Реферат по предмету "История"


Крестовые походы - военно-религиозная акция

Крестовые походы  -военно-религиозная  акция
 
 
                                           ПЛАН
1.     Общие причины крестовыхпоход
2.     Клермонский собор ипервый крестовый поход
          2.1  Паломничество на восток
          2.2   Положениена востоке
          2.3   Походбедноты.Поход феодалов
          2.4  Образование первых государств крестоносцев на востоке
3.    Второй, третий, четвертыекрестовые походы
           3.1 Духовно-рыцарские ордена
           3.2 ГосударствоСаладина
           3.3 Хронологиявторого, третьего, четвертого крестовых походов
           3.4 Латинская империя
4.    Упадок крестовогодвижения
 
  Выводы: Последствиякрестовых походов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     «Всемидущим туда, в случае их кончины, отныне будет отпущение грехов. Пусть выступятпротив неверных в бой, который должен дать в изобилии трофеи, те люди, которыепривыкли воевать против своих единоверцев- христиан… Земля та течет молоком имёдом. Да станут ныне воинами те, кто раньше являлся грабителем, сражалсяпротив братьев и соплеменников. Кто здесь горестен, там станет богат».
   Речь папы прерывалась возгласами слушателей: «Такхочет Бог!».                 
                                                Речьпапы Урбана 2 в1095 году               
 
 
 
 
                  1.Общие причины крестовых походов
 
Общим именем крестовых походов обозначают военно-колонизационныепредприятия  европейцев на Востоке, падающие на период между 1096 и1270гг.
В крестовых походах принимали участие самые разнообразные общественныеклассы, и причины, которые заставляли их двигаться на Восток, были, кончно, различны.
Большую роль в этом движении играли, во-первых феодалы.Мелкое рыцарствокоторое шло в эти походы, стремилось к захвату новых земель и крепостныхкрестьян. На их родине большая часть земель была уже занята под пашню. Крометого, вследствии обычая недробить феод между наследниками, поддерживалсяпорядок  единонаследия: феод передавался старшему сыну.В итоге младшие сыновьяоставались без земли, возникло своего рода избыточное рыцарское население. Кэтому присоединялся расчет на прямой грабеж сказочных богатств Востока, окоторых у рыцарей было преувеличенное представление.Многие рыцари успелизапутаться в долгах и поэтому поход на Восток представлялся удобным предлогомдля избавления от кредиторов .
Для крупных феодалов –королей, герцогов, графов-захваты на Востокеобещали расширение их владений, усиление их политического влияния, увеличениедоходов. Крупные феодалы мечтали о том, чтобы на богатых землях Востокаосновать подвластные им государства по образцу своих европейских владений.
Но не одни феодалы стремились на Восток. В этом движении  крупную рольиграли города, особенно итальянские, -Генуя, Пиза. Венеция. Для них экспедициина Восток представляли большой торговый интерес. Так как завоеваниятурок-сельджуков нарушили и ослабили торговые связи с Востоком, то захваттерриторий в Передней Азии должен был укрепить роль итальянских городов какпосредников в торговле Востока с Западом. Кроме того, Византия была для нихпостоянным торговым  соперником, даже не смотря на то, что ее торговое влияниек концу 11века заметно ослабло. Торговые города Италии стремились вытеснитьэтого конкурента и основать свои фактории на восточном побережье Средиземногоморя. Все это побуждало итальянские города к участию в крестовых походах, и ихроль была значительна, так как только они могли взять на себя снабжение  армиикрестоносцев, и организовать их перевозку по морю.
Но начались крестовые походы с массового движения крестьянства. Это былосвязано с положением крестьян в 11 веке. Основная их масса была закрепощена иподвергалась усиленной эксплуатации. Они  шли в крестовые походы, чтобыспастись от гнета феодалов, они рассчитывали на новые земли, и свободу, которойбыли лишены на родине. Следует учесть еще один момент, способствующий участию широкихмасс в походах,-это голод и эпидемии, которые были обычным явлением в феодальнойЕвропе. За время между 970 и 1040гг.было 48 голдных лет.С 1089г. Почти досамого первого крестового похода идет непрерывная полоса тяжелых, наполненныхголодом и эпидемиями лет.
И последние, необходимо отметить главенствующую идеологическую рольцеркви в крестовых походах. Церковь и в частности папы в известном смысле ихвозглавляли и давали им идеологическое обоснование. Крестовые походы былиобъявлены  благочестивым делом. Но за религиозными лозунгами скрывались чистопрактические цели. Для папства, крестовые походы были лишь началом реализацииплана господства церкви над всем христианским миром и о создании новыххристианских владений на Востоке, не следует так же забывать, что крестовыепоходы способствовали и росту доходов церкви. Церковь производила сборы накрестовые походы. Эти сборы представляли добровольные пожертвования, нозачастую носили характер принудительных налогов. 
     
