Государственноеобразовательное учреждение
профессиональногообразования Санкт-Петербургский
торгово-экономический институт
Контрольная работа
на тему:
«Политика «просвещенного абсолютизма»
Екатерины »
Выполнила:
Студентка
113 группы зо
Соболева Н.В.
Зачетка №25227
Принял:
Санкт-Петербург
2006 г.
Введение
Вторая половина XVIII столетия вРоссии связана с именемимператрицы, чье правление составило эпоху в историистраны. Хотя Екатерина II взошла на престол в 1762 г., уже с 1744 г, с моментасвоего появления в российской столице, она оказывалавлияниена ход событий в огромной империи. Правда, в первые годы жизни вСанкт-Петербурге юная немецкая принцесса Софья-Федерика АвгустаАнгальт-Цербстская (родилась 21 апреля (2 мая) 1729 г.), обвенчанная снаследником престола (будущим императором Петром III) под именем Екатерины,казалась не болеечем игрушкой в чужих руках. Таковой она какое-то время и была,существуя между молотом и наковальней — себялюбивой и деспотичной императрицейЕлизаветой Петровной, с одной стороны, и не скрывавшим неприязни к супругемужем-недорослем — с другой. Но в суете и склоках придворной жизни Екатерина нина минуту не теряла из виду своей главной цели, ради которой она приехала вРоссию, ради которой терпеливо сносила обиды, насмешки, а иногда и оскорбления.Целью этой была корона Российской империи. Екатерина быстро поняла, что еесупруг дает ей много шансов к тому, чтобы предстать в глазах окружающих едва лине единственной надеждой на спасение от его диких выходок и сумасбродства. Вовсяком случае, она настойчиво и сознательно стремилась к тому, чтобы быть вхороших, если не в приятельских, отношениях, как с влиятельнейшими вельможамиелизаветинского двора, так и с иерархами православной церкви, как синостранными дипломатами, так и с объектами многочисленных амурных увлеченийсобственного мужа. При этом будущая императрица еще и много занималасьсамообразованием, читала труды французских просветителей и упорно осваиваларусский язык. Таким образом, дворцовым переворотом 28 июня 1762 г. нароссийский престол была возведена не случайная женщина, как бывало не раз вистории России XVIII в., а человек, долго и целеустремленно готовившийся кпринятой на себя роли.
I. Внутренняяполитика Екатерины II. 1.Первые годы царствования
Первые два-три года царствованияЕкатерины II заслуживают специального рассмотрения по двум причинам: в эти годыимператрица разбирала «завалы», оставленные предшествующими царствованиями, а сдругой стороны, в эти же годы выявились зачатки новой политики, получившейназвание просвещенного абсолютизма.
Спустя семь лет после переворота,когда положение Екатерины на троне стало достаточно прочным и, казалось, ничтоей не грозило, она мрачными красками обрисовала положение страны в год, когдазаняла престол: финансы находились в запущенном состоянии, отсутствовали дажесметы доходов и расходов, армия не получала жалованье, флот гнил, крепостиразрушались, повсюду народ стонал от произвола и лихоимства приказныхслужителей, повсюду царил неправый суд, тюрьмы были переполнены колодниками, внеповиновении находились 49 тыс. приписных к уральским заводам крестьян, апомещичьих и монастырских крестьян в Европейской России —150 тыс.
Рисуя столь безотрадную картину,императрица, конечно же, сгустила краски, но во многом она соответствоваладействительности. Более того, Екатерина умолчала о двух главных своих бедах,несколько лет лишавших ее покоя: первая состояла в насильственном овладениипрестолом, права на который у нее отсутствовали совершенно; вторая беда — этоналичие трех законных претендентов на престол в лице двух свергнутыхимператоров и наследника — сына Павла Петровича.
От свергнутого супруга удалосьизбавиться — через восемь дней после переворота его лишили жизни гвардейцы,приставленные для охраны. Сын Павел серьезной угрозы не представлял, посколькуон не имел опоры ни в гвардии, ни при дворе, ни среди вельмож. Самым опаснымпретендентом Екатерина справедливо считала томившегося в Шлиссельбургскойкрепости 22-летнего Иоанна Антоновича. Не случайно императрица вскоре послевоцарения пожелала на него взглянуть. Он выглядел физически здоровым, номноголетняя жизнь в полной изоляции нанесла невосполнимый урон — он оказалсяумственно неразвитым и косноязычным молодым человеком. Екатерина несколькоуспокоилась, но полной уверенности, что '' имя Иоанна Антоновича не станетзнаменем борьбы против нее, не обрела и, как показали последующие события, быласовершенно права.
Екатерина, кроме того, неупомянула о внешнеполитическом наследии, полученном от супруга: разрыв ссоюзниками по Семилетней войне, заключение союза со вчерашним неприятелемÔридрихом II, передача в его распоряжение корпуса Чернышева и подготовкак войне с Данией.
Проще и выгоднее всего дляЕкатерины было дезавуировать внешнеполитические акции Петра III — они быликрайне непопулярны как в обществе, так и в действующей армии и особенно вгвардейских полках, по повелению императора готовившихся к походу против Дании.Однако отказ от внешнеполитического курса супруга был неполным: Екатерина непожелала пребывать в лагере союзников, чтобы продолжать Семилетнюю войну, но крадости изнеженных гвардейцев отменила датский поход и отозвала корпус ЗахараЧернышева. Не разорвала она и союза с Фридрихом II, поскольку имела виды наблагожелательное отношение прусского короля к судьбам трона Речи Посполитой,где ожидали скорой смерти Августа III, а также Курляндии, где императрицанамеревалась вернуть герцогскую корону Бирону.
Сложнее обстояло дело с решениемвнутриполитических задач. Именно в этой сфере от императрицы требовалосьпроявить максимум осторожности, предусмотрительности, умения лавировать и дажедействовать вопреки своим убеждениям. Этими качествами она обладала в полноймере.
Преемственность политики вотношении дворян императрица подтвердила указом 3 июля 1762 г., повелевавшимкрестьянам находиться в таком же беспрекословном повиновении помещикам, как ипрежде. Заметим, личные воззрения Екатерины на крепостное право вступали ввопиющее противоречие с ее законодательством, т. е. практическими мерами, неослаблявшими, а усиливавшими крепостной гнет. Преемственность политикипроявилась и в подтверждении Екатериной нормативных актов предшествующегоцарствования: она оставила в силе указ Петра III о запрещении владельцаммануфактур покупать крестьян и его же указ об упразднении Тайной розыскных делканцелярии.
Оба указа затрагивали интересы немногочисленнойпрослойки населения. Первый указ ущемлял мануфактуристов, но их в страненасчитывалось несколько сотен и их протест можно было игнорировать. Чтокасается Тайной розыскных дел канцелярии то ни Петр III, ни Екатерина неуничтожали орган политическое сыска, а всего лишь изменили его наименование — отнынеполитическими преступлениями стали ведать Тайные экспедиции при Сенате и приСенатской конторе в Москве. Полная преемственность карательных учрежденийподтверждается тем, что штат Тайной экспедиции был укомплектован сотрудникамиТайной розыскных дел канцелярии во главе с кнутобойцем Шешковским.
Зачитываемый крестьянам манифестубеждал их беспрекословно повиноваться властям, поскольку «собственноесопротивление, хотя бы и правильными причинами понуждаемо было, есть грех, непростительный противу Божьей заповеди». Если крестьяне будут продолжатьсопротивляться, то их надлежало усмирять «огнем и мечом и всем тем, что толькоот вооруженной руки произойти может».
Наконец, Екатерине II довелось«расчищать» еще один завал, оставленный ей в наследие Елизаветой Петровной,опубликовавшей в 1752 г. манифест о проведении в стране межевания земель.Манифестом 1765 г. Екатерина отказалась от проверки владельческих прав на землюи руководствовалась принципом оставления за помещиками земель, которыми онивладели к 1765 г. Таким образом, все земли, ранее захваченные у казны,однодворцев и соседей, передавались помещикам в безвозмездное пользование.Мемуарист А.Т. Болотов назвал его «славным манифестом», вызвавшим «великоепотрясение умов». Только в XVIII в. в руках помещиков оказалось около 50 млн.десятин земли, на владение которой они юридических прав не имели. Манифест 1765г. положил новый этап межеванию, значительно ускорив его проведение.
Главная цель Екатерины IIсостояла, однако, не в подтверждении или развитии законодательных инициативсвоих предшественников и в особенности супруга, а, напротив, в доказательственикчемности законотворчества Петра III: надлежало опорочить его царствование,убедить подданных, что страна в его правление катилась в пропасть иединственное ее спасение состояло в низложении опасного для судеб нациимонарха. В частности, надлежало определить будущее двух важнейших нормативныхактов шестимесячного царствования Петра III: манифестов о вольности дворянстваи о секуляризации церковных имений.
Ученице Вольтера, конечно же,импонировала секуляризация, но она, зная недовольство церковников манифестомПетра III, поспешила обвинить бывшего супруга, что он «начал помышлять оразорении церквей», и объявила секуляризацию мерой «непорядочной ибесполезной», заверила церковников, что у нее нет желания «присвоить себецерковные имения».12 августа 1762 г. императрица ликвидировала Коллегиюэкономии и вернула вотчины духовенству. Это была тактическая мера. В конце тогоже года она поручила рассмотреть судьбу церковных имений специальной комиссии.Укомплектованная сторонниками секуляризации комиссия сочинила угодныйимператрице доклад, и она 26 февраля 1764 г. утвердила его — недвижимые идвижимые имения черного и белого духовенства подлежали секуляризации. В спорсветской и духовной власти за право владения церковным имуществом вмешалисьмонастырские крестьяне, отказавшиеся повиноваться монастырским властям. Этоукрепило Екатерину в намерении осуществить секуляризацию.
Императрица полагала, чтоосвобождение дворян от обязательной службы усилит их независимость от трона,что противоречило ее представлениям о роли в обществе абсолютной монархии.Однако отменить манифест Петра III она не отважилась, как не отважилась, иподтвердить его. Она решила спрятаться за спину специально учрежденнойкомиссии, которой дала два исключающих друг друга поручения. С одной стороны,она осудила манифест Петра III, ибо он, по ее мнению, «в некоторых пунктах ещеболее стесняет ту свободу, нежели общая отечеству польза и наша служба теперьтребовать могут». Из этого повеления следует, что императрица намереваласьрасширить дворянские привилегии.
С другой стороны, этой жекомиссии было поручено изобрести способы, как заинтересовать дворян впродолжение службы. Комиссия сочинила доклад, расширявший дворянские привилегии(освобождение от телесных наказаний, от внесудебных репрессий и др.), но неизыскала мер, вынуждавших дворян служить. В годы, когда императрица разбираласьс наследием супруга она стала претворять в жизнь и меры, положившие началоновому этапу в истории России.
В течение 1762—1764 гг. былиотменены монополии на торговлю смолой, а также на производство обоев,сусального золота и серебра, кроме того, объявлена свобода рыбных, тюленьих итабачных промыслов и свобода открывать сахарные заводы.
В 1764 г. состоялось открытиеСмольного института благородных девиц. Это был новый тип учебных заведений.
К этим же годам относятся двеакции Екатерины, внесшие существенные изменения в структуру административныхорганов. Одна из них связана с проектом Н.И. Панина об учрежденииИмператорского совета и реформой Сената. Реформа Сената прошла безболезненно.Рациональное зерно разделения Сената на шесть департаментов с пятью сенаторамив каждом состояло в том, что его громоздкий состав позволял многим сенаторамбездельничать, считать своей главной обязанностью не работу, а присутствие вучреждении. В департаментах сокращалась возможность прятаться за спины других,повышалась в 6 раз эффективность работы Сената. Столь же безболезненнопроизошла и ликвидация гетманства на Украине. Восстановление гетманскогоправления, упраздненного еще при Петре Великом, являлось плодом фаворитизма,когда Елизавета Петровна в 1750 г. Назначила гетманом 22-летнего брата фаворитаК.Г. Разумовского.
В 1765 г. были введены еще двакрупных новшества. Первое из них — открытие Вольного экономического общества.Оно должно было помочь помещикам рационально организовать хозяйство,приспособить его к рыночным отношениям.
Другое новшество было связано собъявлением Вольным экономическим обществом конкурса на лучший ответ на вопрос:«Что полезнее для общества,— чтоб крестьянин имел в собственности землю или движимоеимение, и сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?»В течение двух лет Экономическое общество получило 162 конкурсные работы, в томчисле 129 прислали немцы, 21—французы, 7—русские. Конкурсные работы прислалиВольтер и Мармонтель, Граслен и Эйлер. Они подвергли резкой критикекрепостничество, считали его противоречащим природе и человеческому разуму,писали о неминуемом упадке общества, в котором господствует рабство, об угрозевыступлений народа, доведенного до отчаяния, о паразитизме дворянства.
2.УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ 1767—1768 гг.
Просвещенный абсолютизм —политика, порожденная временем разложения феодальной системы и вызреванием в еенедрах капиталистических отношений, нацеленная на устранение мирными средствамиустаревших феодальных порядков. Просвещенный абсолютизм отличался от обычногодеспотизма декларированием соблюдения законов, одинаковых для всех подданных.Теоретические основы просвещенного абсолютизма были разработаны выдающимисядеятелями французского просвещения Монтескье, Вольтером, Д'Аламбером, Дидро идр. Эти просветители умеренного крыла призывали к эволюционной, без потрясений,смене общественно-экономических отношений, что устраивало монархов Европы испособствовало возникновению союза королей и философов, способного, какполагали короли, предотвратить угрозу их тронам. Идеи просвещения разделялипрусский король Фридрих II, шведский король Густав III,австрийский император Иосиф II и др.
Особый восторг просветителейвызвала материальная помощь нуждавшемуся Дидро: императрица купила у негобиблиотеку за 15 тыс. франков, предоставив ему, право держать ее у себя досмерти; более того, Екатерина назначила Дидро хранителем его библиотеки,определив жалованье в 1000 франков в год с выплатой его на 50 лет вперед.
Настала пора реализацииширокомасштабных реформ в духе идей Просвещения. Тому способствовали дваблагоприятных условия: Екатерина после гибели Иоанна Антоновича почувствоваласебя на троне увереннее, чем прежде; уверенности, что справится с грандиознойпо замыслу затеей, прибавила и достаточная осведомленность о трудахпросветителей. В конце 1766 г. она приступила к осуществлению важнейшей акциисвоего царствования — созыву комиссии для составления нового Уложения.Уложенная комиссия, созванная Екатериной, отличалась от пред шествующих, покрайней мере, тремя особенностями: более широким представительством — правоизбирать депутатов было предоставлено дворянам (по одному депутату от уезда),горожанам (по одному депутату от города), государственным и экономическимкрестьянам (по одному депутату от провинции при трехступенчатых выборах: погост— уезд — провинция), оседлым «инородцам» (тоже по одному депутату). Кроме того,каждое центральное учреждение посылало в Комиссию по одному своемупредставителю. Таким образом, права избирать депутатов были лишены крепостныекрестьяне, составлявшие большинство населения страны, а также духовенство.
В итоге в Уложенную комиссию былоизбрано около 450 депутатов, из коих 33% составляли выборные от дворянства, 36%— выборные от горожан, около 20% — выборные от сельского населения,5%—правительственные чиновники. Если учесть, что чиновники являлись дворянами,а некоторые города и государственные крестьяне избирали депутатами дворян, тоудельный вес дворянства в Уложенной комиссии, составлявшего 0,6% населениястраны, значительно повысится.
Депутатам предоставлялисьсущественные льготы и привилегии: помимо жалованья, выдававшегося сверхполучаемого на службе, депутаты до конца дней своих освобождались от смертнойказни, пыток и телесных наказаний; имения депутатов не подлежали конфискации заисключением случаев, когда надлежало расплатиться за долги; решение судаотносительно депутатов не приводилось в исполнение без благословенияимператрицы; за оскорбление депутата взыскивался двойной штраф; депутатам выдавался особый знак с девизом: «Блаженство каждого и всех».
Вторая особенность екатерининскойкомиссии состояла в новшестве, неведомом предшествовавшим комиссиям:императрица составила «Наказ» с изложением своих взглядов на задачи Уложеннойкомиссии, которыми должны руководствоваться депутаты.
Основной текст «Наказа» включал20 глав, поделенных на 520 статей, из которых 245 восходят к «Духу законов»Монтескье, 106— к книге итальянского ученого-юриста Ч. Беккариа «Опреступлениях и наказаниях».
Императрица была глубоко убеждена,что размеры территории России обусловили для нее единственно приемлемую формуправления в виде абсолютной монархии: «Государь есть самодержавный, ибо никакаядругая, как только соединенная в его особе власть не может действовать сходно спространством столь великого государства… Всякое другое правление не толькобыло бы для России вредно, но и вконец разорительно».
Заслуживают положительной оценкистатьи, предохранявшие общество от деспотизма, произвола монарха. Учреждениямдано право обращать внимание государя на то, «что такой-то указ противенУложению, что он вреден, темен, что нельзя по оному исполнять». Прогрессивноезначение имели статьи, определившие экономическую политику правительства,включавшую заботу о строительстве новых городов, развитии торговли ипромышленности и особенно земледелия как важнейшей отрасли хозяйства.
«Наказ» предусматривал реформусудоустройства и судопроизводства. Автор руководствовался принципом: «Гораздолучше предупреждать преступления, нежели наказывать». «Наказ» протестовалпротив норм Уложения 1649 г., предусматривавшего одинаковое наказание за умысели действие: «Слова не вменяются никогда во преступление, разве оныеприуготовляют или последуют Действию беззаконному». Запрещались пытки вкачестве способа судебного доказательства, содержание под стражейподозреваемого, вина которого не доказана. «Наказ» провозглашал веротерпимость- «ибо гонения человеческие умы раздражали».
Самым уязвимым местом «Наказа»считается решение им крестьянского вопроса. В первоначальном варианте «Наказа»,который императрица давала читать вельможам для критики, крестьянскому вопросубыло уделено больше внимания и решался он более радикально, чем вопубликованном тексте. В опубликованном «Наказе» императрица излагала своеотношение к крестьянскому вопросу в духе секретного письма А.А. Вяземскому:«Надо относиться к крестьянам так, чтобы человеколюбивыми поступкамипредупредить грядущую беду» — выступления доведенных до отчаяния крепостных.Екатерина не предлагала регламентировать повинности крестьян в пользу помещика,а всего лишь рекомендовала помещикам, чтобы те «с большим рас смотрениемрасполагали свои поборы».
Третья особенность Уложеннойкомиссии 1767—1769 гг. состояла в наличии наказов депутатам, составленныхучастниками их выборов,— в наказах отражены сословные требования избирателей.Дворянские наказы требовали принятия строгих мер против побегов крестьян, в нихбыли жалобы на обременительность рекрутской и постойной повинностей, разорявшихкрестьян и тем самым наносивших ущерб благополучию помещиков.
Многие наказы содержали жалобы намздоимство канцелярских служителей, волокиту в правительственных учреждениях,предлагали вместо назначаемых правительством чиновников заполнятьадминистративные должности дворянами, избранными на уездных и провинциальныхсобраниях.
Важнейшая особенность городскихнаказов состояла в отсутствии требований отменить крепостнический режим илизаменить самодержавный строй более демократическим: напротив, горожанепретендовали на дворянские привилегии — освобождение от телесных наказаний,предоставление права владеть крепостными, восстановление указа, разрешавшегопромышленникам покупать крестьян к мануфактурам. Городские наказы требовалимонополии горожан на занятия торговлей и лишения или ограничения этих прав длядворян и крестьян. Наказы горожан, как видим, не выходили за рамкисуществовавших социальных и — политических порядков.
Манифест о созыве Уложеннойкомиссии был обнародован 16 декабря 1766 г., а торжественное открытие еесостоялось через полгода, 30 июля 1767 г. Оно сопровождалось молебном вУспенском соборе в присутствии императрицы, после чего депутаты дали присягу«проявить чистосердечное старание в столь великом деле».
В октябре 1768 г. Османскаяимперия начала войну с Россией, 18 декабря маршал Уложенной комиссии А.И.Бибиков объявил о прекращении работы Большого собрания комиссии на томосновании, что начавшаяся война требовала присутствия депутатов либо на театревоенных действий, либо в учреждениях, обслуживавших военные нужды. Депутаты Большойкомиссии распускались, «до коле от нас паки созваны будут», но, закончив войнупобедным миром и подавив движение под предводительством Е.И. Пугачева,Екатерина так и не возобновила работу Уложенной комиссии. Историки и поныне немогут ответить, почему императрица доверила составление Уложения выборнымдепутатам, а не компетентным чиновникам, как это сделал Николай 1. Такоерешение Екатерины представляется тем более странным, что она многократноподчеркивала огромную роль законотворчества и законодательства, как в личнойжизни, так и в жизни страны.
Надо отметить три позитивныхрезультата деятельности Уложенной комиссии. Одна из задач Уложенной комиссии,обозначенная в Манифесте 16 декабря, состояла в том, «дабы лучше нам узнатьбыть можно нужды и чувствительные недостатки нашего народа». Наказы депутатам,а также прения в Уложенной комиссии дали на этот счет достаточный материал —они выполнили такую же роль во внутренней политике Екатерины II, какая выпалана долю шляхетских проектов в 1730 г., ставших программой действийправительства Анны Иоанновны.
Деятельность Уложенной комиссииспособствовала распространению в России идей французского Просвещения. Рольраспространителя этих идей, хотела того императрица или нет, выпала на долю ее«Наказа»: с 1767 по 1796 г. он издавался не менее семи раз общим тиражом допяти тысяч экземпляров. Указ требовал, чтобы «Наказ» читали в правительственныхучреждениях наравне с «Зерцалом правосудия» петровского времени.
Третий итог деятельностиУложенной комиссии состоял в укреплении положения Екатерины на троне — онаостро нуждалась в опровержении репутации узурпатора престола.
Не прошло и трех месяцев после еевступления на престол, как возвращенный из ссылки А.П. Бестужев-Рюмин услужливовыступил с инициативой поднесения ей титула «Матери Отечества».Постановление оподнесении императрице титула Матери Отечества, подписанное всеми депутатамиУложенной комиссии, имело огромное политическое значение. Это был своего родаакт коронации императрицы, совершенный не кучкой заговорщиков, возведших ее натрон, а представителями всех сословий страны. Эта акция подняла престижимператрицы как внутри страны, так и за ее пределами.
II. ВНУТРЕННЯЯПОЛИТИКА ПОСЛЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ
Крестьянская война провела четкуюразграничительную линию в расстановке социальных сил: в борьбе с мятежнымкрестьянством главную опору самодержавию составило дворянство. Но во враждебномкрестьянству лагере оказались также купцы и промышленники. Этот факт едва ли неубедительнее всего характеризует низкий уровень развития капиталистическихотношений и такой же низкий уровень классового сознания формировавшейсябуржуазии. Получая привилегии от феодального государства, используя ресурсыкрепостнической системы, купцы и промышленники не выступали ни против самодержавия,ни против крепостничества. Более того, купцы и промышленники в Уложеннойкомиссия, как отмечалось выше, требовали не ликвидации дворянских привилегий ибуржуазного равенства, а предоставления их им самим.
Плоды «истинного торжества» вкусило,прежде всего, дворянство. Вместе с тем правительство оценило верность старымпорядкам промышленников и верхушки купечества. Правительственная политикаближайших десятилетий была нацелена на удовлетворение чаяний дворянства икупечества.
Правительство организовалоспециальные банки, выдававшие ссуды помещикам и заводчикам для восстановленияхозяйства на крайне выгодных условиях — ссуду они получали сроком на 10 лет подзаклад вотчин и заводов, причем в течение первых трех лет из 1%, а остальныхсеми лет из 3% годовых.
Крестьянская война обнаружиласлабость местных органов власти, неспособность их собственными силамиподдерживать «тишину». Именно поэтому заботы императрицы были направлены насовершенствование областной администрации, реформирование которой намечалосьпровести еще до крестьянской войны. «Я только что дала моей империи «учреждениео губернии»,— информировала Екатерина Вольтера в 1775 г.,—которое содержит всебе 215 печатных страниц… и, как говорят, ни в чем не уступает Наказу».
Проведение областной реформыпреследовало охранительные и фискальные цели. Вместо ранее существовавшегоделения территории России на губернии, провинции и уезды вводилось двухчленноеделение на губернии и уезды, в основе которого лежал принцип численностиподатного населения: в губернии должно было жить 300—400 тыс. душ, а в уездах—20—-30 тыс. д.м.п.
В итоге проведения реформы вместо23 губерний было создано 50.Еще одно следствие областной реформы состояло втом, что она значительно увеличила штат чиновников. А так как все высшие исредние должности в губернской и уездной администрации заполнялись дворянами,то последние получили новый источник дохода: обычно в губернских и уездныхучреждениях служили ушедшие в отставку офицеры.
Областная реформа почти вдвоеувеличила численность в стране городов: все пункты размещения губернской иуездной администрации были объявлены городами, а их население — мещанами икупцами. Появилось 216 новых городов.
Первыми, кому царизм нанес удар,были запорожские казаки, издавна привлекавшие в свою среду активные элементы,готовые выступить против крепостничества. В начале июня 1775 г. войска генералаТекели, возвращавшиеся с русско-турецкой войны, внезапно напали на Запорожскую Сечьи полностью разрушили ее. В манифесте, извещавшем об этом событии населениеРоссии, Екатерина писала, что казаки якобы помышляли «составить из себяобласть, совершенно независимую, под собственным своим неистовым управлением».После Ясского мира 1791 г. основная масса запорожских казаков была переселенана Кубань.
Распространение губернскойреформы на Левобережную Украину привело в начале 80-х гг. к упразднению тамадминистративного деления на полки и сотни и введению на местничеств, губернийи уездов. Все войсковые регалии, напоминавшие о прежней автономии Украины (знамена,печати и др.), были доставлены в Петербург. Тем самым были окончательноликвидированы остатки автономии Украины и элементы ее национальнойгосударственности.
Проведение реформы на Донесопровождалось созданием Войскового гражданского правительства, копировавшегогубернскую администрацию центральных районов России. В Эстляндии и Лифляндиибыл ликвидирован особый прибалтийский порядок, предусматривавший болееобширные, чем у русских помещиков, права местных дворян на труд и личностькрестьянина. Прибалтика в результате проведения областной реформы в 1782—1783гг. была разделена на две губернии — Рижскую и Ревельскую — с учреждениями,существовавшими в прочих губерниях России.
Унификации подверглось иуправление народами Среднего Поволжья, Сибири и прочих районов, причемправительство, ïðîводя там губернскую реформу, нередкоигнорировало этнический состав населения. Так, территория Мордовии былаподелена между четырьмя губерниями: Пензенской, Сибирской, Тамбовской иНижегородской. Сибирь была разделена на три губернии: Тобольскую, Колыванскую иИркутскую. Губернская и уездная администрация опиралась на местную верхушку:князей, тайшей и зайсанов, распределявших ясак и чинивших суд и расправу.
Одновременно с проведениемобластной реформы правительство осуществило ряд мер в пользу купечества.Манифестом 1775 г. была объявлена свобода предпринимательства. Это был второйшаг в этом направлении. Первый Екатерина совершила еще 1762 г., упразднивмонополии в торговле и промышленности.
