Реферат по предмету "История"


Общие тенденции развития стран и народов Центральной и Восточной Европы в межвоенный период

Общие тенденции развития стран и народов Центральной иВосточной Европы в межвоенный период

План
1. Политическоеположение и социально-экономическое развитие стран и народов ЦВЕ послеокончания I мировой войны
2. Формированиетерриторий государств ЦВЕ после окончания I мировой войны. Проблема границ
3. Общиетенденции развития стран и народов ЦВЕ в межвоенный период
война граница европа народ

1. Политическое положение и социально-экономическое развитиестран и народов ЦВЕ после окончания I мировой войны
К 1914 г. на территории ЦВЕ уже существовало несколько самостоятельныхмалых государств – Албания, Греция, Сербия, Черногория, Болгария, Румыния. Ониимели опыт относительно длительного или недавнего независимого развития. В ихполитической структуре присутствовали парламенты, имелись конституции. Какправило, эти конституции были составлены по образцу старых европейскихгосударств – например, Франции или Бельгии. Все эти малые страны по своемуполитическому устройству являлись монархиями. В Болгарии (княжество с 1879 г,царство с 1908 г.) в 1918 – 1943 гг. правил царь Борис III из династииСаксен-Кобургов. В Румынии (княжество Молдова + Валахия с 1859 г., королевствос 1881 г.) в 1914 – 1927 гг. правил король Фердинанд I из династииГогенцоллернов – Зигмарингенов. В Сербии (автономное княжество с 1808 г., окончательнос 1815 г., полная независимость с 1878 г., королевство с 1882 г.) в 1903 – 1921гг. правил король Пётр I из династии Карагеоргиевичей. В Черногории(самостоятельное княжество с 1852 г., признано независимым в 1878 г.,королевство с 1910 г.) в 1860 – 1918 гг. правил князь, а с 1910 г. – корольНиколай I из династии Петровичей-Негошей. Венгрия являлась королевством врамках двуединой (дуалистической) монархии – Австро-Венгрии. Венгерским королёмявлялся австрийский император из династии Габсбургов (в 1916 – 1918 гг. это былКарл IV, как император – I). Венгрия обладала разветвлённой административнойсистемой.
Другие земли ЦВЕ находились в составе трёх империй – Романовых(Российской), Габсбургов (Австро-Венгрии) и Гогенцоллернов (Германской). В этихземлях национальные политические структуры лишь начинали формироваться.Автономией обладали Хорватия и Славония в составе Венгрии и Галиция в составеАвстрии. Они имели местные законосовещательные органы (сеймы и саборы),посылали своих депутатов в австрийский рейхсрат и венгерский парламент. Сначала XX в. своих депутатов в Государственную Думу Российской империи посылалотакже Царство Польское. Однако нигде не было введено всеобщее избирательноеправо, существовали многочисленные цензовые ограничения и т.д. Важнымкомпонентом государственно-политических структур становились национальныепартийные системы. Они имели особенности: существовало много партий, среди нихбыли крестьянские партии, рабочие и буржуазные партии образовалисьприблизительно в одно и то же время, а кое-где (в Польше) рабочие партиивозникли раньше буржуазных (а не наоборот, как в странах Западной Европы).
После окончания I мировой войны в 1918 г. на развалинах трёх империйвозникли новые малые государства – Чехословацкая республика, Польскаяреспублика, Венгерская республика и Королевство СХС (сербов, хорватов,словенцев). Основу их политических систем составили уже существовавшиеполитические институты и национальные партии.
В социально-экономическом отношении страны ЦВЕ в начале новейшего временипредставляли собой пёструю картину. Разные страны и территории отличалисьнеравномерностью и разноуровневостью экономического развития. Тяжёлаяпромышленность практически повсеместно была развита очень слабо либоотсутствовала вообще. Промышленные зоны существовали лишь в Чехии, в некоторыхобластях Венгрии и Польши (в Царстве Польском и юго-западных польских землях).Там уже шёл процесс концентрации промышленного и банковского капитала, но, в отличиеот западных стран, не на национальной основе, а за счёт иностранного капитала.В экономике ЦВЕ большую роль играла тесная связь с западноевропейскими рынками.
В большинстве стран всё ещё существовало помещичье землевладение,обеспечивавшее производство товарной с/х продукции. Ликвидация помещичьегоземлевладения в предшествующий период произошла лишь в Сербии и Болгарии (сизбавлением от османского ига и с изгнанием турецких землевладельцев, которымпринадлежала большая часть земель). Специализация большинства стран ЦВЕ была восновном аграрной.
Состояние экономики стран ЦВЕ предопределяло ситуацию в их социальнойструктуре. Преобладающим слоем по-прежнему оставалось крестьянство. Крестьянесоставляли 70-80% населения. Новые социальные слои – буржуазия, рабочий класс иинтеллигенция – ещё только формировались. Важное место в структуре общества онизанимали лишь в Чехии и некоторых других землях.
 