   2.Клермонскийсобор и первый крестовый поход
Уже папа Григорий 7 призывал к походу против турок и сам хотел встать воглаве его, но ему помешала борьба с Генрихом    4. С марта 1088 г. Папой стал Урбан II, француз по происхождению. Онсобирался реформировать Римско-католическую церковь, чтобы сделать ее болеесильной. С помощью реформ он хотел укрепить свои притязания на рольединственного наместника Бога на земле. В это время византийский императорАлексей I попросил у папы помощи в борьбе против сельджуков, и Урбан II тотчасизъявил готовность помочь ему. В 1095 г. В Клермоне, в Средней Франции, происходил церковный собор. По окончании деловой части собора папа выступилперед огромными  толпами, прибывшими отовсюду в Клермон.    Он  призывалотправиться крестовый поход на “освобождение гроба господня”, но  не забылупомянуть о богатой добыче ожидавшей  “освободителей на Востоке. Приведем снекоторыми сокращениями его речь:
“Поскольку вы обещали Богу, как сыны его, энергичнее обычногоподдерживать в вашей среде надлежащий мир и еще добросовестнее соблюдать правацеркви, вам следует потрудиться надтем, чтобы обратить силу вашей ревности еще на какое-либо другое божье и вашедело. Здесь необхо­димо, чтобы вы ускоренным порядком поспешили на помощь вашимбратьям, обитающим на востоке и нуждающимся в вашей неоднократно обещанной импомощи. На них обруши­лись, как об этом большинству из вас уже сообщено, туркии арабы, которые добрались вплоть до Средиземного моря, до того места, котороезовется “рукой Св.Георгия”, у самых гра­ниц Романии. Продолжая производитьдальнейшие захваты земель этих самых христиан, они одержали верх над ними, нео­днократноразбили их в бою, многих убили или же взяли в плен, церкви разгромили, аимперию опустошили. И если вы спокойно опустите еще в течение некотороговремени все эти насилия, они одолеют много большее количество преданных Богулюдей.
Поэтому иобращаюсь со смиренной просьбой, и не я, а Господь, чтобы вы, глашатаихристовы, почаще убеждали всех, к какому бы кто ни принадлежал сословию, какпеших, так и конных, как бедных, так и богатых, чтобы они своевременнопосодействовали восточным христианам в изгнании из преде­лов христианского миратой негодной породы людей. Говорю это присутствующим, поручаю передать этоотсутствующим. Ведь Христос повелевает это.
Да станут ныне воинами те, кто раньше являлся грабите­лем. Пусть ныневедут справедливый бой с варварами те, кто в прежние времени сражался противбратьев и соплеменников. Да получат ныне вечную награду те, кто прежде за малуюмзду были наемниками. Пусть двойная честь увенчает труды тех, кто, не щадилсебя во вред и телу, и душе. Кто здесь горес­тен и беден, там будет богат; ктоздесь недруг Богу, там станет другом ему. Пусть идущие во Святую землю немедлят, но сдав в надежные руки свое имущество и собрав средства на путевыеиздержки, по прошествии зимы, в ближайшую весну с Богом бодро выступят в путь”.
Церковь предоставила крестоносцам целый ряд важных льгот.Их имущество исемьи находились под охраной церкви  на время их отсутствия.Кроме того, лицо,принявшее крест, освобождалось от уплаты налогов на время участия в походе.Крепостные отправившиеся в поход, освобождались от власти своих господ.
По почину папы были отправлены проповедники крестового похода по всемстранам Западной Европы. Возбуждение, которое они вызвали повсюду, было неменьшим чем на Клермонском соборе.И уже в следующем (1096) году крестоносныеополчения отправились в поход.
 
 
 
 
 
 
                2.1  Паломничество наВосток
С самых первыхвремен христианской эры последователи Евангелия собирались вокруг гроба ИисусаХриста, Спасителя мира, для молитвы. Император Константин воздвиг храмы надгробом Сына человеческого и на некоторых из главных мест Его страданий;освящение храма Святого Гроба было великим торжеством, при которомприсутствовали тысячи верующих, собравшихся со всех сторон Востока. МатьКонстантина, св. Елена, уже в преклонных годах предприняла странствие вИерусалим и содействовала своим усердием открытию древа Креста Господня в однойиз пещер, поблизости от Голгофы. Бесплодные усилия императора Юлианавозобновить храм Иудейский, в опровержение слов Священного писания, сделали ещеболее дорогими Святые места. Между благочестивыми поклонниками IV века историясохранила имена св. Порфирия, бывшего впоследствии епископом Газским, ЕвсевияКремонского, св. Иеронима, изучавшего в Вифлееме Священное писание, св. Павлы идочери ее Евстахии из знаменитого рода Гракхов, могилы которых находит внастоящее время путешественник рядом с могилой св. Иеронима, близ той пещеры,где Спаситель возлежал в яслях. В конце IV века число паломников было таквелико, что многим из отцов церкви, между прочим и св. Григорию Нисскому,приходилось уже красноречивыми доводами указывать на злоупотребления иопасности странствования на богомолье в Иерусалиме. Напрасные предостережения.Не могло впредь явиться в мире такой власти, которая преградила бы христианампуть к Святой Гробнице.
            Нашествие мусульманне остановило паломничества. В начале VIII века мы встречаем в Иерусалиме епископаГалльского, св. Арнульфа, описание интересного путешествия которого сохранилосьдо нашего времени, а лет через 20 или 30 после того посетил Святые места другойепископ — Гилебальд из саксонской страны, о путешествии которого сохранилсярассказ его родственницы-монахини. Эти частые путешествия установили братскиеотношения между христианами Востока и европейскими. Письмо Илии, патриархаИерусалимского, написанное в 881 г. к Карлу Младшему и великой семьехристианского Запада, представляется нам торжественным выражением этих отрадныхи благочестивых отношений. Таким образом, дорога на Восток была известнаевропейцам издавна. Толпы паломников двигались в этом направлении на поклонению“гробу господню” и другим христианским святыням в Палестине, особенно вИерусалиме. При этом торговые путешествия сливались религиозными. В этипаломничества пилигримы Запада двигались караванами.К богомольцам и купцампримыкали также и рыцари-искатели приключений.Крупные феодалы, иногда всопровождении целых сотен вооруженных рыцарей, отправлялись на поклонение“святым местам”.Они видели великолепные храмы и дворцы, видели роскошь в которойжили византийские и арабские богачи.С Востока купцы привозили предметы роскошии пряности, вызывающие у западно-европейских рыцарей представлении офантастическом изобилии стран Востока.
2.2 Положение наВостоке. Византия накануне походов.
 
