Реферат по предмету "История"


Казанская губерния XVIII века

Содержание
 
1. Создание казанскойгубернии. Экономическое развитие казанской губернии в XVIII веке
2. Усиление политикинасильственной русификации и христианизации в XVIII веке
3. Участие народов края вкрестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева
4. Развитие культуры ипросвещения в XVIII веке
Заключение
Список литературы

1.Создание казанскойгубернии. Экономическое развитие казанской губернии в XVIII веке
Созданиеказанской губернии
ПериодXVIII в. ознаменовался крупными административно-территориальными реформамиРоссийской империи, начатыми Петром I., которые непосредственно коснулись иКазанского края. Основу губернии составила территория Казанского царства,которое формально существовало после захвата в 1552 году Казанского ханства,возглавлялось царём Государства Московского на правах личной унии иадминистративно управлялось т. н. приказом Казанского дворца в Москве.
Территориякрая в 1708 г. вошла в состав вновь организованной Казанской губернии, темсамым потеряв последние, даже номинальные признаки самостоятельности:
Великий государь указал… в своем Велико Российском государстве длявсенародной пользы учинить восемь губерний и к ним росписать города… А именноте губернии учинены:
VI. Казанская. Казань, а к ней города: Яик, Терек, Астрахань,Царицын, Дмитровской, Саратов, Уфа, Самара, Симбирск, Царев Санчурск, Кокшанск,Свияжск, Царев Кокшанск, Алатырь, Цывилск, Чебоксары, Кашпир, Ядрин,Кузмодемьянск, Яренск, Василь, Курмыш, Темников, Нижний Новгород, Арзамас,Кадом, Елатьма, Касимов, Гороховец, Муром, Мокшанск, Уржум, Балахна, Вязники,Юрьевец-Повольской. Итого 36. Да к Казани, к Астрахани, к Симбирску, к Уфепригородки (перечислено 34 пункта – Ред.). Да… приписано в сию Казанскуюгубернию Пенза. Всего в Казанской губернии и с селы 71 город.
Такимобразом, в состав губернии вошли все Среднее Поволжье, Нижнее Поволжье иПриуралье. В 1775 г. Казанская губерния включала в свой состав 13 уездов:Казанский, Арский, Козьмодемьянский, Лаищевский, Мамадышский, Царевококшайский,Цивильский, Чебоксарский, Чистопольский, Спасский, Свияжский, Титюшский,Ядринский. В XVIII веке из Казанской губернии в самостоятельныеадминистративные единицы выделены Симбирская, Нижегородская, Пензенская, Астраханскаягубернии.
В1781 году Казанская губерния преобразована в наместничество (с 1796 года –вновь губерния)
Вконце XVIII в. Казанская губерния получила то административное деление иразмеры, которые в основном сохранились до 1917 г., причем татарскоенаселение искусственно было включено в состав разных губерний. В результатетакого искусственного разделения и усиленной колонизации Казанской губернии вконце XVIII в. количество татарского населения составило всего около 40%.
Воглаве стояли губернаторы, наделенные всей полнотой административной, судебной ивоенной власти. Губернаторами царь назначил близких ему людей – в Казанскуюгубернию был назначен Петр Матвеевич Апраксин. Вторыми лицами в управлениигубернией были вице-губернаторы – как правило, местные дворяне.
Геральдика
Герб.
Присоставлении в XVIII веке Казанского герба, сохранившем на своем щите староеизображение змея, оно получило новое описание: «Змий черный, под короноюзолотою Казанскою, крылья красные, поле белое». Но в других документах этого жезмея, а может быть, лишь родственное ему чудовище, стали называть драконом. ВXIX веке в заново нарисованном гербе бывшей Казанской губернии древнегозмеиного царя Зиланта (позднее именованного Василиском) также назвали драконом.
Флаг
Сведенияоб исторических флагах татар очень скудны. В книге голландского историкаКарлуса Алярда (переизданной в России в 1709 году) изображены два флага «цесаряТатарии»:
«Флагцесаря Татарии, желтой с черным лежащим и к наружью смотрящим драконом (великимзмием) с василисковым хвостом».
