Реферат по предмету "История"


Петровские преобразования и русское общество первой четверти ХVIII века

Ивановский филиал ГОУВПО “РГТЭУ”
Контрольная работа
по Отечественнойистории
на тему: Петровские преобразования и русское общество первойчетверти ХVШ века
Cпециальность — ЭУТП        
Фамилия- Молокова
Имя-Юлия
Отчество- Валентиновна
Шифр-07-25
Иваново 2008

Введение
Преобразование России впервой четверти 18 века связаны с именем Петра 1, сына царя Алексея Михайловичаи его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной.
Петр обладал выдающимисяумственными способностями, железной волей и неиссякаемой энергией. Он постояннои целеустремленно учился. Недаром Петр 1 носил перстень с надписью: «Аз есмь вчину умных и учащих мя требую».
Культурный процесс,который берет начало в петровское время, носит характер столь радикальногообновления, что в литературе часто используются термины «поворот», «переворот».Казалось, что в последние годы 17 века Россия во многом еще сохраняла облик иценности древней и средневековой Руси. И вдруг это море все заполнявшейсредневековой традиции словно ушло, обнажив дно. И ото всюду со сказочной быстротойпоявлялись новые побеги, ничем не похожие на прежние. Сразу пришло стольконового: быт, одежда, манеры, войско, мораль, даже столица. Если еще в 17 векенаблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека,его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в начале 18столетия в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, науке,образованию, живописи, скульптуре, к культуре в целом. Характерно для этоговремени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.
Россия уже в этомстолетии ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурномразвитии, столь характерное для прошлых столетий. Отечественные ученые иписатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможнымтитанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, котороес полным основанием называется золотым веком отечественной культуры.
Преобразования первойчетверти 18 века в области образования и культуры дали новую жизнь России.Открываются школы, издаются учебные пособия, словари, буквари. Люди становятсяобразованными.Главными чертами развития культуры в эпоху Петра 1 стали усилениеее светских начал и активное проникновение западноевропейских образов.

Первыегоды правления Петра; внешнеполитическое положение России
Петрродился 30 мая 1672 г. от второй жены царя Алексея Михайловича — НатальиКирилловны Нарышкиной. После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. царем стал его старший сын Федор Алексеевич от первой жены Алексея Михайловича — Марии Милославской.Власть оказалась в руках Милославских. Мать Петра и все его близкие подверглисьопале.
Смертьболезненного царя Федора в 1682 г. привела к ожесточенной борьбе за властьмежду дворцовыми группировками Милославских и Нарышкиных.
ПобедаМилославских завершилась кровавыми событиями в мае 1682 г. Партия Нарышкиных была разгромлена.
НатальяКирилловна вместе с десятилетним Петром была вынуждена удалиться в подмосковныйдворец в Преображенском, где жила в постоянном страхе и ожидании новых кознейМилославских. Здесь в селе Преображенском прошли отроческие годы Петра.
Вобстановке опалы и гонений со стороны Милославских Петр не получил обычного вто время в царской семье полубогословского образования.1 Все его обучениесвелось к грамоте, письму и тем немногим сведениям по математике, истории игеографии, какие мог дать ему его учитель — подьячий Челобитного приказа Зотов.
С малыхлет Петр проявлял интерес к военным играм. Близкие к Петру люди, предвидяпредстоящую борьбу за власть, не только не подавляли страсть Петра к военнымиграм, но и поощряли ее.Вскоре, в 1683 г., в Преображенском создается небольшой отряд «потешных», предназначенный специально для военных игр подрастающегоПетра. Количество «потешных» возрастало, их игры стали постепенно переходить внастоящее военное обучение. В детских играх изучался солдатский строй, артиллерийскаястрельба, искусство сооружения укреплений, их оборона и атака.
В 1687 г. число «потешных» настолько увеличилось, что они были развернуты в 2 полка — Преображенский иСеменовский._
Это былипервые постоянные, регулярные полки русской армии. Солдаты и сержантыразмешались казарменно и несли свою службу беспрерывно. Полки были хорошовооружены. Вскоре по своей организованности и выучке они стали лучше старыхстрелецких и солдатских полков.
