--PAGE_BREAK--
На севере, в Лапландии, финским войскам пришлось вести военные действия против отступавшей в Норвегию 20-й горной армии вермахта. Последний приказ в качестве главнокомандующего маршал Маннергейм издал 31 декабря 1944 года. Полномочия главнокомандующего были переданы генералу Хейнриксу, которого Маннергейм, как ни курьезно это звучит, наградил Крестом Маннергейма первой степени [14, с. 432].
4 марта 1946 года Маннергейм вышел в отставку с поста президента страны.
Следует отметить, что Румыния находилась в состоянии войны не только с СССР, но и с Великобританией и США, хотя фактически воевала, как сегодня говорят в Бухаресте, только против советской России. Тогда понимали это и в Лондоне, и в Вашингтоне. Поэтому Британское правительство, предвидя скорый разгром немецко-румынской группировки войск на территории Румынии, в ноте правительству России соглашалось с тем, что «Советское правительство будет играть главную роль в определении того, какими должны быть условия перемирия с румынами» [47, с. 232].
И 24 августа 1944 года именно с Советским Союзом румынам пришлось заключать договор. Следует привести некоторые выдержки из этого договора: «Ровно в 4 часа 24 августа 1944 года полностью прекратила военные действия против СССР на всех театрах войны …порвала отношения с Германией и ее саттелитами, вступила в войну и будет вести войну на стороне Союзных держав против Германии и Венгрии в целях восстановления своей независимости и суверенитета…» 128, с. 513-514]
То есть Лондон и Вашингтон предоставляли Советскому Союзу право на свое усмотрение решать проблему румынской государственности. Россия имела возможность не только освободить от румын свои исконные территории, но и включить капитулировавшую перед советскими войсками Румынию в состав СССР. Но не сделала этого из уважения и солидарности с румынским народом, доказав тем самым, что Россия вела освободительную войну и не преследовала захватнических целей. Руководствуясь самыми гуманитарными побуждениями, 12 апреля 1944 года Советское правительство предложило румынским правящим кругам, в том числе и главе правительства маршалу Иону Антонеску, которого сегодня в Бухаресте почитают как национального героя, выработанные Москвой и согласованные с правительствами США и Великобритании условия мирной капитуляции. Но правительство Румынии отвергло предлагаемые условия и продолжало оставаться верными германскому фашизму и его лидеру Адольфу Гитлеру, обрекая тем самым на жертвы не столько советские войска, сколько собственный народ и румынскую армию. Германский посланник в Румынии М. фон Киллингер очень метко тогда отозвался о верности руководства Румынии гитлеровской Германии. «В Румынии все спокойно. Король Михай – наилучший гарант прочности союза Румынии с Германией», — так телеграфировал он Риббентропу в Берлин незадолго до разгрома румынской армии [43, с. 334].
Только в Ясско-Кишиневской операции Румыны тогда потеряли 22 пехотные дивизии (335 тысяч румынских солдат и офицеров). 23 августа 1944 года эти дивизии были советскими войсками окружены и спустя несколько дней уничтожены. Но и после того, как это случилось, Антонеску, явившись к королю Михаю, категорически отказался прекращать военные действия против советской России. И только тогда по приказу короля Михая, испугавшегося за свою судьбу и принявшего решение перейти в войне с Германией на сторону СССР, маршал Антонеску был арестован, осужден «народным трибуналом» Румынии и в последствии был расстрелян в тюрьме Жилава [43, с. 358].
12 сентября 1944 года в Москве состоялось подписание так называемого «перемирия» с Румынией, по которому официальный Бухарест признал факт полного поражения в войне против СССР, США и Великобритании. Настояв на подписании такого документа, как «перемирие», Советская Россия тем самым сохранила Румынию в качестве суверенного государства.
28 августа 1943 г. Борис III, вернувшись из ставки Гитлера, умер при загадочных обстоятельствах. Официальным объяснением его кончины стал сердечный приступ, но не исключено, что царь был убит как неугодный Германии правитель.
Новым монархом стал его шестилетний сын Симеон (с 1945 г. — глава правительства Болгарии.) Был сформирован Регентский совет в составе профессора Богдана Филова, генерала Николы Михова и брата покойного монарха — принца Кирилла.
Красная армия уже подходила к границам Болгарии, и регенты попытались объявить о нейтралитете Болгарии. Были отменены антисемитские законы, немецким частям было приказано покинуть Болгарию. По всей стране стали закрываться немецкие заводы. Но ТАСС заявил, что «советские руководящие круги считают объявление болгарским правительством нейтралитета страны совершенно недостаточным».
