Реферат по предмету "История"


Политические отношения между Испанией и Латинской Америкой в конце 70-х - начале 80-х годов

МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫХОТНОШЕНИЙ
(УНИВЕРСИТЕТ)
МИД РФ
Политическиеотношения между Испанией и Латинской Америкой в конце 70-х — начале 80-х годов
студента 1Укурса МО
20академической группы
ЗемлянскогоА.А.
научныйруководитель
семинарскихзанятий
Кирсанова Н.В.
МОСКВА, 1998г.

          Одним из основных объектов внимания индустриально развитых государствпродолжает оставаться Латинская Америка, являясь ареной столкновения интересовСША, Западной Европы и Японии. Особую роль в борьбе за влияние на ЛатинскуюАмерику продолжает играть Западная Европа, где, на ряду со старыми, занимающимитрадиционно ключевые позиции в сфере торговле со странами Латинской Америки,всё активнее начинают проявлять себя более слабые государства, в том числе иИспания.
          Специфика положения Испании в современной системе международныхотношений определяется её традиционными связями не только со странами Европы,но также с арабским миром и с Латинской Америкой.
           Вусловиях франкистской диктатуры (1939-1975 гг.), находясь в политическойизоляции, Испания выступала на международной арене в качестве младшего инеравноправного партнёра США и ведущих стран Запада.
           Спадением франкизма в 1975 году начался новый этап в истории Испании. Виспанской исторической литературе он получил название «постфранкистский период» или «периоддемократизации». Процесс демократизации политической жизни Испаниизатронул все аспекты, в том числе и внешнюю политику страны. Новые политическиесилы, пришедшие к власти, выдвинули в качестве основной задачи выход ихмеждународной изоляции.
          Благоприятные условия для активизации испанской внешней политики, в томчисле для проникновения испанских капиталов экономику Латинской Америки, былисвязаны с ростом самостоятельных выступлений латиноамериканских стран намировой арене и повышением темпов их экономического развития, сопровождавшегосяпроцессом импортзамещяющей индустриализации, что порождало необходимость поискановых рынков и источников финансирования.
          Процесс мирного переход от франкистской диктатуры к режиму демократии вИспании вызвал большой интерес у широких кругов латиноамериканскойобщественности. Это создавало возможности для складывания новых форм отношениймежду Испанией и латиноамериканскими странами, которые рассматривали их какважный канал для укрепления своего сотрудничества с западной Европой, видели вних один из возможных путей преодоления односторонней зависимости от США. Этивозможности возросли после прихода к власти в Испании Социалистической рабочейпартии (ИСРП). Значительно возросла роль Испании в разрешении проблем странлатиноамериканского континента и в процессах, связанных с урегулированиемрегиональных конфликтов в этом районе земного шара. В последние годы виспанской политике в Латинской Америке появился новый аспект, связанный совступлением страны в ЕС и усилением воздействия этого влиятельного «центрасилы» на внутреннюю и внешнюю политику Испании.
          Демонтаж франкистских структур после смерти каудильо сопровождалсяповышением экономической и политической активности широких слоёв населения вИспании, острой внутриполитической борьбой, формированием основныхконцептуальных подходов ведущих политических партий Испании к вопросам внешнейполитики. В этих условиях происходил процесс становления латиноамериканскогокурса правительства Союза демократического центра во главе с А.Суаресом. Приэтом особый упор им делался на то обстоятельство, что Испания традиционнопривержена идеям нейтралитета, стоит вне блоков. Опираясь на внеблоковуюпозицию, используя лозунги единства испоноязычных наций, правительствоА.Суареса стало проводить в Латинской Америке политику наведения «мостовдоверия», значительно расширила политический диалог со странами региона.Испании удалось добиться успехов в сближении с региональными организациями вЛатинской Америке. Правительство Испании выступило с инициативой созданияИберо-американского сообщества наций. 
          Активность Испании, направленная на установление политического диалога иразвития торгово-экономических связей с государствами Латинской Америки, еёгибкая внеблоковая политика во второй половине 70-х годов в целом былиодобрительно встречены в странах региона. Испания становилась «привилегированнымсобеседником» латиноамериканских стран.