Былосоздано ядро будущей регулярной армии. Одновременно Петр приобрел в этих полкахнадежную опору для борьбы за власть против царевны Софьи и Милославских.
Впроцессе своих военных забав, а затем и настоящей военной учебы Петр понял, чтоего образование недостаточно. Он засел за математику, геометрию, фортификацию,навигацию. С самого детства у Петра обнаружилась и еще одна склонность,совершенно несвойственная среде, в которой он жил и воспитывался, — страсть квсевозможным ремеслам.Уже в молодые годы Петр хорошо владел плотничным топороми столярным инструментом, лопаткой каменщика и молотом кузнеца.
НайденныйПетром случайно в сарае ботик необычного устройства возбудил у него интерес кплаванию. Вскоре Петр уже не удовлетворялся плаваньем по Измайловским прудам иприступил к постройке парусных судов на Переяславском озере. Как обычно, Петр сувлечением отдался новому делу, входил во все детали постройки и сам работал стопором в руках.
В 1689 г. военные и морские «потехи» молодого Петра были прерваны давно назревавшей борьбой за власть сцаревной Софьей.
Послесвержения правительства Софьи Петр не сразу взял в свои руки правлениегосударством и продолжал по-прежнему свои военные занятия, но уже в болеешироких масштабах.
Квоенным упражнениям были привлечены, кроме «потешных», оба московских выборныхсолдатских полка, стрельцы стремянного полка, а затем и другие московскиестрелецкие полки и артиллерия.
Обучениевойск проводилось уже но определенной системе. Вначале— одиночное строевоеобучение и владение оружием; затем обучение роты и, наконец, полка в целом.
Подготовказаканчивалась к концу года большими маневрами с участием не только войскмосковского гарнизона, но и призванных для этого рейтар и поместной дворянскойконницы.
Маневрыпроводились двусторонние. Обычно на одной из сторон были потешные и солдатскиеполки, на другой — стрелецкие. Победа, как правило, доставалась солдатскимполкам, в составе которых действовал и сам Петр I. Этим преследовалась цель показать преимущество полков«нового строя» перед стрелецким войском и поместным дворянским ополчением.
Особенноинтересными были так называемые Кожуховские маневры 1694 г., которые продолжались почти месяц. Были отработаны вопросы форсирования реки, осады и штурмаспециально построенной земляной крепости. Петр готовил войска к походу подАзов.
Петр I продолжал и. свои занятиянавигацией. Не ограничиваясь плаваньем на Переяславском озере, он предпринялпоездку в Архангельск, где впервые увидел море и плавал по нему. Петр приказалархангельскому воеводе, будущему генерал-адмиралу петровского флота Ф. М.Апраксину, начать сооружение в Архангельске корабельной верфи и строительствона ней 44-пушечного корабля. В Голландии была заказана галера, гребноемореходное судно, с полной оснасткой и вооружением.
ПостепенноПетр начал вникать и в вопросы управления государством.С 1686 г. по договору, заключенному с Польшей еще правительством царевны Софьи, Россия находилась всостоянии войны с Турцией. Правительство Софьи, вступая в союз с Польшей,Австрией и Венецией против Турции, преследовало цель укрепить свое положение встране. Оно организовало два похода против Крымского ханства. Войскамикомандовал фаворит Софьи — князь Василий Голицын.
Военнаябездарность и нерешительность Василия Голицына привели к полной неудаче обоихпоходов, хотя силы татар и были отвлечены от придуяайского театра военныхдействий.
Такимобразом, затеянная правительством война не только не укрепила положение Софьи,но и ускорила ее падение,
Послекрымских походов военные действия почти прекратились. Правительство Петра I первоначально было склонно заключитьмир с Турцией и выдвинуло следующие требования: отказ от ежегодной дани Крыму,прекращение постоянных набегов татар на южные границы России, предоставлениеказакам права ловли рыбы в устье р. Днепр и возвращение «святых мест» вПалестине греческому духовенству.
Однакоэти весьма скромные требования были отвергнуты турецким правительством. Посленеудачи походов Голицына турки невысоко оценивали военные возможности России)
Врезультате неудачи переговоров правительство Петра склонилось к мысли овозобновлении активных военных действий против турок.
