Реферат по предмету "История"


Основные черты Конституции Российской Федерации

--PAGE_BREAK--
2
)
.Одним из основополагающих принципов демократической органи­зации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обес­печения свободного развития человека является принцип разделения вла­стей.

В своем классическом виде теория разделения властей была сфор­мулирована английским философом Д. Локком (1631—1704) и фран­цузским просветителем Ш. Монтескье (1689—1755). Её смысл заключается в том, что для обеспечения свободы граждан различные функ­ции государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная — должны осуществляться различными органами, незави­симыми друг от друга и сдерживающими друг друга.

Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недоста­точно одного лишь распределения власти между несколькими органа­ми. Нужно, чтобы они находились во взаимном равнове­сии и ни один из органов не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательств на его самостоятельность другого органа.

В результате различные власти не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи между собой и во взаимодействии. Ни одна из них ничего не может сделать без других, и при несогласии между ними вся государственная деятель­ность должна остановиться. Но поскольку остановиться она не может, то «силою вещей, — считал Ш. Монтескье, — власти будут принуждены действовать и необходимость заставляет их действовать в согласии друг с другом». Результатом этого и явится их взаимное сдерживание, обес­печивающее свободу.

Теория разделения властей привилась конституциями многих стран, хотя формы ее реализации весьма разнообразны. Наиболее полно в своей изначальной трактовке тео­рия разделения властей реализована в Конституции США 1787 г., в ко­торой прослеживается влияние как создателей этой теории, так и бри­танских конституционных идей начала XVIII в.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР (июнь 1990 г.), в которой разделение власти на законодатель­ную, исполнительную и судебную объявлялось «важнейшим принци­пом функционирования РСФСР как правового государства». В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конституцию в качестве одной из не­зыблемых основ конституционного строя России.

Разделение властей — один из основных принципов действующей Конституции РФ. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на за­конодательную, исполнительную и судебную, органы которых само­стоятельны.[13] Они не вправе выходить за пределы полномочий, установ­ленных для них Конституцией РФ и законом.

Таким образом, согласно Конституции разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при ко­тором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаи­мосотрудничества.[14]

3
)
.Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа политического многообразия.

Принцип плюрализма  представляет собой совокупность социальных объединенных групп людей, образуемых по различным основаниям – возраст, профессия, место жительства, круг интересов. Каждый человек обладает частичкой государственной власти, участвует в управлении государством через политические организации, которые оказывают давление на органы государства и направляют государственную политику  в рамках Конституции.[15]

Политический плюрализм способствует повышению эффективно­сти народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппози­цию, создает условия для преодоления апатии народа порожденных годами тоталитаризма.

Одно из наиболее важных мест в основе полити­ческого плюрализма занимают политические партии, Партии являются важнейшим эле­ментом политической системы любого демократического государства. Без них сегодня практически невозможно само осуществление государ­ственной власти. В Российской Федерации общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение в политические партии регулируются Феде­ральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (с изме­нениями и дополнениями).

Согласно этому Закону «политическая партия — это общест­венное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Феде­рации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления инте­ресов граждан в органах государственной власти и органах местного само­управления»[16]

4
)
.Демократизм Российской Федерации означает наличие в ней мест­ного самоуправления. «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление».[17]

Местное самоуправление связано с демократией, так как в основе демократии как формы государства и способа правления лежит идея политической свободы, в соответствии с которой принцип самоопределения и самоуправления распространяется не только на отдельного человека или на весь народ, но и на другие сообщества граждан.

«В современных условиях в РФ по местным самоуправлением понимается право и способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел».[18]

Человек, его права и свободы как высшая ценность.

Конституция РФ рассматривает человека, его права и свободы, как высшую ценность.[19]

Установленные Конституцией положения, свя­занные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Следовательно, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Феде­рации, образующей основу не только конституционно организованно­го общества, но и правовой защиты этого общества от по­пыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования инди­видуальных интересов и потребностей людей.

Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценно­стью должен оказывать определяющее влияние не только на содержа­ние основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю дея­тельность демократического государства, на его компетенцию и потен­циальные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком.

Правовое государство

В соответствии с Конституцией Российская Федерация явля­ется правовым государством.[20]

Идея правового государства имеет многовековую историю. Она уходит корнями в античное общество. Философская основа теории правового государства была сформулирована немецким философом И. Кантом (1724-1804).

