Реферат по предмету "История"


Польша в середине 40-х-конце 80-х годов

Польшав середине40-х-конце80-х годов

План
 
1 Польша в период революционныхперемен 1944-1948 гг.
2 Становление,развитие и кризис «реального социализма» в Польше
3 Кризис1980 г. и рождение “Солидарности”
4 От“реального социализма” к социальному обществу западного типа
5 Культура,наука, просвещение после второй мировой войны
 

1 Польшав период революционных перемен 1944-1948 гг.
Важнейшей задачей вобласти внутренней политики Польского комитета национального освобождения былорасширение социальной базы новой власти. В сентябре 1944 г. был издан декретПКНО о проведении земельной реформы. Принудительной экспроприации подлежализемли немцев и предателей, а также хозяйства общей площадью свыше 100 га. Вцентральных, восточных и южных областях изымалась земля в хозяйствах, имевшихболее 50 га пашни. Крестьяне получали наделы за символический выкуп. Площадьвновь создаваемых хозяйств в зависимости от района колебалась от 5 до 14 га.Бывшим помещикам за конфискованную собственность полагалась определеннаякомпенсация, они также могли получить надел на одинаковых с другими основаниях.
Промышленныепредприятия, экспроприированные немцами, подлежали в будущем возврату их бывшимвладельцам, а до этого момента временно переходили под государственноеуправление.
Вновь формируемыйгосударственный аппарат состоял в основном из членов политических партий,входивших в состав КРН. Органы государственной безопасности имели характеравтономной структуры. Хотя они и состояли практически только из членов ППР, ноконтролировались не ЦК партии или главой правительства, а советскимисоветниками.
В конце 1944 г.Польский комитет национального освобождения по согласованию с СССР былпреобразован во Временное правительство Республики Польша, что должно былопродемонстрировать миру стабилизацию нового режима. Сложность положениязаключалась в том, что США и Великобритания по-прежнему признавали польскоеправительство в эмиграции, сохранявшее сильное влияние в стране. Потребность вскорейшем победоносном завершении войны заставляла великие державы искатькомпромисс в польском вопросе. На Ялтинской конференции 1945 г. было решенопокончить с двоевластием в Польше путем расширения Временного правительства засчет демократически настроенных политиков из лондонского лагеря ипреобразования его во Временное правительство национального единства.Одновременно И.В. Сталиным был поставлен вопрос о западной границе Польши полинии рек Одра (Одер) и Ныса (Нейсе). К Польше должна была также отойти частьВосточной Пруссии. В качестве восточной границы участники конференциивысказались за линию Керзона с некоторыми отступлениями в пользу Польши.
Ялтинскиедоговоренности означали, что Польша становилась одним из ключевых звеньевсоветской системы безопасности в Европе, к формированию которой Москваприступила на заключительном этапе войны. Эта ее роль была закреплена польско-советскимдоговором о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве, заключенным21 апреля 1945 г.
Принятые в Ялте решенияв полной мере отвечали интересам ППР и ее союзников. Им удалось добитьсямеждународного признания новой власти в Польше, вывести из игры лондонскийлагерь, укрепить свои позиции в стране. Тем самым были достигнуты основныеполитические цели, сформулированные в манифесте ПКНО.
В июне 1945 г. былосоздано Временное правительство национального единства. Его премьером сталлевый социалист Эдвард Осубка-Моравский, возглавлявший до этого ПКНО иВременное правительство, заместителями — Владислав Гомулка (ППР) и С.Миколайчик, бывший глава лондонского правительства, вышедший в конце 1944 г. изего состава и согласившийся вернуться в Польшу. Сторонники экс-премьераполучили несколько министерских пос­тов. За счет бывших политиков лондонскоголагеря был расширен состав КРН. После этого последовала полоса признанияправительства странами антигитлеровской коалиции.
С. Миколайчиком была созданасобственная партия – Польское стронництво людовое (ПСЛ), быстро превратившеесяв одну из крупнейших политических организаций. Оно стало притягательным центромдля всех сил, несогласных с политикой ППР и ее союзников.
ППР считала, чтообъединенные левые партии (ППР, социалистическая, крестьянская идемократическая) в состоянии построить новое общество, которое отличалось бы посвоему социально-экономическому устройству и от СССР, и от буржуазныхгосударств. Его экономической базой стала бы многоукладная экономика. Вполитической области основой строя был бы блок близких по целям партий приведущей роли ППР, причем оппозиционные ППР партии также участвовали вправительстве. Организованное таким образом общество постепенно, по мересозревания объективных предпосылок, продвигалось бы по пути социалистическихпреобразований. Во внешней политике новая Польша должна была ориентироваться наСССР, одновременно развивая добрососедские отношения с западными державами.Следует сказать, что эта концепция, наиболее последовательным сторонникомкоторой был В. Гомулка (1905-1982), генеральный секретарь ЦК ППР, разделяласьдалеко не всеми руководящими и рядовыми членами партии.
С. Миколайчик иблокировавшиеся вокруг него силы были сторонниками либерально-демократическогообщественного устройства, основанного на частной собственности на средствапроизводства и свободной игре политических сил. Во внешней политике онипридерживались прозападной ориентации.
Кроме легальнойоппозиции в Польше продолжало действовать политическое и вооруженное подполье.Противостояние режима и подполья приобрело характер гражданской войны.Совокупные потери сторон конфликта составили около 30 тыс. человек.
В январе 1946 г. былапроведена национализация промышленных предприятий с числом занятых более 50человек в одну смену. Их владельцы по закону имели право на компенсацию.
30 июня 1946 г.состоялся общенациональный референдум, участники которого должны были выразитьсвое отношение к таким вопросам, как ликвидация сената в будущем парламенте,земельная реформа и национализация основных отраслей промышленности, а такженовая западная граница. Фактически речь шла о выяснении отношения общества косновным политическим и социально-экономическим преобразованиям, проведенным поинициативе ле­вых сил в предшествующие два года. Оценить подлинные результатыреферендума в связи с фальсификацией властями его итогов сейчас невозможно, нопо официальной версии большинство принявших в нем участие поляков ответилиутвердительно на все вопросы, особенно на второй и третий.