Условия, сложившиеся на Востоке, обещали, легкий успех крестоносцам. Издвух халифатов (Багдатского –Аббасидов и Египетского –Фатимидов) первый был в 1055г. захвачен турками-сельджуками, которые всед за этим отняли у Фатимидов Сирию иПалестину.В 1071 г. Турки разбили византийцев при Манцикерте, взяли в пленимператора Романа Диогена и овладели большей частью Малой Азии.Сельджускоегосударство распалось на ряд княжеств-Мосул, Дамск, Антиохию, Триполи, Алеппо идр.Сельджские княжества враждовали друг с другом.Большие затруднения в этовремя испытывала Византия, только перенесшая страшный удар от турок-сельджуков.
В 11 в. Византия уже была феодальной страной. Свободное крестьянствопочти исчезло.Оно перестало служить  основой военной мощи Византии, в войскахкоторой главную роль играли наемники из варягов иангло-саксов.Внешнеполитическое положение Византии накануне крестовых походовтакже было очень сложным.С запада империю теснили норманны, незадолго перед тем покончившие с завоеванием южноитальянских  владений Византии и основавшиесвои княжества в Южной Италии и Сицилии, правда, при помощивенецианцев, боявшихся усиления норманнов на Андриатическом море, Византииудалось задержать  их наступление. За это Венеция получила многочисленныеторговые льготы и целый квартал в Констатинополе.
Турки-сельджуки готовили новое наступление на Византию с востока.Печенегиугрожали с севера.Печенеги, нашедшие  поддержку у славян Балканскогополуострова, угнетаемых Византией, в 1091 г. Подошли к самым стенамКонстантинополя.Византии удалось отвести эту опасность, вступив в связь споловцами, которые разгромили печенегов.
Таким образом, ко времени первого крестового похода Византия несколькооправилась от внешних ударов и готовилась к борьбе с турками. Не раз и раньше, в критические для государства моменты, византийские императоры обращались спросьбами о помощи к папе, к императору, даже к некоторым феодальным государям(в том числе и к русским).Такие просьбы были для государей Запада  предлогом длявмешательства  в восточные дела; они порождали на Западе преувеличенноепредставление о легкости завоевания Востока, раздираемого внутреннимистолкновениями .
      
           2.3 Походбедноты.Поход феодалов
 
В первом крестовом походе приняли участие две противоположные социальныегруппы, поэтому  большинством историков  он условно делиться на две части,поход бедноты- как правило это были крестьяне, и поход феодалов. После Клермонскогособора  среди простого народа появились проповедники, для которых религиознаяцель крестового похода сливалась с какими то неясными представлениями обосвобождении, об улучшении участи бедняков, отправлявшихся в крестовый поход.Такие проповедники, как Петр Амьенский, нашли много приверженцев средикрестьян, доведенных до отчаяния голодом и эксплуатацией. В 1096 г. Массыкрестьян, главным образом из Средней и Северной Франции и из Западной Германии,тронулись со своих мест. Это было безрассудное, гибельное предприятие.Крестьяне были совершенно не готовы к такого рода походу и плохо представлялисебе все его трудности. Большая их часть не имела оружия или была вооружена какпопало Не было должного довольствия этой крестьянской армии. Продовольствие нередко ей приходилось брать силой у населения  тех мест, через которые крестьянедвигались.
Беднота двигалась несколькими  отрядами по одному из старых путейпилигримов- по Рейну и по Дунаю на Константинополь. Тем же путем двигались изГермании отряды полуголодных рыцарей-бандитов, думавших только о грабеже идобыче. Они устроили в городах Лотарингии, на Рейне, в Праге первые в историисредневековой Европы еврейские погромы.
Всем этим отрядам пришлось двигаться через владения венгров, потом черезземли болгар. И венгры и болгары нападали на этих пришельцев, грабивших все насвоем пути. В результате этих столкновений часть отрядов погибла илиразбежались.Отряды бедноты дошли до Константинополя значительно поредевшими.
Конечно, не такой помощи ждал себе с Запада византийский император. Онпоспешно переправил крестьян в Малую Азию, где турки их разгромили. Спастисьудалось только  нескольким тысячам человек, которые в панике бежали обратно вКонстантинополь.Вместе с ними Петр Амьенский стал дожидаться подхода главныхсил.
Безусловно, отряды феодалов были подготовлены значительно лучше: былилучше вооружены, чем крестьяне, и успели  запастись деньгами, распродав частьсвоих земель. Многие двинулись в поход, забрав с собой все свое имущество исвои семьи.Главная масса феодалов собралась в Лотарингии. Во главе этогоополчения стояли герцог Нижней Лотарингии Готфрид Бульонский и его братБолдуин. Из рыцарей Северной Франции, главным  образом Нормандии, составилосьополчение, возглавленное нормандским герцогом Робертом. Предводителем рыцарейиз Южной Франции  был граф Раймонд Тулузский. Во главе ополчения   нормандскихкняжеств Южной Италии был  Боэмунд Таренский. За рыцарскими отрядами двигалисьогромные толпы,  в большинстве, безоружных крестьян. За войском двигалисьогромные обозы. Все эти отряды представляли собой совершенно самостоятельныеединицы. Они не были организационно связаны между собой. Отряды двигалисьразными путями. Одни пошли по рейнско-дунайской дороге, другие-берегомАдриатического моря, третьи –через Италию, откуда они морем переправлялись наБалканский полуостров.
  Весной 1097 г. все эти отряды соединились  в Константинополе. Здесьначались столкновения между греками и крестоносцами.Крестоносцы держали себявызывающе грубо. Утонченной верхушке византийского общества западные рыцариказались варварами, и они действительно делали все чтобы оправдать этурепутацию.Император Алексей поспешно переправил их в Малую Азию, предварительновзяв с них  вассальную присягу и обязав  их вернуть Византии ее прежниевладения на Востоке, которые будут отвоеваны у турок.
В  Малой Азии турки непрерывно тревожили отряды крестоносцев. Туркиопустошили страну, так что рыцарям пришлось терпеть голод. Крестоносцы былисовершенно не готовы к переходам при палящей жаре. Их тяжелое вооружениенакалялось, люди и кони падали от солнечных ударов.
Крестоносцы пересекли Малую Азию и были дружественно встречены вкняжестве Малой Армении, в Киликии. Тогда же Болдуин и захватил город Эдессу,лежавший на пути из Месопотамии в Сирию и, чрезвычайно важный по своемустратегическому положению, и основал графство Эдесское. За тем более года былопотрачено на осаду Антиохи. Взятие Антиохи сопровождалось дикой резнеймусульман. Здесь было основано второе владение крестоносцев- княжество Антиохия,во главе которого стал Боэмунд Таренский. Увлекшись грабежами изахватами, вождикрестоносцев не спешили  к своей предполагаемой цели-Иерусалиму. Только в 1099г. значительно поредевшее войско крестоносцев  достигло Иерусалима и взяло егопосле ожесточенного штурма. Вслед за этим последовала резня перед которойбледнеет разгром  в Антиохи. Архиепископ Вильгельм Тирский, написавшй в конце12 в. Историю Иерусалимского королевства на основании еще свежих преданий, далпотрясающее описание зверств и жадности крестоносцев при взятии Иерусалима.Чудовищные расправы сменялись религиозными церемониями, после чего онивозобновлялись с еще большим ожесточением.
2.4 Образованиепервых государств крестоносцев на Востоке
 
