/>
Содержание.
Введение………………………………………………………………………2
1. Реформа Петра І необходимое следствие исторического развития….3
2. Обзор преобразовательнойдеятельности Петра Великого. Податная реформа…………………………………………………………………….5
3. Отношение к реформе Петра І современников………………………...18
4. Историческое значение реформы идеятельности Петра І …………22
Заключение…………………………………………………………………..24
Список литературы…………………………………………………………27
Введение
Податная реформа Петрадолгое время не привлекала внимание историков России. В работах исследователейвторой половины 18 – первой половины 19 века содержались лишь отрывочные,краткие сведения о возникновении подушной системы налогообложения. В советскойисториографии податной реформе уделялось недостаточно внимания. Как правило,она рассматривалась в общих работах по истории СССР лишь в связи с другимифинансовыми преобразованиями петровской эпохи, а также тогда, когда заходиларечь о государственных повинностях крестьян. Особенностью этих обобщающихтрудов, затрагивающих петровские реформы (в том числе податную), было не толькоплодотворное усвоение фактов и ценных наблюдений дореволюционнойисториографии, но и переосмысление материала, добытого наукой предшествующейпоры с точки зрения марксистско-ленинской методологии.
На податной реформе, точнеена I ревизии народонаселения, остановился и В. М. Кабузан в монографии «НародонаселениеРоссии в XVIII—первой половине XIX в.». Давая общую характеристику I ревизиипреимущественно на основе ПСЗ, автор акцентирует свое внимание прежде всего напроблемах учета народонаселения во время переписи и свидетельства, отмечая приэтом важнейшие недостатки первого в истории России опыта подушной переписинаселения Несомненную ценность представляют и исследования Я.Е.Водарского,анализирующего численность, сословно-классовый состав и размещение населенияРоссии в конце XVII— начале XVIII в. Его наблюдения относительно динамикинаселения в указанный период позволяют с большей уверенностыо судить о статистическихитогах реформы, дают возможность внести необходимые коррективы в выводы об этомдореволюционных историков.
Привлечен также сборникдокументов, подготовленный в 1942 г. к изданию II. А. Воскресенским в видевторого тома «Законодательных актов Петра I». Он содержит значительный иразнообразный материал по истории податной реформы, причем ценность этой, ксожалению, неизданной публикации в том, что она содержит многочисленныеварианты важнейших актов реформы, а это позволяет рассмотреть разработку ихПетром и его окружением.
Более подробно о податной реформе писал Е.В. Анисимов в книге «Податная реформаПетра – I». В книге была предпринята попытка рассмотреть социальное значение реформы, связать её с характерными для России XVII – начала XVIII в.социальными процессами. Анисимов высказал глубокую мысль о том, что подушнаяподать не только оказала воздействие на «гражданские права» различных группнаселения, но сама могла быть введена только благодаря издавна подготовлявшимсяпеременам в порядке гражданских отношений.
В книге Н. И. Павленко «Пётр Великий», была чётко поставлена проблема «ценыреформы», величины тех материальных затрат, которые позволили России победить вСеверной войне и стать державой европейского масштаба.
Одновременно А.Г. Маньков в своей книге «Развитие крепостного права в Россииво второй половине 18 века» затронул другой весьма важный для истории России вопрос о влиянии нового налога на бюджет государства и народное хозяйство вцелом.
Оценивая в целом литературу по теме, нужно сказать, что в изучении податнойреформы достигнуто немало. В исследованиях историков были сделаны важныенаблюдения по истории самой реформы, рассмотрены её статистические результаты.
Цель моей работы состоит в том, чтобы охарактеризовать податную реформу, таккак это необходимо при изучении социальной структуры России отдельных сословийи классов, истории финансов, центрального и местного аппаратов, учётанародонаселения и внутренней политики первой четверти 18 века. Податнаяреформа явилась одним из важнейших преобразований петровской эпохи наряду среформами государственного аппарата, вооружённых сил, церкви, культуры. Системаподушного налогообложения, созданная при Петре І, более чем на полтора векапережила своего создателя, а институт подушной подати стал одним из самыхсущественных и характерных особенностей внутреннего устройства самодержавной,крепостнической России 17- 19 вв. Податная реформа имела в истории Россииогромное как фискальное, так и особенно социальное значение. После Уложения1649 г. она была следующим важным этапом в развитии крепостного права.
1.Реформа Петра 1 необходимое следствие исторического развития.
Напричины и результаты петровской реформы сложилось два противоположных взгляда.Одни исторически полагали, что Пётр 1 нарушил естественный ход развития страны. Другие исследователи считали, что Россия была подготовлена всем предшествующим ходом исторического развития, эта точка зрения наибольшеечисло сторонников. Действительно, достаточно ясно прослеживается связь многих явлений экономической и социально-политической жизни страны конца ХVПв. спетровскими преобразованиями. Необходимость преобразований диктовалась,прежде всего, потребностью преодолеть экономическую отсталость страны, что было невозможно без выхода к морю. Обострение социальной борьбы в«бунташном» ХVПв. заставляло господствующий класс провести реформы, чтобы сохранить и умножить своё господство.
Впервые установили мысль о том, что реформа Петра явились необходимым следствием всего исторического развития русской жизни, из наших учёных были профессора Московского университета С.М. Соловьёв и К.Д. Кавелин.Они полагали, что главным содержанием нашей исторической жизни была естественная смена одних форм жизни другими. По их мнению, государственный порядок окончательно установлен у нас деятельностью Петра Великого. Пётр Великий своей реформой отвечал на требованиянациональной жизни, которая к его времени развилась уже до государственных реформ бытия. Стало быть, деятельность Петра вытекала из исторической необходимости и была вполне национальна.
Так впервые была установлена органическая связь преобразований Петра с общим ходом русской истории.
Соловьёв и Кавелин, и последователи историки-юристы, обращаясь к изучению допетровской эпохи, склонны были думать, что Россия в ХVПв.дожила до государственного кризиса. «Древняя русская жизнь», — исчеркала себя. Она сделала всё, что могла, и окончив своё призвание прекратилась». Пётр вывел Россию из этого кризиса на новый путь. По мнению Соловьёва, в ХVПв. наше государство, дошло до полной несостоятельности, нравственной, экономической и административной, и могло выйти на правильную дорогу только путём резкой реформы. Эта реформа пришла с Петром. Таким образом, преобразования Петра представлялись естественной исторической необходимостью, они были тесно связаны с предыдущей эпохой.
Пётр продолжатель старого движения, знакомого Древней Руси. В
его реформе и направление и средства не новы – они даны предшествовавшей эпохой.
В трудах Соловьёва этот исторический вывод получил твёрдое обоснование; реформа Петра, так сказать, конкретно связалась с предыдущими эпохами.
Развивая общее наше историческое значение, идея Соловьёва дала направление и многим частным историческим исследованиям. Исторические монографии о ХVПв. и времени Петра констатируют теперь связь преобразований с предыдущими эпохами.
Семнадцатый век является веком сильного общественного брожения, когда сознавали потребность перемен, пробовали вводить перемены, спорили о них, искали новый путь, угадывали, что этот путь в сближении с Западом, и уже тянулись к Западу. Теперь ясно, что ХVП век подготовил почву для реформы и самого Петра воспитал в идее реформы. Увлекаясь этой точкой зрения, некоторые исследователи склонны даже преуменьшать значение самого Петра в преобразованиях его эпохи и представлять его преобразования как «стихийный» процесс, в котором сам Пётр играл пассивную роль бессознательного фактора. Такого рода взгляд есть крайность, не разделяемая последующими исследователями преобразований, например Н.П. Павлов – Сильванский «Проекты реформ в записках современников Петра Великого».