В январе 1947 г.состоялись первые послевоенные выборы в Законодательный сейм. Их официальныеитоги оказались неблагоприятными для ПСЛ, которое внесло протесты в связи с ихфальсификацией во всех избирательных округах. Но они не были удовлетворены. Непрореагировали на них и западные посольства, поскольку по ялтинским соглашениям1945 г. Польша входила в сферу исключительных интересов СССР. ППР и ее союзникиполучили 80% депутатских мандатов. Президентом страны сейм избрал члена ППРБолеслава Берута (1892-1956), до этого возглавлявшего КРН, премьер-министромстал социалист Юзеф Циранкевич.
Победа ППР и еесоюзников на выборах открывала путь для реализации их концепции политическогоустройства. Но ей не суждено было осуществиться.
Уже в 1946 г. появилисьявные симптомы раскола антигитлеровской коалиции на противостоящиевоенно-политические блоки. Надежды советского руководства на возможностьутверждения и в Западной Европе народно-демократических режимов не оправдались,коммунисты были удалены из состава правительств в Италии, Франции и Бельгии.Западные политики ставили под сомнение окончательный характер территориальныхизменений в Центральной Европе, особенно польско-германской границы. Все болеерасходились взгляды бывших союзников по антигитлеровской коалиции на будущееГермании. CША не собирались выводить войска из Европы.
В международномкоммунистическом движении появилась тенденция к отказу от поиска так называемыхнациональных путей продвижения к социализму, к взятию на вооружение советскоймодели социалистического строительства. В сентябре 1947 г. в Польше состоялосьсовещание представителей коммунистических партий Болгарии, Венгрии, Италии,Польши, Румынии, СССР, Франции, Чехословакии и Югославии, на котором былосоздано Информационное бюро (Коминформ). Очень скоро оно из органа для обменаопытом превратилось в центр руководства деятельностью правящих коммунистическихпартий стран Центральной и Юго-Восточной Европы, связанных с Москвой союзнымивоенно-политическими договорами.
Конфликт между ВКП(б) иКомпартией Югославии в 1948 г. и свертывание отношений между СССР и ФНРЮсвидетельствовали о стремлении советского руководства диктовать свою волюстранам народной демократии, что весьма болезненно воспринималось ихобщественностью. В компартиях оживились догматические, ортодоксальные силы, неразделявшие концепции национальных путей к социализму. При поддержке СССР ониперешли в наступление.
В 1948 г. с постагенерального секретаря ЦК ППР был смещен В. Гомулка, обвиненный в«правонационалистическом уклоне». Этот пост занял Б. Берут. Он же возглавил ЦКПольской объединенной рабочей партии (ПОРП), образованной в декабре 1948 г. врезультате объединения ППР и Польской социалистической партии на платформекоммунистов. Принятые объединительным съездом ПОРП документы программногохарактера свидетельствовали об ее отказе от концепции народной демократии.

2 Становление, развитиеи кризис «реального социализма» в Польше
На рубеже 40-х — 50-хгг. в Польше стала складываться командно-распределительная система посоветскому образцу. Ее центральным звеном являлась Польская объединеннаярабочая партия, точнее ее руководящие органы, в руках которых былисосредоточены как рычаги управления всеми сторонами социальной и экономическойжизни общества, так и распоряжение основными материальными ресурсами. ПОРПвзяла на вооружение сталинскую концепцию форсированного строительствасоциализма. В соответствии с ней необходимыми условиями успешного построениясоциализма были: установление диктатуры пролетариата, понимаемой какобеспечение за коммунистической партией монопольной позиции в государстве;форсированные индустриализация промышленности и коллективизация сельскогохозяйства; культурная революция, предусматривающая не только повышениеобщеобразовательного уровня населения, но и превращение догматизированноймарксистско-ленинской идеологии в господствующую.
Разгромив в конце 40-хгг. с помощью органов государственной безопасности оппозиционные либеральныесилы и подполье, ПОРП, однако, не решилась на ликвидацию так называемых“союзнических партий”… В 1948 г. было унифицировано молодежное движение. В1949 г. прекратило свое существование ПСЛ (Миколайчик и другие либеральнонастроенные политики покинули страну в конце 1947 г.), часть его членов вошла вОбъединенную крестьянскую партию (ОКП). В 1950 г. самораспустилась партиятруда, часть ее членов вступила в Демократическую партию (ДП). В Польшеутвердилась новая политическая система, в которой не было места дляоппозиционных партий.Роль ОКП, ДП, Союза польской молодежи, профсоюзов и другихобщественных организаций была сведена к выполнению функции “трансмиссии”влияния ПОРП на широкие слои населения. Хотя в Польше существовали сейм иправительство, но реальная власть была сосредоточена в политбюро и ЦК ПОРП,которые в своей деятельности фактически не подлежали никакому контролю, в томчисле и со стороны партийных масс. Тоталитарная по существу политическаясистема была закреплена конституцией 1952 г. Тогда же было принято новоеназвание страны — Польская Народная Республика (ПНР).
Успешное выполнениетрехлетнего плана хозяйственного восстановления Польши на 1947-1949 гг.,сосредоточение в руках государства в результате национализации промышленностидостаточно крупных средств, создали условия для перехода к политике индустриализации,необходимость которой диктовалась не только доктринальными соображениями. Еепредопределяли также потребность ликвидировать огромное аграрное перенаселение,порождавшее серьезные социальные проблемы, напряженная обстановка “холоднойвойны” и гонки вооружений. В шестилетнем плане социально-экономическогоразвития страны на 1950-1955 гг. упор был сделан на развитие прежде всеготяжелой и оборонной промышленности, машиностроения и др. современных отраслейпромышленности. К концу шестилетки производство в них возросло в 2,5 раза посравнению с 1949 г. Но темпы роста производства в отраслях, производящихпредметы широкого потребления, были более низкими. Тем самым в развитиепольской промышленности изначально закладывались диспропорции. Населениепостоянно испытывало нехватку товаров повседневного спроса. Получаемые средствав основном направлялись государством на инвестиции, а не на увеличениепокупательной способности населения, вследствие чего его жизненный уровень роскрайне медленно, а в отдельные периоды даже снижался.