«ДругойТатарский флаг, желтой с черной совою, у которой перси желтоваты». Комупринадлежали эти флага остаётся только гадать. Казанское ханство к моментуиздания книги уже давно не существовало. Может быть Алярд располагалзарисовками знамён защитников Казани, а может быть эти флаги вообще принадлежалиКрымскому ханству, чьи жители тоже назывались татарами…
Экономическоеразвитие казанской губернии в XVIII веке
В течениевсего периода эволюции Казани, торговля занимала одно из важных мест в развитииэкономики государства. По причине прекрасного расположения города, активности вразвитии торговли купцов, казанские рынки оказались насыщеннымивысококачественными товарами, из-за чего купцам не выгодно было вкладывать своисбережения в развитие промышленности и они развивали торговлю. Экономическоеразвитие губернии в XVIII в. характеризуется прежде всего развитиемфеодального способа производства, который являлся господствующим. Однако совторой половины XVIII в. стала зарождаться и промышленность. В краепоявляются первые промышленные предприятия. Среди отраслей промышленностиследует выделить кожевенное (предприятия Галанского, Абсалямова, Исхакова,Ибраева, Азимова, Юсупова, Аитова), мыловаренное и свечное (предприятияХальфиных, Замановых, Гумеровых, Котеловых, Лихачевых и др.), суконное (предприятияМикляева, Дрябловых, Осокиных), медеплавильное (предприятия Иноземцова иАбсалямова), селитренное (предприятия Т. Ледаговского), винокуренное,текстильное производства. Большое значение в экономике края играло возникшее в1718 г. Казанское адмиралтейство.
В 1714 г. в Казани была построена суконная мануфактура. Вначале она принадлежала государству, а затем (после 1724 г.) переходила из рук в руки купцов И. Микляева, А. Дряблова и И. Осокина. Работные люди мануфактуры в массе своей состояли из крепостных приписных крестьян Казанской губернии. Около фабрики выросла Суконная слобода, где они и ютились.
Существеннуюроль в экономике края играл гужевой транспорт. Казань стояла на перекресткесухопутных путей. Через город проходила дорога, соединявшая Москву, а с 1703 г.и Петербург, с Уралом и Сибирью (Москва-Казань-Екатеринбург-Тюмень).
Казань относилась к числу гоодов с развитой постоянной торговлей. К концу XVIII в. в городе действовало до 850 лавок. В гостином дворе продавались всевозможные шелковые материи с золотом и серебром, китайские, сибирские и персидские товары, немецкие и российские сукна, тканое золото и серебро, платки, ситцы, ленты и другие товары, доставляемые из Петербурга, Москвы, с Макарьевской и Ирбитской ярмарок. В 8 торговых рядах всегда можно было купить чай, кофе, разные краски, ладан, бумагу, медную, оловянную и чугунную посуду, листовое железо, выделанные кожи, всевозможные меха, тулупы и «всякий мелочной немецкий и российский товар». На трех площадях города также производилась торговля; на Хлебной каждый день съезжались крестьяне из уездов для продажи хлеба, гороха и всевозможных семян, а на двух других крестьяне продавали всякие съестные припасы, рыбу, мясо, скот, сено, лошадей, повозки и т.п. Из Архангельска и из Малороссии в Казань доставлялись виноградные французские и венгерские вина, французская водка, английское пиво и всякие фрукты; из Астрахани – рыба соленая, икра, хлопчатая бумага и др.
ИзКазани, в свою очередь, вывозились товары в Петербург, Москву, Архангельск,Астрахань, Оренбург и на Ирбитскую ярмарку. Это были воск, сало, мед, пух,щетина, кожа, медь, мыло, хлеб, пшено, повозки, холст, обувь, сукна и др.Казань, по существу, превращается в один из главных транзитных пунктовроссийско-восточной торговли. Весь торг европейской части, связанный с Сибирью,Уралом и Приуральем, стал совершаться не иначе, как через Казань, и этоспособствовало быстрому восстановлению ее торгового значения. Во второйполовине XVIII в. возрастает значение Казани как одного из крупнейшихторгово-экономических центров Российской Империи.
Татарскиекупцы вывозили различные товары в Нижний Новгород, Троицк, в уральские городана ярмарки.
КXVIII в. относится завязывание постоянных экономических связей с Китаем,основная меновая торговля с которым осуществлялась на Кяхтинской ярмарке. Послеотмены государственной монополии на торговлю с Китаем, она была поставлена подконтроль так называемых компаний, создаваемых по принципу землячеств иобъединявших купцов, специализирующихся на купле-продаже сходных товаров.Компании устанавливали цены для всех российских купцов на китайские товары иконтролировали их соблюдение. Таких компаний было семь, одна из них –казанская, члены которой обменивали на чай (основной товар кяхтинской торговли)сафьян, выделанную козловую кожу, хлопчатобумажную ткань – китайку. Кяхтинскиекомпании действовали до 1800 г.