Итак, научное понимание реформы Петра Великого основывается на мысли, полнее и справедливее всего высказанной Соловьёвым. Наша наука успеласвязать Петра с прошлым и объяснить необходимость его реформы.
Реформа первой четверти ХVШв. явились закономерным продолжением и развитием тенденций, определившихся в предыдущее время.
2.Обзорпреобразовательной деятельности Петра Великого.
Податная реформа.
Встройной хронологической картине представить постепенный ход реформ ПетраВеликого очень сложно. Пётр реформировал общественное устройство и управлениене по строгому заранее составленному плану преобразований, а отрывочными постановлениями, отдельными мерами, между походами и военными заботами. Лишь в последние годы царствования, когда война уже не требовала чрезмерных
усилий и средств, Пётр пристальнее взглянул на внутреннее устройство и стремился привести в систему ряд разновременных отдельных мероприятий.
Невозможно, впрочем, было ждать от Петра заранее составленного и творчески, теоретически разработанного плана преобразовательной деятельности. Его воспитание и жизнь не могли выработать в нём наклонности к отвлечённому мышлению: по всему своему складу он был практическим деятелем, не любившим ничего абстрактного. И среди его сотрудников не было человека, который мог бы стать автором плана общих преобразований. Правда, из-за границы предлагались Петру отвлечённые теории общественного переустройства: например, Лейбницсочинил для царя проект преобразований, были и другие доктрины. Но здравый смысл преобразователя удержал его от пересадки на русскую почву совершенно чуждых ей доктрин.
Если Пётр и перенёс на Русь коллегиальное устройство административных органов, то это потому, что везде на Западе он видел эту форму управления и считал её единственной нормальной и пригодной где бы тони было. Но если бы даже и была в голове Петра какая-нибудьпредрешённая система преобразований, он вряд ли бы мог выполнить её последовательно. Нужно помнить, что война со Швецией поглощала все силы царя и народа.
Прежде цари редко отлучались из Москвы на продолжительное время.
Таким образом, Пётр вёл свои реформы без заранее составленного плана и сообразуясь с военными потребностями в своей деятельности. Идея общего народного блага обусловливала всю деятельность Петра – преобразователя. Войну со Швецией он предпринял с глубоким пониманием национальных интересов и в победах искал не личной славы, а лучших условий для культурного и экономического преуспевания Руси, — и внутреннююдеятельность
Пётр направлял к достижению народного блага. Но когда шведская война стала главным делом Петра и потребовала громадных усилий, тогда Пётр поневоле отдался ей, и внутренняя деятельность его сама собой стала в зависимость от военных потребностей.
Войнатребовала войско: Пётр искал средства, то есть пути, которыми бы можно было поднять платёжные силы, то есть экономическое состояниегосударства, и это повело к податной реформе, к поощрению промышленности и торговли, в которых Пётр всегда видел могущественный источник народного благосостояния. Так, под влиянием военных нужд Пётр совершил ряд нововведений; одни нововведения вызвали необходимость других, и уже тогда, когда война стала менее тяжела, Пётр мог всё совершённое им внутри государства привести в одну систему, закончить новое административное устройство и дать своему делу стройный вид[1].
Деятельность Петра выразилась в ряде общественных реформ, значительно изменивших древнерусский общественный быт, но не изменивших главнейших оснований государственного строя, созданного до Петра.
Реформа, совершённая Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в России, не ставилась задача поставить русскую жизнь на непривычные ей западно - европейские основы, ввести в неё новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить государство и народ готовыми западно – европейскими средствами и тем самым поставить государство в уровень с завоёванным им положением вЕвропе. Но всё это приходилось делать в военной обстановке спешно и принудительно. Война сообщила реформе лихорадочный пульс, и привела Петра к податной реформе.
Сословие государственных крестьян появилось вследствие объединения в одно податное сословие разнообразных категорий не крепостного населения. В связи с введением подушной подати был отменён институт холопства.
По уложению 1649г. крестьянин лишён был права сходить с земли, но во всём остальном он оставался совершенно свободным: закон признавал заним право собственности, право заниматься торговлей, заключать займы, распоряжаться своим имуществом по завещанию и т.д. Как и раньше, Уложение сохранило резкую грань между крестьянином и холопом.
Однако действительная жизнь сложилась совсем не так. Одновременно с тем как крестьянин опускался до положения холопа, холоп поднимался доположения крестьянина: не платя за холопа
государственныхподатей, помещик старался перевести его со двора на землю, превратить в земледельца – крестьянина; казна от этого терпела, и правительство приняло свои меры: в 1695г. оно обложило таких холопов податями. Таким образом, холоп, продолжая оставаться рабом, частной собственностью, поднимался до положения личности и гражданина, 10 лет спустя был сделан новый шаг в этом направлении: холопы были призваны к отбыванию рекрутской повинности. С той поры разница между холопом и крестьянином свелась к одному названию.
Полное слияние крестьян с холопами и, одновременно, окончательное закрепощение тех и других за помещиком было достигнуто введением подушнойподати (1718-1722г). Петр и для солдат нашел временное, но важноезадание: их начали перебрасывать на крупные стройки, требовавшие тяжелого массовоготруда. Это были крепости, гавани и каналы. Так, 8 февраля 1717 года Петр,сообщая Сенату о предстоящем выводе армии из Польши писал:"… чего дляныне им дела никакова нигде нет, а жалованье берут даром, того для за потребнорассуждаю по половине их брать на работу к делу канала, который будет от Тосныв Уверь, и то, по получении сего указа, учините"[2]
Вся подготовительнаяработа по уточнению штатов армии и в особенности расходов на нее была проведенаВоенной коллегией, представившей в январе 1720 г. свое «предложение» — проектновых штатов армии. Важно отметить, что разработка проекта была непосредственносвязана с податной реформой. В «предложении» отмечалось, что оно «учиненоВоенной коллегией по е. и. в. указу ради расположения всей армии на число душ».
Определению общейсуммы расходов па армию предшествовала работа по подсчету расходов на содержаниеодного солдата. Эта проблема занимала Петра давно. Еще в 1717 г. oнраспорядился приготовить смету расходов на одного солдата «со фсем, что к немунадлежит в год».
По проекту 1720 г. расходы накавалеристов составили 40 руб., а на пехотинца — 28.5 руб. Общие же расходы насухопутные силы достигали 4 млн. руб. (на пехоту— 1 515 688.24 руб., накавалерию — 1 463 189.93, на газоны—961017.20 руб.). 9 февраля 1720 г. Петрутвердил проект штатов армии.
Теперь оставалосьждать сведений о числе душ м. п., зафиксированных в перепись, чтобы затемвычислить размер подушной подати, получаемый от деления общей суммы армейскихрасходов на число душ м. п. 19 декабря 1720 г. В. Н. Зотов представил своднуютабель, учитывающую 4 мин. душ м. п. Это позволило вычислить первую (изизвестных нам) ставок подушной подати, что и было зафиксировало в указе Петра16 января
1721 г.
«В поборы на кресьян на сухопутную армеюпо рублю на душу м. п.».
Начав податную реформу, Петр в достаточной мере осознавал сложность еезаключительных этапов. 16 января 1721 г., т. е. за год до началасвидетельства, Петр рассматривал вопрос «о роскладке на пример армейскогополка». Спустя несколько дней этот вопрос обсуждался Сенатом и Военнойколлегией. Так правительство приступило к организации, своеобразного податногоэксперимента, целью которого была проверка на практике идеи размещения армиипо новому образцу.
зоны—961017.20 руб.). 9 февраля 1720 г.Петр утвердил проект штатов армии.
Теперь оставалось ждать сведений о числе душ м. п., зафиксированных вперепись, чтобы затем вычислить размер подушной подати, получаемый от деленияобщей суммы армейских расходов на число душ м. п. 19 декабря 1720 г. В. Н.Зотов представил сводную табель, учитывающую 4 мин. душ м. п. Это позволиловычислить первую (из известных нам) ставок подушной подати, что и былозафиксировало в указе Петра 16 января
1721 г.
«В поборы на кресьян на сухопутную армеюпо рублю на душу м. п.».
К началу 1724 г. возникла и другаяпроблема, затруднявшая завершение реформы в установленный срок. Выяснилось,что утвержденный в начале 1722 г. план «расписания» полков по губерниямпридется изменять. Стало известно, что в большинстве губерний образовались излишкидуш «за расположением» на полки, а в некоторых, — наоборот, их недостаток.18Причина этого крылась не только в той приблизительности, с которой определялисьполки по губерниям, но и в том, что подушная подать понизилась с 1 руб. до 80 ипотом до 74 коп. Это привело к увеличению нормы раскладки полка (в 1720 г.— 37 тыс. душ м. п. на полк, в 1724 г. — 50.6 тыс. душ) и соответственноотразилось на географии раскладки полков в целом по стране. а 13 января 1724г. Петр, вынужденный отказаться от завершения реформы к началу 1724 г.,предписал ревизорам закончить свидетельство к марту 1724 г. и затем прибытьдля совещания в Москву.
Особое место занимал вопрос о содержании гвардии. Расходы на еесодержание в начале 1724 г. были определены в размере 209 тыс. руб. Эту весьмазначительную сумму было решено собрать с крестьянства Сибири. В указе Петра 11декабря 1723 г. о гвардии сказано было таким образом: «… сито, мнитца, мнеположить с Сибири (ежели за лишком будет)»[3].Иначе говоря, Петр предполагал «положить» гвардию на те доходы, которые будутполучать от сборов подушной подати с крестьян, оставшихся «за расположением» наопределенные в Сибири 9 полков. Расчеты, сделанные на основе присланных И. В.Солнцевым-Засекиным ведомостей, показали, что если исключить сумму расхода на 9армейских полков, то по Сибирской губернии останется 30.8 тыс. руб. Вместе с4-гривенным налогом государственных крестьян и посадских Сибири па гвардиюможет быть передано всего лишь 132 тыс. руб. Петр распорядился дополнить »тусумму за счет подушной подати, взимаемой с оставшихся «за расположением» вдругих губерниях[4].
Однако перерасчёт, произведённый послеуточнения «подушного числа», введения 74-копеечного налога и определениясборов с посада на артиллерию, показал, что из сборов по Сибири на гвардию неосталось ни копейки. Более того, на содержание определенных, на Сибирь полковнедоставало 8 тыс. руб. Проблема содержания гвардии была решена лишь послесмерти Петра. Сенат по указу Екатерины 7 июля 1725 г. постановил «гвардию сСибирской губернии снять». Вместо этого было решено «на гвардию положитьМосковской губернии оставших за штатом доходов, а Именно: кабацкие, с клеймениякубов, с клеймения хомутов, с ызвозчков, с мостов и перевозов, с оброчныхземель и сенных покосов» и с других косвенных доходов, дававших до 207 тыс.руб. Из них 181 тыс. руб. приходилась на долю кабацких денег.
В марте—апреле 1724 г. в Москве состоялось совещание губернскихревизоров. Результатом совещания стал указ Петра от 1 мая 1724 г., в которомпересматривался прежний порядок распределения полков, но душам в каждойгубернии. Было решено начать раскладку заново от Москвы расширяющимся кругом,захватывающим все новые и новые уезды сначала Московской, а затем и другихгуберний. Петр, в частности, писал: «… начинать полки раскладывать — перво вМосковской губернии разложить и, чего не достанет, приписывать от пограничных,а когда Московская разложением совершитца, тогда тем, которые с нею граничат,тем зачать вдруг»[5].Такой порядок раскладки позволял избежать остатков душ «за расположением».
Петрспешил с завершением реформы. Прощаясь с ревизорами, уезжавшими в своигубернии, он требовал закончить раскладку полков и ввод их в «вечныеквартиры» к концу 1724 г. К тому же сроку надлежало выбрать земских комиссаров[6].
Порядок движенияармии на «вечные квартиры» был определен указом 6 августа 1724 г. Полки,находившиеся далее чем в 500 верстах от квартир, посылали офицеров, которые ипринимали квартиры от ревизоров. Полки, находившиеся ближе, чем в 500 верстах,следовали на квартиры походным маршем. Закончить размещение надлежало втечение 1724 г. Однако донесения, поступившие от ревизоров в конце 1724—начале1725 г., свидетельствовали, что квартиры были приняты представителями лишьнескольких полков. Эти известия вызвали гнев Петра, который излил его в письмахк ревизорам в начале 1725 г. В категорической форме он предписал ревизорамне позже 1 марта 1725 г. доложить о приеме полками квартир и размещении их вуездах.
Петру не было сужденовыслушать рапорты ревизоров — 28 января 1725 г. он умер. Но постановления начала1725 г. сохраняли силу и после его смерти. В итоге к весне 1725 г. ревизоры восновном закончили размещение полков. Несколько замедлило доведение его доконца перераспределение между губерниями душ, «оставшихся за расположением».
К весне 1725 г.были выбраны и земские комиссары. Выборы их предусматривались уже в инструкцияхревизорам, но непосредственное распоряжение появилось 14 мая 1723 г. В немуказывалось, что к октябрю в каждом уезде должно съехаться шляхетство ивыбрать «из лучших людей, которые б могли чистую отповедь в сборе своего годадать». 18 ноября ревизоры вновь подтвердили, «чтоб… в выборе в земскиекомиссары дворян принуждали, дабы конечно к 724-му году ко вступлению в подушныйзбор оные учреждены были». Одновременно в указе 18 ноября отмечалось, что в техуездах, где нет дворян, населению выбрать комиссаров из своей среды, «кому онимежду себя верят».
Попыткаразместить более чем 100-тысячную регулярную армию на «вечных квартирах»предпринималась в России впервые и не могла не вызвать массы проблемпрактического порядка. Поэтому Петр и его помощники приложили немало усилий длянаписания таких инструкций, которые, став руководящими документами в деятельностивоенных и гражданских администраторов, могли бы охватить наиболее важныевопросы содержания армии. Среди таких документов, написанных в течение 1723—1724 гг., выделяются три важнейших — Плакат, Инструкция полковнику иИнструкция земскому комиссару.
Подготовка этихдокументов началась летом 1723 г. в Военной и Камер-коллегии. Осенью вразработку этих документов включился и сам царь. Повторное слушание инструкцийи Плаката пришлось на весну 1724 г., а окончательно документы были подписаныПетром 6 ноября 1724г.
Все три документа взаимосвязаны ихорошо дополняют друг друга. В этом можно усмотреть замысел их составителей. ВИнструкции земскому комиссару (п. 10) после изложения основных принципов егодеятельности мы читаем: «В прочем должен ты поступать во всем так, как вданной инструкции полковнику и офицерам изображено и по… Плакату во всемнепременно, чего ради сообщаются тебе с той и Инструкции, и Плаката копии[7]».
Вместе с темкаждому документу присущи свои особенности. В Инструкции полковнику подробнорассматриваются разнообразные вопросы содержания полка на средства, получаемыес крестьян. Регламентации сборов с них посвящена Инструкция земскомукомиссару. Плакат же является указом, изданным для «народного известия». С егопомощью власти хотели ознакомить широкие слои населения с принципами новойподатной системы и предотвратить тем самым возможные злоупотребления,проистекающие, как тогда полагали, от незнания законов. Не случайно в ноябре1723 г. Сенат постановил: «Когда состоитца расположение полков на души, тогдапубликовать печатными указами и роздать те указы по приходом, чтоб им зборысвои платить в урочныя сроки и больше того ничего б им не платить»[8].
В январе 1724 г. Сенат (по инициативеПетра) установил размеры выплаты за отработки сверх подушной подати. Этот указбез существенных изменений вошел вПлакат.
Особоеместо занял вопрос о натуральных повинностях крестьян. В конце Северной войныправительство предприняло ряд мер по реорганизации существовавшей системыснабжения армии провиантом (создание постоянных магазинов складов, образованиеинститута провиантмейстеров и т. д.). Все это позволило правительству в 1723г. декларировать отмену всех провиантских поставок и выплат, Однако намеченныемероприятия по обеспечению армии провиантом и фуражом через систему магазиновк началу сбора подушной подати осуществлены не были.
Централизованноармия снабжалась лишь во время походов. В этом случае провиантские деньгипоступали из полков к генерал-провиантмейстеру. Но и тогда население неизбегало провиантской повинности. Плакат узаконил практику изъятияпродовольствия и фуража (правда, с уплатой стоимости по местным ценам) с «ближнихжителей»[9].
Помимо подводной,отработочной и натуральной повинностей на плечи крестьянства легла хотя ивременная, но весьма обременительная строительная повинность.
Первоначально предусматривалсякомбинированный принцип размещения армии. По желанию населения (прежде всегопомещиков) оно могло либо строить слободы для солдат, либо содержать их в своихдомах. Перспектива быть вовлеченными в новую и довольно тягостную повинностьне вызывала энтузиазма не только у крестьян, но и у помещиков. В 1721 г. супорным нежеланием помещиков размещать полки столкнулся в Новгородскойпровинции М. Я. Волков. Лишь после грозного окрика из Петербурга новгородскиедворяне подчинились Волкову.
Вместе с выборнымиот дворянства Волков объехал Новгородский, а также часть Старорусского уезда иопределил места для строительства слобод из расчета: одно капральство на«квартире», состоящей из 14—15 изб. Всего на два размещенных в Новгородскомуезде полка предстояло соорудить 1281 избу строго установленного образца.
Строительство слободявлялось весьма тягостной повинностью. Предстояло только срубить и вывезти излеса не один десяток тысяч бревен. Летом 1722 г. дворяне в своей челобитнойсообщали, что вывезена лишь часть необходимого леса, но и это составляло более32 тыс. бревен. Заготовкой леса повинности населения не ограничивались. В 1723г. новгородские помещики писали в Сенат, что подрядчики берут на постройку избыпо 25—30 руб., т. е. не менее 22 тыс. руб., или около 1.35 руб. с души м. п.Кроме того, населению предстояло выкупить земли под слободы, за которыевладельцы «просят денег великих»[10].
К весне 1724 г.выяснилось, что большинство помещиков не хочет строить слободы, а готоворазместить солдат по деревням. Это не устраивало царя. Если в 1722— 1723 гг.Петр не возражал против комбинированного расселения армии (по слободам идворам), то теперь он резко изменил свое мнение, опасаясь за сохранение боеспособностиармии. В Плакат (ч. I. п. 19) было внесено положение, разрешавшее населениюсодержать солдат, но лишь временно. В течение двух лет слободы должны были бытьпостроены для всех полков с тем, чтобы в 1726 г. солдаты уже не стояли накрестьянских дворах.
Возведение слобод возлагалось на тяглоенаселение. Лишь там, где полки находились на зимних квартирах постоянно,слободы строились силами солдат, но и тогда все расходы на заготовку материалови покупку земель должны были оплачиваться населением.
Сбор подушной подати поручался земскому комиссару. Пункты Плаката иИнструкции земскому комиссару не вносили ничего принципиально нового в те положенияуказа 26 ноября 1718 г. и инструкции Волкову и Чернышеву, в которых шла речь оземских комиссарах. Эти положения сводились к следующему. Земский комиссарвыбирался из дворян сроком на год на общем собрании дворян каждоговоенно-административного округа (дистрикта), на территории которогорасполагался полк. «Выбор» — документ об избрании — подписывался всемиучаствовавшими в собрании помещиками и сдавался на хранение полковнику. Поокончании срока работы комиссар отчитывался на перевыборном собрании дворян,которые давали оценку его работе и за совершенные в течение года проступкимогли оштрафовать его или передать в ведение надворного суда и местнойадминистрации. В том случае, если дворянское собрание было удовлетворено деятельностьюкомиссара, оно могло переизбрать его на новый срок.
Деятельность первого комиссара,избранного на 1725г., начиналась с того, что он принимал от ревизора переписнуюкнигу и на ее основе составлял окладную книгу — «означа все села и деревни, и вних число мужеских душ, и что с них подушных денег с каждого села и деревни нагод в сборе быть имеет[11]»(Инструкция земскому комиссару, п. 1). Для сбора денег земскому комиссарувыдавались приходная и расходная книги, присланные из Камер-коллегии. Порядкупри сдаче денег плательщиками и приеме их земскими комиссарами уделялосьособое внимание. Зная повсеместность злоупотреблений в податных делах,правительство стремилось подробно регламентировать процедуру сдачи и приёмаденег. Передав деньги комиссару, плательщики должны были расписаться вприходной книге и получить от земского комиссара расписку – «отпись».
Взаимоотношениявоенных с гражданским населением являлись одним из сложнейших вопросов новогоразмещения армии. Наученное горьким опытом квартирования полков в годы войны,правительство стремилось регламентировать отношения крестьян и военных так,чтобы в будущем предотвратить возможные недоразумения и стычки.
В основу законов, регулирующих этиотношения, был положен незыблемый принцип охраны помещичьей собственности.Военным предписывалось «ни в какие, как помещицкие, так и крестьянские,владения и в их управления и работы… не вступать и помешательства отнюдь нечинить» (Плакат, ч II, п. 2). Полковых лошадей разрешалось пасти лишь по отводукрестьян и помещиков вместе с их табунами. Запрещалось без разрешения помещиковвыезжать в их угодья для охоты и рыбной ловли,, а также привлекать крестьян кзаготовке дров для солдат.
Для петровской податной исоциальной политики в целом характерно ужесточение ее принципов. Как известно,в XVII в. законодательство признавало существование «вольных и гулящих» людей,которыми, согласно Уложению 1649 г., признавались те, кто находился вне трех,отчасти дублирующих друг друга общественных состояний (служилого, крепостногои тяглого). В петровскую эпоху наметилось существенное изменение позиции государствапо отношению к «вольным и гулящим», что, как уже отмечалось выше, фиксировалаПалата по составлению Уложения 1700г[12].
Передсамым началом (или немного позднее) податной реформы Петру был подан проект,автора которого мы, к сожалению, не знаем. Проект, по-видимому, привлек вниманиеправительства, ибо в фонде Кабинета сохранились помимо полного списка проектаеще две краткие редакции, составление которых, как правило, было связано срассмотрением проектов в верхах. Автор, приветствуя податную реформу и считая,что подушное обложение более удобно для государства, чем подворное, обращаетособое внимание на полицейскую функцию подушного обложения. Он считает, чтореформой нужно воспользоваться, во-первых, для вывоза беглых и, во-вторых, дляукрепления в стране паспортного режима. Но мнению автора, нельзя разрешатьвыход всем желающим. Паспорта, называемые автором «ерлыками за гербом», должнывыдаваться лишь одной четвертой части населения, внесенного в подушный оклад.Положенные на данную вотчину «ерлыки» должны были получить у ландрата доверенныелюди помещика, а затем уже распределять между желающими выйти па заработки.«Ерлык» выдавался на пять лет, причем в нем указывались даты выхода ивозвращения крестьянина. Без «ерлыка» помещики не имели права отпускать своихкрестьян и держать чужих.
Авторне ограничивается предложением ввести «ерлыки» только для крестьян. Он видитсистему паспортов-пропусков всеобщей, распространяемой и на другие категориинаселения. Купцы должны были иметь документы, в которых отмечался не толькопуть их следования, но и товары, которые везли с собой. «Також, — пишет автор,— и всяких чипов людем давать подорожные за таковыми ж гербами, в чем болынивси в верности сим могут утвердиться и за сроки в отпусках своих жить нигдебольше не станут, по коим всяк везде тем изобличен будет»[13].
Автор выступает перед нами энтузиастом полицейскихпорядков, изобретая изощренные формы контроля за подданными. Так, выезжающий вдругой город должен был в обязательном порядке представить по возвращении домойособое письмо из канцелярии того города, где он находился согласно подорожной,подтверждающее, «что он был тама, а не в других местах, от чего верно о себевсяк будет знатен». Реализация этих мер должна, по мнению автора, укрепитьпорядок в уездах и городах, способствовать «прибытку государственному».
В Плакате 1724 г. многие предложения неизвестного автора получили отражение иразвитие. Он предусматривал два варианта выхода крестьянина-отходника на заработки.Во-первых, он мог выйти на работу в «ближние места», точнее в пределах своегоуезда, по не далее чем на 30 верст от дома. Для того чтобы покинуть жилище,крестьянин' должен был получить паспорт — «отпуск», подписанный помещиком или вего отсутствие приказчиком (ч. II, п. 12). Во-вторых, крестьянин мог выйти запределы своего уезда на продолжительный срок. Такой выход предусматривал особуюпроцедуру оформления документов. Крестьянин должен был получить не толькописьменное разрешение своего помещика, но, и подписанное земским комиссаром изаверенное полковой печатью «пропускное письмо». Комиссар был обязан внестизапись о выходе данного крестьянина в особую книгу. Понимая, что процедураоформления «пропускного письма» может привести к злоупотреблениям, составителиПлаката предусмотрительно оговорили, что за каждое письмо крестьяне платятпошлину 2 коп., и «болше того отнюдь не требовать», и, кроме того, «болше ждвух дней, под жестоким наказанием, крестьян не задерживать».
Плакат требовалобязательной отметки в паспорте срока, в который крестьянин-отходник был обязанявиться домой. Категорически запрещалось отпускать и принимать отходников ссемьями, и при предъявлении писем на семью надлежало немедленно ее высылать напрежнее место жительства (ч. II, п. 14). Включая это положение в Плакат,законодатели стремились предотвратить бегство крестьян под видом выхода назаработки. Теми же соображениями было продиктовано запрещение жениться крестьянам-отходникамв период работы на заводах (ч. II, п. 15). Эту же цель преследовало положение обограничении времени отхода тремя годами (ч. II, п. 16). Власти понимали, чтоотзыв квалифицированного работника, каким мог стать за это время отходник,приводил порой к ущербу производства и нарушению «государственного интереса».Поэтому Плакат предусматривал выплату компенсации за такого работного еговладельцу в размере 50 руб. После этого крестьянин-отходник становилсясобственностью хозяина мануфактуры (ч. II, п. 15).
Предписание Плаката опаспортах имело огромное значение для народного хозяйства. С помощью паспортнойсистемы правительство могло контролировать продвижение населения, ограничиватьего во временных и пространственных рамках, оказывать влияние на особенностиформирования рабочей силы на предприятиях.[14]
Введениепаспортов в 1724—1725 гг. привело в отдельных случаях к перебоям в снабжениистроек рабочей силой.
Жесткийпорядок, введенный Плакатом, разумеется, не устраивал многих как из числаотходников, так и из числа работодателей. Одним из способов обойти закон былопредъявление фальшивых паспортов. К 1726 г. обнаружилось такое количествоподделок, что правительство решило перейти на паспорта, изготовленные типографскимспособом. Однако вскоре дело застопорилось. После вывода полков из уездов ипередачи сбора налогов губернаторам и воеводам в их же руки была передана ивыдача паспортов. Это в свою очередь привело к новым трудностям. Как писалиавторы доношения в Сенат, «ежели обширной уезд, например Московской, Новгородскойи Нижегородской и иные многие тому подобный, ис такова уезду несвободны вдругой уезд в наймах ехать или для работы итти, покамест не получат от воеводыпашпорта, а к воеводе в город итти верст по сту и по двести, то он прежде,нежели работою своею на оплату податей что достанет, последнее свое дорогоюисхарчит». Кроме того, придя в город «просители в городах за паш-портамиволочатся». Правительство признало доводы авторов до ношения вескими, и в 1728г. было принято, решение ограничиться «письменными» паспортами, завереннымиприказчиком или помещиком.
Лишь в 1731 г.,когда армия возвратилась в уезды, была введена вновь система «печатных»паспортов. Тех, кто появлялся с «письменными», было приказано, «не пропуская,ловить и отсылать на прежние жилища».
Наконец, возвращаясь к Плакату какдокументу, регулирующему полицейские функции армии, нужно затронуть вопрос опереводе крестьян. Система прикрепления крестьян в местах приписки в окладподати оказывалась в некотором противоречии с, практикой, когда помещикисвободно распоряжались своими крестьянами, могли продать крепостного без землив другой уезд перевести в свое поместье, расположенное в другом районе.Разрабатывая Плакат и другие документы, правительство стремилось учесть и этообстоятельство. 31 августа 1723 г. Сенат приговорил, «чтоб душ по расположениюполков из полку в полк бес челобитья и указу не переводить»[15]В Плакате эта идея была развита. Он устанавливает порядок, при котором помещикмог перевести крестьянина, лишь подав об этом челобитную и представивобязательство о платеже за него денег по-прежнему в местах «положения» в окладна полк (ч. I, п. 17).
Подводя итоги, мы можем констатировать, что реализация петровских плановпривела к созданию новой системы содержания и размещения армии. Эта системаимела три особенности. Во-первых, она была рассчитана на мирный период ипредусматривала содержание армии (при сохранении ее боеспособности) длительноевремя. Во-вторых, новая система содержания армии составляла единое целое сподатной налоговой системой. Деньги, взимаемые с плательщиков при участииармии, поступали непосредственно на нужды полков, что позволяло в известнойстепени избежать издержек, связанных с передачей их в центральную кассу иперераспределением вновь на полки. В-третьих, размещение полков среди населения,с которого взимались деньги на их содержание, позволяло военным контролироватьположение на местах, эффективнее взыскивать недоимки, бороться с бегством,подавлять проявления классовой борьбы. Создание паспортной системы, ставшеевозможным благодаря введению подушной переписи, позволяло следить за перемещениемнаселения и регулировать его в соответствии с интересами феодалов иабсолютистского государства.
Произведена была перепись податного населения, вычислен расход по содержаниюармии, и разложен по душам. Переписи подлежали крестьяне всех категорий (помещичьи, вотчинные, черносошные на государственных землях, дворцовые, монастырские), холопы и так называемые «гулящие» люди, до сих пор не платившие никаких податей и повинностей, жившие за чужим «хребтом»(«захребетники», «подсуседники») или просто бродившие с места на место. Под страхом наказания (ссылка на галеры) «гулящие» обязаны были записаться в ревизские сказки и превратиться в солдат и в крепостных[16].
Ответственностьза исправный взнос податей возложен был на помещика: правительствотребовало денег с него, а не с крестьян. Эта мера оказала громадное влияние на дальнейшую судьбу крестьянства: она поставила плательщика вполную зависимость от помещика и привела к тому, что помещик сделался бесконтрольным хозяином и
настоящим владыкой над своими крестьянами.
Прикрепление крестьян при Петре, как сурово оно не проводилось в жизнь, каким тяжёлым гнётом не легло на население, не имело ничего общего с тем положением, какое сложилось для них со второй половины ХVШв[17]. и продолжалось вплоть до уничтожения крепостного права (1861). Прикрепляякрестьян, Пётр совсем не имел в виду превращать их в помещичьих крепостных, в рабов: в податном классе он видел такой служивыйкласс, каким были и другие сословия: дворянское, городское; прикрепление совершалось во имя соображений государственных, отнюдь не частных, не классовых: крепостное состояние было лишь формой служения своему помещику с тем, чтобы дать ему самому возможность отправлять свою службу, так что перестанет служить помещик, должны быть освобождены от обязанностей к нему и крестьяне. Этот взгляд глубоко вкоренился внародное сознание, и когда впоследствии помещики-дворяне стали
действительно освобождаться от военной повинности, то крестьяне с полным основанием требовали, чтобы освободили и их – не от рекрутчины, а от крепостничества.
Подушная подать принесла государству в 1724г. более половины государственного бюджета, но она же и отразилась на жизни населения тяжелеевсего.
По указу 1723г. холопы облагались государственными налогами наравне с крепостными крестьянами сливаясь, таким образом, вместе с ними в единое сословие, податный класс. Даже городская реформа 1718г. вследствие которой появились относительно зависимые городские магистры, городские гильдии с их выборными, независимыми от властей представительствами имела целью создать надёжное тяглое сословие,поставщиков казны.
В городской реформе красной нитью проходит та же мысль, которая легла в основу реформ дворянства. Пётр понял, что необходимо расширить и углубить сами источники государственного дохода, а не просто изловчаться только в усилиях их исчерпать.
Конечно, и сама новая сословная структура податного населения, и жёсткая регламентация прав и обязанностей каждого сословия, и ограничения территориальных, а так же социальных перемещений увеличивали шансы правительства при взимании платежей. При Петре податные тяготы утроились, а население за время его царствования сократилось на 20%.
И так для покрытия больших военных расходов Пётр повёл к податной реформе, поощрению промышленности и торговли, а так же были приняты такие меры как:
А) Выпуск низкопробной монеты (перечеканка из монеты
полноценной);
Б) Налоги разного рода, главным образом промысловые;
В) Монополии на табак, соль, сало, дёготь и др.
Г) Подушная подать.
3.Отношение к реформе Петра І современников.
Деятельность Петра І до сих пор не имеет в нашем общественном сознании одной твёрдо установленной оценки. На Податную реформу Петра смотрели по-разному, и его современники и мы. Одни старались объяснить себе значение реформы для последующей русской жизни, другие же занимались вопросом об отношении этой реформы к явлениям предшествующей эпохи. Деятельность Петра обсуждали уже его современники. Их взгляды сменялись взглядами ближайшего потомства, судившего по преданию, понаслышке, а не по личным впечатлениям. Затем место преданий заняли исторические документы.
Современники Петра считали его одного причиной и двигателем той новизны, которую вносили в жизнь его реформы. Эта новизна для одних была приятна, потому что они видели в ней осуществление своих желаний и симпатий, для других она была ужасным делом, ибо как им казалось, подрывались основы старого быта. Равнодушного отношения к реформам не было ни у кого, так как реформы задевали всех. Но не все одинаково резко выражали свои взгляды. Пылкая, смелая преданность Петру и его делу отличает многих его помощников; старинная ненависть слышится в отзывах о Петре у многих поборников старины. Первые доходят до того, что зовут Петра «земным богом», вторые не страшатся назвать
его антихристом. И те, и другие признают в Петре страшную силу и мощь, и ни те, ни другие не могут спокойно отнестись к нему, потому, что находятся под влиянием его деятельности. И преданный Петру Наратов, двадцать лет ему служивший, и какой-нибудь изувер-раскольник, ненавидевший Петра всем своим существом, одинаково поражены Петром и одинаково не способны судить его беспристрастно. Многие люди, жившие и после его смерти, продолжали ему удивляться не меньше современников. Они жили в созданной им гражданской обстановке и пользовались культурой, которую он так старательно насаждал. Всё, что они видели вокруг себя в общественной сфере, вело начало от Петра. О Петре осталось много воспоминаний, о том же, что было до него, стали забывать.
Преобразования Петра І касались всех сторон общественной жизни и всех классов московского общества. Поэтому люди всех направлений и положений почувствовали реформу Петра и, задетые ею, так или иначе, высказывали своё отношение и к преобразованию, и к преобразователю[18]. Отношение это было разнообразно. Не все понимали, к чему стремился Пётр, не все могли сознательно отнестись к преобразованиям. Массе, реформы казались странными, ненужным и не понятным делом. Народ не мог уловить в деятельности Петра, исторической традиции, которую видим теперь мы, поэтому считал реформу не национальной и приписывал её личному капризу своего царя. Однако много отдельных лиц, не только извысших слоёв общества, но и из народных масс умели сочувствовать Петру. Эти люди являлись деятельными сотрудниками государя. Так, в эпоху Петра образовалось в его государстве две стороны людей: противников и сторонников реформы.
В1698г. стрелецкий розыск и резкие нововведения Петра по возвращению из-за границы сразу возбудили внимание народа, который был удивлён и жестокостью государя, и его немецкими еретическими замашками. Вобществе пошли оживлённые разговоры, о которых мы знаем довольно много из дел Тайного приказа (Преображенского), занимавшегося следствиями политического характера. В Москве и в областях роптали на Петра за то, что «бороды бреет и с немцами водится и вера стала немецкая».Соображая «чего ждать от басурмана», не удивлялись, что Пётр оказался жестоким в стрелецком розыске. Однако проявление этой жестокости поражало народное воображение; даже бабы говорили между собой, что «которого дня государь и князь Ромодановский крови изопьют, того дня и те часы они веселы, а которого дня не изопьют, и того дня им хлеб не естся[19]». Позже, когда с началом шведской войны очень усилились подати и повинности, происходили частые рекрутские наборы, и служба дворян стала тяжёлой, это напряжение государственных сил объяснили не политическимипотребностями, а личным капризом царя. Ему желали смерти, потому что думали: «Как бы Петра убили, так бы и служба минула, и черни бы легче было». Но Пётр жил и требовал от народа усиленного труда. Не привыкшие к такому труду с отчаянием восклицали: «Мироед, весь мир переел. На него, кутилку, переводу нет, только переводит добрые головы. Пётр казался врагом; он дворян всех выволок на службу, крестьян разорил с домами», побрал их в солдаты, а жён их «осиротил и заставил плакать век». «Если он станет долго жить, он и всех нас переведёт» — говорили в народе.
Таким образом, личность Петра и его культурные вкусы и политическая деятельность были не поняты массой и возбуждали недовольства. Не понимая происходящего, все недовольные с недоумением ставили себе вопрос о Петре.