В развитии сельскогохозяйства был взят курс на производственную кооперацию. Число производственныхкооперативов возросло с 635 в 1950 г. до 9076 в 1955 г. Столь высокие темпыкооперирования во многом обеспечивались широким применением административногопринуждения, жестким налоговым прессом на единоличников и т.д. Сельскоехозяйство при этом рассматривалось как источник средств, сырья и рабочей силыдля проводившейся в это же время форсированной индустриализации. В первойполовине 50-х гг. капиталовложения в сельское хозяйство снизились по сравнениюс концом предшествующего десятилетия на 24 %, а инвестиции непосредственно вкрестьянские хозяйства уменьшились более чем в три раза. Были введеныобязательные государственные поставки зерна, мяса, молока, картофеля.
Чрезмерное напряжениесил общества вело к росту социальной напряженности, разочарованию в идеалах,провозглашавшихся официальной пропагандой. Глухое недовольство в обществевызывали репрессии, являвшиеся частью политической реальности после 1944 г.(против членов АК, сохранивших верность присяге и не вышедших из подполья послеамнистий 1945 и 1947 гг., участников политического подполья, возвратившихся сЗапада эмигрантов, а с 1949 г. и ряда руководящих и рядовых членов ПОРП, офицеровВойска Польского, обвинявшихся в право-националистических взглядах или связях сзападными разведслужбами, “кликой” Тито, троцкистами и т.д.), которымподверглись десятки тысяч людей. Среди арестованных оказался и бывший лидер ППРВ.Гомулка.
Первые попыткискорректировать курс были предприняты после смерти Сталина в 1953 г., но онибыли робкими и непоследовательными. Осуждение ХХ съездом КПСС культа личностинанесло сильный удар по позициям его последователей в Польше. Почти сразу жепосле съезда умер Б.Берут. Политический кризис, симптомы которого наблюдалисьуже в предшествующие годы, стал приобретать открытый и всеобщий характер. Онохватил политическую жизнь, культуру, науку, управление народным хозяйством. Виюне 1956 г. начались стачки рабочих в Познани, выдвигавших экономическиетребования. Их игнорирование властями привело к тому, что забастовщики вышли наулицы города. Руководством страны было принято решение о разгоне демонстрацийсилой, в том числе и с применением огнестрельного оружия. В результатестолкновений погибли 74 человека, 576 получили ранения. Руководство партии истраны, оценивая причины выступлений в Познани, свело их к действиямантисоциалистических сил.
Расправа над рабочимиПознани не сломила сопротивления польского народа тоталитарному режиму. Кризиспродолжал углубляться, охватывая все новые общественные слои. Руководствопереставало контролировать ситуацию в стране. Политический кризис грозилперерасти в гражданскую войну.
Положение могли спаститолько решительные действия. Состоявшийся в октябре 1956 г. VIII пленум ЦК ПОРПпроизвел кадровые изменения в партийном руководстве. Первым секретарем ЦК ПОРПбыл избран В.Гомулка, находившийся в заключении с 1951 по 1954 г. ивосстановленный в партии только летом 1956 г.
Анализ кризиса в Польшепривел обновленное руководство партии и страны к выводу, что его причинами былиошибки бывшей правящей элиты в определении сроков и темпов проведениясоциалистических преобразований, ее отрыв от рабочего класса, командные методыруководства союзническими партиями и общественными организациями, пренебрежениеконкретными польскими условиями, догматический подход к марксистско-ленинскойтеории.
В.Гомулкой быласформулирована концепция строительства социализма в польских условиях,предусматривавшая пересмотр аграрной политики, нормализацию отношений скатолической церковью, развитие рабочего самоуправления, повышение роли сейма инародных советов в управлении страной, налаживание партнерских отношений с ОКП,ДП, организациями светских католиков, профсоюзами и другими общественнымиорганизациями, обеспечение за Польшей равноправных позиций в отношениях с СССРи т.д.
В 1956-1957 г. былипредприняты шаги по реализации этой концепции. Совместно с Объединеннойкрестьянской партией были разработаны основы новой аграрной политики.Подавляющая часть производственных кооперативов распалась или была распущена. Доминирующейформой хозяйствования в обобществленном секторе стали государственныеземледельческие хозяйства, в целом же в аграрном секторе господствовали единоличныекрестьянские хозяйства. Не отказываясь от производственной кооперации какстратегической цели аграрной политики, упор был сделан на развитие простых формкооперации.
Был освобожденнаходившийся в изоляции в одном из монастырей глава польской римско-католическойцеркви кардинал С.Вышиньский. По желанию родителей дети могли изучать законбожий в специальных катехизисных пунктах.
По новому закону овыборах избиратели получили право выбора из нескольких кандидатов, в сеймеувеличилась доля представителей союзнических партий, светских католиков ибеспартийных. Но выборы по-прежнему не были свободными, потому что кандидатовмог выставлять только Фронт единства народа, в котором безраздельногосподствовала ПОРП.
Удалось урегулироватьнекоторые сложные вопросы польско-советских отношений. Получили возможностьвернуться из СССР в ПНР более 100 тыс. поляков, были урегулированы вопросыпольской задолженности Советскому Союзу и поставок польского угля в СССР,определен статус Северной группы войск Советской Армии в Польше.
Некоторое улучшениематериального положения населения вследствие произошедшего после 1956 г.сокращения капиталовложений в тяжелую промышленность и увеличения производствав сельском хозяйстве, определенная либерализация в политической и культурнойжизни, осуждение репрессий и реабилитация их жертв привели к временномуослаблению социальной напряженности в обществе. Но глубинные причины кризиса,крывшиеся в самой природе командно-распределительной системы, сохранялись. Сутьсистемы, присущие ей механизмы осуществления власти и управления обществомостались неизменными.