После взятия Иерусалима крестоносцы постепенно овладели значительнойчастью восточного побережья Средиземного моря.При помощи венецианцев, генуэзцев и пизанцев было захвачено несколько портовых городов.
Так возникло на Востоке ряд крестоносных городов. Крупнейшим из них былокоролевство Иерусалимское, включавшее в себя Палестину и часть Сирии. Первымгосударем Иерусалимского был Готфрид Бульонский. От Иерусалимского королевстваноминально зависели три вассальных государства: графство Триполи, княжествоАнтиохия и графство Эдесса. В действительности они были совершенно независимы.
В королевствах и в княжествах крестоносцы с точностью воспроизвелифеодальную систему господствовавшую на Западе, особенно во Франции. Законы Иерусалимского королевства, или  “Иерусалимские ассизы “, известны нам лишь в    поздней , измененной редакции, записанной в 13 в. На Кипре, где долгосохранялись политико-юридические порядки Иерусалимского королевства.    
“Иерусалимские ассизы “перечисляли, в каких случаях король имеет правотребовать службы от вассалов, ревниво заботясь о том, чтобы королевская властьне превышала своих требований к последним.Королевская власть была ограничена“высокой палатой”- собранием крупных феодалов, без которого король не могпринять ни одного важного решения. В случае нарушения королем  прав какого-либоиз феодалов все феодалы могли отказать королю в службе. В государствахкрестоносцев господствовала феодальная иерархия в том виде, в каком онасуществовала в Западной Европе. Вся территория была разделена на рыцарскиефеоды, обязанные военной службой. Некоторые пришедшие с рыцарями крестьяне быливозведены в рыцарские звания и получили рыцарские феоды. Этого требовала защитазавоеванной страны и убыль в рядах крестоносцев. Но большей частью крестьянедолжны были арендовать землю у рыцарей, уплачивая за это часть урожая.Церковьзавладела огромными земельными площадями и была свободна от налогов и военнойслужбы. Основную массу трудящихся в крестоносных государствах составлялокрепостное крестьянство, главным образом из арабов-мусульман, а так же изгреческих и сирийских христиан, жестоко эксплуатировавшихся новыми господами.Они должны были отдавать своим новым господам часть урожая и всевозможныепромышленные изделия. Повинности не были фиксированы обычаем и зависели от волигоспод. Местные крестьяне ненавидели западных феодалов, презиравших их какиноверцев, и не раз оказывали им сопротивление. Так в 1125 г. Вспыхнуло большоекрестьянское восстание в районе Бейрута. 
3.ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ, ЧЕТВЕРТЫЙ, КРЕСТОВЫЕПОХОДЫ
 
       3.1Духовно-рыцарские ордена
 
Для усиления обороноспособности христиан­ских государств была предпринятапопытка создать единые военные организации, которые смогли бы реальноосуществлять функции охраны паломни­ков и границ христианских владений. Дляэтого во втором десятилетии XII века были созданы (или реформированы) особыевоенно-монашеские орде­ны — орден тамплиеров и орден госпитальеров. Рассмотримэтот факт поподробнее:
“Около 1118 года рыцари Гуго Пайенский и ГотфридСень-Омерский напали на мысль основать религиозное военное то­варищество длязащиты пилигримов от грабителей и разбой­ников; они думали, что этим способомих оружие будет всего полезнее употреблено на служении Господу. В союзе с семьюдругими французскими рыцарями, между прочим, с Андреем, дядей святого БернардаКлервоского, они основали новыйор­ден, дав при этом патриарху Иерусалимскому, кроме обета це­ломудрия,бедности и послушания, также и обет борьбы за пи­лигримов и за Святые места.Своим первым начальником они избрали Гуго Пайенского. Вначале король покрывалбольшую часть их издержек и дал им даже жилье в своем дворце, вблизи тогоместа, где некогда стоял храм Соломона. По его имени их тотчас назвалихрамовниками или тамплиерами, milites Templi, Templari. Вскоре некоторые другие вельможи и в Сирии и вЕвропе также оказали им свою благосклонность и сделали им подарки, но ни ихчисло, ни их имущество не увеличивалось значительно до тех пор, пока около 1127года сначала два там­плиера, Андри и Гундермар, а за ними Гуго Пайенский инекото­рые другие сочлены товарищества не поехали во Францию. Целью их было какдействовать там в интересах ордена, так и вообще вызвать новые вооружения дляВостока. Поэтому ко­роль Балдуин дал им также убедительное рекомендательноеписьмо к Бернарду Клервоскому, который тогда пользовался уже великим уважениемв самых широких кругах.
На соборе в Труа в январе 1128 года Гуго представил свой орденсобравшимся там отцам и просил об определении для него устава. Слово его палона плодоносную почву, так как его создание, соединявшее военную службу срелигиозными дела­ми, как нельзя лучше отвечало духу времени. Святой Бернард срадостью обещал ордену свое сильное покровительство, уча­ствовал сам всоставлении устава, примыкавшего к монастырс­ким правилам святого Бенедикта, ипозднее, по повторенному желанию Гуго, взялся за перо, чтобы в небольшомсочинении возвеличить заслуги этого нового духовного рыцарства перед светским.Папа и патриарх Иерусалимский утвердили устав ордена, Гуго проехал Францию,Англию и Италию и повсюду нашел самую теплую встречу. Где только он появлялся,люди самых благородных домов спешили вступать в орден или пере­давали емубогатые владения. Император Лотарь подарил ему часть своего родового владения вграфстве Супилинбург; по­добным образом поступили Король I Английский, графДитрих Фландрский, граф Раймунд-Верен гар Барселонский и многие другие князья ивладетели. Бедный орден в короткое время сделался одним из богатейших и уже в1129 году, вернувшись с великолепной свитой рыцарей и воинов в Сирию, ГугоПаиенс­кий увидел свое дело в самом лучшем состоянии.
С тех пор орден состоял по преимуществу прежде всего из испытанныхрыцарей, как необходимо должно было быть по его происхождению. Только они одниносили белую орденскую мантию с красным крестом, который, впрочем, дали им изРима немного позднее. Священники и капелланы ордена имели под­чиненноеположение, а прямо служащим классом были оруже­носцы и прислуга. Но главаордена, его магистр (magister Templariorum), скоро занял весьма высокое положение средивысшего класса Иерусалимского государства.
Удивительный успех, которого достиг Гуго Пайеиский, по­велза собой полное преобразование в одном более старом ре­лигиозном братстве вСвятом городе. Уже около 1070 года один богатый амальфиец, по имени Маурус,основал в христи­анском квартале Иерусалима духовное поселение, из котороговыделились мало-помалу мужской монастырь, женский монас­тырь и, наконец,госпиталь и больница для приема и попечения о бедных и больных западныхпилигримах. Но вскоре госпиталь оставил совсем в тени те монастыри, из которыхон возник. У него был дом, служивший только его целям, и часовня, посвя­щеннаясвятому Иоанну Милостивому, патриарху Александ­рийскому. В 1099 году во главеэтого учреждения стоял про­вансалец Герхард, который своей самоотверженнойдеятельнос­тью для бедных и несчастных приобрел величайшее уважение и через этодостиг также благодарнейшего признания Готфрида, короля Балдуина I и папыПасхалиса. Вскоре в этот госпи­таль Иоанна потекли богатые подарки деньгами иимениями; в его владениях в различных землях Европы возникли филиаль­ные дома,и многие благочестивые люди, между прочим знат­ные люди, под управлениемГерхарда посвящали себя смирен­ному уходу за больными.
После смерти Герхарда в 1118 году госпитальные братья выбрали своим начальникомРаймунда Дюпюи, храброго рыца­ря, который некогда пришел с Готфридом в Святойгород, но там снял с себя панцирь и присоединился к этим “госпиталитам”или “иоаннитам”. Он, собственно, первый соединил брать­ев в однузамкнутую монашескую общину, обязав их очень строго тремя обыкновенными обетамидуховного сословия, но вскоре он сделал еще шаг вперед. По примеру тамплиеровон ввел в обязанности ордена и борьбу с магометанами, и вскоре в этой общинетакже образовалось три класса: сражающихся, духов­ных и служащих братьев.Попечитель госпиталя обратился в “магистра” иоаннитов, а белый крест,отличительный знак этого ордена, сделался, подобно красному кресту тамплиеров,страхом для врагов”[1].
Однако надежды на особый вклад этих орденов в дело борьбы с мусульманамиоказались тщетны. Руководство этих орденов больше интере­совалось торговыми,политическими и другими дела­ми, причем как на своей новой родине, так и в Ев­ропе.Постепенно эти организации превратились в крупнейших ростовщиков иземлевладельцев на ев­ропейском континенте и оказывали порой решаю­щее влияниена международную и внутреннюю по­литику многих государств Старого Света.
 
