Реферат по предмету "История"


Цензура в России: прошлое и настоящее

Введение. 3
1. Уистоков цензуры. Цензура в период образования Российского государства. 5
2.Цензура в XVIIIвеке. 9
3.От самого либерального цензурного указа к самому жёсткому. 18
4.Российская империя и Советский союз: что общего?.. 30
5.Современность: от закрытого к открытому типу общества. 35
Заключение. 36
Введение.
«Наша свобода основывается на свободе
печати, а ее нельзя ограничить, не потеряв.»
Томас Джефферсон
200 лет назад Александр Iутвердил цензурный устав, который был настолько либеральным, что дальше цензурамогла только ужесточаться. Лишь к концу XIX века стало понятно, что штрафы идотации являются куда более действенным способом контроля за прессой, чем,скажем, конфискации тиражей. И совершенно не обязательно запрещать публикациюострых материалов – достаточно запретить изданию публиковать рекламу, а затемждать, когда имущество редакции начнут распродавать за долги…
Считается, что впервыеввести цензуру попытался папа Сикст V, который в 1471 году запретил печататькниги без предварительного ознакомления с ними компетентных органов. Хотя прижизни Сикста V эти самые органы так и не были созданы, он вошел в историю какотец цензуры. Лишь в XVI веке цензура была введена практически во всехевропейских государствах. А в конце XVII века эти государства стали одно задругим от нее отказываться. Правда, такой отказ никогда не означал полнойсвободы самовыражения. Например, во Франции свобода печати была провозглашенаво время революции, то есть под стук гильотины.
Но меня в моей работеинтересует исключительно история развития: процветания и угасания – цензуры вРоссии. От её зарождения в облике цензуры православной церкви, через развитие влице светской цензуры, к эпилогу в образе партийной цензуры в СССР. Япостараюсь остановиться на наиболее важных, на мой взгляд, событиях, датах ифактах. К каждой главе подобран свой эпиграф – изречения великих умов,связанные с цензурой. В своей работе я практически не буду касатьсясовременности, делая упор на историю.
Актуальность, цели изадачи данной курсовой работы будут обусловлены следующими положениями.Институт цензуры — действенное орудие правительственного влияния на создание,хранение, распространение и потребление социальной информации. Функции цензурынеизменны — контроль, охрана, санкция, регламентация, репрессия, но значение ииерархия их во времени менялись в зависимости от политической конъюнктуры.Сведения исторического характера всегда рассматривались в качестве социальноважных. Поэтому в разное время табуировались те или иные проблемы, факты,личности, замалчивались целые исторические периоды. Цензура оказываласущественное влияние на репертуар исторической литературы, как научной, так ипопулярной.
Цензура поощрялапубликации, способствовавшие сохранению спокойствия в обществе, подчас в ущербисторической правде, точности воспроизведения источника, допускались даженамеренные искажения. Однако к чести царской цензуры следует отметить, что чащепрактиковалось умалчивание фактов, чем откровенная их фальсификация.
1. У истоков цензуры. Цензура в период образованияРоссийского государства.
«Не присоединяйся к тем, ктосжигает книги.
Не думай, что ты сможешь скрытьмысли,
сокрыв свидетельство ихсуществования.»
Дуайт Дэвид Эйзенхауэр
В 1547 г.венчался на царство Иван IV. При молодом царе образовалась с неофици­альнымиправительственными полномочиями «Избранная рада», среди которой особенно близкиИвану IV были священник Благо­вещенского собора Сильвестр и начальникЧелобитного приказа (что-то вроде статс-секретаря) Алексей Адашев. Одной изреформ, инициаторами которых они были, стал переход от книгописания ккнигопечатанию.
В 1551 г был проведен Стоглавый собор, принявший«100 глав» (решений), составивших сборник «Стоглав», который предложил решенияцелого ряда жизненно важных проблем. В частности речь шла о божественныхкнигах, которые «писцы пишут с неправленных перево­дов, а написав, не правятже, опись к описи прибывает и недописи и точки непрямые. И по тем книгам вцерквах Божиих чтут, и поют, и учатся, и пишут с них. Что о сем небрежении и овеликом нерадении от Бога будет по божественном правилом?[1]». При руко­писном воспроизведениикниг постоянно происходило искажение канонического текста, поэтому в ряде главговорилось о необходимости реформы книгописа­ния, пересмотра всего книжногофонда. Глава «О книжных пис­цах» давала право духовным властям конфисковыватьнеисправ­ленные рукописи. Этим самым вводилась предварительная цензура рукописныхкниг перед их продажей. Кроме того, Собор предло­жил духовной власти провестиревизию существующих книг и изъять из употребления неисправленные. Эту меруможно считать последующей цензурой. Таким образом, «Стоглав» стал наРуси пер­вым цензурным документом.
В дальнейшем напротяжении многих лет цензура была связана с православной церковью, борьбой сересью, инакомыслием и иноверием. Так русским первопечатникамИвану Федорову и Петру Мстиславецу пришлось покинуть Москву, что былоследствием гонений из-за их близости к реформационно настроенным кругам. Многиерусские книги были изданы Иваном Федоровым за рубежом — в Заблудове (Литва), воЛьвове (Польша), в Остроге на Волыни. Таким обра­зом, русское печатное дело,зародившись в Москве, почти сразу же раздвоилось, говоря современным языком, наотечественную и эмиграционную печать. Последнюю в то же время представлял князьи литератор А. М. Курбский, бежавший от Ивана Грозного в Литву. Его послания кцарю и «История о великом князе Москов­ском» — злободневные политическиепамфлеты получили широ­кую известность.
Возникшаярелигиозная нетерпимость послужила почвой многочисленных репрессий. Слова«католик», «латинянин» в Москве получили стойкое значение «враг». Развернуласьборьба с мнимым «латинским влиянием». Одной из ее жертв стал про­славленныйвоин, публицист и поэт князь И. А. Хворостинин, не пожелавший различатьсочинения на греческие и латинские, иконы на православные и католическиекартины, людей по ве­роисповеданию. В 1619 г. в княжеском доме был проведенобыск, отобра­ны все латинские книги, рукописи и картины, но пока Хворостининани в чём не обвинили. Позднее, в 1622 г., по доносы в доме князя был проведёнповторный обыск. Оказалось, что Хворостинин снова держал у себя в домелатинские произведения. После знакомства с ними церковники предъявили емуобвинение в недостаточно патриотическом образе мыслей. В своих сочинениях Хворостинин называл царя деспотом, в приговоре говорилось,что так называть царя «непристойно». На этот раз князя отправили «под начало вКириллов монастырь», а в заключительной части приговора предлагалось дать себеклятву в том, что «впредь истинную православную христианскую веру греческогозакона, в которой ты родился и вырос, исполнять и держать во всем непоколебимо,по преданию святых апостолов и отцов, как соборная и апостольская церковьприняла, а латинской и никакой ереси не принимать, и обра­зов и книг латинскихне держать, и в еретические ни в какие учения не вникать».
В 1627 г. «заслог еретический и составы, обличавшиеся в книге», было сожжено «УчительноеЕвангелие» Кирилла Транквиллиона, запрещен Катехизис Лаврентия Зизания. Уже наследующий год стали из церквей изымать всю церковно-славянскую литературу«литов­ской печати», выпущенную типографиями Белоруссии и Украины. Эта желитература конфисковалась у частных лиц. С подозрением стали относиться даже к греческимкнигам, издававшимся в за­падноевропейских типографиях.