Первые симптомы отходаот послеоктябрьского курса на реформы проявились уже на III съезде ПОРП в 1959г., а в 60-е гг. вновь стали нарастать экономические и политические трудности. Вто время, когда развитые страны делали ставку на широкое использованиедостижений научно-технической революции, качественную структурную перестройкуэкономики, в Польше, как и в других странах Центральной и Юго-Восточной Европы,продолжался курс на экстенсивное развитие, прежде всего материало- икапиталоемких производств с большой долей ручного труда, экологически вредных,но зато обеспечивающих всеобщую занятость и определенный уровень социальнойзащищенности. Вновь обострились отношения с католической церковью,интеллигенцию тяготил безраздельный патронат государства в сфере образования икультуры.
В марте 1968 г.польские университетские центы стали местом активного протеста студенческоймолодежи против идеологического диктата партийного руководства в областикультуры и образования. Студентов поддержала творческая интеллигенция и частьпрофессуры. Особенно активную роль в студенческих выступлениях сыграли выходцыиз кругов политической элиты первой половины 50-х гг. Я.Куронь, А.Михник,К.Модзелевский и др., ставшие впоследствии видными деятелями оппозиции. Дляразгона студенческих митингов были использованы милиция и рабочие. Наиболееактивные участники выступлений были исключены из высших учебных заведений,некоторые арестованы и осуждены.
Пытаясь стимулироватьэкономику, правительство приняло в декабре 1970 г. решение о значительномповышении цен на продовольствие и некоторые промышленные товары. Это вызвалонедовольство горожан. Особенно активно протестовали рабочие предприятийГданьска, Гдыни, Щецина, Эльблонга. Против вышедших на улицы рабочих былиброшены милиция и воинские части. В столкновения погибли 44 человека, 1164получили ранения. Забастовки, но без трагических последствий, охватилипредприятия и в других районах Польши. Они кончились только с принятием в марте1971 г. решения об отмене повышения цен.
Реакцией на трагическиесобытия на Побережье явились кадровые изменения в партийном и государственномруководстве. Был смещен с поста первый секретарь ЦК ПОРП В.Гомулка, на этотключевой пост был избран Э.Герек, пользовавшийся поддержкой советскогоруководства. Подали в отставку премьер-министр Ю.Циранкевич, возглавлявшийправительство с небольшими перерывами с 1947 г., и председатель ГоссоветаМ.Спыхальский. Новым премьером сейм назначил П.Ярошевича, председателемГоссовета стал известный историк и политический деятель Х.Яблоньский.
Анализ причинобщественно-политического и экономического кризиса и декабрьского протестарабочего класса привел новое партийное руководство почти к тем же выводам, чтои после событий 1956 г. Единственное отличие заключалось в том, что особыйакцент был сделан на непонимании прежними лидерами значения научно-техническойреволюции.
В качествепервоочередной задачи была названа экономическая реформа. Однако очень скоро сталозаметно нежелание проводить в народном хозяйстве какие-либо системныеизменения. Та же судьба постигла и планы преобразований в сферефункционирования государственной власти в соответствии с весьма туманнойформулой: партия руководит, а правительство управляет.
Используя благоприятнуюмеждународную обстановку, связанную с подготовкой Общеевропейского совещания побезопасности и сотрудничеству, а также хорошую экономическую конъюнктуру наЗападе, польское руководство стало проводить политику активного использованиязападных кредитов и технологий для модернизации народного хозяйства. В1971-1972 гг. были задействованы также внутренние резервы: ростсельскохозяйственного производства в связи с благоприятными климатическимиусловиями и отменой обязательных поставок. Была существенно повышена заработнаяплата трудящихся. Все это обеспечило небывало высокое для Польши повышениереальных доходов при незначительном росте производительности труда. Быстрымитемпами шло перевооружение промышленности, увеличивалось число закупаемых наЗападе лицензий. Окрыленное успехами, руководство ПОРП заявило, что Польшавступила в этап строительства “развитого социалистического общества”.
Однако в середине 70-хгг. вновь дали о себе знать экономические трудности. В конце 1974 г. польскаязадолженность на Западе превысила 100 % стоимости ее экспорта вкапиталистические страны. Для покрытия долгов стали широко использоватькраткосрочные займы, что только отодвигало угрозу банкротства, но не устранялоее. Государственный долг Польши непрерывно рос и составил к концу 70-х гг.около 20 млрд. долларов. Все более ощутимыми становились трудности спродовольственным снабжением населения, поскольку единоличные крестьянскиехозяйства не получали необходимых государственных дотаций.
Стремясь ослабитьдавление на потребительский рынок, правительство решило в июне 1976 г. резкоповысить цены на продовольствие с незначительной компенсацией заработной платы.Попытка проведения этого решения в жизнь натолкнулась на решительноесопротивление рабочих. В 10 воеводствах прошли организованные забастовкипротеста, а в Радоме, Плоцке и на тракторном заводе “Урсус” под Варшавойрабочие вышли на улицы. Против демонстрантов были брошены подразделениямилиции, вооруженные водометами, дубинками и слезоточивыми газами. Наиболееактивные участники демонстраций были арестованы или уволены с работы. Новыступления рабочих заставили партийно-государственное руководство отказатьсяот повышения цен.
Во второй половине 70-хгг. социально-экономическая и политическая ситуация в Польше продолжалаухудшаться, росла социальная напряженности, недовольство руководством страны,разочарование в “реальном социализме”, оказавшемся не в состоянии на обещанномуровне удовлетворять материальные и духовные запросы общества.
Июньские события 1976г. дали новый толчок деятельности оппозиционно настроенной части интеллигенции.В сентябре 1976 г. был создан Комитет защиты рабочих, в состав которого вошлиактивные участники студенческих выступлений 1968 г., а также известныеписатели, ученые, представители духовенства. Комитет оказывал правовую иматериальную помощь арестованным участникам выступлений протеста, развернулактивную правозащитную деятельность. После освобождения из заключенияосужденных участников июньских демонстраций комитет продолжил своюдеятельность.