«Сущность идеи правового государства — его последовательный демо­кратизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, под­чинение государства обществу. Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и инсти­тутов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной вла­стью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства — связанность государства пра­вом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государ­ства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов».[21]

Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем законами и нормами, ко­торым обязаны подчиняться все без исключения государственные орга­ны, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.

Верховенство закона означает утверждение его господ­ства, т. е. такого положения закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты об­щественной жизни без всякого исключения подчинялись бы его нор­мам. «Органы государственной власти, органы местного самоуправле­ния, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблю­дать Конституцию Российской Федерации и законы»[22]

 Федеративное государство


Территория каждого государства делится на части, которые определяют его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках тер­риториального устройства государства складываются система террито­риальных единиц, на которые делится государство, система государст­венных связей между государством в целом и его территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государ­ства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.

Такое устройство территории государства принято назы­вать государственным устройством. Можно сказать, что государственное устройство — это территориальная организация госу­дарства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым ста­тусом.

Федерация — это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство представ­ляет собой сложное государство, в состав которого входят другие госу­дарства.

Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, прожи­вающих на территории Российской. Федерации. Суверенитет нации оз­начает ее верховенство и независимость в решении вопросов своей внут­ренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, ее свободное воле­изъявление в избрании формы своей национальной государственности. Так же одна из гарантий  государственной целостности РФ – это единство государственной власти. Одновременно это единство выступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации.

Территориальная автономия в Российской Федерации — это само­стоятельное осуществление государственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компе­тенции, устанавливаемой федеральными органами государственной вла­сти при участии соответствующей автономной единицы.

 Равноправие субъектов Российский Федерации во взаимоотноше­ниях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты Федерации обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе Федерации не может быть субъектов, имеющих в данных взаимоотношениях какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе Российской Федерации, равноправны.

Суверенное государство.

Суверенитет государства — это свойство государства самостоятель­но и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном обще­нии.[23]

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государствен­ной власти, в ее единстве и независимости. В буквальном смысле слово «суверенитет», происходящее от латинского слова  supraneitas(от supra— выше), означает то свойство власти, в силу которого она является высшей, т. е. ее верховенство.

Верховенство государственной власти выражается в том, что она оп­ределяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государ­ственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан.

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в совокупности высшую государственную власть.

Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Независимость государственной власти означает само­стоятельность государства в отношениях с другими государствами.

Защита Российской Федерации и ее суверенитета осуществляется в различных формах: это и в военной — Вооруженными Сила­ми РФ, они защищают ее государственные интересы и территори­альную целостность; дипломатической — Президентом и Правительст­вом России, а также защищается государственными органами, которые руководят различными отраслями управления. Одна из важных ролей в охране государст­венного суверенитета возложена на правоохранительные органы. Одно из значимых средств защиты государственного суверенитета Рос­сийской Федерации — законодательная и другая нормотворческая дея­тельность ее государственных органов.

Республиканская форма правления

Являясь суверенным государством, Российская Федерация само­стоятельно устанавливает форму правления, которая и определяет организацию органов государственной власти и порядок их деятельности.

В Конституции РФ установлено что «Российская Федерация – есть… правовое государство с республиканской формой правления»[24]. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Эта республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.

«Конституция РФ закрепила следующие  признаки республиканской формы правления: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью; ориентация государственного строя РФ на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путём свободных выборов и на ограниченный срок»[25].

В настоящее время в Российской Федерации имеет место, как её иногда называют в юридической литературе «полупрезидентскую»  республиканскую форму правления. Это связано с тем, что, во-первых,  Президент избирается всеобщим голосованием(в этом отличие её от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства и министры, образующие Правительство, в определённой степени ответственное перед парламентом (в этом отличие от президентской  формы). Именно названные выше признаки и характеризуют Российскую Федерацию как  «полупрезидентскую»  республику.
2.               
Экономическая и социальная основы конституционного строя Российской Федерации.
1.1          
Экономическая основа.
Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого  производство и распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений. Субъектами таких отношений являются частные субъекты хозяйствования, которые конкурируют между собой. Российская Федерация поддерживает конкуренцию, а также предотвращает  монополию и осуществляет соответствующий контроль.

«В Российской Федерации  гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».[26]

В Российской  Федерации действует Закон от 22 марта 1991  г. «О конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках».[27] Этот закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной  конкуренции на товарных рынках РФ.

Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собст­венности осуществляется посредством различных правовых норм, главное  место среди которых принадлежит конституционным нор­мам — основе всего правового регулирования отношений собственно­сти.

Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых госу­дарством.

