Реферат по предмету "История"


Предмет и задачи дисциплины "Отечественная история"

Всероссийскийзаочный финансово-экономический институт

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА

Подисциплине: Отечественная история
 
Тема: Предмети задачи дисциплины «Отечественная история»

Москва2009

Содержание
 
1.   История как наука
2. Факторы исторического развития России
3. Периодизация Отечественной истории
1.        Историякак наука
Слово«история» пришло к нам из греческого языка. Первоначально оно означало«повествование о прошедшем, об узнанном». Понятие включало в себя как моментнепосредственного наблюдения за происходившим, так и свидетельство очевидца онем. Несколько позднее слово «история» стало использоваться в смыслеразузнавания и исследования. В значении повествования об узнанном термин«история» перешел из греческого в латинский язык, откуда был заимствованевропейскими языками. В России термин «гиштория» появился в Петровское время ивплоть до XIX в. у нас так и писали — с первой буквой греческого слова.
Современем понятие истории развилось из простого повествования о случившемся допредставления об исторической науке, а взгляд на историю как простуюсовокупность фактов прошлого — до понятия исторического процесса. Сегоднятермином «история» обозначают: 1) рассказ о прошлом; 2) само последовательноеразвитие, изменение действительности; 3) науку, изучающую прошлое.
Человек— существо духовное, поэтому он обладает своей историей только в ее понимании.Это является предпосылкой единства истории как свершившихся деяний людей и какповествования о них. Поскольку история подразумевает всеобъемлющий процесссвершений, постольку можно говорить о ее единстве. История в этом смысле едина,как един мир. Основа этого единства коренится в действительности человека,который является одновременно существом разумным и конечным, а в силу этого иисторическим существом. Ему дано знать о конечности собственного существования.Исторический человек как бы распят между активным действием и пассивнымподчинением ходу событий. Эта сущностная черта человека как историческогосущества означает, что он осознает свою историю только поэтапно и только впротивостоянии ей. «Наше подлинное отношение к истории — это борьба с ней.История непосредственно касается нас; все то, что в ней касается нас, все времярасширяется. А все то, что касается нас, тем самым составляет проблемунастоящего для человека. История становится для нас тем в большей степенипроблемой настоящего, чем менее она служит предметом эстетическогонаслаждения».
Историческоемышление XX столетия сложилось на базе широкомасштабного синтезаматериалистического понимания истории, неопозитивизма и неокантианства подвлиянием «критики исторического разума». Истории придается научный статус:признается объективность исторического знания, наличие законов историческогоразвития, возможность обобщающих концепций ее смысла. Пересмотр общих принциповкоснулся выдвижения на первый план плюралистической интерпретации истории.Центр интересов при этом сместился в сторону анализа движущих сил истории,социально-экономических и социально-психологических аспектов ее изучения. Историческийразум был впервые поставлен в зависимость от специфики человеческого бытия какострого переживания своего времени. Именно эта неразрывная слитность снастоящим, глубоко осмысленная новейшей эпохой, породила невиданное изобилиесмысловых картин прошлого. Постижение целостности истории при этомосуществляется через призму таких универсалий, как ценность человеческой жизни,рост степеней свободы личности, развитие демократии, прогресс культуры наоснове прироста добра, истины и красоты в межличностных и общественныхотношениях.
Возвращениеисторическому знанию утраченного им гуманистического содержания, насыщение егоострыми переживаниями и ощущениями жизни тесно связано с творчествомфранцузских историков Л. Февра, М. Блока, Ф. Броделя.Именно они ввели в историческую науку термин «менталитет», которыйпереводится как «умонастроение», «склад ума», «коллективные представления».Ментальность — способ видения мира, она принадлежит сфере социальнойпсихологии, не формулируется четко и непротиворечиво. Она — не то же, чтоидеология, которая имеет дело с продуманными системами мысли. Ментальность —это тот уровень общественного сознания, на котором мысль не отделена от эмоций.Это сфера привычки, которой люди пользуются, не замечая ее.
История— наука ретроспективная, она изучает прошлое, историческое познаниеопосредуется наличием, полнотой и объективностью исторических источников.Историк исследует не саму историческую реальность, а дошедшие до нас о нейсведения. К тому же историк имеет дело со временем сразу в трех его измерениях:собственном, связывающим два явления, историческом, отмеряющим длительностьисторических периодов, и социальном, указывающим на протяженность существованияопределенного строя жизни. В силу этих причин для историка особую значимостьимеет наличие научной теории, способной дать максимально объективный анализисторической реальности.
