Реферат по предмету "История"


Первобытное общество на территории Китая

Реферат на тему
Первобытное общество на территории Китая

ПЛАН
1.Генезис человеческой жизни на китайских землях.
2.Ранние археологические культуры Китая.
3.Медный и начало железного века.
4.Усложнение коллективной организации.
5.Возникновение искусства и письма.
6.Литература.

1. Генезис человеческой жизни на китайских землях.
Достижениясовременной антропологии и археологии — вначале преимущественно западной, затемглавным образом китайской — позволили вскрыть мощные пласты предыстории Китая.Имеются в виду не те историзованные легенды, коими насыщены многиедревнекитайские источники, начиная с «Книги документов» («Шуцзин»), главыпервого (наиболее раннего) слоя которой написаны преимущественно в начале эпохиЧжоу (остальные чуть позже, а затем все они были отредактированы Конфуцием). Обэтих легендах будет сказано несколько ниже. Подлинная предыстория начинается стак называемого синантропа, т.е. обнаруженной в районе Пекина разновидностичеловекообезьяны, или архантропа. Найденные на рубеже 20 — 30 — х гг. нашеговека в пещере Чжоукоудянь костные останки синантропа, и прежде всего его зубы,в частности лопаткообразные резцы, столь обычные для монголоидов, позволиливыдвинуть гипотезу, что чжоу-коудяньский синантроп, как и обнаруженные позжеблизкие к нему ланьтяньский и юаньмоуский архантропы, является прямымпредком-предшественником китайцев. Гипотеза эта не беспочвенна, но сомнительна(хотя бы потому, что современная физическая антропология все больше склоняетсяв пользу точки зрения, что синантроп был тупиковой ветвью развития человекообразныхи что, следовательно, в происхождении современных сапиентных монголоидовсущественную роль должны были сыграть иные предковые линии, возможносмешавшиеся с потомками синантропа). Об этом, в частности, свидетельствуютнекоторые явно западные черты и признаки нижнепалеолитической культуры Динцунь,датируемой много позже эпохи синантропа — примерно 200 — 150 тыс. лет назад.
Процесссапиентации, как известно, протекал около 40 тыс. лет назад, и потому весьматрудно сказать, какую роль в нем сыграл динцуньский человек, костных останковкоторого не было обнаружено (нашли только культурные вещные памятники), неговоря уже о синантропе. Да и протекал этот процесс на Ближнем Востоке, а не вКитае, куда сапиентные люди пришли, судя по находкам археологов, достаточнопоздно. Для обеих групп монголоидных неоантропов, т.е. людей сапиентного типа вКитае (череп из Люцзяна на юге и три черепа из Шандиндуна в Чжоу-коудяне насевере), характерна морфологическая нечеткость, а именно сочетание различныхрасовых черт в разной пропорции — при заметном, однако, преобладаниимонголоидных.
Учитываявсе сказанное, заметим, что даже те признанные специалисты, такие, как К. Кун,например, которые считаются сторонниками аутентичного процесса генезисамонголоидов на территории Китая, вынуждены признать, что о чистоте линий неможет идти речи и что в процессе мутаций, которые способствовали трансформациидосапиентного монголоида в сапиентный тип шандиндунца, был «кто-то еще», кто«вмешался» в этот процесс со стороны, т.е. из числа сапиентных людей, прибывшихв Китай извне.

2. Ранние археологические культуры Китая.
Верхнепалеолитическиекультуры, характерные для ранних сапиентов, на территории Китая представленыслабо, как и культуры развитого мезолита, пришедшего на смену верхнемупалеолиту 14—12 тысячелетий назад. Мезолитический микролит северных степейможно обнаружить на крайних северных рубежах современной территории Китая, анесколько отличный от него в культурном плане юго-восточноазиатский мезолит сего каменными орудиями типа чопперов (орудия из гальки) — на крайнем юге этойтерритории. Трудно, однако, сказать, какую роль тот и другой сыграли в процессегенезиса китайского неолита.
