Тибет и Восточный Туркестан в Новоевремя
1. Тибет
Самую южную часть Центральной Азии занимал в Новое время Тибет. Кначалу XVI в. на территории Тибета существовало государство, власть вкотором делили между собой светские и религиозные деятели, представлявшиеламаистскую ветвь буддизма.
Название «ламаизм» является производным от слова «лама» (монах,жрец). Это направление возникло в результате синтеза в период VII–XIV вв. течений вбуддизме и добуддистских верований (шаманистского толка) населения гималайскогорегиона.
Ламаизм сохранил основные положения классического буддизмаотносительно иллюзорности материального мира, являющегося, как представлялосьего апологетам, источником страданий человека. Их можно преодолеть лишь вставна путь спасения, на котором необходимо соблюдать определенные нормы поведения,постепенно избавляясь от жажды жизни и приближаясь к состоянию нирваны.Приблизившиеся к этому состоянию «святые души» вселяются в телесную оболочку,становясь хубилганами (перерожденцами).
В отличие от раннего (классического) буддизма, возникшего натерритории Индии, в ламаизме большее значение придается внешней обрядности иритуалам, очень похожим на магические. Ламаисты также считают, что достичьвысшего состояния – нирваны, возможно путем озарения под руководствомнаставника в течение одной жизни человека, даже в одно мгновение, а не только врезультате длительной цепи переходов души из одной оболочки в другую, каксчитали представители раннего буддизма.
Центрами духовной жизни ламаистов стали монастыри, в которыхпроживало иерархически организованное ламство.
В среде ламского духовенства не было единства и существовало дваосновных лагеря – так называемые «красношапочники» (община Кармапа), утвердившиесяв Тибете еще в XIII в. и «желтошапочники» (община Гэлукпа), оформившиеся в качествесамостоятельной силы позднее, в XV в. Соседний минский Китай поддерживал лишьэпизодические торговые связи с отдельными тибетскими территориями ирелигиозными центрами. Гораздо более тесные связи у тибетцев сложились в тотпериод с монголами.
В начале XVI в. во главе Тибета находилась светскаядинастия Ринпун (Ринпунга, до 1565 г.), а затем ее сменила династия Цзанба(«цари Цанга»), находившаяся у власти вплоть до 1642 г. Обе они опиралисьна поддержку «крас-ношапочной» общины. Однако после того как глава«жел-тошапочных», настоятель монастыря Дрэпунг Содном-Чжамцо обратил вламаистскую веру в 1578 г. монгольского Алтан-хана, в свою очередьнаделившего его титулом Далай-лама (великий лама), перевес во внутритибетскойполитической борьбе перешел именно к ним. В семье Алтан-хана затем был «найден»преемник Содном-Чжамцо – Йонтэн-Чжамцо (1589–1616). Это был первый и последнийслучай, когда на тибетском престоле оказался выходец из Монголии.
Центр Гэлукпы находился в г. Лхаса, и ее представители,опираясь на помощь «новообращенных» монголов, сумели добиться перехода под ихконтроль не только духовной, но и светской власти, которую Далай-ламаосуществлял через особого сановника – дэба. Далай-лама разделил власть совторым по важности чином в иерархии «желтошапочных» – Панчен-ламой, столицейкоторого стал г. Шигадзе.
Значительная помощь со стороны монголов была оказана Далай-ламеАванг Лобсанг-Чжамцо (1617–1682). По его просьбе войска Гуши-хана, правителяАмдо, в 1642 г. вошли в Тибет и разгромили армию «царей Цанга», главныхего политических противников. Военная власть в Тибете с того времени перешла вруки Гуши-хана и его преемников, которым был присвоен титул «цари Тибета».Таким образом, в середине XVII в. было воссоздано единое тибетскоегосударство, просуществовавшее совсем недолго. С того времени Тибет оказался вэпицентре борьбы маньчжуров и ойратов за контроль над Монголией. В своюочередь, соперничавшие между собой группировки тибетской элиты стремились в своем противоборствезаручиться поддержкой Цинов.
