни и дажесвоеобразным моральным кодексом. Что характерно, у нищих и бродяг имелся дажесобственный фольклор, имевший мало что общего с фольклором и культуройтогдашнего английского общества. У бродяг существовал свой жаргон и своиспециальные термины, которые хотя и не были настолько специализированы, каквышеупомянутый «арго», всё же зачастую были малопонятны для посторонних. ВАнглии Тюдоров и Стюартов ходило немало песен и стихотворений, рассказывающих отяжелой жизни обездоленных, но в то же время наполненных специфическойромантикой, появляется даже особый жанр литературы. Так, в 1561 году выходит всвет «Братство бродяг» Джона Оделэ, а спустя 5 лет, в 1566 году, появляетсятруд Томаса Гармана «Предостережение относительно мошенников». Весьма подробноданную проблему освятил и Гаррисон в своей работе «Описание в Англии», вышедшейв 1578 году. В 1665 году в Лондоне вышел в свет сборник «Английский бродяга»,обобщающий в себе целый комплекс подомных произведений народного творчества ирассказывающий о жизни обездоленных[27].
Пауперизмкак основной источник дохода
Слово бродягаи нищий всегда ассоциируются с такими понятиями, как бедность и нужда. Именнопо этой причине люди превращались в маргиналов, это же бремя они продолжалинести всю свою оставшуюся жизнь. В то же время приходится признать тот факт,что, несмотря на отсутствие постоянной работы, пауперы всё же изыскивалисредства к существованию. Боле того, нередко возникала парадоксальная ситуация,при которой нищенский «промысел» приносил куда большие доходы, чем реальнаяработа. В этом отношении весьма показательны исследования, проведённые средикитайских безработных в 30-ые годы XX века: тогда многие уволенные рабочие кудивлению отмечали, что когда их семья стала жить за счёт сбора подаяний, общееблагосостояние значительно выросло – пусть даже и в ущерб репутации[28].
Нет основанийсчитать, что ситуация в Англии XVI века имела какие-то принципиальные отличия.Напротив, многие современники отмечали, что доходы нищих зачастую с лихвойхватало не только на обеспечение насущных нужд, но и позволяли накопитьопределённые средства. Особенно, это касалось профессиональных нищих – современем адаптируясь к этой роли, они совершенствовали и осваивали новые, болеедейственные средства воздействия на потенциальных подающих, их самосознаниетрансформируется с учетом повседневной действительности. Помимо дохода в этой«работе» просматривались и другие явные преимущества, например, ненормированныйрабочий день, относительная личная свобода, легкие деньги и пр. В ситуации,когда человек зарабатывает попрошайничеством больше, чем стоя в недавнемпрошлом у станка, любые попытки социальных работников, направленные нареабилитацию нищих, зачастую оказываются неэффективными[29].
Собиравшихмилостыню пауперов можно было, опять-таки, согласно классификации Гаррисона,выделить две основные категории. К первым относились «легитимные» нищие,занимающие данную социальную нишу ввиду своей физической нетрудоспособности –пожилые люди, калеки, больные и малолетние дети. Данная категория была, однойиз немногих, пользовавшихся определённой протекцией со стороны государства.Так, английская монархия юридически разрешила им заниматься сбором милостыни,составлявшей основу существования данной категории лиц. Ещё при Генрихе VIIIнеспособные к физическому труду нищие получали свидетельства, разрешавшие имсбор подаяния, правда, обычно в пределах своей сотни, что отражало стремлениевластей прикрепить паупера к одному месту. Ещё одной мерой по поддержанию этойкатегории стала организация общественной помощи. Тогда же на местах началиорганизовывать пункты, где находились пища и одежда для бедняков. Известныслучаи, когда в пользу этой категории делали крупные пожертвования состоятельныелюди. Так, умерший в 1527 году серебряных дел мастер Генри Смит в своемзавещании указал, что часть его средств следует раздать бездомным нищим[30].