Дело втом, что неолит — это не просто качественный этап в истории культур каменного века.Это великий исторический рубеж для всего человечества, ибо именно в эпоху такназываемой неолитической революции (X — VI тыс. до н.э.) произошел решающийпереход от свойственной палеолиту присваивающей экономики собирателей иохотников к производящему хозяйству земледельцев и скотоводов. В этом смыслеземледельческий неолит является сложным комплексом взаимосвязанных нововведенийи изобретений, включающим в себя окультуривание злаков и иных растений,одомашнивание различных видов животных, а также переход к оседлому образужизни, изобретение прядения и ткачества, строительство домов и иных сооружений,изготовление сосудов из керамики для хранения и приготовления пищи и т.д. ит.п. Результатами неолитической революции были мощный демографический взрыв, приведшийк быстрому распрост­ранению неолитических земледельцев по ойкумене, а такжепоявление избыточного продукта, позволяющего в случае нужды иметь запасы илисодержать часть общества, не связанную с производством пищи.
Какизвестно, следы неолитической революции в полном ее объеме и на протяжении рядатысячелетий прослеживаются археологами — в пределах Старого Света — лишь водном регионе, на Ближнем Востоке. Во всех остальных, тем более в отдаленныхрайонах Старого Света, включая и Китай, неолит появился уже в более или менеесложившемся виде извне. Доказать это, как в случае с Китаем, подчас трудно. Но одно,несомненно: неолити­ческой революции типа ближневосточной более нигде необнаружено, хотя в юго-восточноазиатском регионе прослеживается аналогичныйпроцесс, но не в зерновом, а в клубнеплодном варианте, что резко меняет дело(известно, что к урбанистической, т.е. городской, цивилизации такого роданеолит не привел, оказавшись в Юго-Восточной Азии на достаточно примитивномуровне).

3. Медный и начало железного века.
Еслиоставить в стороне проблему субнеолита, т.е. мезолитических культур, знакомых сотдельными элементами неолита, то первые неолитические культуры появились натерритории Китая (комплекс вариантов Яншао в бассейне Хуанхэ и отдельные культурытипа Хэмуду на юге) в виде неолита расписной керамики, который в те времена(VI—V тыс. до н.э.) был уже хорошо известен на Ближнем Востоке. И хотякитайские варианты серии неолита расписной керамики заметно отличались отближневосточных (основное зерно — чумиза, одомашненное животное — свиньявосточно-азиатской породы, иные формы жилищ и некоторые другие важныеразличия), общим для всех них был неолитический комплекс как таковой, включая иедва ли не наиболее ценное в нем для исследователя — роспись на сосудах.Элементы росписи, стандартные и отражающие духовный мир и мифологическиепредставления неолитического земледельца, в главном и основном были общими иодинаковыми для всех, что явственно свидетельствует о единстве процессагенезиса и распростра­нения по ойкумене неолитического человека с его развитойматериальной и духовной культурой. Впрочем, кроме росписи сосудов об этом жеединстве свидетельствует и стандартная в главных своих чертах практиказахоронения покойников.
Вариантыяншаоского неолита бассейна Хуанхэ (Баньпо, Мяо-дигоу, Мацзяяо и др.) хорошоизучены и детально описаны китайскими археологами. Жилища представляют собой восновном квадратные или круглые полуземлянки с жердево-земляным покрытием,небольшим очагом и обращенным к югу входом. Рядом с жилищами — загоны длясвиней, амбары для хранения пищи. Поселок состоял из нескольких домов, здесь жебыли расположены мастерские для изготовления каменных орудий, обжига керамики ит.п. Одно из зданий обычно вьщелялось размерами и видимо, было своего родаритуально-культовым общинным центром, а также, возможно, и местожительствомстарейшины-первосвященника. Орудия труда из камня (топоры, ножи, тесла, долота,молотки, зернотерки, серпы, песты и т.п.) тщательно обрабатывались ишлифовались. Такие орудия, как шилья, иглы, крючки, наконечники, вкладыши,пилы, ножи, делались из ко­сти. Главным оружием был лук со стрелами. Из камня,кости и раковин изготовлялись и различные украшения. Разнообразной по типу,форме и назначению была керамика, лучшую часть которой составляла расписная, сорнаментальным узором и рисунками, обычно нанесенными черной краской покрасно-коричневому фону. Захоронения, как правило, располагались неподалеку отпоселков, чаще всего с немалым погребальным инвентарем, преимущественно сориентацией головы покойника на запад.