Пятый Далай-лама, находившийся в это время у власти, пошел наконтакты с ними. Первый его приезд в Мукден, тогда столицу Маньчжурии,состоялся еще в 1642 г. В ответ те признали его полноправным правителем,таким же легитимным, как и они сами. В 1652 г., вскоре после установленияманьчжурского владычества над Китаем, Далай-лама посетил Пекин, где ему былиоказаны подобающие почести. Цины признали за ним права на особые отношения сХалхой и Джунгарией. Против контактов Далай-ламы с Цинами выступали «цариТибета».
Власть над Тибетом в конце XVII – начале XVHI вв. находилась у регентаСанджай-дзамцо, который сочувственно относился к антицинским выступлениям наюге Китая, не поддержал Цинов в их борьбе с Джунгарией в 1689 г., что, вконечном итоге, привело к его убийству в результате заговора (1705 г.).Власть в Тибете захватил Лхасанг-хан, который объявил Шестого Далай-ламу«ненастоящим», а «истинным» назвал монаха Йешэ-Чжамцо (1707–1717). Это вызвалонедовольство у части монастырей, которые обратились за помощью к джунгарскомухану Цэван-Рабдану, войска которого в 1717 г. вошли в Лхасу, отстранили отвласти лояльного Цинам седьмого («нового Шестого») Далай-ламу и правившуюТибетом династию монгольских ханов.
В ответ Цины предприняли военные походы в Тибет, проходившиевплоть до 1720 г. После ряда неудач им все же удалось отвоевать у ойратовЛхасу. Во главе местной администрации был поставлен маньчжурский военачальникЯньсинь. На трон был возведен Калсанг-Чжамцо, ставший «новым Седьмым» (или«Восьмым») Далай-ламой, кандидатура которого была утверждена в Пекине. Послеэтого Цины вывели основные военные силы из Тибета, оставив там лишь небольшойгарнизон в Лхасе и на дороге из Сычуани в Тибет.
В 1724 г. маньчжуры отторгли от восточной части Тибетатерритории, впоследствии ставшие китайской провинцией Цинхай. Спустя три годабыла проведена административная граница между двумя государствами и врезультате еще одна часть Тибета вошла в состав империи Цинов, став частьюпровинций Сычуань и Юньнань. Контроль над территорией Тибета теперь осуществлялкитайский наместник провинции
Сычуань. После этого Тибет вновь стали раздирать противоречиямежду сторонниками и противниками ориентации на Китай, на первых порахзавершившиеся победой желавших быть связанными с Китаем. Этому способствоваликарательные экспедиции Цинов в 1727–1728 гг. В стране появился новыйинститут китайского контроля – должность амбаня (резидента), при котором тем неменее гражданские власти Тибета сохранили свои полномочия.
В 1750 г. на территории Тибета вновь вспыхнуло восстание,участники которого рассчитывали на поддержку Джунгарии. Но те сами в тот моментиспытывали внутренние противоречия и были вскоре разбиты Цинами. Эта победа ещебольше укрепила влияние Китая на Тибет. Были упразднены все титулы светскихруководителей, а Далай-лама Обладал теперь лишь духовной властью. Реальные жевластные полномочия осуществлял китайский амбань.
В 1788 г. на Тибет напали войска соседнего Непала,заставившие тибетцев платить им дань. Спустя лишь три года на помощь Тибетупришли китайские войска, сумевшие вытеснить непальцев.
С 1793 г. амбани, которых было два и они менялись каждые тригода, делили светскую власть с Далай-ламой и Панчен-ламой. Внутренняя политикаосуществлялась целиком тибетцами, не платившими в Пекин налогов, имевшихсобственные вооруженные силы и денежную систему. Китайских переселенцев в тотпериод там фактически не было. В середине XIX в. контроль Циновнад Тибетом еще более ослаб. В 60-е гг. XIX в. Тибету удалосьвосстановить свою юрисдикцию над несколькими княжествами Восточного Тибета, дотого момента подчинявшихся наместнику в Сычуани.
Попытки Цинов восстановить прежний контроль над Тибетом военнымпутем начались в самом конце XIX в., но к этому времени он уже вызывалинтерес у англичан, начавших здесь борьбу с Китаем за влияние. Такая ситуациябыла характерна вплоть до Синьхайской революции 1911–1913 гг. в Китае. 2. ВосточныйТуркестан
Территории Джунгарии и Восточного Туркестана ныне составляютСиньцзян-Уйгурский автономный район КНР. В период же Нового времени здесьсуществовало несколько независимых государственных образований, оставившийзаметный след в истории Центрально-азиатского региона.