В целом,положение этой группы можно характеризовать, как относительно стабильное. Людиимели пускай и скудный, но надёжный источник существования, и, ввиду своейнетрудоспособности, едва ли могли рассчитывать на что-то большее.Соответственно, это порождало у людей чувство пассивности и безразличия,отсутствие желания что-то менять в своей жизни.
Разумеется,эти чувства были присущи и другой категории – «злостным» бродягам, хотя и вменьшей степени. Некоторые из них, напротив, смотрели на свои нищенские занятияне как на способ существования, а как на способ заработать, причём, нередкоспособ довольно прибыльный. Наряду с «легальными» попрошайками у прохожихвыклянчивали деньги и вполне трудоспособные лица. Нередко, стремясь разжалобитьпрохожих, они имитировали всевозможные раны и увечья. В частности, в«Английском бродяге» указано, что многие пауперы, чтобы разжалобить прохожих,делали себе искусственные язвы на коже. Для этого изготовлялась смесь негашенойизвести, мыла и ржавчины. Эту мазь приматывали к ноге, после чего она начиналабыстро разъедать кожу, на которой возникали ужасные на вид язвы. Многие бродягисчитали, что эти увечья кормят их, дают средства к существованию. Данный фактбыл в то время хорошо известным и у многих вызывал иронию. В 1550 году поэтКроули даже написал по этому поводу следующее ироническое стихотворение:
Я видел двухнищих калек под забором,
Что занятыбыли таким разговором:
О страшныхнарывах судили они
Багровых, отсамых колен до ступни.
— С любовьювзираю на ногу свою
За язвы яБогу хвалы воздаю!
— Я так же, — с восторгом воскликнул другой,
— Краснеютболячки студеной зимой!
Без этоготщетно пришлось бы взывать
И деньги набедность свою собирать.
Пришлось бызаняться
Тяжелымтрудом
И гнуться,быть может,
Под гибкимбичом [31].
Другая частьпрофессиональных нищих выбирала более активный способ попрошайничества,предпочитая бродить по городу в поисках сердобольных прохожих. Весьмапопулярными среди них были такие приёмы, как «круговая» – сбор милостыни всубботу, когда нищие без разбору обходят все лавки или «стрельбу по знакомымместам», т.е. совершать планомерный обход домов состоятельных граждан, ужеизвестных своей благотворительностью.
Нередко длятого, чтобы облегчить свою деятельность, пауперы вступали в сделку с местнымивластями. Так, в середине XVI века в Линкольншире было зафиксировано, чтонаселение одной из деревень заключали сделки счиновниками, покупая у них документы, разрешавшие им собирать пожертвования. Свесны до осени пауперы ходили по округе, собирая подаяние, а, возвратившись,отдавали чиновникам часть, денег, оставляя себе всё остальное. После этого вдеревне начиналось повальное пьянство, которое продолжалось до зимних холодов.Крестьяне другой деревни, расположенной по соседству занимались таким жепромыслом, а тем, кто пытался предложить им работу, объясняли: что им гораздовыгодней и проще добывать пропитание сумою, чем сбивать руки на тяжёлыхработах.
