Реферат по предмету "Педагогика"


Методы и приемы словарной работы

оглавление
Введение
Методы и приемы словарной работы
Заключение
Список литературы

введение
 
На протяжении всего курсарусского языка в школе большое значение придается словарной работе.
Словарная работаохватывает усвоение учащимися новых слов и значений, оттенков значений,эмоционально-экспрессивной окраски слов, сфер их употребления, многозначности ипереносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов; активизациюсловаря, использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях,включение их в число постоянно используемых учеником слов; очищение словаря, т.е. устранение из активного словаря учащихся диалектных, просторечных, вульгарныхслов.
В работе по усвоению словс непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методови приемов работы со словарём, способствующих прочному запоминанию правильногонаписания.

Методы и приемы словарной работы
 
Собственно, каждое слово,произносимое человеком, является живым словом, но мы в ряду занятий по развитиюречи под названием «занятия по живому слову» подразумеваем такие занятия,которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовыхзапасов представлений детей.
Развитие речи и словарядетей, овладение богатствами родного языка составляет один из основныхэлементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальнойкультуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием,является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Формированиевозможностей речевого общения дошкольников и школьников младших классовпредполагает включение в жизнь ребенка в детском саду, школе специальноспроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которыхвоспитатель или учитель ставит определенные задачи развития речи, а ребенокучаствует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь,накапливаются способы выражения замысла, создаются условия длясовершенствования понимания речи.
Приорганизации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбораязыковых средств, индивидуального «речевого вклада» в решение общей задачи – втаких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли,намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.
Основные методысловарной работы описаны ниже.
Разговор с детьми
Потребность разговариватьс другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниямиприсуща человеку. Ребенку она присуща еще в большей мере. Эту потребность надошироко использовать в интересах развития речи детей, руководстванаправленностью их мыслей и ростом запаса представлений.
В детском саду и в школеможно разговаривать с каждым из детей чаще, чем обычно это делается, нужно идти навстречу порывам детей делиться своими переживаниями,мыслями, выслушивать их, расспрашивать, отвечать на их вопросы, по возможностисопровождать речью все проявления жизненного общения с ребенком, чего мы часто не делаем.
Поручения и задания
Существует еще одинметодический прием, тоже связанный с разговором, которому мы придаем громадноевоспитательное значение, – это методическипродуманные поручения, которые даются детям. Прием этот широко представлена семье, в которой в одних случаях сознательно, вдругих бессознательно дети привлекаются к участию в общей трудовой жизни. Ноорганизованно он не представлен ни в детском саду,ни в школе.
Ребенку даетсяопределенное поручение. Желательно, чтобы такое поручение имело практическое,ребенком осознаваемое значение. При этом он должен:[1]
1) внимательно выслушать, что емуговорят;
2) понять содержание обращенной к немуречи;
3) запомнить сказанное;
4) выполнить поручение;
5) дать словесный отчет о выполненном;
6) в итоге оказать помощь.
Таким образом, кактивности привлекаются внимание, интеллект, память, моторика,речь. Как видите, нагрузка изрядная, а потому надо хорошенько продумыватьсущность и содержание поручения, которое даешь ребенку в том или другомвозрасте.
Поручения старшим детямдолжны носить практический характер: они могут быть разнообразны, должныпостепенно осложняться и по возможности завершатьсяточным речевым отчетом.
Беседы
Разговор и беседа – два почти тождественных проявления одного и того же процесса: речевогообщения людей. Но мы, выделяя беседы как один из ценнейших приемов развитияречи детей, подразумеваем под ними организованные, планово проводимые занятия,цель которых – углубить, уточнить и систематизировать путем слова представленияи знания детей.
Беседа выявляет, каквелика у детей потребность выражать свои мысли, как развязывается их язык, раз те  беседы соответствует их интересам и психике.
Свободная, непринужденнаябеседа, согретая интересом, осмысленная ценностью и значительностьюее содержания, являются одним из могущественнейшихфакторов развития речи детей. Если темой беседыявляются предметы и явления природы, то она может привестик законченному описанию,сравнению, выяснению значения того или другого предмета или явления. Если жебеседа возникла по поводу явления социального,общественного, этического, наблюдаемого детьми лично или выдвинутого чтением,рассказом, то она приведет к характеристике явления, лица, выдвинет индивидуальноеотношение к ним детей.
Беседа ни в коем случаене должна преследовать цели словесного насаждения в головы детей знаний. Её цель– систематизировать и закреплять живым словом знания, приобретенные опытнымпутем, непосредственно связанные с восприятиямидетей и их живыми впечатлениями.[2]
Темы для бесед могут бытьчрезвычайно разнообразны: их подсказывает жизнь домашняя, детского сада, школы, живое общение с детьми в быту.
К методике проведениярассказывания нельзя предъявлять строгих, непоколебимыхтребований. Рассказчик должен руководствоваться заинтересованностью детей.Содержание рассказа определяется педагогическим процессом и требованиемподвижной, меняющейся жизни. При планировании занятий отмечаются и часырассказа, часто рассказ рождается и по непредвиденному поводу, а потомуответить на вопрос, как часто можно рассказыватьдетям, трудно. Ответ подскажут сами дети и разум педагога. Обстановка прирассказе, как и при беседе, должна бытьестественная, непринужденная.
Дети усаживаются, какхотят, соблюдая общие интересы и правила приличия. Прерывать рассказчика они недолжны, но их иногда неудержимо вырывающиеся речевые реакции, возгласы нетолько не вредят интересу дела, но, наоборот, закрепляют связь между детьми ирассказчиком, воодушевляют последнего.
