Содержание
Введение
Культурно-исторические типыцивилизаций
Эволюция понятия цивилизация
Циклическая концепция развития цивилизаций
Причины упадка и гибели цивилизаций
Альтернативные концепции развития мировых цивилизаций
Заключение
Список литературы
Введение
Тема контрольной работы «Культурно-исторические типы цивилизаций»по дисциплине «История мировых цивилизаций».
Новая дисциплина не является традиционной историей (в ней нетсценариев и картинок конкретных действий, поскольку нас интересуют типологическиепроцессы). Не является она и историей культуры или культурологией (мы не будем углублятьсяв процессы становления истины, добра, красоты в конкретных явлениях искусства илинауки). История мировых цивилизаций — это новая дисциплина, которая своей синтетичностьюспособна выступать основой гуманитарного образования в целом. Она дает представлениео развитии и инвариантные характеристики как отдельных цивилизационных систем, таки общечеловеческой цивилизации.
Культурно-исторические типы цивилизаций
Эволюция понятия цивилизация
Само слово появилось в языке не столь давно. В печати впервыеупотреблено в 1766 году, обнаружил Февр. Кто употребил первым не известно. Хотяпрежде в языке имели место слова " цивилизованный" и «цивилизовать».
В энциклопедиях понятие «цивилизация» ассоциировалосьс концепцией прогресса и несло в себе смысл просветительского мышления. Именно такосмысливал ее Гольбах. Экономисты (А. Смит) связывали понятие «цивилизация»и «богатство». У многих исследователей цивилизация отождествлялась с хорошимиманерами. Именно так этот термин впервые употребил Вольтер в своих трудах. Во множественномчисле слово появилось после XVIII века,в связи с созданием различных теорий цивилизаций. Так, в 1827 году вышли «Принципыфилософии» Дж Вико и «Мысли о философии человечества» Гердера. Вследза ними Франсуа Гизо высказал убеждение, что у человечества общая судьба, а историючеловечества можно рассматривать как собрание материалов, подобранных для великойистории цивилизации рода человеческого. Появление в 1877 году книги Моргана«Древнее общество» или «Исследование путей человеческого прогрессаот дикости через варварство к цивилизации» означало, что значение слова сталоприменяться для характеристики стадий развития человечества.
Интересно, соотношение понятий «культура» и «цивилизация»долгое время они выступали как синонимы. В XX веке антропологическое понятие культуры, как результата приобретенныхнавыков поведения стало постепенно заменяться понятием цивилизация.
цивилизация культура эволюция циклический
Что же такое цивилизация? Предпринималось множество попыток датьэто определение. Цивилизация — (от латинского civilis — гражданский, государственный).
Определение российского обществоведа Семенниковой, построенноена формуле Тойнби, принято считать рабочим: «Цивилизация-это сообщество людей,объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющие устойчивыеособые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическоечувство принадлежности к этому обществу».
Какова продолжительность существования цивилизаций? По этомувопросу мнения очень разные. Шпенглер О. и А. Тойнби считали, что цикл развитияцивилизаций равен приблизительно 1000 лет; Лев Николаевич Гумилев-1.5 тыс., лет;Кетле пришел к выводу, что средняя продолжительность жизни цивилизаций составляетприблизительно 185 лет.
Разные мнения и по вопросу о том, сколько и каких цивилизацийбыло. Данилевский насчитывал их 11, Шпенглер-8, Тойнби сначало-100, потом постепенносокращая, дошел до 36 потом до 21 и в итоге до 13.
В принципе, вопрос о том, сколько их было — 100 или 13 не стольуж важен. Важнее выделить укрупненную единицу анализа — культурно-исторический типцивилизаций.
Определение типов цивилизаций осуществляется по следующим признакам:
1. Общность и взаимосвязь историко-политической судьбы и экономического развития.
2. Взаимопереплетение культур.
3. Наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.
На основе этих признаков определены три типа развития цивилизаций:
1) Не прогрессивные формы существования (аборигены Австралии, индейцы Америки,многие племена Африки, малые народы Сибири и Северной Европы).
2) Циклического развития (страны востока).
3) Прогрессивного типа развития (Греко-латинская и современная европейская).
Циклическая концепция развития цивилизаций
Образ цикла в качестве мировоззренческого ориентира сформировалсяна простых и доступных всем наблюдениях: жизненно-биологический путь человека (рождение,рост, молодость, зрелость, старость, смерть), лунные фазы, смена времени года и.т.д. поэтому цикличность, цикл — обязательный элемент всех мифов об умерших и воскресшихбогах, катастрофах и обновлениях мира. Такие мифы есть у разных народов и культур.