Общностьязыка, религии, традиций и обычаев, многовековые культурные, политические иэкономические связи поволжских татар с мусульманскими народами Востока способствовалиросту авторитета России в этом регионе и укреплению позиций торгового капиталататарских купцов на рынках Среднего Востока. Являясь посредниками иодновременно активными участниками российско-восточной торговли, татарскиекупцы расширяли сферу внешнеэкономических интересов России на Востоке,способствовали распространению отечественных товаров в сопредельных странах.
Втораяполовина XVIII в. была переломной в развитии промышленности и торговли утатар Казанских городских слобод. Успешно развиваются в этот период такиепроизводства, как кумачное, кожевенное и мыловаренное. Развитие получают тепроизводства, которые поставляли традиционные для Казани товары на российский ивнешний рынки: кожевенное, мыловаренное, свечное, мануфактурное, обработка сырьяи мукомольная промышленность. Остальные товары давало ремесло. Во второйполовине XVIII в. в Казани быстро растет количество заводов. По даннымначала 90-х гг. XVIII в. в Казани зарегистрировано 87 «заводов»: 30мыловаренных, 39 – кожевенных и козловых, 7 – пивоваренных и солодовенных, 9 –относились к различным В Казанской губернии довольно значительное числокрестьян были заняты в промыслах по обработке дерева, волокнистого вещества,животных и минеральных продуктов, а также металла. В производстве по обработкедерева получили широкое распространение такие промыслы, какрогожно-кулеткацкий, смолокуренный, изготовление мебели, плетеных сундуков икорзин и др. Но прославил Казанскую губернию экипажный промысел. Он возникздесь еще в середине XVIII в., задолго до начала пароходства на Волге иКаме, Казань уже тогда являлась одной из центральных станций на Сибирскомтракте, соединявшем Запад и Восток Российской империи. Отсюда ежегодно поразным причинам сотни и тысячи жителей центральных районов страны отправлялисьв Сибирь и на Дальний Восток. Необходимость в прочных экипажах для дальнегопути и вызвала их производство. Со временем кареты, кибитки, тарантасы и другиевиды транспорта, изготовленные казанскими мастерами, приобрели широкуюпопулярность в России.
Как и в других районах страны, в Казанской губернии в это время наблюдалась специализация крестьянских промыслов в определенных селах и деревнях. Рыбная Слобода Лаишевского уезда была знаменита своими изумительными кружевами (промысел возник еще в конце XVI в.), а также ювелирными изделиями из серебра. Крестьяне татарских сел Ядыгер и Шемордан Мамадышского уезда издавна славились как замечательные мастера по обработке кожи и меха и выработке всевозможных изделий из них. Из с. Кукмор того же уезда русские и татарские предприниматели по-
ставляли на базары и ярмарки крупные партии валяной обуви (валенки). Широкое распространение в Казанской губернии получил промысел по изготовлению кожаной обуви, главным образом ичигов из цветного сафьяна. Этот промысел возник еще в Волжской Булгарии и успешно развивался среди татар в последующее время. Татарские ичижники, разработав собственные приемы и рисунки, стали делать эту обувь лучше среднеазиатских мастеров и успешно конкурировали с ними на восточном рынке. Кроме того, ичиги имели немалый спрос как декоративная обувь и среди русского общества, а как оригинальные вещи шли даже в страны Западной Европы. Центр промысла находился в Казани, с широким охватом татарских и русских близлежащих и отдаленных деревень.
 
2. Усилениеполитики насильственной русификации и христианизации в XVIII веке
XVIIIвек характеризуется дальнейшим усилением политики национального угнетения. В1713 и 1720 гг. издаются указы Петра I, направленные на насильственнуюхристианизацию татарского населения и предоставление существенных экономическихи политических льгот для крещеных. Мусульмане и язычники были обложеныдополнительными податями за право молиться своим богам.
Поуказу Петра от 1704 г., было велено «с абызов данные деньги сбирать смечетей и с кереметей, переписав, сколько у которой мечети в приходе будетмужеска и женска полу, и вдовцев и холостых, и вдов и девок; и сбирать теданные деньги с женатых со всякого человека по три деньги; со вдовцев и схолостых и с малых ребят, со всякого человека по две деньги; с замужних жен потри деньги и с жены; со вдов и с девок по две деньги с человека на всякой год».