Коалиционнаявойна Австрии, Польши и Венеции с Турцией подходила к концу. Для того чтобыдобиться выгод для России при заключении мира с Турцией, необходимо быловосстановить поколебленный неудачами Голицына военный авторитет Русскогогосударства.
Ноглавное, что побуждало Петра I кразвертыванию и активизации войны с Турцией, была историческая необходимостьзащитить южные границы государства от хищных набегов крымских татар, открытьвыход к Черному морю и укрепить свое положение на Украине. Это была политика,продиктованная России «ее историческим прогилым, ее географическими условиями инеобходимостью иметь открытые гавани в Архипелаге и Балтийском море» '.
Врезультате частых татарских набегов южная часть русской равнины, наиболееплодородная, оставалась незаселенной, и России ежегодно приходилось держатькрупные силы для ее охраны. Полтава, Белгород, Харьков, Козлов (нынеМичуринск), Тамбов, Воронеж, Валуйки являлись передовыми пунктами военнойохраны южных границ. Южнее их были расположены лишь немногочисленные поселениязапорожских, слободских и донских казаков. Это была никем не заселенная степь,«дикое поле», по которому рыска-ля татарские наездники.
В устьяхкрупных русских рек, впадающих в Черное и Азовское моря, турки построили своиукрепления. У выхода из днепровского лимана находилась старая турецкая крепостьОчаков. С присоединением к России Левобережной Украины у устья р. Ингулецтурками были выстроены крепости: на правом берегу р. Днепр — Кази-керман, налевом берегу — Орслан-Ордек, а на острове между ними — Таган. В этом же районебыли построены небольшие турецкие укрепления Шагин-керман, Нустрет-керман,Мубарет-керман и Шах-керман. Во всей этой группе крепостей главной и наиболеесильно укрепленной был Кази-керман. Эти укрепления вместе с Очаковомпреграждали выход казацким челнам в Черное море.
Так жепрочно было заперто турками и устье р. Дон. На южном протоке его дельты, в 15 километрах от устья, находилась сильная турецкая крепость Азов. В трех километрах выше Азова, гдеот основного русла р. Дон отделяется южный рукав, на обоих берегах реки былипостроены каменные башни, соединенные между собой цепями, что препятствовалопроходу казачьих стругов. На левом берегу северного рукава Мертвый Донецнаходилось небольшое каменное укрепление Лютик, преграждавшее и этот последнийвыход через дельту р. Дон в Азовское море.
Черное иАзовское моря стали внутренними бассейнами Турецкой империи. Основная задачатурок состояла в том, чтобы не допустить Россию к берегам Черного и Азовскогоморей.
ВладенияТурции на северных берегах этих морей играли ничтожную роль в ее экономике, новоенно-политическое их значение было велико.
Первыепреобразования
Петр недумал складывать оружие. Наоборот, он горячо взялся за преобразования, которыедолжны были обеспечить России победу в предстоящей длительной борьбе с сильнымврагом.
Петрпринадлежал к числу тех людей, которые, потерпев неудачу, не теряются. Нарвскоепоражение не могло поставить Россию на колени.
ХотяКарл и выбил в память своей победы под Нарвой медаль, изображавшую Петрабегущим из-под стен Нарвы, но рано еще было торжествовать. «Нарва была первойбольшой неудачей подымающейся нации, умевшей даже поражения превращать в орудияпобеды»
Начинаясвои преобразования, целью которых было усиление военного могущества России,Петр прежде всего должен был позаботиться о средствах для осуществления этихпреобразований. А средства эти можно было получить только путем усиленияэксплоатации и угнетения народа.
Дляпродолжения войны прежде всего нужны были деньги. И чтобы иметь эти деньги,Петр увеличил налоги, которые должен был платить каждый «тяглый» двор — дворкрестьянина или горожанина, ввел всевозможного рода чрезвычайные сборы:корабельные, уздечные, драгунские, седельные и т. п. Платить нужно было за все:за бороды, за дубовые гробы, бани, топоры, погреба и т. п. Увеличивалиськосвенные налоги. Целый ряд товаров был объявлен государственной монополией, иторговля ими стала приносить казне огромный доход. Деньги, необходимые дляведения войны, были добыты ценой невероятного перенапряжения платежеспособныхсил народа. Но крестьяне не только платили непосильные налоги, — они должныбыли еще выполнять и целый ряд повинностей: их сгоняли на всякого рода работыпо строительству крепостей, заводов, верфей, по прокладке дорог, каналов и т.п.