Конституция РФ исходит из того, что экономической системе России присущи различные формы собственности: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная и иные формы собственности»[28].

Так же в Конституции установлено, что «земля и другие при­родные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муници­пальной и иных формах собственности. Они используются и охраняют­ся в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории»[29]

В Конституции предусмотрено что «граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользова­ние и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуще­ствляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона».[30]

Конституция РФ установила (ст. 35), что в России «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как едино­лично, так и совместно с другими лицами. Никто не мо­жет быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Прину­дительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценно­го возмещения».[31]

В России отношения собственности, не предусмотренные Консти­туцией, регулируются Гражданским кодексом и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами респуб­лик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов феде­рального значения, автономной области и автономных округов, издан­ными в пределах их полномочий.
1.2          
 Социальное государство.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства — дос­тижение такого общественного развития, которое основывается на за­крепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей соли­дарности и взаимной ответственности. Социальное государство при­звано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому дос­тойное человека существование.

Следует отметить, что в условиях демократии социальное государ­ство предоставляет широкий простор любым общественным силам, ко­торые желают оказывать помощь социально необеспеченным. Напри­мер, в Конституции РФ указывается, что в стране поощряются «создание дополнительных форм социального обеспечения и благотво­рительность»[32].

Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются  достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных  и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача социальной политики Российского государства должна решаться в тесном  единстве с его экономической политикой[33].

Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты:

1. Охрана труда и здоровья людей. Труд — основа жизни любого  об­щества и в любом государстве, решающая сфера применения человеческих сил и способно­стей. В демократическом обществе труд не может быть прину­дительным. Гражданин сам вправе  распоряжается своими способностями к труду самостоятельно или на основе  заключённого им  договора.

2. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда. Одной из характерных черт социального государства является его ответственность за предоставление каждому гражданину достойно­го человека прожиточного минимума[34]. Социальное государство должно руководствоваться прежде всего тем, что каждый взрослый и трудоспособный гражданин должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Ответственность государства за предоставление гражданину прожи­точного минимума может наступать лишь в том случае, когда он, работая, не может себя обеспечить.

Одним из средств удовлетворения этой потребности является уста­новление гарантированного минимального размера оплаты труда. Та­кой размер зависит от многих факторов.  Прежде всего он зависит  от экономиче­ских возможностей общества в данный период, и не всегда соответству­ет той цели, для достижения которой он установлен.

3. Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. В Российской Феде­рации семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой общества и государства.

Исходя из того, что демократическое государство призвано защи­щать гражданские права людей, отношения между которыми могут основываться только на добровольности и равноправии, включая равно­правие женщины и мужчины. В Российской Федерации брак основыва­ется на добровольном согласии и равноправии супругов. Так же в Российской Федерации на родителях лежит обязанность содержать и воспитывать своих детей до совершеннолетия. Государство должно проявлять заботу об инвалидах и пожилых гра­жданах.

4. Развитие системы социального обслуживания. Согласно Феде­ральному закону от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).[35] Социальным обслуживание является деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию со­циально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению соци­альной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

5. Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Развитие государственной системы социального обеспечения является важной социальной гарантией реализации кон­ституционного права граждан Российской Федерации на материальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кор­мильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных зако­ном. Государство в законодательном порядке определяет систему госу­дарственных пенсий и социальных пособий.

Российская Федерация ставит перед собой цель построения соци­ального государства. Но в настоящее время она находится только в са­мом начале пути к достижению этой цели.


3.               
Духовные основы конституционного строя Российской Федерации.

1.1          
Идеологическое многообразие.
Идеология является сложным духовным образованием. Она включа­ет в себя определенную теоретическую основу, которая представляет собой систему политических, правовых, религиозных, философских взгля­дов на социальную действительность, общество и отношения людей меж­ду собой, а также вытекающие из этой системы программы действий и механизмы распространения идеологических установок среди населения.[36]

Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологиче­ского многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего не допускает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии. «Никакая идеология не может уста­навливаться в качестве государственной или обязательной»[37]. Таким образом в Российской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.

Идеологическое многообразие предполагает свободное существование в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей. Идеологическое многообразие является закономерным следствием та­ких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобо­да мысли и слова, свобода совести и др. Наиболее важные гарантии  данного рассматриваемого принципа является отмена цензуры, свобо­да информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия и т. д.