          Однако, успешно начатый процесс восстановления отношений Испании слатиноамериканскими странами в конце 70-х годов столкнулся с определённымитрудностями, а именно: на фоне экономическихосложнений и обострившихся внутриполитических противоречий в стране, а такжесвёртывания процессов разрядки, определился отход правящих кругов Испании отвнеблоковой линии во внешней политике, наметилось явное и более тесное сближениес западными союзниками и НАТО. Поворот правящих кругов Испании к началу 80-хгодов в сторону атлантизма, вступление Испании в 1982 году в НАТО и возникшая всвязи с этим определённая подчинённость внешней политики Испании стратегии НАТОвызвали настороженность в латиноамериканских странах, внесли осложняющийэлемент в отношения между испано-язычными странами. Во всём этом нагляднопроявилась тесная взаимосвязь внутренней и внешней политики первыхпостфранкистских правительств.
          Установленные ещё во времена франкистской диктатуры связи ИСРП сдемократическими кругами латиноамериканской общественности значительно окрепливо второй половине 70-х годов. В ходе предвыборной кампании 1977 годасоциалисты в качестве одного из основных лозунгов своей внешнеполитическойпрограммы выдвинули требование активизации отношений с братскимилатиноамериканскими странами.
          Позитивная программа испанских социалистов относительно развитияконтактов с латиноамериканскими странами составляла неразрывную часть ихвнешнеполитической платформы, носившей в целом более демократический ипрогрессивный характер, чем внешнеполитическая линия Союза демократическогоцентра. Основу платформы составляли требования о замораживании переговоров овступлении страны в военную организацию Североатлантического блока, опроведении общенационального референдума относительно членства Испании в НАТО,о не размещении на испанской территории ядерного оружия. Что касается ЛатинскойАмерики, то ИСРП открыто выражало свою готовность оказывать помощь народамрегиона, борющимся за свободу и демократизацию. Выдвижение такойвнешнеполитической платформы помогло завоевать на свою сторону широкие слоиизбирателей, одержать победу в борьбе за власть.
          После прихода ИСРП к власти в 1982 году правительство социалистов сразуже приступило к поискам новых путей сближения с Латинской Америкой. Особенноостро к моменту прихода к власти ИСРП стояла проблема задолженностилатиноамериканских стран. Являясь одновременно страной-кредитором истраной-должником, Испания старалась ориентировать своих партнёров в ЛатинскойАмерике на поиски компромиссного решения проблемы.
          Большой интерес правительство социалистов проявляло к экономическом инаучно-техническому сотрудничеству с Латинской Америкой, особенно в связи сразвернувшейся подготовкой к празднованию 500-летию открытия Латинской Америки.
           Прианализе прослеживается воздействие на латиноамериканский курс испанскихсоциалистов отказа лидеров ИСРП от наиболее радикальных политических установокпериода борьбы за власть, усиление преобладания в их внешнеполитическойстратегии атлантического и западноевропейского компонентов. Несостоятельнымиоказались надежды, что Испания после вступления в ЕС станет связующим звеноммежду ЕС и Латинской Америкой. Сократился объём торговли между Испанией истранами региона, к середине 80-х годов наметилось снижение интенсивностиполитических контактов между ними. Только после победы социалистов напарламентских выборах в 1986 году испанское правительство предприняло шаги для тог,чтобы переломить эту негативную тенденцию и взяло курс на реактивизациюотношений Испании со странами Латинской Америки.
           Впервой половине 80-х годов в отношениях с латиноамериканскими странами идругими государствами третьего мира в период конфликтных ситуаций в ЛатинскойАмерики и Карибском бассейне постфранкистские правительства следовалисамостоятельным курсом, отличным от политики США и других государств в этихстранах. Серьёзные противоречия между Испанией и США выявились в вопросах урегулированияконфликтных ситуаций в странах Латинской Америки и Карибского бассейна.