Особое внимание былообращено на рабочую среду. Рабочим читали лекции о “белых пятнах” в историиПольши и польско-советских отношений, разъясняли причины их плохогоматериального положения, знакомили с ратифицированными Польшей международнымиконвенциями в области защиты прав трудящихся. Была налажена широкая“самиздатовская” деятельность, для ведения пропаганды использовалась западнаяпольскоязычная печать и радиостанции. В конце 70-х гг. началось созданиесвободных профсоюзов.
Стали возникать идругие оппозиционные организации: Движение в защиту прав человека и гражданина,Конфедерация независимой Польши, Движение молодой Польши и др. После избрания в1978 г. папой римским краковского кардинала К.Войтылы (Иоанн Павел II) началсястремительный рост авторитета католической церкви как идеологической иполитической силы, противостоящей режиму. Особенно отчетливо это проявилось вовремя паломничества папы римского в Польшу в 1979 г.

3 Кризис 1980 г. ирождение “Солидарности”
Партийно-государственноеруководство оказалось бессильным перед неумолимо надвигавшимсясоциально-политическим и экономическим кризисом. Не помогла замена на постуглавы правительства непопулярного в обществе П.Ярошевича Э.Бабюхом. Летом 1980г. в ответ на повышение цен на продовольствие в Польше стала подниматьсязабастовочная волна, вначале под экономическими лозунгами. Своей вершины онадостигла в августе, когда забастовали предприятия Гданьска, Щецина, Силезии.Стачки имели оккупационный характер, уличных манифестаций не было, чтобыисключить возможные провокации со стороны властей.
Правительство вынужденобыло пойти на подписание с забастовочными комитетами соглашений, которыепредусматривали не только удовлетворение экономических требований рабочих, но иих право на создание независимых от администрации профсоюзов, освобождениеполитзаключенных, отказ от преследования советников и экспертов бастующих изчисла членов оппозиционных организаций.
Первая реакция ПОРП наочередной кризис была традиционной: произошла смена партийного игосударственного руководства. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран С.Каня,премьером стал Ю.Пеньковский. Но эти кадровые перестановки не оказали заметноговлияния на общественные настроения. Инициатива переходила в руки оппозиции.
В ноябре 1980 г. былофициально зарегистрирован независимый самоуправляющийся профсоюз“Солидарность”. К концу 1980 г. в нем состояло около 8 млн. членов. В 1981 г.был создан профсоюз единоличных крестьян “Сельская солидарность”. Другиепрофцентры (Центральный совет профсоюзов, автономные профсоюзы) значительноуступали ему по численности. “Солидарность” представляла собой объединениеавтономных организаций отдельных регионов. Координировала ее действияВсепольская согласительная комиссия во главе с председателем гданьскогомежзаводского забастовочного комитета, электриком судоверфи им.ЛенинаЛ.Валенсой. Большую помощь в ее деятельности оказывали известные деятелиоппозиции Б.Геремек, Я.Куронь, Т.Мазовецкий, А.Михник, Я.Ольшевский и др.
“Солидарность” с самогоначала была преимущественно общественно-политическим, а не профсоюзнымдвижением, объединявшим разнородные силы. Она выросла на волне рабочегопротеста, и в первое время не имела четких планов дальнейшего развития страны.Опасения перед советской интервенцией заставили интеллектуальный штаб движениявыступить с концепцией “саморегулирующейся революции”. Она предусматривала, чтоПольша, оставаясь участником советского военнополитического блока, одновременнодолжна стремиться к внутреннему преобразованию общественно-политического строя:политическому плюрализму, установлению общественного контроля за деятельностьюгосударства, обеспечению независимости общественных и государственныхинститутов от ПОРП.
Политические притязания“Солидарности” и противодействие им со стороны партийно-государственногоруководства страны порождали постоянные, все более острые конфликты. Ситуациюмог разрядить взаимный компромисс, но воли к нему не было ни у одной из сторон.Это стало очевидным после IX внеочередного съезда ПОРП и I съезда“Солидарности” в 1981 г. Каждая из сторон самоопределилась как единственныйгарант развития процесса обновления в Польше. Польские руководители испытывалисильное давление со стороны СССР и некоторых других государствсоциалистического содружества, требовавших принятия более решительных мерпротив “Солидарности”.
В 1981 г. произошлаконцентрация власти в партийно-государственном руководстве ПНР. ГенералВ, Ярузельский был назначен председателем Совета министров, избран первымсекретарем ЦК ПОРП и сохранил за собой пост министра национальной обороны.
Резкое обострениеполитического противостояния произошло в декабре 1981 г. Радикальное крыло вруководстве “Солидарности” взяло курс на открытую конфронтацию справительством, грозя проведением всеобщей стачки. Возникала опасностьнеконтролируемого развития конфликта с перерастанием в гражданскую войну иинтервенцией союзников по Варшавскому договору. В этих условиях Госсовет ввел13 декабря 1981 г. военное положение в стране. Была приостановлена деятельностьвсех политических партий, общественных организаций и профсоюзов, свыше 5 тыс.руководящих деятелей “Солидарности” всех уровней были интернированы. Всяполнота власти сосредоточилась в руках Военного совета национального спасенияво главе с В.Ярузельским. Во избежание всеобщей стачки все ключевые отрасли,порты и 129 крупных предприятий были переведены на военный режим работы. В ходевведения военного положения погибли 8 человек.
Военное положениевременно ослабило остроту политического противостояния. Но оно не могло решитьэкономических проблем страны. Начатая в 1982 г. экономическая реформа, всоответствии с которой деятельность предприятий строилась на принципахсамостоятельности, самоуправления и самофинансирования, т.е. должна былавестись в условиях, приближенных к конкурентным, не принесла ожидаемыхрезультатов. Преодолению кризиса мешало и введение Западом эмбарго наэкономические отношения с Польшей. Продолжала увеличиваться внешняязадолженность, росли цены на внутреннем рынке.
“Солидарность” былаослаблена, но не разгромлена, постепенно в подполье возрождались ее структурывсех уровней. В апреле 1982 г. была создана Временная координационная комиссия“Солидарности”. В октябре 1982 г. сейм принял решение о роспуске всехпрофсоюзов и создании новых, строящихся по отраслевому принципу. Это означало,что не оправдались надежды властей на то, что “Солидарность” согласится на ихусловия компромисса. Началась многолетняя борьба за легализацию “Солидарности”,в ходе которой проходили проверку различные концепции возвращения движения наарену легальной политической жизни.