9 сентября 1944 г. советские войска вошли на уже оставленную немцами территорию. Обе страны объявили друг другу войну, но ни одного выстрела так и не прозвучало: Красную армию встречали цветами и красными флагами.
Воспользовавшись ситуацией, члены Отечественного фронта подняли восстание и привели в власти новый Регентский совет, расстреляв прежних регентов. Кабинет министров возглавил лидер партии Звено Кимон Георгиев, хотя реальным главой государства был Георгий Димитров.
Вскоре Болгария объявила Германии войну. Ее войска сыграли немалую роль в освобождении Балканского полуострова.
27 октября 1946 г. Великое народное собрание упразднило монархию. «Временным правителем» стал коммунист Васил Коларов, премьер-министром — Георгий Димитров. 4 сентября 1947 г. в силу вступила конституция Народной Республики Болгарии. Вскоре Димитров стал во главе Болгарского государства. Начался новый, социалистический этап его истории.
После сброшенных атомных бомб на японские города Херосима и Нагасаки, и вступления в войну Советского Союза, руководство страны приняло решение о выходе из войны и капитуляции страны. Решение было объявлено японскому народу 15 августа 1945 года.
На следующий день, 16 августа, всем сухопутным войскам и военно-морскому флоту Японии был передан приказ прекратить военные действия. Вскоре японские войска, начали складывать оружие перед англо-американскими союзниками. Однако, складывания оружия происходило в отношении противостоянии странам Запада, но не СССР. Вот, что пишет современник событий, дипломат Новиков Н.В.: «…но, странное дело, командование Квантунской армии не получило из Токио приказа о капитцляции, и японские войска продолжали вести военные действия. Только 19 августа, после разгрома основных японских соединений, командование Квантунской армии согласилось, наконец, капитулировать» [ 13, с.296].
28 августа 1945 года американские войска при содействии японских властей приступили к высадке на территории Японии. 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» в присутствии представителей союзных держав министр иностранных дел Сигэмицу и начальник японского генерального штаба генерал Умэдзу подписали акт о бузоговорочной капитуляции [54, с. 267-268].
2.2. Экономические и политические итоги войны для бывших союзниц Германии.
Прежде всего, следует отметить, что поверженные страны почти всегда, на протяжении истории человечества вынуждают решать экономические вопросы победителей. Так, разрушения, военные расходы, в ходе войны обычно списываются на проигравшую сторону. Вторая мировая война не явилась исключением из этого правила.
С другой стороны проигравшая сторона бесспорно теряет и свои политические позиции. Поверженная страна не может после войны влиять на политические события. Как правило, политические стремления стран с такой судьбой ограничиваются послаблениями в вопросах контрибуций, репараций.
Аренами боевых действий во Второй Мировой войне была территория почти всей Европы, Северной Африки, Океании, Азии. И все эти земли, особенно Европа пострадали от войны. Разрушения жилых домов, целых городов, нарушение экономических структур и многое другое.
Так, Италия, которая сама была одной из разжигателей войны, имела следующие потери: по разным данным, погибли от 150 тыс. до 400 тыс. военнослужащих, пропали без вести 131 тыс.; безвозвратные потери гражданского населения – от 60 тыс. до 152 тыс. человек. Материальные затраты на ведение боевых действий и на восстановление разрушенного – $94 млрд.
Основными итогами войны для Италии является то, что в результате войны в Италии пала монархия, экономика была в значительной степени развалена, а вооруженные силы фактически прекратили свое существование. Острова Додеканес были переданы Греции, полуостров Истрия к востоку от Триеста – Югославии, а четыре небольших участка у северо-западной границы – Франции. Триест был провозглашен свободной территорией под эгидой ООН, но в 1954 он был возвращен Италии.
Следует определить и итоги войны для Вергрии: по разным данным, погибло от 120 тыс. до 200 тыс. военнослужащих; безвозвратные потери гражданского населения – около 450 тыс. человек.
Итоги: около 24% промышленности Венгрии было разрушено. После войны страна выплатила $200 млн репараций СССР, по $50 млн – Чехословакии и Югославии. Венгрия потеряла все территории, приобретенные во время войны, и попала в сферу влияния СССР.
По итогам войны Финляндия потеряла 12 % своей территории, погибло ок. 89 тыс. военнослужащих и 2700 мирных жителей. 31.12.1944 передал пост главнокомандующего силами обороны Финляндии ген. А. Хейнрихсу. 3.5.1945 Финляндия официально вступила в войну на стороне антигитлеровской коалиции.
Финляндия теряла весь район Петсамо с его рудниками и единственным портом на Северном Ледовитом океане.
Вместо Ханко СССР получал под военные базы мыс Поркалла в непосредственной близости к Хельсинки. Финляндия должна была в течение 6 лет выплатить контрибуцию в размере 300 миллионов американских долларов. Вплоть до окончания мировой войны Финляндия предоставляла СССР для использования свои порты, аэродромы и весь свой торговый флот [56, с. 205].
В 1945 году в Финляндии прошли выборы, премьер-министром стал Паасикиви.
Шли переговоры с русскими о выплате контрибуции. Уже после того, как соглашение было подписано, русская сторона сделала неожиданное разъяснение: выплата 300 миллионов американских долларов должна была быть сделана товарами, из которых 60% должны были быть продукцией металлообрабатывающей промышленности, и только 40% — деревообрабатывающей.
Самый большой сюрприз оказался в конце — цены на товары назначались в ценах 1938 года, что сводило сумму контрибуции к 600 миллионам американских долларов 1944 года, которые СССР запрашивал изначально. В результате репарационные выплаты в первый же год составили 80% от всего финского экспорта [4].
Потери Болгариипо разным данным, составляли от 10 тыс. до 25 тыс. военнослужащих; безвозвратные потери гражданского населения – от 10 тыс. до 50 тыс. человек.
Основными итогами является то, что болгарская монархия пала, страна попала в сферу влияния СССР.
ПотериРумынии по разным данным, составили от 300 тыс. до 520 тыс. военнослужащих, безвозвратные потери среди гражданского населения – от 200 тыс. до 460 тыс.
После войны Румыния окончательно лишилась Бессарабии, которая отошла СССР, зато вернула себе Трансильванию. Страна попала в сферу влияния СССР. 30 декабря 1947 Румыния стала республикой.
Потери Японии: погибли 1270 тыс. военнослужащих, небоевые потери – 620 тыс., ранены 140 тыс., пропали без вести 85 тыс. человек; безвозвратные потери гражданского населения – 380 тыс. человек.
Итоги: план Японии по созданию «сферы сопроцветания Великой Восточной Азии» потерпел крах. Ее территория была оккупирована американцами, все колонии, включая Курилы и юг Сахалина, были потеряны. Монархия сохранилась, но власть императора осталась номинальной. В конституцию были внесены пункты, не позволяющие стране посылать войска за рубеж. Экономическая и социальная структура страны претерпела серьезные изменения под властью американской оккупационной администрации. Была проведена демонополизация, экономическая жизнь либерализовывалась.
Таким образом, в подведении итогов второй главы дипломного проекта, можно сказать, что страны-союзницы Германии потерпели поражение в войне и были оккупированы, за исключением Финляндии союзными войсками. Румыния, Болгария, Венгрия были оккупированы советскими войсками, Италия — англо-американскими.
Война принесла множество разрушений как странам-саттелитам Германии, так и эти страны нанесли значительный урон в основном Советскому Союзу. Было множество невосполнимых потерь среди населения стран. За эти разрушения должны были расплачиваться правительства стран, однако на заключительном этапе войны все союзницы Германии при разных обстоятельствах объявили войну своей бывшей покровительнице. Этот факт учитывался при разработке мирных договоров для стран. Кроме того, сразу после освобождения страны входят в сферу влияния той страны, которая их освободила. Так случилось и со странами Юго-Восточной Европы, которые были освобождены Красной Армией. Постепенное включение в сферу своего влияния стран-союзниц Германии подтолкнуло СССР к решению о малых репарациях.
3 РАССТАНОВКА СИЛ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ СОЮЗНИКОВ ГЕРМАНИИ.
Победы и поражения, ставшие результатами войны, с геополитической точки зрения могут рассматриваться не столько как итоги и последствия, сколько как предпосылки или как предварительный этап дальнейшего противостояния. При этом просматриваются очевидные параллели между двумя послевоенными ситуациями, сложившимися поочередно в результате Первой, а затем Второй мировых войн: это ситуация 1918 и 1945 годов. Международно-правовая незавершенность, выразившаяся в положениях Версальского мира через мрачную эпоху второй великой войны, оказалась перенесенной в атмосферу послевоенного мира и сопутствующей ему «холодной войны».
Хассо Мантейфель, немецкий военный историк, заметил: «Если в прежние времена заключение мира, создававшего новый порядок и делавшего жизнь людей стабильной, являлось как бы запоздавшим, но вместе с тем более глубоким оправданием войны, то окончание этой войны мира не принесло. Если раньше война была преддверием к миру… то 1945 год имел скорее характер перемирия, за которым в дальнейшем должна последовать перегруппировка сил воюющих держав. Два новых мировых центра соревнуются между собой в перетягивании каната, которым являются отдельные народы и страны» [48, с. 610].
Не только отдельные народы, но и целые континенты в новых условиях изменили свое политическое лицо, старые национальные идее уступили свое место новым идеологическим структурам. Изменилось само восприятие национальной идентичности и ощущение границы, очерчивающей национальное государственное и культурное пространство.
Появление новых идеологических группировок сместило узел противоречий в иной план: собственно идеологические противоречия стали модернизированной формой религиозных войн, с той разницей, что установившееся еще в ХХ веке господство техники (или, как уточнял К.Шмитт, — вера в господство техники) придавало этой борьбе видимость деполитизированного и «идеологически-нейтрального» противостояния. Победа техницизма способствовала дальнейшей унификации, выработке единых шаблонов и взаимопроникновению прежде различающихся друг от друга культур [48, с. 610].
Следует отметить, что в 1945 году начинается определение политического курса стран-бывших союзниц Германии. Можно определить два вектора политического развития стран, проигравших в войне. Первым вектором следует считать буржуазно-демократическое направление политики. В данном случае следовало примыкать к американо-английскому политическому союзу.
Другим вектором следует считать принятие странами социалистического пути развития. В данном напралении следовала организация левых правительств и вхождение в формирующийся социалистический лагерь, где определяющую и решающую роль играл Советский Союз.
После окончания войны Италии нужно было определять векторы своей политики. Как уже было сказано, существовало два вектора. Предполагать то, что в Италии будет сформировано левое правительство и страна пойдет по социалистическому пути политического и экономического развития было сложно.
Прежде всего, освобождение Италии от немецких войск и фашистского режима Муссолини сопровождалось непосредственной помощью англо-американских войск. Как показала история, те страны, которые были освобождены Советским Союзом, как правило становились под ее протекторат. С другой страны освобожденные территории англо-американскими войсками становились союзницами и приверженцами курса американской дипломатии.
В Италии были попытки влияния на политическое формирование новой страны со стороны итальянских коммунистов, возглавляемых Тольятти, однако политический вес был недостаточным, чтобы влиять на саму структуру политического развития страны.
Политическая история первых лет после войны складывалась следующим образом: кабинет Бономи (премьер-министр во время войны) должен был подать в отставку, так как гражданская война закончилась. Но сформировать новый третий кабинет министров Бономи вряд ли удалось. Выбор при формировании кабинета министров пал на Пари – легенду Сопротивления и человека благородного происхождения, однако его кабинет просуществовал всего 157 дней. Роль временного парламента играла Национальная Консульта, в которой были представлены все антифашистские партии. Председателем стал Карло Сфорца[41, с. 218].
Первый кабинет Де Гаспери был создан 10 декабря 1945 года, началась подготовка к рефнерендуму по вопросу будущего устройства государства. Быть монархии или распублике. 2 июня 1942 года при высоком проценте голосовавших народ проголосовал за республику. Именно Де Госпери и стал строителем новой Италии на демократических основах [41, с. 218].
Таким образом, Италия оказалась во внешнеполитическом поле американо-английского буржуазного влияния. Иной путь врядли мог возобладать в Италии.
Следует подробней рассмотреть выбор политического пути для Финляндии. Именно она по логике должна была стать фортпостом социализма на Скандинавском полуострове. Однако, Финляндия пошла по своему пути развития, стараясь держаться дальше от большой политики.
Сложные экономические, социальные и многие другие проблемы предстояло решить Финляндии в послевоенные годы. Но главная задача, от которой в определяющей степени зависело решение и всех других проблем, вставала в области внешней политики. «… Самым важным для нас,— подчеркивал Ю. К. Паасикиви, занявший пост премьер-министра в ноябре 1944 года,—является определение и укрепление нашего внешнеполитического положения» [32, с. 21].
Соглашение о перемирии, подписанное в Москве 19 сентября 1944 г., определяя положение Финляндии как побежденной страны, не лишало ее при этом государственной независимости, права проводить самостоятельную внешнюю политику. В Финляндии, в отличие от других стран, воевавших на стороне Германии, не был введен режим оккупации, поскольку Советский Союз счел возможным не воспользоваться этим правом победителя.
Прибывшие в Хельсинки после заключения перемирия Союзная контрольная комиссия во главе с А. А. Ждановым (в нее входили советские и английские представители) выполняла лишь ту роль, которая на нее была возложена: следить за точным и своевременным выполнением Финляндией условий перемирия, одновременно осуществляя и некоторые дипломатические функции для поддержания связен между правительствами СССР и Великобритании, с одной стороны, и правительством Финляндии—с другой [35, с. 115].
К политическому внутреннему развитию следует сказать, послевоенное время в политическом отношении связано с Ю.К. Паасикиви кандидатура Ю.К. Паасикиви на пост главы правительства получила широкую поддержку в политических и общественных кругах Финляндии. Представители различных фракций в парламенте на объединенном совещании признали необходимым рекомендовать его к качестве премьер-министра [32, с. 29].
Президент утвердил состав нового правительства во главе с Ю.К. Паасикиви. Половину кабинета составляли члены бывшей «мирной оппозиции», а также некоторые левые деятели. Впервые за всю историю Финляндии в правительстве была представлена КП.
Анализируя влияние соглашения о перемирии на будущее Финляндии, Ю. К. Паасикиви подчеркивал: «Мы с удовлетворением констатируем, что Советский Союз, как и его союзники, признает само собой разумеющимся фактом государственную самостоятельность Финляндии и продолжение
--PAGE_BREAK-- право ее народа на самоопределение». Он особо отметил, что соглашение обеспечивает «предпосылки для существования Финляндии в качестве свободной страны в мировой системе, целью которой является обеспечение мира после этой войны» [32, с. 32].
Вновь, как и в первые годы независимости, перед страной встал вопрос о выборе внешнеполитического пути. Разумеется, с учетом коренных изменений, происшедших в Европе и на международной арене в целом после второй мировой войны, укрепления экономического, политического и военного могущества СССР, его возросшего влирииияния на ход мирового развития, наконец, уроков проигранных Финляндией войн против СССР не могло быть и речи о возврате к политике противостояния 30-х годов. Существовали, как позднее отмечал У. К. Кекконен, лишь две альтернативы: либо внести некоторые коррективы в прежний курс, отвергающий сближение с Советским Союзом и ориентирующийся на Запад, и фактически продолжать его, либо произвести коренной пересмотр всей политики, придав ей новое направление и содержание. Вокруг этих принципиально различных подходов к послевоенной внешней. политике и развернулась борьба в Финляндии в 1944— 1947 годах [32, с. 33].
В стране продолжали действовать влиятельные силы, рассматривавшие положение, сложившееся после заключения соглашения о перемирии, как временное, как своего рода переходный период, после которого возобладают прежние внешнеполитические ориентиры. Хотя реакционные круги утратили монопольное положение в государстве, они еще сохраняли политическую боеспособность, продолжали занимать преобладающие позиции в государственном аппарате, армии, средствах массовой информации. Правые деятели и группировки во главе с коалиционной партией, в которую перешла основная часть членов распущенной по соглашению о перемирии профашистской партии «Патриотическое национальное движение» (ИКЛ) и ряд других партий в своих планах делали ставку на конфликт между Советским Союзом и западными державами, который позволил бы Финляндии вернуться к прежней политике. Выражением наиболее крайних настроений явилось создание тайных складов оружия. К деятельности раскрытой весной 1945 года подпольной организации, руководившей сбором оружия, оказались причастными около 6 тысяч человек, в том числе ряд высших военных чинов [56, с. 457 ].
Перемены во внутриполитической жизни Финляндии, условия для которых были Созданы соглашением о перемирии, дали демократическим силам впервые в истории страны возможность сказать свое слово и в вопросах внешней политики.
Через неделю после подписания соглашения о перемирии с СССР Кекконен, говоря о новом политическом пути, у начала которого стоит Финляндия, заявил: «Мы должны исходить из того факта, что Финляндия и Россия были и будут соседями.:. Наши национальные интересы требуют создания взаимного доверия в отношениях между нашими странами… Создание хороших отношений с ведущей европейской державой не только наш единственно возможный выбор, это в то же время правильная политика и с точки зрения наших национальных интересов» [57, с. 458].
Таким образом, как отмечалось выше, формирование нового курса внешней политики Финляндии складывалось в условиях активной борьбы демократических, прогрессивных сил страны во главе с КПФ; важный вклад в дело становления новой внешнеполитической линии внес и ряд реалистически мыслящих и патриотически настроенных деятелей. Вместе с тем первое десятилетие послевоенной финляндской внешней политики было связано прежде всего с именем и деятельностью Ю. К. Паасикиви. «Линией Паасикиви» стали называть официальный курс страны в этот период, который и положил начало «второй республике». Название «вторая республика», не являющееся, впрочем, официальным, должно было подчеркнуть переход Финляндии на новые внешнеполитические позиции. Паасикиви не только сформулировал и официально провозгласил основные принципы новой внешней политики. На протяжении. 12 лет он руководил претворением этих принципов в жизнь, проводил большую работу, направленную на то, чтобы новый курс был не только правительственной, но и общенациональной политикой.
К осени 1944 года, когда перед Финляндией встала задача обеспечения государственной независимости путем проведения нового самостоятельного внешнеполитического курса, Паасикиви был одним из наиболее авторитетных и влиятельных государственных деятелей, одним из немногих видных политиков, которые не только не были причастны к антисоветской линии 30-х годов, но и довольно последовательно еще в предвоенные годы выступали против этой линии как противоречащей национальным интересам страны. К этому времени Паасикиви обладал также большим опытом ведения международных дел, переговоров с Советским Союзом [57, с. 459].
Вопрос об отношениях с Западом всегда придавал особую окраску послевоенной внешнеполитической дискуссии в Финляндии, накладывая свои отпечаток на позиции политических сил и деятелей, причастных или претендующих на причастность к определению основных направлений внешней политики страны. И речь шла главным образом не о развитии связей и сотрудничества с отдельными странами Запада. Вопрос с самого начала ставился, по существу, о главных - ориентирах внешнеполитического курса страны.
Как уже отмечалось, сразу же после окончания войны влиятельные круги в Финляндии прилагали немалые усилия для того, чтобы вовлечь страну в сферу политического и военного влияния Запада, придать курсу ее внешней политики одностороннюю, прозападную направленность. С целью добиться привязывания Финляндии к своей политике США предприняли в 1947 году ряд попыток склонить финнов к участию в «плане Маршалла». При рассмотрении этого вопроса в комиссии по иностранным делам финского парламента большинство ее членов высказалось за участие в Парижской конференции по «плану Маршалла». Однако правительство с учетом мнения президента Ю. К. Паасикиви отклонило приглашение на конференцию, сославшись на желание финнов оставаться в стороне от противоречий между великими державами [57, с. 459; 49, с. 31].
В результате ликвидации фашизма и восстановления национальной независимости в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 1943-1945 годах утвердился новый строй, получивший тогда название народной демократии. В политической сфере его характерной чертой была многопартийность, при которой не допускалась деятельность фашистских и явно реакционных партий, а значительную роль в правительствах и других органах власти играли коммунистические и рабочие партии. В Румынии не только формально, как это было в Венгрии и Болгарии, сохранился институт монархии.
Произошли изменения и во внешнеполитической ориентации стран народной демократии. Еще во время войны с Советским Союзом были подписаны договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве. Над Болгарией, Венгрией и Румынией, как бывшими сателлитами гитлеровской Германии, Советский Союз совместно с Соединенными Штатами Америки и Великобританией установил контроль — здесь действовали Союзные контрольные комиссии (СКК), в которых благодаря присутствию советских войск представители СССР имели более сильные позиции, чем западные партнеры [35, с. 213].
В отношении Румынии, следует сказать, что эта страна полностью попала под влияние Советского Союза. Это было связано во многом тем, что территория Румынии была оккупирована советскими войсками. Странам Запада не оставалось ничего делать, как представить полную свободу советской дипломатии в Румынии, возможно рассчитывая на другие, более важные уступки уже со стороны СССР. Лондон и Вашингтон предоставляли Советскому Союзу право на свое усмотрение решать проблему румынской государственности. Россия имела возможность не только освободить от румын свои исконные территории, но и включить капитулировавшую перед советскими войсками Румынию в состав СССР.
Но не сделала этого, как пишется во всех изданиях советского периода: «Из уважения и солидарности с румынским народом, доказав тем самым, что Россия вела освободительную войну и не преследовала захватнических целей. Руководствуясь самыми гуманитарными побуждениями» [47, с. 334], 12 апреля 1944 года Советское правительство предложило румынским правящим кругам, в том числе и главе правительства маршалу Иону Антонеску, которого сегодня в Бухаресте почитают как национального героя, выработанные Москвой и согласованные с правительствами США и Великобритании условия мирной капитуляции. Но правительство Румынии отвергло предлагаемые условия.
Весной 1947 г. СССР предоставил Румынии ссуду хлебом в количестве 60 тыс. т, а до этого освободил ее от продовольственных поставок, предусмотренных условиями перемирия. Были и другие многочисленные факты о помощи Советского Союза Румынии.
Во внутренней политике Румыния пошла также по пути развития СССР. Так, например, 11 июня 1948 г. в Румынии был принят закон о национализации. К государству перешло 1609 промышленных предприятий. Необходимо учесть, что раньше в ведении государства находился ряд металлургических, металлообрабатывающих, химических заводов и других предприятий.
Таким образом, Румыния попала в сферу влияния СССР однако нельзя говорить о том, что это случилось насильственными методами. Мирный путь переворота и последующего устройства был больше продиктован деятельностью румынских коммунистов
В Венгрии 22 декабря 1944 г. в Дербецене образовалось Временное национальное правительство. В ходе освобождения Венгрии от фашистских захватчиков войсками Советской Армии правительство 15 марта 1945 г. приняло закон об аграрной реформе. Согласно закону конфискации подлежала земельная собственность активных фашистов и военных преступников, а также все земли размером свыше 100 хольдов. В результате было конфисковано более 1/3 всей земельной площади страны. Землю получили 650 тыс. малоземельных крестьян и батраков. Часть конфискованной земли осталась у государства — на ней были организованы государственные хозяйства и опытные животноводческие и растениеводческие станции.
Кооперирование крестьянства началось еще в 1945 г., когда в кооперативы различных типов вошло около 1 млн. крестьян.
1948 г. начало развиваться производственное кооперирование, и к концу 1949 г. производственные кооперативы обрабатывали около 8% пашни страны [49, с. 18].
Банки и все финансово-кредитные учения страны были национализированы в ноябре 1947 г. В 1946 г. проведена денежная реформа, которая способствовала ограничению инфляции. Внешняя и оптовая внутренняя торговля Венгрии была национализирована в 1948 г. К концу 1949 г. национализация была в основном завершена. Одновременно было завершено восстановление хозяйства: довоенный уровень промышленного производства был превышен на 28%
Компартия выступила организатором Национально-демократического фронта, в который вошли социал-демократическая партия, «Фронт земледельцев», единые профсоюзы и некоторые другие организации. 6 марта 1945 г. было создано первое демократическое правительство во главе с видным политическим деятелем Петру Гроза, приступившее к глубоким демократическим преобразованиям, в том числе аграрной реформе (март 1945 г.). На первых послевоенных парламентских выборах (ноябрь 1946 г.) блок демократических партий во главе с коммунистами одержал решительную победу над «исторической партии» национал-либеральной. По требованию народа 30 декабря 1947 г. король Михай был вынужден отречься от престола, решением парламента страна была провозглашена народной республикой. Переход к социалистическому этапу был осуществлен сравнительно мирным путем [36, с. 156].
В целом, можно говорить, что в годы второй мировой войны во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы были образованы Национальные фронты, в которых сотрудничали рабочие, крестьянские, мелкобуржуазные, а на последнем этапе в некоторых странах и буржуазные партии. Сплочение столь разнородных социальных и политических сил стало возможным во имя общенациональной цели — освобождения от фашизма, восстановление национальной независимости и демократических свобод. Эта цель была достигнута в результате разгрома нацистской Германии и ее союзников Вооруженными Силами СССР, стран антигитлеровской коалиции и действий антифашистского движения Сопротивления. В 1943-1945 годах во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы к власти пришли правительства Национальных фронтов, в которых впервые в истории принимали участие коммунисты, что отражало их роль в борьбе против фашизма.
Усилия всех правительств были направлены на решение первоочередных общенациональных задач: ликвидацию последствий господства оккупационных и местных фашистских режимов, возрождение разрушенной войной и оккупацией экономики, восстановление демократии. Был уничтожен созданный оккупантами государственный аппарат, государственные учреждения в Болгарии, Венгрии и Румынии очищены от фашистских элементов, деятельность фашистских и реакционных партий, на которых лежала ответственность за национальные катастрофы, была запрещена. Восстанавливались демократические конституции, упраздненные в 30-е годы авторитарными режимами. Начали функционировать парламенты, в некоторых странах была разрешена деятельность партий, не входивших в Национальные фронты. Наряду с прежними структурами государственной власти стали действовать новые, родившиеся в ходе освободительной борьбы, национальные комитеты, советы [44, с. 141].
Из социальных задач во всех странах, за исключением Болгарии, где эта проблема была решена в результате русско- турецкой войны 1877-1878 годов, первоочередной стала ликвидация крупного помещичьего землевладения и наделение крестьян землей.
Роль коммунистов в органах власти была более значительной, чем об этом можно судить на основе парламентских выборов. Поддержка Советского Союза создавала компартиям самые благоприятные возможности для того, чтобы начать постепенное оттеснение своих союзников по Национальному фронту с занимаемых ими позиций в политической жизни. Сохраняя за собой, как правило, посты министров внутренних дел и осуществляя контроль над органами государственной безопасности, а в ряде стран — и над вооруженными силами, компартии в значительной степени определяли политику народно-демократических правительств, даже если и не располагали в них большинством портфелей.
Таким образом, уже к середине 1947 года, во многих странах коммунистические партии сумели удалить из Национальных фронтов своих союзников справа и укрепить собственные позиции в руководстве государством и экономической жизнью. Лишь в Чехословакии, где в результате выборов в Законодательное собрание в мае 1946 года, КПЧ вышла на первое место, сохранялось зыбкое равновесие сил в Национальном фронте. Но и там коммунисты практически заняли решающие позиции.
Таким образом, можно говорить о том, что после войны в странах-бывших союзницах Германии остро встал вопрос о дальнейшей политике как внешней, так и внутренней. Следует отметить, что самостоятельность в решении этого вопроса была формальной, однако во многом выбор социалистического пути развития был поддержан и народными массами.
Можно говорить о том, что Италия стала на путь буржуазно-демократического развития, что было обусловлено близостью к Западу и включилась в общую американо-английскую политику.
Отдельно следует рассматривать Финляндию, которая, не смотря на проигрыш в войне и географическую близость к Советскому Союзу, не пошла по советскому пути развития. Однако именно на примере этой страны можно говорить о политическом компромиссе. Так, в Финляндии были допущены к правительству комунисты, правительство отказалось от поддержки США.
Остальные страны, Румыния, Венгрия, Болгария, попали под влияние советского фактора. В этих странах устанавливались политические и экономические признаки социалистического государства по советскому образцу.
4 БОРЬБА ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ ПО МИРНОМУ УРИГУЛИРОВАНИЮ С БЫВШИМИ СОЮЗНИКАМИ ГЕРМАНИИ (МАЙ 1945-ФЕВРАЛЬ 1947 ГГ)
4.1 Начало работы Постсдамской конференции
Потсдамская конференция 1945, руководителей СССР, США и Великобритании: председатель СНК СССР И.В.Сталина, президента США Г.Трумэна, премьер-министра Великобритании У.Черчиля, которого 28 июля заменил новый премьер-министр К.Эттли. Проходила с 17 июля по 2 августа во дворце Цецилиенхоф в Потсдаме (близ Берлина). В работе Берлинской конференции участвовали министры иностранных дел, военные советники и эксперты. В принятых Берлинской или Потсдамской конференцией документах в основном развивались решения Крымской конференции 1945".[1] Ст 93
Для Советского союза треть встреча руководителей трех держав антигитлеровской коалиции имело особое значение. В основе Советской дипломатии была та же линия, которую Советский Союз проводил на протяжении всей своей истории. Трехсторонние соглашения, заключенные на конференциях глав правительств и на других международных форумах в годы совместных боевых действий, отражали интересы каждой из сторон. Разумеется, западные державы и тогда имели свои взгляды как на конкретные проблемы ведения войны, так и на послевоенное устройство. Но в условиях продолжавшейся борьбы против общего врага не было иной альтернативы, кроме достижения согласованной позиции, приемлемой для всех участников переговоров. Все это требовало немалых усилий, готовности пойти на разумный компромисс. Важное значение имело и то, что во главе правительства США стоял в военные годы такой реалистически мыслящий политик, как Рузвельт. Своей трезвой позицией он, не в пример Черчиллю не раз способствовал принятию в конечном счете разумного решения по самым острым вопросам.
Важнейшими политическим итогом практики сотрудничества держав антигитлеровской коалиции как раз было то, что многие западные деятели, прежде всего американские, продемонстрировали готовность сотрудничества с советской стороной во время войны и в послевоенный период на равноправной основе. В какой мере был готов к такому решающему повороты Черчилль — вопрос особый. Но он так или иначе оказался вынужденным поддерживать важнейшие положения этой политики. продолжение
--PAGE_BREAK--