Содержание
Введение
Глава 1. Булгаро-татарская итатаро-монгольская точки зрения на этногенез татар
Глава 2. Тюрко-татарская теорияэтногенеза татар и ряд альтернативных точек зрения
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В конце 19 – начале 20 в.в мире и в Российской империи развивалось общественное явление – национализм. Котороепроводило идею, что человеку очень важно причислять себя к определенной социальнойгруппе – нации (национальности). Под нацией понималась общность территориирасселения, культуры (особенно, единого литературного языка), антропологическихчерт (строение тела, черты лица). На фоне этой идеи в каждой из социальныхгрупп происходила борьба за сохранение культуры. Глашатаем идей национализмастала зародившаяся и развивающаяся буржуазия. В это время подобная борьбавелась и на территории Татарстана – мировые социальные процессы не обошлистороной наш край.
В отличие отреволюционных выкриков первой четверти 20 в. и последнего десятилетия 20 в.,которые использовали очень эмоциональные термины – нация, национальность,народ, в современной науке принято использовать более осторожный термин –этническая группа, этнос. Этот термин несет в себе все ту же общность языка икультуры, как и народ, и нация, и национальность, но не нуждается в уточнениихарактера или размера социальной группы. Однако принадлежность к какой-либоэтнической группе все ещё важный социальный аспект для человека.
Если спросить у прохожегов России, какой он национальности, то, как правило, прохожий с гордостьюответить, что он русский или чуваш. И, безусловно, из тех, кто гордиться своимэтническим происхождением, будет татарин. Но что будет означать это слово –«татарин» — в устах произносящего. В Татарстане далеко не каждый, ктопричисляет себя к татарам, говорит и читает на татарском языке. Далеко некаждый выглядит как татарин с общепринятой точки зрения – смешение черткавказского, монгольского и финно-угорского антропологических типов, например. Средитатар есть и христиане, и много атеистов, и далеко не каждый, кто считает себямусульманином, читал Коран. Но все это не мешает татарской этнической группесохраняться, развиваться и быть одной из самых самобытных в мире.
Развитие национальнойкультуры влечет за собой развитие истории нации, особенно если заниматьсяизучением этой истории долгое время мешали. В результате, негласный, а порой игласный, запрет на изучение края, повлек за собой особенно бурный всплесктатарской исторической науки, который и наблюдается по сей день. Плюрализммнений и недостаток фактического материала привели к складыванию несколькихтеорий, пытающихся объединить в себе наибольшее количество известных фактов.Сформировались не просто исторические доктрины, а несколько исторических школ,которые ведут между собой научный спор. Сначала историки и публицистыразделились на «булгаристов», считавших татар произошедшими от волжских булгар,и «татаристов», считавших периодом складывания татарской нации периодсуществования Казанского ханства и отрицавших участие в формировании нациибулгар. Впоследствии появилась ещё одна теория, с одной стороны, противоречащаяпервым двум, а с другой – объединяющая все лучшее из имеющихся теорий. Еёназвали «тюрко-татарской».
В результате, мы можем,опираясь на обозначенные выше ключевые моменты, сформулировать цель даннойработы: отразить наибольший спектр точек зрения на происхождение татар.
Задачи можно разделить порассматриваемым точкам зрения:
— рассмотретьбулгаро-татарскую и татаро-монгольскую точки зрения на этногенез татар;
— рассмотретьтюрко-татарскую точку зрения на этногенез татар и ряд альтернативных точекзрения.
Названия глав будутсоответствовать обозначенным задачам.
точка зрение этногенезтатар
Глава 1. Булгаро-татарская итатаро-монгольская точки зрения на этногенез татар
Надо отметить, что кромеязыковой и культурной общности, а также общих антропологических черт, историкинемалую роль уделяют происхождению государственности. Так, например, началомроссийской истории считают не археологические культуры дославянского периода идаже не племенные союзы переселившихся в 3-4 веках восточных славян, а КиевскуюРусь, сложившуюся к 8 веку. Немалую роль в становлении культуры почему-тоуделяют распространению (официальному принятию) монотеистической религии, чтопроизошло в Киевской Руси в 988 г., а в Волжской Булгарии в 922 г. Вероятно, впервую очередь из таких предпосылок произошла булгаро-татарская теория.
Булгаро-татарскаятеория основывается на положении, что этнической основой татарского народаявлялся булгарский этнос, сложившийся в Среднем Поволжье и Приуралье с VIII в.н. э. (в последнее время некоторые сторонники этой теории стали относитьпоявление тюрко-булгарских племен в крае к VIII-VII вв. до н. э. и ранее).Наиболее важные положения этой концепции формулируются следующим образом.Основные этнокультурные традиции и особенности современного татарского(булгаро-татарского) народа сформировались в период Волжской Булгарии (X-XIIIвв.), а в последующее время (золотоордынский, казанскоханский и русскийпериоды) они претерпевали лишь незначительные изменения в языке и культуре.Княжества (султанаты) волжских булгар, находясь в составе Улуса Джучи (ЗолотойОрды), пользовались значительной политической и культурной автономией, авлияние ордынской этнополитической системы власти и культуры (в частности,литературы, искусства и архитектуры) носило характер чисто внешнего воздействия,не оказавшего заметного влияния на булгарское общество. Важнейшим следствиемгосподства Улуса Джучи стал распад единого государства Волжской Булгарии на рядвладений, а единой булгарской народности — на две этнотерриториальные группы («булгаро-буртасы»улуса Мухша и «булгары» волго-камских булгарских княжеств). В период Казанскогоханства булгарский («булгаро-казанский») этнос упрочил ранние домонгольскиеэтнокультурные особенности, которые продолжали традиционно сохраняться (включаяи самоназвание «булгары») вплоть до 1920-х гг., когда ему татарскимибуржуазными националистами и советской властью был насильственно навязанэтноним «татары».
Остановимсянесколько подробнее. Во-первых, миграция племен из предгорий Северного Кавказапосле распада государства Великая Булгария. Почему в настоящее время болгары –булгары, ассимилированные славянами, стали славянской народностью, а булгарыволжские – тюркоязычная народность, поглотившая жившее до них в этой местностинаселение? Возможно ли, что пришлых булгар было намного больше, чем местныхплемен? В этом случае постулат о том, что тюркоязычные племена проникли на этутерриторию задолго до появления здесь булгар – во времена киммерийцев, скифов,сарматов, гуннов, хазар, выглядит гораздо логичнее. История Волжской Булгарииначинается не с того, что пришлые племена основали государство, а с объединениядверних городов – столиц племенных союзов – Булгара, Биляра и Сувара. Традициигосударственности тоже не обязательно исходили от пришлых племен, так как местныеплемена соседствовали с мощными древними государствами – например, Скифским царством.Кроме того, положение о том, что булгары ассимилировали местные племенапротиворечит положению о том, что сами булгары не были ассимилированытатаро-монголами. В итоге, булгаро-татарская теория разбивается о то, чточувашский язык гораздо ближе древнебулгарскому, чем татарский. А татары сегодняговорят на тюрко-кипчакском наречии.
Однако нелишена теория и достоинств. Например, антропологический тип казанских татар,особенно мужчин, роднит их с народами Северного Кавказа и указывает напроисхождение черт лица – нос с горбинкой, европеоидный тип – именно в гористойместности, а не в степной.
До начала90-х годов XX века булгаро-татарская теория этногенеза татарского народа активноразрабатывалась целой плеядой ученых, среди которых А. П. Смирнов, Х. Г. Гимади,Н. Ф. Калинин, Л. З. Заляй, Г. В. Юсупов, Т. А. Трофимова,А. Х. Халиков, М. З. Закиев, А. Г. Каримуллин,С. Х. Алишев.
Теориятатаро-монгольского происхождения татарского народа, основывается на фактепереселения в Европу кочевых татаро-монгольских (центральноазиатских)этнических групп, которые, смешавшись с кыпчаками и приняв в период Улуса Джучи(Золотой Орды) ислам, создали основу культуры современных татар. Истокивозникновения теории татаро-монгольского происхождения татар следует искать всредневековых летописях, а также в народных легендах и эпосах. О величииоснованных монгольскими и золотоордынскими ханами держав, говорится в сказанияхо Чингис-Хане, Аксак-Тимуре, эпосе об Идегее.
Сторонники этой теорииотрицают, либо приуменьшают значение Волжской Булгарии и её культуры в историиказанских татар, считая, что Булгария была слаборазвитым государством, безгородской культуры и с поверхностно исламизированным населением.
В период Улуса Джучиместное булгарское население было частично истреблено или, сохранив язычество,сдвинулось на окраины, а основная часть подверглась ассимиляции со стороныпришлых мусульманских групп, принесших городскую культуру и язык кипчакскоготипа.
Здесь опять же следуетотметить, что по мнению многих историков кипчаки были непримиримыми врагами статаро-монголами. Что оба похода татаро-монгольских войск – под руководствомСубедея и Бату – была нацелена на разгром и уничтожение кипчакских племен. Инымисловами, кипчакские племена в период татаро-монгольского нашествия былиистреблены или вытеснены на окраины.
В первом случае, истребляемыекипчаки в принципе не могли стать причиной формирования народности в пределахВолжской Булгарии, во втором случае, теорию нелогично называтьтатаро-монгольской, поскольку кипчаки не относились к татаро-монголам и былисовершенно иным племенем, хоть и тюркоязычным.
Татаро-монгольской теориюможно назвать, если учесть, что Волжская Булгария была покорена, а затемнаселена именно татарскими и монгольскими племенами, пришедшими из империиЧингис-хана.
Надо также отметить, чтотатаро-монголы в период завоеваний были преимущественно язычниками, а немусульманами, чем обычно объясняется терпимость татаро-монгол к другимрелигиям.
Поэтому, скорее,булгарское население, узнавшее об исламе в X веке способствовало исламизации Улуса Джучи, а не наоборот.
Археологические данныедополняют фактическую сторону вопроса: на территории Татарстана имеютсясвидетельства о присутствии кочевых (кипчакских или татаро-монгольских) племен,но расселение таковых наблюдается в южной части района Татарии.
Нельзя однако отрицать,что Казанское ханство, возникшее на обломках Золотой Орды, венчало становлениеэтнической группы татар.
Это крепкое и ужеоднозначно исламское, что имело для средневековья большое значение, государствоспособствовало развитию, а в период нахождения под властью России сохранениютатарской культуры.
Есть аргумент и в пользуродства казанских татар с кипчаками – языковое наречие относится лингвистами ктюрко-кипчакской группе. Другой аргумент – название и самоназвание народа –«татары». Предположительно от китайского «да-дань», как китайские историкиназывали часть монгольских (или соседствовавших с монголами) племен на севереКитая
Татаро-монгольская теориявозникла в начале XX в. (Н.И. Ашмарин, В.Ф.Смолин) и активно развивалась втрудах татарских (З. Валиди, Р. Рахмати, М.И. Ахметзянов, в последнее времяР.Г. Фахрутдинов), чувашских (В.Ф. Каховский, В.Д. Димитриев, Н.И. Егоров, М.Р.Федотов) и башкирских (Н.А. Мажитов) историков, археологов и лингвистов.
Глава 2. Тюрко-татарская теорияэтногенеза татар и ряд альтернативных точек зрения
Тюрко-татарская теорияпроисхождения татарского этноса подчеркивает тюрко-татарские истоки современныхтатар, отмечает важную роль в их этногенезе этнополитической традиции Тюркскогокаганата, Великой Болгарии и Хазарского каганата, Волжской Булгарии,кыпчакско-кимакских и татаро-монгольских этнических групп степей Евразии.
Тюрко-татарская концепцияпроисхождения татар развивается в работах Г. С. Губайдуллина,А. Н. Курата, Н. А. Баскакова,Ш. Ф. Мухамедьярова, Р. Г. Кузеева, М. А. Усманова,Р. Г. Фахрутдинова, А. Г. Мухамадиева, Н. Давлета,Д. М. Исхакова, Ю. Шамильоглу и др. Сторонники данной теории считают,что она наилучшим образом отражает довольно сложную внутреннюю структурутатарского этноса (характерную, впрочем, для всех крупных этносов), соединяет всебе лучшие достижения других теорий. Кроме того, встречается мнение, что однимиз первых на сложный характер этногенеза, не сводимый к одному предку, указал М. Г. Сафаргалиевв 1951 году. После того, как в конце 1980-х гг. потерял актуальность негласныйзапрет на публикацию работ, выходящих за рамки решений сессии АН СССР 1946года, а также перестали использоваться обвинения в «немарксизме»многокомпонентного подхода к этногенезу, данная теория была пополнена множествомотечественных публикаций. Сторонники теории выделяют несколько этаповформирования этноса.
Этап образования основныхэтнических компонентов. (середина VI — середина XIII вв.). Отмечаетсяважная роль Волжской Булгарии, Хазарского Каганата и кипчакско-кимакскихгосударственных объединений в этногенезе татарского народа. На данном этапепроизошло образование основных компонентов, объединившихся на следующем этапе.Велика роль Волжской Булгарии, заложившей исламскую традицию, городскуюкультуру и письменность на основе арабской графики (после Х века), сменившаянаиболее древнюю письменность — тюркскую рунику. На этом этапе булгарыпривязывали себя к территории – к земле, на которой селились. Территориярасселения была главным критерием отождествления человека с народом.
Этап средневековойтатарской этнополитической общности (середина XIII — первая четвертьXV вв.). В это время произошла консолидация компонентов, сложившихся напервом этапе, в едином государстве — Улусе Джучи (Золотой Орде);средневековые татары на основе традиций объединённых в одном государственародов не только создали свое государство, но и выработали своюэтнополитическую идеологию, культуру и символы своей общности. Всё это привелок этнокультурной консолидации золотоордынской аристократии, военно-служилыхсословий, мусульманского духовенства и формированию в XIV веке татарскойэтнополитической общности. Этап характеризуется тем, что в Золотой Орде наоснове огузо-кыпчакского языка происходило утверждение норм литературного языка(литературный старотатарский язык). Самый ранний из сохранившихся литературныхпамятников на нём (поэма Кул Гали «Кыйса-и Йосыф») написан в XIII в. Этапзавершился с распадом Золотой Орды (XV в.) в результате феодальнойраздробленности. В образовавшихся татарских ханствах, началось формированиеновых этнических общностей, имевших локальные самоназвания: астраханские,казанские, касимовские, крымские, сибирские, темниковские татары и др. В этотпериод о сложившейся культурной общности татар может свидетельствовать то, чтопока ещё существовала центральная орда (Большая Орда, Ногайская Орда) большинствонаместников на окраинах стремились занять этот главный трон, или имели сцентральной ордой тесные связи.
После середины XVI века идо XVIII века выделяют этап консолидации локальных этногрупп в составе Русскогогосударства. После присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири к Русскомугосударству, усилились процессы миграции татар (так известны массовыепереселения с Оки на Закамскую и Самаро-Оренбургскую линии, с Кубани вАстраханскую и Оренбургскую губернии) и взаимодействия между различными егоэтнотерриториальными группами, способствовавшее их языковому и культурномусближению. Этому способствовало наличие единого литературного языка, общегокультурного и религиозно-образовательного поля. Объединяющим в определённойстепени являлось и отношение Русского государства и русского населения, не различавшихэтногруппы. Отмечается общеконфессиональное самосознание - «мусульман». Частьлокальных этногрупп, вошедших в это время в другие государства (в первуюочередь крымские татары) далее развивались самостоятельно.
Период с XVIII до началаXX века, сторонниками теории определяется как становление татарской нации. Какраз тот самый период, о котором упомянуто во введении к данной работе. Выделяюттакие этапы формирования нации: 1) С XVIII до середины XIX века — этап«мусульманской» нации, на котором объединяющим фактором выступала религия. 2) Ссередины XIX века до 1905 года - этап «этнокультурной» нации. 3) С 1905 доконца 1920 гг. - этап «политической» нации.
На первом этапе во благо сыгралипопытки различных правителей провести христианизации. Политика христианизациивместо реального перевода населения Казанской губернии из одной конфессии вдругую своей непродуманностью способствовала цементированию ислама в сознанииместного населения.
На втором этапе, после реформ1860-х годов началось развитие буржуазных отношений, которые способствовалибурному развитию культуры. В свою очередь её составляющие (система образования,литературный язык, книгоиздание и периодическая печать) завершили утверждение всамосознании всех основных этнотерриториальных и этносословных групп татарпредставления о принадлежности к единой татарской нации. Именно этому этапутатарский народ обязан появлением Истории Татарстана. За указанный промежутоквремени татарская культура успела не только восстановиться, но и достиглаопределенного прогресса.
Со второй половиныXIX в., начинает формироваться современный татарский литературный язык, к1910-м годам полностью вытеснивший старотатарский. На консолидацию татарскойнации оказало сильное воздействие высокая миграционная активность татар изВолго-Уральского региона.
Третий этап с 1905 доконца 1920 гг. - это этап «политической» нации. Первым проявлениембыли требования культурно-национальной автономии, высказанные во времяреволюции 1905-1907 гг. В дальнейшем были идеи Штата Идель-Урал,Татаро-Башкирской СР, создание Татарской АССР. После переписи 1926 годаисчезают остатки этносословного самоопределения, то есть исчезает социальнаяпрослойка «татарская знать».
Отметим, чтотюрко-татарская теория – самая обширная и структурированная из рассмотренныхтеорий. Она действительно охватывает множество аспектов складывания этноса вцелом и татарского этноса в частности.
Кроме основных теорийэтногенеза татар, существуют ещё альтернативные. Одна из самых интересных — чувашская теория происхождения казанских татар.
Большинствоисториков и этнографов так же, как и авторы рассмотренных выше теорий, ищутпредков казанских татар не там, где этот народ проживает в настоящее время, агде-то далеко за пределами территории нынешнего Татарстана. Точно такжевозникновение их и оформление, как самобытной народности, относят не к тойисторической эпохе, когда это имело место, а к более древним временам. Вдействительности же есть полное основание считать, что колыбелью казанскихтатар является их настоящая родина, то есть область Татарской Республики налевобережье Волги между рекой Казанкой и рекой Камой.
Естьубедительные доводы в пользу также того, что казанские татары возникли,оформились как самобытная народность и размножились за исторический период, продолжительностькоторого охватывает эпоху от основания Казанского татарского царства ханомЗолотой Орды Улу-Магометом в 1437 г. и вплоть до Революции 1917 года. Причем предкамиих были не пришлые «татары», а местные народности: чуваши (они же волжскиебулгары), удмурты, марийцы, и возможно также не сохранившиеся до настоящеговремени, но обитавшие в тех краях, представители и других племен, включая говорившихна языке, близком к языку казанских татар.
Все эти народности и племена видимо обитали в тех лесистых краях с незапамятныхисторических времен, а частично возможно также переселились из Закамья, посленашествия татаро-монгол и разгрома Волжской Булгарии. По характеру и уровнюкультуры, а также образу жизни, эта разноплеменная народная масса, довозникновения Казанского ханства во всяком случае, мало отличалась друг отдруга. Точно также и религии у них были схожие и состояли в почитании различныхдухов и священных рощь – киреметий – мест молений с жертвоприношениями. В этомубеждает то обстоятельство, что вплоть до революции 1917 г. сохранились в тойже Татарской Республике, например, около с. Кукмор, селение удмуртов и марийцев,которых не коснулось ни христианство, ни мусульманство, где до последнеговремени люди жили по древним обычаям своего племени. Кроме того, в Апастовскомже районе Татарской Республики, на стыке с Чувашской АССР есть девятькряшенских селений и в их числе д. Суринское и д. Стар. Тябердино, где частьжителей еще до Революции 1917 г. была «некрещеными» кряшенами, дожив, таким образом,до Революции вне как христианской, так и мусульманской религий. Да и принявшиехристианство чуваши, марийцы, удмурты и кряшены числились в ней толькоформально, а продолжали жить по древней старине до последнего времени.
Попутноотметим, что существование почти в наше время «некрещеных» кряшенов ставит подсомнение очень распространенную точку зрения, что кряшены возникли в результатенасильственной христианизации татар мусульман.
Приведенныевыше соображения позволяют сделать предположение, что в Булгарском государстве,Золотой Орде и в значительной степени Казанском ханстве мусульманство былорелигией правящих классов и привилегированных сословий, а простой народ, илибольшая часть его: чуваши, марийцы, удмурты и пр. жила по старинным дедовскимобычаям.
Теперь посмотрим, как при тех исторических условиях могла возникнуть иразмножиться народность казанских татар, какими мы их знаем в конце XIX иначале XX веков.
В середине ХVв., как уже упоминалось, на левом берегу Волги появился свергнутый с трона исбежавший из Золотой Орды, хан Улу-Магомет с сравнительно небольшим отрядомсвоих татар. Он покорил и подчинил себе местное чувашское племя и создалфеодально-крепостническое Казанское ханство, в котором привилегированнымсословием были победители, мусульмане-татары, а крепостным простонародием — покоренные чуваши.
В последнемиздании Большой Советской Энциклопедии более подробно о внутреннем устройствегосударства в окончательно оформившемся периоде его читаем следующее: «Казанскоеханство, феодальное государство в Среднем Поволжии (1438-1552 г.),образовавшееся в результате распада Золотой Орды на территории Волжско-КамскойБулгарии. Основателем династии Казанских ханов был Улу-Мухаммед.»
Высшаягосударственная власть принадлежала хану, но направлялась советом крупныхфеодалов (диваном). Верхушку феодальной знати составляли карачи, представителичетырех знатнейших родов. Далее шли султаны, эмиры, ниже их — мурзы, уланы ивоины. Большую роль играло мусульманское духовенство, владевшее обширнымивакуфными землями. Основная масса, населения состояла из «черных людей»:свободных крестьян, плативших ясак и другие подати государству, феодально-зависимыхкрестьян, крепостных из военнопленных и рабов. Татарские дворяне (эмиры, беки,мурзы и пр.) едва ли были очень милостивы к своему крепостному люду, к тому жеиноплеменному и иноверному. Добровольно или же преследуя цели, связанные скакой-то выгодой, но со временем простой народ начал перенимать от привилегированногосословия его религию, что было связано с отказом от своей национальнойсамобытности и с полным изменением быта и образа жизни, согласно требованияновой «татарской» веры – ислама. Этот переход чуваш в магометанство былоначалом формирования народности казанских татар.
