Реферат по предмету "История"


Немецкая реформация от Нюрнбергского мира 1532 года до настоящего времени

Немецкаяреформация отНюрнбергского мира 1532 года до настоящего времени
Нюрнбергскимдоговором было постановлено, что до окончательного решения обе стороны должнысоблюдать мир. Аугсбургское исповедание было дозволено, хотя на другие новыеучения дозволение это не распространялось. Протестанты считали такое положениеза прочный мир, но для императора это было только перемирие. Для него программаоставалась прежней: протестанты должны подчиниться Риму, Рим же долженподтвердить необходимость реформ, исходящих из центра.
Вступатьв борьбу с Шмалькальденским союзом император считал опасным предприятием, таккак нуждался в поддержке немецких князей. Таким образом, благодаря участиюимператора Карла V в великойевропейской политике, развитие протестантизма было на многие годы ограждено отвсяких посягательств.
Однаково всем, что не касалось веры, протестантские князья были целиком преданыимператору. Благодаря перемирию, протестантизм получил доступ в такие города,как Вюртемберг, Померания, Ангальт, Франкфурт-на-Майне и др., а также в Данию.
Императорвидел, какие могучие успехи делал протестантизм, но видел и то, что сам он не всостоянии с ним бороться. Он стоял между двух огней: с одной стороны, он охотноподавил бы протестантизм, что доказывали бесчисленные процессы имперского судапротив протестантов, с другой,— он также охотно рассчитался бы и с Римом, но нина то, ни на другое у него не было средств.
Протестантыдержались так, как будто с Нюрнбергским религиозным миром все было окончено, апапа Павел III скорее готов былперенести раскол, чем допустить реформу Церкви.
В1540–1541 годах в Гагенау, Вормсе, Регенсбурге происходят религиозные переговоры,цель которых — перейти к мирному соглашению по всем пунктам, которые с 1517года были наиболее спорными. В самом Риме поднимается вопрос, не следует ливосстановить единство Церкви честным признанием справедливости требуемыхпротестантами реформ.
Кардиналыримской курии были решительно расположены в пользу реформ и необходимыхцерковных преобразований, правда, с точки зрения протестантов недостаточных.
Князьяв подавляющем своем большинстве также выступают за реформу. Еще в 1539 годупротестантизм восторжествовал в Альбертинской Саксонии и Браденбургскомкурфюршестве. В последнем в 1540 г. даже был установлен лютеранский характерцерковного строя, который был утвержден самим Карлом V,благодаря тому, что курфюрст Бранденбурга держался в стороне от антикарловскогоШмалькальденского союза, поддерживавшего Гогенцоллеров против Габсбургов.Князья из дома Гогенцоллеров все, за исключением кардинала Альбрехта, стояли настороне евангелического учения. Поэтому почти вся Северная Германия, кроме Прирейнскихобластей и части Вестфалии, вскоре следовала лютеранскому вероисповеданию.
Религиозныепереговоры 1540–1541 годов между католиками и протестантами, хотя и имелипримирительный характер, хотя и отражали несомненное сближение в богословскихвопросах, в вопросах церковного устройства и папского авторитета, не привели кдоговоренности. Эти переговоры показали, что Нюрнбергский мир 1532 годапродолжает существовать и начинает распространяться даже на новых приверженцахАугсбургского исповедания.
Результатамипереговоров были Регенсбургский интерим и декрет сейма от 29 июля 1541 года, вкоторых император доходит до последних пределов уступчивости протестантам своимобращением к папе с увещанием «установить христианский порядок иреформацию», а протестантам дает подтверждение действительностиНюрнбергского мирного договора. Но давая эти обещания, император не имелнамерения их исполнить, потому что в то же время возобновил союз против протестантов.