Культурарасписной керамики в форме чаще всего недолговечных (два-три века) поселенийпросуществовала в бассейне Хуанхэ до рубежа III—II тыс. до н.э., когда она быладостаточно резко замещена неолитической культурой черно-серой керамики типаЛуншань. Луншаньско-луншаноидный слой позднего неолита с изготовленной нагончарном круге керамикой — уже безо всякой росписи, хотя порой и оченьхорошей, иногда с тончайшими стенками, — возник на базе Яншао, но явно подвлиянием извне. Влияние это видно в появлении гончарного круга (круг, как иколесо, не изобретались везде и случайно — это разовое кардинального характераизобретение, распространявшееся, как и металлургия, затем по ойкумене),ближневосточных по происхождению новых сортов зерна (пшеница и др.) и породскота (коза, овца, корова). Кое-что в этом варианте китайского неолита быловесьма специфическим (скапулимантия, т.е. практика гадания на костях; сосудытипа ли с тремя ножками в виде вымени), возможно, указывающим на развитыйскотоводческий комплекс; впоследствии так и не прижившийся в земледельческомКитае. Хэнаньский и шэньсийский Луншань, Цицзя и Цинлянь-ган, Давэнькоу иЦюйцзялин — все это различные луншаноидные варианты, каждый со своейспецификой, со своими связями. Но все они свидетельствуют о наступлении эпохипозднего неолита, а некоторые, как западная Цицзя (пров. Ганьсу), — и рзнакомстве с изделиями из металла. Все новое в луншаноидном комплексе было,скорее всего, результатом культурной диффузии, спорадических импульсов извне,проявлявшихся в виде проникновения в бассейн Хуанхэ различного рода мигрантов.
Нововведениялуншаноидного комплекса при всей их значимости не слишком сказались на образежизни неолитических земледельцев Китая. Как и прежде, жили они главным образомна высоких берегах речных долин в небольших поселках с жилищами яншаоскоготипа. Занимались в основном мотыжным земледелием, уделяя некоторое вниманиескотоводству, охоте, рыбной ловле и собирательству. Необходимые в хозяйствеизделия ремесла изготовлялись обычно самими крестьянами, хотя уже и возникалоспециализированное производство, прежде всего изготовление керамики нагончарном круге. Одежда, питание и образ жизни людей были предельно простыми, азаконы мотыжного переложного земледелия вынуждали крестьян время от времени(раз в несколько десятилетий) менять местожительство, осваивая новые земли исоответственно основывая новые поселки. Ситуация стала существенно иной лишь спереходом неолитических земледельцев к веку металла.

4. Усложнение коллективной организации.
Появлениебронзы в древности обычно шло рука об руку с возникновением урбанистическойцивилизации, т.е. со строительством городских центров с их храмами и дворцами.В развитии передовых древних обществ это был принципиальный качественный рубеж,знаменовавший формирование надобщинных (протогосударственных) политическихобразований. Как известно, очень важная для понимания процесса социальнойэволюции проблема политогенеза до сих пор, во всяком случае, в отечественнойисториографии, прояснена недостаточно. Однако совершенно очевидно, что длявозникновения протогосударственных структур нужны были какие-то существенныепредпосылки, важные условия, оптимальное сочетание которых рождалось далеко невезде. Не случайно наука насчитывает лишь очень немного так называемыхпервичных очагов урбанистической цивилизации, причем и они, эти первичныеочаги, обычно были как-то связаны между собой. Одним из таких очагов и былбассейн Хуанхэ.
