Реферат по предмету "История"


Крещение Руси. Князь Владимир

При князекиевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего
значения,  определившее дальнейший путь развития Руси — принятие хрис-
тианства.  Святая церковь сравнивает равноапостольногокнязя Владимира
с  апостолом Павлом:  сходство было не только вчудесном исцелении от
слепоты,  но и в обращении ко Христу после гонений нахристиан и затем
— в ревностномобращении язычников в христианство. В первые годы свое-
го правлениякнязь Владимир,  получивший языческоевоспитание в Новго-
роде,  куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в
970 году),показал себя усердным язычником. «И стал Владимир княжить в
Киеве один, — говорит летопись, — и поставил кумиры на холме за терем-
ным двором:деревянного Перуна с серебрянной головой и золотыми усами,
затем Хорса,  Даждьбога, Стирбога,  Симаргла и Мокоша. Иприносили им
жертвы,  называя их богами...  И осквернилась кровью земля  Русская и
холм тот»(под 980 год).  В благодарность богам запобеду,  одержанную
над ятвягами (983год) решено было принести человеческую жертву. Жре-
бий  пал на юношу из христианской семьи.  Его отец обличил ничтожество
языческих богов,и разъяренная толпа язычников убила их обоих. Но вер-
но  сказано: кровь  мученников — семяхристиан.  Погибли на Руси двое
христиан — Феодори Иоанн, а вскоре обратились ко Христу вместе с кня-
зем Владимиромтысячи.  Митрополит Киевский Иларион,монах Иаков и ле-
тописецпреподобный Нестор (XI век) назвали причины личного  обращения
князя Владимира кхристианской вере,  согласно указав надействие при-
зывающейблагодати Божией.  В «Слове о Законеи  Благодати»  святитель
Иларион,Митрополит Киевский, пишет о князе Владимире: «Пришло на него
посещениеВышнего,  призрело на него Всемилостивоеоко Благого Бога, и
воссиял в сердцеего разум. Он уразумел суету идольского заблуждения и
взыскал ЕдиногоБога, сотворившего все видимое и невидимое. А особенно
всегда  он слышал о православной,  христолюбивой и сильной верою земле
греческой...  Слыша все это, возгорелся он духом и возжелалсердцем он
быть христианиноми обратить всю Землю в христианство.» Понять превос-
ходствохристианства над язычеством и стать христианином князю  Влади-
миру было темлегче,  что он,  по слову Митрополита Илариона,  обладал
«добрымсмыслом и острым умом» и имел возможность ознакомиться с хрис-
тианством у себяв Киеве, где давно уже существовали христианские хра-
мы и совершалисьбогослужения на славянском языке. Относительно вопро-
са  о времени и месте Крещения князя Владимира есть несколько версий.
Согласнообщепринятому мнению,  князь Владимирпринял крещение  в  998
году  в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму); по второй версии князь
Владимиркрестился в 987 году в Киеве, а по третьей — в 987 году в Ва-
силеве (недалекоот Киева,  теперь г. Васильков). Наиболеедостоверной
видимо стоитпризнать вторую, так как монах Иаков и преподобный Нестор
согласноуказывают на 987 год; монах Иаков говорит, что князь Владимир
после крещенияжил 28 лет (1015-28=987),  а также что натретий год по
Крещении (т.е. в989 году) совершил поход на Корсунь и взял его; лето-
писец преподобныйНестор говорит,  что князь Владимиркрестился в лето
6495-е  от сотворения  мира,  что соответствует 987 году от Рождества
Христова  (6695-5508=987).  Приняв христианнскую  православную  веру,
князь  Владимир (в  крещении  Василий) решился «обратить всю Землю в
христианство».  Великого князя Владимира побуждало кэтому  не только
религиозноевоодушевление.  Он руководствовался,  конечно, и государс-
твеннымисоображениями, ибо для русского народа христианизация означа-
ла приобщение квысокой культуре христианских народов и более успешное
развитие своейкультурной и государственной жизни. Киевская Русь имела
давние  связи с христианской Византией,  откудауже проникало на Русь
восточноеПравославие.  Видимо в целях более  успешного осуществления
своих замыслов инадеясь получить из Византии необходимую помощь, осо-
бенно в делеорганизации церковного  управления  и развития  духовной
культуры,  князь Владимир вступает в родство свизантийскими императо-
рами(соправителями) Василием II (976-1025) и Константином  (976-1028)
в Херсонесе(Корсуни) на их сестре Анне. Возвратившись в Киев с супру-
гой-гречанкой,  греческим духовенством,  привезя в свой стольный  град
различнуюцерковную утварь и святыни — кресты, иконы, мощи, князь Вла-
димир приступил кофициальному введению христианства на Руси.