Первые описания циклического взаимопревращения основных элементовили стихий мира встречаем у Гераклита. Он называет трансформацию в направлении«земля — вода-воздух-огонь» — путем вверх, трансформацию в обратном направлении- путем вниз. Следуя Гераклиту, довели циклизм до логического завершения: в космосевремя от времени происходит всеобщее воспламенение (через каждые 18.000 или 10.800лет) или «мировой пожар», за которым следует период влаги, благодаря чемусохраняются логосы-семена всего сущего. Из этих семян вырастает новый космос.
Проблемы культурно-исторической цикличности и анализ типов цивилизацийнашли свое продолжение у Данилевского. Он считал, что лишь не многие народы смоглисоздать великие цивилизации и стать культурно-историческими типами.
Все народы он разделил на три основных класса:
1) Позитивных творцов истории, создавших великие цивилизациии культурно-исторические типы.
2) Негативных творцов истории, которые подобно гуннам, монголам,не создали великих цивилизаций, но как «Божий кнут» способствовали гибелидряхлых, умирающих цивилизаций.
3) Народов, творческий дух которых по какой-то причине задерживаетсяна ранней стадии развития и становится этнографическим материалом.
В книге «Россия и Европа» Данилевский излагает законыисторического развития, вытекающие из его группировки явлений по культурно-историческимтипам.
Закон 1. Всякое племя или семейство, говорящее на одном языкеили принадлежащее к одной языковой группе, представляет культурно-исторический тип.
Закон 2. Условием к зарождению цивилизаций является наличие политическойнезависимости у народов, принадлежащим к данному культурно-историческому типу.
Закон 3. Начало цивилизаций одного культурно-исторического типане передаются народам другого типа; каждый тип вырабатывает их для себя. Однакоцивилизации воздействуют друг на друга.
Закон 4. Цивилизация только тогда достигает полноты, расцвета,когда разнообразные этнографические элементы составляют федерацию или политическуюсистему государств, а не представляют одно политическое целое.
Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближеуподобляется многолетним растениям, у которых период роста продолжителен, цветения- относительно короток, а затем — истощение жизненных сил.
Таким образом, по Данилевскому большинство цивилизаций являютсясозидательными не во всех, а только в нескольких областях деятельности. (Например:греческая достигла высот в эстетической области, семитская — в религиозной, римскаяв области права, и. т.д.
Прогресс человечества не в том, чтобы всем идти в одном направлении,а в том, чтобы исходить все поле исторической деятельности вдоль и поперек.
Точка зрения Освальда Шпенглера необыкновенно интересно изложенав книге «Закат Европы» (1923 год). Он пишет, что всякая культура имеетсвою собственную цивилизацию, а цивилизация есть неизбежная судьба всякой культуры.«Цивилизация, есть завершение… к нему приходят с глубокой внутренней необходимостьювсе культуры».
Итак, по Шпенглеру история распадается на ряд независимых, неповторимых,замкнутых циклических культур, которые переживают рождение, становление и закати имеют сугубо индивидуальную судьбу.
Для более полного понимания проблем развитых цивилизаций необходимоостановиться хотя бы очень коротко на «больших циклах» Кондратьева и циклическомконтуре пассионарной концепции Гумилева.
Теория «больших циклов» (48-55 лет) касается экономическихпроблем общества, но их социально-исторические обобщения легли в основу волновогоциклического процесса.
Ключом к пониманию гумилевской концепции является понятие этноса.Именно этносы являются феноменами, в которых осуществляется взаимодействие людейи природной среды. Природа этноса, по Гумилеву — энергетична. Пассионарность — этоэффект воздействия энергии живого вещества на характер и поведение человека, членатого или иного этноса. Пассионарность — это антиинстинкт, идущий вразрез с инстинктомсамосохранения. Ради достижения цели, пассионарная личность не жалеет ни сил, нижизни (как своей, так и других людей). Пассионарных личностей не много, но именноони создают необходимую для развития этноса критическую массу. Именно эта энергияуходит на создание культурных ценностей, политической деятельности и. т.д. Появляютсяпассионарии в результате пассионарного толчка, который длится от 1 до 5 лет. ПоГумилеву, на вытянутой и узкой полосе земной поверхности (200-300 км) в результате космического облучения возникает серия пассионарных популяций. Новые этносы появляютсячерез 130-160 лет инкубационного брожения этих популяций. Вектор этногенеза идетпо фазам:
1-я фаза этногенеза — подъем. Человеческий коллектив, впервыевосходящий на историческую сцену, вдохновляется императивом: «Надо исправитьмир, ибо он плох».
