Вступление
Изучениеистории образования племен, народностей и наций, правильное истолкованиепроисхождения и этапов формирования братских народов в их связи и взаимовлиянииотносятся к числу насущных задач исторической науки.
Междутем изучение этой проблемы даже у народов, имевших с древнейших времен своюписьменность и другие источники, представляет серьезные трудность. Что жекасается возникновения и этапов формирования балкарского и карачаевскогонародов, то, несмотря на то, что вопрос этот давно занимал исследователей ипривлекал внимание многих передовых русских ученых он до сих пор оставалсянерешенным. Из-за скудости достоверных источников ранняя история карачаевцев ибалкарцев окружена легендами, имеет целый ряд версий и догадок.
Достаточносказать, что об их происхождении выдвинуто более десяти гипотез. Одна частьпредположений и легенд порождена добросовестными попытками осмыслить на основекрайне скудных источников исторический процесс, другая часть версий создаваласьфальсификаторами с предвзятой целью извращения подлинной истории.
Однипредположения порождены пытливыми и беспристрастными историками, которые толькоиз-за крайней скудости материала могли сбиться с правильного пути и оказалисьне в силах среди многочисленных племен и народностей рассмотреть истокиформирования балкарского и карачаевского народов. Другие же версии, наоборот,распространялись панисламистам и националистами целью извращения историивзаимоотношений между народами, противопоставления одних народов другим и т. д.Все это очень важно учитывать при разборе материалов, которые могут служитьосновой для установлений исторической правды.
Вэтом реферате я постараюсь рассмотреть всю суть происхождения и нынешнегосуществования Кабардино-Балкарии в целом, от истоков и языка до религиознойпринадлежности и наиболее ярких представителей этой республики.
Происхождение
Большинствоученых считает, что среди предков, от которых шло формирование балкарцев, быликак местные, собственно “северокавказские” племена, так и аланы, кипчаки иболгары.
Такимобразом, корнями своими балкарцы уходят в стародавние времена. В процессеформирования предки балкарцев прошли на протяжении многих столетий сложный путьсвоего развития, оказываясь в составе различных объединений и союзов родов иплемен, взаимовлияя и сталкиваясь не только с родственными, но и снеродственными племенами и народностями. Вследствие этого на долгом пути своегоформирования балкарцы приобрели целый ряд черт и признаков, являющихся, внекотором отношении “общими и с болгарами, и с кипчаками, и садыго-черкесо-кабардинцами, и со сванами”.
Следовательно,происхождение балкарцев является результатом многовекового историческогопроцесса, в котором отразились как общие внутренние закономерности становленияи развития каждой народности, так и разнообразные взаимные влияния; смешение,перемещение различных этнических групп на Кавказе.
Истинноенаправление, взятое в 1959 году сессией Кабардино-Балкарскогонаучно-исследовательского института в разрешении вопроса о происхождениибалкарцев и карачаевцев, позволило отвергнуть версию о простом перемещенииплеменных образований и ошибочные представления о превращении одного народа вдругой.
Предкисовременных кабардинцев, известные под именем адыгов, к середине I тыс. до н.э.на Таманском полуострове имели свое государственное объединение, котороепозднее вошло в состав Боспорского царства. Нашествие гуннов в 4 в. заставилоадыгов переселиться ближе к горам Кавказа. Примерно в это же время в результатесмешения северокавказских племен с болгарами из Приазовья образоваласьбалкарская народность. В 13 в. в связи с вторжением монголо-татар предкибалкарцев переселились в горы. К 14 в. часть адыгов получила названиекабардинцев и заняла современную территорию расселения.
В 1557 г. при правителе Темрюке-Кабарда добровольно вошла в состав Русского государства. Вскоре Иван IVГрозный женился на кабардинской княжне Марии, что значительно укрепилоотношения между двумя странами. В 1774 после подписания Кючук-Кайнарджийскогомира с Турцией присоединение Кабарды к России получило международное признание.К 1827 завершилось присоединение к России Балкарии. В 60-х гг. 19 в. Кабарда иБалкария были включены в состав Терской области. В 1867 здесь было отмененокрепостное право.
Следовательно,происхождение балкарцев является результатом многовекового историческогопроцесса, в котором отразились развития каждой народности и смешение,перемещение различных этнических групп на Кавказе.