Можно ли сопровождатьрассказ демонстрированием картинок? Это зависит от особенностей и сущностирассказа. Художественный рассказ или сказку, конечно, нельзя: показ картиннарушит цельность впечатления. Но существует категория рассказов, рассчитанныхглавным образом на маленьких детей, требующих параллелизма текста и иллюстраций.
Встречающиеся в рассказенепонятные детям слова, незнакомые образы могут препятствовать пониманиюсодержания рассказа, а потому они должны быть разъяснены детям предварительно:повод для этого нетрудно найти.
Желательно, чтобы новоелитературное произведение, преподносимое детям,расширяло круг их представлений и знакомило их с новыми образами, явлениями иобозначающими их новыми для детей словами. Этого требуют интересы культуры речии обогащения словаря детей.
Каждое новое слово должнобыть сохранено в памяти детей, и сделаться достоянием их собственной речи.Педагог должен об этом позаботиться. Все новые слова должны быть у него научете. Произнести новое слово один раз мало, его надо произносить как можночаще, изыскивая для этого подходящие моменты: только в таком случае новое слововойдет в жизнь и в активный словесный запас детей.
Один и тот же рассказ илисказку можно рассказывать детям несколько раз.
Все пока сказанноеотносилось к рассказыванию детям, но рассказывать должны и сами дети. Рассказпедагога является образцом, которому они будут следовать.
Прежде чем приступить крассказу, следует самому себе поставить вопрос: представляю ли я сам себевполне то, о чем я хочу говорить, все ли мне самому известно и понятно? Итолько в том случае, если все ясно, приступить к рассказу.
Дети обыкновенно охотноотзываются на предложение рассказать что-либо из их личных переживаний. Делиться с другими своими мыслями, обмениватьсявпечатлениями – насущнейшая потребность человека,которая выражается у детей очень своеобразно,по-детски. Попробуйте предложить детям рассказатьо собаке, которую они знали, – и к вам протянется несколько рук. И сколько устготовы немедленно приступить к изложению! Вы вызываете одного, другого,третьего – и начинается сбивчивое изложение с повторениями, противоречиями,остановками, заиканием, постоянными: «Нет, не так, я забыл сказать, я не помню,как это было» и т. п. Тут-то и следует растолковатьдетям, отчего это происходит.
Следует всяческисосредоточивать внимание детей на сути того, что они хотят рассказать, наосновной мысли. Все постороннее, несущественное следует отбрасывать: во-первых, оно только затемняет сущность, а во-вторых,отнимает время.
Такие рассказы, темамидля которых служат личные переживания, наблюдения детей, имеют для развитиямыслительной способности и речи детей большое значение. В них развертываетсяширокая дорога для творчества, детей, их самодеятельности, проявленияиндивидуальности.
Ребенок вынужден брать икомбинировать слова и выражения самостоятельно, а не выбирать их из готовогорассказа. Ребенку рассказывать о виденном, слышанном и пережитом приходитсяпочти ежедневно, но делает он это часто хаотически.
Рассказывая, дети должныобращаться не к одному педагогу, а ко всем товарищам. При этом им надо прививать соответствующие культурные навыки: как встать,выйти, повернуться лицом к товарищам, следить засвое; позой. Подготовка к публичным выступлениям взрослого человека должна начинаться с раннеговозраста.
Пересказ готовоголитературного произведения не должен, конечно, быть вычеркнут из числафакторов, развивающих речь детей: ему должно быть только отведеновторостепенное место. Рассказ, прочитанный детям, должен прежде, всего служить уяснению его основной мысли, егоосновных частей (плана), логической и причиннойсвязи его подробностей. И только когда эта работапроизведена, можно приступать к пересказу. Образцом должен опять-таки служитьпересказ воспитателя. Можно передать рассказ без изменений, в собственномвольном изложении, и можно сократить его.
Следует помнить, что невсе рассказы, хотя бы и доступные возрасту и развитию детей, допустимы дляпересказа. Рассказы, представляющие собой совершенныеобразцы художественной литературы, должны составлять исключение. Для пересказаболее всего годятся рассказы с определенным, ясным соотношением частей: спонятным, определенным началом, серединой и концом. Если между частямисуществует ясная логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняетее. Излишние детали, подробности затрудняютусвоение сущности, а потому и осложняют самый пересказ. Вначале следуетвыбирать рассказы возможно ясные и простые по конструкции.
Мы учим детей речи,которой им придется пользоваться в их повседневной жизни. Играют ли в этой речи«полные ответы» хоть какую-нибудь роль? Иногдаможно дать план рассказа, например:
1. Дети отправились в лес.
2. Неприятное приключение в лесу.
3. Возвращение домой.
Рассказы, придуманные детьми,вскрывают запас их представлений, направленность интересов и уровень их речевыхумений.
При каждой работе следуетдавать детям время для обдумывания, никогда ничего не требовать сразу, таксказать с места в карьер. Ведь каждый сколько-нибудь уважающий свое делопедагог сам готовится к занятию, обдумывает и план своего рассказа, иразработку его. Вправе ли мы требовать от детей, чтобы они проделывали этуработу без подготовки? Этими нелепыми, к сожалению,столь часто предъявляемыми к детям требованиями объясняются в значительнойстепени разбросанность и хаос их мыслей и еще больше – дефекты их языка.
Нельзя не упомянуть ещеоб одном виде работ в этой области– заканчиваниидетьми рассказа. Педагог рассказывает детям начало рассказа,предоставляя им придумать конец. Очень желательно давать такое начало, котороепредоставляло бы простор воображению детей разветвляться в разных, частопротивоположных направлениях. При этом в высшей степени интересно следить запроявлением индивидуальности детей, их психики и мировоззрения.
Рассказы по картинкам. Остается еще сказать о рассказах,составляемых по картинкам. Картинки – материал, исключительноприспособленный к тому, чтобы стимулировать к составлению рассказов.[3]Представленные на картинке предметы объединеныопределенной логической ситуацией, определенным,за себя говорящим взаимоотношением. При занятиях с маленькими детьми нужно выбирать такие картинки, художественныйзамысел которых прост, ясен и конкретен, ситуация очевидна. Содержаниекартинки, предназначенной для составления рассказа, должно руководить мыслью ребенка,облегчать работу его воображения и опираться на жизненный опыт ребенка, назапас его представлений. Дети начинают справляться с этой задачей в среднемоколо 5-6 лет.