Огромнуюроль в осуществлении военных преобразований сыграло быстрое* развитие русскойпромышленности. Вырастали суконные, полотняные, парусные, канатные и прочиемануфактуры, обслуживавшие нужды армии и флота. На верфи у Лодейного Полязакладывались и спускались на воду военные корабли. Но главные усилия Петрабыли направлены на развитие «железной» и «оружейной» промышленности.'
Заработалитульские, каширские и олонецкие заводы. Новые пушки, много лучше прежних,отливали русские мастера — Маторин, Леонтьев, Жихарев и другие. Все новые иновые заводы — Брянский, Липецкий, Петровский — вооружали русскую армию.
Попочину бывшего тульского кузнеца Никиты Демидова местом сосредоточения русской«железной» промышленности стал Урал. Вскоре начали поставлять чугун, железо,оружие огромные уральские заводы: Невьянский, Тагильский и другие, к которымбыли прикреплены тысячи крестьян. На заводах отливали и ковали пушки, ядра,гранаты:', штып, якоря, сабли. Теперь уже не нужно было ввозить из-за границы «литнхскиемушкеты», как это делал Петр до войны, — они производились в самой России.Первая пушка из уральского железа была отлита осенью 1702 года. «Чаю, не плоше,если не лучше медной будет», — писал Петру начальник Пушкарского приказаВиниус.
Петрдействовал решительно и упорно. Всего за год было отлито триста пушек — в двараза больше, чем было потеряно под Нарвой.
Русскиевойска получили прекрасное оружие, в некоторых отношениях даже превосходившееоружие их противников. Так, например, семилинейная кремневая «фузея» с удобнымприкладом и штыком, по старой памяти еще называвшимся «багинетом», которойвооружили пехоту, позволяла пехотинцу вести и огонь и штыковой рукопашный бой идавала ему преимущество перед пехотинцами многих других держав.
Штык былв те времена еще новшеством в войсках Западной Европы.
В армиипоявились первые «винтовальные пищали» — нарезные кремневые штуцеры.
Появилисьособые гренадерские части, предназначенные для метания гранат. Каждый гренадерносил по нескольку штук их в своей объемистой сумке Граната была снабжена фитилем,который поджигался перед броском. Брошенная сильной рукой гренадера, она -былагрозным оружием.
Втечение нескольких лет Петру удалось снабдить русскую армию первокласснымстрелковым оружием, которым были вооружены далеко не все армза Европы. Появиласьособо подвижная, так называемая «ездящая пехота», посаженная на возки.
Большиеперемены произошли и в вооружении конного войска. До сих пор главным егооружием были сабля и пика. Петр вооружил русских кавалеристов укороченной«фузеей» без штыка, пистолетами и палашами.
Крупные изменениябыли произведены в артиллерийском деле. Петр уничтожил пестроту типов орудий иустановил те три основных типа их, которые сохранились до наших дней: пушки,гаубицы и мортиры. Были введены «скорострельные» зарядные ящики для пороха иядер, что было новшеством, извесгным далеко не во всех армиях Европы. Боевой сподвижникПетра, бывший «потешный», ученый-математик и остроном Яков Брюс ввел«артиллерийскую шкалу» и «артиллерийский вес». Разосланные по всем заводамнаказы и чертежи устанавливали единообразие в типах отливаемых орудий.
Петр, неоднократнос горечью отмечавший малую подвижность артиллерии, часто опаздывавшей крешительному моменту боя, создал конную артиллерию. Так появились легкиедвадцатишести тридцитишестипудовые длинные гаубицы. Посадив «бомбардиров» наконей, Петр сделал артиллерию почти такой же подвижной, как. и кавалерия.Конная артиллерия, создание которой приписывается обычно прусскому королюФридриху II, впервые, таким образом, появилась врусской армии при Петре, за пятьдесят лет до ее появления в прусском войске.