3ноября 1713 г. был принят указ о крещении тех магометан в Казанской иАзовской губерниях, у которых во владениях имелись крестьяне православной веры.Эти мусульмане должны креститься в течение полугода, а «как воспримут святоекрещение, и тем поместьям и вотчинам и людьми и крестьяне владеть по-прежнему.А ежели в полгода не крестятся, и те их поместья и вотчины с людьми и сокрестьянами у них взять и отписать на него Великого Государя, и без указуникому не отдавать»5.
Врезультате принятых мер мурзы и служилые татары, верные исламской вере,практически были лишены своих поместий и вотчин. Согласно документу,составленному в Сенате, «в 1715 г. по указу Петра Великого за невосприятиеправославной христианской веры греческого исповедания жалованные старые деревнис людьми и крестьянами отписаны на императорское величество»6.
2ноября 1722 г. указом Петр I рекруты из инородцев, в случае крещения,освобождались от воинской службы. В 1724 г. Сенат дважды принимал решениео новых льготах новокрещеным.
28августа он принял указ, по которому татар и прочих иноверцев, принявшихправославную веру, «освобождали от кабалы и учинили свободными»9.
21октября Сенат удовлетворил прошение сибирского митрополита о предоставлениильгот осужденным, пожелавшим принять святое крещение. Сенат предписалосужденных на смерть и пожелавших креститься в православную веру татар и другихиноверцев, обучив, крестить, а по восприятии святого крещения «ежели кто из нихбудет достоин казни, таких отсылать по обыкновению».
Длярасширения миссионерской деятельности православной церкви в 1738 г. присвияжском Богородицком монастыре была организована Новокрещенская контора. Онаставила своей целью «умножение христианского закона» среди мусульманскогонаселения Поволжья «для вятщего утверждения в вере». Это была настоящаяинквизиторская организация.
Наделеннаябольшими полномочиями, контора насаждала православие среди народов нерусскойнациональности не стесняясь в средствах. основной целью которой являлосьпринудительное официальное крещение.
Новокрещенскаяконтора действовала до 1764 г., т.е. 26 лет, и за эти годы вызвалавсеобщую ненависть и возмущение. Они заставляли их креститься, подвергалисмертельным побоям, разоряли их хозяйства, а доносчиков награждали.Руководивший Новокрещенской конторой архимандрит Сильвестр старался оправдатькровавый террор, проводившийся его инквизиторами. Но возмущение деятельностьюСильвестра было так велико, что Синод был вынужден назначить вместо негодругого.
Не лучшебыл и новый инквизитор Лука Конашевич. Под его руководством деятельность этойконторы стала более энергичной. По его указанию только в Казанском уезде в 1742 г.из 546 действовавших мечетей было разрушено 418. Он подвергал татар-мусульманжестоким наказаниям, заточал в тюрьмы, разорял их дома и деревни. Синодподдерживал своего ставленника, проклиная мусульман и мусульманское учение,называя Магомета «самым студным лживым пророком» (указ от 24 декабря 1750 г.).
ДеятельностьЛуки Конашевича вызвала глубокое возмущение. Татары писали в своих жалобах, чтоесли их будут и дальше принуждать креститься, они оставят свои дома и деревни иуйдут в леса. Луку Конашевича перевели в Белгород епископом, но память об этомжестоком инквизиторе осталась надолго. В народном предании рассказывается, чтоЛука Конашевич стремился всех татар превратить в русских и что по жалобе татарминистры осерчали на него и сослали в Сибирь. За время существования Новокрещенскойконторы было обращено в христианство 409864 человека – цифра по тому времениогромная
Именнонежелание татар принять православие, а также противодействие политикехристианизации мусульманского духовенства, его огромное влияние в татарскомобществе привели к принятию решения о разрушении мусульманских мечетей. Закороткий срок в ряде территорий России было снесено 545 мечетей.
Татарскоенаселение отвечало на такие репрессии новыми восстаниями (1718, 1735, 1739 гг.).Однако все они жестоко подавлялись.
Стремлениетатарского народа к свободе и национальной самостоятельности особенно сильнопроявлялось в его участии в крестьянской войне под руководством ЕмельянаПугачева, который обещал вернуть им независимость. Несмотря на то что «пугачевщина»потерпела поражение, она оказала большое влияние на дальнейшую политикуРоссийского государства в отношении мусульман.