Другаясложность истории заключается в том, что в ней по сей день господствуютсинтетические, а не аналитические суждения. Она не принадлежит к числудедуктивных наук. Историки пытаются превратить свою дисциплину в научную:выявляют законы исторических процессов, исследуют ход и закономерности ихразвития, стремятся использовать математические методы обработки источников,ЭВМ. Однако история до сих пор представляет собой скорее род искусства, чемнауки. В ней продолжает господствовать повествовательная форма изложенияматериала. Теоретические построения зависят от субъективных взглядовисследователя или целой эпохи.
Издесь мы сталкиваемся с главной трудностью понимания истории. В ней действуют, равно,как и изучают ее, люди со своими интересами. Если внешний мир еще как-топоддается нашему научному постижению, то тайна человеческого существа и егожизни едва приоткрывается. В истории же действуют не только отдельные личности,но целые народы, внутри которых сокрыта такая масса причин, что выявить ихсполна историку не удается.
Другаясложность при изучении истории состоит в близости ее нашим насущным интересам.Еще в древности историю называли наставницей жизни. Отсюда неизбежно стремлениелюдей заставить столь «важную персону» говорить то, что нам сегодня выгодно иликажется таковым. Это устойчивое побуждение всех поколений людей свидетельствуето значимости истории в делах настоящего. Ярче других его сформулировалфранцузский историк XX в. М. Блок, назвав «сатанинским врагом истории».Этот порок выявляет себя в «мании судить, т.е. оценивать прошлое вне еговремени, а исключительно с точки зрения тех ценностей, которые господствуют внастоящем и считаются достаточными для объяснения преемственной связи прошлогос настоящим».
Историческаядействительность обладает такой степенью сложности, так тесно переплетена снасущными интересами людей, что ее более или менее адекватное познаниеосуществимо с большой долей запаздывания. Чем явление дальше от нас во времени,тем оно лучше фокусируется для исследования. И наоборот, современность, котораякаждый миг становится историей, для нас фактически объективно познаваемой бытьне может, поскольку мы ее небеспристрастные участники.
Такимобразом, важнейшим отличительным свойством истории является ее тесная связь ссовременностью. История — это реальность прошлого, без знания ее дальнейшееразвитие общества затруднено. Если бы было иначе, необходимость в историинеизбежно отпала. При этом история обеспечивает идейную преемственностьпоколений. Историческое познание осуществляется путем использования ужесуществующего знания о предмете, полученного предыдущими поколениямиисследователей и зафиксированного в историческом идеале прошлых эпох. Этотидеал соизмеряется с ценностными ориентирами современности, включая идеологию,категориальный строй применяемой теории и господствующие в современностифилософские обоснования исторической науки.
Чтобынагляднее представить задачи истории, приведем несколько цитат выдающихсяученых. Главной целью истории, писал С.Ф. Платонов, «признаетсяизображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всегочеловечества». Задача истории, утверждал В.О. Ключевский, состоит в изучении«свойств и действия сил, созидающих и направляющих людское общежитие», «спомощью которых случайные и разнохарактерные людские единицы с мимолетнымсуществованием складываются в стройные и плотные общества, живущие целые века».Н.М. Карамзин в согласии с древним правилом смотрел на историю как нанаставницу жизни: «Должно знать, как искони мятежные страсти волновалигражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала ихбурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выводы людей и даровать имвозможное на земле счастье». «История — наука о людях во времени, — утверждалМ. Блок, — в которой надо непрерывно связывать изучение мертвых с изучениемживых». Немецкий историк К. Брейзинг уподоблял историю «канату,сотканному из тысячи нитей, отдельные нити длиной в столетие, тысячелетие, абольшая часть их является короткими отрезками в пряже времени. Задача всякогоисторического исследования — распутать эту ткань».
Такимобразом, задачу истории можно суммировать следующим образом: она состоит визучении конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессовпрошлого. Она решается с помощью отбора из совокупности дошедших до нас событийтех, которые имеют значение с точки зрения исследования. Существующие междуними связи вскрываются таким образом, чтобы современное состояние оказалосьрезультатом исторической картины, составленной с их помощью. Следовательно,история призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах. Говорясловами Цицерона, первая задача истории — воздерживаться от лжи, вторая— не утаивать правды, третья — не давать никакого повода заподозрить себя впристрастии или в предвзятой враждебности.