          Испанское правительство в отличие от администрации США выделяетсоциально-экономические и внутриполитические факторы, характеризуя причиныпородившие центральноамериканский конфликт.
Правительство ИСРП направляет свои усилия на поискирешения острых проблем региона не военным путём, а по средствам политическогоурегулирования с участием всех заинтересованных сторон. Оно, в частности,осудило агрессивные действия администрации США против Никарагуа, всемерноподдерживает Контадорский процесс, Гватемальское соглашение, одобренноесовещанием глав пяти центральноамериканских государств в августе 1987 года. Сэтой позицией связаны посреднические усилия Испании в деле привлеченияЗападноевропейских стран к оказанию экономической помощи центральноамериканскимстранам.
          Активную позицию занимает Испания также по вопросу об урегулированииМальвинского (Фолклендского) конфликта, осуждая агрессивные действияВеликобритании.
           Запервое десятилетие после падения франкистской диктатуры, в Испании произошлизаметные сдвиги в отношениях между странами Латинской Америки и их бывшейметрополией. Демонтаж франкизма, демократические перемены в Испании вызвалиширокий отклик в латиноамериканских странах, открыли благоприятные возможностидля сближения Испании с латиноамериканскими государствами. В целом с конца 70-хгодов до начала 80-х годов отношения Испании с латиноамериканскими странамидостигли значительного уровня и образовали автономное направление вовнешнеполитической деятельности как Испании, так и большой группойлатиноамериканских стран.
          Развитию отношений во многом способствовали их взаимные интересы.Активность испанского правительства была вызвана ускорением экономическогоразвития Испании в 60-х — начале 70-х годов, которое служило стимулом к поискамновых рынков сбыта.
          Важным побудительным стимулом интереса Испании к Латинской Америкиявлялась необходимость преодоления политической изоляции, в которой находилсяфранкистский режим. Выбор латиноамериканского направления как главного втретьемирской стратегии Испании определялся также наличием определённой базы, вчастности, культурно-историческими традициями, общностью религии и языка, возможностью,установив тесное сотрудничество, совместно укреплять самостоятельность намеждународной арене, усилить свой переговорный потенциал в отношениях с США идругими членами «семёрки», образовавшими «клуб»,закрытый как для Испании, так и для латиноамериканских стран.
           Непоследнее место в планах испанского руководства отводилось стремлению выполнятьфункцию связующего звена между Западной Европой и Латинской Америкой. Убеждаязападноевропейские государства в своих «особых отношениях» состранами Латинской Америки, Испания надеялась повысить свой международныйавторитет в Западной Европе и представлять её интересы в Латинской Америке.Одновременно, используя заинтересованность латиноамериканских стран врасширении сотрудничества с западноевропейскими странами, Испания претендовалана роль защитника интересов Латинской Америки в Западной Европе и тем самымстремилась упрочить свои позиции в регионе.
          Интерес латиноамериканских стран к расширению сотрудничества с Испаниейтакже был обусловлен поисками рынков сбыта для своих товаров. Активизацияотношений с Испанией отвечала задачам диверсификации внешних связей, надеждамлатиноамериканских стран ослабить одностороннюю зависимость от США. Учитывая «традиционную» дружбус Испанией, латиноамериканские страны рассчитывали на то, что Испания, вместе сПортугалией и Грецией замыкавшая группировку государств в Западной Европе, несможет, в отличие от более сильных партнёров, решительно навязать своитребования и, таким образом, их взаимоотношения будут носить более равноправныйхарактер и больше строиться на учёте балансов интересов.
          Латиноамериканский курс Испании в постфранкистский период в своёмразвитии прошёл два главных этапа. На первом этапе (в основном соответствуетпериоду правления правительств Союза демократического центра: июль1976 — октябрь 1982 годов) правительства активно использовали внеблоковуюполитику для прорыва международной изоляции и расширения отношений со странамиЛатинской Америки. Новым содержанием наполнилось идеологическое обоснованиелатиноамериканского курса Испании. Реакционный паниспанизм уступил место новойконцепции, в основу которой, на ряду с идеей о закономерностях экономического,политического и духовного сближения всех испоноязычных народов, был положентезис об их объединении в рамках Иберо-американского сообщества наций, защитеправ человека и мирном переходе к демократии.