В XV в. на Восточный Туркестан распространялась власть династииВеликих Моголов, соперничавшей здесь с узбекскими и казахскими племенами. Поднатиском последних, часть Моголов в начале XVI в. вынуждена былапокинуть этот район, уйдя в соседние Индию и Афганистан. Другие же остались,образовав Могольское ханство (Могулистан, Кашга-рия), на территории которогозавершился к тому моменту процесс исламизации.
После смерти в начале XVI в. могольского хана Ахмада, ВосточныйТуркестан был разделен его сыновьями на два самостоятельных владения. Сайду отошлазападная часть со столицей в г. Яркенд, а восточную возглавил Мансур. Врезультате образовались две ветви Моголов – яркеядская и туфанская, находившиесямежду собой в постоянном соперничестве.
Мансур вел успешные войны с ойратами и сумел подчинить своейвласти Комул, являвшийся в течение всего XV в. объектом борьбымежду различными монгольскими ханствами.
Несмотря на активную внешнюю политику, включая и военные походыпротив соседей, ни Мансуру, на Сайду не удалось вернуть утраченную ранее частьМоголистана, которую, помимо ойратов, контролировали казахи и киргизы.
Преемнику умершего в 1533 г. Саида Абд-ар-Рашиду удалосьосуществить ряд успешных походов на земли казахов и киргизов в Моголистане, новключить их в состав Кашгарии он также не сумел. После смерти в 1560 г.Абд-ар-Рашида его сын Абд-аль-Керим отказался от планов возвращения этихземель. В тот период Кашгарию сотрясали внутренние усобицы, в результатекоторых к началу XVII в. там развиваются кризисные явления и усиливается влияниевождей исламского ордена суфиев – хариджан, пришедших сюда из Средней Азии.Разделившись на две враждующих группировки, они начали борьбу за влияние вКашгарии, превратившись, по существу, в представителей местной элиты.
В 1591 г., после смерти Абд-аль-Керима, на престоле оказался его сынМухаммед, что вновь привело к внутренним усобицам, продолжавшимся несколькодесятилетий. В этих условиях усиливается влияние вождей ордена суфиев.
К началу 40 гг. XVII в. власть на всей территории Кашгарииперешла в руки турфанской ветви Моголов, а яркендская была изгнана из страны.Следующие три десятилетия у власти в Кашгарии находился Абдаллах-хан, лавировавшиймежду, враждебными друг другу представителями местной элиты.
После образования в 1635 г. Джунгарии, Абдаллах ведет войны сойратами, но в результате дворцовых интриг он был свергнут и отправлен в 1667 г.в Индию. С этого момента начинается упадок Кашгарии, и в 1683 г.Могольское ханство распалось на Три части, оказавшись в подчинении у Джунгарии.Часть казахских племен, опасаясь набегов ойратов, перешла в российскоеподданство, а некоторые киргизские и тувинские племена стали платить дань какрусским, так и монголам. Параллельно в этом районе идет укрепление позиций цинскогоКитая, что приводит в 1697 г. к переходу под его сюзеренитет Комула.
Таким образом, Восточный Туркестан еще больше ослаб и был вынужденподчиниться своим более сильным соседям.
3. Восточный Туркестан в составе империи Цин
тибет ламаизм туркестан цинн
В период 1755–1759 гг. Китай сумел преодолеть сопротивлениеуйгуров, борьбу которых поддержали Кашгар, Яркенд и другие города региона иполностью подчинить своей власти Восточный Туркестан. Затем Цины попыталисьпродолжить свое наступление на Среднюю Азию, но встретив там ожесточенноесопротивление узбеков, киргизов, таджиков и казахов, вынуждены были отступитьна ранее завоеванные позиции.
В 1760 г. Цины объединили пустовавшие земли Джунгарии и ВосточногоТуркестана в единое Синьцзянское наместничество, ставшее затем их важнымстратегическим плацдармом в Центральной Азии. Оно подчинялось императорскомунаместнику Северо-Западного Китая и имело свое административное деление.Территория Джунгарии была разделена на пять округов, а Восточный Туркестан – нашесть и в каждом из них Цины стали создавать свои укрепленные пункты и караулы.Только в одной Джунгарии ими был размещен сорокатысячный военный гарнизон.