Крещение Руси иобразование Поместной Русской Православной Церкви.
Введениехристианства в Киевской Руси в качестве государственной рели-
гии было вполнезакономерным явлением и не могло вызвать серьезных ос-
ложнений,  хотя в  некоторых местах(Новгороде,  Муроме,  Ростове) не
обошлось безоткрытой борьбы, начатой предводителями язычества — волх-
  Прежде всего  князь Владимир крестил 12своих сыновей и многих
Он приказалуничтожить всех идолов, главного идола-Перуна
сбросить вДнепр,  а духовенству проповедовать вгороде новую веру.  В
назначенный деньпроизошло массовое Крещение киевлян у места впадения
в Днепр рекиПочайны.  «На следующий жедень,  — говорит летописец,  -
вышел Владимир спопами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось
там людей безчисла.  Вошди в воду и стояли там одни дошеи, другие по
грудь,  молодые же у берега по грудь,  некоторые держали младенцев,  а
уже взрослыебродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была
видна радость нанебе и на земле по поводу стольких спасаемых  душ...
Люди же,  крестившись расходились по домам.  Владимир же был рад,  что
познал бога илюди его, посмотрел на небо и сказал: „Христос Бог, сот-
воривший небо иземлю!  Взгляни на новых людей этих и дайим, Господи,
познатьТебя,  истинного Бога,  как познали Тебя христианские  страны.
Утверди в нихправую и неуклонную веру и мне помоги, Господи,  против
диавола,  да одолею козни его,  надеясь на Тебя и на Твою  силу.“ Это
важнейшее событиесовершилось,  согласно летописнойхронологии, прини-
маемой некоторымиисследователями,  в 988 году,  по мнению других -  в
989-990 годах.Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в дру-
гие городаКиевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынс-
кий, Полоцк,Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Вла-
димире подавляющеебольшинство русского населения приняло христианскую
веру и КиевскаяРусь стала христианской страной. Крещение Руси создало
необходимыеусловия для образования Русской Православной  Церкви.  Из
Византии  прибыли епископы  во главе с Митрополитом, а из Болгарии -
священники,привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке;
строились  храмы, открывались  училища  для подготовки духовенства из
русскойсреды.  Летопись сообщает (под 988год),  что  князь Владимир
»приказалрубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли
кумиры.  И поставил церковь во имя святого Василия нахолме, где стоял
идол Перуна идругие и где творили им требы князь и люди. И по другим
городам сталиставить церкви и определить в них попов и приводить  лю-
дей на Крещениепо всем городам и селам". С помощью греческих мастеров
в Киеве былпостроен величественный каменный храм в  честь  Рождества
ПресвятойБогородицы (Десятинный) и перенесены в него святые мощи рав-
ноапостольнойкнягини Ольги.  Храм этот символизировалсобой  истинный
триумф  христианства в  Киевской Руси и вещественноолицетворял собою
«духовнуюРусскую Церковь».  Равноапостольныйкнязь Владимир заботился
и о просвещениисвоего народа.  По свидетельству летописи(под 988 го-
оод) он велел«собрать у лучших людей детей и отдавать их  в обучение
книжное».  Продолжателем апостольской  миссии святого князяВладимира
был его сынвеликий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в прав-
ление  которого христианская вера на Руси,  посвидетельству летописи
(под 1037 год),продолжала «плодиться и расширяться, и черноризцы ста-
ли умножаться, имонастыри появляться… и умножались пресвитеры и лю-
ди христианские.И радовался Ярослав, видя много церквей и людей хрис-
тианских...»  При Ярославе Мудром построены такиевыдающиеся памятники
