Реферат по предмету "История"


Образы белогвардейцев в советской литературе (по повести В.В. Иванова "Бронепоезд №14.69")

Самостоятельнаяработа
по историибелого движения
Образыбелогвардейцев в советской литературе
(по повестиВ.В. Иванова «Бронепоезд №14.69»)
ВыполнилВитомсков Алексей,
группа ПС-111
Челябинск,2008г.

Повесть В. Иванова«Бронепоезд №14.69» увидела свет в январе 1922г., в пятом номере журнала«Красная новь». Первый номер этого журнала вышел в июне 1921г., еще доокончания Гражданской войны. Не успела еще сложиться тоталитарная системаСоветского государства, диктующая свои исторические взгляды; не начались ещемногочисленные репрессии. Советские люди чувствуют себя независимо, полны надеждна новое правительство. В это время разрешена публикация мемуаров, как красных,так и белых. Белое движение исследуется. В литературе белые в основномассоциируются с врагами, но все же в их образах  присутствуют и положительныечерты.
На протяжении всейгражданской войны большинство солдат, офицеров, крестьян неохотно воевали«против своих», не хотели участвовать в «братоубийственной войне». Но война ужеразвязана, цели поставлены, и патриотизм толкает как белых, так и красных назащиту Родине.
Повесть «Бронепоезд№14.69»  была написана В. Ивановым буквально по следам происходивших событий. В1919-1920 годах писатель работал в Сибири инструктором наробраза в Татарскомуезде. Той зимой ему попался на глаза номер армейской дивизионной газеты – «двекрошечные страницы желтовато-бурой оберточной бумаги». «…Не помню, было ли вгазете официальное сообщение о подвиге партизан, очерк или просто отчет омитинге… Память сохранила что-то короткое и вместе с тем потрясающегероическое» — писал Иванов 40 лет спустя. Так он впервые узнал о Бронепоезде№14.69, и в 1921г. в Петрограде начал работу над повестью.
Под повестью дата – июль1921г. Однако только спустя 6 месяцев, в феврале 1922г., в газете «Жизньискусства» и «Красной газете» появятся отрывки из «Бронепоезда №14.69».
Рисуя образыбелогвардейцев, автор предлагает читателям два различных характера, две фигуры:прапорщик Обаб и капитан Незеласов.  Сознание Обаба закрыто для восприятияживой жизни. «Заклепаны вы наглухо, Обаб… ничего до вас не дойдет!..» — бросаетему Незеласов. У этого человека мертва душа и нет потребности в диалоге сдругими. Обаб выполняет то, что ему поручено, и не хочет решать какие-либовопросы, которые, как он полагает, не входят в его обязанности. «Не знаю. Немоя обязанность думать». Мысли Обаба «тупые, как носок американского сапога»;«мутно и обтрепанно» глядят его глаза, «похожие на прорехи в платье». И фамилияего звучит, «как собачья кличка», — Обаб… Одно относительное достоинство уОбаба: сознание его устойчиво. И этим удобно. Во все времена Обабы объясняютвсе жизненные сложности одинаково: «Сволочь бунтует. А ее стрелять надо. Акоторая глупее – пороть».
Зато чрезвычайно подвижносознание капитана Незеласова. Его образ пропитан как патриотизмом, желаниемпобедить, так и нарастающим сомнением в правильности сделанного им выбора.«Ненужная Россия» – думает капитан Незеласов и краснеет. «Ведь и ты в этойРоссии». Такие мысли приводят его в тупик.  Но он не сдается. Он еще на кого-тонадеется, чего-то ждет. Но уже чувствует свою вину перед солдатами, передбеженцами. «…Чать, и большевики люди, а?» — спрашивает старик.  «Не знаю», — отвечает капитан, идя дальше.
Создавая образНезеласова, Иванов одним из первых правдиво показал «рыцарей белой гвардии».Незеласов видит себя со стороны; понимая, что один из его врагов – собственнаясовесть, с истеричным смехом говорит себе: «Главное, капитан… стереотипныефразы… “патронов не жалеть”». Ему хочется сейчас, накануне гибели, хотя быпонимания. Хотя бы возможности «увидеть, ощупать руками тоску». Смерть находитего, когда сознание Незеласова как бы глохнет, теряет индивидуальные черты. Онумрет еще до того, как испустит последнее дыхание. Он больше не можетсопротивляться, для него уже все решено. Будет еще стрелять с насыпи, что-токому-то говорить, но уже механически. По инерции.
Образы Незеласова и Обабабыли вымышлены Ивановым, но  за ними стоят все белогвардейцы, все белоедвижение. Автор очень точно определил характеры главных героев. КапитанНезеласов олицетворяет в повести всех белогвардейских генералов. Недаром у негов купе висит портрет Колчака. Обаб же – простой «солдатик в голубых обмотках». Такойникогда не добьется повышения.
Некоторые исследователисчитают, что образы врагов революции удались Иванову гораздо меньше, чем образыпартизан. Это не так. И здесь в центре внимания писателя людские души. Толькообразы революционеров выделяются на их фоне более  ярко. Они – победители,правда на их стороне, у них больше оснований вести войну. «Не давай землюяпонсу!.. Все отымем!..» — кричит Вершинин.