           Кконцу этого этапа произошло усиление европейского и атлантического направленияво внешней политике Испании, страна вступила в НАТО. Правительство СДЦ во главес Л.Кальво Сотело (1981 — 1982 гг.) во внешней политике главное внимание сталоуделять укреплению позиций Испании в Западной Европе, ослабив активность вЛатинской Америке и в других регионах мира.
           Второй этап начался в 1982 году. Приход квласти Испанской социалистической партии (октябрь 1982 года) явился важнойвехой в истории постфранкистской Испании, ознаменовал сдвиг влево вполитической жизни страны. Социалисты одержали победу на выборах, выступив скритикой пронатовской политики своих предшественников. Они выдвинули программуборьбы за разрядку и ядерное разоружение. Важное место в их программе занималивопросы расширения сотрудничества с латиноамериканскими странами. Главноеотличие латиноамериканского курса испанских социалистов от политики ихпредшественников состоит в том, что ИСРП и правительство Гонсалеса намеждународной арене выступили в пользу признания права латиноамериканскихнародов на освободительную борьбу, на свободу срциально-политического выбора исвоими политическими делами продемонстрировали намерение, хотянепоследовательно и половинчато, способствовать осуществлению этого права.
          Однако отношения между Испанией и Латинской Америкой не всегда были «гладкими» в рассматриваемыйпериод. Это объясняется, прежде всего, тем, что замыслы и претензии испанскогоруководства нередко превосходили наличные ресурсы, которые Испания можетвыделить для осуществления своего латиноамериканского курса. В данном случаеречь идёт как об экономических, так и о политических средствах.
          Смещение акцентов во внешней политике Испании в сторону атлантизма,также как и отказ социалистов от ряда прогрессивных идей периода борьбы завласть, существенно отразились на латиноамериканском курсе испанскогоправительства.
          Активность Испании на латиноамериканском направлении нарастала болеемедленными темпами, особенно в 80-х годах, чем на западноевропейском иатлантическом направлениях. В результате значение во внешнеполитическойдеятельности Испании латиноамериканского направления и, естественно, егоэффективность относительно уменьшаются.
          Остаются не решёнными многие проблемы испано-латиноамериканскихотношений. В частности, Испании не удалось добиться реальных уступок ЗападнойЕвропы латиноамериканским странам как в области ликвидации финансовойзадолженности, так и в области торгово-экономических отношений. Не всегдаиспанские инициативы получают однозначную положительную оценку влатиноамериканских странах, где усиление влияния Испании расцениваетсянекоторыми кругами как проявление скрытой экспансии НАТО в развивающихсястранах.
          Несмотря на существующие трудности Испания и латиноамериканскиегосударства располагают немалыми резервами для расширения взаимовыгодногосотрудничества.
          Вступив в НАТО и ЕС, Испания сохранила автономность во многих важныхмеждународных вопросах. В Латинской Америке правительство испанских социалистовнеоднократно действовало в рамках блока сил, противостоящих курсу администрацииСША. Испанская политика в вопросах разоружения, ликвидации иностранных военныхбаз, урегулировании внешней задолженности развивающихся стран, региональныхконфликтов носила более позитивный характер, чем политика многих других государств- членов ЕС.  
       
           Литература:
1. Кононин А.Н. «Внешняяполитика Испании в отношении стран Латинской Америки и Карибского бассейна впериод демонтажа франкистских структур и становления буржуазной демократии(1976 — 1982 гг.). М., 1988.
2. Кононин А.Н. «Зигзаги«нового курса» испанских социалистов». Латинская Америка. — 1988г. — №6 — 0,3 п.л.
3. Кононин А.Н. «ЛатинскаяАмерика и Испания: активизация политических связей во второй половине70-х — первой половине 80-х годов. Диссертация.
4. Roitman Marcus. «La politica de PSOE en America Latina». Madrid, 1985.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.