Заметим,что нормативные принципы организации, свойственные ранним восточным обществам,находившимся на уровне первобытности, но уже знакомым с комплексом развитогонеолита, хорошо изучены современной антропологией. Специалистами доказано, чток числу этих принципов относится обязательность эквивалентного (реципрокного)обмена-дара, включая обмен материальных ценностей на престиж, т.е. наподчеркнутое уважение коллектива по отношению к тем, кто способней других ичаще приносит им свою богатую добычу или щедро делится со всеми тем, что имеет.На этой основе эквивалентного взаимообмена складьшалась традиционная системапатронажно-клиентных связей, в рамках которой получатели даров и потребителидарованной всем продукции оказывались в зависимости от тех, кто щедрой рукойдарил и давал остальным то, чем обладал.
Другимважным нормативным принципом, с особой силой проявившим себя именно впоселениях неолитических земледельцев, где каждое домохозяйство обычнопринадлежало большой семейно-клановой группе (отец-патриарх с его женами,младшими братьями и взрослыми сыновьями; жены и дети братьев и сыновей; иногдатакже прибивавшиеся к группе одинокие аутсайдеры), стала практикацентрализованной редистрибуции (перераспределения). Ее суть сводилась к тому,что глава группы имел право от имени коллектива распоряжаться всем его совокупнымимуществом. Право редистрибуции помогало главе семейно-клановой группы спомощью щедрых раздач имущества группы повышать свой престиж, обзаводитьсяклиентами и благодаря этому претендовать на выборные должности старейшиныобщины или его помощников. Именно эти два института обязательный реципрокныйвзаимообмен и право редистрибуции — создали условия для возникновенияусложненной структуры общества в виде земледельческой общины с ее выборнымруководством.
Земледельческаяобщина стала фундаментом первичных протогосударств, появление которых былопервым шагом в процессе политогенеза. Первичные протогосударственныеобразования, формирование которых шло бок о бок со сложением урбанистическойцивилизации, возникали отнюдь не везде и лишь при условии сочетания рядаблагоприятствовавших этому обстоятельств. Обстоятельства, о которых идет речь,включают в себя климати-ческо-экологический оптимум для земледелия, необходимуюдемографическую насыщенность данного региона, прежде всего плодородной долиныреки, а также высокий уровень производ­ственного потенциала, достигнутый лишь впозднем неолите и в эпоху бронзы. Все эти условия, объективно достаточные длярегулярного производства такого количества продуктов, прежде всего пищи,которое позволяет коллективу содержать необходимые для функционированияаппарата администрации и освобожденные от обязательного физического труда поведению земледельческого хозяйства слои (имеются в виду правитель с егородственниками, чиновники, жрецы, воины, обслуживающие их нужды ремесленники,слуги и рабы), уже существовали в бассейне Хуанхэ в середине II тыс. до н.э.Дворцовые комплексы, представленные, в частности, находками в Эрлитоу иЭрлигане, наглядно свидетельствуют именно об этом.
Эрлитоу-эрлиганскийкомплекс культурных нововведений не ограничивается строениями дворцового типа.Более важной его ха­рактеристикой является бронза, причем не ранняя, но весьмаразвитая — хорошо выделанные изделия, включая оружие и сосуды с богатыморнаментом. Заметных и явных следов ранней бронзы китайского происхожцения покане обнаружено. Условно именно эрлитоу-эрлиганскую бронзу считают ранней, но онаможет считаться таковой лишь по сравнению с пришедшей ей на смену аньянскойбронзой, т.е. зрелой, высококачественной, разнообразной и даже вычурной. Еслиже ставить вопрос о технологии и об искусстве бронзолитейного дела, то уже вЭрлитоу то и другое соответствует весьма продвинутому уровню. И, несмотря наочевидные особенности бронзолитейного дела, присущие именно китайской бронзе иотличающие ее от западных аналогов, проблема происхожцения металлургии бронзы вКитае остается загадкой. Во всяком случае на базе примитивных и, скорее всего,импортных металлических изделий западной луншаноидной культуры Цицзя занесколько веков, отделяющих Цицзя от Эрлитоу, столь развитая металлургияпоявиться просто не могла. Нужны были все те же ускоряющие развитие импульсыизвне. О существовании такого рода импульсов убедительно свидетельствуетаньянский этап развитого бронзового века в Китае, т.е. урбанистическая цивилизацииШан-Инь.