Несмотряна это, Римско-Католическая Церковь в Германии неудержимо шла к упадку. Всеновые и новые правители, светские и духовные, вступали на путь реформы.Протестантизм все более и более упрочивал свои позиции. С одной стороны, права,данные Нюрнбергским миром, продолжали действовать, с другой,— Шмалькальденскийсоюз превратился в могущественную протестантскую организацию. В первой половинесороковых годов протестанты постоянно шли от победы к победе. Они даже нашливозможным в 1542 году выгнать из страны старого противника протестантизмаГенриха Брауншвейгского и распространить свое влияние на города Гослар иБрауншвейг.
ИмператорКарл V из-за своего тяжелогополитического положения вынужден был считаться с таким победоноснымраспространением протестантизма в его Империи. Он придерживался внутри Империимиролюбивой политики, а на сейме в Шпейере в 1544 году предоставил протестантамтакие широкие гарантии, что вызвал даже резкое осуждение своей уступчивостипапой Павлом III. Однако, именно сэтого года император начинает готовиться к решительной войне с протестантизмом.
Вэто время он победоносно закончил четвертую войну с Францией, заключил с нейумеренный мир, но поставил непременным его условием совместную борьбу свероотступниками. Таким образом, успокаивая в Германии подозрения протестантовобещанием общих реформ, если не на соборе, то непременно на национальном сейме,за что протестанты помогли ему против Франции, он во Франции обеспечил себесоюзника против немецких еретиков.
Ужев 1544 году война с Шмалькальденским союзом была для императора вопросомрешенным, и только начало ее было вопросом времени. 1545 год прошел вбесплодных попытках прийти к полюбовному примирению. Несогласия обеих сторонусилились, однако, не до того, что война стала неизбежной.
Кромемногих опасных признаков и тревожных случаев, знаменательно было и то, что нановом сейме в Вормсе в мае 1545 года больше не было и речи об исполнениишпейерских обещаний.
Междутем, 18 февраля 1546 года умер Лютер.
Ввиде объявления войны император Карл V20 июля 1546 года послал в Германию декрет, которым объявлялась опала немецкимпротестантским князьям. Одновременно из Италии и Нидерландов двинулись войскаимператора. Весной 1547 года император одержал полную победу надШмалькальденским союзом.
Послеодержания победы Карл Vприказал выработать такую формулу веры, которая должна была согласовать староеи новое вероисповедание и соединить протестантов и католиков. Такой формулойявился Аугсбургский интерим 1548 года.
Протестантизмразвился в Германии вполне самостоятельно, не только без содействиягосударственных властей, но даже наперекор им. Он был делом народной совести, ане произведением внешней власти, и потому не мог быть переделан каким-либоимператорским указом. Аугсбургский интерим 1548 года и явился таким указом. Внем протестантам были сделаны уступки в учении об оправдании и других отдельныхпунктах, но в вопросах церковного устройства, иерархии и объема епископскойвласти не было сделано никаких изменений. Когда интерим встретил на своем путисопротивление, власти стали прибегать к насилию. Однако попытки восстановитьединство германской Церкви с помощью интерима и испанских воинов кончилисьнеудачей.
Послеэтого император Карл Vвсе больше и больше начинает склоняться к мысли подчинить протестантов спомощью собора: они должны были возвратиться в лоно старой Церкви, а потом онсвоим влиянием хотел дать собору такое направление, которое привело бы ксносному для обеих сторон соглашению.
Собороткрылся 13 декабря 1545 года в Триденте. Первыми предметами обсуждения были:авторитет Священного Писания и Священного Предания, право толкования того идругого, учение об оправдании. Это были вопросы, в которых старое и новоеучение расходилось всего непримиримее. Нельзя было найти различий более резких,чем те, которые заключались в них. Сравнительно с этим все остальное былоневажно.
Императорхотел привлечь протестантов мягкими мерами, но папа сразу же предал их анафеме,и после этого в 1547 году большую часть заседаний собора стал проводить вБолонье. Император объявил протест и заявил, что все постановления, сделанные вБолонье, не будут иметь силы. Так произошел разрыв между духовной и светскойвластью. Эта ссора облегчила положение протестантов.
В1547 году был созван имперский сейм в Аугсбурге, который не сделал никакихпостановлений против протестантизма, но все же положение его было тяжелым.