Наконец, в XVII в. церковь обратиласамое серьезное внима­ние на народные лубочные произведения. В 1674 г. выходитуказ патриарха Иоакима, в котором рассказывается о том, что «многие торговыелюди, резав на досках, печатают на бумаге листы икон свя­тых изображения, инииже велми неискусние и неумеющие иконного мастерства делают рези странно, ипечатают на листах бумажных развращенно образ Спасителя нашего Иисуса Христа ипресвятые Бо­городицы, и небесных сил святых угодников Божиих, которые ни ма­логоподобия первообразных лиц являют», тем самым принося лицам изображаемых святыхбесчестие. А народ покупает эти «печатные листы» и украшает ими свои дома недля почитания святых, а для «пригожества». Кроме того, идет торговля «печат­ныминемецкими листами», изготовленными «еретиками Люте­рами и Кальвинами по своемуих проклятому мнению, неистово и неправо». Патриарх напоминает, что «издревлезаповедано и ут­верждено писати на досках, а не на листах».  В указезапрещалось впредь изготовлять и продавать такие произведения, сами же«печатные листы» уничтожать, и кроме того взимать крупный штраф. В Со­борномпостановлении 1684 г. повторяется запрет продавать у Спас­ских ворот в Москве«выписки из книг Божьего писания».
Все этицерковные гонения ереси и иноверия вызывали про­тест оппозиции и дажевооруженные восстания, как это про­изошло в Соловецком монастыре. Вся этаборьба сопровождалась распространением рукописных и печатных обличительныхтекстов, о чем свидетельствует указ, появившийся в 1681—1682 гг., запрещавшийраспространять лите­ратуру, содержавшую рассуждения на религиозные темы, хотя,несмотря на запреты, во время Московского восстания 1682 г. старообрядческаяполемическая литература все равно распространялась.
К этомувремени в центре России уже сложилась немалая чи­тательская аудитория,потреблявшая всю эту разнообразную лите­ратуру. В Москве середины XVII в. белое духовенствобыло грамот­ным на 100%, черное — более чем на 70%, как и купечество,дворянство — на 50%, посадские люди — на 20%, крестьяне, по­являвшиеся встолице, — не менее чем на 15% (данные А. П. Бог­данова). Потребности аудиториив литературе постоянно росли.
Управленческийаппарат российского государства также испы­тывал потребность в информации,поэтому в начале XVII в. в управленческой структуре появился тогда еще малозначимыйПриказ книг печатного дела, затем Печатный двор. А с 1621 по 1701 г. выходиларукописная газета Русского госу­дарства «Куранты», дававшая возможность царю иего окружению получать свежую информацию из разных стран.
В любомслучае, основное влияние на российское общество оказывала церковь,контролировавшая всю рукописную и печатную продукцию. Ранее созданные вМалороссии типографии тоже должны были получать разрешение на печать уМосковского патриарха. Хотя, контролировать инфор-1 мационный поток тех летбыло не так уж сложно, так как вплоть до начала XVIII в. в стране ежегодновыходили лишь 1-2 книги, носившие в основном религиозный и богослужебныйхарактер.
Но уже в XVI—XVII вв. становлениероссийской государственности проявилось в попытках выйти из-под опеки церквичто отразилось, например, в деятельности царя Ивана IV, некоторыхпредставителей культуры, литераторов. Так Симеон Полоцкий получил у него разрешение на создание в 1678 г. особой Верхней (т.е. дворцо­вой) типографии,неподконтрольной церковным властям. После его смерти типографией руководил егоученик, просветитель Силь­вестр Медведев. Верхняя типогра­фия в XVII в. выпускалабесцензурную литературу — учебную, дидактическую, отечественную и переводнуюбеллетристику, прозу и поэзию, к сотрудничеству привлекались лучшие художники.Но это не могло долго продолжаться, Медведева оговорили, расследование вёл сампатриарх Московский. Медве­дева допрашивали с пристрастием, пытали, егоогромная биб­лиотека, где было более тысячи книг и рукописей, переписка наразных языках, была отобрана, типография разгромлена, создан­ное им училищеразогнано. 11 февраля Просветитель был казнен как разбойник на Лобном местеКрасной площади Москвы.
Таким образом,период образования русского государства был периодом монополии  русскойправославной церкви на рукопис­ную и печатную литературу. Всё начало менятьсятолько с приходом к власти Петра I.2. Цензура в XVIII веке.
«Нет такой штуки как моральнаяили
имморальная книга. Книги либонаписаны
хорошо, либо — плохо. Вот и все».
Оскар Уайльд
Реформы ПетраI коснулись всех сторонроссийской действи­тельности. Для укрепления своей власти царю необходимо былопреодолеть это всесилие церкви, которое получало и в обществе все большеесопротивление. В то же время церковь, которая неког­да несла просветительскуюмиссию, стала наоборот тормозить куль­турное развитие общества. Поэтому былопроведено ряд реформ в отношении церкви. Для нас наиболее важно то, что былположен конец полувековой монополии церкви на печать и книгоиздательство. В1708 г. был составлен и стал вводиться гражданский алфавит, Петр I провел реформу шрифта исам сделал первые эскизы нового алфавита. Царь даже определил, какую литературукаким шрифтом набирать: «Сими литеры печатать исторические и манифактурныекниги». Первой такой книгой стала «Геометрия славенски землемерие», изданная вмарте 1708 г. Царь сам правил рукопись.
Теперь почти всяматериальная база печатного дела была сосредоточена в руках светской власти.Чтобы не завозить бумагу из других стран были построены бумажные фабрики.Возникли новые типографии. Книгопечатание стало бурно развиваться, сталивыходить учебники, пособия, специальная и гуманитарная литература. В первойчетверти XVIII в. была напечатана 561 книга, в том числе 300 гражданских.
Почти всёкнигопечатное и издательское дело проходило под контролем царя, без разрешениякоторого ни одна строка не выходила из-под печатного станка.
Уже во времявойны со шведами Петру I пришлось столкнуть­ся с возможностью использования печатногослова как оружия. Шведы стали печатать воззвания к русскому народу на случайнопопавшем к ним русском книгопечатном станке. В следствие чего царь издаёт указ(1708 г.) не верить таким письмам, призывающим к возмущению народа, и у себя ихне держать, ловить людей их распространяющих и отправлять в Москву, за чтообещал государеву милость. Это был первый документ, имеющий отношение к военнойцезуре.
Понимаязначение периодической печати, с которой он по­знакомился за рубежом, Петр I стал создателем первойрусской печатной газеты «Ведомости» (1702-1728). Газета проходила определённуюцензуру, о чём свидетельствует архив, где сохранились не только отдельныестраницы рукописей, но и целые произведения, не явившиеся в газете, а такженеопубликованный 24-й номер «Beдомостей».  Само содержание газеты говорит о том,что многие ее публикации могли быть напечатаны только с разрешения царя.Например, сообщение о том, сколько отлито пушек и сколько на это нужно меди.Обычно это информация является большой тайной. А также многие материалыпроходили непосредственно через Петра, например, письма послов. А международнаяинформация, источником которой служили иностранные газеты, оперативнодоставлявшиеся в Россию, просматривалась царем или его кабинет-секретарем. То,что ими отмечалось, переводилось на русский язык и отсылалось в печать.
При Петре I основным видом цензурыстанов светская, осуществляемая непосредственно царем и его помощниками, хотядуховная цензура ещё во многом по-прежнему сохраняла свои позиции. Пётр I немало сделал для еёограничения. В 1720 г. Вышел указ о запрещении печати церковных книг безцензуры Духовной коллеги, ни прежних, ни новых изданий. Этим положениемутверждался централизованный порядок контроля за выпуском религиознойбогослужебной литературы, причем с участием светских лиц, которых в большинствесвоем состояла Духовная коллегия. Боле подробно о духовной цензуре говорится в«Духовном регламенте», где оговаривается, как и что проповедовать и читать.
Кромесветской и духовной литературы продолжал существовать неконтролируемый народныйинформационный поток, характеризуемый массовым производством лубка. Длярассмотрения лубочной литературы Петр I учредил в Мос­кве Изуграфическую палату, безразрешения которой та не могла выходить в свет. Но этот комитет был преданзабвению – лубочная литература всё равно выходила самовольно.