Упомянутаявыше «нищенская» литература буквально изобилует многочисленными приёмами,используемыми пауперами для того, чтобы заработать денег. Так, одна мать, пословам учёного и современника тех событий Полиана,рассказала ему, что её ребенок был крещен несколько раз, так как каждоекрещение приносило ей определённую сумму денег и чистое платье[32].Другая предприимчивая женщина использовала следующий трюк: она, одетая в черноевдовье платье, падала в фонтан, когда дамы и господа выходили из церкви. Ее спасали,она умоляла найти оброненные четки и молитвенник и вскользь упоминала, чтодавно не ела, потому что копила на церковную свечу. Она якобы шла помолиться заединственного сына, который служит в далеких колониях. Без подаяния «вдова»обычно не оставалась. Другие умельцы разыгрывали сцены с голодными обморокамивозле кондитерских, припадки эпилепсии, когда кусочек мыла помогал симулироватьпену на губах, и т. п.[33]
Помимо этих «импровизаторов» существовали и другие категориинищих, предпочитавших сбору милостыни более активные действия, нередко,откровенно антисоциального и даже криминального характера. Даная категориябродяг делилась на так называемые профессии, которые в средневековой Англииисчислялись десятками. Так Гаррисон и Герман насчитывают целые 23 категории«преступных нищих»: 14 категории приходится на бродяг-мужчин и девять – нанищенствующих женщин. Анализ этих групп вскрывает ряд любопытных черттюдоровского общества. Деклассированные элементы, «внезапно вырванные изобычной жизненной колеи», становились преступниками, в то же время копируя тосамое общество, из которого они так грубо выбрасывались. Мелкое воровство бродягмаскировалось обычно мелочной торговлей или каким-нибудь ремеслом. Рядпрофессионалов-нищих усваивал названия действительных профессий, но уже не вреальном, а в ироническом смысле. Некоторые преступные профессии говорили обывшей связи пауперов с сельским хозяйством (например, распространенная воровскаяпрофессия конокрадов). Приведём для примера несколько категорий пауперов-мужчин[34]:
1. Rufflers (отслова «Ruffle» — гофрированные манжеты) — так назывались «привилегированный')бродяги из бывших феодальных вассалов, членов феодальной свиты (retainers).
2. Uprightmcn— «старшие», или «мастера», вожаки той или иной группы бродяг, или вообще«самостоятельный» бродяга, обычно «со стажем» и воровским опытом.
3. Hookers,или anglers, ночные воры (от слов «hook» — крюк или «angle» — удочка), воры,специализировавшиеся на краже сукон и прочих вещей из открытых окон при помощипалок, снабженных крючьями.
4. Priggers ofprancerz — конокрады (от староангл. «prancer» — конь).
5. Fratcrs —«братья», мнимые служащие госпиталей, а также мнимые частные поверенные —прокторы.
6. Abrams,или abramsmen,— «авраамы», «авраамовы люди» — мнимые сумасшедшие, симулирующие безумие.
7. Freshwater mariners, или whiphicks,— люди, выдающие себя за потерпевшихкораблекрушение.
В рядеисточников сообщаются такие названия таких нищенских «профессий», как овчины,верстаки, напильники, кулаки, корзинщики и др. Не приходится сомневаться, что вдействительности этих воровских профессий было гораздо больше. Кроме того,известны несколько терминов, использовавшихся для дифференциации разбойничьихгрупп, собиравшихся для налётов на отдельные дома или торговые обозы. Подобныеявления, особенно на севере Англии, в XVI веке были не редкостью.
Вкратцеподводя итоги данной главы, необходимо сделать следующие выводы: пауперизм былдля большой части нищих и бродяг не только образом жизни, но и источникомдоходов. По источнику дохода нищих можно было условно разделить на три основныекатегории. Первая – нетрудоспособные нищие, пожилые люди, малолетние дети –имела официально подтверждённое государством право на сбор милостыни, а такжемогла рассчитывать на общественную помощь и частную благотворительность. Втораягруппа состояла из профессиональных нищих, смотревших на сбор подаяния не какна средство к существованию, а как на свою работу, причём работу весьмаприбыльную. Зарабатывая таким образом, представители этой группы нередкопроявляли большую изобретательность и хорошее знание человеческой психологии.Наконец, третья группа состояла из лиц с ярко выраженными криминальныминаклонностями, которые в связи со своей специализацией делились на «профессии».Доход последних двух категорий часто не ограничивался социальным минимумом тоговремени и нередко превышал ту зарплату, которую паупер мог получить за честныйтруд. Таким образом, значительная часть пауперов, даже находясь вне рамокнормального общества, тем не менее, имели доступ к средствам существования, чтопозволяет говорить о пауперизме как об источнике дохода.