Во главе завоеванных областей были поставлены маньчжурскиечиновники, одновременно исполнявшие как военные, так и гражданские функции. Вотличие от Монголии и Тибета, здесь Цины установили более жесткую системууправления. Армия содержалась за счет средств местного населения. Наопустошенных землях Джунгарии стали создаваться китайские, монгольские и маньчжурскиепоселения. Туда же переселялись оказывавшие сопротивление Цинам уйгуры, где ихприкрепляли к земле на положении государственных крепостных крестьян. Уйгурыоблагались налогами в несколько раз превышавшими налоги с других переселенцев инесли более тяжелые личные повинности.
В Восточном Туркестане была введена двойная система управления иосновные властные полномочия сосредотачивались там в руках начальников округов.В городах сохранилась гражданская администрация, возглавлявшаяся местнойуйгурской элитой (беками). Беки получали от Цинов земли вместе с крестьянами,которые ранее были в собственности ходжей.
В начале XIX в. в регионе сложилась тревожная для Циновобстановка, вызванная, прежде всего, усилением эксплуатации местного населениякак в сельской местности, так и в городах. Большими поборами облагалисьторговцы, уйгурская светская и духовная элита, несмотря на предоставленныеЦинами льготы, полностью зависела от маньчжур, заставлявших с нимиразговаривать не иначе, как стоя на коленях. Повсеместно попирались обычаи ирелигиозные чувства уйгуров и других национальностей, проживавших на территорииСиньцзяна.
В результате в 1814 и 1816 гг. вспыхивали восстанияуйгурского населения, во главе которых стояли потомки местных ходжей. Наиболеесильным оказалось восстание 1826–1827 гг. под руководством Джангир-ходжи вВосточном Туркестане. Повстанцы сумели захватить Кашгар, затем распространитьсвое влияние на Яркенд и ряд других населенных пунктов.
В феврале 1827 г. Цины начали подготовку к военной операциипо захвату Кашгара и в марте того же года смогли овладеть этим городом. Джангирвынужден был отступить, и к лету восстание было полностью подавлено. Сам вождьвосставших вскоре попал в плен и затем был казнен в Пекине.
На территории Синьцзяна в период тайпинского восстания и после егоокончания на борьбу с Цинами поднялись уйгуры, выступавшие за созданиесобственного независимого государства. Они были поддержаны дунганами, также втот период поднявшимися против Цинов. Власть Цинов здесь оказалась свергнутой ивначале образовалось пять ханств – Урумчинское (Дунганское) и Кульджийское натерритории Джунгарии и Кашгарское, Хотанское и Кучарское в ВосточномТуркестане. Спустя три года в Восточном Туркестане они объединились в одномусульманское теократическое ханство – Йэтттишар (Семиградье) под руководствомБузук-хана, а затем одного из его военачальников – Якуб-бека.
В 1872 г. Якуб-беку удалось подчинить своей власти Дунганское ханство. Ноотчетливо понимая свою слабость, он попытался обратиться за помощью киностранным державам, в частности, к Великобритании.
Великобритания, в свою очередь, пыталась создать здесь буферноегосударство, которое противостояло бы расширению русского влияния в СреднейАзии. В свою очередь, Россия, также имевшая здесь интересы, оккупировала в 1871 г.Кульджийский край.
В 1875 г. из Пекина сюда была направлена большая военнаягруппировка, сумевшая к 1878 г., после гибели Якуб-бека, вновьвосстановить свой контроль над Синьцзяном.
Кульджийскую область Россия вернула под юрисдикцию Китая лишь в1881 г. (кроме небольших территорий на западе этой области, заселенныхкиргизами и казахами).
Таким образом, к концу XIX в. цинское правительство сумеловосстановить свой контроль над Восточным Туркестаном и Джунгарией, однакоразрешить противоречия, приведшие к волнениям национальных меньшинств, так и несмогло. И в XX столетии еще неоднократно будут возникать очаги напряженности вэтом районе Азии.