ЕкатеринаII была вынуждена пойти на некоторые послабления. Так, например, в 1773 г.был издан указ «О веротерпимости», которым юридически запрещалосьнасильственное крещение, с 1776 г. татарам было разрешено вести торговлюпо всей России, в 1782 г. в Казани была образована Татарская ратуша, с1784 г. татарские мурзы были формально приравнены к русскому дворянству, в1764 г. была закрыта новокрещенская контора. Татарам разрешили строитьмечети. Указом 1788 г. было организовано Мусульманское духовное собрание.Открылось поле экономической и духовной деятельности, чем удачновоспользовалось татарское общество. В Казани и других населенных пунктах открывалисьмектебе и медресе. Так, например, в 1771 г. в Казани были открытыАхуновское и Апанаевское медресе, в 1780 г. – медресе при доме Амирханова.Вскоре крупные медресе возникли в Оренбурге, Астрахани, Троицке и другихгородах.
ЕкатеринаII получила ласковое прозвище «Аби патша» – «Царица-бабушка». Ее царствованиеизвестный миссионер протоиерей Е. Малов считал «счастливым иблагодетельным для мусульман». «Золотым веком» для татар-мусульман называетцарствование Екатерины II А. Рорлих. «Однако это лишь отчасти верно, –продолжает историк, – так как она по-прежнему одобряла миссионерскуюдеятельность, несмотря на ее ограничение по сравнению с предшественниками. Вотличие от предшественников, Екатерина II не испытывала презрения ктатарам-мусульманам, более того, она считала, что татары могут выступать в ролицивилизирующего фактора по отношению к языческим народам Российской империи».
Длясамих же мусульманских народов, прежде всего татар, христианизация обернуласьсоциокультурным расколом.
 
3.Участие народов края в крестьянской войне под предводительством ЕмельянаПугачева
Усилениенационального и колониального гнета в XVIII в. вызвало ответные реакциитатарского народа. Хотя реформы Петра 1 считаются прогрессивными, они былипроведены на костях и крови трудящихся. При строительстве Петербурга на егоболотах и подступах к нему погибали десятки тысяч лучших сыновей татарскогонарода. Только в Кавказском походе Петра 1 против Персии в 1724 г. погиблоболее чем 30 тыс. солдат-татар.
Татары,не вынося тяжелого национального и колониального гнета, продолжали бежать отсвоих очагов в Приуралье. Там постепенно копился горючий материал для новыхвооруженных выступлений против угнетателей. В 1705–1711 гг. татары ибашкиры восставали под руководством Алдара и Кучума, в 1735–1740 гг.повстанцы под руководством Акай-батыра дошли до Казани. Согласно преданиям,Акай родился в д. Катмыш (Мамадышский р-н.). В 1755 г. восстание готовилтатарский мулла Батырша Мязгильдин. В 1764–1767 гг. поднялись на борьбукрестьяне села Тирса (Агрызский район ТР), в те же годы готовил выступлениемасс мулла Мурад.
Одноиз самых крупных социальных потрясений XVIII века – восстание подпредводительством беглого донского казака Емельяна Пугачева, объявившего себя«счастливо спасшимся» императором Петром III, как свидетельствуют документыархива, самым непосредственным образом затронуло жизнь жителей Казани.
В1773 г. татары активно включились в крестьянскую войну под руководствомдонского казака Емельяна Пугачева. Война длилась до 1775 г. Из среды татарвышли талантливые организаторы масс, храбрые командиры, такие как полковникиБахтияр Канкаев, Мясгут Гумеров, Аит Уразметов, Муса Мустафин, Осип Енгалычев,Юскей Кудашев, Давыдов и десятки других. Восставшие добились крупных военныхуспехов, побед. Овладели такими городами-крепостями, как Яик, Оса, Сарапул,Мензелинск, Елабуга, Заинек, Ижевский, Воткинский и др., осадой взяли Оренбург…
1января 1774 года казанское дворянство составило из своих людей и своимиждивением вооруженный конный корпус. Узнав об этом, Екатерина II выразила своеблаговоление и повелела также из своих дворцовых волостей снарядить рекрутов.Среди личных бумаг императрицы сохранилась речь, сочиненная неизвестнымказанским дворянином в 1774 году в связи с этими событиями: «Но едва успеваемсказать здесь, – обращается к Екатерине Великой неизвестный казанский помещик, –всемилостивейшая государыня Вашему императорскому величеству крайния чувствияискренности нашей за милости твои; едва успеваем воскурить пред образом твоимвеликая императрица нам священным и нам любезным кадило сердец наших заблаговолении твои, уже мы слышим новый глас, новыя от тебя радости, новаго намтвоего великодушия и снисхождения. Что ты делаешь кроме милосердия? Что сие! Втрех светах владычеством своим не вместимая самодержица, славимая в концахземных, честь царей, украшение корон, матерь человечества, из боголепиявеличества своего, из сияния славы своея снисходишь, приемлешь на себя рабиеназвание и имянуешься нашею казанскою помещицею!… Признаем тебя своейпомещицей, принимаем тебя в свое товарищество», – пишет в заключениевсеподданнейшей речи неизвестный автор.
