Петр Чачин
Сегоднянет в нашей стране семьи, которая не пользовалась бы телевизором,радиоприемником, магнитофоном или проигрывателем. Радиоэлектронная аппаратуракультурно-бытового назначения занимает очень большое место в жизни каждогочеловека.
Безвозвратноушли в прошлое времена, когда домашняя электроника относилась к разрядуроскоши. Используемые сегодня в быту радиоэлектронные приборы и устройства всечаще становятся предметом первой необходимости.
Представлениелюдей о предпочтительном ассортименте бытовой радиоэлектронной аппаратуры(БРЭА) менялись во времени. Если до Великой Отечественной войны пределоммечтаний многих граждан страны Советов было наличие радиоприемника илирадиоточки в семье, то после войны важным делом стало приобретение телевизора,потом магнитофона или проигрывателя. В 90-х годах речь пошла овидеомагнитофонах, средствах спутникового телевидения, электронных играх, ПК и т.д.
Вообще-топервым предметом БРЭА, вошедшим в дом, был телефонный аппарат. Однако в нашемсознании он очень долго воспринимался как оконечное устройство телефонной сети,как средство связи. И лишь в конце 70-х годов, когда телефоны стали свободнопродаваться в магазинах, этот стереотип начал разрушаться.
Радиостало входить в жизнь советских людей в начале 20-х годов прошлого века. В 1922г. приемная радиотелефонная сеть СССР насчитывала всего 316 приемников. В 1924г. СНК принял Постановление «О частных приемных радиостанциях»,ставшее важным шагом в развитии вещательной приемной сети и сыгравшееисключительную роль в развертывании радиолюбительского движения в стране.
Постановлениемразрешалось всем гражданам Советского Союза иметь собственную радиоприемнуюаппаратуру, изготовлять ее и использовать «для радиослушания». Трестзаводов слабого тока вскоре освоил производство детекторных приемников П2 иЛДВ7. Они позволяли принимать передачи на наушники в радиусе 50-100 км отрадиостанции.
Дляколлективного прослушивания радиопередач промышленность стала выпускатьламповые приемники типа «Радиолина», работавшие на громкоговоритель иосуществлявшие прием в радиусе нескольких сотен километров.
К1941 г. в стране работало свыше миллиона индивидуальных радиоприемников и около6 млн. проводных трансляционных точек. Число постоянных радиослушателейпревышало 30 млн. человек. Через пятнадцать лет после победы в ВеликойОтечественной войне в стране ежегодно производилось 6 млн. радиоприемников ирадиол 46 типов. Расширялась и сеть проводного вещания — его парк насчитывал 40млн. радиоточек.
Пробныепередачи механического телевидения по радио начались в Москве и Ленинграде в1931 г. С 1938 г. велись регулярные передачи с применением электронныхтелевизионных систем. В 1938-1939 гг. отечественная промышленность выпустиланебольшую партию телевизионных приемников типа ТК-1. Несколько позже былиразработаны телевизоры 17ТН-2 и 17ТН-3. Однако до серийного их выпуска дело недошло — началась война.
Первымипослевоенными телевизионными приемниками, разработанными и серийно выпущеннымирадиопромышленностью в 1948 г. были «Москвич Т-1» и «ЛенинградТ-1». В 1949 г. начался выпуск первого массового телевизора КВН-49. Он вразличных модификациях производился до 1960 г.
В1966 г. промышленность выпустила 4,3 млн. телевизоров, а парк телевизоров встране насчитывал 19 млн. штук.
Важныйэтап в производстве «бытовки» наступил в чуть позже, когда в конце1974 г. из Минрадиопрома (МРП) были выделены предприятия по производству системи средств связи, телевидения, радиовещания. аппаратуры магнитной записи и т. д.Они вошли в состав Министерства промышленности средств связи СССР (МПСС). Новоеведомство стало головным и по выпуску БРЭА в стране.
Длябольшинства предприятий отрасли, входившей в ВПК, БРЭА была второстепеннойпродукцией. Тем не менее выпуск бытовой аппаратуры четко планировался ипостоянно возрастал. Разработкой перспективной БРЭА, в особенностиунифицированных рядов аппаратуры, занимались головные НИИ и КБ по направлениямтехники.
Например,разработки телевизоров в отрасли возглавлял МНИТИ, приемно-усилительной техники- Всесоюзный НИИ радиовещательного приема и акустики (ВНИИРПА) в Ленинграде,магнитофонов — НПО «Маяк» в Киеве, телефонных аппаратов — НИИабонентской телефонной техники (НИИ АТТ) в Перми, технологическое оборудованиедля предприятий — ЦНИТИ и т. д.
Ихотя ставка делалась на выпуск изделий на основе унифицированных конструкций (внаибольшей степени это относилось к телевизорам), тем не менее изделияполучались совсем не одинакового качества. Спрос, скажем, на московские «Рубины»или воронежские «Рекорды» был заметно выше, чем на подобные жетелевизоры, выпущенные другими предприятиями. Здесь сказывался и уровеньтехнологий предприятия, и квалификации сотрудников заводского КБ и т. д.
Следуетотметить. что «бытовку» выпускали не только заводы МПСС, но ипредприятия ряда других ведомств. Например, марка «Радиотехника»принадлежала фирмам МРП, «Электроника» — МЭП и т. д.
Омасштабах выпуска БРЭА в стране свидетельствуют следующие цифры: в 1990 г.,накануне распада СССР, было произведено 11 млн. телевизоров, 12 млн.радиоприемников, магнитофонов — до 6 млн. штук. К тому моменту в распоряжениисоветских людей было 95 млн. телевизоров и 100 млн. радиоточек. С ассортиментомпродукции тоже стало лучше. Например, в 1986 г. в стране выпускалось 90 моделейтелевизоров, 250 моделей радиоприемной, усилительной и акустической аппаратуры,свыше 100 моделей магнитофонов.
Внастоящее время большая часть российских предприятий бывшего МПСС входит вструктуру Российского агентства по системам управления (РАСУ, www.rasu.gov.ru).С уменьшением оборонного заказа доля гражданской продукции этих предприятийзначительно возросла, увеличилось и число предприятий, пытавшихся в условияхэкономического кризиса освоить производство новых моделей бытовойрадиоэлектронной аппаратуры, однако несмотря на это выпуск БРЭА сильно снизилсяи доля отечественной бытовой техники на внутреннем рынке страны резко упала.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.computer-museum.ru/