В последующие годы получает развитие процессобособления и становления светской цензуры, происходит разделение функцийдуховной и светской цензуры. Через два года после смерти Петра 4 октября 1727г. последовал указ, по которому Синодальную иАлександро-Невского монастырятипографии со всем их оборудованием перевели в Москву и там сосредоточилипечатание церковных книг. В Петербурге остались две светские типографии. Синодосуществлял духовную цензуру, Академия наук – светскую. Под её (Академии)ответственностью с 1728 г. стали выходить «Санкт-Петербургские ведомости».
Новый шаг в разделении функций духовной исветской цензуры был сделан императрицей Елизаветой Петровной, которая 7 марта1743 г. повелела, чтобы «все печатные книги в России, принадлежащие до церкви ицерковного учения, печатались с апробацией Святейшего Синода, а гражданские ипрочие всякие, до церкви не принадлежащие, с апробацией ПравительствующегоСената[2]». Как показала практика, даже в годы ее правления это достигалось большим трудом,так как церковь не хотела выпускать из-под своего контроля и светскуюлитературу.
В целом при Елизавете Петровне цензура носиланеупорядоченный характер.
Формально вся светская литератураконтролировалась Сенатом, но практически через Академию наук, где цензуройзанимались все, хотя никаких цензурных -правил не существовало. Hредко цензоры выступали вроли редакторов: правили слог, исправляли грамматические ошибки. В этот периодцензуру проводи:
1) академики, под свою личную ответственностьвыпуская книги и периодические издания;
2) академическая конференция;
3) академическая канцелярия;
4) сам президент Академии наук.
Естественно, такая организация цензуры приводилак многим недостаткам и промахам. В цензуре нередко проявлялся субъективизм:академики-литераторы часто доносили друг на друга, считая публикацию того илидругого произведения ошибочной, не нужной. Поэтому указом 1742 г.Цензуровавание «Санкт-Петербургских ведомостей» у Академии наук было отобрано ипередано Сенатской конторе.
В это время выходит много частных журналов:«Трудолюбивая пчела», «Свободные часы», «Полезное увеселение». И, по словамисторика А. М. Скабичевского, с цензурной точ­ки зрения, весь этот периодпреемников Петра, кончая Елизаве­той, может представляться своего родапотерянным раем.
Об эпохе Екатерины II (1762—1796) этого нескажешь. Она начала свою цензурную политику с совершенствования уже сложившейсяструктуры цензуры. В 1763 г. выходит указ предлагающий усилить надзор заввозимой литературой и конфисковать ненадлежащую литературу, а Сенатупредлагалось принять решение, на что расходовать деньги, получаемые отконфискаций. Указ 1763 г. фактически предлагает первую организацию цензуры вгосударстве: в Санкт-Петербурге — Академия наук, в Москве — университет, врегионах — училища, а где их нет — градоначальники.
Значительным событием в истории русской культуры,осо­бенно журналистики, стал указ Екатерины II от 1 марта 1771 г. ГрафС. С. Уваров, один из видных государственных деятелей России XIX в., называет его пер­вымцензурным законом по книгопечатанию гражданскому, но пока для одних лишь книгна иностранных языках. Поводом  к его появлению послужило дозволение иностранцуГартунгу завести соб­ственно для таких книг первую в России вольную типографию.Иоганну Михелю Гартунгу было предоставлено право печатать в ней книги, «кои непредосудительны ни христианским законам, ни равительству, ниже добронравию, адля наблюдения за сим велено ему не выпускать никакой книги без дозволенияАкадемии наук и ника­кого объявления без дозволения полиции». При нарушенииустанов-енного порядка предприятие конфисковалось, а его владелец лишался этогодозволения. Права Гартунга ограничивались выпуском книг на иностранных языках,чтобы не подорвать доход русского книгопечатания. Кроме того, другиепредприниматели могли также заводить типографии.
Следующий такого рода указ Екатерины II был действите_знаменательным событием. Он вошел в историю как указ от 1января 1783 г. овольных типографиях. В этом документе большой интерес представляет целый рядмоментов. Его начало, где производство книг рассматривается как промышленнаясфера. Типография приравнивалась к фабрикам, что позволяло частным лицамзаводить книгопечатни. Основное положение указа — разрешение каждому по своейволе, заводить типографии: вбудущем за него долго будут бороться издатели и журналисты (явочный порядоквыпуска газеты или журнала, открытия типографии). Одновременно указом усиливалась, роль полиции в цензуре, ее полицейская функция. Управа Благочиниятеперь контролировала содержание печатной продукции, запрещала ее, если обнаруживалав ней нарушения, вылавливала вышедшую без ее разрешения печатную продукцию,конфисковала ее и, наконец, сообщала в судебные инстанции с тем, чтобынарушители указа были законно наказаны. Это касалось только нового явления вжурналистике вольных, частных типографий. То есть по-прежнему сохранялась вгосударстве довольно громоздкая и нецентрализованная структура цензурногоаппарата.
Несмотря на все вышесказанное, указ 1783 г. овольных типо­графиях, без сомнения, был прогрессивным документом по темвременам. Указ предоставил обществу новые возможности, которые были сразу же использо­ваны: появилосьбольшое число новых типографий и изданий. От­крылись в Санкт-Петербурге типографииМ. П. Пономарева, Рас-сказова, Гипиуса, А. Г. Решетникова, С. И.Селивановского,в Мос­кве Зеленникова, Анненкова и др.; в провинции бригадира И. Г.Рахманинова(Лубянский уезд Тамбовской губернии), пра­порщика Н. Е.Струйского (Инсарскийуезд Пензенской губернии), в селе Пехлец (Ряжский уезд Рязанской губернии),купца В. Я.Корнильева (Тобольск) и др.
Естественно, у власти прибавилось забот: потокинформации, который надо было контролировать, существенно вырос и получил болееширокое распространение в государстве. Пробужденная мысль, развязаннаяинициатива, одухотворенные идеалы просветительства находили выход влитературном и журналистском творчестве, теат­ре и образовании. В 1779 г.возникло «Дружеское ученое общество», объединившее видных московских масоноввокруг Н. И. Новикова. На внесенные в фонд общества средства при Московскомуниверси­тете были открыты семинарии Педагогическая, Переводческая иФилософская; студентам выдавались стипендии, наиболее талант­ливые из нихпосылались за границу. В 1784 г. была учреждена 14 пай­щиками Типографическаякомпания с капиталом в 57 500 рублей. Она обзавелась мощной типографией, гдеработало 20 печатных станков. Это было первое такого рода предприятие.
Новиков развернул широкую издательскуюдеятельность. Стали изда­ваться многочисленные его журналы: «Утренний свет»,«Вечерняя заря», «Покоящийся трудолюбец», «Экономический магазин» и др. С 1779про 1792 г. в арендуемой им типографии Московского уни­верситета было выпущенооколо 900 названий книг. Ощущая в Н. И. Новикове растущую в обществеоппозиционную силу, опиравшуюся на масонство, Ека­терина II с 1785 г. перешла отполемики с ним к репрессиям про­тив него, используя при этом церковь и тайнуюканцелярию. В 1792 г. Н. И. Новиков был заточен в Шлиссельбургскую крепость,все его просветительское дело было разгромлено, большая часть его книг былаарестована, 18 656 экземпляров книг было сожжено. Так завершился первый вРоссии процесс по делам печати.
Значительноповлияли на Екатерину II события во Франции. Онабыла напуганавозможным распространением идей Французской революции в Российском государстве.20 мая 1792 г. князь А. А. Прозоровский писал ей о необходимости «положитьграницы книгопродавцам книг иностранных и отнять способность еще на границахпри портах подобные сему книги ввозить, а паче из расстроенной ныне Франции,служащие только к заблуждению и разврату людей, не основанных в правилахчестности». Прозоровский считал что в связи с этим нужны генеральные суждения.Именно с цензуры иностранной литературы и начинается знаменитый екатерининскийуказ от 16 сентября 1796 г.
22октября того же года другой именной указ решил проблему организационно:«Цензуру… составить в каждом месте из трех особ, из одной духовной, из однойгражданской и одной ученой; духовных особ избирать Синоду гражданских — Сенату,а ученых — Академии наук и Московскому университету...»
Институтцензуры официально начал свой путь, и профессия цензора получилагосударственный статус. Своим указом Екатери­на II установила смешаннуюцензуру, соединив оба ее вида — древнюю духовную со светской. В этих документахбыла обобщена эволюция законодательной деятельности в области цензуры.
Павел I, пришедший к власти в 1796 г. и многое делая всвоей внутренней и внешней политике в противо­поставлении Екатерине II, в области цензурынаоборот развивал и совершенствовал ее начинания. Была завершена организация цензурногоаппарата – создан Цензурный совет. На рассмотрениеСовета представлялись все кни­ги, признанные цензурою недозволенными, и дажете, кои ка­жутся сомнительными. В 1796 г. был. избран полный состав цензо­ров.Павел Iповелел сжигать все книги, признанные Цензурным советом недозволенными краспространению. Он сам контролиро­вал деятельность цензуры. За 1797-1799 гг. встране было конфисковано 639 книг. В числе запрещенных оказа­лись произведенияГете, Шиллера, Канта, Свифта и др. Так, «Пу­тешествия Гулливера» Свифтаполучили следующую характерис­тику цензора: «В сей книге автор старается разныепри дворах уч­реждения осмеивать, как, например, весьма едко на стр. 305, чтопрыгание на веревках производится токмо людьми великими».
До Павла I дошли сведения ораспространении в армии произведений французских авторов, переведенных нарусский язык (например, книги «Права человека», по оценке Павла I, «катехизмаразвратного»). В связи с этим 4 января 1799 г. император издал Рескриптгенералу Розенбергу, в котором, по сути дела, предлагал организовать военнуюцензуру, охраняющую войска от воздействия вредных сочинений и враждебнойпропаганды.
Одновременно Павел I завершил организациюдуховной цен­зуры в государстве. 14 марта 1799 г. выходит «Положение о духовнойцензуре или комиссии», которое централизует всю духовную цензуру в Московскомцерковном центре, получившим официальное название «Учрежденная в МосквеДуховная цензура для свидетельства и рассмотрения сочиняемых и переводных книгдо Церкви и учений церковных касающихся». Созданная по «Положению о духовнойцензуре» Московская духовная цензура состояла из председателя и трех членов,извест­ных своими познаниями в словесных науках и языках. Избирались они измонашества или белого духовенства с последующим ут­верждением Синодом. Задачамицензуры было «рассмотрение и исправление как переводов, касающихся церкви ицерковного уче­ния, так и вообще сочинений, издаваемых соборным и не соборнымдуховенством. Духовная цензура не должна по примеру гражданской делать простоеодобрение или неодобрение сочинения к печатанию (поелику таковые упражнения несуть важны ), но в том, чтобы де­лать им ревизию, или строгое пересматривание иисправление. Цен­зура может просто возвратить рукопись. Все сочинения,одобренные цензурою, как не заключающие в себе, по ее мнению, ничего про­тивногозакону Божию, правилам государственным, благонравию, и литературу надлежитиздавать в печать с дозволения Синода исклю­чительно в типографиях, ведомствуего принадлежащих». Синод рас­поряжался денежными средствами, полученными отпродажи ли­тературы.
Цензурная реформа Павла I завершилась знаменитымуказом 18 апреля 1800 г., в котором говорилось: «Так как чрез вывозимые отзаграницы разные книги наносится разврат веры, гражданского закона иблагонравия, то отныне впредь до указа повелеваем запретить впуск из заграницывсякого рода книг, на каком бы языке оные ни были, без изъятия, в государствонаше, равномерно и музыку».
Таким образом начатое Екатериной II структурированиецензурного аппарата было завершено.3. От самого либеральногоцензурного указа к самому жёсткому.
Угрюмый сторож муз, гонитель давний мой,
Сегодня рассуждать задумал я с тобой.
Не бойся: не хочу, прельщенный мыслью ложной,
Цензуру поносить хулой неосторожной;
Что нужно Лондону, то рано для Москвы.
У нас писатели, я знаю, каковы;
Их мыслей не теснит цензурная расправа,
И чистая душа перед тобою права.
А. С. Пушкин[3]
Цензурная политика Павла I, естественно, не моглаудовлет­ворить Александра I, императора-либерала, и его помощников, опиравшихся на тради­цииекатерининского просвещения. В их лице новое управление страной обещалообществу процветание науки и литературы. Уже 31 марта 1801 г. Александр I подписывает указ:
«Простирая попечения Наши в пользу верноподданныхНаших и желая доставить им все возможные способы к распространению полезныхнаук и художеств, повелеваем учиненные указом 18 ап­реля 1800 года запрещенияна впуск всякого рода книг и музыки отменить, равномерно запечатанные поповелению июня 5-го дня 1800 года последовавшему частные типографиираспечатать, доз­воляя как провоз иностранных книг, журналов и прочих сочине­ний,так и печатание оных внутри государства по точным прави­лам, в указе от 16-госентября 1796 года постановленным».
На следующий год 9 февраля был обнародован новыйуказ императора, еще более либеральный. По нему «наука и художе­ства» ставятсявне зависимости от полиции. Деятельность цензоров в городах и портах былапрекращена, предварительная цензура отменена. Снова было разрешено создавать«вольные типографии».
26 января 1803 г. Был издан ещё один указ,касающийся цензуры: «Цензура всех печатае­мых в губернии книг имеетпринадлежать единственно университетам, коль скоро они в округах учрежденыбудут». Уставы всех универси­тетов, кроме Виленского, содержали на этот счетособые парагра­фы. В каждом университете создавался цензурный комитет, состоявшийиз деканов. Обязанность цензоров выполняли профессора, адъюнкты и магистры.Совет университета выступал в качестве арбитра при цензурных конфликтах. Решениеуниверситетской цен­зуры можно было подать на обжалование в Главное правлениеучи­лищ, созданное в ходе реформы системы народного просвещения в 1802 г. иставшее высшей инстанцией по делам цензуры. Однако уставы университетовестественно не содержали подробной регла­ментации цензурного порядка. Цензурныекомитеты по уставу дол­жны были «отвратить издание сочинений, коих содержаниепротивно закону, правительству, благопристойности, добрым нравам и личной честикакого-либо частного человека».
Главное правление училищ — высшая цензурнаяинстанция — осознавало необходимость законодательного документа, опреде­ляющегоцели цензуры, а также задачи, обязанности и права цен­зоров. Оно приступилоодновременно к выработке как универси­тетского, так и цензурного устава.
Работа над цензурным уставом была гласной, т.к.есть свидетельства тому, что в Главное правление училищ поступила анонимнаязаписка с высказыванием наиболее радикальных настроений того времени.
9июня 1804 г. первый цензурный устав был утвержден Алек­сандром I. Основные положенияэтого документа сводились к сле­дующему:
·    цензураобязана рассматривать все книги и сочинения, предназ­наченные к распространениюв обществе (§1);
·    назначениецензуры — «доставить обществу книги и сочинения, способствующие истинномупросвещению ума и образованию нравов, и удалить книги и сочинения, противныесему намерению» (§ 2);
·    всвязи с этим запрещалось печатать, распространять и продавать что-либо безрассмотрения цензуры (§ 2);
·    цензуравверялась цензурным комитетам из профессоров и магис­тров при университетах воглаве с Главным правлением училищ Мини­стерства народного просвещения (§ 4);
·    печатнаяпродукция не должна содержать в себе ничего «против закона Божия, правления,нравственности и личной чести какого-нибудь гражданина» (§ 15);
·    цензорыпри запрете сочинений и книг обязаны «руководствоваться благоразумнымснисхождением, удаляясь всякого пристрастного толко­вания сочинений и мест воных, которые, по каким-либо мнимым при­чинам, кажутся подлежащими запрещению,когда место, подверженное сомнению, имеет двоякий смысл, в таком случае лучшеистолковать оное выгоднейшим образом, нежели его преследовать» (§ 21);
·    поощрениераспространялось на просвещение и свободу мышления: «скромное и благоразумноеисследование всякой истины, относящейся до веры, человечества, гражданскогосостояния, законоположения, управле­ния государством, или какой бы то ни былоотрасли управления, не только не подлежит и самой умеренной строгости цензуры,но пользуется совер­шенною свободою тиснения, возвышающего успехи просвещения»(§ 22).
Редко бывало в истории России такое единодушноепринятие обществом законодательного документа. Первый цензурный устав получилпозитивные отзывы в текущей периодике. Историки также единодушно называют егонаиболее либеральным за все время су­ществования цензурного законодательства вРоссии. Аппарат цензуры руководствовался первым цензурным уставом 20 лет.Влияние его идей в той или иной степени распространялось и на более отдаленныевремена через деятельность наиболее прогрес­сивных цензоров. Но опыт обращенияэтого документа в практике цензурования показал, что бюрократия государствапостепенно кор­ректирует действие закона в ту сторону, какая на данномисторичес­ком этапе выгодна власть имущим или, что бывает реже, вызванаобъективными обстоятельствами.  
ПравлениеАлександра Iсопровождалось войнами. В 1807 г. началась война с Францией. Она проходила подлозун­гом борьбы с узурпатором законной власти, агрессором по отно­шению кдругим государствам Европы. Начав военные действия, Александр создает особый ко­митет«по сохранению всеобщего спокойствия и тишины», в ян­варе 1807 г. преобразуетего в «комитет общей безопасности» с более широкими полномочиями, в том числе ицензурными.
Постепенно происходит возврат в этом отношении кпоряд­кам, царившим при Павле I, хотя и сопровождавшийся колебани­ями, свойственными внешнейполитике России. Цензура стала за­прещать произведения французской литературы.  Чтокасается политической информации, то цензурное ведом­ство выработалоспециальный циркуляр, по которому всем учеб­ным округам предписывалось довестидо сведения цензоров, что­бы ОНИ «не пропускали никаких артикулов, содержащихизвестия и рассуждения политические». Затем последовал запрет не писать о любыхконституциях.
Особая канцелярия Министерства полицииосуществляла «цен­зурную ревизию» — надзор за книгопродавцами и типографиями.Мало того, Министерство имело некоторые права на контроль за цензурой. Онодолжно было наблюдать, чтобы в обще­стве не обращались книги, которые,«хотя и пропущены цензурою, подавали повод к превратным толкованиям, общемупорядку и спокой­ствию противным».  Таким образом, с 1811 г. в странеустановился новый цензур­ный режим, характер которого во многом зависел отМинистер­ства полиции.
Дляимператора Александра I Отечественная война 1812 г. и послевоенный период послужилисуровым испытанием. Он ощу­щал стремление общества ограничить самодержавнуювласть, видя опасность для нее во всеобщем одушевлении, ведущем к разгово­рам освободе, конституции и т.п. Александр I становится основателем по­литического Священногосоюза, опиравшегося на религиозно-по­литический консерватизм в международныхотношениях. Это потребовало от императора определения новых задач, которые были1 поставлены перед Министерством народного просвещения: «осно­вать народноевоспитание на благочестии, согласно с актом Священно­го союза».
Высшаяцензурная инстанция — Главное правление училищ, имевшее новый состав,становится оплотом в проведении новой политики Александра I и ужесточении цензурногорежима в стра­не.
В 1816г. на должность министра народногопросвещения импе­ратор назначил князя А. Н. Голицына, бывшего с 1803 г.обер-про­курором Святейшего Синода. ервым распоряжением князя А. Н. Голицынастало решение образовать наделенный цензурными функциями Ученый комитет,контролировавший учебную литературу, рассчитанную главным образом на молодоепоколение, и дававший отзывы на новые кни­ги, издаваемые для учебных заведений,и представлявший мнение о них. Ученый комитет устанавливает полный контроль надучебной литературой вузов. В 1821 г. гонениям подверглась профессура Пе­тербургскогоуниверситета: профессор философии А. И. Галич, профессор всеобщей историиЭ.-В.-С. Раупах, профессора статис­тики К. Ф. Герман и К. Н. Арсеньее былизаподозрены в «неблагона­меренном направлении», о чем свидетельствовало, помнению Д. П. Рунича, содержание их лекций. В итоге заслуженные ученые былиуволены из университета, а их книги, изданные и одобрен ные ранее, были изъятыиз библиотек.
Не меньше последствий в усилении цензурногорежима имел ряд других предписаний князя А- Н. Голицына. В 1817 г. последовалоего указание цензурным комитетам, по которому они не должны были пропускать«ничего, относящегося до правительства, не спро­сив прежде согласия от тогоминистерства, о предмете которого в книжке (журнала. — Г. Ж.)рассуждается», В итоге этого распоряжения каждое ведомство могло участвовать вцензуре.
В 1818 г. цензоры получили новое предписание: обовсем, что касается правительства, журналы, газеты, литераторы могут писать ссанкции самого правительства.
Атмосфера в обществе, цензурная политика властивели к уси­лению всех видов цензуры, в первую очередь, духовной. До обна­родованияпервого цензурного устава 1804 г. в стране существовали комитеты смешанныхвидов цензуры как «служба его величества». Их деятельность сопровождаласьнеизбежными противоречиями между светской и духовной цензурой. Цензурный устав1804г. внес ясность в положение дел: духовная цензура была отнесена в веде­ниеСинода.  По аналогии со светской она в 1808 г. «начертаниями правило образовании в государстве духовных училищ» оказалась в сфере деятельностиДуховной академии, при которой образовы­вались духовно-цензурные комитеты. В«Начертаниях правил» оп­ределялись их основные задачи. Организация Министерствадухов­ных дел и народного просвещения привела к расцвету духовной Цензуры в J817 г., ее усиленномудавлению на светскую, о чем свидетельствует вмешательство руководителейдуховной цензуры в дела университетов, в цензурование журналистики и произведе­нийлитературы и т.д.
Сразу же с появлением Министерства духовных дел инародного просвещения на повестку дня был поставлен вопрос о новом цен­зурномуставе, преобразовании цензуры вообще. В июне 1820 г. для разработки такого уставабыл создан комитет из членов Глав­ного правления училиш князя В. П. Мещерскогои М. Л. Магниц­кого, членов Ученого комитета Д. П. Рунича, И. С. Лаваля, Н. И.Фуса. Душою всего дела был Магницкий, написавший обстоятельный «Проект мнения оцензуре вообще и началах, на которых пред­полагает цензурный комитет составитьдля оной устав».
15 мая 1824 г. министром духовных дел и народногопросвеще­ния был назначен адмирал А. С. Шишков, писатель, администра­тор иакадемик президиума Российской Академии (1813 г.). На пер­вом же заседанииГлавного правления училищ, которое вел Шишков, он изложил свои идеи опросвещении народа, цензуре и ее задачах. Но их он осуществит уже в другойпериод истории Рос­сии — при Николае I.
Новый цензурный устав был принят 10 июня 1826 г.,уже при Николае I, и лег в основу осуществляемой цензурной реформы. Впротивоположность цензурному уставу 1804 г. он был крайне подробен (его объембыл в пять раз больше) и состоял из 19 глав и 230 параграфов. Новый устав былпронизан стремлением регламентировать все возмож­ные задачи цензуры и действияее аппарата.
Основные положения цензурного устава 1826 г.сводились к следующему:
·    цельучреждения цензуры состоит в том, чтобы произведениям словесности, наук иискусства при издании их в свет посредством книго­печатания, гравирования илитографии дать полезное или, по крайней мере, безвредное для блага отечестванаправление;
·    цензурадолжна контролировать три сферы общественно-полити­ческой и культурной жизниобщества: 1) права и внутреннюю безопас­ность, 2) направление общественногомнения согласно с настоящими обстоятельствами и видами правительства, 3) наукуи воспитание юно­шества;
·    традиционноцензура вверялась Министерству народного просве­щения, а руководило всею еедеятельностью Главное управление цензуры. «В помощь ему и для высшегоруководства цензоров» утверждался Верхов­ный цензурный комитет, состоявший всоответствии с тремя направле­ниями цензуры из министров народного просвещения,внутренних и ино­странных дел;
·    правителемдел Верховного цензурного комитета состоит дирек­тор Канцелярии министранародного просвещения. Ежегодно он состав­ляет наставления цензорам,«долженствующие содержать в себе особые указания и руководства для точнейшегоисполнения некоторых статей устава, смотря по обстоятельствам времени»;
·    встране создавались Главный цензурный комитет в Петербурге, местные цензурныекомитеты — в Москве, Дерпте и Вильно. Главный цензурный комитет подчинялсянепосредственно министру, остальные — попечителям учебных округов;
·    правона цензуру, кроме того, оставалось за духовным ведомством, академией иуниверситетами, некоторыми административными, цент­ральными и местнымиучреждениями, что закладывало простор для субъек­тивизма цензуры.
Но новый устав был перегружен такими подробностями, которыене имели прямого отношения к цензуре, загромождали и без того громоздкий тексти вносили путаницу в действия цензоров.
Учитывая недочёты предыдущего устава, в 1828 г. Был созданновый устав. Фактически до 60-х годов он служил руководством для цензурногоаппарата страны. Новый документ не имел крайностей «чугунного» устава, былкомпактнее и направлен на ограничение субъективизма в действиях цензора,введение цензуры в законные рамки.
Ко второй половине XIX в. цензура прошла длительный путь развития,прочно закрепив свои основные функции, накопив значительный опыт борьбы свольномыслием. Однако правовой статус цензуры, соответствующее законодательствони в коей мере не удовлетворяли требованиям практики. Продолжал действоватьустав 1828 г., дополненный многочисленными циркулярами, распоряжениями,инструкциями и указаниями, в 30-40-е годы широкое распространение получилаведомственная цензура. Законодательная неразбериха создавала колоссальныетрудности как для самих цензурных органов, так и для авторов, которые былибеззащитны перед произволом чиновников. По словам одного из информированныхзнатоков той эпохи академика С.В. Рождественского, к 1862 г. насчитывалось 22специальные цензуры. Очевидно, что столь громоздкая система не могла обеспечитьчеткой работы. Нужны были организационные преобразования. Подготовка новогоцензурного устава началась в 1857 г. и растянулась на восемь лет, завершившисьпринятием «временных правил о печати» 6 апреля 1865 г., которые долгое времявыполняли роль цензурного устава.
В эпоху великих реформ Александра II цензура, как и многиедругие государственные институты, подверглась существенной трансформации. Вначале 60-х годов произошли некоторые структурные изменения: было упраздненоГлавное управление цензуры, часть функций которого возложили на Министерствонародного просвещения. В ведении последнего оказались цензурные комитеты,отдельные цензоры, канцелярия бывшего Главного управления, ставшая особеннойканцелярией; из Министерства иностранных дел сюда передали рассмотрение статейи известий политического содержания. Пересмотр законов о печати проходилпоэтапно. 12 мая 1862 г. «Временные правила о цензуре» отменили всепостановления, принимавшиеся по этой части с 1828 по январь 1862 г.
В 1863 г. в разгар реформ цензура вновь и уже окончательнопоменяла ведомственную принадлежность. Она была передана из Министерстванародного просвещения в Министерство внутренних дел. С одной стороны, этосвидетельствовало о повышении авторитета данного института, посколькуМинистерство внутренних дел (наряду с военным и иностранных дел) всегдаявлялось ключевым государственным ведомством. С другой стороны, включениецензуры в сугубо охранительное ведомство означало усиление контроля закультурой. Изъятие цензуры — структуры контрольно-карательной — из Министерстванародного просвещения, которое, по словам тогдашнего министра А.В. Головнина,было призвано «содействовать развитию умственной деятельности», предоставлятьнеобходимую «свободу анализа» (а по сему и направление цензуры здесь могло быть«более снисходительным»), соответствовало духу либеральных реформ. С принятиемв 1865 г. уже упоминавшихся «Временных правил о печати» институт цензурыполучил в лице Главного управления по делам печати руководящий орган,просуществовавший вплоть до 1917 г.
Эпоха контрреформ и последующий период не повлекли за собойсущественных структурных изменений. Цензура осталась подведомственнойМинистерству внутренних дел, продолжали действовать цензурные комитеты иотдельные цензоры в городах. Однако изменение правительственного курса не моглоне отразиться на функционировании важного охранительного института, чтовыразилось прежде всего в увеличении числа чиновников — цензоров, инспекторовдля надзора за типографиями, литографиями и другими учреждениями печати.
В конце 50-х-первой половине 60-х годов наряду соструктурными происходили существенные содержательные изменения в подходе кцензурованию. Сначала был установлен максимально лояльный режим, затем в связис усилением общественного движения в 1861-1862 гг. — более жесткий и, наконец(по закону 6 апреля 1865 г.), административно усиленный режим для печати. В тоже время руководство цензурой требовало политического искусства и чрезвычайнойосторожности, поскольку в эпоху реформ откровенно грубое давление на печатноеслово противоречило общественным умонастроениям. Однако нельзя было забывать иосновополагающих принципов деятельности цензуры как государственногоохранительного института.
В период либерализации цензуры в ее деятельности появилисьэлементы коллегиальности: были созданы советы Главного управления и цензурныхкомитетов. В соответствии с «Временными правилами о печати» 1865 г. частьизданий стала выходить без предварительной цензуры, однако в случае нарушенияцензурных правил к провинившимся применялись разного рода санкции. Однакоподведомственность Министерству внутренних дел, решение судьбы публикацийрезолюцией министра, который мог согласиться с мнением меньшинства и дажеодного из членов совета либо дать собственное заключение, подчас сводиликоллегиальность к нулю. Сохранение же для ряда изданий предварительной иведомственной цензур делали либерализацию весьма условной. Принятие впоследующем дополнений и изменений к закону 6 апреля 1865 г., инструкцийминистра, в том числе «конфиденциальных», распоряжений по ведомству и томуподобных документов вело к корректировке цензурой политики в сторонусвертывания прав печати.
Качественные изменения этой политики произошли в конце70-х-начале 80-х годов в связи со сменой правительственного курса и усилениемадминистративного надзора. В октябре 1880 г. было создано предварительноесовещание под руководством председателя комитета министров П.А. Валуева дляобсуждения начал, которыми следовало руководствоваться при пересмотредействовавших постановлений и временных правил о печати. Однако работасовещания была прервана 1 марта 1881 г., когда был убит Александр II. Вопрос оцензурном уставе был в очередной раз поставлен, но не разрешен.
«Положение о мерах к охранению государственного порядка иобщественного спокойствия» (1881) значительно расширило правагенерал-губернаторов, предоставив им, кроме прочего, практически неограниченнуювласть над печатными органами, вплоть до приостановки любого периодическогоиздания на время действия положения, то есть на неограниченный срок. Тогда жевице-губернаторы стали цензорами освобожденных от предварительной цензурыгубернских ведомостей, что, несомненно, усилило административный произвол вотношении печати. Решение об окончательном прекращении повременного издания (с запрещениемредактору впоследствии издавать другое) принималось в соответствии с временнымиправилами от 27 августа 1882 г. Верховной комиссией по печати, в состав которойвходили министры внутренних дел, юстиции и народного просвещения, обер-прокурорСвятейшего Синода, а также министры и главноуправляющие тех ведомств, которымивозбуждались подобные иски. Таким образом, судьба издания и издателяпередавалась в руки высших чиновников, что свидетельствовало о значении,которое придавалось вопросам печати.
Правила особо ограничивали свободу деятельности ужепровинившихся изданий, получивших третье предостережение, обязывая после ихвозобновления не позднее 11 часов вечера накануне выхода в свет очередногономера представлять его в цензуру. Редакторы должны были, по требованиюминистра, сообщать имена авторов статей, а цензоры получили правоприостанавливать издания без возбуждения судебного преследования. Все этозначительно усложняло деятельность печати, ограничив редакторов в выборесотрудников и корреспондентов, сузив возможности оперативной публикацииинформации, что определяло популярность и жизнеспособность изданий.Распространение правил на все издания, арендуемые у правительственных и учебныхучреждений, не могло не отразиться на положении отечественной научнойлитературы. Перечисление наказаний за проступки печати (в круг которых входилиденежные взыскания, аресты, тюремное заключение за «печатание безпросмотра цензуры, за открытие и содержание тайно типографий, литографий иметаллографий, за хранение и продажу книг, запрещенных цензурой», и т.п.)вошло в такой важный законодательный документ, как «Уложение о наказанияхуголовных и исправительных» (1885). Еще одним шагом, ужесточившим условиясуществования отечественной печати, стало расширение в 1888 г. круга изданий,подпадавших под предварительную цензуру.
В целом цензурная практика второй половины XIX в. вобрала всебя и старые запретительные нормы, и новые, отвечавшие обстоятельствам ивеяниям времени разрешения и запреты. В отношении исторической литературы этопроявилось в строго дифференцированном (в зависимости от социального,возрастного и образовательного уровня предполагаемого читателя) подходе кцензурованию. Не пропуская в свет ничего явно «предосудительного», цензура всеже предоставляла возможности для развития исторической науки. В контекстерусской культуры XIX в. цензуру следует рассматривать не только какрегламентирующую, контролирующую и охранительную, но и как некую стимулирующуюсилу. Она заставляла оттачивать печатное слово, которое приобретало особуюемкость, глубину подтекста. Научная мысль сумела успешно обходить препоны ирогатки цензуры, сохранив и даже приумножив глубину и оригинальность.4. Российская империя иСоветский союз: что общего?
«Цензура, как иблаготворительность,
 должна начинатьсядома, но, в отличие
отблаготворительности, там она и должна
заканчиваться.»
Клэр Бут Люс
К концу XIX в.информационная служба в России и на Западе претерпела революционные изменения,в первую очередь в её материально-производственной базе. Одновременно шёлпроцесс, готовивший образование системы СМИ. Начинается постепенное оснащениерадиотелеграфа звуком и голосом, превращение в радиотелефон, а затем в радио. Кконцу XIX столетия Россия накопила мощныйэкономический потенциал, темпы развития её промышленности опережали другиестраны.
В новых условиях православная церковь и интеллигенцияпроделали огромную работу по просвещению народа, обучению его грамоте, чтению –стала более активно расти аудитория, потребляющая информацию.
В новом столетии верховная власть и России,органы управле­ния обществом, в том числе и цензурное ведомство, оказались неготовыми к решению тех проблем, которые как снежный ком на­растали. Цензурадолжна была функционировать в новых условиях: постоянного и быстрого увеличенияобъема и диапазона инфор­мации, развития ее новых форм и средств доставки ираспростра­нения, интенсивного роста числа потребителей этой информации.
Самодержавие стремилось затормозить прогрессинформацион­ной службы общества, что нашло отражение во всех значительныхтенденциях развития российской журналистики. Среди них и станов­лениепровинциальной периодики.
Но трагические события русско-японской войнывызвали резкую критику власти в печати, она коснулась даже царя в статье опадении Порт-Артура, опубликованной А. С. Сувориным в своей газете «Русь».
Князь П. Д. Святополк-Мирскийдобился выходаименного вы­сочайшего указа сенату, появившегося в «Правительственном ве­стнике»14 декабря 1904 г. В нем говорилось о необходимости «уст­ранить из нынедействующих о печати постановлений излишние стесне­ния и поставить печатноеслово в точно определенные законом пределы, предоставив тем отечественнойпечати, соответственно успехам про­свещения и принадлежащему ей вследствие сегозначению, возмож­ность достойно выполнять высокое призвание быть правдивоювырази­тельницею разумных стремлений на пользу России». В соответствии С указомцаря, Комитет министров па заседаниях 28 и 31 декабря решил отменить некоторыеиз действовавших постановлений о печати, признанных им наиболее стеснительными,точнее опре­делить смысл положений о воспрещении розничной продажи печатныхизданий, раскрытии имен авторов статей, предоставив министру внутренних делправо войти в Государственный совет с ЭТИМИ вопросами И «образовать особоесовещание для пересмотра действующего цензурного законодательства и длясоставления нового устава о печати». 21 января 1905 г. царь Николай II утвердил наме­ченныемеры.
Однако меры, предпринимаемые властью, постояннозапаз­дывали. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. прозвучало сигналом кначалу революции. Ситуация в журналистике вышла из-под всяко­го контролявласти, которая попыталась замолчать события 9 января. В связи с этим вПетербурге в помещении газеты «Новое время» состоялось совещание редакцийежедневных газет, независимо от их направления. Несмотря на единодушный первыйпротест такого рода, выступление петербургских журналистов в защиту свободыслова за­кончилось тем, что они получили разрешение опубликовать неболь­шуюинформацию: «О событиях 9 января и последующих дней мы имеем возможностьпечатать только правительственные сообще­ния, официальные сведения и известия,пропущенные цензурой г. С.-Петербургского генерал-губернатора». Этим событиемначалась открытая борьба столичных журналистов с цензурой.
Власть попыталась остановить начавшийся процессосвобож­дения журналистики от цензуры. 17 октября 1905 г. был обнародо­ванВысочайший манифест, по которому населению «даровались незыблемые свободы наначалах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова,собраний, союзов». Манифест послужил основой для выработки «Временных правил опечати». С 19 октября по 24 ноября, когда вышли Временные правила опериодических изданиях, господствовала бесцензурность, назван­ная явочнымпериодом свободы, когда издания выходили без вся­ких разрешений. Особенно многов это время появилось юморис­тических и сатирических листков и журналов.
Журналистика в этихусловиях проявила новые качества: соли­дарность и объединение вборьбе за свои права. Союз в защиту свободы печати охватывалбольшую часть периодики — до 36 из­даний. Даже Союз владельцев печатных заведенийПетербурга об­ратился к правительству с предложением отменить цензуру и уп­разднить Главное управление по делам печати и егоцензурные комитеты.
Карнавал свободы слова началзатухать. 26 ноября МВД пред­ложило губернаторам, чтобы местныецензоры «под личной ответ­ственностью наблюдали» за своимиизданиями и «по всем, обнару­женным ими нарушениям закона немедленно» возбуждалисудебное преследование, донося об этом в Главное управление поделам печати.
И власть шаг за шагомвосстанавливала давший трещины цен­зурный режим в государстве.В 1906 г. последовали 18 марта Имен­ной указ «Дополнениявременных правил о повременных издани­ях» и 26 апреля — Временные правила онепереодической печати.
Исторический опыт первойрусской революции показал, что основным ее итогом была невозможность власти вернуться к ста­рым порядкам. Во всех сферах жизни, получив мощныйреволюци­онный заряд, Россия сделалашаг вперед.
Далее во время гражданскойвойны существовало 2 журналистики: белая и красная, противопоставленные другдругу. Белой журналистикой управляла и контролировала её целая сеть разных покачеству и объёму управленческих структур, ставивших довольно жёсткий цензурныйрежим на подвластных территориях. Да и иностранные союзники и интервенты держалипод достаточно прочным колпаком почти всю белую прессу.
У красной прессы была свояцензура. В 1917 СНК принял Декрет о печати, направленный на подавлениежурналистики, выступавшей против Советской власти. Он включал в себя целуюсистему наказаний, включая штрафы, лишение свободы, политических прав и т.д.также была введена военная цензура. 23 декабря 1918 г. Вышло в свет «Положениео военной цензуре», где было сказано, что: «В целях сохранения военной тайныучреждается военная цензура».
Таким образом, в периодгражданской войны в России преобладала нецентрализованная, юридическинеузаконенная, но достаточно жёсткая цензура.
Наконец в 1919 г. Был созданГосиздат, с которым совмещён процесс централизации цензуры. Вместе с обычнымииздательскими функциями Госиздату предоставлялось беспрецедентное правоконтроля и цензуры над всем издательским процессом. Особенно жёсткой цензуреподвергались частные и кооперативные издательства. Цензурным гонениямподвергались народники (кооперативное издательство «Колос», эсеры, анархисты именьшевики. Уже в этот период цензура использовалась как средство партийнойборьбы.
НЭП привёл к оживлениюинакомыслия, появлению оппозиционно настроенной прессы. В этих условиях властьусилила политцензуру. Такио образом, к 1922 г. сложилась ситуация, при которойнадо было что-то менять. Но Госиздат этим уже не занимался. В июне 1922 г. всецензурные функции перешли к специальному новому учреждению – Главномууправлению по делам литературы и издательств.
Цензурный режим,установленный партией большевиков, охва­тывал все сферысоциально-политической и культурной жизни народа, включая ижурналистику. Особое внимание было уделен ( в 30-е годы работежурналистов в сфере радиовещания. Уже 8 января 1934 г. онпринял поста­новление «О состоянии местного радиовещания на опытеУкраи­ны, Северного Кавказа и Закавказья». Среди трех задач,которые, как считает ВРК, стояли в тот момент перед местным (областным инизовым) радио, первой было — усиление политической бди­тельностив подготовке микрофонного материала. В это же время фактическискладывается система «военно-по­литического контроля надрадиовещанием».
Итогом всех партийно-бурократических,репрессивным мер по контролю за радиовещанием было создание такого фильтра,через который проходили в эфир только разрешённые сверху для массовой аудиториифакты и события, художественные и музыкальные произведения.
Цензурно-репрессивный режимтех лет вел к своеобразному отбору в журналистских кадрах: вымыванию наиболееактивных творческих людей, открывая простор карьеристам и подхалимам. Тотальныйконтроль партийной цензуры этого периода выразился в трансформации партийной илитературной критики в политический донос, их срастание с цензурой. Главлитразвернул бурную деятельность по искоренению, недопущению, запрету.
Сам Сталин принимал активноеучастие в цензурировании, особенно это касалось кино.5. Современность: отзакрытого к открытому типу общества.
«Свобода мнения может иметь местотолько тогда,
когда правительство уверено в себе.»
Бертран Рассел
В течении длительноговремени практически оставалась неизменной система цензуры и вообще её характер.Под воздействием научно-технического прогресса в 1950— 1960-е годы вжурналистике происходят значительные изменения: постепенно набирает темп всвоем развитии телевидение, синтезировавшее в себе основные достиженияинформационной службы общества, информационных технологий на том этапе. Изцензорских новаций тех лет следует отметить использование партийнымруководством технических возможностей при контроле за телевидением. В конце1960-х — начале 1970-х годов начинается, как определяют историки, господствовидеозаписи, сокращение прямого репортажа до минимума. Наиболее массовыепередачи «Голубой огонек», «КВН», «Пресс-центр» и др. выходили на экран послетщательного монтажа, в ходе которого все, что казалось сомнительным с точкизрения партийной цензуры, убиралось. В целом эти факты укладываются в общеерусло партийного управления журналистикой, с которым будет покончено лишь в1990-е годы.
Конец XX века сопровождался революционнымиизменениями в журналистике, тесно связанными с развитием информационныхтехнологий и компьютеризацией.
A наступление XIX столетия сопровождается процессом становления нового –планетарного мировоззрения, охватывающего всё большие массы людей. Цензуры нет,т.к. нет ни свода законов, ни органов цензурирования, есть только информация,запрещённая законом к разглашению: государственная и коммерческая тайны.Заключение.
«Чем больше информационные средства,
тем меньше смелости и свободы они
могут себе позволить. Величинаозначает
слабость.»
Эрик Севарейд
Таким образом на данный моментв России не существует цензуры. Цензуры нет, но появление мировогоинформационного пространства связано с появлением новых проблем, например,практически неограниченной возможности получать самую разнообразную информацию,особенно в Интернет, непроверенность сведений, незащищённость детей перед потомнегативной информации, поступающей из «всемирной паутины», и с экрановтелевизоров (в частности сцен насилия).
Цензуры нет, но в персе и нателевидении всё чаще мелькают речи и заголовки в подобном роде: «О цензуре вРоссии», «Правозащитники констатируют введение цензуры в России», «FreedomHouse о цензуре в России»… Международная правозащитная организация FreedomHouse опубликовала ежегодный доклад о состоянии свободы слова во всем мире, согласнокоторому пресса в России «не свободна» и находится под контролем властей. Врейтинге, составленном правозащитниками, Россия находится на 148 месте из 193стран. Самой благополучной страной с точки зрения свободы слова, по мнениюFreedom House, является Дания, а самой неблагополучной — Северная Корея.
Против России и ранеенеоднократно выдвигались обвинения в нарушении свободы слова. Однако многиероссийские политики напоминают, что в стране выходят газеты, критикующиедействующие власти. Они также говорят, что некоторые телеканалы позволяют себекритическую интонацию в освещении политических событий. В то же время, какутверждают наблюдатели, самые популярные общенациональные телеканалы, которыеявляются основным источником информации для большинства россиян, в основномотражают официальную точку зрения… это если говорить о государственной цензуре.
Но существует ещё и понятиекоммерческой цензуры. Т.е. когда владелец Медиа-холдинга может диктовать своёмнение, высказывать свою точку зрения через свой информационный канал.Например, издательский дом «КоммерсантЪ», принадлежащий Березовскому. Хотясотрудники издательского дома уверяют, что он только владелец и не вмешиваетсяв их дела, т.к. они находятся на самофинансировании и живут за счёт рекламы(надо заметить, что реклама в их изданиях наиболее дорогая).
Но свободна ли тогда Россияот цензуры? Да и вообще возможно ли это не только в мировых масштабах отдельнойстраны?

Список использованной литературы.
1.   Аранович В.П. «Анализ цензурнойпрактики России в 18-19 вв.», Москва, Посткриптум,1997 г.
2.   Есин Б. И. Путешествие впрошлое. М., 1983.
3.  ЕсинБ. И. Русская газета и газетное дело в России. М., 1981.
4.   ЖирковГ. В. Самодержавный цензор (персонажи дневника А. С. Пуш-кина)//Невскийнаблюдатель. 1999. № 1.
5.   Жирков Г.В., «История цензуры вРоссии XIX-XX вв.: Учебное пособие», М.: Аспект пресс, 2001 г.
6.   Зайцева Е.К., «Значение цензуры вкултьтурном движении народов России», М.: Поскриптум.1993 г.
7.   Князьков С., «Из прошлого землирусской. Время Петра Великого», М.: Планета, 1991 г.
8.   Корсаков А.П. «Исторические аспектыизучения цензуры в России» М., Посткриптум. 1996 г.
9.   Куприянова Т.Г., Андреева О.В., «Хрестоматияпо истории книги. Часть I», М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1995 г.
10.           Патрушева Н.Г.,«Цензура в России в конце XIX-началеXX века. Сборник воспоминаний», С.-Пб.:издательство «Дмитрий Буланин», 2003 г.
11.            Пушкин А.С. «Сочинения. В 3-х томах. Т. 1.Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма», М.: Худож. Лит., 1985 г.
12.           Юримский С.К.,«Развитие цензуры в России и ее влияние на культуру “серебряного века”».М.: Посткриптум,1994 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.