Но рассказывать детям покартинке следует гораздо раньше. Трехлетки, а иногда и двухлетки реагируют натакие рассказы с большим интересом.
Рассказывание детям покартинкам – один из наиболее целесообразных приемов по слушанию речи. Чем чащемы будем рассказывать малышам по картинкам, тем раньше они встанут на путьсоставления рассказов сами. На всех ступенях рассказам детей долженпредшествовать образцовый рассказ педагога. Конкретно на примере таких рассказовдети постигают, что рассказчик может вообразить себе моменты, предшествующиетому, который представлен на картинке, и последующий за ним может выйти зарамки картинки.
Достаточно шести-, семилетним детям прослушать 2-3 примерныхрассказа, чтобы они это поняли и стали на путь самостоятельного составлениярассказов.
Картинку, намеченную длясоставления рассказа детьми, заблаговременно вывешивают в определенном месте.Детям нужно дать время с ней познакомиться, хорошенько рассмотреть.Рассказывают дети поочередно. Прерывать рассказчика не следует. Все замечанияделаются в конце.
Составлять рассказы покартинке дети должны не только индивидуально, но и коллективно. Вначале в такомзанятии участвует сам педагог: он его ведет, не дает детям уклоняться от темы,путем наводящих вопросов помогает им темуразвивать, освещать ее наиболее существенные стороны. Дети высказываются,вносят в содержание рассказа те или другие, иногда противоречивые подробности,спорят, приходят к соглашению. По окончании этой предварительной работыкто-нибудь из детей излагает рассказ в связном виде. Такая коллективная работа,сопровождаемая обменом мнений, особенно ценна для развития мышления и языка.
В дальнейшем группе старшихдетей можно поручать составлять рассказ по картинке без участия руководителя.Они совместно обдумывают его подробности и в законченном виде рассказываютдругим товарищам.
Чтение
Мы говорим о том, чтоживой рассказ должен предпочитаться чтению по книге, но на определенной ступени художественное чтение, как таковое,отмежевывается от рассказа и выступает как фактор громадного значения в делепостижения живой русской речи.
Выразительноехудожественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство русского языка, способствуеттому, что дети начинают активно пользоваться этим богатством. Это возможнотолько при условии, если художественный образ и слово преподносятся детям всвоей живой, ненарушимой целости.
Письма
Письма играютсущественную роль в жизни человека, и детей надо упражнять с ранних лет в этойформе изложения собственных мыслей. Это прекрасный путь к развитию их языка.
Самое трудное – датьребенку понять, что надо писать, как найти дляписьма содержание, полное интереса и значения для того лица, которому оно предназначается. Ребенок должен понимать,что писать надо лишь о том, что представляет ценность и интерес, а то и другое в свою очередьзависит от того, кому письмо предназначается. То, что полно захватывающегоинтереса в письме к матери, будет неинтересным в письме к знакомому.
Но писать письма могуттолько дети, в соответствующей степени овладевшиепроцессом письма. Дошкольники на это еще не способны. Тем не менее, подготовкак овладению эпистолярным искусством, использование его как ценного приема поразвитию речи детей могли и должны иметь место ужев дошкольном возрасте. Ребенок должен понять, чтописьмо – средство общения между людьми.
В письмах люди сообщают другдругу в подробностях своей жизни, узнают о жизнидругих, выражают благодарность за что-либо, поздравляют, приглашают куда-либо.Следует развивать в детях отношение к письмам как к делу серьезному; надохорошенько обдумать, что будешь писать, как лучше изложить свои мысли.
Письмо к тому или другомулицу составляется коллективно. Дети под руководством воспитательницы обсуждают,что и как написать, а пишет сама воспитательница. Само собой разумеется, чтописать следует только действительные письма существующим и близким лицам. Такоезанятие возможно уже с трех-, четырехлетнимидетьми.
Хорошо писать письма итоварищам, заболевшим, уехавшим. Значение этих писем меньше, потому что на нихне последует ответа, но зато случаев к отправлению их больше.
С письмами шести-, семилеток дело обстоит иначе. У нас дети, умевшиеписать, писали их сами, коллективно, каждый по фразе; все подписывались. Если материала для письма набиралось, очень много, письмо писалось воспитательницей поддиктовку детей. Отношение к содержанию, стилю такого письма должно быть,конечно, строже, чем к письму малышей. Каждый выдвигаемый вопрос обсуждается сточки зрения его интереса и значимости, дети – пытаются излагать свои мысли, возможно,гладко и литературно. Обращается внимание детей на внешнюю сторону письма,почерк, расположение материала на почтовом листе, на форму обращения  заключения,пометку числа, года, места отправления, на особенности адреса.
Переписка должна играть вжизни детей не формальную или фиктивную, а реальную, жизнью обоснованную роль.Для этого особенно, важно, чтобы люди, с которымидети переписываются, относились к этому делу серьезно, вдумчиво, с интересом,чтобы ни одно детское письмо не оставалось безответа. Чувство, мысль, оставшиеся хоть раз без ответа, могут замолкнуть и погаснутьот этого навсегда.
Неизменное правило – предпосылатьвсякому виду упражнения детей в слове совершенные образцы такого слова – должнособлюдаться и в данном случае. Потому-то так важно, чтобы взрослые,переписывающиеся с детьми, серьезно относились к содержанию, стилю, внешнемувиду своих писем.
Стихотворения
Дети любят стихи; любятих слушать и произносить. Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоватьсямиром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость квосприятию ритма. Законы ритма он постигает легчеи быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песнии стихи  в соответствующем, конечно, отборе,всегда производят впечатление на детей.
Хорошее стихотворение– та же музыка. Самые маленькие дети легко постигаютего ритм, способны наслаждаться созвучием егостроф, красотой построения. Эти музыкальные слуховые восприятия, связанныеиногда лишь частично с пониманием влитого, в нихсодержания.