2. Формирование территорий государств ЦВЕ после окончания I мировойвойны. Проблема границ
 
В I мировой войне страны и народы ЦВЕ находились по разные стороныфронта. Болгария поддержала Германию и Австро-Венгрию. Венгры, чехи, словаки,часть поляков и южных славян также воевали на их стороне. Румыния же и Сербияподдержали Антанту.
Границы государств ЦВЕ формировались в соответствии с итогами I мировойвойны и на основе системы мирных договоров, подписанных на Парижской мирнойконференции 1919 – 1920 гг. Представители всех стран ЦВЕ участвовали в работеконференции. Каждое государство стремилось расширить свою территорию за счётсоседей или распавшихся империй. Франция также выступала за территориальноерасширение Польши, Чехословакии, Румынии и Сербии, стремясь превратить этистраны в своих союзников и проводников своего влияния в Восточной Европе.Наиболее решительно против этого выступала Великобритания. Всего на конференциибыло подписано 5 договоров. 28 июня 1919 г. был подписан Версальский мирныйдоговор с Германией. 10 сентября 1919 г. был подписан Сен-Жерменский мирныйдоговор с Австрией. 27 ноября 1919 г. был подписан Нейиский мирный договор сБолгарией. 4 июня 1920 г. был подписан Трианонский мирный договор с Венгрией.Наконец, последним 10 августа 1920 г. был подписан Севрский договор ссултанским правительством Турции. Они закрепили границы малых стран ЦВЕ,сохранявшиеся в основных чертах вплоть до конца 1930-х гг.
Польша была среди новообразовавшихся государств. По Версальскому договоруГермания признавала её независимым государством и передавала ей Познань, частьЗападной Пруссии и часть Поморья, которая обеспечила ей выход к Балтийскомуморю («Польский коридор» шириной в 70 км). Этот коридор вызвал противоречия сГерманией, т. к. Восточная Пруссия оказалась отделённой от основной территорииГермании. Данциг (Гданьск) был объявлен вольным городом и перешёл подуправление Лиги Наций. К Польше также должны были отойти несколько районовВерхней Силезии и Восточной Пруссии. В 1920 г. прошёл плебисцит по поводупринадлежности части округов на юге и юго-западе Восточной Пруссии (в т.н.Мазурах), и население высказалось за принадлежность к Германии. В марте 1921 г.состоялся плебисцит в Верхней Силезии. Там большинство составляло немецкоенаселение, и оно решило оставаться в составе Германии. Однако силезские полякив 1919-21 гг. подняли 3 вооружённых восстания, и часть Верхней Силезии (околотрети всей территории) перешла под управление Польши. Тем не менее, в составеГермании остались многие исконно польские земли – низовье Вислы, Поморье,Мазуры, значительная часть Силезии.
Сен-Жерменский договор с Австрией определил южную границу Польши. Австрияпередавала ей провинцию Галиция. Вопрос о восточной границе Польши решён небыл. На создании «большой Польши» настаивала Франция, видя в ней свою будущуюсоюзницу, но против этого выступили США и Великобритания, боявшиеся усиленияФранции в Европе. В качестве возможной восточной границы Польши министриностранных дел Великобритании лорд Керзон предложил линию, получившую название«линии Керзона». Она была утверждена Антантой в декабре 1919 г. и проходилачерез Гродно – Яловку – Немиров – Брест-Литовск – Дорогуск – Устилуг –восточнее Грубешова – через Крылов – западнее Равы-Русской – восточнееПеремышля – до Карпат. Однако граница по этой линии установлена не была. Позжепо Рижскому мирному договору 18 марта 1921 г. Польша присоединила западныерайоны Беларуси и Украины.
Чехословакия также была среди новообразовавшихся государств. Еёнезависимость и границы были закреплены в 1919-20 гг. Версальским,Сен-Жерменским и Трианонским договорами. Германия передавала Чехословакии частьВерхней Силезии (Гульчинский округ). В состав Чехословакии Австрия передалаБогемию и Моравию (т.е. собственно Чехию), а Венгрия – Словакию и ЗакарпатскуюУкраину (Прикарпатскую Русь). Сразу же возникла спорная территория – Тешинскийокруг в Верхней Силезии, принадлежавший Чехословакии, но служивший объектомпритязаний Польши.