11июля 1774 года войско Пугачева, насчитывающее около 20 тысяч человек при 12орудиях, подошло к Казани. Утром следующего дня 14 колонн под руководствомсамозванца ринулись на город. Узнав, что к Казани приближаютсяправительственные войска под предводительством подполковника Михельсона,Пугачев отошел к Арскому полю и принял бой, который продолжался 5 часов изакончился поражением восставших. 15 июля войско Пугачева предприняло еще однунеудачную попытку взять Казань. В обороне города, как видно из доношениякуратора Московского университета В.Е. Адодурова Екатерине II, активноучаствовали гимназисты и их преподаватели. «Оные гимназисты, – сообщаетАдодуров, – быв при защите города Казани особливым корпусом под приводомпомянутого советника Каница, который при том и ранен, а из учителей и учениковтрое убиты и несколько ранены». 25 августа 1774 года императрица особым указомнаградила учителей и учеников Казанской гимназии за их верность и мужество вобороне города от «пугачевцев». В крестьянской войне под руководством Е.И. Пугачевакроме русских приняли участие многие нации и народности огромной России.
В1775 г. Пугачев был казнен на Болотной площади в Москве. Народное движениебыло подавлено. Однако из «пугачевщины» императрица Екатерина II извлекласерьезные уроки. Бесправные народности Урала и Поволжья получили некоторыеэлементы культурно-религиозной автономии, расширилось мануфактурное производство,организованное татарами: кумачное, мыловаренное, кожевенное, поташное,писчебумажное и др.
4. Развитиекультуры и просвещения в XVIII веке
Проведенныереформы способствовали и подъему русской культуры края. Казань стала центромпросвещения и культуры в регионе.
В1771 году были открыты два больших медресе – Ахуновское и Апанаевское, а в 1780году – медресе «Усмания». В Казани жили и творили просветитель М.И. Веревкин(1732–1795), поэты Г.П. Каменев (1772–1803) и Г.Р. Державин (1743–1816).
В1791 году в городе был открыт первый постоянный театр.
Важнейшимкультурным событием того времени было открытие в 1758 году в Казани (поинициативе М.В. Ломоносова) гимназии. В ней изучались восточные языки(татарский, арабский, турецкий, персидский и др.). Важное значение имелооткрытие в гимназии татарского класса. С этим классом тесно связано началопросветительской деятельности талантливой семьи Хальфиных.
Первымпреподавателем татарского языка в гимназии стал Сагит Хальфин. Он вел научнуюработу: его перу принадлежат первая напечатанная татарская азбука,русско-татарский словарь, включающий более 20 000 слов и другие книги. В 1785–1800годах преподавателем татарского языка в гимназии был сын С. Хальфина – Исхак,который вместе со своим братом Исмаилом продолжил просветительскую деятельностьотца.
Важным этапом в эволюции просветительстваявляется становление в Казанском крае книгопечатания, благодаря которомупоявился первый печатный татарский шрифт (XVIII в.)
ВКазани в XVIII в. жили многие представители русской литературы. Среди нихизвестный русский поэт Г.Р. Державин, драматург и поэт М.И. Веревкин,поэт Г.П. Каменев и др. С XVIII в. Казань становится объектомизучения русских ученых. В 30-х гг. Казань посетили академики Г.Ф. Миллер,С.Г. Гмелин и С.П. Крашенинников. Результатом их экспедиции явиласькнига Миллера «Описание живущих в Казанской губернии языческих народов». Многоценных этнографических сведений можно встретить в сочинениях академиков И.И. Лепехина,И.Г. Георги, П.И. Рычкова и других авторов.
Однимиз показателей развития культуры, является развитие архитектуры народа.