Заключение
Основныевыводы по данной работе можно сформулировать следующим образом. Вследствиесоциально-экономических изменений, произошедших в Англии XVI века, значительнаячасть населения Англии оказалась выброшенной из нормальной жизни общества,превратившись в маргиналов или пауперов. Основным контингентом, постояннопополнявшим эту категорию, были разорявшиеся крестьяне, подвергалисьпауперизации и другие слои английского общества. Количество бродяг и нищих былонастолько велико, что это вызывало беспокойство английских властей. Следствиемэтого стало издание многочисленных «законов о бедных», основной целью которыхбыло заставить бродяг и нищих вернуться на прежнее место жительства и покончитьс их социальным образом жизни. Однако все предпринимаемые меры английскоймонархии были либо малоэффективны, либо приносили мало результата.
Не вызываетсомнения, что наряду с объективными экономическими факторами социальной адаптациипауперов препятствовали и некоторые аспекты их собственной психологии. Первыйиз них – негативное отношение к физической работе, которое формировалось улюдей под влиянием их образа жизни и теми условиями труда, которые импредлагало или, что было гораздо чаще, принуждало государство. Негативноеотношение к пауперам со стороны государства порождали у этих людей чувствооторванности, протеста, противопоставления себя и общества, что также являлосьдополнительным психологическим барьером для возвращения к нормальной жизни, атакже способствовало самоидентификации бродяг и нищих, подсознательнопринимавших общественный ярлык и выстраивая соответствующую модель поведения.
Количествобродяг было так велико, что они нередко образовывали своеобразные сообществаили коммуны, которые заменяли им нормальную общественную среду. Таким образом,происходила своего рода подмена – будучи выброшенным из одной социальной среды,паупер оказывался в другой, где он уже не чувствовал себя изгоем и даже могповысить свой социальный статус. Иногда сообщества пауперов достигали такогоуровня организации, что о ней смело можно было говорить как о «обществе внутриобщества». В результате, пауперов, живших в Англии XVI века можно рассматриватьне только как маргинализированные элементы, но и как отдельный слой общества,имеющий свои психологически особенности, свою субкультуру, традиции и дажефольклор.
Вместе с темследует отметить, что природа пауперизма двояка. С одной сторон, нищие ибродяги относились к данной категории ввиду недостаточной материальнойобеспеченности. С другой, как не парадоксально, именно та социальная роль,которую они были вынуждены занимать, обеспечивала им средства к существованию.Это была милостыня, частная благотворительность, помощь от государства. И большаячасть пауперов, особенно трудоспособных, рассматривала подаяния не как помощьот общества, а как источник заработка, как на работу, причём работу довольновыгодную. Вследствие этого среди пауперов появляются «профессиональные нищие»,отличительной чертой которых были тонкое знание человеческой психологии,коммуникативность и находчивость. Кроме того, в это период появляется целый ряддругих нищенских профессий.
Основной итогможно сформулировать так – ввиду склада своих психологических особенностей именталитета большая часть пауперизированного населения не желала возвращаться кнормальной жизни, даже если у них была такая возможность. Этот фактор, наряду спродолжавшимся разорением английского населения, стал одним из главныхпрепятствий, мешавших английскому государству проводить активную политику вобласти социальной адаптации пауперов.
Список использованной литературы и источников
1.     БалабановаЕ.С. Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегии “негативнойадаптации” // Социологические исследования. 1999. № 4
2.     БутовскаяМ.Л., Дьяконов И.Ю., Ванчатова М.А. Бредущие среди нас. Нищие в России истранах Европы, история и современность, М.: «Научный мир», 2007.
