Реферат по предмету "История"


Николай І: особенности внутриполитического курса

РОССИЙСКАЯФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГООБРАЗОВАНИЯСПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Менеджмент организации»КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАПо предмету: Отечественная историяНа тему: Николай I: особенности внутриполитического курсаВариант № 15
 
 
Выполнил:
Студент 1 курса 1 семестр
Салихов Радий Рашитович

г.Нефтеюганск,2011

Оглавление
Введение
1. Политика и управление
2. Социальная политика
3. Политика в области просвещения ипечати
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
Жизнь России всегда взначительной степени зависела от личности правителя. Мировоззрение человека,сосредоточившего в своих руках абсолютную власть над огромной многонациональнойстраной, оказывало влияние на стиль его правления и направление как внутренней,так и внешней политики. Поэтому историю России можно разделить на периоды,ориентируясь на годы правления князя, царя или императора. Человека принятосудить по его делам, а императора судят во много раз строже, чем кого-либодругого. Период с 1825 года по 1855 год – годы правления Николая I – срокдовольно большой. Все, что было сделано императором и правительством за этовремя, многократно обсуждалось историками. Однако в их отношении к личностиНиколая I и его политике в последнее время наметились некоторые перемены. Еслираньше образ Николая I приобретал в значительной степени одиозный характер, иимператор представал символом тупой реакции и обскурантизма, то сейчаспредпринимаются попытки изучать личность Николая I и его управление страной,учитывая все многообразие его личности. В связи с новыми взглядами и мнениямипо этому вопросу актуальность данной темы является несомненной.
Объектом данной работыявляется время правления Николая I: 1825 – 1855 годы.
Предметом работы являютсяосновные события и изменения в жизни страны, на которые оказали влияниехарактер, убеждения и политические взгляды императора Николая I.
Цель данной работысостоит в том, чтобы изучить и проанализировать период правления Николая I. Длядостижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить ипроанализировать теоретический материал по вопросу правления Николая I.
2. Выделить основные событияи преобразования в жизни страны, произошедшие в период правления Николая I.
3. Охарактеризоватьвнутреннюю политику Николая I.
Когда Александр в 1985году умер, не оставив наследников, ближе всего к престолу стоял его брат,великий князь Константин. Но Константин не хотел быть царем. Он отказался отпрестола в пользу своего младшего брата Николая, которому было тогда двадцатьдевять лет. Николай не получил воспитания, приличествовавшего наследнику. Можетбыть, именно потому он стал сравнительно хорошим царем, с точки зрения царизма.Николай был третьим сыном Павла I(1796-1855). Его не готовили к престолу,поэтому для него становление императором стало неожиданностью. После смерти Александра,Константин в Женеве и Николай в Петербурге присягнули друг другу. Но Константинбыл женат на польке не из царствующей династии. К тому же на него было оказано давление,в результате чего он отказался от престола. Узнав о готовящемся выступлении 14декабря 1825 года и об отказе брата, Николай согласился на изменение присяги (1825-1855).Восстание декабристов сильно повлияло на Николая. Позднее это проявилось в егополитике. Главная цель внутренней политики царского правительства состояла втом, чтобы сохранить существовавшую социально – политическую и экономическую систему,усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени. Поэтому в методахпроведения новой политики некоторые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшимипрежние социально – политическими устройство страны. В целом же во внутренней политикедоминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма,привилегированного положения дворянства и крепостного состояния крестьян,поддержку православной церкви, подавления инакомыслия и предотвращениявозможного революционного взрыва. Укрепление внутреннего положенияспособствовало внешнеполитическому усилению России, по праву занимавшей одно изведущих мест среди европейских держав.
Во внутренней политикеРоссии первой половины XIX века было два важных рубежа: окончание отечественнойвойны 1812 года и 1825 год – смена царствования и восстание декабристов. Эти событиявызвали усиление консервативности и даже реакционности во внутриполитическомкурсе. В центре внимания правительства Николая I стояли три важнейшие проблемы:административная – совершенствование государственного управления, социальная –крестьянский вопрос, идеологическая – система просвещения и образования.Решение первого вопроса правительство видело в дальнейшей централизацииадминистративного аппарата, в создании кадров образованных, профессионально грамотныхчиновников, преданных лично императору и материально зависящих от получаемогожалования. При решении крестьянского вопроса главное состояло в том, чтобы снятьсоциальную напряжённость в деревне, ликвидировать возможность крестьянских выступлений.Для этого необходимо было уничтожить наиболее уродливые проявления крепостничества,тормозившие экономическое развитие страны, вызывавшие протест передовойобщественности и позорившие Россию перед Западной Европой. О развитии образованияправительство заботилось лишь постольку, поскольку это могло бы способствовать,во-первых, упрочению самодержавия и привилегированного положения дворянства, а,во-вторых, модернизация экономики, обеспечивавшей обороноспособность страны и возможностьпроведения активной внешней политики.

1. ПОЛИТИКА ИУПРАВЛЕНИЕ
Одной из первоочередныхзадач внутриполитического курса Николая I было укрепление полицейско-бюрократическогоаппарата управления. Последовательное Проведение принципа централизации рассматривалоськак важнейшее средство укрепления самодержавия и противодействия расшатывающим егоустои процессам. При Николае I создавалась продуманная система всесторонней государственнойопеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью страны. Впрактике управления последовательно проводился принцип строгой исполнительностии беспрекословного повиновения. В духе самодержавных начал и централизации управленияНиколай I стремился укрепить режим личной власти — сосредоточив в своих руках решениекак общих, так и частных дел, нередко минуя при этом соответствующиеминистерства и ведомства. При нём вошло в практику для решения того или иного важноговопроса создавать многочисленные секретные комитеты и комиссии, находившиеся подего непосредственным ведением. Компетенция Сената и Государственного совета приНиколае I была существенно ограничена, так что они низводились до уровня «дополнения»к разросшейся бюрократической машине. Прежняя, «александровская», канцеляриястала первым отделением. В обязанности его входило представлять царюпоступающие на его имя бумаги и исполнять его, личные повеления и поручения. Второеотделение (кодификационное, учрежденное 4 апреля 1826 г.) занималось переданнымив его ведение делами александровской «Комиссии о составлении законов».Созданное 3 июля 1826 г. третье отделение стало органом высшей полиции. Вобязанность его входил надзор за законностью и порядком в управлении и вобщественной жизни. В 1828 г. в связи с кончиной императрицы Марии Федоровны(матери Николая I) было учреждено четвертое отделение, которое заменило ее канцелярию,созданную в 1797 г. Павлом I для управления учебными, воспитательными и благотворительнымиучреждениями. Затем были учреждены два временных отделения: в 1835 г. пятое —для подготовки реформы в государственной деревне, преобразованное в 1837 г. в Министерствогосударственных имуществ, и в 1843 г. шестое — для управления присоединенными кРоссии территориями Кавказа. Печально знаменитую известность получила деятельностьтретьего отделения императорской канцелярии. В его штате первоначально числились16 чиновников, в 1856 г. число их достигло 30-ти. 27 апреля 1827 г. при IIIотделении был создан Корпус жандармов, насчитывавший сначала 4,1 тыс., а в 1856г. — 6 тыс. человек. Вся Россия, за исключением Польши, Финляндии, ОбластиВойска Донского и Закавказья, была поделена сначала на 5, а в 1843 г. на 8жандармских округов, на каждый из них приходилось по 7—8 губерний. Округасостояли из отделений (по 4—6 в каждом округе). Округами командовали генералы,а отделениями — штаб-офицеры, которых тщательно отбирали по принципу«благонадежности» и умения «общаться с населением». Воглаве III отделения был поставлен фаворит Николая I генерал А. X. Бенкендорф.Он же являлся и шефом Корпуса жандармов. Еще в январе 1826 г. он представилНиколаю I проект «Об устройстве высшей полиции», на основе которого ибыло создано III отделение императорской канцелярии. Посты начальника IIIотделения и шефа жандармов Бенкендорф занимал до своей кончины (1844). Его сменилдругой фаворит царя, видный военный и государственный деятель, граф А. Ф.Орлов. Прерогативы III отделения были поистине всеобъемлющи. Оно собиралоинформацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзорза «неблагонадежными» лицами и за периодической печатью, ведаломестами заключения и делами о «расколе», наблюдало за иностраннымиподданными в России, выявляло носителей «ложных слухов» ифальшивомонетчиков, занималось сбором статистических сведений и перлюстрацией частныхписем, осуществляло надзор за действиями администрации.
Это был органосведомления царя обо всех «происшествиях» в Российской империи.Николай I внимательно читал доклады и донесения начальника III отделения.Деятельность III отделения породила широкую практику доносов. III отделениеимело свою сеть тайных агентов, а в 40-х годах создает тайную агентуру зарубежом для слежки за русскими эмигрантами. Под ее бдительным наблюдениемнаходились издатели русской зарубежной прессы князь В. В. Долгоруков, А. И.Герцен и Н. П. Огарев.
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
В социальной политикесамодержавие преследовало цель укрепления позиций дворянства — главной своей опоры,но вместе с тем делало и уступки нарождающейся буржуазии, преимущественно вэкономической сфере.[5, c.51] Процесс обеднения дворянства в связи с ростом дроблениядворянских имений, задолженности в Опекунском совете и в других кредитных учрежденияхгрозил этому «первенствующему сословию в империи» утратой своих прежнихпозиций, что в конечном счете подрывало социальную базу самодержавия. Былпринят ряд мер для улучшения материального положения дворянства: обедневшиедворяне наделялись землями из государственного земельного фонда, им выдавалисьна льготных условиях денежные ссуды на хозяйственные нужды, дети дворянбесплатно принимались в специальные дворянские военные и гражданские учебныезаведения, дворянам давались преимущества при чинопроизводстве. С цельюсохранения крупных помещичьих имений от раздробления в 1845 г. был издан законо «майоратах». Суть его заключалась в том, что владельцам именийсвыше 1000 душ разрешалось объявлять их «заповедными». Они целикомпередавались по наследству старшему сыну в семье, а не дробились между другиминаследниками. Закон носил рекомендательный характер, поэтому им воспользовалисьлишь немногие из крупных помещиков: к моменту отмены крепостного правасуществовало всего 17 майоратов. После издания в 1722 г. петровской Табели орангах, позволявшей получить дворянское достоинство путем выслуги по достиженииопределенного ранга (чина), удельный вес такого дворянства по отношению кродовитому составил к 1825 г. 52%. Поэтому еще Комитет 6 декабря 1826 г. предлагалпредоставлять дворянское достоинство не за выслугу, а царским пожалованием за особыезаслуги. Однако решиться на эту меру правительство не могло, ибо она привела бык превращению дворянства в замкнутую касту, причем независимую от власти. Былизбран путь ограничения числа лиц, получавших статус дворянина через выслугу. В1845 г. был издан указ о новом порядке приобретения дворянства. Если раньшеличное дворянство приобреталось с 12-го ранга, а потомственное — с 8-го, то по закону1845 г. личное дворянство предоставлялось по достижении 9-го ранга, апотомственное — 5-го. Была принята еще одна мера с целью ограждения дворянскогосословия от притока в него представителей из других сословных групп (купечества,духовенства, разночинцев). 10 февраля 1832 г. был издан Манифест о почетномгражданстве двух категорий — потомственном и личном. Первое присваивалось по рождениюдетям личных дворян и церковнослужителей, имевших образовательный ценз, учеными художникам, имевшим ученые степени и звания, а также по особому ходатайствукупцам первой гильдии, если они пребывали в ней не менее 20 лет либо получили чинили орден. Во вторую категорию включались дети церковнослужителей, не имевших образовательногоценза, и лица, окончившие университеты или другие высшие учебные заведения, а такжеполучившие по службе чины, еще не дававшие права на личное или потомственное дворянство.Почетное гражданство давало ряд привилегий.Мелкопоместные дворянеучаствовали в выборах через уполномоченных: сначалаони «складывались»в группы, составлявшие в совокупности полныйимущественный ценз, и каждаягруппа избирала своего уполномоченногодепутата на дворянский уездный съезд.Уездные и губернские депутатскиедворянские собрания созывались один разв три года: уездное выбиралоуездного предводителя (председателя собрания)и одного депутата вгубернское собрание, а губернское — губернскогопредводителя.Ранее дворянские депутатские собрания занимались вопросамиведенияродословных книг, выдачей дворянам грамот и свидетельств о внесенииихродов в губернские родословные книги, наложением опеки на имения занеуплату долгов, «злоупотребление помещичьей властью» над крестьянами,атакже в случае малолетства владельцев. По «Положению» 1831 г.дворянскиегубернские собрания получали право делать«представления» (т. е. направлятьходатайства) правительствукак о своих дворянских нуждах, так и по вопросам местного управления.Вместес тем дворянским корпоративным органам управления самодержавиестремилосьпридать чиновничье-бюрократический характер, тесно связанный сместной правительственнойадминистрацией. Сама служба в дворянскихсобраниях стала приравниваться кгосударственной. Кроме того, в ихдеятельности не допускалось никакого политическогоэлемента. Дворянскиеуездные и губернские собрания были поставлены под ещеболее бдительныйконтроль со стороны губернских и уездных властей: по сутидела онипревратились в своеобразный придаток к местному бюрократическомуаппарату, а губернские предводители дворянства — в помощниковгубернаторов. В правительственной политике второй четверти XIX в. одним из острейшихбыл крестьянский вопрос. Само крестьянство постоянно «напоминало»о себевозраставшими с каждым десятилетием бунтами. По данным материаловцентральных архивов, за 1826—1835 гг. было зарегистрировано 342крестьянскихволнения, за 1836—1845 гг. — 433, а за 1846—1855 гг. — 572.Уже в первыйгод царствования Николая I произошло 179 крестьянскихволнений, изкоторых 54 были усмирены с помощью воинских команд. 12 мая1826 г., в связис многочисленными крестьянскими волнениями, сопровождавшимися упорными слухамио близкой «воле», был обнародованцарский манифест, грозивший карамиза распространение этих слухов инеповиновение.Николай I впринципе отрицательно относился к крепостному праву, виделегонеприглядные стороны и считал социально опасным. Понимая необходимостьотменыкрепостного права, он тем не менее указывал на несвоевременностьпроведенияэтой меры в данный момент.
3. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПЕЧАТИ
Реакционная политикасамодержавия в первую очередь проявилась в области просвещения и печати, ибоздесь, как полагал Николай I, таилась главная опасность «вольнодумства».Вместе с тем просвещение и печать рассматривались императором как важнейшие средстваидеологического и нравственного воздействия на все слои населения страны. Привступлении Николай I на престол отдал министру народного просвещения А. С. Шишковураспоряжение о пересмотре уставов учебных заведений. С этой целью в мае 1826 г.был создан «Комитет по устройству учебных заведений», в обязанностькоторого входило проверить все их уставы и выработать новые принципы школьногообразования, определить дисциплины, которые должны были преподаваться на каждойступени обучения. 19 августа 1827 г. последовал рескрипт царя Шишкову о запрещениипринимать в гимназии, и тем более в университеты, крепостных крестьян. В основународного просвещения был положен принцип строгой сословности и бюрократическойцентрализации, что нашло свое воплощение в 28 утвержденном 8 декабря 1828 г. «Уставегимназий и училищ уездных и приходских». Согласно этому уставу начальное исреднее образование подразделялось на три категории: 1) для детей низших сословийпредназначались одноклассные приходские училища с самой элементарной программой(чтение, письмо, четыре правилаарифметики и Закон Божий); 2) для детей купцов имещан предназначались трехклассные училища с более широкой программойначального обучения (вводились начала геометрии, а также география и история);3) для детей дворян и чиновников учреждались семиклассные гимназии, подготавливавшиеучащихся к поступлению в университеты. Устав ликвидировал преемственную связь междуэтими ступенями образования. Таким образом, уровень образования должен был строгосоответствовать социальному положению учащегося.
Правительственную политикув области просвещения последовательно проводил возглавлявший с 1833 по 1849 гг.Министерство народного просвещения граф С. С. Уваров. Одновременно он был президентомИмператорской Академии наук, в его подчинении находились многие научные и культурныеучреждения. Он был талантливым и широко образованным человеком, поражавшимсовременников обширными познаниями, свободным владением древних и ряда новыхевропейских языков. В молодости Уваров слыл «либералом», являлсяодним из основателей известного литературного кружка «Арзамас»,объединявшего лучшие литературные силы. Уваров много путешествовал по России истранам Западной Европы. В Германии он близко познакомился с Гете и известнымнемецким реформатором бароном Штейном. Он занимался научными изысканиями вобласти греко-римской филологии и был почетным членом многих европейскихакадемий наук и научных обществ. Современники, отдавая должное «высокому ипросвещенному уму» Уварова, вместе с тем указывали на его неблаговидные личныекачества — беспринципность, расчетливость, стремление «пустить пыль вглаза». Это был ловкий царедворец и, по словам хорошо знавшего его С. М.Соловьева, «умный, хитрый холоп». В царствование Николая I Уваровзанял откровенно реакционно-охранительные позиции. Именно он сформулировал основныепринципы «теории официальной народности» — «православие, самодержавие,народность», названные современниками «уваровской троицей», — идейнойосновы николаевской политики. В области образования были приняты и другие меры.Развитие промышленности, торговли, сельского хозяйства требовало людей,обладавших специальными знаниями. Правительство нуждалось в образованных кадрахдля аппарата управления, специалистах в различных отраслях народного хозяйства.В связи с этим учреждается ряд специальных учебных заведений. В 1828 г. былоткрыт Технологический институт, в 1830 г. — Архитектурное училище, а в 1832 г.— Училище гражданских инженеров (в 1842 г. оба эти училища были объединены вСтроительное училище). В 1835 г. в Москве был основан Межевой институт. В томже году по инициативе М. М. Сперанского было учреждено Императорское училищеправоведения, превратившееся в высшее юридическое учебное заведение, из котороговпоследствии вышли многие знаменитые русские юристы. В 1842 г. в Белоруссии былосоздано Горы-горецкое земледельческое училище, преобразованное в 1848 г. вЗемледельческий институт. В университетах расширяются или вновь создаютсямедицинские факультеты, готовившие кадры главным образом для нужд военныхгоспиталей. В Петербурге был возобновлен Главный педагогический институт для подготовкипреподавателей средних учебных заведений. Расширялось военное образование: былаучреждена Военно-морская академия в Петербурге, открыты новые кадетскиекорпуса.[4, c.24]. Особое внимание правительство обратило на печать. 10 июня 1826г. утвержден «Устав о цензуре» с такими жесткими правилами, что современникиназвали его «чугунным». Еще в 1824г. по поручению тогдашнего министранародного просвещения А. С. Шишкова проект этого устава был разработан егопомощником М. Л. Магницким, но в то время его не решились ввести в действие.Учреждался Главный цензурный комитет, входивший в структуру Министерстванародного просвещения. Он координировал деятельность цензурных комитетов,учрежденных в Петербурге, Москве, Вильно и Дерпте. На цензуру возлагаласьобязанность следить не только за политическим направлением печати, но даже залитературными вкусами. Наибольшее беспокойство правительства вызывали периодическаяпечать и массовая литература. Журналистика при Николае I переживала нелегкиевремена. Каждый новый журнал мог быть основан только с личного разрешенияимператора, а издатель его должен был представить подробную программусодержания и направления журнала
Николай I усмотрел встатьях и критических рецензиях этих журналов пропаганду революционных иконституционных идей и нападки на произведения, проповедовавшие«официальную народность». В 1837 г. была установлена параллельная цензура,т. е. проверка произведений, уже прошедших цензуру. Теперь взысканиям стали подвергатьи цензоров за «недосмотр». Их сажали за это на гауптвахту, отрешали отдолжности, в крайних случаях им грозила ссылка. И все же, несмотря на цензурныестрогости, в 30—40-е годы были опубликованы «Ревизор» и «Мертвыедуши» Н. В. Гоголя, повести А. И. Герцена «Доктор Крупов» и «Ктовиноват?», его философские трактаты материалистического содержания,критические статьи В. Г. Белинского. 1848—1855 гг. ознаменованы дальнейшим усилениемреакционного политического курса самодержавия. Оно проявилось в первую очередь вужесточении надзора за печатью и просвещением. С целью более эффективной борьбыс передовой печатью 27 февраля 1848 г. был создан «временный»секретный комитет под председательством А. С. Меншикова для проведения ревизиицензурного ведомства. На основании выработанных им рекомендаций 2 апреля 1848г. был учрежден постоянный «Комитет для высшего надзора за духом и направлениемпечатаемых в России произведений» под председательством военного историка Д.П. Бутурлина, по имени которого Комитет получил название бутурлинского. прошедшиепредварительную цензуру вышедшие в свет издания. Были приняты меры дляпрекращения связей с Западной Европой. Иностранцам был запрещен въезд в Россию,а русским — выезд за границу. Находившиеся за границей русские подданные должныбыли возвратиться в Россию под страхом лишения российского подданства и конфискацииимений. Начальству предоставлялось право без объяснения причин и принятия жалобувольнять подчиненных им чиновников, признанных неблагонадежными. Суровымограничениям подверглось высшее образование. Были ликвидированы остатки университетскойавтономии, резко сокращён прием студентов в университеты, повышена плата заобучение, усиливался надзор за студентами и профессорами. Все лекции ипрограммы проходили строгую проверку. Деканам вменялось в обязанность проверятьу студентов записи читаемых профессорами лекций. Из университетских программ былиизъяты курсы политэкономии, философии и зарубежного права. В мае 1848 г. последовалораспоряжение об ограничении числа студентов в университетах (не более 300 студентовна каждый университет).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Почти 30-летнеецарствование императора Николая I часто называют апогеем самодержавия.Действительно, парадный фасад Российской империи никогда еще не был стольблестящим, а ее международный престиж — столь высоким, как в эпоху Николая I. Социально-экономическоеразвитие России первой половины XIX века имело следующие особенности. Первая изних – неравномерность этого развития в различных регионах страны в силуразнообразия их природных, этнических и местных традиций. Вторая заключалась втом, что в России была велика роль государства в экономической жизни страны.Эта роль выражалась не только в многочисленных мерах регулирования, опеки, контроляи поощрения промышленности и торговли, в таможенной политике, защищавшей отечественныхпредпринимателей, в предоставлении им разных льгот и субсидий. Она выражалась такжеи в развитии самого государственного хозяйства. Вся кредитная система была исключительногосударственной. Третья особенность заключалась в слабом развитии частной собственности,в первую очередь собственности на землю, и как следствие этого – слабое развитие«третьего сословия». В России оно было представлено узким слоем городскойбуржуазии и ремесленников, отчасти лицами умственного труда, при этом они были втиснутыв жёсткие рамки феодальных сословных структур. Хотя новые социально-экономическиепроцессы и подрывали феодально-крепостническую систему, она продолжалаоставаться господствующей вплоть до падения крепостного права

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. История России (1Х-ХХ вв.) /Под ред. Я.А. Перехова. — М.: Гардарики,МарТ, 2000.