Уже в первые годы ХVШв. появилось несколько ответов. Заграничная поездка предлог к одному ответу; «немецкие» привычки Петра создали другой ответ. На почве религиозного консерватизма вырос третий, столь же легендарный, как и первые два. Во-первых, стали рассказывать, что Пётр во время поездки за границу был пленён в Швеции и там «закладен в столб», а на Русь выпущен
вместо него царствовать немец. Поводами к этой легенде служили рассказы о том, что Пётр в Швеции не «закладен в столб», а посажен в бочку и пущен в море. Ходила в народе легенда о том, будто Пётр родился от «немки беззаконной». И как царица Наталья Кириловна стала отходить ссего света и в то число говорила: « Ты, де, не сын мой, замененный». Не чём основывалось такое объяснение происхождения Петра, высказывали наивно сами рассказчики легенды: «Велит носить немецкое платье – знатно, что родился от немки».
В-третьих, наконец, в среде, кажется, раскольничьей, выросло убеждение, что Пётр антихрист, потому что гонит православие, и разрушает верухристианскую. «Получив широкое распространение в тёмной массе народа, все эти легенды спутывались, варьировались без конца и соединялись в одно определение Петра: «Он не государь–латыш; поста никакого не имеет; он льстец, антихрист, рождён от нечистой девицы».
Но недовольство народа не переходило в общее открытое сопротивление Петру. Народ, правда, уходил от тяжести государственной жизни целыми массами в казаки, в Сибирь, даже в Польшу. Однако обаяние грозной личности Петра, отсутствие самостоятельных, общественных союзов, наконец, отсутствие единодушного отношения к Петру и реформе, привели к тому, что
против реформы Петра были лишь отдельные местные вспышки.
Сторонники и сотрудники Петра являлись, без сомненья, меньшинством в русском обществе; но воспитанные в школе Петра и поставленные им у власти, они прониклись взглядами своего воспитателя и после его смерти, не дали государству уклониться на путь реакции.
И знатный, и не знатный, и русский, и не русский, и обруселый иноплеменник одинаково могли подняться до непосредственной близости к царю – реформатору. Поднимались до такой близости и иностранцы, случайно появившиеся в России и ей чуждые; но Пётр лаская из и доверяя им, не ставил из не первые места; везде над ними возвышался русский человек, хотя бы и меньше иностранца знавший дело.
Однако авторитет могучего государя, привычка к долгому совместному служебному и житейскому общению, привычка к новым формам государственной жизни и деятельности соединили всю эту разноплеменную и разнохарактерную дружину Петра в плотный, однородный круг практических государственных дельцов. Не во всём понимая и разделяя планы Петра, его дружина вела, однако, государство по привычному пути и после смерти реформатора –
государя. Необычайное распространение в обществе ХVШв. преувеличенной похвалы личности и делам Петра, составленных современниками реформы, свидетельствует о том, что сочувствие Петру было очень сильно, среди более или менее образованных людей.
Такие личности, как Татищев и Посошков, действуя в совершенно различных сферах общества, выполняли одно и то же назначение: являлись хранителями новых начал общественной жизни, получивших силу сцарствованием Петра. Они своими трудами, речами и жизнью распространялиэти начала среди косной и недоверчивой массы и, увлекая многих за собой, были действительными сотрудниками Петра.
Хотя и достаточно было у Петра таких сотрудников, однако они оставались в меньшинстве. Уже в конце царствования Петра Посошков замечал, что «видим мы все, как Великий наш Монарх трудит себя, да ничего не успеет, потому что пособников по его желанию не много». Если дело Петра и не пропало с кончиной его, а стало жить в истории, то причина этого не в сочувствии общества, а в полном соответствии реформы с вековыми задачами и потребностями народа.
4.Историческоезначение реформы и деятельности Петра Великого.
Была ли реформа традиционной или же она была резким неожиданным подготовленным переворотом в государственной жизни Московской Руси?
Ответ довольно ясен. Реформа Петра по своему существу и результатам не была переворотом. Пётр не был «царём – революционером», как его иногда любят называть.
Прежде всего, он много сделал для достижения заветных помыслов Московской Руси, но не доделал всего.
Во внутренней политике Пётр недалеко ушёл от ХVПв. Государственное устройство осталось прежним, полнота верховной власти, сформулированная царём Алексеем в словах Деяний Апостольских, получила более пространное определение при Петре в Артикуле Воинском, в указах, наконец, в философских трактатах Феофана Прокоповича. Земское самоуправление, имевшее не политический, но сословный характер до Петра, осталось таким же и при Петре. Над органами сословного самоуправления, как и раньше, стояли бюрократические учреждения, и хотя внешние формы администрации были изменены, общий тип её остался неизменным. Как и доПетра, было смешение начал личного с коллегиальным, бюрократического с сословным.
Деятельность Петра не была и общественным переворотом. Государственное положение сословий и их взаимные отношения не потерпели существенных изменений. Прикрепление сословий к государственным повинностям осталось во всей силе, изменился только порядок исполнения этих повинностей. Дворянство при Петре не достигло ещё права владения людьми как, сословной привилегии, а владело крестьянским трудом лишь на том основании, что нуждалось в обеспечении за свою службу. Крестьяне не потеряли прав гражданской личности и не считались ещё полнымикрепостными.
Жизнь закрепощала их всё больше, но как мы видели, началось это ещё до Петра, а окончилось уже после него.
В экономической политике Петра, в её целях и результатах, так же нельзя видеть переворот. Пётр ясно определил задачу, к решению которой неверными шагами шли и до него, — задачу поднятия производительных сил страны[20]. Результаты, достигнутые Петром, не поставили народного хозяйства на новое основание. Главным источником народного богатства и при Петре остался земледельческий труд, и Россия, имея после Петра более 200 фабрик и заводов, была всё-таки земледельческой страной, с очень слабым торговым и промышленным развитием.
На русское общество реформа Петра произвела странное впечатление, после осторожной и медлительной политики московского правительства. В обществе не было того сознания исторической традиции, какое жило в гениальном Петре. Московские люди объясняли себе и внешние предприятия,и внутренние нововведения государя его личными капризами, взглядами и привычками. Частные нововведения они противопоставляли частным обычаям старины и считали, что Пётр безжалостно рушил их старину. За разрушенными и введёнными вновь частностями общественного быта они не видели общей сущности старого и нового. Общественная мысль ещё не возвышалась до сознания основных начал русской государственной и общественной жизни и обсуждала только отдельные факты. Вот почему современникам Петра, присутствовавшим при бесчисленных нововведениях, казалось, что Пётр перевернул вверх дном всю старую жизнь, не оставил камня на камне от старого порядка. Видоизменения старого порядка они считали за полное его уничтожение.
Такому впечатлению современников содействовал и сам Пётр. Его поведение, вся его манера действовать показывали, что он не просто видоизменяет старые порядки, но и питает к ним страстную вражду и ожесточённо борется с ними. Он не улучшал старину, а гнал её ипринудительно заменял новыми порядками. Это неспокойное отношение к своему делу, боевой характер деятельности, ненужные жестокости, принудительность и строгость мероприятий, — всё это явилось у Петра, как результат впечатлений его детства и молодости. Выросший, среди борьбы и вражды, видевший и открытые бунты, и тайную оппозицию, Пётр выступил на путь реформы далеко не спокойный духом. Он ненавидел тусреду, которая отравляла его детство, и те тёмные стороны старой жизни, которые сделали возможной эту среду. Поэтому, уничтожая и видоизменяя старые порядки, он в свою деятельность монарха вносил личные чувства пострадавшего человека. Принуждённый бороться за свою власть и самостоятельность вначале правления, Пётр сохранил боевые приёмы навсегда. Встреченный открытой враждой сначала, чувствуя и потом скрытое противодействие себе в обществе, Пётр всё время боролся за то, во что верил и что считал полезным. В
этом объяснение тех особенностей в реформационной деятельности Петра, которые сообщили его реформе черты резкого насильственного переворота.