Немецкиепротестантские князья устроили против императора заговор, одной изпобудительных причин которого объявили интересы свободы религии. В 1552 годуони в союзе с Францией напали на императора и разбили его войска. Карл Vбежал в Штирию, поручив вести переговоры своему брату Фердинанду, который в1553 году в Пассау заключил мир, которым давалась полная свобода в религиозныхделах.
Позднейосенью 1555 года на Аугсбургском сейме мир, заключенный в Пассау, былутвержден. Это был, наконец, настоящий религиозный мир, принявший за принципто, что с 1532 года все еще считалось только уступкой, которую всегда можноотменить. На сейме было постановлено, что запрещается притеснять кого-либоиз-за Аугсбургского исповедания, что все религиозные распри должны приводитьсяк мирному решению лишь миролюбивыми средствами. Это постановление нераспространилось, однако, на новые исповедания, не принадлежащие кАугсбургскому исповеданию,— цвинглинство и кальвинизм, которые к тому временибыли уже довольно широко распространены.
Однакои в этом мире были темные стороны. Им была обеспечена не свобода совестивообще, а свобода отдельных правительств избирать для своих подчиненных то илидругое вероисповедание. Протестанты опасались, что, если такой принцип будетстрого проводиться в жизнь, то католические князья могут притеснять своихподданных — протестантов. В предупреждение этого они внесли дополнительнуюдекларацию, предусматривающую свободу веры и для них. Таким образом Аугсбургскиймир допустил совместное существование двух Церквей на законном основании и темсамым разрушил средневековый церковный порядок.
Такреформация приобрела общеевропейское значение. Единство западноевропейскогомира было уже разрушено. Было уничтожено и морально-политическое единствоЗападной Европы. Протестантизм содействовал выявлению и осознаниюгосударственной самостоятельности и через это уяснение прав государства, как такового,но, к сожалению, эта индивидуалистическая тенденция, как считает профессор М. Зызыкин,заглушила идею солидарности государств, снова воскресшую в новейшемпротестантизме, особенно в так называемом практическом христианстве.
Аугсбургскийрелигиозный мир 1555 года узаконил, наконец, существование немецкоголютеранства, но прочного мира он все-таки не принес, став, в свою очередь,источником почти стольких же новых несогласий, сколько уладил старых. В этовремя в Германии все важнейшие политические вопросы отошли на задний план:споры о смысле Аугсбургского религиозного мира заполняли все время еегосударственных деятелей.
Мир1555 года не мог быть окончательным миром. Он заключал много неясныхсомнительных пунктов, но будь их даже гораздо меньше, все равно с обеих стороннедоставало того миролюбия, без которого не может восторжествовать ни одно дело.Как уже говорилось, по смыслу мирного договора терпимость распространяласьтолько на последователей Аугсбургского исповедания, а не на всех последователейреформации, которых к тому времени было уже значительное количество. При этомсвобода выбора дарована была князьям, а не подданным, что повлекло за собойразличные столкновения.
Наконец,в то самое время, когда обе партии, католическая и протестантская, должны былисвыкнуться с этим неполным миром, наступили реставрация Католической Церкви,Тридентский собор, основание ордена иезуитов, учреждение инквизиции и книжнойполиции. Ни одна из партий не отрешилась от мысли перешагнуть за пределы мирногодоговора. Протестанты все еще надеялись на замкнутость Церкви (reservatioecclesiastica), а католики —разорвать весь договор и произвести полную реставрацию.
Протестанты,разделившиеся на отдельные государственные Церкви и секты, конечно, не могли действоватьтак дружно, как реставрированная в Триденте Римско-Католическая Церковь. В 60-хи 70-х годах Германия становится ареной борьбы реформации и реставрации,Аугсбургского исповедания и законодательства Тридентского собора. До сих порперевес был на стороне протестантизма, благодаря тому, что он с поразительнымуспехом овладел всей духовной жизнью народа и захватил в свои руки литературу,новое гуманистическое образование, воспитание, школу и т. п. Известнейшиепредставители всех отраслей науки и литературы по большей части былипротестанты. Начиная с 60-х годов, Католическая Церковь стала также обращатьвнимание на эту сторону в своей деятельности. Среди иезуитов было немалоталантливых людей. Начинается конкуренция протестантов и католиков и в этой сфере.