Посвоему облику балкарцы и карачаевцы очень близки с горными осетинами исеверными грузинами. Это обстоятельство следует учесть, так как тюркский языкбалкарцев и карачаевцев дал основание многим исследователям считать их прямымипотомками монголов, пришедших на Кавказ с Востока. Анализ антропологическихпризнаков балкарцев и карачаевцев, проведенный экспедицией Институтаэкспериментальной морфологии Академии наук Грузинской ССР, исследования В. П.Алексеева и других авторов показали, что монголоидные элементы средипредставителей карачаевского и балкарского народов отсутствуют.
Горныхжителей Кавказа связывает не простое сходство, а глубокое родство попроисхождению.
Такимобразом, вывод научной сессии Кабардино-Балкарского научно-исследовательскогоинститута о том, что в образовании карачаевского и балкарского народовпринимали участие местные северокавказские и ираноязычные племена (аланы),подтверждается данными языка, археологии, антропологии и историческихдокументов.
Нарядус местными северокавказскими и аланскими племенами, в образовании карачаевскогои балкарского народов участвовали и тюркоязычные племена – болгары и кипчаки.
Изучениеначального периода истории балкарцев показывает, что их образование, расселениеи смешение с различными племенами являются не причиной, а следствиемсоциально-экономического развития общества.
Разбористочников позволяет предполагать, что, возможно, к числу коренных кавказскихплемен горной части Центрального Кавказа следует отнести овсов, имя которыхвстречается в некоторых документах. Осетины и сваны и поныне называют балкарцевосами, овсами. Причем осетины называют их также “ассон” – с оттенком уважения,как бы намекая на общность их происхождения от одних и тех же предков, далекихассов. Сами же балкарцы и карачаевцы слово “алан” употребляют в смысле“товарищ”.Балкарцы сами себя называют “таулу”, что означает “житель гор”. Повопросу о происхождении этого термина существуют различные мнения и версии.Народная летопись указывает, что балкарцы, или малкары, жившие в Черных горахпо р. Черек в деревне Уллу-Малкар (Большая Балкария), получили свое этническоеназвание от реки Малки, которая известна у кабардинцев и балкарцев подназванием Балъкь. Но этот вопрос изучен недостаточно.
Преданиевыводит название “Малкар” от имени Малкар. Один из вариантов этого преданияповествует следующее. С равнины в Черекское ущелье пробрался один охотник поимени Малкар, человек неизвестного происхождения, и застал там на одной полянепоселок из нескольких дворов, жители которого называли себя “таулу”, чтоозначает “горец”. Малкару очень понравилась эта местность, и он решил навсегдаостаться там, переселив туда и свой род. Местные жители этому воспротивились, поэтомуМалкаровы поселились на другой поляне, и оба рода жили некоторое времяспокойно. Но вот однажды пришел в горы неизвестный человек по имени Мисака игостил у Малкаровых, которых было девять братьев и единственная ихсестра-красавица. Гость влюбился в нее, она ответила ему взаимностью, но гордыебратья не согласились на брак сестры с безродным пришельцем. Тогда Мисакаприбег к хитрости и с помощью своей возлюбленной убил ее братьев. Женившись насестре Малкаровых, Мисака завладел их землей и другим имуществом. Он привел сплоскости своих людей и начал притеснять местных жителей, превратив их в концеконцов в своих данников.Но следует учитывать что это лишь одна из тысячи легендо происхождении названия, а более достоверную версию о происхождении двух народовдает и их языковая принадлежность
Язык
Карачаево-балкарскийязык, один из тюркских языков относится к кыпчакской группе. Современноеназвание стало общепринятым с 50-х годов 20 века, ранее он называлсягорско-татарским, горско-тюркским, татарско-джагатайским. Используется двумянародами– карачаевцами и балкарцами. Распространен в основном вКабардино-Балкарской Республике и Карачаево-Черкесской Республике, в которыхявляется государственным языком наряду с русским и кабардино-черкесским, естьтакже в Средней Азии, Казахстане, Турции. Число говорящих на территории СССР в1989 превышало 230 тыс. человек, из них карачаевцев, проживающих вКарачаево-Черкесии, было около 130 тыс., а балкарцев в Кабардино-Балкарии –около 70 тыс.
Основныедиалекты: карачаево-баксано-чегемский («ч»-диалект) и малкарский («ц»-диалект)
Однакокарачаево-балкарский язык имеет и своеобразные черты, отличающие его от другихкипчакских языков.
Карачаево-балкарскийязык характеризуется следующими особенностями: исчезновение начального «и» в некоторых словах (ахши 'хороший'вместо йахши); аффиксы 1-го и 2-го лица единственного числа и аффиксыродительного падежа без конечного согласного (-ма/-ме, а не -ман/-мен, -са/-се,а не -сан/-сен, -ны/-ни, а не -нын/-нин); в числительных следы двадцатиричнойсистемы; лексические заимствования из адыгских и осетинского языков.