Установление в Конституции принципа идеологического многооб­разия является одним из важнейших демократических завоеваний на­родов России. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, а так же группам людей, их объединениям свободно развивать свои на­учные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их осуществлению путем разработки программных документов, законо­проектов и т. д.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии не озна­чает, что органы государственной власти действуют независимо от ка­ких-либо идеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе. Именно возможность с помощью госу­дарственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь обусловливает активную борьбу социальных групп населения и полити­ческих партий за выдвижение своих сторонников в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления, прежде всего путем активного участия в избирательных кампаниях.

1.2 Светское государство.

Статья 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством.

Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не призна­ется обязательным или предпочтительным. В таком государстве рели­гия, а так же  ее каноны и догматы, дейст­вующие в ней, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. «Светский характер государства обеспечивается, как прави­ло, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношений государства и церк­ви с той или иной степенью последовательности установлена в ряде стран (США, Франция, Польша и др.)».[38]

Как светское государство, Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и ни­какая религия «не может устанавли­ваться в качестве государственной или обязательной».[39] Содержание это­го положения раскрывает ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»[40] (с измене­ниями и дополнениями), где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отно­шения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу ве­роисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных органов, государственных учреждений и органов местного са­моуправления; не вмешивается в деятельность данных религиозных объедине­ний, если эта деятельность не противоречит законодательству; обеспечивает свет­ский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Так же деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе военнослужащие не впра­ве использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.


III
. Основные черты конституции.
На основании всего выше сказанного, я теперь могу приступить к рассмотрению вопроса темы моей курсовой работы.

Рассматривая Конституцию РФ, как нормативно правовой акт, занимающий особое место в правовой системе современного демократического государства такие авторы как Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин выделяют следующие основные, по их мнению, черты:

1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается, так как  конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. Эта сущностная черта конституции и поныне признается домини­рующей в конституционной теории и практике. Не случайно конститу­ции большинства демократических государств мира начинаются слова­ми: «Мы, народ… принимаем (провозглашаем, учреждаем и т. п.) на­стоящую конституцию».

2) учредительный, первичный характер конституционных установ­лений.Особенность субъекта, принимающего конституцию, обуслов­ливает и вторую сущностную черту конституции — ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носи­тель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением — учредительной властью. В содержание по­следней вкладывается именно право принимать конституцию и посред­ством ее учреждать те основы общественного и государственного уст­ройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредитель­ная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Именно на признании учредительной природы конституции осно­вываются особый порядок ее принятия, верховенство, ее роль во всей правовой системе государства, непререкаемость конституции для всех учрежденных ею же властей, в том числе для законодательной.

Учредительная сущность конституции проявляется  в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы и являются первичны­ми. В результате чего для установления положений конституции не су­ществует никаких правовых ограничений. Не может существовать такой право­вой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по при­знаку не соответствия какому-либо правовому акту данного государства. Так, например,  законы в Российской Федерации не могут противоречить ее Конституции. Указы Президента РФ не должны про­тиворечить Конституции и федеральным законам, постановления Пра­вительства не могут противоречить Конституции, федеральным зако­нам, указам Президента. У Конституции РФ нет такого юридического «потолка»[41].

3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, т. е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;

Одной из важных черт, характеризующей конституцию, является осо­бый предмет конституционного регулирования, т. е. специфика тех общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Конституционное воздействие отличается всеохватывающим ха­рактером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сфе­рах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридиче­ская сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические фор­мы охраны и др.

Конституцию отличают  особые юридические свойства.

Они производны от перечисленных выше сущностных черт консти­туции и выражаются:

1. в верховенстве конституции;

2. в ее высшей юридической силе;

3. в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;

4. в особой охране конституции;

5. в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

Эти юридические свойства последовательно отражены в Конститу­ции РФ 1993 года.

1.                 в верховенстве конституции.

В ней впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства Конституции РФ.

Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции 1993 года принципа ее верхо­венства на всей территории России означает, прежде всего, утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление народа  к созданию пра­вового государства.

В принципе верховенства Конституции РФ отражается и федера­тивный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе в республиках, которые тоже имеют свои конституции. На принципе верховенства Конституции РФ основано положение о соответствии конституций республик, уставов других субъектов Федерации, Консти­туции России.

2. в ее высшей юридической силе.

В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что «Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей терри­тории России…»[42]. Это юридическое свойство Конституции имеет иное со­держание, нежели принцип ее верховенства.

Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Россий­ской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправ­ления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны  соблю­дать Конституцию.

Следовательно, высшая юридическая сила Конституции характери­зует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации.