Все это время“Солидарность” пользовалась активной поддержкой католической церкви, авторитеткоторой в обществе продолжал неуклонно расти, а также помощью Запада. В 1983 г.Л.Валенсе была присуждена Нобелевская премия мира. Подпольные структурыполучали значительную финансовую и техническую помощь через заграничныепредставительства “Солидарности”, польскоязычные западные радиостанциивыполняли большую информационно-пропагандистскую работу в ее интересах.
К 1988 г. сталаочевидной неспособность правительства вывести страну из кризиса безсущественного понижения жизненного уровня населения. В апреле 1988 г. произошелбуквально взрыв забастовок, ставший неожиданностью не только для властей, но идля оппозиции. Рабочие требовали повышения заработной платы и легализации“Солидарности”. Уже в августе это требование стало основным во всех стачках.
Власти вынуждены былипойти на закулисные переговоры с частью деятелей “Солидарности”, изъявивших кэтому готовность, а с конца августа началась подготовка заседаний “круглогостола” властей и оппозиции. Идея компромисса наталкивалась на противодействиекак радикального крыла “Солидарности”, так и части партийно-государственногоруководства. Лишь в середине января 1989 г. группе партийных реформаторов, всостав которой входили первый секретарь ЦК ПОРП В.Ярузельский и премьер-министрМ.Раковский, удалось провести на пленуме ЦК резолюцию о политическом ипрофсоюзном плюрализме. Это открыло путь к легализации “Солидарности”. Успехуреформаторов способствовала происходившая в это время в СССР “перестройка”.
“Круглый стол” сучастием представителей “Солидарности”, правительства, ПОРП, союзническихпартий, Всепольского соглашения профсоюзов (ВСПС) — профцентра новыхпрофсоюзов, созданного после 1982 г. и епископата проходил с 6 февраля по 5апреля 1989 г. В числе его важнейших итогов были решения о проведении досрочныхпарламентских выборов, введении президентского поста, создании в парламентевторой палаты — сената, а также о разделе мандатов между различнымиполитическими силами в сейме.
4 От “реальногосоциализма” к социальному обществу западного типа
17 апреля 1989 г.состоялась повторная регистрация “Солидарности”.  После завершения работы“круглого стола” в центре внимания ПОРП, союзнических партий и оппозицииоказалась подготовка к выборам в парламент. По договоренности 65 % мандатов всейме предназначались партиям правящей коалиции (в том числе 37 % ПОРП), а 35 %оппозиции. Выборы в сенат были свободными.
Прошедшие в июне 1989г. два тура парламентских выборов принесли оппозиции колоссальный успех. Онапровела практически всех своих кандидатов в парламент уже в первом туре, изавоевала 99 из 100 мест в сенате. 19 июля на совместном заседании сейма исената президентом страны был избран В.Ярузельский. Это стало возможным толькопотому, что 11 депутатов от оппозиции не участвовали в голосовании. Победивформально, Ярузельский потерпел моральное поражение.
После избранияпрезидента начались длительные поиски политической формулы правительства. Егосостав определился только 17 августа. О готовности войти в него заявилиоппозиция и бывшие союзники ПОРП — Объединенная крестьянская и Демократическаяпартии. Премьер-министром стал известный деятель движения католическойинтеллигенции и оппозиции Т.Мазовецкий. ПОРП впервые за всю свою историюлишилась привычной для нее роли правящей партии.
Начиная со второйполовины 1989 г. произошли значительные перемены в политической жизни Польши,появилось много новых партий, переживали глубокую трансформацию ужесуществовавшие. В январе 1990 г. состоялся последний, XI съезд ПОРП, принявшийрешение о ее самороспуске. Правопреемницей ПОРП стала Социал-демократияРеспублики Польша (СДРП).
Было изменено названиегосударства — с Польской Народной Республики на Республику Польша, орлу нагосударственном гербе была возвращена корона.
Для оздоровленияэкономики был принят план стабилизации(план Бальцеровича), предусматривавшийвведение жесткого контроля за финансовой сферой, снижение государственныхдотаций предприятиям, обеспечение внутренней конвертируемости злотого, а такжесокращение занятости и появление безработицы (“шоковая терапия”). План получилодобрение и финансовую поддержку Запада. Его внедрение позволило достаточнобыстро стабилизировать финансы страны, насытить внутренний рынок товарами,начать акционирование и приватизацию предприятий. Но не удалось остановить спадпромышленного и сельскохозяйственного производства, быстрее, чемпредполагалось, росла безработица, превысившая в начале 1992 г. показатель в 2млн. человек.
В 1990 г. состоялисьвсеобщие президентские выборы, победу в которых во втором туре одержалЛ.Валенса. В ноябре 1991 г. были проведены свободные выборы в парламент,продемонстрировавшие значительный раскол в польском обществе. Вновь, как и вначале 20-х гг., сейм составили многочисленные политические фракции. Абсолютноепреобладание получили правые и центристские партии и движения, возникшие восновной своей массе на базе бывшей “Солидарности”. Несмотря на общую родословную,эти силы пребывали в состоянии жесткой конфронтации. Их взаимодействию мешалине только программные и идеологические расхождения, но и амбиции лидеров. Левыево главе с СДРП, хотя и оказались в меньшинстве, продемонстрировали своюжизнеспособность, сплоченность и наличие устойчивого электората. Неплохиепозиции были и у левоцентристского Польского стронництва людового (крестьянскойпартии), возникшего на месте ОКП. Сформированный Я.Ольшевским правый кабинетоказался не очень жизнеспособным, просуществовал немногим более полугода. Послеего отставки было сформировано право-центристское правительство Х.Сухоцкой,также не имевшее за собой надежного парламентского большинства.