Вэто время протестантизм начинает распространяться в Австрии. В 1564–1676 гг.новое учение распространилось почти по всей стране. Не только в больших городах,но и в деревнях католицизм был оставлен и все обратились в протестантизм.
Средимногочисленных нарушений Аугсбургского религиозного мира самое злонамеренноебыло совершено в 1606–1607 гг. в имперском городе Донаувёрте, где с конца XVIстолетия ни один католик не принимался в число граждан. В этом городе находилсякатолический монастырь, который был терпим на основании особого договора, с тойзнаменательной оговоркой, что внутри города не должна происходить ни однапроцессия с распущенными хоругвями. Монахи находили это запрещение неудобным ичасто нарушали его, несмотря на строгие предупреждения, покамест в 1606 году вовремя одной из таких процессий народ не напал на монахов с дубинками и непрогнал их в монастырь. В 1607 г. в ответ на это последовал имперский указ обэкзекуции, исполнение которой было поручено герцогу Максимилиану Баварскому. Онзахватил город и стал насильно обращать его жителей в католицизм.
Вответ на это некоторые протестантские князья в 1608 году образовали унию длявзаимной помощи против могущих впредь произойти нарушений государственныхпостановлений. Католические князья в 1609 году также образовали лигу для охраныимперских законов и католического исповедания.
В1618 году началась Тридцатилетняя война между католиками и протестантами.
В1619 году император Фердинанд IIи герцог Максимилиан Баварский заключили союз против еретиков Австрии иБогемии. В 1620 году началась война датская, в которой участвовали икатолическая лига и протестантская уния. Католики победили и в этих странахукоренилась реставрация. Этот удар отразился на всех немецких протестантскихкнязьях. Фердинанд II началнеумеренную контрреформацию. Протестантская уния распалась.
В1621 году в Богемии казнью 27 знатнейших еретиков начался страшный религиозныйтеррор, который длился многие годы и целью которого было искоренениепротестантизма. Лютеранская проповедь была запрещена, протестантские сочиненияотбирались и уничтожались, иезуиты получили полную свободу действий.
В1624 году всем протестантским священникам и учителям под страхом смерти былоприказано в течение восьми дней оставить страну. Вскоре было сделано постановление,что все, не принявшие католицизм до Пасхи 1626 года, должны выселиться.Государство отказало протестантам в самых простых человеческих правах, нодействительных обращений было все-таки мало. Тысячи людей остались верны своемуисповеданию, другие тысячи ушли в изгнание.
Впротестантские поселения отправляли солдат и оставляли их там до тех пор, покапод давлением их еретики не делались католиками. Однако даже и им не удавалосьубить протестантизм и искоренить гуситские традиции.
Однакокатолическая реакция показала, что означала победа лиги. Это поняли даже ненемецкие князья. Поэтому в 1625 году был заключен протестантский союз Англии,Голландии и Дании, который с переменным успехом вел войну с католической лигойв 1626–1628 гг.
В1629 году император Фердинанд IIиздает реституционный эдикт, которым постановлялось, что все конфискованные укатоликов земли и имущество возвращаются им, перешедшие к протестантам церквивозвращаются католическим прелатам; католическим императорским чинам предоставляетсяправо принуждать своих подданных к переходу в католицизм или удалять их изстраны, взимая с каждого известную сумму денег. Религиозный мир впредь имелсилу только для католиков и последователей Аугсбургского исповедания, все жедругие секты — кальвинисты, цвинглиане — недозволены в Империи.
Хотяэдикт этот отчасти основывался на формальном праве, но приведение его висполнение во всяком случае значило произвести громадную революцию, гибельнуюкак для установившихся отношений территориальных владений протестантскихимперских чинов и их земельных Церквей, так и вообще для немецкого протестантизма.