3.     ВинокуроваВ.П. Нищие в малых городах юго-западной Англии в 16 – 17ом веках»// сборник«Средние века», выпуск 59, с. 142 – 148
4.     ГеремекБ.О процессе становления светскойсистемы благотворительности в странах Западной Европы в XVI–XVII вв.. М.: Просвещение 1990,с. 657
5.     ГоленковаЗ.Т., Ичитханян Е.Д., Казаринова И.В. Маргинальный слой: феномен социальнойидентификации // Социологические исследования. 1998. №8.
6.     ГолосенкоИ.А. Нищенство как социальная проблема (Из истории дореволюционной социологиибедности) // Социологические исследования. 1996. № 7-8
7.     ДмитриеваО.В. «Социально — экономическое развитие Англии в XVI веке» М.: МГУ, 1990, с.134
8.     МарковкинаС.Г. Особенности социально-психологической адаптации лиц пожилого и старшеговозраста // Образование и социальное развитие региона. Барнаул, 1995. № 3-4. с.164-167
9.     МарксК. «Первоначальное накопление капитала»//«Капитал», книга 1. М: Издательствополитической литературы, 1983, с. 905
10.    Минаева Т.Г. «Судысправедливости в Англии в 14 – 16 веках»// Новая и новейшая история», №4, 2005г.// с. 125 – 132
11.    Митрофанов В.П. «Изистории пауперизма в Англии второй половины 16-ого – середины 17-ого веков»//сборник «Актуальные проблемы исторической науки и творческое наследие С. И.Архангельского». Нижний Новгород, 2007, с. 82 – 84
12.    Митрофанов В.П. «Изистории социальной политики английской монархии второй половины16-ого – первойтрети 17-ого веков»// сборник «В поисках нового: Европа и Россия в современнойотечественной историографии». Арзамас, 2007, с. 68 – 79
13.    Мор Т. «Утопия»//Издательство «Наука» М: 1947, с. 238
14.    Мортон А.Л. «ИсторияАнглии» М: Издательство иностранной литературы 1950, с. 364
15.    Семенов В.Ф. «Раннеекапиталистическое фермерство в Англии в первой половине 16 – первой половине17-ого веков»// сборник «Генезис капитализма в сельском хозяйстве ипромышленности, М: 1965, с. 180 – 204
16.    Семенов В.Ф. «Пауперизм вАнглии 16-ого века и законодательство
Тюдоров по вопросу опауперах»// сборник «Средние века», выпуск 4, М: 1953, с. 210 – 224
17.    Тревельян ДжМ. «Социальнаяистория Англии». Издательство иностранной литературы, 1969, с. 408
Тюдоров по вопросу опауперах»// сборник «Средние века», выпуск 4, М: 1953, с. 210 – 224
18.    Штокмар В.В. «Очерки поистории Англии». Издательство Ленинградского университета, Л. 1962, с. 160
19.    Щеглова А.С. Историческиобусловленные пути становления общественного призрения в Англии, Франции иГермании // Ученые записки.- 2001.- №5, с. 150 – 158 эпоху расцвета».Издательство ленинградского университета, Л: 1962, с. 155


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Метод иглоукалывания
Реферат Банковская система и ее развитие в период перехода к рынку.
Реферат Держава - головний інститут політичної системи суспільства
Реферат Гимн страны: секреты психотехнологии музыкального воздействия
Реферат Размышления о творчестве Ч. Айтматова.
Реферат Демографічна політика як елемент соціальної політики держави
Реферат MB Pentium 2
Реферат Клиффорд Одетс
Реферат Ron Latin America Current Events Report Essay
Реферат Миланский и римский периоды творчества Браманте
Реферат Глобальные проблемы мировой экономики: позитивные и негативные последствия
Реферат Секретное оружие - Буриме: история и современность
Реферат Benefits Of Supplemental Insurance Essay Research Paper
Реферат Организация работы психологической службы в учреждении МУЗ Абинского района ЦРБ педиатрического
Реферат Проектирование наливной плотины СПК Новый рассвет Бахчисарайского р-на АРК