Однако по существу своему реформа эта не была переворотом.
Податная реформа, здорово помогла России в изыскании денег в бюджет страны, но легла тяжелым бременем на податный класс в основном на крестьянство.
Заключение
Подводя итоги Петровских преобразований, прежде всего, следует сказать, что современники Петра І, да и в настоящее время историки, политики и простые граждане оценивают их далеко не однозначно. Многое об этом было написано в этой работе, в том числе и о податной реформе Петра. Однако ввиду огромной значимости реформ необходимо подвести итог, дать общую оценку реформам, в том числе и самой личности ПетраІ.
Хотя и приготовлена была деятельность Петра всей предшествующей историей и необходимо истекала из неё, как требовалось народом, который путём страшного переворота должен был выйти из отчаянного положения на новую дорогу, к новой жизни. Но это нисколько не уменьшает величие человека, который при совершении такого трудного подвига подал мощную руку великому народу, необычайною силою соей воли напряг все силы, дал направление движению.
В сознании русского народа петровский переворот представляет самое важное явление. При известных условиях появились новые взгляды на средства, которыми поддерживается историческая жизнь народа.
Переворот, совершенный Петром, провозгласивший несостоятельность древнерусского, чисто национального быта и потребовавший от своего народа, чтобы он заимствовал учреждения и обычаи у народов чуждых - такой переворот не мог возбудить сочувствия в людях, служивших господствующему принципу. Сюда присоединяется доведённый, так же до крайности взгляд на значение народных масс. Пётр явился страшным деспотом, который руководствуясь своим произволом, своим личным взглядом, заставил насильно часть своего народа, высшие слои общества, переменить древние прадедовские нравы и обычаи на новые, чуждые, тогда как низшие слои населения сослужили перед отечеством великую службу, остались верны старине, таким образом, произошло раздвоение между высшими и низшими слоями народонаселения, что и составляет главное зло русской земли, начиная с царствования Петра.
Податная реформа Петра Iстала важным событием в истории России XVIII в., оказавшим значительное влияниепа развитие страны. Останавливаясь на финансовом значении реформы, необходимоподчеркнуть, что, с одной стороны, она явилась естественным продолжениемфискальной политики самодержавия предшествующей поры. В основе этой политики лежал принцип усиления тяжести налогообложенияпутем увеличения числа и объема налогов, расширения контингентаналогоплателыциков. Следствием преемственности фискальной политики приосуществлении реформы и было увеличение (хотя и не столь значительное, каксчитали некоторые исследователи) тяжести обложения и вовлечения в тягло новыхгрупп населения.
С другой стороны, податнаяреформа стала новым этапом финансовой истории страны. В результате ее осуществленияпроизошло существенное изменение всей системы прямых налогов. Важнейшей чертойнового обложения
явилось точто был введен единый денежный налог — подушная подать, — заменивший десяткимелких подворных сборов и повинностей. Подушная подать в размере 70 коп.взималась на протяжении более семи десятилетии. Появление постоянного, прямогоналога позволило стабилизировать и унифицировать финансы в целом, ибо
теперь правительство в своихрасчетах могло опираться на более реальные нежели прежде бюджетные данные. Этов свою очередь позволило обеспечить постоянными средствами нужды регулярнойармии; значительная часть которых в годы Северной воины удовлетворялась путемвзимания экстраординарных налогов и контрибуции. Унификация налогообложения входе реформы коснулась не только корпуса налогов и повинностей, а такжеединицы обложения, но и системы сбора налогов. Сбор был изъят из веденияместных властей и передан в руки земских комисаров — выборных от помещиков,чьи крестьяне являлись плательщиками, а также полковых командиров. Несомненно,это преобразование в сочетании с размещением полков в уездах, откуда ониполучали средства на свое содержание) делало налоговую систему более гибкой,оперативной, сокращало путь денег из карманов плательщиков в полковые кассы.
Податная реформа позволиларасширить сферу действия налогообложения путем привлечения к несению налоговзначительно большего, чем прежде, числа потенциальных плательщиков. Это былодостигнуто не только за счет включения в тягло новых групп населения, но преимущественно за счет изменения единицы обложения. Двор как единицаподворного обложения теперь не играл.
никакой роли в системеналогообложения. Плательщики, практиковавшие на протяжении ряда лет различныеспособы утайки дворов, подверглись в ходе реформы своеобразному фискальному«налету» и попали в подушное тягло. Весь порядок проведения податной реформыбыл направлен на максимальный охват тяглом населения. Ocoбенноэто относится к организации свидетельства душ, осуществленного военнымиревизорами, главнейшей целью которых было выявление утайки душ в целом податнаяреформа стала невиданной по масштабам и строгости проверкой всего наличногонаселения страны. Именно здесь финансовый и социальный аспекты реформы соприкоснулись.Реализация принципов налогообложения являлась во многом реализацией принциповсоциальной политики. Социально-классовый аспект податной реформы наиболееотчетливо проявился в деятельности ревизоров по свидетельству населения и взаконодательстве, регламентировавшем эту деятельность. Жестокое преследованиебеглых и их держателей, освобождение дворянства от податных обязанностей,поголовное превращение почта всех категорий населения в плательщиков подушнойподати и многие другие шаги правительства Петра — все это ярко характеризуетклассовый характер податной реформы, организаторы которой наряду с интересамигосударства заботились об интересах господствующего класса.
Уточнение податного статусакаждой категории населения, осуществленное в ходе реформы, стало решающим фактором в определении их места в сословной структуре тогдашнего общества. Этовело к прикреплению налогоплательщиков к тяглу. В свою очередь прикрепление ктяглу и контроль за отправлением плательщиками повинностей стали основой длявведения в стране жесткого полицейского режима. Он характеризуетсяустановлением системы паспортов и созданием разветвленной сети контроля запередвижением населения. В целом социальные мероприятия, осуществленные в ходеподатной реформы, были направлены на укрепление господствующего строя,консервацию тех отношений, которые обеспечивали незыблемость властиабсолютистской монархии и дворянства на протяжении длительного периода. Все этои обусловило сохранение подушной системы Петра в течение полутора веков послесмерти ее создателя.
Список литературы:
1. Артёмов В.В. История отечества с древнейших времён до наших дней. М.., Академия, 1999.
2. Павленко Н.И. Пётр Великий. М., Мысль, 1990.
3. Павленко Н.И. Полудержавный властелин. М., изд., Мысль, 1991.
4. История отечества 9 – 20вв. Брянск, СПб., 1994.
5. История России с древнейших времён до наших дней. Учебник. М.., Проспект, 1999.
6. Основы курса истории России М., Простор, 1997.
7. Пётр Великий Санкт – Петербург, Пушкинский фонд, 1993.
8. Громыко М. М. Западная сибирь в 18 веке. Новосибирск, 1965.
9. Воскресенский А.Н. Законодательные акты Петра І М. 1945.
10. Анисимов Е.В. Податная реформа Петра І. – Л., 1982
11. Заозерская Е.И. Рабочая сила и классовая борьба на текстильныхмануфактурах в 20 –60- х гг.18в. М., 1960.
12. Маньков А.Г. Развитие крепостного права в России вовторой половине 18 века. М.; Л., 1962.
13. Водарский Я. Е. Население России в конце 17 – начале 18 века. М., 1977.
14. Кабузан В. М. Народонаселение России в конце 17 –19 века. М., 1963.