заключение
 
Заботясь об обогащениилексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаютсяна два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова,которые ребенок не только понимает, но активно,сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму,пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает сопределенным представлением, но которые в речь его не входят. Новоепредлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае,если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.
Обогащение и активизациюсловаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшемнужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенкаобладающего богатым словарным запасом ребенка может сформироваться правильнаяграмотная речь. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развитияречи и обогащения словаря.
Применяя различныеметодики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться болееощутимых результатов, чем если пользоваться шаблонными приемами. Детяминтересна смена деятельности и  поэтому процесс освоения знаний будет протекатьболее интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью,ребенок будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания,передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении сосверстниками, ответами у доски. Исходя из вышеперечисленного можно заключить,что словарь ребенка является основой развития речи детей.

список литературы
1. Жикалкина Т.Г. Игровые изанимательные задания для развития речи дошкольников. – М., 1989.
2. Кашкарова Т.Н. Словарная работа науроках русского языка. – М.: Таурус, 2001.
3. Новоторцева Н.В. Развитие речидетей. – М.: Лайнер, 1995.
4. Политова Н.И. Развитие речиучащихся на уроках русского языка. – М., 1994.
5. Тихомирова Л.Ф. Развитиеинтеллектуальных способностей дошкольника. – Ярославль: Академия развития,2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.