Иванов отталкивал ужескладывающуюся схему в изображении большевиков. Он писал не «кожаные куртки»,что мелькали в те годы на страницах книг и театральных подмостках, а живыхлюдей. Иванов показывает большевиков такими, какие они есть, а не под звукиура-маршей. Таков прежде всего Пеклеванов в «Бронепоезде». Его портретконтрастен. Маленький рост. Тихий голос. Невзрачная внешность. А мужикирассказывают легенды об этом всегда немного стесняющемся человеке. А воле егоподчиняются тысячи людей. Таков Васька Окорок. Окорок не трус, он не раз гляделсмерти в лицо. Однако не может спокойно ждать ее. «Не могу-у!.. Братани-и!..» - кричит Окорок партизанам. Он умрет потом – отважно и будто искупая свою вину.
Но в редакции«Бронепоезда» 1948г. Васька окорок был лишен внутреннего движения, естественнойпротиворечивости. Герой уже не испытывает никаких терзаний, когда ложится нарельсы, ожидая бронепоезд. С рельсов его поднимает приказ Вершинина: «Иди сюда,Василий! …Я тебе другое, тоже сильное дело найду. Твоя жизнь потребуется. Иди!»И только после этого, «стоная, оглядываясь в негодовании вокруг, сползал нехотяс насыпи Васька». Эта правка грубо «вспарывала уже существующую логикупроизведения, выводила его в какую-то иную систему изображения эпохи гражданскойвойны». 
Возникало интересноенесоответствие. Когда у Иванова спрашивали, надо ли переделывать старые книги,он категорично и уверенно отвечал: нет. Но на собственной практике он этого непридерживался. Причин было несколько.
В 40-е годы редакторы считалисвоей обязанностью укладывать литературные произведения в удобные схемы,подогнать под новые нормы. Убирались вычурные сравнения, излишненатуралистические образы. Всеволод Иванов записал однажды в своем дневнике:«Кода я думаю о смерти, то самое приятное – думать, что уже никакие редакторане будут тебе досаждать, не потребуются переделки и не нужно будет записыватькакую-то чепуху, которую они говорят, и не нужно дописывать».
В. Иванов несколько раз переделывал«Бронепоезд №14.69». Некоторые куски текста автор сократил, другие переписалзаново. Придал повести несколько другой рисунок. К примеру, в 1925 г. повесть подверглась сильному, ничем не оправданному сокращению. К тому времени уже формируютсяобразы белогвардейцев как врагов народа; усиливаются негативные взгляды,исчезает белое движение как предмет исследований. Запрещают мемуары временГражданской войны. Читатели отрицательно воспринимают появление белогвардейцевна страницах книг. Таким образом, за пределами книги оказываются очень важныемонологи капитана Незеласова. Исчезли эпизоды, где глазами Незеласова читательвидел теплушечный быт эвакуированных белыми беженцев.
Литературовед Томашевскийзаметил: «В каждом новом романе мы встречаем части старого, а главное — стремление досказать то, что не удалось воплотить в предшествующем. Новыйзамысел есть почти всегда дальнейшая эволюция прежнего замысла». Но в то жевремя многие значимые  детали безвозвратно исчезают в переделанном на новый ладпроизведении. Сейчас, в наше время особо ценным является первое издание повести20-х годов. Ее характеризуют две основные черты: психологическая полнота ихудожественная свежесть. Иванов не случайный или сторонний наблюдатель. Он самучастник этой войны, у него нет излишних «прикрас» в изображении революции. Главныйстимул, толкающий людей вперед, в наступление – не пустое геройство. Белые икрасные борются за трудовую землю, за спокойную рабочую человеческую жизнь. Онивоюют, наконец, потому, что больше не хотят воевать. Эта идея утрачивается впоследующих изданиях «Бронепоезда».

Литература:
1.        Е.Л. Цейтлин.Сколько дорог у «Бронепоезда 14-69» Судьба повести «Бронепоезд 14-69» Вс.Иванова. М.,1987.
2.        Всеволод Иванов –писатель и человек: Воспоминания современников. М.,1970.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Военная реформа Петра I. Управление армией и флотом
Реферат Реформы и реформаторские замыслы в первой половине 19 века
Реферат Уменьшение биологического разнообразия
Реферат Технологический процесс изготовления кварцевой галогенной малогабаритной лампы типа КГМ 220-500
Реферат Положения эргономики. Безопасность при эксплуатации технических систем. Пожары в населенных пунктах
Реферат Генераторы переменного тока
Реферат American Media Dominating Canadian Culture Essay Research
Реферат Первые русские князья
Реферат Биография и литературная деятельность Тараса Шевченко
Реферат Недостаточность двустворчатого клапана
Реферат 1. Аксиомы линейного пространства и следствия из них. Примеры линейных пространств
Реферат Фридрих Шиллер
Реферат Сырьевые ресурсы продовольственных товаров
Реферат Law In The End Of A Policeman
Реферат Теоретичні основи проектного фінансування