В1631 году собрался Лейпцигский конвент, представлявший блестящее собраниепротестантских государственных чинов для выработки общей программы борьбы как скатолической реставрацией, так и с вторжением в Германию шведского короляГустава Адольфа. Переговоры не дали больших положительных результатов. Однакоздесь произошла договоренность между лютеранами и другими реформатами(кальвинистами и цвинглианами) обращаться друг с другом уважительнее.
В1635 году в Праге был подписан мир между Саксонией и императором. Пассаускиймирный договор и Аугсбургский религиозный мир в общих чертах были подтвержденыв Праге, но при этом все реформаты не-Аугсбургского исповедания были исключены.Зато император Фердинанд IIотменил для Саксонии и Бранденбурга реституционный эдикт во всех существенныхпунктах за немногими исключениями. Хотя мир и не был осуществлен во всейполноте, но этот эдикт сам по себе явился доказательством того, что и самоимперское правительство больше не надеялось осуществить свой эдикт. Однакопрошло еще 13 кровопролитных лет войны, прежде чем оно убедилось внеобходимости отказаться от этой мысли и по отношению к другим немецкимгосударствам.
С1640 г. между воюющими сторонами беспрерывно происходят переговоры о мире. Такпродолжалось до Вестфальского мира 1648 года, которым закончиласьТридцатилетняя война. Ему предшествовали Оснобрюкский и Мюнстерский мирныедоговоры, в которых значительное место отводилось церковно-религиознымвопросам.
Основныерелигиозные положения Вестфальского мира были выражены гораздо определеннее,чем это было в 1552 и 1555 годах. Тогдашние договоры были подтверждены, и к нимприбавили разъяснение, которое должно было иметь неопровержимое значение ипротив которого не должно было иметь никакой силы какое бы то ни быловозражение или ограничение ни с церковной, ни со светской стороны, ни вне, нивнутри Империи. Это было направлено против протестов, которых следовало ожидатьсо стороны Рима и Испании, т. к. эти державы обычно протестовали против всего,что имело какую-нибудь связь с религиозной терпимостью.
Вовсем, что относится к религии, между курфюрстами, князьями и всеми частнымилицами обоих исповеданий должно существовать полное взаимное равенство, инасилие всякого рода как во всем прочем, так и здесь обеим сторонам былозапрещено. Это положение, честно исполняемое, требовало большого самоотверженияи имело более обширное значение, чем прежде,— оно распространялось теперь нетолько на католиков и лютеран, но и на реформатов, которым была предоставленасвобода и равенство со всеми исповеданиями. Также была обещана с обеих сторонтерпимость и в отношении к тем, которые в будущем могут переменить своевероисповедание.
Относительноцерковных владений и прав исходным моментом было взято 1 января 1624 года: чтотогда было протестантским или католическим владением, то должно было оставатьсятаковым и на будущие времена. Духовные лица, переменяющие свое исповедание,должны оставлять свои места.
Избирательноеправо духовенства должно оставаться неограниченным. Избираемые из принимающихАугсбургское исповедание в архиепископы, епископы и прелаты должны быть тотчасутверждаемы императором.
Имперскиечины, зависящие от духовенства, пользуются защитой их исповедания.Протестантские подданные католических имперских чинов, которые в 1624 году «вследствиели договора или привилегий, вследствие ли долгого обычая или простогособлюдения, держались Аугсбургского исповедания, сохраняют это исповедание совсеми принадлежностями», т. е. с правом утверждать консистории, церковноеи училищное управление и т. д. Католические подданные протестантских земскихчинов пользуются той же свободой.
Наобыкновенных имперских депутатских собраниях число представителей обеих религийдолжно быть равное. В экстраординарных комиссиях, которые должны решать споры,католики или протестанты, или та и другая сторона вместе, должны иметьпредставителей своих исповеданий. В делах веры большинство голосов не должноиметь силы.
Кстатье, дающей реформатам равные права с католиками и лютеранами, былоприбавлено: «Из вышеупомянутых религий никакая другая не должна быть допускаемаили терпима в Священной Римской империи». В XVIIIстолетии этой оговоркой воспользовались против пиетистов.