русскогоцерковного зодчества, как киевская София (заложена в 1037 го-
ду)  и новгородская  София (1045-1055годы),  основан знаменитый Кие-
во-Печерскиймонастырь (1051 год),  во многом определивший  дальнейшее
развитиерелигиозной и культурной жизни Киевской Руси. Для подготовки
духовенстваЯрослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в ко-
торой обучалось300 детей. Есть основания предполагать, что такие шко-
лы существовали ипри других архиерейских кафедрах,  ипрежде всего  в
самом Киеве.Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были перево-
ды новойлитературы и умножения книг путем создани списков с имеющихся
рукописей. СамЯрослав Мудрый, как утверждает летопись (под 1037 год),
«книгилюбил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и
переводили  они  сгреческого на славянский язык.  Инаписали они книг
множество, ими жепоучаются верующие люди наслаждаются учением божест-
венным...  Ярослав же, как мы уже сказали, любил книгии, много их на-
писав, положил вцеркви святой Софии, которую создал сам», то есть ос-
новал первую наруси библиотеку. Благодаря книгам уже второе поколение
русских христианимело возможность более глубоко изучать истины хрис-
тианскойверы.  О высокой степени развитияпросвещения в Киевской Руси
при ЯроставеМудром свидетельствует «Слово о Законе и Благодати»  Мит-
рополитаИлариона,  посвященноерелигиозно-философскому осмыслению со-
бытия КрещенияРуси и написанное,  по словам самогоавтора, «для насы-
тившихся  с избытком книжной мудростью».  Говоря о значении христианс-
ко-просветительнойдеятельности святого Владимира и Ярослава Мудрого,
вспомним  ту образную характеристику,  которую дает нам летописец (под
1037 год):«Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные и
жнут и едят пищунеоскудевающую,  — так и этот. Отец ведьего Владимир
землю вспахал иразмягчил, то есть Крещением просветил. Этот же засеял
книжными словамисердца верующих людей,  а мы пожинаем,учение получая
книжное».  Со страниц летописи звучит  похвала книхному  просвещению.
«Велика  ведь бывает польза от учения книжного;  книгами наставляемы и
поучаемы на путьпокаяния,  ибо от слов книжных  мудрость обретаем  и
воздержание.  Это ведь — реки,  напояющиевселенную,  это — источники
мудрости;  в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы впечали утешаем-
ся; они — уздавоздержания… Если прилежно поищешь в книгах мудрости,
то найдешьвеликую пользу душе своей.  Ибо кто часточитает книги, тот
беседует  с Богом или со святыми мужами.  Тот, кто читает пророческие
беседы,  и евангельские и апостольские поучения ижития святых  отцов,
получает душевеликую пользу». В конце XI — начале XII века христианс-
тво окончательноутвердилось  в  Ростово-Суздальской  земле благодаря
миссионерским  трудам епископов  Ростовских святогоЛеонтия и святого
Исани,  в Муромо-Рязанской,  крестителем которой был князь  Константин
(Ярослав)Святославович (1096-1129), среди славянских племен вятичей и
радимичей,вошедших в состав Древнерусского государства в конце XI век
и обращенных кБогу преподобным Кукшей, иноком Киево-Печерского монас-
тыря. КрещениеРуси явилось переломным моментом в жизни народа. Появи-
лась  новая многоплодная  ветвь Единой СвятойСоборной и Апостольской
Церкви — Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Пра-
вославной  церкви в  жизни руского народа изживалисьгрубые языческие
обычаи:  кровная месть,  полигамия, «умыкание» (похищение)девиц; воз-
росли  грахданская правоспособность  и  материнский авторитет русской
женщины;укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжески-
ми междоусобицамимир. «Князь, — говорил Митрополит Никифор II велико-