2-я фаза — акматическая. Здесь предельная активность пассионарныхособей.
3-я фаза — переход к императиву: «Мы устали от великих».Надлом, пассионарное оскудение; в этой фазе давление на природу деструктивно.
4-я фаза — тяга к спокойной и нормальной жизни с императивом:«Будь таким как я». Верх берут особи «золотой посредственности».Теория прогресса дает санкцию на безжалостное уничтожение природы, которая мститза себя.
5-я фаза — обскурация — это сумерки этноса, фактически конецс императивом: «Будь таким как мы» — высмеивай трудолюбие, презирай интеллект,не стесняйся невежества. Примерно через 1500 лет конец неизбежен.
Осколки распавшегося этноса впадают в состояние гомеостаза (статичности).Примеры: североамериканские индейцы, эскимосы, алеуты, пигмеи, аборигены Австралии.Гумилев считает, что все подобные народы не начальные, а конечные фазы этногенеза,этносы, растерявшие свой пассионарный фонд.
Конечно, в этой теории не все ясно, много вопросов, вокруг которыхведутся споры.
Причины упадка и гибели цивилизаций
Арнольд Тойнби в «Постижение истории» поставил такойвопрос: почему некоторые общества оказываются неподвижными, почему не складываетсяцивилизация? Для генезиса цивилизаций необходимы два условия:
1) Понимание роли творческого меньшинства в данном обществе;
2) Наличие среды.
Чтобы цивилизация состоялась, нужен механизм взаимодействия Вызоваи Ответа: среда умеренно неблагоприятна, она бросает вызов обществу, а обществочерез творческое меньшинство, успешно отвечает на вызов и решает проблемы: обществов движении, уровень цивилизации неизменен.
Растущая цивилизация— это социальное единство общества,где за творческим меньшинством, следует, подражая ему большинство. Механизм расколаТойнби видит в период распада надломленной цивилизации, в период отчуждения большинстваот меньшинства.
Таким образом, цивилизация сама кончает с собой. Природу этогоТойнби объясняет тремя причинами:
1. упадком творческих сил меньшинства;
2. ослаблением добровольного подражания со стороны большинства;
3. утратой социального единства общества как следствием первых двух причин.
Фаза упадка распадается на три подфазы — надлом, разложение,исчезновение. Все это длится веками. Так египетская цивилизация испытала надломв XVI в. до н.э., а исчезла тольков V веке н.э., 2 тыс. лет она существовалав форме окаменевшей жизни и смерти.
Но как бы это долго, ни длилось, судьба большинства цивилизаций,если не всех, то рано или поздно влечет их к конечному исчезновению.
Альтернативные концепции развития мировых цивилизаций
1. Линеарная концепция. Основывается на представлении, что человечестворазвивается от старого к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Этойконцепции не знали ни античность, ни средние века, появилась она в XVI — XVIII в.в. в период борьбы за духовную эмансипацию человека.
Прогресс человечества виделся как прогресс человеческого разума,о чем писали Вольтер, Дидро, Даламбер.
Динамика прогресса — основная идея О. Конта.
Идеи Конта далее развил Спенсер. Закон усложнения, нарастанияразнородности охватывает по Спенсеру, все сферы жизнедеятельности общества, цепочкаизменений охватывает, подобно вееру, какое-то открытие и, не зная ограничений, втягиваетв себя все новые и новые элементы. Спенсер делает вывод, что прогресс есть благотворнаянеобходимость, не подчиненная человеческой воле.
В XX в. американскийполитолог Френсис Фукуяма поставил вопрос: ”Конец истории? ”
Фукуяма разделил современный мир на 2 части: историю и постисторию,на задворках которой — страны третьего мира. Постистория ограничена странами Европы,Японии, Сев. Америки, т.е. индустриально развитыми. В беге столетий либерализм здесьпобедил, но “конец истории печален… В постисторический период нет ни искусства,ни философии, есть лишь тщательно оберегаемый музей истории”.
Фукуяма делает вывод, что человечество в своем странствии поистории набрало на совершенный путь развития — либеральную демократию и сопутствующийей рынок. Успехам западной цивилизации придается статус общечеловеческих ценностей,но в мире есть другие цивилизации: исламская, конфуцианская, индуистская, японская,православно-славянская и т.д., поэтому достижения западной цивилизации не могутавтоматически переносится на почву других цивилизаций.
Таким образом, прогресс западной цивилизации не может иметь универсальногостатуса.
Осевое время развития цивилизации называют еще “ковариантной"моделью, представлено оно Карлом Ясперсом. Немецкий философ считает, что историческийпроцесс ограничен началом и концом, а внутри этих рамок история делится на 4 большихпериода — доистория, древние культуры, период осевого времени и технический век.Доистория — время создания человека, его биологических свойств, накопления им земныхнавыков и духовных ценностей. В трех областях земного шара почти одновременно возникаютдревнейшие культуры: шумеро-вавилонская, египетская и эгейская. Одновременно с нимисуществовала доарийская культура долины Инда и архаический мир Китая.
Ясперс, в противовес концепциям культурных циклов, считает, чточеловечество имеет единые истоки и единый путь развития. “Ось мировой истории"он определяет временем между 800-200 г. г. до н.э. В это время жили Конфуций и Лао-Цзы,появился Будда. В Палестине выступали пророки — Илия, Исайя, Иеремия и др. В Грециирасцвет философии.
“Осевое время" знаменует исчезновение великих культур древности.С разрушением обособленных культур пришла империя, которая грубо перемешала народы,а возникшую духовную пустоту заполнили мировые религии.
Ясперс выделяет в истории 4 среза:
1). Возникновение языков, изобретение орудий, начало использованияогня;
2). Возникновение высоких культур в Египте, Месопотамии, Индиии Китае V — III тыс. до н.э.;
3). Духовное основоположение человечества, происшедшего в VIII — II в. дон.э.
4). Подготовленное в Европе с конца средневековья рождения научно-техническойэры, которая приобретает стремительное развитие в XX веке.
“Ось мирового времени" — это третий срез, на котором возникаетсовременный для нас человек. На этом этапе происходит становление истории человечества,тогда как до “осевого времени" были лишь локальные истории.
2. Пост модернистская концепция.
Определений постмодернизма масса, но суть — резко негативноеотношение к новоевропейской рациональности, культуре стилей. Сторонники постмодернизма
считают, что новоевропейская рациональность имеет право на руководствочеловеческой жизнью.
Одним из самых известных специалистов по философии постмодернизмасчитается Жан-Франсуа-Лиотар. Каждая вещь состоит из линий, собранных в узел. Любимыйобраз пост модернистов — зигзаг. В историческом цивилизационном плане — никакихпротивоположностей у каждого свой мир ценностей, своя истина. Корни можно пускатьв любом направлении, по принципу — движения все, цель — ничто.
3. Восточная эзотерическая концепция развития цивилизаций Е.П.Блаватской.
Блаватская первая опубликовала сокровенные учения Востока, накоторых основаны все религии мира.
Ее труды “Разоблаченная Изида" и “Тайная Доктрина” сложны,и понять их могут только люди, обладающие определенной подготовкой.
“Тайная Доктрина” — общее название эзотерических (тайных, скрытых)учений древности.
Космос развивается по одному — единственному закону — законуГармонии, который действует вечно в вечно пульсирующем мироздании. Вечным являетсяи пространство, которое проявляет себя в Манвантаре — периоде “проявления”. На зареМанвантары происходит пробуждение миров, идет пронизывание пространства тонкимиэнергиями, волнами разных вибраций.
Эта волна жизни изливается в пространство от Всемирного Духа.Жизненный импульс дается для всей семеричной цепи миров или цепи планет.
Блаватская сравнивает расположение миров, включенных в процесспроявления, с семью бусинами, нанизанными на нить.
Достигнув первой планеты «А» жизненный цикл начинаетразвивать «минеральное царство». Ко времени завершения минерального периодана планете «А», планета «В» выявляется в объективность и привлекаетк себе жизненный импульс, ставший излишком на планете «А». Ко временизавершения минерального периода на планете «В» завершается растительныйпериод на планете «А». Минеральный импульс переносится на планету«С». С планеты «С» на планету «Д» (наша Земля). Вто же время на планете «А» появляется человек — «бледная тень».С каждой планетой жизнь становиться все более грубой и материальной.
Когда человек последнего круга переходит к последнему миру, духчеловека достигнет последней “бусины" в цепи планет и перейдет в конечную Нирвану(состояние абсолютного существования и абсолютного сознания, куда Эго человека входитпосле смерти, если он достиг совершенства). Последний мир тоже переходит в субъективность,и так на Млечном пути рождение и смерть миров следуют друг за другом в торжественномшествии закона Гармонии. Когда последний цикл, несущий человека, закончится на последнейпланете и человечество достигнет, а массе своей степени Будды и прейдет из объективногобытия в тайну Нирваны — тогда " видимое станет невидимым, конкретное возвратитсяк своему доцикловому состоянию атомического распадения". Наступит Пралайя,и ни человек, ни животное, ни даже растения не будут свидетелями ее. Только будутпланеты с их «минеральными царствами», разложенными, но не уничтоженными,которые в свои сроки вновь соберут силы для начала новой Манванторы. Это продолжаетсябесконечно.
Блаватская утверждает, что человечество появилось одновременнов 7-ми зонах Земли, от семи прародителей, предков. Развитие человечества идет через7 Рас (цивилизаций). Каждая раса имела свой, только ей предназначенный Материк ина нем только развивалась. Вместе с Расой умирает и ее материк. Конечно. Это длительныйвременный эволюционный процесс, и рядом долго сосуществуют старая и новая Раса.
1 материк — Несокрушимая священная земля. Этот материк никогдане уничтожался и не изменялся. Он сохраняется — это район Северного полюса.
2 материк — Гиперборейский — это земли от Северного полюса кюгу.
3 материк — Лемурия. Их земля была на просторах сегодняшнегоТихого и Индийского океанов, доходила до Антарктиды. В этот период у Расы появляетсяскелет, происходит разделение полов.
4 материк — Атлантида — он соединял то. что потом стало отдельноЕвропой и Америкой.
5 материк — Европа — это земля пятой арийской расы. Родина арийскойРасы — Северная Индия, но родились арийцы в Центральной Азии. Пятая Раса стала развиватьсяприблизительно 57 тыс. лет назад.
Первая Раса — «тени теней» или человек без формы. Пройдуттысячелетия, прежде чем призраки начнут уплотняться, набирая опыт земных ощущений.Появление разума как бы разделило человека на две природы. «Ум с сердцем нев ладу». Прекрасные, одухотворенные мысли и низменные животные желания — извечнаяборьба Добра и Зла. Первая Раса не нуждалась ни в еде, ни в питье, ни в продолжениирода. Она не умирала.
Первая Раса исчезла в теле своего потомства. Первым видом размножениябыло почкование. Зародыши — почки находились на родительском теле. Первой Расы ипитались их естеством, до тех пор, пока " не съели" своих родителей. Современем, когда человек стал покрываться плотным телом, внутреннее тело к моментупробуждения разума, уже не было видно. Вторая Раса начала порождать детей другимспособом: как бы «капли пота» выступали на оболочках-людях, это были еёдети. Так было в начале Второй Расы, а в конце — капли пота стали твердеть. ВтораяРаса — гигантские призрачные существа без чувств.
Третья Раса _ это уже не призраки, по Земле шагали гиганты 16 м, сверхчеловеческой силы. Вокруг них все было гигантский размеров. Когда у них появился разум, ониперестал бесцельно бродить, создали цивилизацию. Она была величественнее современной.Третья Раса — это первая цивилизация нашей планеты. В это время на Земле была гармония.Лемурийцы обладали психической силой. «Третий глаз» перестал действоватьво второй половине периода, когда раскрылись глаза человека. Двуединое яйценосноечеловечество существовало недолго. Двуединение разъединилось на женское и мужское.Существует две легенды о Гермафродите и племени Андрогенов.
Легенда первая об удивительном, прекрасном, чистейшем юноше,рожденном древнегреческими богами Мудрости и Красоты — Гермесом и Афродитой, дитяназвали Гермафродит. Юноша неописуемой красы купался однажды в источнике Элладыи прекрасная нимфа Салмакида влюбилась в него. Но юноша был бесстрастным, и тогданимфа умолила богов слить её жизнь с любимым в одно существо.
Легенда вторая. Когда-то жило на Земле племя Андрогенов — прекрасноеи бессмертное. Внутри человека была гармония (мужчина и женщина в одном человеке).Могущество племени увеличивалось, и Боги решились, испугавшись, на коварство. Ониночью напали на людей племени и, разрубив каждого на две половинки, разбросали вперемежкупо всей Земле. И люди с тех пор ищут свою «половинку».
