Реферат по предмету "История"


Конституция Веймарской республики 1919 г. и её влияние на установление нацистской диктатуры в Германии

Содержание
Введение
Глава 1. История создания Веймарскойконституции
1.1 Социально-экономические условия вГермании и Ноябрьская революция
1.2 Разработка и принятие Конституции
Глава 2. Проблемы государственногоустройства, структура и важнейшие аспекты, данные в акте
2.1 Структура Конституции, основные особенности
2.2 Органы власти в Рейхе в соответствиис Конституцией
2.3 Основные права и обязанности немцев,изложенные в Конституции
Глава 3. Приход к властинационал-социалистической партии
3.1 Причины падения Веймарскойреспублики. Установление нацистской диктатуры
Заключение
Список литературы

/>
Введение
Сложившаяся в Германиив годы первой мировой войны военно-монархическая диктатура являлась нарушениемпринципов конституции 1871 года.
Важным фактором,определившим политическое развитие страны в этот период, стала возрастаниевлияния левых партий, среди которых особым радикализмом отличалась Независимаясоциал-демократическая партия Германии, которая откололась отсоциал-демократической партии. Крайне левые социал-демократы образовали группу«Спартак», члены которой выступали за реализацию в Германии большевистскойальтернативы государственно-политического развития. Они поддерживали тесныесвязи с Россией, испытывая сильное идеологическое влияние пришедших к властибольшевиков.
Осенью 1918 года Советыв Германии превратились в самостоятельное антимонархическое движение,поддержавшее требование широкой общественности об установлении в странереспубликанской формы правления. Республика рассматривалась в этот период какединственный эффективный механизм, способный оказать противодействиемилитаризму.
Актуальность выбранноймной темы в том, что история германского государства в период Веймарскойреспублики — временное пространство между первой и второй мировыми войнамимногим сходно с состоянием ряда постсоветских республик. Также как и Германия,СССР потерпел сокрушительное поражение в холодной войне. Также как и вГермании, произошёл слом старой государственной и правовой систем. Веймарскийпарламентарный строй существовал в условиях острого социально-политическогокризиса. С подобными проблемами столкнулись Россия и Украина. Помимо решениявнутренних проблем, этим странам, как и Германии в 1929-1933 гг., предстоитпережить приближающийся мировой экономический кризис. Для Германии Великаядепрессия закончилась тоталитаризмом. Веймарская конституция, провозгласивширокие политические права граждан, расширив компетенцию представительногооргана — рейхстага, оказалась неспособной обеспечить стабильность государственногоразвития и, используя правовые механизмы, защитить парламентарный стройгерманской республики от нацистов.
Трагедия Веймарскойреспублики, уничтоженной гитлеровцами в 1933г, указывает на необходимостьпристального изучения опыта функционирования законодательного органа в условияхпереходного времени, его роли в создании прочного законодательного фундаментастраны.
К настоящему временисущественно обогатилось научное знание о важных сторонах функционированияВеймарской республики. Так что можно сказать, что эта тема широко изученамногими авторами и коллективами авторов, но эта научная литература носитпреимущественно исторический характер. Специальные историко-юридическиеисследования по проблемам Веймарского государства 1919-1933 гг. единичны: историкиправа и государства пристально изучают период бисмарковской Германии инацистского «Третьего Рейха». Абсолютно не разработанной является проблемадеятельности и роли рейхстага как органа, в законодательно-нормативномотношении регулировавшего экономическое и социально-политическое развитиеВеймарской республики.
Целью настоящейкурсовой работы является всестороннее исследование структуры, содержания изначения конституции Веймарской республики.
Исходя из поставленнойцели, я наметила следующие задачи:
· Выяснениепредпосылок принятия Веймарской конституции, оценка её основных характеристик иобъёма законодательных полномочий рейхстага.
· Рассмотрениеправовых основ организации и деятельности государственных институтов власти вВеймарской республике.
· Оценкапричин падения Веймарской республики
Хронологическиерамки исследования определены временем существования Веймарской республики — возникшая в результате поражения в первой мировой войне, она потерпела крушениес назначением Гитлера рейхсканцлером Германии, которое последовало 30 января1933 года.
Даннаяработа состоит из введения, трех глав, шести пунктов, заключения ибиблиографического списка.
Перваяглава посвящена истории создания Веймарской конституции, во второй главе ярассматриваю проблемы государственного устройства, структуру и важнейшиеаспекты, данные в акте, в третьей главе описаны конкретные причины паденияВеймарской республики.
Вкачестве методов исследования мной были выбраны общие методы:сравнительно-правовой, историко-сравнительный, а также анализа документов.

Глава 1. Историясоздания Веймарской конституции
1.1 Социально-экономическиеусловия в Германии и Ноябрьская революция
ВозникновениеВеймарской республики непосредственно связано с той экстремальной ситуацией,которая сложилась в конце первой мировой войны и Ноябрьской 1918 годареволюцией в Германии.
Республика родилась ватмосфере безнадёжного военного положения Германии к концу лета 1918 г. иотчасти (в представлении народа) явилась реакцией на неспособностьправительства победоносно завершить войну. Фактически Веймарская конституциязафиксировала то, что давно стояло в повестке дня кайзеровской Германии, аименно: осуществить трансформацию государства в буржуазную республику.[1]
В ряду революционныхсобытий в Европе, после Октябрьской революции в России, Ноябрьскаябуржуазно-демократическая революция 1918 года занимает особое место. Германскаяреволюция носила массовый, народный характер. В нее были вовлечены почти всесоциальные слои Германии. Это был мощный взрыв народного негодования противсамой войны и тех реакционно-милитаристских сил, которые развязали и продолжалиее до полного поражения германской армии. Война приносила все новые бедствиянемецкому народу. Она стоила Германии 2,5 млн. убитых немцев, сотен тысячпропавших без вести, 4,5 млн. раненых и инвалидов, привела к разрухе впромышленности, сокращению посевных площадей, падению урожаев, к голоду,ставшему следствием экономической блокады. Озлобление против правительства быловсеобщим. Верхи уже не могли управлять страной по-старому. Между германскимнародом и полностью дискредитировавшей себя правящей элитой образоваласьпропасть.
В условияхнадвигающегося к осени 1918 года полного военного и политического поражения вГермании до крайности обострился клубок социальных противоречий, свойственныхкайзеровской империи, в которой бурное развитие капитализма сочеталось ссохранением полуфеодального землевладения в деревне, полуабсолютистский режим — с утвердившимися формами буржуазного парламентаризма.
Леворадикальные силысвязывали будущее Германии с ликвидацией буржуазных порядков в ходепобедоносной социалистической революции в союзе с Советской Россией. Этилозунги, однако, не разделялись не только большинством немецкого народа, но ибольшинством рабочего класса Германии, находившимся под стойким влияниемреформистской социал-демократической идеологии. Коммунистическая пробольшевистскаяпартия Германии, сформировавшаяся в декабре 1918 года на основе «СоюзаСпартака», не опиралась на сколько-нибудь значительную социальную базу. Она несмогла предложить рабочим, средним слоям, крестьянству собственной широкойдемократической программы выхода из тяжелейшего социального кризиса.
Доминирующие требованияи лозунги Ноябрьской революции: прекращение войны, уничтожение монархии,создание демократической парламентской республики, устранение политическогогосподства воинствующих кругов крупной буржуазии, ликвидация полуфеодальногопомещичьего землевладения, закрепление социальных прав трудящихся, — невыходили за буржуазно-демократические рамки.
Революция в Германии небыла единовременным событием. Ее преддверием стала волна политических стачек идемонстраций летом 1918 года с требованием мира, демократии и улучшенияжизненных условий немецкого народа, началом — восстание моряков в Киле 4 ноября1918 года, в ходе которого и были созданы первые рабочие и солдатские Советы.Затем революция, с той или иной мерой интенсивности, стала распространяться повсей стране. Но уже в январе 1919 года контрреволюция, опираясь насохранившийся кайзеровский государственный аппарат, генералитет, офицерствостарой армии, на создаваемые по всей стране добровольческие отряды, в которыешироко вовлекались представители средних слоев и крестьянства, не разделявшихлеворадикальных требований восставших, перешла к ее вооруженному подавлению.Выступление рабочих в Берлине было жестоко подавлено, разгромлен штаб немецкихкоммунистов, зверски убиты основатели Коммунистической партии Германии КарлЛибкнехт и Роза Люксембург.
Локальные революционныевыступления продолжались вплоть до 1921 года, но они носили разрозненныйхарактер. Их своеобразной кульминацией стало установление пролетарской власти вБаварии. В апреле 1919 года здесь была провозглашена Советская республика,избран Комитет действия из 15 человек во главе с коммунистами, созданы комиссиидля проведения революционных преобразований в экономике, начата национализациябанков, создана Красная гвардия и Красная армия. Республика пала в начале мая,не просуществовав и одного месяца. К этому времени в Германии были подавленыпоследние революционные очаги.
Главными завоеваниямиреволюции были выход Германии из войны, крах кайзеровской империиГогенцоллернов, а вместе с ней и ликвидация еще двух десятков германскихполуабсолютистских монархий, установление демократической формы правления,парламентской Веймарской республики, закрепление широкого перечня политическихи социальных прав и свобод германского народа: всеобщего избирательного права, свободыслова, собраний, союзов, 8-часового рабочего дня, права на организациюпрофсоюзов, коллективный договор, отмена реакционных законов о кабальных формахэксплуатации крестьян, ликвидация крупного феодального землевладения и пр. Всилу ряда объективных и субъективных факторов, Ноябрьская революция в Германиине уничтожила кайзеровский бюрократический государственный аппарат.

1.2 Разработка ипринятие Конституции
СодержаниеКонституции было обусловлено не только столкновениями интересов и соглашениями различныхсоциально-политических сил в Национальном собрании, но и теми кардинальнымисоциальными и политическими изменениями, которые произошли в Германии впереломный период ее истории — с ноября 1918 г. по июнь 1919 г. Первый важныйшаг на пути политического компромисса был сделан еще 15 декабря 1918 г., когдаГуго Прейс, профессор публичного права в Берлинской торговой школе, известныйеще кайзеровской Германии как «левейший государствовед» и видныйдеятель Национально-либеральной партии, получил назначение на постГосударственного секретаря Министерства внутренних дел вместе с предложениемсоставить проект новой конституции[2]. Проектконституции был составлен в рекордные сроки – а именно в течение несколькихдней. Этот проект был сделан на основе разработанного им ранее по собственнойинициативе проекта и после доработки, в которой участвовал в качествепредставителя правительства М. Вебер, был направлен в СНУ под названием«Проект будущей конституции (общая часть)». Предварительный проектконституции состоял из небольшого (по сравнению с конституциями других стран)количества статей, а именно из 68. Содержал он всего три раздела: «Империяи свободные германские государства», «Рейхстаг», «Имперскийпрезидент и имперское правительство». Так в чем же заключался«Предварительный проект конституции»? В нем конструировалась модельпарламентской республики с двумя взаимодействующими и сдерживающими друг другацентрами государственной власти: рейхстагом и президентом. Основные права исвободы не были подробно прописаны в проекте и были представлены лишь статьямио свободе совести, о равенстве всех немцев перед законом и о защитенациональных меньшинств. Составитель стремился избежать длительных дебатов поэтому поводу в Национальном собрании, способных увести в небытие сам проект,как это имело место во Франкфурте-на-Майне в 1848 г.
Такили иначе, проект был отдан на рассмотрение. Итак, в январе 1919 г. проектконституции был передан в СНУ. (Замечу, что СНУ – это абвиатура, котораяобозначает Совет Народных Уполномоченных. СНУ взял на себя полномочия временного«политического кабинета» А возглавили его социал-демократы Ф. Эберт и Г.Гаазе.).Члены СНУ _ (в частности Эберт) потребовали большего выявления демократическогохарактера в конституции, за счет прежде всего включения широкого перечня прав исвобод. Результатом последующей полугодовой работы над проектом конституции(включая дебаты в Национальном собрании) стал новый его вариант, составленныйиз двух частей: «Строение и задачи империи» и «Основные права иобязанности немцев».
Надосказать, что вариант следующего проекта конституции отличался от конституцийдругих стран, в которых на первом месте стоял перечень прав и свобод граждан.Отход от традиционной структуры европейских конституций, в которых на первомместе был перечень прав и свобод, не был случайным. Г. Прейс и его коллеги поКонституционному комитету считали, что «сначала должно быть государство,которое могло бы защитить основные права». Этот лозунг в значительной мереотражал наибольшую часть требований, которые поставил СНУ перед составителямиконституции. Итак, на первом месте государство, а уже потом права гражданина.
Ивот, в июле 1919 года Конституция была принята Национальным собранием.Веймарская конституция разительно отличалась от Конституции 1871 г.Принципиально новые правовые концепции, по сравнению с Конституцией 1871 г.,нашли отражение в ее преамбуле. Это — принцип «народного единства» и «народногосуверенитета», а также принципы «свободы» и «социальнойсправедливости». Провозглашением «народного суверенитета»разрушалась династийная традиция государственной власти, так как ее носителямистановились выборные на основе всеобщего избирательного права рейхстаг ипрезидент.

Глава 2. Проблемыгосударственного устройства, структура и важнейшие аспекты, данные в акте
2.1 Структура Конституции,основные аспекты и положения
Всоответствии с традициями конституционного права Германии Веймарскаяконституция состояла из двух частей. Конституция устанавливала органы имперскойгосударственной власти и их полномочия по отношению друг к другу. Вторая частьконституционных норм регулировала отношения между государством и гражданами. Вотличие от Имперской конституции Бисмарка 1871 года Веймарская конституцияустанавливала во второй части обширный перечень основных конституционных прав исвобод. А также она разграничивала во внешних отношениях полномочия империи ивходящих в её состав земель (бывших союзных государств кайзеровской империи).
Германскаяимперия провозглашалась республикой с федеративной формой государственногоустройства, которая имела весьма специфический характер. Веймарская конституцияотвергала формулу старой Конституции 1871 г. о «союзе династий»,способствовавшую раздробленности, засилию юнкерства на местах, обнаруживаяявную склонность к унитаризму. Бывшие «союзные государства» получилиназвание земель, а своеобразная верхняя палата имперского парламента быланазвана не бундесратом (Союзным советом), а рейхсратом (Имперским советом).[3]
Землиимели свои законодательные органы — ландтаги и свои конституции, которые должныбыли закрепить, согласно ст. 17 Веймарской конституции, республиканскую формуправления и всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.
Непосредственноимперской Конституцией определялся и правовой статус членов ландтагов (ст.36—39)[4].
Праваземель были значительно ограничены в области законодательства и в финансовойсфере. В ст. 6—12 Конституции предусматривался сложный порядок распределениязаконодательных прав между империей и землями, основанный на главном принципе —имперское право имеет преимущество перед правом земель (ст. 15).
Рядсфер общественной жизни — внешние отношения, гражданство, таможенное, почтовоеи телеграфное дело, устройство обороны и другие — регулировался исключительнозаконодательством империи (ст. 6). Гражданское, уголовное право,судопроизводство, печать, союзы, собрания, торговля, промышленность, горноедело и др. — были отнесены преимущественно к законодательству империи (ст. 7).Земли сохраняли законодательную власть по этим вопросам до тех пор и в тоймере, в какой империя не пользовалась своими законодательными правами. В этомслучае земельный закон находился под угрозой его отмены. Согласно ст. 13,«при возникновении сомнений и различий во взглядах» по закону,принятому в отдельной земле, империя имела право с помощью Имперской судебнойпалаты отменить его на основании главного постулата, что «имперское правоимеет перевес над правом земельным».
Крометого, империя могла издавать законы «по необходимости», например вобласти охраны общественного порядка и безопасности, и устанавливать основныеположения законов (положения о «принципах законов»), разрабатываемыхв землях, касающихся религиозных обществ, школьного дела, земельного права ипр. Эти общие принципы законодательства имели обязательный характер для земель,если речь шла об отделении церкви от государства (ст. 138 (1)), об«основах» служебных отношений чиновников, предписывающих, вчастности, устранение всех ограничений, касающихся чиновников-женщин (ст. 123).Ни законодательные, ни исполнительные органы земель не имели права отходить отэтих принципиальных установок центра.
Притаком распределении законодательных полномочий между империей и землямипоследним оставалось право самостоятельно законодательствовать только помалозначительному кругу местных вопросов: о местных налогах, о санитарнойслужбе, дорогах и пр.
Империипринадлежало право не только определять размеры и порядок поступлений доходов вимперскую казну, но и вмешиваться в вопросы налогового обложения отдельныхземель, издавать законы, устанавливающие принципы «допустимости и способывзимания в землях налогов» (ст. 11). Попытки несколько смягчить финансовыйдиктат центра были предприняты в 1923 г., когда был принят Закон «Офинансовом выравнивании», который имел, в силу недостаточной егоразработанности, весьма малый эффект. Более того, согласно ст. 18 Конституции,территориальные изменения или создание новых земель могли быть осуществленытолько путем принятия «имперского закона», и лишь «повозможности» сообразуясь с волей населения самих земель.
Значительнобольший объем полномочий сохранялся у земель в административной сфере, так какза органами земель Конституцией закреплялось право приводить в исполнениеимперский закон, если «имперский закон не постановил иначе» (ст. 14).Но при этом за империей сохранялось право административного надзора за органамиземель. В новой Конституции, как и в старой 1871 г., было предусмотрено правоимперской «экзекуции» (ст. 48).
Извышесказанного довольно отчетливо видно, что правящая верхушка пыталасьукрепить центральную власть. Взять хотя бы постулат принятой конституции: «имперскоеправо имеет перевес над правом земельным»… Проявившееся в этих положенияхособое стремление укрепить центральную власть стало ответом напартикуляристские настроения в землях, усилившиеся во времена революции. Поубеждению членов Национального собрания, Конституция должна быласоответствовать тому идеалу действительно единого, сильного государства,которое способно было вывести страну из глубочайшего внутри- ивнешнеполитического кризиса.
Всоответствии с конституционным принципом народного суверенитета рейхстагу какоргану народного представительства, избираемому всеобщим голосованием,отводилось в Конституции формально первое место. За ним закреплялась высшаязаконодательная власть, в том числе и право изменять Конституцию (для принятияпростых законов требовалось большинство, а для конституционных поправок —квалифицированное большинство голосов членов рейхстага), а также вотироватьбюджет. Эти права, однако, ограничивались другими конституционными органами: рейхсратоми президентом.
2.2Органы власти в Рейхе в соответствии с Конституцией
«Рейхсрат,подобно бывшему бундесрату, формировался из представителей правительствотдельных земель. Чтобы избежать доминирующего положения Пруссии в рейхсрате,распределение голосов в нем строилось по иному принципу, чем в Конституции 1871г. Каждая земля должна была иметь один голос плюс к этому дополнительную суммуголосов, из расчета 1 голос на каждые 70 тыс. избирателей, но ни одна из них немогла иметь более 2/5 всех голосов, т.е. обладать абсолютным большинством,которое требовалось для изменения Конституции. Более того, согласно ст. 63Конституции, половина из 26 прусских голосов (всего рейхсрат состоял из 66представителей земель) передавалась непосредственно прусским провинциям»[5].Формально рейхсрат не обладал законодательными полномочиями, но, вотируябюджет, рейхстаг не мог без согласия рейхсрата повышать его расходную часть иливключать новые статьи расходов.
Рейхсратупринадлежало право отлагательного вето в отношении законов, принятых врейхстаге (ст. 74), «опрокинуть» которое он мог только с помощьювторичного рассмотрения и нового утверждения законопроекта квалифицированнымбольшинством голосов. Законодательная инициатива принадлежала членам рейхстагаи имперскому правительству, но правительственный законопроект нуждался водобрении рейхсрата.
Рейхсрат,наряду с рейхстагом, обладал правом решения вопроса об изменении или внесениипоправок в Конституцию. Не принятый во внимание протест рейхсрата противпостановления рейхстага о поправках в Конституцию мог служить поводом дляреферендума, «если рейхсрат в течение двух недель потребует народногоголосования» (ст. 76 п. 2).
Особоеместо в конституционном механизме отводилось президенту республики, решающеезначение которого определялось его всенародным избранием, длительным срокомнахождения у власти (7 лет), правом переизбрания на новый срок. Ему каквнепартийному «арбитру» и отводилась главная роль в установлении наоснове консенсуса политической стабильности в стране. Независимый отпарламентского большинства, президент должен был противостоять«парламентскому абсолютизму», которого так боялись левые партии. Вэтой роли президент наделялся и правом отменить закон, принятый рейхстагом, спомощью референдума (ст. 73).
Нарядус правами главы государства президент имел широкиеисполнительно-распорядительные полномочия. Он назначал и увольнял рейхсканцлераимперии, и по его предложению, имперских министров (ст. 53), всех высшихдолжностных лиц империи (имперских чиновников и офицеров) (ст. 46), являлсяверховным главнокомандующим (ст. 47), представителем империи в международныхделах (в качестве такового ему предоставлялось право заключать от имени империисоюзы и иные договоры с иностранными государствами, аккредитовать и приниматьпослов (ст. 45); он имел право помилования в пределах империи (ст. 49). Особоеместо в Конституции занимала вышеуказанная ст. 48 о чрезвычайных полномочияхпрезидента, названная впоследствии статьей о «президентскойдиктатуре». На основании этой статьи президент имел право с помощьювооруженной силы принудить любую землю «выполнять обязанности, возложенныена нее Конституцией или имперским законом», а также принимать меры вслучае «серьезного нарушения общественной безопасности и порядка» идиугрозы такого нарушения. При этом он мог полностью или частично приостановитьдействие статей об основных правах немцев.
Президенти рейхстаг обладали, по Конституции, формально равнозначными рычагамивоздействия друг на друга, призванными обеспечить баланс в системе государственныхорганов.
Правительствоназначалось президентом в принципе без учета парламентского большинства, нонуждалось в доверии рейхстага (ст. 54). Каждый член правительства должен былуйти в отставку в случае выражения ему недоверия. Сам президент перед рейхстагомне отвечал, но на правительство по правилу контрасигнатуры переходилаответственность за все приказы и распоряжения президента, в том числе и вотношении вооруженных сил, так как они должны были скрепляться подписьюрейхсканцлера или соответствующего министра. По ст. 25 Конституции, упрезидента было такое эффективное средство воздействия на рейхстаг, как правоего роспуска, но не более «одного раза по одному поводу».
Президентже, согласно ст. 43, по предложению рейхстага также мог быть смещен со своегопоста народным голосованием. Рейхстаг до окончательного решения референдумадолжен был вынести постановление 2/3 голосов своих членов об отстранениипрезидента от должности. Отклонение на референдуме постановления рейхстагасчиталось переизбранием президента и влекло за собой роспуск рейхстага.
«Статьей59Конституции предусматривалось и некое подобие крайне сложной процедурыимпичмента, требующей предъявления обвинения президенту, рейхсканцлеру илиминистру в «преступном нарушении Конституции или имперского закона»не менее чем 100 членами рейхстага. При поддержке этого решения большинствомчленов рейхстага в 2/3 голосов обвинение должно было рассматриватьсяГосударственным судом Германской империи»[6].
Большоечисло членов Национального собрания отводило референдуму, как непосредственной (следовательно,«истинной») форме демократии, особую роль преграды диктату партийногобольшинства в рейхстаге. Если, например, против принятого рейхстагом законавыступала по крайней мере 1/3 его членов и по этой причине его опубликованиебыло отсрочено президентом, то закон по требованию 1/12 имеющих право голосаграждан должен был быть также поставлен на народное голосование. Народноеголосование могло проводиться даже «по поводу бюджета, налоговых законов иоплаты служащих», но только по решению президента (ст. 73 п. 4). Болеетого, 1/10 имеющих право голоса граждан предоставлялось право законодательнойинициативы, но с предварительно «разработанным законопроектом».
Наделяяпрезидента, как гаранта демократии, огромными полномочиями, парламентариипросмотрели опасность ослабления рейхстага, того обстоятельства, чтопрезидентская чрезвычайная власть может оказаться в руках человека, которыйиспользует ее отнюдь не в народных интересах. История Германии нашла скороеподтверждение и этому обстоятельству.
2.3Основные права и обязанности немцев, изложенные в Конституции
Второйраздел Конституции посвящен «Основным правам и обязанностям немцев»,где наряду с широким перечнем политических и гражданских прав и свобод,детализированных теми или иными правовыми гарантиями, закреплялся и рядпринципиально новых социальных прав.
Перваяглава этого раздела — «Отдельная личность» начинается спровозглашения равенства всех перед законом, при этом особенно подчеркивалосьравенство мужчин и женщин «в правах и обязанностях» (ст. 109).Свобода выбора профессии и свобода передвижения, закрепленные далее,сопровождались правом эмигрировать за границу. Принцип равенства трактовался ив смысле равенства «инакоязычных частей населения империи.Неприкосновенность личности и жилища (ст. 115), тайна переписки (ст. 117),свобода слова (ст. 118) сопровождались провозглашением таких правовых гарантий,как предоставление возможности немедленного опротестования ареста, запрещениецензуры и пр. Все эти права дополнялись, однако, не только провозглашениемгарантий, но и традиционной формулой об исключениях, „допускаемых наосновании закона“.
Вторыми важным вопросом, который регламентировала конституция, была сфераобщественной жизни. Общественная жизнь по конституции включала в себя семейноеправо, избирательное и частично гражданское. Можно сказать, что эта частьконституции в большей степени уделяла внимание регулированию отношений междуобществом и государством. Также именно в этой части хорошо прослеживаетсяпопытка бюрократизации общества. Так, например, «чиновники назначалисьпожизненно, поскольку в законе не установлено иного» в дальнейшем этообеспечило стремительное разрастание и укрепление бюрократического аппарата.
Всегодве статьи во втором отделе посвящены брачно-семейным отношениям. «Брак, какоснова семейной жизни и сохранения и размножения нации, стоит под особымпокровительством Конституции. Он основан на равноправии обоих полов». Следующаястатья касалась детей рожденных вне брака « Для внебрачных детейзаконодательство должно создать такие же условия физического, духовного иобщественного развития, как и для детей, родившихся в браке».
Однимиз актуальных вопросов, которые регламентировала Конституция, касалась религиии религиозных обществ. Для страны, в которой религия была значимой сферойобщественной жизни, этот вопрос был актуальным. Отныне «государственной церквине было». Веймарская конституция, (Ст.137). Все граждане были свободны в выборерелигиозных убеждений. Государство не вмешивалось в дела религиозных обществ, атакже поощряло их деятельность.[7]
Глава4 – «Просвещение и школа», в котором закреплялась обязательность всеобщегошкольного и университетского обучения. Вся система образования находится подохраной государства. При этом основой для приема ребенка в определенную школудолжно было служить призвание и дарование, а не имущественное положение егородителей. Для обучения детей малообеспеченных семей в средних и высших школахпредусматривалось выделение специальных общественных пособий (ст. 146, п. 3).Следующий и последний отдел конституции посвящен хозяйственной жизни. В этойчасти конституции, прежде всего государство гарантирует хозяйственную свободуличности. Государство охраняет хозяйственную собственность. В этом отделеКонституции можно разглядеть некоторое противоречие в вопросе частнойсобственности. Сохранив незыблемость частной собственности, Конституцияодновременно объявила, что «собственность обязывает» и что пользование еюдолжно быть и «служением общему благу», Ст153. а потому в случае необходимостиотдельные предприятия и даже целые отрасли промышленности могут бытьсоциализированы. Рабочие и служащие получают для защиты своих социальных ихозяйственных интересов законное представительство в виде рабочих советовпредприятий, а также окружных рабочих советов для отдельных хозяйственныхотраслей и имперского рабочего совета.
Рабочиеи служащие получают для защиты своих социальных и хозяйственных интересовзаконное представительство в виде рабочих советов предприятий, а также окружныхрабочих советов для отдельных хозяйственных отраслей и имперского рабочегосовета.
Конституциявозлагала на государство обязанность всемерно поддерживать развитиепредпринимательства, поддерживая при этом „средний класс“ (поощрятьего путем законодательства „в сельском хозяйстве, промысловой и торговойдеятельности“ (ст. 164, п. 1)), содействовать включению „в общеехозяйственное дело“ промысловых и кооперативных товариществ, обеспечивать»хозяйственную свободу отдельной личности" (ст. 151, п. 1), свободудоговоров в хозяйственном обороте (ст. 152, п. 1), пресекать ростовщичество (ст.152, п. 2).
Вст. 156 (п. 1, 2) говорилось о «возможности принудительного отчуждения безвознаграждения» и передаче в общественное управление «частныхпредприятий, пригодных для обобществления», о праве государства, «вслучае настоятельной надобности», проводить объединение хозяйственныхпредприятий для общественных целей (ст. 156, п. 2). Предусмотренное ст. 156 правонационализации собственности не было использовано даже в отношении капиталовИмперского банка Германии. Более того, закон 1922 г. об Имперском банке лишилканцлера его былых полномочий в отношении банка, который остался под контролемимперии, но руководство им было передано полностью Совету директоров.
Проанализироваввторую часть Конституции, посвященную правам и обязанностям граждан, я пришла квыводу, что в данном вопросе разработчики, прежде всего, отстаивали принципдемократизма. Для них первоочередной задачей, было, наделит граждан правами исвободами, многих из которых у них не было до установления Веймарскойреспублики. На тот период времени не одна Конституция не регламентировала стольширокий круг прав и свобод. Веймарскому правительству в полной мере удалосьсправиться с задачами, которые стояли перед ними в тот не легкий период историиГермании.
Глава 3. Приход квласти национал-социалистической партии
3.1 Причины паденияВеймарской республики. Установление нацистской диктатуры
германия социалистический нацистский диктатура
Какуже отмечалось в начале, Веймарская Конституция заботилась прежде всего озащите государства. Достаточно вспомнить догмат «сначала должно бытьгосударство, которое могло бы защитить основные права».
ЕслиВеймарская конституция закрепляла существенные элементы либеральной концепциизащиты государства, возникает вопрос о том, почему республика погибла — несмотря на это или, может быть, даже из-за этого. Или, может быть, сыгралисвою роль факторы, о которых либералы домартовского[8]периода вообще еще не задумывались?
Поражение Веймарскойреспублики невозможно объяснить каким-то одним обстоятельством:институциональными недостатками Веймарской конституции, мировым экономическимкризисом конца 20-х — начала 30-х годов, нищетой и массовой безработицей,способствовавших расширению электоральной базы национал-социалистов, либоотсутствием демократических преобразований в органах юстиции, управления и вармии. Вину за поражение первой демократии в Германии не стоит также возлагатьисключительно на отдельных политиков, не обладавших необходимыми личностнымикачествами. Решающей причиной не может быть и харизматическая привлекательностьобраза фюрера: к концу 1932 — началу 1933 года Гитлер и национал-социалисты ужепрошли пик любви избирателей. Крах Веймарской республики — результатпересечения целого комплекса причин.
До последнего моментапереход Германии к диктатуре не был неизбежностью. Большинству главныхдействующих лиц, участвовавших в последней фазе Веймарской республики, историкидают преимущественно нелестные характеристики. Некоторых из них ослепиличестолюбие и самонадеянность, другие проложили дорогу Гитлеру в силу своейполитической близорукости. Но и приверженцы республики не представлялидостойной альтернативы.
После назначенияГитлера на пост рейхсканцлера демократические партии не смогли выработать общейрешительной программы действий, даже партии центра подумывали о коалиции сНСДАП. Курт фон Шлейхер не смог представить рейхспрезиденту достойнойальтернативы отложенным в нарушение конституции выборам в рейхстаг. Егоправительство таким образом получило возможность продолжить свою работунесмотря на полученный вотум недоверия. Этот вотум недоверия можно былопроигнорировать, указав на неспособность парламента, вынесшего его, создатьправительственную коалицию, и тем самым обусловить возможность сменыправительства конструктивным вотумом недоверия, хотя Веймарская республика егои не предусматривала. Концепция конструктивного вотума недоверия быларазработана ещё в 1927 году, и соответствующая аргументация для рейхспрезидентаГинденбурга была подготовлена Шлейхеру его советниками.
К моменту назначенияГитлера рейхсканцлером его партия после нескольких попыток добиться власти,закончившихся неудачей, находилась в глубоком внутреннем кризисе. То, чтонационал-социалисты пропагандистски называли «захватом власти», скорее было еёпередачей в самый последний момент в результате определённого стеченияобстоятельств.
Велькер,наверное, прокомментировал бы такую конструкцию так: конституциянесбалансированна, демократический элемент чрезмерно силен, равновесие властейнарушено.
«Средства защиты,которые оставались в распоряжении тающего числа демократов и «разумныхреспубликанцев», были скромными. Конституция не содержала особо защищенногонормативного ядра, все ее положения отдавались на усмотрение законодателя. Онагарантировала свободу деятельности всем политическим силам при условии, что онипреследуют свои цели мирными средствами. Таким образом, защитой пользовалисьтакже легально действующие силы, стремившиеся к устранению демократическогостроя»[9]. Рихард Тома, одиниз известнейших толкователей конституции, заявлял по этому поводу в своемофициальном комментарии к имперской конституции: «Конечно, демагоги могутупотребить эту свободу во зло — но иначе какая это была бы свобода? С точкизрения демократизма и либерализма, из которого должно исходить толкование,невозможно считать государственным переворотом или бунтом то, чего легальнозахочет и о чем примет решение явное и несомненное большинство народа — дажеесли это перевернет основы теперешней конституции!» Ведущие толкователиконституции преклонялись перед релятивистским пониманием демократии. Демократиясчиталась прежде всего системой формальных правил, в соответствии с которымисуществующий строй можно было бы мирным путем изменять в любом желаемомнаправлении. Это был сознательный отход от основ монархическогоадминистративного государства с его принципом «надпартийности».Защита Веймарской республики считала всех участников политической борьбы впринципе равноправными, покуда они соблюдают ее правила и не прибегают кнасильственным средствам. Применение методов административного государствасчиталось абсолютно нежелательным. Гитлер довел этот подход до абсурда, защищаяв открытом письме рейхсканцлеру Брюнингу свое право на легальную трансформациюсистемы: «Вы как „государственный деятель“ отказываетесьпризнать, что если мы легальным путем придем к власти, то тогда мы можемпокончить с легальностью. Господин рейхсканцлер, основополагающий тезисдемократии гласит: „Вся власть исходит от народа“. Конституцияопределяет, каким образом концепция, идея и тем самым организация можетполучить от народа право на осуществление своих целей. Но в конечном счетеконституцию определяет народ.»
Тоталитарныедвижения быстро приспособились к условиям борьбы в Веймарском государстве, гделиберально-демократическая система защиты государства была направлена противпропаганды и применения насилия и не предлагала эффективных инструментов защитыот легально действовавших врагов конституции.
Итак,легальная тактика экстремистских партий попала после начала мировогоэкономического кризиса на плодородную почву и привела в конце концов к национал-социалистическойдиктатуре.
Социальныйисторик Детлеф Й. Пойкерт приводит «четыре разрушительных процесса», каждый изкоторых по отдельности по его мнению мог сломить Веймарскую республику:Антидемократическое мышление, Структурные слабости политического строя /правительства, Версальский договор, Экономический кризис, Раскол рабочегодвижения.

Заключение
Веймарская конституция- документ, обладающий непреходящей историко-правовой значимостью не только дляГермании, но и для Европы в целом. Созданная в трудных социально-политических иэкономических условиях жизни германского государства после 1918 года, она,вместе с тем, отражала правовые реалии не только Германии. Проблемыдемократизации оказались весьма актуальными для всех стран послевоенной Европы.Веймарская конституция стала одной из первых и, на наш взгляд, самых удачныхпопыток решения проблем демократии конституционным путем.
Конституция определялаглавенство народного представительства, рейхстага, среди верховных органовгосударственной власти. Она подчеркивала, что рейхстаг выбирается путемвсеобщего народного голосования. Согласно конституции, имперское правительство,нуждалось в своей деятельности в вотуме недоверия со стороны большинства членоврейхстага. Президент избирался всем немецким народом. Право быть избраннымпредоставлялось немцу, которому исполнилось тридцать пять лет.
Конституциядекларировала независимость судей, их подчиненность закону.
Однако независимостьсудебной власти было фикцией, как и утверждение о «народовластии». Фактическинесменяемость судей означала не что иное, как конституционное закрепление ихбесконтрольности и безответственности перед народом.
Конституцияпредусматривала образование государственной палаты, в обязанности которойвходило рассмотрение жалоб против представителей высшей политической власти,включая президента. Однако и это положение конституции не было реализовано напрактике, поскольку право проверки «конституционности» законов, принятыхрейхстагом, взял себе имперский суд в Лейпциге, превратившийся со временем всвоего рода бюрократическую верхнюю палату, не предусмотренную конституцией.
Веймарская конституцияустанавливала всеобщее избирательное право, предусматривающее участие в выборахне только мужчин, но и женщин.
Она широкорегламентировала права и свободы граждан. Особенно важно подчеркнуть, чтоконституция давала возможность каждому немцу почувствовать себя полноценнымгражданином государства в независимости от его социального статуса ипроисхождения.
Таким образом,Веймарская конституция отстаивала принципы демократизма. Однако в реальнойгерманской действительности основные положения и статьи этой конституции далеконе всегда получали соответствующее их требования воплощение.

Список литературы
1. КонституцияВеймарской республики.
2. Л.В. Драбкин. Становление Веймарской республики. М., 1978.
3. Хрестоматияпо Всеобщей истории государства и права. Под ред. К.И. Батыра и Е.В.Поликарповой. М., Т. 2 — М.: Юристъ, 2006. -520 с.
4. ПатрушевА.И. Германия в XX веке. — М.: Дрофа, 2004. — 169 с.
5. Историягосударства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: в 2 ч. Ч. 2/ под общ.Ред. Д. Ю. Н., проф. О.А. Жидкова и д.ю.н., проф. Н.А. Крашенниковой – 2издание, изд-во НОРМА, 2003 г. – 720 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.