В Россиивнимательно следили за новинками европейской артиллерии. Когда русский посол вПариже Куракин сообщил Петру о том, что во Франции изобретена заряжающаяся сказны пушка с клиновым затвором, Петр ему ответил:
«Пушки,у которых клин снизу входит и выходит, сия инвенция нам давно знакома, но неупотребляли для того, что когда раза два или три выстрелить, то от селитрынагорит, что клина нельзя отделить». В России появились многоствольные пушки,зажигательные и осветительные снаряды, картечь, орудия с двумя мортирками налафете и другие новинки.
Петр былсоздателем и новой тактики русской артиллерии. Он требовал от нее «скоройстрельбы и скорого вождения пушек». Артиллерист, пехотинец и кавалерист должны«секундовать друг другу» (то есть друг другу помогать, друг с другомвзаимодействовать), -вот чего требовал Петр от артиллерии.
Длярусских артиллеристов, «потом трудов своих» созданных, Петр написал«Руководство для употребления артиллерии». Изложенные им в руководстве принципыартиллерийской тактики были новшеством, о котором в Западной Европе в то времяи не помышляли.
Петр создали новую общевойсковую тактику -тактику наступления и активной обороны.
Главнуюзадачу действующих войск Петр видел в том, что они должны «упреждать и всяческиискать неприятеля опровергнуть».
Большогосовершенства достигло при Петре и русское военно-инженерное искусство. Правда,теперь меткий огонь русских артиллеристов часто избавлял саперов отнеобходимости вести большие и сложные работы при осаде крепостей. Немного былопостроено при Петре и больших крепостей. Но зато в полевой войне русскиеинженеры не знали себе равных. Мы увидим в дальнейшем, как сам Петр создаст наполе Полтавского боя систему отдельных укреплений, находящихся во взаимнойогневой связи, — предков современных дзотов с перекрестным огнем. В то время вЗападной Европе такие полевые укрепления были неизвестны.
Русскиевойска при Петре стали пользоваться понтонами и речным флотом.
Порядокнабора войск и несения военной службы был преобразован. В основу нового порядкабыл положен указ от 8 ноября 1699 года о наборе в солдаты «датошных», которых с1705 года стали называть кругами. Установилась рекрутская повинность —«рекрутчина». Прежде «датошные» люди служили лишь во время войны, теперьрекруты составляли регулярную армию и в военное, и в мирное время. Определенноечисло крестьянских и посадских дворов должно было выставить одного рекрута. Эточисло в зависимости от потребности армии в новобранцах колебалось от двадцатидо восьмидесяти и даже до ста. Молодой крестьянин шел в рекруты по решению мира1, мирского схода. Он переставал быть крепостным и становился «государевымчеловеком». Служба в армии была тяжелой, но почетной.
С 1705года рекрутская повинность стала почти единственным видом комплектования армии.Наборы рекрутов производились ежегодно. Так было создано «прямое регулярноевойско» — детище Петра. В создании его Петру помогали бывший «потешный» Вейде иАвто мои Головин. Ими были написаны первые уставы. В 1716 году был издан «Уставвоинский» — тщательно разработанное руководство для молодой регулярной армии.Вводилась новая система поощрения: ордена, медали, повышение в чине.
Обогащалисьзнаниями и опытом и развивали свои дарования русские полководцы — Головин,Репнин, Шереметев, Апраксин, Меншиков и другие. Зарождался «генеральный штаб»русской армии.
Остраянужда в образованных русских военачальниках заставила Петра приступить крегулярной подготовке офицеров. Выпуск артиллерийских офицеров был возложен наоснованную в 1701 году в Москве Няви-гацкую школу, позднее — на московскуюИнженерную школу. Впоследствии, в 1714 году уже в Петербурге, была созданапервая в России Артиллерийская школа, а для подготовки военных инженеров былиучреждены московская (в 1712 году) и петербургская (в 1719-году)военно-инженерные школы. Постепенно создавались кадры образованных и искусных,храбрых и преданных родине русских офицеров. Преображенский и Семеновскийгвардейские полки становились своеобразными военными школами, готовившимиофицеров для пехотных и драгунских полков.