Казань,как культурный центр Казанской губернии XVIII века отличается от предыдущих ипоследующих веков как по своему социально-экономическому развитию, так и пооблику. Хотя она до последней четверти этого столетия сохранила некоторые чертыстарых времен, но постепенно меняла свой внешний вид. В начале векафункционировали торговые ряды, лучами расходившиеся от кремля. Например, отСпасских ворот к Черному озеру шла кривая улица, в конце которой на откосе горысосредоточены были деревянные лавки, парусиновые палатки и т.д. Здесь продавалипродукты питания. В других торговых рядах-улицах шла оживленная торговляжелезными и деревянными изделиями, хозяйственным инвентарем. Это было наследствос прошлого века.
Вместес тем облик Казани стал меняться в связи с постройкой новых промышленныхпредприятий. «Пумповый» завод, возникший в 1712 году, имел 10 зданий, Казеннаясуконная фабрика, построенная в 1714 году, владела также несколькими зданиями изаложила основу Суконной слободы. Появились новые и развивались старые частныепредприятия. Интенсивно строились каменные церкви. Так, в 1722 году в Мокройслободе – Ильинская церковь. Самой монументальной постройкой города сталПетропавловский собор, построенный купцом Михляевым в 1722–1726 годах.
Такимобразом, в XVIII в. город начал развиваться в западную и северную стороныот Казанки.
Расположеннаяза Кабаном Татарская слобода до конца века особенно не росла. В годыархиерейства мракобеса Луки Канашевича жители слободы терпели многочисленныелишения. Слобода от города была отделена рогатками. Лука Конашевич разнымиухищрениями добился крещения 6 домохозяев, и это было использовано дляпостройки там церкви. В то же время 2 слободские мечети и медресе были сломаны.Половину земли татар отвели под церковное владение. После городского пожара1749 г. хозяев вынудили образовать Новую татарскую слободу на болееотдаленном месте (совр. Ул. Гафури и др.), окруженном болотами.
Стараятатарская слобода к концу столетия выросла и вошла в состав города. В 60-хгодах в этой слободе были построены 2 каменные мечети: Апанаевская (строитель Я. Султангаев),Марджани (строитель А. Ибрагимов, И. Исмагилов и др.) и в НовойСлободе две деревянные мечети. Мечеть Марджани, выстроенная в духепетербургского барокко, сохранилась до наших дней. Мечеть Апанаева, такжесохранившаяся, построена в духе московского барокко в те же годы.
Вовторой половине века рядом со Старой слободой возникла, Служило – татарскаяслобода. Она населялась исключительно служилыми татарами на основаниидарованной грамоты 1686 г. о льготах по торговле. Параллельно с этойулицей появилась Мещанская (ныне ул. Нариманова). Здесь сенатским указом1763 г. разрешено было жить неслужилым татарам, и они стали записываться вмещанское сословие. Во всех этих слободах был замечен быстрый прирост жителей итаким образом, город постепенно сливался со своими слободами. Этомуспособствовало и то, что в 1729 г., по распоряжению губернатораВолынского, обветшалые деревянные стены вокруг посада были срыты.
Вовторой половине XVIII в. кремль в основном стал каменным. На одной сторонекремля стояли гауптвахта, губернская канцелярия, губернаторский двор, соборБлаговещения, Оберкомендантский двор.
До30-х годов XVIII в. около кремля находились мясные и рыбные торговые ряды,которые потом перенесли ближе к оз. Кабан. Здесь возник второй казанский базар– «рыбный». Этот базар (ныне пл. М. Джалиля) и начинающийся от него кривойовраг были самыми грязными местами тогдашней Казани
Довторой половины XVIII в. город развивался без планировки. Имелись прямые,кривые, полукруглые улицы и тупики. Лишь в 1764 г. центральная частьКазани подверглась планировке. По этому плану верхняя часть городазастраивалась каменными домами. По генеральному плану, окончательноутвержденному Екатериной II в 1782 г., центральная часть и главныеулицы начали строиться из кирпича. Каменное строительство поощрялосьадминистрацией и получило интенсивное развитие.
Казаньв XVIII в. была одним из самых больших городов России. Екатерина II,посетившая Казань в 1767 году, в одном из своих писем отметила: «Сей городбесспорно первый в России после Москвы… во всем видно, что Казань столицабольшого царства».
В18 веке в Казани появились такие памятники архитектуры как башня Сююмбеки(кон. 17 – нач. 18 вв.). Петропавловский собор (ныне планетарий; 18 в.), мечетьМарджани (18 в.)
в 1726 г., в память о пребывании Петра I в Казани,московскими и флорентийскими мастерами был построен Петропавловский собор.Собор стал образцом русского архитектурного барокко XVIII века.
Екатерина II сняла запрет на строительство мечетей, и в 1766–70годах в Казани была построена первая каменная мечеть, названная по именивыдающегося ученого-востоковеда, философа и просветителя Маpджани.
Знаменитыелюди о Казанском крае
«Казанскиетатары… гордятся своим происхождением, своими моральными качествами, своейрелигией, своим домашним бытом, что все составляет их отличительный характер.
…Татары горды, честолюбивы, гостеприимны, сребролюбивы, чистоплотны, по ихсостоянию довольно просвещенны, почти несуеверны, рождены для торговли,хвастливы, между собой дружелюбны, искательны, вкрадчивого характера, во всемумеренны и довольно трудолюбивы.
Татары– народ более образованный, нежели некоторые, даже европейские. Татарин, неумеющий читать и писать, презирается своими земляками, и, как гражданин, непользуется уважением других».
«Казанскийкремль, как нижегородский, имеет родственное сходство с московским кремлем: этоменьшие братья его…
ВКазани провел я несколько дней. Досадно мне было, что обстоятельства недозволили основательно изучить ее. При выезде из Казани, по сибирскому тракту,вид прелестный; в этом виде что-то пошире той природы, к которой мы привыкли…»
 

Заключение
ПериодXVIII в. ознаменовался крупными реформами, которые непосредственнокоснулись и Казанского края. Территория края, которая ранее управлялась особымприказом Казанского дворца, в 1708 г. вошла в состав вновь организованнойКазанской губернии
В1775 г. Казанская губерния включала в свой состав 13 уездов
Экономическоеразвитие губернии в XVIII в. характеризуется прежде всего развитиемфеодального способа производства, который являлся господствующим. Однако совторой половины XVIII в. стала зарождаться и промышленность. В крае появляютсяпервые промышленные предприятия. Большое значение в экономике края играловозникшее в 1718 г. Казанское адмиралтейство.
XVIIIвек характеризуется дальнейшим усилением политики национального угнетения. В1713 и 1720 гг. издаются указы Петра I, направленные на насильственнуюхристианизацию татарского населения и предоставление существенных экономическихи политических льгот для крещеных. Крестьяне Казанской губернии приняли участиев крестьянской войне под руководством Емельяна Пугачева, который обещал вернутьим независимость. Несмотря на то что «пугачевщина» потерпела поражение, онаоказала большое влияние на развитие Казанской губернии: был издан указ «Оверотерпимости», с 1776 г. татарам было разрешено вести торговлю по всейРоссии, в 1782 г. в Казани была образована Татарская ратуша, с 1784 г.татарские мурзы были формально приравнены к русскому дворянству, в 1764 г.была закрыта новокрещенская контора. Татарам разрешили строить мечети. Указом 1788 г.было организовано Мусульманское духовное собрание. Проведенные реформыспособствовали и подъему русской культуры края. В 1758 г. в Казаниоткрывается первая в провинции гимназия, в 1789 г. – главное народноеучилище. В Казани в XVIII в. жили многие представители русской литературы.С XVIII в. Казань становится объектом изучения русских ученых. В 30-х гг.Казань посетили академики Г.Ф. Миллер, С.Г. Гмелин и С.П. Крашенинников.Результатом их экспедиции явилась книга Миллера «Описание живущих в Казанскойгубернии языческих народов». Много ценных этнографических сведений можновстретить в сочинениях академиков И.И. Лепехина, И.Г. Георги, П.И. Рычковаи других авторов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Клещи вредители хлебных запасов
Реферат Роль арбитражного управляющего при заключении мирового соглашения в деле о банкротстве
Реферат Разработка программы поиска решения системы дифференциальных уравнений двумя методами Рунге Кутта
Реферат Корпоративное право проблемы науки и практики
Реферат Многопроцессорный вычислительный комплекс на основе коммутационной матрицы с симметричной обработкой заданий всеми процессорами
Реферат Софийская звонница
Реферат Региональная занятость населения
Реферат Matilda Essay Research Paper MATILDABUFFYOut of all
Реферат Б. Брехт Добрый человек из сычуани
Реферат Экономика Башкортостана
Реферат Криминологическая характеристика женской преступности
Реферат Статическое электричество
Реферат Права покупателей на информацию о товаре и его изготовителе
Реферат Условия правомерности применения оружия и специальных средств сотрудниками органов ФСБ при освобождении заложников
Реферат Международные конвенции и соглашения в торговле