5. Возникновение искусства и письма.
В районеАньяна, расположенного в средней части бассейна Хуанхэ, чуть к северу от реки(северный край совр. пров. Хэ-нань), археологи в конце 20-х гг. нашего векаоткрыли городище и могильники эпохи развитой бронзы. Раскопки позволилиобнаружить огромный архив надписей на гадательных костях, расшифровка которыхдала специалистам материал необычайной ценности и, в частности, позволилаотождествить обнаруженное городище близ Аньяна (район дер. Сяотунь) с хорошоизвестным по древним письменным памятникам государством Шан-Инь.
Текстынадписей, содержавшие имена шанских правителей, позволили заключить, чтоаньянский очаг урбанистической цивилизации просуществовал около двух-трех веков(XIII—XI вв. до н.э.) и являл собой заключительную фазу шанской истории,которая по данным письменных памятников, прежде всего многотомного сочиненияСыма Цяня, незадолго до начала нашей эры написавшего свой огромный труд«Шицзи», просуществовала значительно дольше. Не вполне ясно, можно ли считатьэрлитоу-эрлиганский этап ранней фазой Шан; на этот счет существуют разные точкизрения. Но, фиксируя многие черты сходства сложившегося на луншаноиднойнеолитической основе эрлитоу-эрлиганского комплекса развитой бронзы саньянским, отметим принципиальное различие между обеими фазами. Оно сводится,прежде всего, к двум основным элементам — письменности (гадательные надписи) ицарским гробницам.
Письмо ваньянском архиве предстает в виде гадательных надписей со многими сотнямиидеограмм-иероглифов и хорошо продуманным календарем с циклическими знаками.Раскопки же свыше десятка царских гробниц поразили специалистов неожиданныминаходками: рядом с царственным покойником и многими сотнями сопровождавших егона тот свет сподвижников, жен и слуг были обнаружены великолепные изделия избронзы, камня, кости и дерева (оружие, украшения, сосуды с высокохудожественныморнаментом и горельефными изображениями) и, что самое важное, — великолепныебоевые колесницы с тонкими и прочными колесами со множеством спиц, а такжезапряженные в эти колесницы боевые лошади. Ни колесниц, ни повозок, ни простоколес, за исключением гончарного круга, китайский неолит не знал. Не было внеолитическом Китае и одомашненной лошади, не говоря уже о том, что пригодныедля колесниц породы лошадей вообще не водились и поныне не водятся в степяхСибири — они были выведены на Ближнем Востоке митаннийцами и хеттами, которые,к слову, изобрели и боевые колесницы, куда запрягались прирученные ими лошади.Обнаруженные археологами в царских гробницах Аньяна колесницы по своему типуявляются копией хетто-митаннийских и вообще индоевропейских.
Можноупомянуть также, что значительная часть бронзового оружия шанцев была снабженаукрашениями в весьма специфическом, так называемом «зверином стиле» — сизображением животных в позе стремительного рывка, широко распространенном взоне сибирских и евроазиатских степей. Сказанного вполне достаточно дляобоснованного вывода о том, что нововведения аньянской фазы шанскойурбанистической цивилизации не были результатом только автохтонного развитиянеоли­тических земледельческих племен луншаньско-луншаноидного круга ипришедших им на смену ранних протогосударственных структур эрлитоу-эрлиганскогокомплекса бронзового века. По меньшей мере, частично элементы аньянскогокомплекса появились в Китае откуда-то извне. Что касается колесниц и лошадей,то здесь все достаточно ясно. Вопрос лишь в том, как, каким образоминдоевропейского типа боевые колесницы (не говоря уже о лошадях) появились всредней части бассейна Хуанхэ — если принять во внимание, что следов колесниц квостоку от Алтая (да и там, скорее, были телеги, чем колесницы) археологамипока не обнаружено.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.