 
             3.2Второй крестовый поход и государство Саладина
 
В результате внутренней слабости крестоносных государств и начавшегося в12в. сплочения мусульманских государств крестоносцы стали терять одно своевладение за другим. Менее чем через 50 лет после первого крестового похода, в1144г., был потерян важнейший стратегический пункт крестоносцев-Эдесса, взятаямосульским эмиром. Ответом на потерю Эдессы, был второй крестовый поход,который начался в 1147г.
Во втором крестовом походе приняли участие коронованные лица- французскийкороль Людовик 7 и германский император Конрад 3.Первым результатом проповедивторого крестового похода была волна еврейских погромов на Рейне.
И в этом походе кроме рыцарей приняла участие масса крестьянства изохваченных голодом местностей. Рыцари смотрели на крестьян, как на обузу, откоторой лучше избавиться. Когда выяснилось, что сухопутная дорога через МалуюАзию слишком трудна и опасна, рыцари сели на корабли, оставив крестьян напроизвол судьбы. Почти все крестьяне погибли.
К этому времени произошли крупные перемены на Востоке, чрезвычайнонеблагоприятные для крестоносцев, занятых своими внутренними раздорами. Успехикрестоносцев объяснялись в значительной степени тем, что они имели дело сразрозненными силами отдельных мусульманских государей. Но во второй половине12 в. на Востоке произошло объединение в одно государство Египта, части Сирии ичасти Месопотомии. Во главе этого государства, центром которого был Египет,стал султан Саладин(точнее- Салах-ад-Дин), курд по происхождению.
Теперь крестоносцам пришлось иметь дело не с разобщенными силамиотдельных турецких эмиров, а с большим государством Саладина, который поставилсебе цель вытеснить крестоносцев из Сирии и Палестины.
В 1187 г. Саладин нанес крестоносцам страшное поражение при Тивериадскомозере. После этого мусульмане в которое время взяли Акру, Яффу, Сидон, Бейрут,Аскалон и Иерусалим- главную опору крестоносцев на Востоке. На условии выкупа населению Иерусалима было разрешено уйти, но без лошадей и без оружия. Врезультате почти все покинувшие город погибли от голода.Кто не смог выкупитьсятот был продан в рабство.
3.3 Хронологиятретьего и четвертого крестовых походов.
Потеря Иерусалима дала толчок к третьему крестовому походу (начался он в1189г.), в котором участвовали три государя. Во главе этого крестового походастоялигерманскийимператор Фридрих 1 Барбаросса, французский король Филипп 2 Август, один изоснователей сильной монархии во Франции, и английский король Ричард ЛьвиноеСердце.
Третий крестовый поход не дал крупных результатов. Крестоносцы воевали нетолько с Саладином, но и с Византией, владения которой они рассчитывализахватить.Фридрих Барбаросса, пройдя Малую Азию, утонул в реке, и немецкоеополчение, не пожелавшее двигаться дальше, частью вернулось на родину, частьюпогибло в Сирии от эпидемии.Только незначительные остатки немецкой армииприсоединились к французам и англичанам. Филипп 2 Август и Ричард ЛьвиноеСердце непрерывно ссорились между собой.Тем не менее были достигнуты некоторыевоенные успехи, взят город Акра(Акрон), ставший теперь столицей прежнего Иерусалимскогокоролевства.Вскоре после этого Филипп 2 Август вернулся во Францию.Ричард ещенекоторое время продолжал воевать.Он добился у Саладина незначительныхуступок.За крестоносцами осталась узкая полоска побережья и объединившеесятеперь с Триполи княжество Антиохия.Богомольцам и купцам Запада разрешено былопосещать Иерусалим.Ричард Львиное Сердце захватил у византийцев островКипр.Здесь образовалось Кипрское королевство, прсуществовавшее 250 лет.
Четвертый крестовый поход (1202-1204) особенно ярко обнаружил истинныецели крестоносцев, не замаскированные какими то было религиозными лозунгами. Онбыл начат французскими и итальянскими феодалами по призыву папы Иннокентия3, стремившегося к созданию мирового государства под властью пап.Первоначальноцелью похода намечался Египет-главная держава Востока, владевшая Иерусалимом. Норезультатом похода была Византия.К началу 13 в. Византия в экономическом ивоенно-политическом виде была ослаблена, хотя западным державам она ещепредставлялась очень богатой страной. Экономическая сила империи в течение 13в.была подорвана тем, что Запад вступил в прямые торговые связи с Левантомчерез гавани основанных крестоносцами государств. Торговля Византии пострадалатакже от того, что византийское правительство вынуждено было предоставлятьторговые привелегии итальянским  купеческим республикам, чтобы получать от нихпомощь против нападений турок и итальянско-сицилийских выходцев из Нормандии. Врезультате сокращения византийской торговли доходы  от казны упали. Борьба стурками, крестоносцами и другими нападавшими на Византию внешними врагамитребовала новых средств. Увеличивались налоги. Росла нищета трудящегосянаселения.Его разоряли набеги турок, грабежи крестоносцев,  войны, налогилихоимство чиновников.
Ко всему этому надо добавить непрерывную борьбу между различными группамиземлевладельческой и чиновной знати, которые демагогически использовалинедовольство масс. В конце 12 в. в Византии происходят частые дворцовыеперевороты. Политика правителя новой династии Ангелов (с 1185 г.) Исаакаспособствовала утрате Византией Болгарии и Сербии.При Алексее 3, пришедшим квласти в результате дворцового переворота 1195 г., государственные делаприходят в полное расстройство. Империя по фактически распалась наполунезависимые феодальные владения, была разорена, не имела серьезной военнойсилы.
Это положение Византии обьясняет легкость, с которой ее завоевализападные феодалы –участники крестового похода.Решающую роль в изменениинаправления четвертого похода сыграла Венеция, воспользовавшаяся походом, пословам Ф.Энгельса, для того, чтобы”сделать из крестоносной глупости торговуюоперацию” и сокрушить своего главного торгового соперника-Византию.Не имея ниденег, ни флота, чтобы преправиться в Египет, крестоносцы обратились за помощьюк Венеции.Венецианскии дож Энрико Дандолло потребовал от них за услуги 85тыс.марок серебра. Крестоносцы согласились на это требования, однако когда ихополчение собралось в Венеции, то оказалось, что они не набрали необходимуюсумму. Тогда Дондола, желавший помешать походу в Египет, с которым увенецианцев были оживленные торговые связи, потребовал от крестоносцев в видекомпенсации помочь Венеции завоевать город Задар(Зара) на долматинском берегу.Когда же город был завоеван Дондола по сговору с предводителем крестоносцевитальянским князем Бонифацием Монферанским направил крестоносцев противКонстантинополя, избрав предлогом династические распри в Византии. Особеннонеприглядную позицию занял папа Иннокентий 3.Получив обещание, что в случаеуспеха греческая церковь будет подчинена Риму, Иннокентий 3 способствовалразгрому Византии, пожертвовал освобождением  “гроба господня”
В 1204 г.крестоносцы штурмом взяли Константинополь. Целые кварталы былисожжены крестоносцами, мало дорожившими памятниками античного и византийскогоискусства. Бронзовые статуи крестоносцы использовали для чеканки монет. Вограблении города наряду с рыцарями активное участие принимали католическиеаббаты и монахи. Византийский историк писал:” Не было места, которого быне отыскали или которое могло бы доставить защиту старавшимся как-нибудьспастись”. Описание этих событий мы встречаем в  древне русскихлетописях. За падением столицы последовал захват большей части владенийВизантийской империи. Крестоносцы совершенно оставили план похода на Египет иосновали свое государство, которое было названо Латинская империя.
 
 
                    3.4 Латинская империя
Императором Латинской империи был избран один из вождей похода БалдуинФландский, который, впрочем не пользовался никакой властью.На Балканскомполуострове образовалось четыре важнейших “латинских” государства: Латинскаяимперия- со столицей в Константинополе, Фессалоникийское королевство, Ахейскоекняжество ( в Пелопоннесе) и Афинско-Фиванское герцогство.Каждое из них в своюочередь распалось на ряд графств сеньерий. Много территориальныхприобретений, весьма существенных для ее торгового могущества, сделалаВенеция.Она получила  часть Константинополя, ряд островов –Ионические, частьКикландских и Спорадских, а также юго-западную часть Пелопоннеса, Галлипол инекоторые земли в Албании. Вскоре венециацы приобрели и остров Крит.Послесоздания Латинской империи крестоносцам пришлось вести постоянную борьбу ссоседями-Болгарским  царством, возникшим во второй половине 12 в., и собразовавшимся  в Малой Азии двумя греческими государствами –Никейским иТрапезундской империей.
Латинская империя просуществовала недолго: при помощи генуэзцев, главныхторговых соперников Венеции, оказавших грекам помощь деньгами ифлотом, никейский император Михаил Палеолог овладел Константинополем (1261), иВизантийская империя быфла восстановлена.За латинскими рыцарями осталась лишьнекоторые владения в Средней и Южной Греции. Престол в Константинополе заняладинастия Палеологов. Но от тех ударов, которые ей нанес четвертый крестовыйпоход, Византийская империя уже не смогла оправиться.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4.Последниекрестовые походы. Упадок крестового движения
 