Возникшее наВолге новое государство просуществовало всего только около ста лет, в течениекоторых почти не прекращались набеги на окраины Московского государства. Вовнутренней государственной жизни происходили частые дворцовые перевороты и наханском троне оказывались ставленники: то Турции (Крым), то Москвы, тоНогайской Орды и т.п.
Процесс формирования казанских татар упомянутым выше путем из чувашского, аотчасти и из других, народностей Поволжья происходил в течение всего периодасуществования Казанского ханства, не прекратился после присоединения Казани кМосковскому государству и продолжался до начала ХХ в., т.е. почти до нашеговремени. Казанские татары росли в числе не столько в результате естественногоприроста, сколько в результате отатаривания других народностей края.
Приведем ещеодин довольно интересный довод в пользу чувашского происхождения казанскихтатар. Оказывается луговые мари и теперь называют татар «суас». Луговые марииспокон веков близко соседствовали с той частью чувашского народа, котораяобитала на левом берегу Волги и отатарилась в первую очередь, так что в техместах уже давно не осталось ни одного чувашского селения, хотя по историческимсведениям и писцовым записям Московского государства их там было много. Марийцыне замечали, особенно в начале, каких либо изменений у соседей в результате появленияу них еще одного бога – Аллаха и навсегда сохранили в своем языке для них былоеназвание. А вот для далеких соседей – русских с самого начала образованияКазанского царства не было никакого сомнения в том, что казанские татары это теже, оставившие о себе у русских печальную память, татаро-монголы.
В течениевсей сравнительно короткой истории этого «ханства» продолжались непрерывныенабеги «татар» на окраины Московского государства, причем первый ханУлу-Магомет в этих набегах провел весь остаток жизни. Эти набеги сопровождалисьопустошением края, грабежами мирного населения и угоном его «в полон», т.е.происходило все в стиле татаро-монголов.
Таким образом, чувашскаятеория тоже не лишена своих оснований, хотя и представляет нам этногенез татарв самом оригинальном виде.
Заключение
Как мы заключаем израссмотренного материала, на данный момент даже самая развитая из имеющихсятеорий – тюрко-татарская – не является идеальной. Много вопросов она оставляетпо одной простой причине: историческая наука Татарстана все ещё исключительномолода. Ещё не изучена масса исторических источников, ведутся активные раскопкина территории Татарии. Все это позволяет надеяться, что в ближайшие годы теориипополнятся фактами и приобретут новый ещё более объективный оттенок.
Рассмотренный материалтакже позволяет отметить, что все теории едины в одном: татарский народ имеетсложную историю происхождения и сложную этнокультурную структуру.
В усиливающемся процессемировой интеграции уже стремяться к созданию единого государства и общегокультурного пространства европейские государства. Возможно, не избежать этого иТатарстану. Тенденции последних (свободных) десятилетий свидетельствуют опопытках интеграции татарского народа в современный исламский мир. Ноинтеграция – это процесс добровольный, он позволяет сохранить самоназваниенарода, язык, культурные достижения. Пока хоть один человек будет говорить, ичитать по-татарски, татарская нация будет существовать.
Список использованной литературы
1. Р.Г.Фахрутдинов. История татарского народа и Татарстана.(Древность и средневековье). Учебник для средних общеобразовательных школ,гимназий и лицеев. — Казань: Магариф, 2000.- 255 с.
2. Сабирова Д.К. История Татарстана. С древнейших времен и донаших дней: учебник/ Д.К. Сабирова, Я.Ш. Шарапов. – М.: КНОРУС, 2009. – 352 с.
3. Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа. –Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2003. – 463 с.
4. Рашитов Ф.А. История татарского народа. – М.: Детскаякнига, 2001. – 285 с.
5. Мустафина Г.М., Муньков Н.П., Свердлова Л.М. ИсторияТатарстана XIX век — Казань, Магариф, 2003. – 256c.
6. Тагиров И.Р. История национальной государственноститатарского народа и Татарстана — Казань, 2000. – 327c.