Осетинскиеэлементы в балкарском и карачаевском языках не могут быть объяснены простымраспространением из нынешней Осетии. В этом случае количество этих элементоврезко убывало бы с востока на запад и на далеком Баксане или в Каравае не былобы значительным. Между тем на Баксане и в Карачае сходств в языке не меньше,чем в Чегемском и Черекском ущельях, причем некоторые из них не встречаются вВерхней Балкарии, расположенной по соседству с Осетией.Отсюда делаем вывод чтоосетинские элементы в балкарском и карачаевском языках — не результатзаимствования от современных осетин, а наследие старого смешения,происходившего во всех ущельях от Черека до Верхней Кубани и до Теберды
Внекоторых случаях в балкарском и карачаевском языках отложились даже болеестарые аланские формы, чем в современном осетинском: осетинское “амистол”(название летнего месяца) – балкарское “абустол” (от “апостол”); осетинское“дазкъан” – балкарское “сыган”, древнеиранское “сакан” (кизяк) и др.
Большетого. Целый ряд слов, которые распознаются как аланские, в осетинском исчез, ав балкарском сохраняется: “дорбун” (пещера), “лухдун” (дубина) и др.
Наконецеще один существенный факт: в Балкарии сохранился древнеиранский десятичныйсчет, который в Осетии уже исчез; его удалось зафиксировать только в некоторыхдигорских районах, у пастухов, которые называют этот счет “балкарским”.
Поразительнаяблизость кумыкского и в особенности карачаево-балкарского языков с языкомполовцев, запечатленном в известном письменном памятнике “Codex Cumanicus”,служит доказательством того, что карачаевцы, балкарцы и кумыки относятся кчислу наследников половцев, или кипчаков. Наличие же в этих языках признаковязыка болгар объясняется тем, что и “черные болгары”, находившиеся вюжнорусских степях и на Кавказе еще до половцев, приняли участие в формированиибалкарцев и карачаевцев.
Взаимоотношениес соседями
Балкарскийнарод, обитающий с незапамятных времен в труднодоступных высокогорных районахКавказа, на протяжении многих столетий жил бок о бок с кабардинцами, осетинами,грузинами и другими народами Кавказа и поддерживал со своими соседямиразносторонние связи. Эти связи носили как хозяйственный, так и культурный иполитический характер.
Извсех соседних народов балкарцы особенно тесно были всегда связаны с братскимкабардинским народом, это обстоятельство было вызвано как географическимиусловиями, так и исторически сложившейся обстановкой. Но впоследствии ихвзаимоотношения ухудшились. Межэтнические противоречия в Кабардино-Балкарииимеют не давнюю, но достаточно регулярную и устойчивую структуру. Фундаментнедовольства между двумя титульными народами был заложен во время сталинскойдепортации. Балкарцы были выселены поголовно, кабардинцы остались на своейродине. Это неравенство и несправедливость впоследствии сказались навзаимоотношениях после возвращения балкарцев. Последние остались неудовлетворены реабилитационными процессами. В частности, выплатой федеральныхкомпенсаций и возвращенными территориями. Нужно уточнить, что всекомпенсационные финансовые потоки бывший в то время президентом КБР ВалерийКоков публично передал в полное ведение балкарским национальным обществам изапретил кому-либо из кабардинских руководителей иметь отношение к этимденьгам. Это был мудрый шаг, который Коков объяснил так: «Эти деньги могут стать причиной упреков в любом случае, дажеесли будут направлены по назначению. И если ими будут заниматься кабардинцы,это может положить начало конфликту между нашими народами». Бывший президент оказался дальновиден в своихпредположениях, большая часть денег была действительно растрачена не поназначению, компенсации дошли до населения в мизерных объемах. Но отсутствие вчисле расхитителей кабардинцев не смогло предотвратить национальных претензийбалкарцев. Главной из них стала территориальная претензия. Балкарцы додепортации владели 4 районами в республике, после возвращения балкарскимиостались только 3. Четвертый – Хуламобезенгийский район был упразднен, территорияего поделена между двумя другими районами. Но на данный момент конфликт можносчитать исчерпанным из за преимущественного преобладания кабардинцев натеритории КБР.
Важноеместо в исторических судьбах балкарцев занимали их взаимоотношения с соседнимосетинским народом. Как отмечалось выше, осетинские этнические элементы сыгралиопределенную роль в формировании балкарской народности, Несомненно, чтокакая-то часть осетин была ассимилирована тюрко-язычными предками балкарцев. