Реферат по предмету "История и исторические личности"


Ярослав Мудрый



РЕФЕРАТ

на тему:

Киевская Русь во времена Ярослава Мудрого

Ярослав Мудрый

(978-1054)

Составил:

Студент 1 курса

Донецк 2006 г.

Содержание:

Введение

Эпоха Ярослава Мудрого

Рассвет Руси при Ярославе Мудром

Церковь и религия при Ярославе Мудром. Митрополит Илларион.

Становление раннефеодальных отношений. Государственная власть. Города. Торговля. Армия.

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение:

15 июля 1015 года умер великий киевский князь Владимир 1 Святославович, четвертый в династии Рюриковичей, прожив немного более 50 лет. Князь занемог уже давно. Болезнь с каждым днем усиливалась и становилось ясным, что ближайшее время может породить на Руси очередной династический кризис. Рядом с собой в своем загороднем дворце селе Берестове великий князь держал постоянно одного из младших сыновей, любимого Бориса, ростовского князя, родившийся, как и другой сын, Глеб, от визанстийской принцессы Анны, т.е. в христианском браке. Именно по этому он рассматривался некоторыми современниками как действительно легитимный наследник престола. Но у Владимира к этому времени было в живых 11 сыновей. Его старший сын от полоцкой княжны Рогнеды Ярослав не собирался отказываться от своих прав на киевский престол. Но был еще и Святополк, по рождению старше Ярослава, пасынок Владимира, сын убитого им брата Ярополка.

У каждого из братьев и при дворе, и в тех местах, где они «сидели» на княжениях, была своя партия, были свои дружины, готовые поддержать претендентов на киевский стол. Но пока был жив Владимир, династические противоречия между его наследниками не проявлялись столь остро, хотя имелись уже некоторые признаки надвигавшейся драмы.

Вместе с Владимиром уходила в прошлое целая эпоха - едва ли не поворотная - в истории Древней Руси. И как всякая поворотная эпоха с уходом его вдохновителя и конструктора она обещала вылиться в новые тяжелейшие испытания и для династии, и для страны. Прошлое еще крепко держало настоящее и будущее Руси.

Ко времени смерти Владимира Русь, пережив немалые потрясения, превратилась в одну из сильнейших держав Восточной Европы. Владимир наследовал вместе с киевским столом, по меньшей мере, вековую и славную историю объединенного государства восточных славян. Четко определились внешние границы этого государства. К началу 11 века в состав Руси вошли практически все крупные восточнославянские союзы племен, а также населявшие Восточно-европейскую равнину на севере, северо-западе и северо-востоке - угро-финские и балтийские племена, на юге и юго-востоке - тюркские. Русь к этому времени уже была полиэтническим государством, в котором иные, неславянские народы были и данниками, и союзниками, и полноправными жителями огромной страны. Сцепленные воедино государственной волей киевских князей, общими жизненными, хозяйственными, торговыми интересами, а также необходимостью обороняться от внешних врагов, многочисленные бывшие восточнославянские и иноязычные племена и племенные конфедерации уже несколько десятилетий существовали в составе единого государства, деля с ним историю, достижения, успехи и его неудачи.

К началу 11 века четко обозначились границы Руси: на севере земли Новгорода вплотную подходили к владениям карелов по берегам Финского залива и озера Нево (Ладожского озера); на северо-западе новгородские и полоцкие земли граничили с владениями балтийских племен по среднему течению Немана и Западной Двины. На западе русско-польская граница стабилизировалась по среднему течению Западного Буга, а далее по линии Дорогичин - Берестье - Червен - Перемышль. «Червенкие города» отошли к Руси, а по ту сторону простирались Мазовия и Малая Польша с городами Люблиным и Сандомиром, далее граница шла по среднему течению Южного Буга, Днестра и Прута. На юге владения Руси упирались в оборонительную систему городов и крепостей, основанных Владимиром в борьбе против печенегов.

К началу 11 века Русь, стабилизировав свои границы с соседями и обозначившись как единое, с централизованным управлением, восточнославянское государство.

Эпоха Ярослава Мудрого. Борьба с братьями.

В пору болезни Владимира выявились определенные династические противоречия, за которыми стояла большая политика, религиозные, княжеские, боярские и дружинные кланы.

Восстал Ярослав Владимирович. Трудно сказать, когда это случилось, до болезни или уже в то время, когда великий князь занемог.

Таким образом, становится очевидным, что в последние недели жизни Владимира, уже во время его тяжелой болезни на Руси стал нарастать очередной политический кризис. Связан он был, прежде всего, с тем, что Владимир попытался передать престол, вопреки установившейся традиции, одному из своих младших и любимых сыновей, рожденному в христианском браке - Борису, с чем не смог смериться ни Святополк, ни Ярослав. Кроме того, оба имели все основания ненавидеть Владимира. Святополк не мог не знать, что его истинный отец, боголюбивый и мягкий Ярополк погиб от рук отчима. Ярослав же, как и другие сыновья от полоцкой княжны Рогнеды, не мог не знать о кровавой расправе Владимира со всем семейством полоцкого князя во время захвата в 980 году Полоцка, а насильственном принуждении их матери к замужеству, а также о последующей ее опале и изгнании после появления византийской принцессы в великокняжеском дворце.

По версии событий, нашедшей отражения в «Повести временных лет», киевский престол захватил туровский князь Святополк 1 Окоянный, сводный брат Ярослава Владимировича. Желая устранить возможных соперников, Святополк убивает братьев, князей ростовского Бориса, муромского Глеба, древлянского Святослава; пытается убить и Ярослава, но его вовремя предупреждает об опасности сестра Предслава; по другой версии, в крови братьев был повинен не Святополк, а Ярослав, что подтверждается некоторыми западноевропейскими источниками, заручившись поддержкой новгородцев, Ярослав в декабре 1015 года в битве под Любечем одерживает победу над Святополком и захватывает Киев.

Но Святополк не смирился с поражением и в 1018 году он вместе со своим тестем, польским королем Бориславом Храбрым вторгается в пределы Руси. На этот раз удача сопутствовала Святополку, который сумел нанести поражение Ярославу, в сражении при Буге и отбить Киев. Ярослав бежал в Новгород, откуда он намеревался отправиться в Скандинавию. Но новгородцы порубили княжеские ладьи и вынудили Ярослава продолжить борьбу. В битве на Альте 1018 году Святополк потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав занял Киев.

После победы над Святополком Ярослав начал борьбу с другим своим братом Тмутараканским князем Мстиславом, также предъявлявший свои права на киевский престол.

В 1023 году между братьями вспыхнула открытая война, которая по существу явилась продолжением большой междоусобицы 1014-1019 годов. Мстислав двинулся на север, собрав большую рать и включив в нее отряды их подвластных ему народов, в частности хазар и касогов. Он выбрал удобное время для похода: Ярослав находился в своем любимом Новгороде. Тмутараканская рать подошла под самые стены Киева, но горожане «затворились» и не приняли Мстислава. Не решившись штурмовать столицу, Мсислав отошел к Чернигову и занял этот стольный город огромной земли, куда входила чуть не половина, включая всю Северо-Восточную Русь.

Ярослав обратился за помощью к варягам. Встреча противоборствующих сторон произошла в 1024 году под городом Листвином, неподалеку от Чернигова, в кромешной тьме, в дождь и грозу. Ярослава рать не выдержала натиска Мстиславовых полков, и Ярослав вместе с предводителем варягов бежал с поля боя, минуя Киев, в Новгород. Русь снова раскололась надвое. Ярослав сохранил за собой Новгород, Мстислав остался властителем Черниговской и Тмутараканской земель. В Киеве Ярославы «мужи». Мстислав не решился на захват русской столицы.

Через два года Ярослав, собрав дружину на севере, появился в Киеве. На этот раз братья воздержались от дальнейшего «кроворазлитья» и заключили мир. Русь по этому миру была разделена на две части.

Русь вновь оказалась расколотой. Поэтому фактически о едином государстве применительно к этому времени можно говорить лишь условно, хотя в последующие годы братья жили мирно друг с другом.

В начале1030-х годов Польшу, как и Русь, потрясла междоусобица. К тому же новый польский король Мешко III ввязался в войну, не имея надежного тыла внутри страны. Ярослав использовал сложившуюся ситуацию. Как когда-то Болислав 1 отнял у Киева во время междоусобных войн на Руси «Червенские города», так теперь Ярослав в союзе с Мстиславе нанес удар по польским землям. Практически Русь выступила союзником Германии. Братья собрали большое войско, «повоевали» польские земли, заняли вновь «Червенские города», захватили огромный полон.

В 1036 году Мстислав умер, не имея наследников, а его часть Руси отошла к Ярославу. Так через двадцать с лишним лет после смерти Владимира 1 Русь снова стала единой, а Ярослав, как отметил летописец, наконец, стал «самовластцем».

Расцвет Руси при Ярославе Мудром

Междоусобица показала, сколь непрочным было объединение Руси, сколь сильны были стремления некоторых земель к отделению от Киева. Эти стремления не смогли притушить и сыновья Владимира. Напротив, сами они попадали под влияние той среды, в которой жили и правили.

Став «самовластцем», Ярослав пошел по пути отца. Он послал в крупные города и земли своих сыновей и требовал их беспрекословного повиновения. В Новгород отправился старший сын Владимир, а после его смерти - следующий по старшинству сын Изяслав. Святославу он отдал под управление Черниговскую землю. Всеволод - выросший к этому времени в сильную крепость Переславль. И другие его сыновья были посланы в Ростов, Смоленск, Владимир-волынский.

Воссозданное единство Руси, сосредоточение власти в руках великого князя, подчинению Киеву отдельных русских земель, посредством направления туда великокняжеских сыновей-наместников стало той политической основой, на которой развились новые хозяйственные процессы, расцвели города, усложнилась общественная жизнь, двинулась вперед культура страны.

Крупное последнее нападение кочевников-печенегов произошло в 1036 году (до этого Русь более десяти лет жила в мире и покое). В это время Ярослав оставил Киев и находился в Новгороде. Видимо, этим обстоятельством, а также что не стало великого воителя Мстислава, и решили воспользоваться печенеги.

Известие о нашествии врагов и о том, что они обступили Киев со всех сторон, пришло к Ярославу в Новгород в то время, когда он был занят обустройством своей земли. Великий князь собрал войско и вновь это были варяги, новгородская дружина и новгородские «вои»- ремесленники, смерды. Ярослав сначала пробился в Киев, а затем вышел в чистое поле для решающего сражения. Весь день длился бой, и лишь к вечеру русы, стали одолевать печенегов и те побежали «разно», т.е. кто куда. От этого поражения печенеги так и не смогли оправиться. После 1036 года их набеги на Русь практически прекратились. В 1037 году Ярослав в ознаменование блистательной победы над печенегами и на месте битвы заложил храм - собор Святой Софии. Он был наименован, так же, как и главный собор Константинополя, и в том была своя политическая символика.

Этот год стал знаменательным и в другом смысле, в это время зарождается русское летописание. Создается Древнейший летописный русский свод. Его связывают со строительством Софийского собора, который сразу становиться не только религиозным, но и духовным центром страны.

К тому же, вероятно, появился и первый свод законов «Русская Правда» Ярослава Владимировича. Относительно того, что там, в значительной мере преобладают нормы взаимоотношений жителей Руси с варягами и колбягами, т.е. лицами пришлыми, которые буйно проявляли себя во время новгородских событий 1015-1016 годов, и жители Новгорода получили от Ярослава в благодарность за поддержку этой грамоты, заметим, что варяги и далее активно участвовали в междоусобице на Руси; они входили в войско Ярослава и во время последующих военных событий сражались на стороне Ярослава против Мстислава. Так что регулирование их отношений с местными жителями касалось не только Новгорода, но и других местностей Руси. Кстати, это подтверждается и самой «Русской Правдой», нормы которой относятся ко всей территории Руси и не ограничены каким то одним регионом и действуют на всей ее территории как единого государства, каким Русь и стала после 1036 года. Таким образом, и в этом смысле вторая половина 30-х годов стала переломной. После 1036 года объединенная Русь, наконец, смогла обрести собственного митрополита. Однако в это время положение великого князя было несколько иным, нежели Владимира, поставившего, по существу, в 987-989 годах Византию на колени. Ярослав Владимирович лишь утверждался как великий князь Руси, он нуждался не только в широкой идеологической поддержке внутри страны, но и в благожелательном политическом климате за рубежом. Поэтому и последовало приглашение из Константинополя митрополита, что сразу же нормализовало русско-визанстийские отношения в «после смутное время» и стабилизировало международные связи Руси.

Все указывает на то, что объединение Руси Ярославом стало поворотным пунктом во многих отношениях. Принятие первого на Руси свода законов, упорядочение церковной организации, начало составления нового летописного свода - были теми чертами государственной, религиозной, культурной жизни Руси, которые как бы подчеркнули этот знаменательный поворот.

«Русская Правда», если говорить точно, не являлась абсолютно первым российским сводом законов. До нее существовал «Закон Русский», который упоминается в договорах Руси с Византией.

Общность норм «Закона Русского», «Русской Правды» Ярослава и западных Правд, пожалуй, является одним их наиболее весомых аргументов в пользу того, что Ярослав создал свою «Правду», не имея в виду Новгородское общество, а всю Русь, объединенную после 1036 года. «Закон Русский» и западные Правды также апеллировали ко всему обществу. Но уже в момент создания нового свода законов, состоявшего из 17 статей, было ясно, что общество стремительно уходило вперед. Нужен был новый правовой кодекс, который бы защитил быстро складывающуюся собственность «сильных мира сего» на землю и связанные с этим материальные приобретения и разного рода общественные преимущества. И такой новый свод законов начал создаваться еще при жизни Ярослава Владимировича.

С большим упорство и настойчивостью Ярослав Владимирович продолжал внешнюю политику своего отца и деда. Но он расширил ее масштабы, совершенствовал методы проведения в соответствии с растущей хозяйственной, военной, политической мощью государства. Он утвердил власть Руси на западном берегу Чудского озера и вывел русские границы к Прибалтике. Здесь был основан город Юрьев (нынешний эстонский Тарту). Город получил свое название в честь Георгия-Юрия, таково было христианское имя Ярослава Владимировича. Ярослав предпринимал неоднократные походы на воинственное балтское племя ятвягов; в летописях упоминается и его походы на Литву. Тем самым Ярослав стремился обеспечить выход Руси к Балтийскому морю, укрепить безопасность ее северо-западных границ.

Еще в 30-е годы 11 века Русь продолжала успешное противоборство с Польшей. Но после того как были отвоеваны «Червенские города» Польша, испытывая влияние со стороны Германской империи и Чехии, а также прибалтийский славянских языческих племен, теперь нуждалась в поддержке со стороны Руси. Союз двух государств был укреплен династическими браками: польский король женился на сестре Ярослава Добронеге (христианское имя Мария), а старший сын Ярослава Изяслав женился на сестре Казимира 1. Русь оказала Польше помощь в войнах с Чехией и прибалтийскими славянами.

На севере Русь связывали тесные дружеские отношения со Швецией. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде. Добрыми были отношения и с Норвегией, куда была выдана замуж за норвежского короля младшая дочь Ярослава Елизавета.

После долгого периода мирных отношений с Византией Русь при Ярославе начала новую войну с великой империей. Поводом послужила расправа с русскими купцами в Константинополе.

Большая русская рать под началом старшего сына Ярослава Владимировича двинулась на ладьях к Константинополю. Но около западных берегов Черного моря флот попал в бурю, которая разметала и потопила часть русских судов. Около шести тысяч войнов во главе с воеводой Вышатой высадились на сушу, другие морем двинулись обратно.

Узнав об этом, император Константин Мономах приказал преследовать русский флот и уничтожить русское войско. Но в морском сражении русы, нанесли поражение грекам и лишь после этого двинулись на родину.

Судьба сухопутных войск была трагичной. Греки окружили и взяли в плен отряд Вышаты, многих из них ослепили и отпустили восвояси для устрашения Руси. Долго еще по русским селам и городам брели несчастные слепцы, пробираясь к родным очагам.

Лишь в 1046 году Русь заключила новый мирный договор с Византией. В знак возобновления дружеских связей между двумя странами был устроен брак византийской принцессы, дочери Константина Мономаха, и четвертого сына Ярослава - Всеволода.

В 1053 году у молодой четы родился сын, которого назвали в честь деда Владимиром, а в христианстве дали ему, как и деду, имя Василий. Это был будущий великий киевский князь Владимир Мономах.

Этот брак лишь подчеркнул, как вырос за последнее десятилетие международный авторитет Руси. Русь по истине стала Европейской державой. С ее политикой считались Германская империя, Византия, Швеция, Польша, Норвегия, Чехия, Венгрия, другие европейские страны.

На востоке вплоть до низовьев Волги у нее теперь практически не было соперников. Ее границы простирались от Карпат до Камы, от Балтийского моря до Черного.

Рост международного престижа Руси подтверждали и династические браки киевского княжеского дома. Все сыновья Ярослава были женаты на владетельных принцессах - Византии, Польши, Германии. Его дочери были выданы замуж за правителей разных стран.

Старшая Анна - за французского короля Генриха 1, Анастия - за венгерского короля Андрея, младшая красавица Елизавета - за норвежского короля Гарольда.

Интересна судьба этих женщин. После смерти мужа Анна Ярославна во время малолетства сына была регентшей Франции, Елизавета после гибели на войне короля Гарольда вторично вышла замуж за короля Дании и играла большую роль в европейской политике.

Церковь и религия при Ярославе Мудром. Митрополит Илларион.

Во времена Ярослава христианская церковь получила на Руси более широкое распространение и приобрела определенный вес в обществе. Этому способствовал и сам великий князь, который, по отзывам современников, отличался большой набожностью, знанием церковных сочинений. При жизни он получил прозвище "Мудрого».

Ярослав заложил великокняжеский монастырь святых Георгия и Ирины - в честь христианских святых, своего и своей жены. Монастыри стали появляться повсеместно и в больших городах, и в сельской местности, знаменуя собой дальнейшее распространение христианства и упрочнения роли церкви в обществе.

В середине 50-х годов 9 в. Под Киевом возник знаменитый Печенерский монастырь. У истоков его создания стоял Илларион, священник великокняжеской церкви в селе Берестов, загородней резиденции великих князей. Илларион был глубоко верующим человеком.

Именно Иллариону принадлежит ряд произведений, написанных в 40--50-е годы. Первое место среди них занимает блестящий памятник идеологии и культуры 9 века «Слово о законе и благодати». По существу в этом произведении Илларион излагает государственно-идеологическую концепцию Древней Руси, концепцию которую повлияла на мировоззрение других русских авторов 9 века. Именно тогда, в 40-е годы 9 века, на Руси впервые возникла концепция о закономерной связи Руси с мировой историей, с мировыми державами. Вся обстановка 9 века требовала создания таких государственно-идеологических концепций.

Представляется, что в «Слове» Иллариона концепция о связи Руси «мировыми державами» и трактовка Руси как наследницы Римского величия, Римского государства прозвучала совершенно слитно. Сквозь церковную фразеологию Илларион проводит мысль о равенстве и тождестве действий Владимира I с римскими апостолами.

Таким образом, историю Руси, деятельность ее властителей Илларион рассматривает на широком, по истине всемирном фоне. В основе политических и религиозных импульсов Руси находятся римские образцы. Эти же идеи и отражались в Древнем русском летописном своде, вошедшем составной частью в начальную русскую летопись. Думается, что эта близость русского летописания 30-50-х годов 9 века к кругу Иллариона и определила ту идеологическую направленность, которую летопись сохранила применительно к пониманию места Руси в тогдашнем мире и ее соотношение с историей Рима и Византии. Илларион давал ответ на ключевые запросы времени, запросы развивающейся русской государственности.

С именем Илларион связан и первый церковный Устав Ярослава, т.е. система церковной юрисдикции, отнесение к ведомству церкви ряда дел, связанных с семейным и брачным правом. Это были нормы, которые помогали формированию семьи, укреплению моногамии в противовес языческому множеству, освещению частной собствености, повышению авторитета центральной власти. Устав вводит запрет на умыкание невест, защищал честь девушки, строго наказывал родителей за принуждение детей к вступлению в брак. Новый церковный судебник защищал честь девушки, давал ей более широкое представление в суде. Церковь выступала в Уставе защитником христианской нравственности, призывала к гуманизму, умеряла жестокости тех ранних веков русской истории. В 1051 году на общем собрании русских епископов Илларион был избран митрополитом.

Ярослав Мудрый вошел в историю не только как крупный государственный деятель. Он показал себя и как человек, сумевший преодолеть самого себя. Не обладая физической силой, будучи хромым, Ярослав, был бесстрашным воином и бесстрашно вел войско в бой. Родившись еще в языческой семье, он стал настоящим христианином. Великий князь в то же время показал себя человеком исключительно разносторонним.

Ярослав остался в истории как крупный градостроитель. При нем в Киеве был построен новый «Ярослав горд» и Киев намного расширил свои пределы. Были воздвигнуты многочисленные церкви. В то время в Киеве насчитывалось около 400 церквей. В честь победы над врагами Ярослав выстроил так называемые «Золотые ворота», поражавших иностранцев своим великолепием. Его строительный размах выходил далеко за пределы русской столицы. Он основал города на Волге и берегах Балтики, на южный границах Руси.

Ярослав был ревностным поборником образования, открытия школ, развития грамотности. При нем были созданы первые библиотеки, получила признания и поддержку переводческая деятельность. Многие книги древних авторов, сочинения византийских отцов церкви и историков были переведены на славянский язык.

Становление раннефеодальных отношений. Государственная власть. Города. Торговля. Армия

С начала 10 до середины 11 столетия Русь развивалась в сравнительно благоприятных условиях. Создание мощного государства, соединившую большинство восточнославянских земель и, в первую очередь, Среднее Поднепровье во главе с Киевом и Северо-западную Русь во главе с Новгородом, способствовало освобождению части восточнославянских земель из-под власти хазар. Укрепилась оборона границ. За Русью прочно были закреплены спорные с Польшей «Червенские города». Активизировалось наступление Руси на юго-западе, западе, юго-востоке, временами границы Руси подходили к Дунаю. Хазария была сокрушена, а русские поселения появились на- Дону и Таманском полуострове.

Стабилизировалась экономика страны, осваивались новые пахотные земли, совершенствовалось земледелие, развивались ремесла, торговые связи внутри страны и ближайшем зарубежными соседями, появились новые городские центры, а старые города быстро набирали силу.

Складывающаяся государственная власть способствовала всем этим переменам. В свою очередь прогрессивное развитие страны содействовало стабилизации власти, ее развитию и совершенствованию в связи с запросами времени.

В услужении князя были и личные слуги, личная дружина, так называемые отроки и детские. Все они были членами младшей дружины и в тоже время оказывали различные услуги, как в великокняжеском дворце, так и в княжеских делах. Дружины старшая и младшая, прежде выполнявшие чисто военные функции, с конца 10 века и в течение всего 11 века все более сливаются с аппаратом управления, превращаясь в рычаг государственной власти.

В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии - на воевод, тысяцких, которые также являлись, как правило, представителями видных боярских родов.

Сам же великий князь пользовался большой властью. Он руководил войском, организовывал оборону страны и направлял все завоевательные походы, нередко как верховный военоначальник шел впереди своего войска. Великий князь руководил всей системой управления страной и судопроизводством. Его власть была разнообразной и комплексной. И чем больше распадались, исчезали остатки старого родоплеменного строя, тем больше возрастала роль великого князя и его аппарата управления в центре и на местах.

Княжеская власть выражала интересы всего общества в целом, так как осуществляла оборону от иноземных вторжений, поддерживала порядок внутри страны, карала уголовные преступления, насилие против личности, защищала права собственности, на которых держалось и прогрессировало общество. К тому же, не смотря на развитие в обществе социальной розни, в нем еще четко не обозначились отдельные классы, социальные слои. Основная часть общества состояла из лично свободных людей, и княжеская власть выражала их интересы в целом.

Одновременно с установлением власти великого киевского князя над всеми восточнославянскими землями шел и другой процесс: обогащение одних и обеднение других, появление в общине богатых землевладельцев и людей, потерявших землю, нищенствующих, вынужденных идти на работу к своим разбогатевшим соседям. К середине 11 века этот процесс продвинулся далеко вперед. К этому времени относится образование собственных земельных владений, больших личных хозяйств бояр и дружинников. С 11 века отмечены и появления церковных земельных владений. Великие князья представляли эти владения высшим иерархам церкви - митрополиту, епископам, монастырям, церквам.

Города у восточных славян зародились задолго до возникновения единого государства. Большую экономическую мощь, богатство, известность приобрели города, которые сочетали в себе целый комплекс наиболее важных городских черт. Они были политическим и административными центрами. Там жил князь, его бояре, размещалась княжеская дружина. Там князь со своими помощниками правил суд, отсюда управлял подвластными землями. Одновременно города росли и расширялись как торговые и ремесленные центры. Здесь же сосредотачивалась религиозная жизнь, стояли наиболее важные храмы княжества, жили и исправляли свои христианские службы митрополит и епископ, стояли крупные монастыри.

В то же время города, как правило, занимали весьма выгодные военно-стратегические позиции. Они заключали в себе качества неприступных замков-крепостей, но масштабы их были неизмеримо больше. Такие города и были центрами культуры. В них расцветало искусство, создавались летописи, организовывались библиотеки. Все это с самого начала формирования крупных городов Руси и определило городскую жизнь. По многим большим и малым городам Руси шумели торги. Каждый город был к тому же центром торговли всей ближайшей округи. К нему тянулись ремесленники из окрестных городков и смерды из сельской местности, чтобы продать плоды своих трудов, купить что-либо необходимое в хозяйстве.

Армия, военные люди являлись неотъемлемой частью древнерусского общества, неотделимой чертой жизни русских городов, органической частью уклада великокняжеского дворца, дворцов других князей и бояр.

Прошли те времена, когда против врага поднималось все племя и когда великие князья вели с собой в далекие походы десятки тысяч своих соплеменников, ставя под свои боевые стяги значительную часть мужского населения различных княжений во главе со своими князьями. На долю этих временных боевых формирований приходилась часть военной добычи и ежегодной дани, уплачиваемой побежденным врагом. На их долю приходились и тяжкие поражения и тысячи смертей, обескровливающие развивающуюся страну.

С созданием сильного и относительно единого государства военное дело оказалось в руках профессиональных войнов, для которых война стала смыслом жизни. Профессиональные войны служили князю и находились на его содержании. Для старшей дружины это была раздача «кормлений», позднее земель, для младшей - содержание на довольстве, выплата денег, части захваченной добычи и т.д. Но дружина была лишь частью древнерусского войска. Другой его частью был «полк», простые «вои» - смерды и ремесленники.

Нередко вместе с руссами в поход выступали наемные или союзные иноплеменные войска: варяги либо отряды дружественных кочевников - турков, берендеев. Привлекали киевские князья на службу также и печенегов, а позднее половцев.

Наемники и союзники, как правило, не сливались с русским войском, подчинялись своим командирам. В случае неудач они не редко бежали с поля боя, оголяя фронт.

Заключение

Летописные данные по поводу смерти Ярослава противоречивы; считается, что он скончался 20 февраля 1054, однако, многие исследователи называют иные даты. Перед смертью Ярослав завещал киевский престол старшему из оставшихся в живых сыновей, новгородскому князю Изяславу, наказывая сыновьям жить в мире.

Прозвище «Мудрый» закрепилось за Ярославом в официальной российской историографии лишь во второй половине 19 века.

Правление Ярослава снискало ему на Руси большую славу и любовь; за его ум и начитанность ему дали прозвище Мудрого. Ярослав очень любил читать книги и собирал их. Для него переводили книги с греческого языка и покупали книги славянские. Собрание книг, устроенное Ярославом при главном Киевском храме св.Софии, служило на пользу общую и было доступно всем любившим книжную мудрость. Ярослав, по словам летописца, «насеял книжными словесами сердца верных людей»: он устраивал школы, строил церкви и приказывал духовенству учить людей, наставляя их в новой христианской вере. Так Ярослав являлся просветителем Руси.

Он был и её крепким защитником, деятельно охраняя границы государства от внешних врагов. Ему удалось наголову разбить печенегов и навсегда отогнать их от Киева (1034). Значение этой победы Ярослава над печенегами не было помрачено даже неудачею предпринятого при нём набега на Византию (1034). 3-х летняя война с греками, вызванная этим набегом, была последним столкновением Руси с Византией и окончилась освобождением русских пленных, захваченных греками во время набега.

Вывод: Киевское государство при Ярославе, несомненно, окрепло и процветало. Ярослав обладал, большими богатствами, позволявшими ему предпринимать обширные и великолепные постройки. В Киеве он выстроил замечательный храм Св.Софии и несколько других каменных храмов и монастырей. Для своих построек Ярослав выписал из Греции мастеров и строительные материалы. Всё это он делал не щадя средств и поэтому добивался блестящих результатов. При Ярославе торговля на Руси связывалась тесными отношениями с Германией, Францией, Венгрией, Польшей и скандинавскими странами.

Список использованных источников и литературы:

1. Карамзин.Н.М. “И что была тогда Россия ”, Харьков 1990 г. - 524с.

2. Літопис Самовидця. - К.,1971 р. - 326с.

3. Рибалка І.К. Історія України. У 2-х частинах. - Харків, 1995 р. - 724с.

4. Бойко О.Д. Історія України: посібник для студентів., - К.,2004 р. - 656с.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :