Введение.
Сложные времена,переживаемые сегодня Россией, характеризуются рядом процессов и тенденций. Вбедственном положении оказалась культура, без которой действительноевозрождение страны просто невозможно. «Горят» театры и библиотеки, остро нуждаютсяв поддержке музеи, даже самые солидные и авторитетные. Как объективнуюреальность надо признать последовательное сокращение числа читающих и объемачитаемой литературы.
Выход из кризиса может бытьлишь следствием комплекса факторов и обстоятельств. Возьмем из этого комплексатолько один — меценатство, и рассмотрим его. В истории отечественногомеценатства есть немало ярких страниц, представляющих огромный интерес нетолько для истории, но и для наших дней. Более того, есть весомые основания рассматриватьлучшие традиции отечественного меценатства как уникальное явление,представляющие значимость и актуальность не только для России, но и для другихстран.
«Советский энциклопедическийсловарь»[1],напоминает о приближенном императора Августа, выполнявшем его дипломатические,политические, а также частные поручения. Его покровительство поэтам сделало имяМеценат нарицательным. Включение этого слова в обиход в России, возраст этогопонятия не адекватен фактической богатейшей истории отечественного меценатства.Так, в «Толковом словаре» Даля[2]слово «меценат» еще отсутствует. Не найдем мы его и в речи В.О.Ключевского«Добрые люди древней Руси». Выдающийся историк использует другое понятие-«благотворительность». Мысли В.О.Ключевского о принципиальном бескорыстииблаготворителя в соответствии с требованиями этики, сложившейся на Руси, оченьважны для нас. Во-первых, родство понятий «меценатство» и «благотворительность»позволяют увидеть корни последнего в толще многих столетий. Во-вторых, бескорыстиекак обязательное условие истинной благотворительности на Руси позволяет«развести» кажущиеся тождественными понятия: «меценат» и «спонсор».
Анализ сферыблаготворительности в России, конкретной направленности деятельности в полноймере позволяет связать сущность благотворительности с еще одним известнымфеноменом-милосердием. Масштабы, этапы и тенденции благотворительности добрых,милосердных дел отчетливо прослеживаются на примере истории Москвы. Нельзя несогласиться со справедливыми выводами П.В.Власова: «Дореволюционная столицапредставлялась нам городом с «сорока сороками церквей», многочисленнымиусадьбами, доходными домами и заводами. Теперь она предстает перед нами какобитель милосердия… Представители разных сословий- имущие и бедные-отдавалинуждающимся то, что имели: одни-состояние, другие- силы и время. Это былиподвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, отслужения своему отечеству через человеколюбие.»
В Москве, как и Руси вообще,благотворительность как организованная общественная система стала складыватьсяс принятием христианства, с появлением монастырей. Показательно, что именно примонастырях начали строиться первые богадельни и больницы в Москве, вНовоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, до наших дней сохранилисьздания восемнадцатого века, в которых когда-то находились лечебницы.
Почти все меценаты иколлекционеры конца прошлого-начала нынешнего века были купцами-старообрядцами.И Щукин, и Морозов, и Рябушинский, и Третьяков. Ведь старообрядческий миртрадиционен, глубоко связан с истинной культурой- они из века в век научилисьспасать и сохранять свое духовное наследие, это было заложено в семейных генах.
Глава 1. «Золотой век» меценатства в России.
Причины появлениямеценатов.
Восемнадцатый-началодевятнадцатого века, отмечены благотворительными делами крупных представителейпросвещенной дворянской филантропии. Яркими образцами благотворительныхучреждений этого времени являются Голицинская больница, первая градскаябольница, Шереметевский дом, Мариинская больница и др. Еще раз подчеркну однуиз характерных особенностей российского предпринимательства, его определеннуюисторическую традицию: едва зародившись, оно естественно и надолго связало себяс благотворительностью. Союз предпринимательства и благотворительностиубедительно прослеживается на примере многих известных купеческих династий.Такой союз едва ли был случайным. Предприниматели, безусловно, былизаинтересованы в квалифицированных работниках, способных овладеть новымоборудованием, новейшими технологиями в условиях все возрастающей конкуренции.Не случайно поэтому огромные средства отчислялись дарителями прежде всего наобразование. И особенно на профессиональное.
Были и другие причины, объясняющиепоявление потомственных благотворителей. Можно с уверенностью сказать, что однииз самых значимых в ряду уже упомянутых- причины религиозного характера,диктовавшиеся давними традициями милосердия и благотворительности на Руси,осознанием потребности помогать другим.
Настоящему меценату ( с точкизрения отечественных традиций), истинному благотворителю не нужна в качествекомпенсации реклама, позволяющая сегодня с лихвою возместить затраты.Показательно в этой связи, что Савва Тимофеевич Морозов обещал всестороннююпомощь основателям Художественного театра при условии: его имя не должноупоминаться в газетах. Хорошо известны случаи когда меценаты по призванию,отказывались от дворянства. Один из представителей этой замечательной династии«профессиональных благотворителей» Алексей Петрович Бахрушин (1853-1904)-библиофил и собиратель произведений искусства, завещал в 1901г. свои коллекцииИсторическому музею, по «формулярному списку», составленному в том же годукупеческой управой, в службе не состоял, отличий не имеет. [3]Предположительно,что сумма П.Г.Шелапутина (на его средства были созданы гинекологическийинститут, мужская гимназия, 3 ремесленных училища, женская учительскаясеминария, дом для престарелых) превысила 5 млн. рублей, но учесть всехпожертвований было невозможно, так как он скрывал эту сферу жизни даже отблизких.[4]Ретроспектива благотворительности, милосердия, меценатства велика по времени,богата ярчайшими примерами, позволяет выявить очевидную преемственность добрыхдеяний, истоки и тенденции отечественного меценатства.
Но и на богатом фонемеценатства в России конец девятнадцатого- начало двадцатого веков могут бытьпо справедливости названы его «золотым веком», порой его подлинного расцвета. ИЭта пора была связана, главным образом, с деятельностью именитых купеческихдинастий, давших «потомственных благотворителей». Только в Москве ими былиосуществлены столь крупные начинания в области культуры, просвещения, медицины,самых различных областей науки, что можно с полным основанием утверждать: этобыл качественно новый этап благотворительности.
По инициативе действительнопросвещенных и по-настоящему образованных дарителей, развивались становящиесяприоритетными отрасли отечественной науки, открывались уникальные галереи имузеи, получили заслуженное признание у отечественной интеллигенции театры,которым было суждено осуществить глобальную реформу всего театрального дела.Такими стали Третьяковская галерея, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, Частная операС.И.Мамонтова, Частная опера С.И.Зимина, Московский Художественный театр, Музейизящных искусств ( на строительство которого заводчик, крупный землевладелец Ю.С. Нечаев- Мальцев потратил более 2 млн. рублей), Философский иАрхеологический институты, Морозовские клиники, Коммерческий институт, Торговыешколы Алексеевых, Морозовых и т.д. Благодаря пожертвованиям ВарварыАлексеевны Морозовой стало возможным создание первой в России бесплатной библиотеки-читальниимени И.С.Тургенева, содержавшей 3279 томов. В этой семье и отец, и дочь былистрастными любителями книги и многое сделали для ее пропаганды в стране. Переднами еще одна династия благотворителей, коллекционеров и меценатов самоговысокого стиля. Все приведенные примеры отмечены рядом общих черт: социальнойзначимостью, демократической направленностью, полнейшим бескорыстием, давнимитрадициями благотворительности, что обусловлено принципами, убеждениями,личностными качествами.
Наиболее выдающиеся меценатыконца 19-начала 20 вв.
Рассмотрим подробно наиболееизвестных меценатов России.
С.И.Мамонтов. Меценатство Саввы Ивановича былоособого рода: он приглашал своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместес семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие подпредводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьмадалеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничиваетсебя передачей определенной суммы на доброе дело. Многие работы членов кружкаМамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков.
Одним из первых художников кМамонтову в Абрамцево приехал В.Д. Поленов. С Мамонтовым его связывала духовнаяблизость: увлечение античностью, музыкой, театром. Был в Абрамцеве и Васнецов.,именно ему обязан художник своим знанием древнерусского искусства. Теплоотеческого дома художник В.А. Серов найдет именно в Абрамцеве. Савва ИвановичМамонтов был единственным бесконфликтным покровителем искусства Врубеля. Для оченьнуждавшегося художника нужна была не только оценка творчества, но иматериальная поддержка. И Мамонтов широко помогал, заказывая и покупая произведения Врубеля. Так проект флигеля по Садово-Спасской заказывает Врубелю.В 1896 г. художник по заказу Мамонтова выполнил грандиозное панно дляВсероссийской выставки в Нижнем Новгороде: «Микула Селянинович» и «ПринцессаГреза». Хорошо известен портрет С.И. Мамонтова. Мамонтовский художественныйкружок был уникальным объединением. Также хорошо известна Частная операмамонтова.
Можно сказать вполнеопределенно, что если бы все достижения Частной оперы Мамонтова были быограничены лишь тем, что она сформировала Шаляпина- гения оперной сцены, то иэтого было бы вполне достаточно для самой высокой оценки деятельности Мамонтоваи его театра.
М.К.Тенишева (1867-1928)Мария Клавдиевна была незаурядным человеком, обладательницей энциклопедическихзнаний в искусстве, почетным членом первого в России союза художников. Поражаютмасштабы ее общественной деятельности, в которой ведущим началом былопросветительство: ею было создано Училище ремесленных учеников( под Брянском),открыто несколько начальных народных школ, совместно с Репиным организованырисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей, и даже создан наСмоленщине самый настоящий аналог подмосковного Абрамцева- Талашкино.«Созидательницей и собирательницей» назвал Тенишеву Рерих. И это действительнотак и это в полной мере относится к русским меценатам золотого века. Тенишеване только на редкость разумно и благородно ассигновала деньги на целивозрождения отечественной культуры, но и сама непосредственно, своим талантом,знаниями и умениями внесла заметный вклад в изучение и развитие лучших традицийотечественной культуры.
П.М. Третьяков (1832-1898). В.В. Стасов, выдющийсярусский критик, в некрологе на смерть Третьякова, писал: «Третьяков умерзнаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москвучеловек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с амура- онтут же назначает себе день и час, когда ему надо идти в Лаврушинский переулок,и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ,которые накоплены этим удивительным человеком в течении всей его жизни.» Неменее высоко оценивали подвиг Третьякова и сами художники, с которыми он былпрежде всего связан на ниве собирательства. В феномене П.М. Третьяковавпечатляет верность цели. Подобной идея — положить начало общественного, всемидоступного хранилища искусства – не возникала ни у кого из современников, хотячастные коллекционеры существовали и до Третьякова, но они приобретали картины,скульптуру, посуду, хрусталь и т.д. прежде всего для себя, для своих частныхсобраний и видеть принадлежавшие коллекционерам произведения искусства моглинемногие. В феномене Третьякова поражает также и то, что он не имел никакогоспециального художественного образования, тем не менее раньше другихраспознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимыехудожественные достоинства иконописных шедевров Древней Руси.
Всегда есть и будут разногокалибра меценаты, разного масштаба коллекционеры. Но в истории осталисьнемногие: Николай Петрович Лихачев, Илья Семенович Остроухов, Степан ПавловичРябушинский, и т.д. Настоящих меценатов всегда было мало. Даже если наша странавозродиться, много меценатов не будет никогда. Все известные коллекционеры имеценаты были людьми глубокой веры и цель каждого из них была служить людям.
Глава 2. Коллекционеры.
Всеми богатствами, которымивладеют наши музеи, самим поступательным движением музейного дела в России,поисками, открытиями мы обязаны им-энтузиастам, собирателям, меценатам. Никакихгосударственных программ и планов не было в помине. Каждый коллекционер былпредан своему кругу увлечений, собирал приглянувшиеся ему свидетельства былыхвремен, произведения художников, как умел, их систематизировал, иногдаисследовал и публиковал. Но последствия этой стихийной деятельности оказались витоге грандиозными: ведь все фонды музеев дореволюционной России былисоставлены не столько из отдельных предметов, сколько именно из собраний,скрупулезно подобранных. Коллекции частных лиц- собрания многие и разные- небыли похожи друг на друга, отбор подчас становился не строг, и тогдапрофессионалы имели право назвать увлечение любительством. Однако наличиеколлекций, взаимно одна другую дополнявших, позволяло формировать фондымузейных ценностей полно и многообразно, во всех тонкостях отражаяпредставление русского общества о тех или иных периодах и явлениях в русской изападной культуре.
Интуиции прирожденногоколлекционера можно посвятить специальное исследование. Но то, что этимкачеством обладали виднейшие наши собиратели, не требует доказательств. Иначене объяснить, как ими были оценены и собраны те памятники искусства, которыеполучили признание лишь годы и десятилетия спустя.
Только благодаря своеобразномупровидческому дару знаменитых русских коллекционеров наши музеи располагаютуникальным сотавом экспонатов- произведений искусства мирового значения нетолько нового времени, но и более давних веков. Рассмотрим деятельностьотдельных коллекционеров.
Г.Д. Костаки (Костакис)Человек выдающийся во многих отношениях. Грек по национальности, он родился ибольшую часть своей жизни прожил в России. Лишь на склоне дней вернулся наземлю своих предков, где в 1990г. скончался. У Георгия Дионисовича не былоникакого художественного образования, но увлечение искусством привело к тому,что он стал коллекционировать живопись, графику, иконы. Костаки приобрелпоистине мировое имя, создав уникальную галерею произведений художниковрусского авангарда. Деятельность, в которой он видел смысл своей жизни, вМоскве, по крайней мере в официальных кругах, не была оценена по достоинству.Да и коллекционер, во всяком случае в предвоенные годы и послевоенныедесятилетия, не афишировал ее. Заграничный паспорт был слабой защитой отпроизвола властей в те времена, когда за одно упоминание именхудожников-авангардистов человек рисковал быть репрессированным. Но Костакирисовал. В отличие от дореволюционных предшественников-меценатов Костаки необладал миллионным состоянием. Ограниченность в средствах компенсироваласьстрастной жаждой собирательства. И со временем о его коллекции с почтениемзаговорили во всем мире. Приезжавшие в Москву, будь то крупный государственныйдеятель или простой художник, стремились побывать в квартире Костаки напроспекте Вернадского и увидеть знаменитое собрание. Только «хозяева»московских музеев и их чиновные покровители из Министерства культуры чуралисьобщения с Костаки, с тем, кто настойчиво предлагал передать свою коллекциюгосударству. Упорство и нежелание верноподданных сломили темпераментногогрека. Он вынужден был покинуть Россию, оставив в дар Третьяковской галереибольшую часть своего собрания, оцененного, между прочим, в баснословные суммызападными специалистами. Вместе с большим своим семейством он поселился вАфинах. Прошел год, и выставки, составленные из вывезенных им произведений, с триумфомначали путешествовать по престижным залам Европы, Америки и Канады.
По его судьбе видно, какнераздельно соединяется страсть коллекционера и призванием мецената, однако отдругого просто трудно отделить: ведь все известные русские меценаты были, какправило, и крупными собирателями. В.Н. Баснин (1799-1876) Коллекционер, библиофил ВасилийНиколаевич Баснин много времени и стараний отдавал общественному труду,историко-краеведческим исследованиям, коллекционированию. Еще в молодые годыпредметом его увлечений стали гравюры. Интерес к этому роду графическогоискусства усилился после того, как в Москве и Петербурге завязались у негознакомства с художниками. Помимо гравюр в собрание Баснина входили акварели,рисунки и живопись русских и западноевропейских мастеров и графика китайскиххудожников. Он обладал уникальной по составу библиотекой. В ней насчитывалосьоколо двенадцати тысяч книг- это было крупнейшее частное собрание тех лет.Преобладали в нем исторические сочинения и художественная литература. Послесмерти коллекционера материалы по истории Сибири были переданы вгосударственные архивы. Ныне баснинское собрание храниться в Москве- вгравюрном кабинете государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. При бесспорно большойположительной роли художественного коллекционерства, которым увлекались видныепредставители нового класса, передового купечества, было в этом увлечениинемало наивного преклонения перед последней модой парижского художественногорынка.
Характерным для Москвы и однимиз самых ярких явлений ее художественной жизни было собирание СергеемИвановичем Щукиным своей картинной галереи французской живописи.
Заключение.
Все вышеуказанное доказывает,что меценатство не было эпизодом, деятельность немногих образованныхкапиталистов, оно охватывало самые разные среды и было велико по сути,масштабам сделанного. Отечественная буржуазия действительно оказывала заметноевлияние на культуру России, ее духовную жизнь.
Характеризуя «золотой век»меценатства в России, надо отметить то обстоятельство, что пожертвованиямеценатов, в частности московских, нередко были основным источником развитияцелых отраслей городского хозяйства(например, здравоохранения).
Меценатство в России в концедевятнадцатого-начале двадцатого веков было существенной, заметной сторонойдуховной жизни общества; оно в большинстве случаев было связано с темиотраслями общественного хозяйства, которые не приносили прибыли и не имелипоэтому никакого отношения к коммерции; само число меценатов в России на рубежедвух веков, наследование добрых дел представителями одной семьи, легкопросматриваемый альтруизм благотворителей, удивительно высокая степень личного,непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или инойсферы бытия- все это в совокупности позволяет сделать некоторые выводы.
Во-первых, средичерт, определяющих своеобразие отечественной буржуазии, одной из главных и почтитипичных была благотворительность в тех или иных формах и масштабах.
Во-вторых, личностные качестваизвестных нам меценатов «золотого века», спектр их ведущих интересов и духовныхпотребностей, общий уровень образованности и воспитанности, дают основаниеутверждать, что перед нами подлинные интеллигенты. Их отличает восприимчивостьк интеллектуальным ценностям, интерес к истории, эстетическое чутье,способность восхищаться красотой природы, понять характер и индивидуальностьдругого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему,обладание навыками воспитанного человека и т.д.
В-третьих, обозревая масштабысделанного меценатами и коллекционерами в России на рубеже веков, прослеживаясам механизм этой удивительной благотворительности, учитывая их реальноевоздействие на все сферы бытия, приходим к одному принципиальному выводу-отечественные меценаты в России «золотой поры»- качественно новое образование,оно просто не имеет аналога в истории цивилизации, в опыте других стран.
У старых меценатов и коллекционеровбыл глаз, и это, наверное, самое главное- эти люди имели собственное мнение исмелость отстаивать его. Только человек, который имеет собственное мнение,достоин называться меценатом, иначе это спонсор, который дает деньги и верит,что другие их правильно используют. Так что право быть меценатом надозаслужить, деньгами его не купишь.
Всякий ли миллионер может бытьпокровителем искусства? Сегодня в России вновь появились богатые люди.Настолько ли богатые, чтобы создавать картинные галереи, -не знаю, но все жематериальная основа для возрождения широкой благотворительности, на мойвзгляд, есть. Дающий деньги-это еще не меценат. Но лучшие из современныхпредпринимателей понимают, что благотворительность- обязательная спутницасолидного бизнеса. Они начинают создавать галереи, полагаясь на своихконсультантов. К сожалению, у нас сейчас в стране нет культурной среды дляразвития меценатства, такой, какой была среда старообрядческая.
Меценатами не рождаются, имистановятся. И я думаю, что нынешние меценаты и коллекционеры должны стремитьсяпрежде всего потратить силы и средства на то, чтобы восстановить созданное ихпредшественниками сто лет назад.
Список литературы.
1. А. А. Аронов. Золотой век русскогомеценатства. Москва.1995г.
2. Меценаты и коллекционеры. АльманахВсероссийского общества охраны памятников истории и культуры. М.;1994г.
3. А. Н. Боханов. Коллекционеры имеценаты в России. М.;1989 г.
4. П. А. Бурышкин. Москва купеческая,М.; 1991г.
5. Н. Г. Думова. Московские меценаты.М.; 1992г.
6. В.П. Россохина. Оперный театр С.Мамонтова. М.; Музыка.1985г.
Содержание.
1. Введение………………………………………………………...1-2 стр.
2. «Золотой век» меценатства в России………………………….3-7 стр.
а) Причиныпоявления меценатов………………………… …3-5 стр.
б) Наиболеевыдающиеся меценаты конца 19-начала 20вв….5-7 стр.
3. Коллекционеры………………………………………………….8-10стр.
4. Заключение………………………………………………………11-12стр.
Списоклитературы………………………………………………13 стр.