Итак, треть я Раса началась с духовного, а кончилась физическим.Первыми начали разъединяться животные. Двуединый человек тоже разъединился. Он сказал:будем, как они сочетаться и создавать себе подобных. И те, кто не имел искры (разума)сочетался с огромными самками животных, Те породили расу согбенных чудовищ. Зверь,в крови которого появилась человеческая кровь, оказался злым и агрессивным. Быланарушена первая космическая заповедь — «не убий».
Первые три Расы были людьми тонкого мира.
Четвертая — первые физические люди. Кожа бледно-желтого цвета,позже появятся краснокожие. Атланты были трехметрового роста, обладали огромнойфизической силой. Но логическое мышление у них отсутствовало. Часть четвертой распородило потомство от самок другой получеловеческой расы. Отсюда и появился предокчеловекообразных обезьян. Это было духовное падение: атлант — отец обезьян. Былнарушен закон гармонии.
Странная мучительная загадка о первой жене Адама — Лилит скрытасв. Иоаном в его слове «зверь», упомянутом в Откровении. Ключ к этомунаходим в «Тайной доктрине» Е. Блаватской: «Очаровательная женщинас длинными волнистыми волосами — Лилит — человек — животное, или злой зверь».
На воздушных кораблях «Сыны-людей» были вывезены наВосток и Север, а все, кто осквернил Землю, были уничтожены: «Воды поднялисьи покрыли Землю от одного конца до другого». Потоп произошел 850 лет назад(по Библии — 7,5 тыс. лет назад).
Шестая Раса появится после катаклизмов, первая серия которыхуничтожит Европу и обе Америки — земли, связанные с границами нашего материка. Шестаятихо приближается, в течение тысячелетий появятся иные дети (аномалии), и их будетбольше и больше. Когда теперешний тип человека будет рассматриваться как выродки,они вымрут, переживет лишь маленькая группа на островах — нынешних снежных вершинах.У Шестой Расы будет свой материк, наш уйдет на дно. Новая эпоха будет называться«Эпохой матери Мира» Е. Блаватская выделяет Норвегию, ибо именно в нейона видит признаки Новой Эпохи.
О великом предназначении человека.
В первых двух Расах и половине Третьей Расы смерти не было, былорастворение в потомстве. Третья Раса с уплотнением физического тела примерно 18млн. лет тому назад познала смерть. Физический мир дан человеку как арена опыта,где раскрываются божественные силы человека. Через испытания человек должен достичьцели — стать самосознающим духовным центром, стать высокодуховным и всесильным.
В Восточном эзотерическом учении жизнь — вечно сущее ЕдиногоИсточника, из которого все исходит и куда все возвращается.
Как же реализовать себя?
Для начала по учению эзотерической философии, надо осознать всюответственность своего пребывания в жизни: " Надо осознать и использовать шанс,чтобы продвинуться в эволюции, надо осознать, что наши земные ценности временныи иллюзорны, что жизнь дана не для прозябания, а для самосовершенствования".Способы совершенствования несложны и известны каждому человеку: пост, чистота мыслей,слов, поступков, временное молчание, чтобы дать говорить природе; вдохновенный труди созерцание.
Заключение
Система гуманитарного образованияпредусматривает приобретение студентами целостных знаний о социокультурном развитиичеловечества. Его понимание должно стать своеобразным каркасом гуманитарного знаниякак такого, поскольку без общего виденья этого процесса невозможным становится исистемное осознание отдельных феноменов культуры. Изучение истории философии, религии,литературы или изобразительного искусства нуждается в том, чтобы человек имел представлениео развитии и инвариантных характеристиках как отдельных цивилизационных систем,так и общечеловеческой цивилизации в целом. Потому история мировой цивилизации должнабыть обязательной составляющей современного гуманитарного образования.
Список литературы
1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм в XVI — XVIIIвв.: В 3 т.
2. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. — М., 1993.
3. Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина — М., 1989.
4. Максимова ВМ.В. В XXI век — со старыми и новыми глобальными проблемами// Мировая экономика и международные отношения. — 1998. — №10.
5. Моисеева Л.А. История цивилизаций. — Ростов на Дону, 2000.
6. Павленко Ю.В. Історія цивілізацій. — Київ: Либідь, 1999.
7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.
8. Тойнби А. Постижение истории. — М., 1991.
9. Україна у міжнародних відносинах XX ст.: Навч. посібник/ за ред. проф. Малика Я.Й. — Львів: Світ, 2004.
10. Яковец Ю.З. У истоков новой цивилизации. — М., 1991.