му князю РюрикуРостиславовичу,  — мы поставлены от Богав земле Русс-
кой,  чтобы удерживать вас откровопролития».  Историкиотмечают,  что
«Христианскаяцерковь подняла значение княжеской власти  в  Киеве на
большую высоту иупрочила связь между частями государства». Воспитывая
верующего длягрядущего града, Церковь постоянно обновляет и перестра-
ивает иград,  здесь пребывающий. Эта перестройкагражданского общежи-
тия под действиемЦеркви — таинственный и поучительный процесс в жизни
христианских  обществ".  Принятие христианства способствовало широкому
распространениюна Руси грамотности,  наслаждениюпросвещения, появле-
нию богатой,переведенной с греческого языка литературы, возникновению
собственнойрусской литературы, развитию церковного зодчества и иконо-
писи. Появившиесясо времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы
и библиотекистали важнейшим средством распространения просвещения  на
Руси.  Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других
городах возникаютновые библиотеки,  в том числемонастырские и  част-
ные. Несомненнобогатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как
известновырастивший целую плеяду русских церковных писателей;  приня-
тый в этоммонастыре Студийский устав вменял в обязанность каждому мо-
наху чтение книгиз монастырской библиотеки. Житие преподобного Феодо-
сияПечерского,  написаное преподобнымНестором Летописцем, свидетель-
ствует,  что в келии преподобного Феодосия шланапряженная  работа  по
составлению иизготовлению книг. Монах Иларион днем и ночью писал кни-
ги, великий Никонпереплетал их, и сам Феодосий прял нити, необходимые
для переплета.Много книг имел постриженник этого монастыря князь-инок
Никола Святоша — он передал их  монастырю.  Большие библиотеки  имели
князьЧерниговский Святослав Ярославич, который «разными драгоценными
священнымикнигами наполнил свои клети»,  князьРостовский  Константин
Всеволодовичснабжавший «книгами церкви Божии»; «богат был… книгами»
епископРостовский Кирилл I (XIIIвек). Рукописные книги были очень до-
роги,  приобретать их в большом количестве могли только состоятельные
люди (князья,епископы) и монастыри. Содержание русских книг было пре-
имущественнодуховним.  Это объясняется влияниемпереводной литературы
и живым интересомновопросвещенного русского общества к вопросам хрис-
тианской  веры и  нравственности и тем,  что русскими писателями в то
время были восновном лица духовные. Митрополит Иларион, будучи в сане
пресвитера,  написал «Слово о Законе иБлагодати»,  получившее высокую
оценку егосовременников и потомков. «Нельзя  не  удивиться зрелости
ума,  глубине чувств,  обилию богословских сведений и томуораторскому
одушевлению иискусству,  какими запечатлено этообразцовое слово»,  -
пишет историкМитрополит Московский Макарий. «Слово о Законе и Благо-
дати» вСербии в XIII веке было использовано  иеромонахом  Дометианом
при  составлении житий  сербских святых Симеона иСаввы.  Преподобный
Нестор,  монах Киево-Печерского монастыря, написалжития святых князей
Бориса и Глеба(убиты Святополком в 1015 году) и преподобного Феодосия
Печерского,  положив начало русской житийной  литературе. Преподобный
Нестор составилновый летописный свод — «Повесть временных лет», кото-
рая,  по определению академика Д.С.Лихачева, является«цельной литера-
турно  изложенной историей Руси».  «Повесть временных лет » переведена
на языки:  немецкий (в 1812 году),  чешский (1864 год),  датский (1869
год), латинский(1884 год), венгерский (1916 год). XI-XII века истории
Русской Церквиознаменованы появлением канонических  трудов.  Они  не
толькопереводятся на славянский язык, но и не осуществляется их твор-