3. в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права.

Конституция РФ 1993 года является ядром правовой системы го­сударства. Принципы и положения Конституции играют направляю­щую роль для всей системы права и системы законодательства.[43]

Непосредственно Конституция определяет сам процесс правотворчества. Она устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия за­конов.

В самой Конституции названо множество федеральных конституцион­ных законов и федеральных  законов, которые должны быть приняты в соответствии с ней. Принятие новой Конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства.

4.  в особой охране конституции.

К ещё одним юридическим свойствам Конституции РФ относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, которая осуществляет эту охрану в различных формах.

В Конституции закреплено, что «Президент России является гарантом Конституции Российской Федерации,…»[44]. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Кон­ституцию (ст. 82). В случае противоречия Конституции Президент мо­жет отменить постановления и распоряжения Правительства РФ, при­остановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Фе­дерального собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде РФ о соответствии Конституции норматив­ных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

 Так же важную роль в охране Конституции играет Конституционный Суд РФ. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов, как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, при­знанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствую­щий Конституции Российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.

5. в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

Конституцию Российской Федерации отличает  особый, услож­ненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок. Конституция отличается от федеральных законов  тем, что она единственный акт с таким особым наименованием; порядок ее приня­тия иной, нежели федеральных законов; она в отличие от последних не требует подписания Президентом РФ. Лишь образно Конституцию называют основным законом. Она во всех слу­чаях говорит о «Конституции и федеральных законах» (ст. 4, 15), т. е. не отождествляет эти термины.

Рассмотрев основные черты конституции, можно сде­лать общий вывод: конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, по­средством которого народ учреждает основные принципы устройства об­щества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина[45].


Заключение.
Моя работа состоит из следующих трёх основных глав.

В первой главе я постарался осветить историю развития Конституции Российской Федерации, выяснить характерные черты каждой из существовавших в России Конституций. Первые Советские Конституции 1918, 1925, 1937, 1978 года имели схожие черты. Все они в той или иной степени были фиктивны, провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизнь. Конституции этого периода были сильно идеализированы и имели классовый характер.

Наряду с общими чертами у Конституций Советского периода были и существенные различия. По моему мнению, это было связано с новыми потребностями, с историческим развитием общества и государства в целом.

Вторую главу я посветил основам конституционного строя Российской Федерации. Я считаю, что без основ нельзя понять и важные черты Конституции.

В данной главе я постарался осветить все основы: это и политические, и экономические, и социальные, а так же духовные.

Основываясь на всём выше сказанном, я приступил к основной задаче своей курсовой – выяснению основных черт Конституции РФ.

Руководствуясь мнением таких авторов как Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин, я пришёл к выводу, что основные черты характеризуют конституцию как специфическую реальность, оказывающую мощное воздействие на общественные отношения. Являясь концентрированным политическим выражением состояния общества, уровня его развития, конституция регулирует основополагающие сферы его жизнедеятельности. Это  находит свое воплощение в ее характерных чертах. Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивы способ его существования. В ней нашло воплощение то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т. д.

К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях.

Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком-либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.

Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2). При этом особо подчеркивается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 17). Таковы основные черты, свойственные Конституции РФ.




Список используемой литературы:
1.                 Конституция РФ;

2.                 №5-ФКЗ  от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации»

3.                 СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

4.                 ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 16.

5.                 Федеральный закон от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1997. № 33.

6.                 СЗ РФ. 1997. № 39.

7.                 Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.

8.                 А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев «Теория государства и права » М.,2005.
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Финансовый анализ хозяйственной деятельности на примере ТЭЦ-1 филиала ОАО энергетики и электрификации "ДЭК"
Реферат Внешнеторговая политика государства свободной торговли и протекционизма
Реферат "Влияние среды распространения на точностные характеристики оптических измерительных систем"
Реферат Теория стоимости, закон стоимости и его функции
Реферат Pornoviolence By Tom Wolfe Essay Research Paper
Реферат Берёза-Картузская концлагерь
Реферат Уголовно-правовая характеристика кражи
Реферат Кредит и его роль в становлении рыночных отношении
Реферат Битва при Кастийоне
Реферат Основные аспекты работы посредника на отечественном рынке
Реферат Разумная диалектика Сократа и коммуникативный разум Ю Хабермаса
Реферат Караимы
Реферат Animal Experimentation Essay Research Paper Animal ExperimentationANIMAL
Реферат Банковские вклады
Реферат Сети "Token Ring"