Предоставив условия для свободнойконкуренции внутри страны и лишив отдельных промышленников их привилегий,правительство Екатерины не отказалось от покровительства русской,промышленности в целом. Протекционистскую политику правительства продолжалитаможенные тарифы 1766, 1782 и особенно 1796 г., устанавливавшие высокиеввозные пошлины на предметы роскоши и товары, которыми могла обеспечитьвнутренний рынок отечественная промышленность. Тариф 1796 г. запрещал ввозкожевенных изделий, чугуна, изделий из железа, полотен и др.
Манифест 1775 г. провозглашалсвободу открытия предприятий, т. е. они могли вступить в строй без разрешенияправительственных инстанций и без регистрации их в учреждениях. Отменялся такжесбор рублевого налога с каждого стана. Причина обнародования Манифеста—стремлениеустранить помехи в развитии промышленности.
Процесс оформления привилегийдворян и купцов завершают Две грамоты: «Грамота на права, вольности ипреимущества благо- Родного российского дворянства» и «Жалованная грамотагородам». Обе грамоты сводили воедино привилегии, в разное времяпредоставленные дворянам и купцам, и вместе с тем расширяли их права.Жалованная грамота городам вводила сложную систему городского самоуправления.Важнейшим органом самоуправления являлось созываемое раз в три годаобщегородское «Собрание градского общества», на котором производились выборыдолжностных лиц: городскогоголовы, бургомистров, заседателей магистрата и совестногосуда. Исполнительным и постоянно действующим органом была шестигласная дума,состоявшая из городского головы и шести гласных — по одному от каждого разрядагородского населения. Она осуществляла текущее управление городом, наблюдала загородскими зданиями, устройством площадей, пристаней, привозом товаров ипродовольствия и т. д.
Помимо названных учреждений, вгородском самоуправлении существовала общая градская дума, члены которойизбирались на собраниях граждан каждого из 6 разрядов, а также городские игубернские магистраты. Главная обязанность общей градской думы состояла визбрании членов шестигласной думы. Магистрат выполнял судебные иадминистративные функции.
Идеи умеренных просветителейразделяла не только императрица. Некоторые русские вельможи устанавливалиличные отношения с французскими просветителями и находились, подобно Екатерине,в переписке с ними.
Французская революция положилаконец заигрываниям с идеями Просвещения, как самой Екатерины, так и ееокружения. Штурм Бастилии, тревожные сведения о сожжении дворянских замков ифеодальных грамот напоминали русским дворянам события крестьянской войны вРоссии. Рушились порядки, на которых, как писал фаворит Екатерины, ПлатонЗубов, «основано было спокойствие, уверенность и благоденствие». Отношение кФранцузской революции со стороны петербургского двора и широких круговдворянства менялось по мере ее развития.
III ЦЕРКОВНАЯ ПОЛИТИКА
В истории церкви при Екатерине IIпроизошло два знамена тельных события: секуляризация владений духовенства, атакже провозглашение веротерпимости, прекращение политики насильственной христианизациии преследования инаковерующих.
Выше отмечалось обещаниеЕкатерины, данное при вступлении на престол, не покушаться на владения церкви.Это был тактический шаг императрицы, рассчитанный на умиротворение духовенства,если не явно, то скрытно враждебно воспринявшего манифест Петра III осекуляризации, и противоречивший убеждениям ученицы Вольтера. Как толькоЕкатерина почувствовала неспособность духовенства серьезно сопротивлятьсясекуляризационным планам, она создала комиссию из светских и духовных лиц,которой было поручено решить вопрос о судьбах церковного землевладения.Императрица даже заготовила эмоционально насыщенную обличительную речь передчленами Синода, заканчивавшуюся словами: «Не умедлите же возвратить моей коронето, что вы похитили у нее незаметно, постепенно». Надобность в патетическойречи отпала, синодалы проявили покорность и послушание. Единственным иерархом,осмелившимся открыто поднять голос против секуляризации, был ростовскиймитрополит Арсений Мацеевич.
Справедливо ли считать протестАрсения серьезной угрозой светской власти, и должна ли была Екатеринапредпринять решительные меры, чтобы пресечь нави