Румыния числилась среди стран-победительниц в войне и поэтому получилакрупные территориальные приращения, увеличившие её территорию в 2 раза. Австрияпередала ей Буковину. Венгрия отказалась в пользу Румынии от Восточного Банатаи Трансильвании. На этих землях, особенно в Западной Трансильвании и Буковине,проживало много венгров и немцев. Румыния также присоединила бывшее российскойвладение – Бессарабию. По Нейискому договору Болгария признавала за Румыниейтерриторию Южной Добруджи, захваченную у неё Румынией ещё в 1913 г. в ходе IIБалканской войны.
Королевство СХС образовалось путём присоединения к Сербии и Черногориидругих южнославянских земель, освободившихся от австро-венгерского господства.Австрия передала СХС Далмацию, Словению,Боснию и Герцеговину, часть провинций Каринтия и Крайна. Венгрия передавалаХорватию, Славонию и Западный Банат (вместе с Бачкой и Сремом образовывавшийобласть Воеводину). Болгария передавала королевству СХС небольшие округа вдольсвоей западной границы – Струмицу, Босилеград, Цариброд и Кулу – общей площадью2,5 тыс. кв. км.
Болгария и Венгрия считались государствами, проигравшими войну, и поэтомупонесли существенные территориальные потери. Так, территория Венгрии послеуступок Чехословакии, Румынии и королевству СХС земель, ранее принадлежавшихвенгерской короне, сократилась больше чем в три раза, население – в 2,5 раза.Территория Болгарии сократилась на 10% из-за утраты земель, отошедших Румынии икоролевству СХС. Кроме них, Болгария передала Греции Западную Фракию и т.о.лишилась выхода к Эгейскому морю, хотя он и был ей обещан державами Антанты(ст. 48 договора в Нейи).
Итак, все народы ЦВЕ после войны обрели свою национальную государственность.Их новые границы были чётко определены в соответствующих мирных договорах,однако не соответствовали этнической и исторической карте и поэтому привели кобразованию многочисленных противоречий.
Это были в первую очередь территориальные противоречия. Появились спорныетерритории – Тешинская область (или Тешинская Силезия, между Чехословакией иПольшей), Судетская область (между Чехословакией и Германией), Словакия (междуЧехословакией и Венгрией), Трансильвания (между Венгрией и Румынией), Далмация(между Югославией и Италией), Македония (между Югославией, Грецией иБолгарией), Добруджа (между Румынией и Болгарией).
Из-за перекройки карты Европы возникла проблема национальных меньшинств,т.е. этнических или языковых групп, оказавшихся вне территории своихнациональных государств. Всего после окончания I мировой войны до 30 млн. чел.стали национальными меньшинствами. Например, из 27 млн. чел. населения Польши в1921 г. треть (10,5 млн. чел.) составляли национальные меньшинства – немцы,белорусы, украинцы, литовцы, евреи. В то же время 6,5 млн. поляков жили запределами Польши – в Чехословакии и Германии. В Чехословакии свыше третинаселения (всё население – 13,5 млн. чел.) составили национальные меньшинства –немцы (23% всего населения страны; компактно проживали в Судетской области),венгры, поляки, русины. В королевстве СХС на долю национальных меньшинствприходилось 15% населения. Господствующей нацией там стали сербы (39%населения), что вызвало рост национализма у других народов. Кроме того, вкоролевстве СХС обострились религиозные противоречия между православными (48%населения – сербы, черногорцы, македонцы), католиками (37% населения – хорваты,словенцы) и мусульманами (11% населения – мусульмане-боснийцы и албанцы,последние составили третий по численности этнос в СХС).
Мирные договоры обязали все страны предоставить всем жителям равныеполитические и гражданские права, возможность говорить на родном языке иполучать на нём образование. Гарантом этого выступала Лига Наций.Соответствующие положения были включены и в конституции всех государств ЦВЕ.Однако в полной мере они не выполнялись.
 