Таковыосновные религиозные положения Вестфальского мира 1648 года, которымзакончилась опустошительная Тридцатилетняя война между католиками ипротестантами и которым недолго была упрочена свобода протестантизма. Вестфальскиймир показал, что возврата к прежнему быть не может.
Такимобразом, начиная с первой половины XVIстолетия, среди разнообразных церковных течений, лютеранство стремится четкоопределить свои границы и добиться юридического права на свое существование.Эта борьба сплотила лютеранство и позволила ему не только отделиться отРимско-Католической Церкви, но и отмежеваться от таких сопутствовавших емудвижений, как баптизм, меннонитизм, спиритуализм, т. е. от всего «левого»крыла реформации, и даже от цвинглианства и кальвинизма.
Последующиегоды, вплоть до настоящего времени, являются периодом всестороннего становлениялютеранства. Во-первых, оно затрачивает колоссальное количество усилий наформирование и создание своего вероисповедания. Ни одна из реформатских Церквейне придавала этому такого значения, как лютеранская, и это является одной изхарактернейших ее черт. Ее основным побуждением становится искреннее стремлениепонять божественную правду из Священного Писания. Все другие вопросы — оиерархии, о церковном устройстве, о церковных законоположениях и даже олитургике,— хотя и имеют для нее в это время большое значение, но отступаютперед значением этого момента. Понимание мира и таинств является решающим,конструктивным элементом Церкви, общим для всех лютеранских Церквей, потому чтоони опираются на заповеди и установления Христа. И наоборот, все другиеэлементы Церкви — ее обряды, традиции, организационные формы — являютсявторостепенными. Нельзя переоценить, с точки зрения современных лютеран,важность определения того, что является основным. Неправильно считатьинтеркоммунион, который так односторонне освещается на многих экуменическихсобраниях, за основной отличительный признак лютеранства. Лютеранская Церковьотличается от других протестантских Церквей не только различным пониманиемтаинств, но совершенно отличной концепцией Церкви. Когда в современныхдискуссиях вопрос об апостольском преемстве снова приобрел в АнгликанскойЦеркви большое значение, он тоже оказался знаком отличия, который нельзянедооценивать: мысль, что истинность Церкви обеспечивается епископскойпреемственностью, является с точки зрения лютеранской Церкви ересью.Лютеранский ортодоксизм с его колоссальным напряжением богословской мысли,особенно в XVII веке, породил,конечно, некоторые крайние положения, многие из которых в настоящее времяявляются уже устаревшими.
Вторымважным вопросом, которым занималось лютеранство в последующие за Вестфальскиммиром 1648 года времена, была внешняя организация Церкви и установление еевзаимоотношений с государством. В некотором смысле трагедией Лютеранской Церквив Германии явилось то, что первоначальная форма ее организации, котораярассматривалась как временное решение, осталась в силе на многие столетия. Этосделало ее Церковью государственной, каковой она является и сейчас, нонесколько в другом смысле, чем в Англии, например. Ради внешней легальнойцелостности Лютер вручил управление Церковью местным феодалам, но идеальнойформой считал совершенно независимую Церковь, содержащуюся общиной верующих. Нопостепенно консистории становились государственными учреждениями, араспоряжения по церковным вопросам — государственными законами. В XVIIIвеке светская власть над Церковью особенно упрочилась. Такое положениеоставалось до XIX столетия, когда былиорганизованы синоды. Хотя в Германии Лютеранская Церковь не подчиняласьправительственным указам о богослужении в такой мере, как это имеет место вАнглии, все же атмосфера была такова, что бюрократическое, административноемышление возрастало и становилось более влиятельным, чем влияние самого духаисповедания. Значительная свобода была получена в XIXвеке, время великого религиозного пробуждения, и с тех пор лютеранство сталонародной Церковью. Однако слишком большое значение придается в нейадминистрированию и сегодня. Так, например, она придает большое значение своемувлиянию на общественную жизнь и различным социальным учреждениям.
религиозный переговоры католик протестант


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.