Проблемафункций истории — это проблема воздействия исторического знания на общественноесознание. Среди них нет второстепенных, и каждая тесно связана со всемиостальными. История прежде всего дает народам знание об их прошлом, развиваетнациональное самосознание и тем способствует поддержанию целостностиэтногосударственных образований. По мнению Н.М. Карамзина, история миритпростого гражданина «с несовершенством видимого порядка вещей, как собыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях,свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, игосударство не разрушалось».
Такпознавательная функция истории теснейшим образом связана с практическиполитической. Прошлое при условии умного и бережного к нему отношенияспособно помогать людям в их практической деятельности, снижать накалполитических страстей на поворотных рубежах истории. «Незнание прошлого, —писал М. Блок в сочинении «Апология истории», — не только вредит познаниюнастоящего, но и ставит под угрозу всякую попытку действовать в настоящем».Способность возвращаться к истокам в эпохи смертоносной вражды — залогвыживания общества и государства. «Вместо того, чтобы праздно высматриватьпризрачных фей за облаками, — писал о своем современнике В.С. Соловьев,— пусть он потрудится перенести это священное бремя прошедшего черездействительный поток истории. Ведь это единственный для него выход из егоблужданий — единственный, потому что всякий другой был бы недостаточным,недобрым, нечестивым».
Дведругие важнейшие функции исторического познания — мировоззренческая и воспитательная— способствуют формированию гражданских патриотических ценностей в обществе,развивают на исторических примерах нравственное чувство народов, помогая имосознавать себя частью единого человечества. Человек без корней в прошлом не всостоянии укрепиться в настоящем и быть членом общечеловеческого коллектива.«Сотри у народа его прошлое, и ты лишишь его судьбы», — гласит народнаямудрость. «История питает нравственное чувство, — писал Н.М. Карамзин, — иправедным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждаетнаше благо и согласие общества».
Гуманитарное измерениеистории базируетсяна идее общечеловеческого прогресса. Множественность смысловых картин прошлого,которую способны воспроизвести историки и которая обусловлена диалогичностьюисторического разума, не может быть препятствием целостного виденияисторического процесса, утверждающего себя через осознание единства судебнародов. Вывод ученых конца XX в. о том, что история не имеет прямолинейнойреализации социального прогресса, что этот прогресс может явиться лишь итогомсложного взаимодействия жизни народов, ставит перед историком задачу исходитькак можно большим числом дорог по огромному полю прожитых человечеством судеб.Это движение он совершает не вслепую и не бесцельно, а руководствуясьуниверсальными ценностями жизни, такими, как рост человеческой свободы,духовности, взаимопомощи, и не забывает о том, что силовыми линиями этогопространства остаются человеческие, индивидуальные и групповые интересы.Главное — увидеть за сложным переплетением тянущихся к свету ветвей общий ростчеловеческого дерева.
Методологияистории выделяет три основных принципа исследования: социально-гуманистический,принцип историзма и объективности.
История— наука социальная, она отражает проблемы и противоречия общества, разделенногона группы по имущественному и социальному признакам, по политическим,профессиональным и иным интересам. В современную эпоху процесс дифференциацииобщества углубляется, но идет по новому магистральному направлению: элита —масса. Все более обнаруживается иллюзорность провозглашаемой современной элитойидеи единства общества. Господствующий немногочисленный слой стремится навязатьмассам идеалы стандартизированного поведения. Поэтому социальный анализисторических явлений и процессов строго необходим, хотя он не долженпревращаться в узкоклассовый догматизм и упрощенчество. Опасен не сам подход, акрайности его реализации. Он безусловно совместим с принципом свободытворчества и требует при анализе исторических явлений учитывать социальныеинтересы людей, «за любыми нравственными, религиозными, политическими,социальными факторами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех илииных классов», — как писал В.И. Ленин. Этот подход работает только вкомплексе с гуманистическим принципом, который требует включения понятия чисточеловеческой справедливости и связывает представление о мудрости как праведномзнании. Этот принцип опирается на системы общечеловеческих идеалов.
Основополагающимпринципом (т.е. руководящей идеей) истории является принцип историзма. Онпредполагает познание явлений и процессов прошлого в их развитии и связи спорождающими их условиями. Исторический анализ включает исследование условийзарождения явлений, тенденций и стадий их последующего развития, современногосостояния и ожидаемых в будущем последствий. При этом фиксируется не любоеизменение в предмете, но лишь сущностное, ответственное за специфические связии свойства, одновременно предполагается необратимый и преемственный характеризменения действительности. Этот принцип требует изучения историческойреальности с точки зрения заложенных в ней противоречий. Он включает впонимание прошлого элемент его неизбежной гибели. Каждое историческое явлениерассматривается в движении, которое осуществляется через борьбу нового состарым. Причем новое вырастает из старого и в конечном итоге преобразует его,включая это старое в себя как видоизмененный собственный момент. Этот принциптребует от историка реализации его главного качества — способности к восприятиюнастоящего, т.е. корректному заимствованию из нашего повседневного опыта техэлементов, которые помогают воскресить прошлое и при этом не подменить прошлоенастоящим. Исторический познавательный процесс, таким образом, движется отнастоящего к прошлому а далее — обогащенные знаниями прошлого в свете задачнастоящего, мы возвращаемся к этому настоящему и познаем его уже в новом ключе,что дает залог конструктивного прогноза будущего. Схема анализа имеет следующийвид:
Также как исторический подход (принцип историзма) вызывает необходимостьдиалектического анализа и четкой ориентации в ретроспективном познавательномдвижении, так и другой основополагающий принцип истории — принципобъективности — выстраивает вокруг себя целую систему вспомогательныхпознавательных идей: конкретности, целостности, альтернативности,инерционности, содержательности, истинности, системности, интерсубъективности.Этот принцип требует прежде всего опоры на непредвзято подобранные факты сцелью облечь прошлое как бы в плоть и кровь и попытаться увидеть его живой идействующей целостностью. Эта процедура сродни магии и искусству. Недаромпоэтому историю до сих пор заносят в разряд литературы, а не науки. Яркаяописательность исторического изложения не должна подменять собой истинности,содержательности и общезначимости (интерсубъективной проверяемости) анализа.Историку должно быть присуще чувство меры. Конкретный материал необходим лишь втой мере, в какой он позволяет описать исторический объект целостно, картинно.Историческое познание пролегает между Сциллой и Харибдой: оно не можетувлекаться элементами исторической реальности, равно как не должно подменятьживой анализ одними схемами и законами. Эта процедура представляет сложнуюзадачу, поскольку выявление любой целостности связано с определением свойствструктуры, со систематизацией, структуризацией и формализацией объекта анализа.
Такимобразом, принцип объективности как бы углубляет принцип историзма, заставляякаждое явления рассматривать, по словам В.И. Ленина, «лишь исторически, лишь всвязи с другими, лишь в связи с конкретным опытом истории».
Возможностьсозерцать историческое движение целостно и осознавать судьбы разных народов вих единстве дает специфическая черта чисто человеческого понимания социальныхявлений, которая выражает себя в особо сильной инерции. Человек, сделавшийусовершенствование, становится его пленником, и это сдерживает быстротупродвижения к новому. То же справедливо и для исторического движениячеловечества в целом. Его текучесть сдерживают частые, но кратковременныепериоды стабилизации социумов, при которых они становятся пленниками своихисторических свершений. Отставание в осознании людьми законов своегосоциального действия до момента его окончательной реализации усугубляется еще итем, что система общественных отношений усложняется по мере углубления нашеговмешательства в нее. В результате познание законов исторического развития нанесколько шагов отстает от целенаправленной деятельности людей в настоящем,заставляя их двигаться в полупотемках. Неизбежно поэтому сужение выборавозможностей до нескольких, как правило, двух, взаимоисключающих путей развитияв истории. Целеполагание действует здесь как ограничитель.2. Факторыисторического развития России
 
«Любойнарод, любая страна — заложники своих начал. Мы же — не страна. Мы — странастран. Мы — наследники сугубо разных начал. Мы — кентавр от роду, встроенныйнапрямую в мировой процесс. Отсюда наша особая зависимость от судьбы техпроектов, суммарное название которых — ”человечество”: единственное единство»,— писал философ М.Я. Гефтер в статье «Дом Евразии».
Россияпринадлежит к типу обществ, подверженных перекрестным цивилизационным влияниям.Сообщество народов, называемое Россией, геополитически зажато между Востоком иЗападом. Оно обнимает собой три культурных мира — христианский, мусульманский ибуддийский, оставаясь при этом великой хранительницей исконных традицийнаселяющих ее народов. Это пестрое сообщество народов объединялось мощнымцентрализованным государством с сильным великорусским ядром. Как ни перед какимдругим, перед ним часто вставала проблема выбора. Оно попеременно оказывалосьто в зоне восточного, то в зоне западного влияния, сдвигалось то ближе кВизантии, то — к Западной Европе. Напряженное пребывание в режиме выбораспособствовало утверждению своеобразного типа культурно-исторического развитиястраны.
Егосамой яркой отличительной чертой является катастрофизм темпа и ритманационального развития, прерывность исторического процесса. На протяжениинепродолжительных отрезков времени здесь не единожды происходили смена типовцивилизации, резкая ломка духовных ценностей. При каждом новом поворотном виткеисторического развития имеет место устойчивое нарушение преемственноститрадиций, и только само ниспровергательство остается действующим факторомсоциальной динамики. Оно выражает себя не только огульным отрицанием ценностейпредшествующего периода, но проявляется еще в длительных периодах безвластия,обрамляющих кризисные эпохи, обнаруживает себя в роковой неспособности власти иобщества к поиску конструктивного согласия.
Этаособенность исторического развития России, с другой стороны, способствуетформированию исключительной гибкости, приспосабливаемости русского общества кпредельно напряженным, а иногда даже невыносимым историческим условиям. Таковапричина необыкновенной выживаемости России в периоды национальных катастроф.
Своеобразиеи глубинный смысл российской истории заключаются в характере соединения двухполюсов, двух центров силы, который, не снимая их абсолютной противоположности,представляет собой глубокое, сущностное, неповторимое и новое единство.Российскую цивилизацию противопоставляют западноевропейской и азиатской каксрединную евразийскую. В социально-политическом плане она держится нанеустойчивом равновесии центростремительных и центробежных сил. Русский философИ.А. Ильин ярко выразил эту мысль: «Вся история России — есть борьбамежду центростремительным, созидающим тяготением и центробежным, разлагающим:между жертвенной, дисциплинирующей государственностью и индивидуализирующимся,анархическим инстинктом». Таким образом, социально-политический фундаментроссийской цивилизации покоится на мощном централизованном государстве.
Вдуховном плане срединное сообщество народов и его главный представитель —русский народ — призваны осуществить миссию арбитра в вечном споре междуЗападом и Востоком. «Сила не от мира сего», по словам В.С. Соловьева, даетоснование русскому народу обрести «призвание религиозное в высшем смысле этогослова». Задолго до Соловьева сходную мысль развивал П.Я. Чаадаев: «Пронас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мыпринадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью вчеловечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру. И,конечно, не пройдет без следа то наставление, которое суждено нам дать».Показательно, что во взглядах на Россию среди философов, историков и социологовXX в. (А.Дж. Тойнби,П.А. Сорокин, Н.А. Бердяев и др.) сложилосьустойчивое представление о России как фокусе мировых проблем современности и оее великой гуманистической миссии в мире нарастающей бездуховности. Современныйотечественный философ истории А.С. Ахиезер пишет о России: «Человечествопреломилось надвое в теле и духе России. Россия может быть по своей сути мостоммежду народами, но может быть и пороховым погребом, который находится в слабомместе мирового сообщества. Отсюда необходимость возрастающего внимания кпроблемам России, которые по сути затрагивают весь мир».
Российскийтип исторического развития во многом обусловливается особым строемнационального сознания. Русский образ жизни и мысли характеризуется широтойландшафта как пространственного, так и ценностного. Необъятность русскойравнины отразилась на строении русской души. «Пейзаж русской души соответствуетпейзажу русской земли, — писал Н.А. Бердяев, — та же безграничность,бесформенность, устремленность в бесконечность, широта». Русским людям чуждамистика крови и расы, утверждал Бердяев, но очень близка мистика земли: «Оченьсильна в русском народе религия земли, это заложено в очень глубоком слоерусской души. Земля — последняя заступница. Основная категория — материнство».Невелик у русского народа, по мнению философа, и «дар формы»: «У русскогонарода была огромная сила стихии и сравнительная слабость формы. Русский народне был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он былболее народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал вкрайности».
Этойособенностью строения русской души нередко объясняют деспотический характерроссийского государства. Так, В.О. Ключевский объяснял его «необходимостьюоформления огромной, необъятной русской равнины». Русский народ был подавленогромной тратой сил, чтобы овладеть русскими пространствами и охранять их,«государство крепло, народ хирел». Русские мыслители ХIХ—ХХ вв. развивали этумысль в другом направлении. Значение придавалось не столько оформлениютерритории под эгидой государства, сколько принесению народа в жертвугосударственному величию. А.Дж. Тойнби отнес Россию к типу цивилизаций, которыеон назвал «универсальные государства как цели». В результате огромных затратсилы русского народа долгое время оставались как бы в потенциальном состоянии.Эта невыраженность и рассматривалась как залог великого будущего народа.Ожидали, что он «скажет свое слово миру и обнаружит себя» (Бердяев). Эта жечерта выявляла и основное движущее противоречие русской истории: «С однойстороны, русский народ смиренно помогал образованию деспотического государства,самодержавного. Но, с другой стороны, он убегал от него в вольницу, бунтовалпротив него» (Бердяев). Государственная власть для народа была непререкаема,она находилась вне и над правом, не могла быть охвачена какой-либосформулированной нормой. Поэтому повстанческие народные движения нередко носилина Руси самозванческий характер.
Широтапейзажа русской души — коренное свойство национального характера. От него, какиз истока, вытекают другие важнейшие черты национальной психологии. Автор книги«Характер русского народа» Н.О. Лосский придавал большое значениеспособности русских «усваивать черты любого национального типа». Осваиваяогромные просторы Евразии, русский народ активно смешивался с местнымнаселением. Происходило взаимное обогащение и слияние культур. А кочевые народыпо мере прохождения российских просторов теряли свой экспансионистский накал ипринимали участие в оформлении историко-культурной картины страны.
Особыйстрой духовности русского народа задают его устремленность к абсолютному изабвение конкретного, максимализм, готовность признавать достижения другихнародов, отталкивание на массовом уровне от стяжательства и индивидуализма. Всилу этого все формы бытия в России оказываются относительными, явления частоне совпадают с их общественным восприятием. Человек здесь, как нигде, действуетнепредсказуемо и зачастую вопреки своим интересам. В душе русского человекамогут уживаться одновременно и покорность властям, и неистовоениспровергательство всякого закона и порядка.
Воткак отразил Н.О. Лосский самые важные свойства национального духа: «Основноесвойство русского народа есть религиозность и связанное с нею исканиеабсолютного добра Царства Божия и смысла жизни, снижающееся при утрате религиина степень стремления к социальной справедливости в земной жизни; в связи сэтим свойством стоит способность к высшим формам опыта, именно к религиозному,нравственному и эстетическому опыту, к философскому умозаключению и к чуткомувосприятию чужой душевной жизни, откуда получается живое индивидуальное общениес людьми. Второе первичное свойство русского народа — могучая сила воли, откудавозникают страстность, максимализм и экстремизм, но иногда обломовщина,леность, пассивность вследствие равнодушия к несовершенному добру земной жизни;отсюда… невыработанность характера, недостаток самодисциплины. В связи сисканием абсолютного добра стоят свобода духа русских людей, широкая натура,испытание ценностей мыслью и опытом, откуда возникают дерзкие, рискованныепредприятия, склонность к анархии, неумение столковаться для общего дела,нигилизм и даже хулиганство. К числу первичных, основных свойств русскогонарода принадлежит доброта… однако измученный злом и нищетой, русский человекможет проявить и большую жестокость… Чуткость к добру соединена у русскогонарода с сатирическим направлением ума, со склонностью все критиковать и ничемне довольствоваться».
Большуюроль в формировании российского типа национального сознания играли внешниевлияния (скандинавское в IX в., византийское с Х в., татаро-монгольское вХIII—ХV вв., западноевропейское с ХVIII в., американское в конце XX в.).Носителем иностранных заимствований первоначально выступал центр. Народнаяпериферия долгое время оставалась средой, пассивно воспринимавшей нововведения.Иноземные влияния при внедрении их в гущу народной жизни проходили сложныйпуть, так что итог всегда оказывался неожиданным.
Россия— уникальное самодостаточное сообщество народов, замкнутый океан-континент,где, как в капле, отражен весь мир. Внутри нее есть все необходимое дляполноценной жизни, но она не замыкается. Наоборот, она демонстрирует мируобразцы человеколюбия, социальной справедливости, высочайшей духовности, нормыкультурного сотрудничества народов. Всем этим Россия всегда была готоваделиться с миром, для которого остается умонепостигаемой тайной. Ее бесполезносовершенствовать на чужой манер, тем более подходить с заранее заданнымитребованиями и высокомерным наставничеством. Она все равно все чужоепереработает на свой манер. Россия и русский человек сокрыт от взора поверхностного,равнодушного, рассудочного, не укорененного в стихии народной жизни. Русскаяжизнь с ее противоположностями, пропастями, как и русская мысль, неукладывающаяся в пределы логики, но взывающая к сердцу и душе, требует каких-тоособых эмоционально-опосредованных форм постижения. Она неподвластна научномуанализу. Ее не способны глубоко раскрыть пластические формы искусства —архитектура, скульптура и даже живопись. Она более подвластна музыке,литературе и религиозной мысли, но не официальной, а на грани с язычеством.Чисто интеллектуальное умозаключение о России, не обогащенное чудеснойспособностью видеть сокровенное, чаще всего резко отрицательно. Для истинно жерусских писателей — А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Л.Н. Толстого — Россиябыла символом веры и поклонения.
Принимаязаимствования, Россия всегда отвергала понятие развития «как преимущественнонаучно-технического, материального, постоянного наращивания массы товаров иуслуг, обладания все большим количеством вещей, перерастающего в настоящуюгонку потребления, “жадность к вещам”. Этому понятию русское миропониманиепротивопоставляло идею совершенствования души» (О.А. Платонов «Русскаяцивилизация»).
 3. ПериодизацияОтечественной истории
Историяесть только там, где есть время. Философия определяет время как формувозникновения, становления, течения и разрушения всего сущего в мире. Эпоха такназываемого «исторического времени» охватывает около 6—7 тыс.лет, «предысторического времени» — несколько сот тысячелетий, «геологическоговремени» — около четырех миллиардов лет, «космическое время»бесконечно. Системы счисления времени называются календарями, каждый изкоторых обязательно должен иметь точку отсчета, называемую эрой. Дляистории важнейшим представляется понятие эпохи, которое буквальноозначает остановку, перерыв в развитии общества. Каждая эпоха выделяется наосновании каких-либо отличительных особенностей, критериев. Таким мериломотличия в рамках наиболее распространенной общеисторической периодизацииявляется действие важнейших факторов, общих для всех стран мира. Среди нихвыделяются такие, как уровень овладения обществом своими производительнымисилами, степень прогресса общественных отношений, характер взаимодействия странмира. В рамках общеисторической периодизации принято выделять: 1) эпоху первобытнойистории (с глубокой древности до I тыс. до н.э.), 2) эпоху Древнегомира (IV тыс. до н.э. — середина I тыс. н.э.); 3) эпоху Средних веков(476—1640 годы); 4) эпоху Нового времени (1640—1917 годы); 5) эпоху Новейшеговремени (с 1917 г. по н.в.).
Периодизацияроссийской истории в соответствии с господствующими формамисоциально-экономических отношений следующая: 1) первобытнообщинная эпоха (досередины I тыс. н. э.); 2) феодальная (IX — середина XIX в.); 3)капиталистическая (1861—1917 годы); 4) социалистическая (1917 — начало 90-хгодов XX в.). Однако указанные границы весьма условны, поскольку предпосылкидля формирования новых укладов складывались внутри предшествующих периодов. Так,история феодализма в России имеет следующие стадии развития: 1)зарождение феодальных отношений на базе разложения первобытнообщинной формации(VI—VIII вв.); 2) раннефеодальный период (IХ—ХI вв.); 3) эпоха развитогофеодализма (ХII—ХV вв.); 4) поздний феодализм (ХVI—ХVII вв.); 5) эпохаразложения феодализма (ХVIII в.); 5) кризис феодализма (первая половина XIXв.); 7) трансформация феодализма (1861—1917 годы).
Точнотак же история капитализма в России выходит за рамки собственнокапиталистического периода: 1) зарождение капитализма (ХVII в.); 2) расцветмануфактурного производства (ХVIII — первая треть XIX в.); 3) стадияпромышленного переворота в России (30—80-е годы XIX в.); 4) монополистическийкапитализм (90-е годы XIX — начало XX в.).
Социалистическая формация в России имеет строгую точку отсчета: дату Великой Октябрьскойсоциалистической революции (24—26 октября 1917 г.). Далее следовали этапы: 1) эпоха первых декретов — становление основ новогостроя (октябрь 1917 — май 1918 г.); 2) стадия «военного коммунизма» в годы гражданской войны (1918—1920 годы); 3) нэп (1921—1927годы) — многоукладная экономика; 4) построение фундаментасоциалистической экономики в годы довоенных пятилеток и проверка ее напрочность в годы войны и восстановления (1928—1953 годы); 5) хрущевскиереформы системы государственного социализма (1953—1964 годы); 6)деформации социалистической экономики в эпоху третьей НТР (60—80-е годы ХХ в.);7) трансформация системы государственного социализма в годы перестройкии постперестройки (90-е годы XX в.).
Сточки зрения типа организации общества выделяют: 1) эпохупатриархального равноправия (до середины I тыс. н.э.); 2)разложение общинного равенства (VI—VIII вв.); 3) период формированияведущих сословий (IX—XIII вв.); 4) стадия консолидации сословий(ХIV—ХVII вв.); 5) время утверждения корпоративно-сословного строя(ХVIII в.); 6) стадия разложения сословной организации общества иформирования классовой структуры (XIX — начало XX в.); 7)конституционное оформление классовой структуры общества новогосоциалистического образца (с 1918 г.); 8) поляризация общества по линии масса — элита (70—90-е годы XX в.).
По типу организации властироссийскую историю подразделяют на: 1) стадию догосударственной илипротогосударственной военной демократии (до IX в.); 2) раннефеодальноегосударство (IX — начало ХII в.); 3) эпоху феодальной раздробленности(ХII — середина ХV в.); 4) образование централизованного государства вформе сословно-представительной монархии (середина ХV — середина ХVII в.); 5)абсолютизм (середина ХVII — начало XX в.); 6) формально парламентскаямонархия (1906—1917 годы); 7) советская республика (1917—1991 годы); 8)постсоветская республика (настоящее время).
Всоответствии с развитием культуры выделяют: 1) дохристианскуюэпоху (до 988 г.); 2) утверждение христианства и формированиехристианско-языческого двоеверия (Х—ХIII вв.); 3) эпоху национальноговозрождения (ХIV—ХV вв.); 4) нарастание явлений секуляризации культуры(ХVI—ХVII вв.); 5) рождение светской культуры и разделение единойкультуры на культуру-веру и собственно светскую культуру (ХVIII — начало XXв.); 6) советская светская культура (1917—1991 годы); 7)постсоветская культура плюралистического содержания (90-е годы).
По критерию модернизацииисторический процесс подразделяется на период господства традиционных отношенийи современных. Модернизацией принято называть процесс перехода от традиционногоаграрного общества к современному индустриальному, охватывающий все сферыжизни: экономику, политику, социальные отношения, культуру. Традиционноеобщество в целом соответствует эпохам Древности и Средневековья. Оноосновывается на простом воспроизводстве, ремесленных технологиях,общинно-корпоративных ценностях, на почтении к возрасту и авторитету,ориентации на прошлое как образец подлинности с целью его повторения. Схемамодернизации может быть принята только как дополнительная к вышеприведеннымтипам периодизации, ибо она сцентрирована на фиксацию изменений индустриальногоразвития и не отражает традиционные общество и отношения.
Всоответствии с ней историю перехода российского общества от традиционного киндустриальному можно подразделить на периоды: 1) ХVI—ХVII вв. —предвестники модернизации в области экономики  — начало мануфактурногопроизводства, превращение ремесла в мелкотоварное производство, формированиеобщенационального рынка, культуры и идеологии (секуляризация культуры, первые общенациональныеидеологии — «Москва — Третий Рим» и «богоизбранности Романовых»); 2)ХVIII в. — углубление социально-политических предпосылок модернизации: прогрессмануфактурного производства, начало капитализации деревни, расширение функцийгосударства, выход России на мировую арену, секуляризация церковных земель иподчинение церкви государству, оформление светской культуры; 3) XIX —начало XX в. — первый виток собственно модернизации, носившей капиталистическийхарактер: осуществление промышленного переворота и первого виткаиндустриализации, формирование классовой структуры общества, революционизацияобщественного сознания, юридическое изменение политического строя — появление вРоссии парламента, политических партий, политической оппозиции самодержавию,профсоюзов; 4) 1917—1991 годы — второй виток модернизации, носившейгосударственно-социалистический характер: превращение страны из аграрнойсначала в аграрно-индустриальную (конец 30-х годов), а затем в индустриальнуюдержаву (к 60-м годам), кардинальная перестройка политической системы(конституция, республика, гражданское и политическое равенство граждан,отделение церкви от государства и школы от церкви), сущностная перестройкаобщественного сознания, формирование массовой культуры.

Список литературы
 
1.Андреев К.М., Отечественная история, ЭКСМО, М.:2003
2.Википедия
3.Курс лекций по дисциплине «Отечественная история» за 2009г


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.