2. История России с древнейших времен до 1861 года. / Под ред.Н.И.Павленко. — М.: «Высшая школа», 2000.
3. История России с начала XVIII до конца XIX века. / Под ред.А.Н. Сахарова. — М.: АСТ, 1996.
4. Канн П.Я. О числе жертв 14 декабря 1825 г. // История СССР. 1970. № 6.
5. Капустина Т.А. Николай 1 // Вопросы истории. — 1993. — №11-12.
6. Киняпина Н.С. Внешняя политика Николая 1 // Новая и новейшая история. — 2001. -№№1,2.
7. Кузнецов И.Н. Отечественная история. — М.: «Дашков и К0»,2005.
8. Рахматуллин М.А. Император Николай 1 глазами современников //Отечественная история. -2004.
9. Рахматуллин М.А. Император Николай 1 и его царствование // Наука ижизнь. — 2002. -№№ 1,2,3.
10. Самыгин П.С., Самыгин С.И. Репетитор по истории. — Ростов н/ Д.:«Феникс», 2002.
11. Троицкий Н.А. Россия в Х1Х веке. Курс лекций. — М.: Высш. школа. — 2003.
12. Трубецкой СП. Замечания на книгу М.А. Корфа «Восшествие на престолимператора Николая 1-го // 14 декабря 1825 года и его истолкователи. (Герцен иОгарев против барона Корфа). М., 1994.
13. Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. М. 1990.
14. Федоров В.А. Александр I. — Вопросы истории. — 1990. — № 1.
15. Шмурло Е. История России. — М.: АГРАФ, 1997.

Словарь основных понятий
Обскурантизм — Это слово, имеющее значение»враждебное отношение к просвящению", было заимствовано из французского, тде obsciffantisme – образовано от obscurant («обскурант»),восходящего к латинскому obscurans от глагола obscurare – «за темнять, делатьтемным».
Одиозный — малопривлекательность,малоприятность, несимпатичность, противность, антипатичность, отвратительность,ненавистность, неприятность.
Самодержавие — монархическая форма правления вРоссии, соответствовавшая традиционным идеалам русского народа, при которойносителю верховной власти — Царю, Императору — принадлежали верховные права взаконодательстве, в верховном управлении, в высшем суде.
Майорат — 1) законодательная норма,запрещающая раздел земельного надела между наследниками; 2) неделимое имение.
Либерали́зм (фр. libéralisme) —философская, политическая и экономическая теория, а также идеология, котораяисходит из положения о том, что индивидуальные свободы человека являютсяправовым базисом общества и экономического порядка.
Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία— буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильноесла́вление»[1]) — в современном широком словоупотреблении означаетнаправление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течениепервого тысячелетия н. э. под предводительством и при главной роли кафедрыепископа Константинополя — Нового Рима. Православие исповедуетНикео-Цареградский символ веры и признаёт постановления семи ВселенскихСоборов. Включает совокупность учений и духовных практик, которые содержитПравославная Церковь. Под последней понимается сообщество автокефальныхпоместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение.
Народность — историческая общность людей,возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на раннейстадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновенияпрочных экономических связей и единой экономики. Характеризуется единствомязыка, территории, обычаев и культуры. Более высокой ступенью развития обществаявляется народ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.