Норешающей силой в русской армии все же был солдат. Солдаты обучались ежедневно,причем основное внимание уделялось не муштре (ружейные приемы и строй былиочень просты), а действиям в боевой обстановке. Петр не муштровал, а воспитывалсвоих солдат. Большое внимание Петр уделял и другому своему детищу — русскомуфлоту. Парусные и гребные суда обслуживались матросами, набранными главнымобразом из «поморов» да из жителей сел, расположенных по берегам многоводныхрусских рек, и офицерами, прошедшими курс в Навигацкой школе.
Преобразовывалисьи государственные учреждения. Появлялись новые приказы и канцелярии, ведавшиетакими делала! и в таких масштабах, и которых в Московской Руси XVII века и не помышляли. ЗаработалиАртиллерийский, Морской, Провиантский приказы, приказ Рудокопных дел и другие.
Такпетровские реформы превратили Московскую Русь в Российскую империю. Но этиреформы не явились измышлением одного человека,, не были делом одной только выдающейсяличности — Петра I, как бы он нибыл талантлив этот, по выражению Маркса, «действительно великий человек». Онибыли подготовлены общественным развитием России в предшествовавший период. Икогда на арену истории своей могучей поступью вышел великий преобразовательрусского государства, почва для его деятельности была уже подготовлена.
Государственныйум Петра проявился именно в том, что он правильно учел сложившиеся ко времениего деятельности условия, в которых развивалась Россия, понял, что необходимодля того," чтобы сделать русское государство сильным, богатым икультурным, и сумел всю свою деятельность направить на служение этой цели. Весьсвой недюжинный талант, всю свою энергию, всего себя Петр отдал служениюбезгранично любимой им Родины. Петр понимал, что будущность страны была в егоруках, и «почал служить России».
Конечно,государство, усилению, обогащению и культурному развитию которого былапосвящена деятельность Петра, было национальным государством помещиков иторговцев. Политика Петра носила классово-ограниченный характер.
«ПетрВеликий, — указывает товарищ Сталин, — сделал много для возвышения классапомещиков и развития нарождавшегося купеческого класса. Петр сделал очень многодля создания и укрепления национального государства помещиков и торговцев. Надосказать также, что возвышение класса помещиков, содействие нарождавшемусяклассу торговцев и укрепление национального государства этих классовпроисходило за счет крепостного крестьянства…
Культурныереформы Петра 1
петр реформа военный налог
Петр I видел, что низкий культурный уровеньгосподствующего дворянского класса мешает делу успешного осуществления реформпо укреплению централизованного дворянского государства.
Ломаястарые традиции, Петр приступил к созданию грамотного корпуса офицеров ичиновников из дворян.
Дворяниндолжен был с детства учиться, чтобы быть подготовленным выполнить «государевуслужбу». С десяти до пятнадцати лет он обязан был учиться на дому, в военныхили гражданских «цифирных» школах. «Государеву службу» дворяне начинали спятнадцати лет и служили до полной утраты работоспособности. Когда дворянский«недоросль» являлся на службу, ему устраивался экзамен, если он не кончалшколу, после чего, в зависимости от обнаруженных знаний, дворянин определялсяна ту или иную должность. Часто проверку знаний «недорослей» производил самПетр. Известный минимум грамотности стал обязательным для дворянина, без негоон не мог рассчитывать на продвижение по службе. Более того, дворянину,желающему жениться, необходимо было предъявлять справку о полученномобразовании,
Дляобучения дворян Петр создал целую сеть учебных заведений, в первую очередьвоенных. Разночинцы допускались к обучению в школах, но они могли и не учиться.Обязательной учеба была только для дворян.
В 1701 г. в Москве была основана «навигацкая» школа, где обучали морскому делу. Впоследствии«навигацкая» школа была переведена в С.-Петербург и преобразована в Морскуюакадемию.
В том же1701 году была открыта артиллерийская школа. В ней до открытия специальнойшколы готовили также и офицеров инженерной службы. В 1712 г. в Москве начала работать специальная инженерная школа. В 1707 г. при госпитале в Москве была основана первая медицинская школа.