Последующиекрестовые походы ничего не изменили в сложившимся положении. С13 века пропаганда крестовых походов пошла на убыль. Последние крестовые походыуже не привлекали народные масса. Население которое раньше толпами устремлялосьна Восток, стало недоверчиво относиться к проповеди новых походов. Рыцари ужене рассчитывали на сколько-нибудь прочные захваты на Востоке. Крестьяне невидели в походах ничего, кроме неизбежной гибели. Толькона фоне страшных народных бедствий понятны так называемые “детские походы”.
Крестовыйпоход детей (1212). Пожалуй, самая трагическая из попыток возвратить СвятуюЗемлю. В религиозное движение, зародившееся во Франции и в Германии, быливовлечены тысячи крестьянских детей, которые были убеждены, что их невинность ивера свершат то, чего не смогли добиться взрослые силой оружия.
Религиозныйпыл подростков подогревали родители и приходские священники. Папа и высшеедуховенство противодействовали предприятию, но пресечь его не смогли. Несколькотысяч французских детей (возможно, до 30 000) под предводительством пастушкаЭтьена из Клуа близ Вандома (ему явился Христос и вручил письмо для передачикоролю) прибыли в Марсель, где их погрузили на корабли.
Двакорабля затонули во время шторма на Средиземном море, а остальные пять дошли доЕгипта, где судовладельцы продали детей в рабство. Тысячи немецких детей (пооценкам, до 20 тыс.), возглавляемые десятилетним Николасом из Кёльна, пешкомнаправились в Италию. При переходе через Альпы две трети отряда погибло отголода и холода, остальные дошли до Рима и Генуи. Власти отправили детей назад,и на обратном пути почти все они погибли.
  Имеетсяи другая версия этих событий. Согласно ей, французские дети и взрослые, воглаве которых стоял Этьен, первым делом прибыли в Париж и просили короляФилиппа II Августа снарядитькрестовый поход, однако королю удалось уговорить их разойтись по домам. Немецкиеже дети под началом Николаса дошли до Майнца, здесь некоторых уговориливернуться, но наиболее упорные продолжили путь в Италию. Часть прибыла вВенецию, другие в Геную, а небольшая группа дошла до Рима, где папа Иннокентийосвободил их от обета. Некоторые же дети объявились в Марселе. Как бы то нибыло, большая часть детей исчезла без следа. Возможно, в связи с этимисобытиями в Германии возникла знаменитая легенда о крысолове из Гаммельна.
Новейшиеисторические исследования ставят под сомнение как масштабы этого похода, так исам его факт в той версии, как он обычно преподносится. Высказываетсяпредположение, что под “Крестовым походом детей” на самом деле имеется в видудвижение собравшихся в крестовый поход бедняков (крепостных, батраков, поденщиков),потерпевших неудачу уже в Италии.
Последующих крестовых походов мы коснемся лишь в общих чертах:
5-йкрестовый поход (1217–1221). На 4-м Латеранском  соборе в 1215 папа Иннокентий IIIобъявил новый крестовый поход (иногда его рассматривают в качестве продолжения4-го похода, и тогда последующая нумерация смещается). Выступление былонамечено на 1217, его возглавили номинальный король Иерусалима ИоаннБриеннский, король Венгрии Андрей (Эндре) IIи др. В Палестине военные действия шли вяло, однако в 1218, когда прибыли новыеподкрепления из Европы, крестоносцы перенесли направление удара на Египет изахватили город Дамиетту, находившийся на берегу моря.
  Египетскийсултан предложил христианам уступить Иерусалим в обмен на Дамиетту, но папскийлегат Пелагий, ожидавший подхода с востока легендарного христианского “царяДавида”, не дал на это согласия. В 1221 крестоносцы предприняли неудачный штурмКаира, попали в тяжелое положение и были вынуждены сдать Дамиетту в обмен набеспрепятственное отступление.
6-йкрестовый поход (1228–1229). Этот крестовый поход, иногда его называют“дипломатическим”, возглавил Фридрих IIГогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы. Королю удалось избежать военныхдействий, путем переговоров он (в обмен на обещание оказать поддержку одной изсторон в межмусульманской борьбе) получил Иерусалим и полосу земель отИерусалима до Акры. В 1229 Фридрих короновался в Иерусалиме как король, но в1244 город был вновь завоеван мусульманами.
7-йкрестовый поход (1248–1250). Его возглавил французский король Людовик IXСвятой. Военная экспедиция, предпринятая против Египта, обернулась сокрушительным поражением. Крестоносцы взяли Дамиетту, но на пути к Каиру былинаголову разбиты, а сам Людовик попал в плен и вынужден был заплатить за своеосвобождение огромный выкуп.
8-йкрестовый поход (1270). Не вняв предостережениям советников, Людовик IXвновь пошел войной на арабов. На сей раз он направил удар на Тунис в СевернойАфрике. Крестоносцы оказались в Африке в самое жаркое время года и пережилиэпидемию чумы, погубившей самого короля (1270). С его смертью завершился этотпоход, ставший последней попыткой христиан освободить Святую Землю.
  Военные экспедиции христиан на Ближний Восток прекратились после того,как мусульмане взяли Акру в 1291. ХотяРимские Папы вплоть до XV в.и организовывали походы в Европе во имя истребленияЕресей, но это были лишь отголоски былого. Гроб Господень остался за“неверными". Великая битва,  длившаяся 200 лет завершилась. С господствомкрестоносцев было покончено раз и навсегда.
 Однаков Средние века понятие “крестовый поход” применялось к различного родарелигиозным войнам католиков против тех, кого они считали врагами истинной верыили церкви, эту веру воплощавшей, в том числе к   Реконкисте – продолжавшемусясемь столетий отвоеванию Пиренейскогополуострова у мусульман.
    