3. Общие тенденции развития стран и народов ЦВЕ в межвоенный период
 
Окончание I мировой войны привело к краху Российской, Германской иАвстро-Венгерской империй. Многолетняя национально-освободительная борьбапокорённых ими народов ЦВЕ завершилась образованием на их руинах молодыхнезависимых государств. Были факторы, ускорившие этот процесс: признаниесоветским правительством права поляков на создание независимого государства;благоприятная позиция Антанты и особенно Франции, желавшей сориентироватьстраны ЦВЕ на себя; заявление США (пункт 13 в «14 пунктах Вильсона») онеобходимости создания независимой Польши; исторические традициигосударственности в Польше, Чехии, Венгрии, южнославянских землях.
В большинстве стран ЦВЕ к власти пришли буржуазно-демократические партии.Начался процесс демократизации общественно-политической сферы, хотя он вомногом был непрочным и недостаточно глубоким. В 1919-21 гг. были принятыконституции, вводившие республиканский или конституционно-монархический строй,гарантировавшие основные права и свободы граждан. Этим закреплялись важныедемократические приобретения в жизни народов ЦВЕ. Наиболее глубокодемократизация коснулась Чехословакии и Польши.
Процесс демократизации привёл к важным прогрессивным изменениям в жизнистран ЦВЕ. Однако в течение 1920-х – 30-х гг. в большинстве этих странразразился кризис парламентской демократии, итогом которого стала заменадемократических режимов авторитарными диктатурами военного иливоенно-монархического плана. Это не были фашистские диктатуры (мнение советскойисториографии), хотя в некоторых странах (Венгрия, Болгария) эти режимы былисхожи с фашистскими по духу и социальной базе. Причины кризиса демократическихсистем в странах ЦВЕ:
· Закрепление в конституциях многопартийности, парламентаризма,комплекса гражданских прав и свобод не могло ликвидировать многовековуюавторитарную политическую культуру в обществах ЦВЕ, отсутствие исторических иво многом – ментальных демократических традиций. Сказывалось собственноесредневековое прошлое этих земель и долгое пребывание в составе абсолютистскихмонархий Габсбургов, Романовых и Гогенцоллернов;
· Буржуазно-демократические партии не смогли добиться широкоймассовой поддержки своей политики. Отсутствовала прочная социальная базадемократического режима (т.е. сложившийся и многочисленный средний класс).Реформы проводились узким слоем буржуазно-демократической элиты, котораяощущала сильное давление слева, со стороны коммунистических партий, и справа,со стороны консервативных сил, противодействовавших демократизации, – монархии,военных, финансовой олигархии, националистического движения;
· Прогрессивные политические нововведения опирались на слабуюэкономическую базу. В большинстве стран ЦВЕ все межвоенные годы сохраняласьнестабильная экономическая ситуация, которая снижала эффективность реформ,усиливая социальную напряжённость в обществе;
· Существовали острые национальные и конфессиональные противоречия,которые не получили должного решения. Наоборот, для стран ЦВЕ были характерныжёсткие унитарные тенденции – в условиях многонациональности иполиконфессиональности (например, преобладание во всех сферах чехов вЧехословакии, православных сербов – в Королевстве СХС). Налицо были ущемлениеправ национальных меньшинств и рост национализма, причём как у господствовавшейнациональности, так и в среде национальных меньшинств;
· парламенты часто превращались в говорильню и место ожесточённоймежпартийной борьбы. Это по мере нарастания комплекса проблем пробуждаложелание масс видеть «твёрдую руку» у власти, способную быстро и жёстко навестипорядок и установить «прямые взаимоотношения» власти и народа – безпосредничества партий и политиков. В то же время, недемократические методыправления зачастую использовала и правящая элита, стремясь подавитьоппозиционные и революционные настроения.
Все эти причины привели к нарастанию авторитарных тенденций в странахЦВЕ. Установление авторитарных диктатур привело к сворачиванию реформ и откатуназад в области политического развития. Это проявилось в демонтаже илиослаблении многопартийных парламентских систем. Главными политическими идеямистали национализм, народность, социальный компромисс, патриархальные нравственныеценности. Социальная поддержка авторитарных режимов была достаточно широкой,хотя участие народа в реальной политической жизни сокращалось. Опоройавторитарных диктатур являлись военные и монархические круги, церковь,бюрократия, а не массовые партии, как в фашистских государствах. Весомую, хотяне всегда определяющую, роль играл личностный фактор (как в Польше, Венгрии,Югославии). В других странах складывались «диктатуры без диктаторов», где завласть боролись несколько враждовавших консервативных группировок. Единственнойстраной, которая, несмотря на некоторый рост авторитарных тенденций вполитической жизни, сумела избежать установления диктаторского режима, сталаЧехословакия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.