В 1714 г. во всех губерниях организуются «цифирные» школы.
Длядетей духовенства Петр Iприказал открыть в каждой епархий епархиальные школы В 1725 г. было уже 46 епархиальных школ.
Петрпровел всю подготовительную работу для основания в России Академии наук сгимназией и университетом при ней. Академия наук была открыта в С.-Петербургепосле смерти Петра I в 1726 г.
Одновременнос организацией школ составлялись необходимые учебники, развивалоськнигоиздательство. Вышли букварь и грамматика Поликарпова, учебник арифметикиКопиевского и Магницкого, греческого, латинского, славянского языков, «таблицылогарифмов и синусов» Магницкого и Фарварсона. При непосредственном участиисамого Петра I секретарь Макаров составил «1историю Свейской войны». Иван Посошков написал свой замечательный труд «Оскудности и богатство.-. Появилось в печати много оригинальных и переводныхтрудов. 2 января 1703 г. в Москве вышел первый номер газеты «Ведомости» —первенец русской периодической печати.
Ростразличных учебных заведений и резко возросшая потребность в печатных изданияхпотребовали реформы печатного и письменного шрифта. Громоздкий и сложныйславянский шрифт был неудобен и трудночитаем. В 1708 г. он был заменен новым «гражданским» русским шрифтом, который составил сам Петр I.
Нет ниодной отрасли культуры, где не оставила бы след бурная деятельность царя-преобразователя.
С 1700 г. вводится новое, европейское летосчисление; новый год устанавливается с 1 января, а не с 1сентября, как было ранее в России.
Петр 1 создавалмузеи, библиотеки, театры.
Онпридавал большое значение вопросу изучения своей страны, ее географии иприродных богатств. При нем было произведено картографическое описаниеКаспийского моря и составлена его первая карта. Петр посылал экспедиции пообследованию Великого Северного пути и по отысканию дороги в Индию черезСреднюю Азию, организовал экспедицию Беринга.
Петр I не ограничивался подготовкой дворянв основанных им школах, он посылал их учиться и за границу.
Следуетотметить, что дворяне, побывавшие за границей, часто слепо подражализападноевропейским обычаям, нравам, коверкали русский язык, пренебрегали всемрусским, восхищаясь иностранным.
Круто ирешительно насаждал Петр кульгуру, новый быт и обычаи. Он боролся сконсерватизмом и косностью, «не останавливаясь перед варварскими средствамиборьбы против варварства».
В годыправления Петра I культурныйуровень страны значительно вырос. Развилась светская наука, господствовавшееранее в науке богословие отошло на второй план. Условия для дальнейшегоразвития науки и культуры/ освобожденных от мертвящего влияния церкви,значительно улучшились.
«РеформаПетра, взволновавши давнишний застой Руси, разорвавши узы, которыми связываливсех остатки местничества и другие боярские предрассудки и обычаи, давши большепростора всем классам, значительно ускорили ход самой образованности».

Заключение
Значениепреобразований Петра Великого в истории России и в мировой истории оченьвелико. Результатом его деятельности явилось создание сильнейшей в Европемогучей русской регулярной национальной армии и первоклассного флота. Россиябыла «возведена в ранг» сильнейших государств мира и из сухопутной страныпревратилась в могущественную морскую державу. Петровские реформыгосударственного аппарата явились оформлением абсолютизма и увенчались созданиемчиновничье-бюрократической империи.
Вцарствование Петра были заложены основы промышленности, интенсивно развивалисьвнутренняя и внешняя торговля. Правительственная экономическая политика,покровительствующая торговле и промышленности, способствовала росту народногохозяйства страны.
Вобласти науки и просвещения, образованности и культуры Россия достигла большихуспехов. Русские люди петровской поры овладели современной им наукой и техникойи во многом превосходили своими знаниями и опытом специалистовзападно-европейских стран.
Усилилисьсвязи России со странами Европы и Азии, установились регулярные сношения иобщение, неизмеримо возрос ее авторитет в решении судеб всего тогдашнегоцивилизованного мира, окрепло международное положение.