ческое применениек русским условиям жизни. Этими чертами отмечены та-
кие  памятники русского канонического права,  как «Канонические ответы
КиевскогоМитрополита Иоанна II» (1080-1089), «Кириково и Илиино воп-
рошания»(1130-1156),  «ОпределениеИлии,  архиепископа Новгородского»
(1164-1168).  Эти памятники русской канонической мысли  поражают мяг-
костью итерпимостью, снисхождением к человеческой природе. Так, наря-
ду со строгойтребовательностью к монашествующим, в Русской Церкви уже
на начальномэтапе ее развития появилось милосердие к ее пасомым.  Та-
ковы и поученияправославных русских проповедников этой эпохи Луки Жи-
дяты,  епископа Новгородского,  Климента Смолятича,  бывшего несколько
лет МитрополитомКиевским,  и русского Златоуста  - святого  Кирилла,
епископа  Туровского. Епископ Лука предостерегает верующих от чувства
зависти, учит ихрадоваться радости других. Митрополит Климент, хорошо
знавший лучшиеобразцы ораторского искусства античности, обличал тех,
«ижеприлагают дом к дому и села к селам», бичуя стяжательство и среб-
ролюбие.  Проповеди епископа Туровского Кирилла удивляют многосторон-
ностью, глубинойи высокими ораторскими достоинстваим. Поучения препо-
добного ФеодосияПечерского,  русских подвижников иаскетов носят нес-
колько инойхарактер. Они резко обличают неправоту князей, недостаточ-
но христианскуюжизнь бояр, неправоверие иноземцев. С Крещением Киевс-
кой Руси ещеболее расширились и углубились ее государственные и куль-
турные связи нетолько с Византией, но и с Балканскими странами и дру-
гимигосударствами Европы.  Вступив в Брак сгреческой царевной Анной,
князь Владимирпороднился и с немецким императором Оттоном II, который
ранее женился (в971 году) на сестре Анны — Феофании. Летописец отме-
чает (под 996год):  святой Владимир «жил в мире сокрестными князьями
— с БолеславомПольским,  и со Стефаном Венгерским, и сАндрихом Чешс-
ким. И были междуними мир и любовь». Еще более оживились связи Киевс-
кой Руси севропейскими странами при Ярославе Мудром. В  значительной
степени ихукрепляли династические браки.  Так,  дочь Ярослава Мудрого
Анна была замужемза французским королем Генрихом I, Анастасия  -  за
венгерскимкоролем Андреем I,  Елизавета — заГеральдом Норвежским,  а
затем за СвеномДатским; польский король Казимир был женат на Доброне-
ге,  сестре Ярослава Мудрого. Русская церковь,благословившая эти бра-
ки, широкопростирала и свое влияние в мире.
Литература:
«РусскаяПравославная Церковь 988-1988» Издание Московской  Патриархии
1988 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Неоклассическая модель общего экономического равновесия. Применение в России
Реферат Организация и ведение бухгалтерского учета на предприятии
Реферат Понятие государственного управления. Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон "О правительстве Российской Федерации", Указы президента Российской Федерации о государственном управлении, его системе и структуре
Реферат Биография Ивана Франка
Реферат Хронический панкреатит: этиология, патогенез, клиническая картина, принципы лечения
Реферат Психосоциальная работа с семьями и детьми
Реферат Институт авторского права по российскому законодательству
Реферат Предмет и функции философии
Реферат James Knox Polk Essay Research Paper James
Реферат Sociology Essay Research Paper Groups are the
Реферат Становление современного Российского государства.
Реферат Дно океана
Реферат Mad Shadows Essay Research Paper Mad Shadows
Реферат Діагностичні параметри датчиків та виконавчих пристроїв
Реферат Исследование магнитных систем в программной системе конечно-элементного анализа ANSYS