 
    Выводы:Последствия крестовых походов
Крестовые походы, как военно-религиозная акция в конечном итогезакончилась провалом.Крестоносцам, прежде всего предстояло решить политическуюзадачу при помощи оружия. Более конкрето –это захват новых территорий, ифактическое господство европейцев  на Востоке, с чем они, безусловно несправились. Но тем не менее, крестовые походы, представляют целый этап вразвитии западноевропейского общества и потому ценен для изучения. Как писализвестный историк Ф.И.Успенский:” Крестовые походы имеют не толькообщеисторический интерес, как выражение идей и настроения умов в известныйпериод средневековой истории. По своим мотивам, а равно по ближайшимпоследствиям, в особенности же по разнообразным и глубоким влияниям на взаимныеотношения Востока к Западу, крестовые походы не лишены специального значениядля истории восточноевропейских народов”.
       В сущности, четвертым крестовым походом заканчивается большоевоенно-колониальное движение на Восток. Чем объяснить остановку и конечнуюнеудачу всего этого движения, всколыхнувшего огромные массы и стоившие ЗападнойЕвропе неисцелимых жертв? Конечно, большую роль сыграло здесь политическоеобъединеие Востока под властью египетских султанов и усиление отпоракрестоносцам.
Но все же главной причиной были экономические и политические перемены вжизни Западной Европы.К 13 в. всюду в Европе наблюдается значительный ростпроизводственных сил.Улучшилась техника сельского хозяйства, всюдураспространяется техника  трехполье. Крестьян частично начали переводить наденежную форму феодальной ренты. Денежная рента открывала –по крайне мере длязажиточного крестьянства-возможностьповышения производительности своегохозяйства и возможность известного накопления.
Ко всему этому, необходимо добавить разделение труда между городом идеревней.Таким образом, Европа была в состоянии  прокормить болеемногочисленное население, и влияние стихийных катастроф несколько смягчилось.Одновременно произошел ряд важнейших    перемен в политической жизни Европы.Укрепилась королевская власть, подавлялась феодальная вольница, сокращалисьфеодальные усобицы.Феодалы сделались более оседлыми.Для голодного рыцарстваоткрылись более близкие  объекты для грабежа и захвата, прежде всегоПрибалтика. Обедневшие рыцари находили себе и другое применение –службу внаемных войсках королей.
Наконец, венецианцы, генуэзцы, провансальские и каталонские купцызаключали выгодные договоры с мусульманскими государями и не нуждались больше впомощи крестоносцев.
Словом, у всех общественных классов, принимавших участие в первыхкрестовых походах, к рассматриваемому периоду (этот рубеж наступил послечетвертого крестового похода, то чем уже говорилось) ослабел интерес к рискованнымзаморским предприятиям. Все выше изложенное и послужило причиной окончания  целойэпохи средневековья –эпохи крестовых походов. Теперь конкретизируем выводы: 
 Для Европыкрестовые походы означали прежде всего огромные человеческие жертвы, приотсутствии каких либо видимых территориальных приобретений ( последний оплоткрестоносцев-Кипр, был присоединен в15 в. к Венеции).Кто действительно,оказался в выигрыше, так это Венеция и Генуя. Венецианцы и Генуэзцы, несмотряна вытеснение, крестоносцев из Сирии и Палестины, остались господами всредиземноморской торговле. Генуя обосновалась в византийских владениях, создала ряд торговых факторий на берегах Черного моря. Венеция завязала тесныеотношения  с Египтом. За счет торговой монополии происходило громадноеобогащение. Спрос на шелка, пряности, жемчуг, которые итальянские купцы ввозилив Западную Европу, приносил сверхприбыли и стимулировал поиски новых, болеекоротких и безопасных путей на Восток. Все это способствовало зарождениюфинансовой аристократии, развитию банковского дела и созданию предпосылок длякапиталистических отношений.
Для церкви, крестовыепоходы означали в конечном итоге падение ее авторитета. Неслучайно, послечетвертого крестового похода ни феодалы, ни простой народ практически не реагировалина призывы пап.  4-й крестовый поход дискредитировал власть папы даже в лицетакого ее выдающегося представителя, как Иннокентий III. Деловые интересынередко оказывались выше религиозных соображений, заставляя крестоносцевпренебрегать папскими запретами и вступать в деловые и даже дружеские контактыс мусульманами.
Культура. Крестовыепоходы ознакомили Европу  с техникой и культурой Востока; впрочем не всегдавозможно определить каким образом культура восточных передавалась на Запад.Крестовые походы были  не единственным  путем общения между Востоком и Западом.Арабы многое передали Западу через свои владения в Сицилии и особенно черезКордовский халифат. Византийская империя была посредницей не только в торговле, но и в передаче достижений в культуре и техники. Поэтому трудно определить,чем обязана Европа именно крестоносному движению. Во всяком случае, в это времяЕвропа заимствует с Востока новые культуры- гречиху, рис, арбузы, лимоны и др.Есть предположение, что из Сирии были заимствованы ветряные мельницы.
Были заимствованы некоторые предметы вооружения, например арбалет,труба, барабан.
Еще сложнее вопрос о влиянии крестовых походов на общественную жизньЗападной Европы. Было бы ошибкой объяснять ими перемены в положении крестьян,развитие рыцарства как специфического института, развитие рыцарской литературы.Все эти явления развивались в европейском феодальном обществе и помимокрестовых походов. Но не подлежит сомнению, что именно  крестовые походыоказали немалое влияние на образ жизни и потребности господствующего класса.
Феодалы и крестьяне.Побывавшие на Востоке рыцари уже не довольствовались грубой домотканой одеждойи плохим вином, выжатым на своих виноградниках, не удовлетворялись своимитесными  замками. Потребности их теперь увеличились, а вместе с тем умножилисьспособы удовлетворения их благодаря росту товарооборота с Востоком, откудапривозились предметы роскоши, дорогие и редкие вина, а так же пряности, накоторые был большой спрос в высших классах европейского общества.
Для крестьян в первое время крестовые походы принесли известноеоблегчение. Феодалы, отправляясь в крестовые походы, нуждались в деньгам ипоэтому нередко шли на освобождение крестьян от личной зависимости  за плату.Крестьянам иногда удавалось на выгодных условиях выкупиться от господ или жеоблегчить свои повинности. Они пользовались  отсутствием феодалов дляоблегчения своего положения. Но это было лишь временное улучшение, за которымобычно следовало усиление давления на крестьян
                           Литература
 
1.    Заборов М.История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977
2.    Заборов М.Крестовые походы. М., 1956
3.    ЗаборовМ.А.Папство и захват Константинополя крестоносцами в начале 13 в.”Византийскийвременник”.1952.Т 5, стр 152-177
4.   “Хрестоматия по истории средних веков”.Под ред.Н.П.Грацианского и С.Д.Сказкина.Т1.М.1949, стр.305-352
5.   Куглер Б. История крестовых походов.Спб.1895.Т7, стр459.
6.   Егоров Д.Н.Крестовые походы.Ч.1-2.М.1953
7.    Заборов М.Введение в историографию крестовых походов (латинская хронография XI–XIII вв.). М.,1966
8.   Заборов М. Крестоносцы на Востоке. М., 1980
.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.