В ходеСеверной войны Россия отвоевала Прибалтийские земли, восстановив давние иестественные экономические и культурные связи Прибалтики с Русью, и пробила «окнов Европу», что было абсолютно необходимо для естественного развития и России инародов Прибалтики.
Преобразования         Петра носили глубоко прогрессивный характер. Они являлись смелойпопыткой выскочить из рамок отсталости — военной, государственной,промышленной. Все, что мешало делу преобразования, Петр жестоко и неумолимосметал со своего пути. «В звериной лапе его была будущность России», — писал А.И. Герцен.
«Марксизм,— учит нас товарищ Сталин, — вовсе не отрицает роли выдающихся личностей илитого, что люди делают историю… Но, конечно, люди делают историю не так, каким подсказывает какая-нибудь фантазия, не так, как им придет в голову. Каждоеновое поколение встречается с определенными условиями, уже имевшимися в готовомвиде в момент, когда это поколение народилось. И великие люди стоят чего-нибудьтолько постольку, поскольку они умеют правильно понять эти условия, понять, каких изменить» '.
Петр былименно таким человеком, который сумел правильно понять условия, существовавшиек началу его кипучей деятельности, и понять, как надо изменить эти условия.
«Европеизируя»Россию, Петр не только использовал знания и опыт иноземцев, но своим отношениемк «заморскому» способствовал тому, что господствующие сословия на Руси сталижить «с манера немецкого» и отвернулись от своего, русского, предпочитая емувсе западно-европейское.
В широкораспахнутое Петром «окно в Европу» ворвался не только ветер европейскогопросвещения, но и тлетворный смрад « чужебесия ».
Петр былпатриотом, любил Россию и честно «служил» ей на троне. Он видел ее слабыестороны, ее отсталость, понимал, насколько опасны они и какими серьезнымипоследствиями угрожают стране. Он знал, что если Россию не «поднять» и неукрепить ее обороноспособность, стране и народу угрожает потеря независимости.Но за счет кого могла быть ликвидирована отсталость России? За счет народныхмасс. Петр ни на йоту не отошел от основных классовых интересов дворянства,сохранил и усилил крепостное хозяйство, крепостническую эксплоатацию, усилилгнет, падавший на плечи трудящегося люда. Он сохранил незыблемым старыйфеодальный, крепостнический способ производства.
Поэтому,несмотря на свои обширные замыслы, решительность и настойчивость, Петр,вследствие узости классовых интересов дворянства, которое он возглавлял,вследствие ограниченных возможностей государственного и общественного строя ихозяйственного уклада самодержавно-крепостнической России, не мог разрешитьзадачи преодоления отсталости нашей страны.
Говоря опопытке Петра «выскочить из рамок отсталости», товарищ Сталин замечает: «Вполнепонятно, однако, что ни один из старых классов, ни феодальная аристократия, ни буржуазия,не мог разрешить задачу ликвидации отсталости нашей страны. Более того, этиклассы не только не могли разрешить эту задачу, но они были неспособны дажепоставить ее, эту задачу, в сколько-нибудь удовлетворительной форме. Вековую отсталостьнашей страны можно ликвидировать лишь на базе успешного социалистическогостроительства»

Список используемойлитературы
1. История икультурология – М., 2000 «Логос»
2. История русскойкультуры – 1998 «Юрайт»
3. Культурология.Под ред. Марковой А.Н. – М., 2000 «Юнити»
4. Культурология.Под ред. Драча Г.В. – Ростов-на-Дону, 2001 «Феникс»
5. Торосян В.Г.Культурология. История мировой и отечественной культуры – М., 2005 «Владос»
6. Березовая Л.Г.,Берлякова Н.П. История русской культуры. Ч.1 – М., 2002 «Владос»
7. Зезина М.Р.,Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры – М., 1990 «Высшая школа»
8. Кондаков И.В.Культурология: история культуры России – М., 2003 «Омега – Л»
9. Павленко Н.И.Петр Великий – М., 1990 «Мысль»
10.ДаниловА.А., Косулина Л.Г. История России. Учебное пособие для 7 класса – М., 2002 «Просвещение»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.