В 1993 г. президентЛ.Валенса, воспользовавшись конституционными полномочиями, досрочно распустилпарламент, который в установленные сроки не смог утвердить государственныйбюджет. Парламентские выборы были проведены на основании принятого сеймомнезадолго до своего роспуска нового закона о выборах, вводившего 5 процентныйизбирательный порог.
Итоги выборов 1993 г.оказались благоприятными для левых, объединившихся в Союз демократических левыхсил, и ПСЛ, получивших большинство мест в сейме и право формирования кабинетаминистров. При этом президент, в соответствии с так называемой “малой”конституцией, принятой парламентом в 1992 г., воспользовался своим правомназначать силовых министров и министра иностранных дел.
На протяжении двух летпродолжалось сосуществование левого правительства (премьерами последовательнобыли В.Павляк(ПСЛ) и социал-демократ Ю.Олексы) и ориентировавшегося на правые иправо-центристские партии президента Л.Валенсы. Это был очень важный дляупрочения парламентаризма в Польше период накопления опыта взаимодействияразличных политических сил во имя широко понимаемых интересов страны.
В ноябре 1995 г.состоялись президентские выборы. По итогам второго тура, в который вышлиЛ.Валенса и лидер СДРП А.Квасьневский, победа осталась за левым кандидатом,получившим поддержку не только традиционного электората, но и многих молодыхизбирателей, вступивших в сознательную жизнь уже в 90-е гг. и свободных отидеологических симпатий и антипатий 80-х гг. Весной 1997 г. парламент принялновую конституцию Республики Польша, в соответствии с которой в нейустанавливается парламентская форма правления.
Выборы 1997 г. далиотносительное большинство мандатов правым силам, сумевшим сплотиться вИзбирательной акции “Солидарности”. По итогам выборов было сформированокоалиционное правительство во главе с Ю.Бузеком, в состав которого помимопобедившего блока вошла центристская Уния свободы. Начался периодсосуществования левого президента с право-центристским кабинетом.
В 1992-1993 гг.положительные сдвиги наметились в экономике, прежде всего в промышленности, вкоторой после многих лет спада начался подъем. Эта тенденция сохранялась и впоследующее пятилетие. Существенно снизились темпы инфляции. Но социальная ценатрансформации в экономике оказалась значительной, в 1996 г. безработица все ещепревышала 2 млн. человек. Недовольство трудящихся своим положением проявляетсяв экономических забастовках, инициатором которых в последние годы чаще всегоявлялись крупнейшие профобъединения: Всепольское соглашение профсоюзов и“Солидарность”.
Признание западнымисоюзниками СССР по антигитлеровской коалиции Временного правительстванационального единства в 1945 г. и отказ от поддержки правительства в эмиграцииспособствовали быстрому возвращению Польши в международную политику. Польшаполучила право подписать Устав ООН в качестве одного из ее учредителей, занятьместо в старых и вновь создаваемых международных организациях. Отличительнойособенностью ее внешней политики до конца 80-х гг. была последовательнаяориентация на Советский Союз. Этому в немалой степени способствовали многиеобстоятельства: тесное военнополитическое взаимодействие и идеологическоеродство новой власти в Польше с СССР, негласный раздел сфер влияния в Европемежду великими державами, по которому Польша оказалась в зоне преобладающеговлияния Москвы, анализ политическими лидерами славянских государств печальногоопыта международных отношений в межвоенный период, их опасение передвозможностью повторения германской агрессии и др. Просоветская ориентацияПольши в вопросах внешней политики диктовалась также тем, что именно благодаряактивной позиции СССР на Потсдамской конференции 1945 г. к ней отошли большиетерритории на западе и севере, до 1939 г. принадлежавшие Германии: НижняяСилезия, Опольская Силезия, Любушская земля, Западное Поморье, часть ВосточнойПруссии, а также вольный город Данциг (Гданьск), т.е. все территории к востокуот рек Одра и Ныса-Лужицка, включая Щецин и Свиноуйсьце. Окончательное решениепо вопросу о территориальных изменениях в Центральной Европе должна былапринять мирная конференция по Германии, но она так и не состоялась. В 1953 г. западнаяграница Польши была закреплена договором с ГДР, а в 1970 г. — с ФРГ.
Серьезные трения вновьвозникли при определении границы с Чехословакией в Тешинской Силезии. Вконечном счете, не без давления со стороны СССР, Варшава согласилась навосстановление здесь статус-кво, существовавшего до октября 1938 г.Окончательное договорное закрепление этого участка границы произошло в 1958 г.
Польша активноучаствовала в становлении лагеря народной демократии, который позже стал именоватьсясоциалистическим содружеством. Она была в числе учредителей Советаэкономической взаимопомощи (СЭВ) в 1949 г., экономической группировкигосударств Центральной и Юго-Восточной Европы во главе с СССР. В 1995 г. в еестолице был подписан Варшавский договор, подводивший международно-правовуюоснову под сложившийся к тому времени советский военнополитический блок вЕвропе, противостоящий НАТО и ремилитаризованной ФРГ.
Польское руководствобыло автором ряда предложений, направленных на смягчение международнойнапряженности в Европе. В 1957 г. ею был выдвинут план создания безъядернойзоны в Европе, вошедший в историю дипломатии под названием “плана Рапацкого”.Варшава была одним из инициаторов проведения Общеевропейского совещания побезопасности и сотрудничеству в Хельсинки в 1975 г., активным участникомХельсинского процесса. Польские войска включались в состав миротворческих силна Ближнем Востоке.
Распад советского блокавернул Польше всю полноту суверенитета и поставил ее политические элиты переднеобходимостью поиска новых путей обеспечения национальной безопасности. Вначале 90-х гг. они склонялись к идее создания региональных союзов. Вначале этобыла идея объединения совместно с Венгрией, Чехословакией, Австрией иЮгославией (так называемого пентакона). Однако распад Югославии и начавшиесятам межнациональные войны помешали ее реализации. Польша принимала самоеактивное участие в создании в начале 90-х гг. таких субрегиональных структур,как “Вышеградская группа” (совместно с Венгрией и Чехо-Словакией), Советгосударств Балтийского моря, Центральноевропейская зона свободной торговли(ЦЕФТА). Она полностью поддержала объединение Германии.
В первой половине 90-хгг. приоритетной внешнеполитической целью основных политических сил страныстало участие в Европейском союзе и в НАТО, т.е. интеграция в уже существующиезападноевропейские структуры партнерства и безопасности при ослаблении интересак центральноевропейским союзам, а также поддержание дружественных отношений совсеми странами, прежде всего соседними, отказ от любых территориальныхпритязаний. Настойчивые усилия Варшавы по приему в Северо-Атлантический союз,несмотря на противодействие России, дали свои результаты. В конце 1997 г. вМадриде всеми членами НАТО было принято единогласное решение о начале процедурыприема Польши в этот блок с условием, что на ее территории не будет размещатьсяядерное оружие.
Польша являетсяполноправным членом или тесно сотрудничает со многими влиятельнымимеждународными экономическими и политическими организациями регионального иглобального характера. Среди них: Совет Европы, Европейский союз,Западноевропейский союз, Совет североатлантического сотрудничества, Всемирнаяторговая организация, Организация экономического и социального развития и др.
5 Культура, наука,просвещение после второй мировой войны
Война и оккупациянанесли большой урон польской культуре. Были разрушены более 5 тыс. школьныхзданий, уничтожены полностью или частично многие институты, библиотеки, архивы,бесценные памятники архитектуры. Разграблению и уничтожению подверглисьценнейшие музейные и частные коллекции. В руинах лежали Варшава, Вроцлав,Гданьск и др. города.
Страна испытывалаострый недостаток в учителях, преподавателях высшей школы, инженеров итехников. Многие из них погибли, часть не вернулась в страну из эмиграции, непризнав новой политической реальности.
Первые послевоенныегоды ушли в основном на восстановление материальной базы культуры иобразования. Одновременно решалась важнейшая задача ликвидации неграмотности (в1946 г. — 3 млн. человек), создания государственной системы всеобщего неполногосреднего образования, дававшего возможность продолжать обучение вчетырехклассных общеобразовательных или профессиональных лицеях. Сопределенными модификациями эта система сохраняется до настоящего времени, хотяпосле 1989 г. открылось немало частных школ различных уровней.
Индустриализацияпотребовала подготовки большого числа инженерно-технических работников. С этойцелью была создана сеть технических институтов и техникумов. Наряду со старымиуниверситетами появились новые: в Лодзи, Вроцлаве, Торуни, Гданьске, Люблине,Катовицах, Щецине.
Если в межвоенные годыосновными центрами научных исследований были университеты, то после войныситуация изменилась. В 1951 г. на базе Польской Академии знаний создаетсяПольская Академия наук, в рамках которой действуют десятки академическихинститутов, занимающихся фундаментальными исследованиями в различных областяхнауки. Третьим структурным подразделением научных исследований, особенноприкладного характера, стали многочисленные отраслевые научно-исследовательскиеинституты.
Гуманитарные наукидлительное время находились под мощным идеологическим прессом. Особенно этокасалось истории, социологии, философии, литературоведения, политэкономии, но сконца 50-х гг. это давление стало постепенно ослабевать. Интересныеисследования, особенно исторические, проведены польскими учеными, проживающимина Западе.
Системагосударственного патроната над культурой, сложившаяся в конце 40-х гг., имелакак положительные, так и отрицательные стороны. С помощью государства быласоздана широкая сеть научных и публичных библиотек, музеев, дворцов и домовкультуры, издательств, театров и кинотеатров, что позволяло широким слоямобщества приобщаться к достижениям национальной и мировой культуры. В 50-е гг.господствующим направлением в искусстве стал т. социалистический реализм. Свойзаметный след он оставил в архитектуре Варшавы и ряда других городов. Но в 60-егг. социализм утратил свои ведущие позиции. Сегодня польская культурапредставляет собой исключительно богатую картину, вмещающую всевозможные стилии направления творчества от реализма до самых современных направленийавангарда. Заметный след в европейском киноискусстве оставила польская школакино. Мировое признание получила польская поэзия. В 1989 г. Нобелевская премияв области литературы была присуждена польскому поэту Ч. Милошу, с 50-х гг.пребывавшему в эмиграции, а в 1996 г. ту же премию получила краковская поэтессаВ.Шимборская.
За послевоенные годысущественные изменения претерпела культурная среда обитания поляков. Большая ихчасть живет в городах, многие в стандартных многоквартирных домах. Иным сталоблик сел, и здесь преобладает стандартная кирпичная застройка. Художественныевкусы основной части поляков формируются уже не традиционным фольклором, ателевидением, в том числе спутниковым и кабельным, кино, радио, прессой,различными формами поп-искусства, массовой модой. Элитарное искусство такжеимеет своих поклонников. Это и опера (9 театров в 80-е гг.), и филармония,международные музыкальные конкурсы имени Шопена и имени Венявского,драматические театры, в том числе экспериментальные (например, Гротовского,Шайны, Ханушкевича) и т.д.
Существенные измененияпроизошли в образе жизни поляков. В их жизнь прочно вошли автомобиль, занятияспортом, туризм, в том числе и международный, аудио- и видиотехника и другиедостижения современной цивилизации.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Уголовное право и законодательство
Реферат Уголовный закон России
Реферат Характеристика засобів діагностування електрообладнання АТЗ
Реферат Анализ хозяйственной деятельности предприятия ЗАО "Константин и К"
Реферат Уголовно-правовая характеристика бандитизма
Реферат Уголовная политика России
Реферат Aids Action Essay Research Paper Interest Group
Реферат Внутренняя и внешняя политика России при преемниках Петра Великого (вторая четверть XVIII в.)
Реферат Уголовные наказания за налоговые преступления понятие виды и правила их назначения
Реферат Особенности изучения темы Закон Архимеда в малокомплектных школах
Реферат Технологии разработки и реализации управленческих решений
Реферат Уголовное наказание, его сущность
Реферат Уголовная ответственность, понятие и сущность
Реферат ArcGIS
Реферат Анализ методов учета денежных средств на промышленном предприятии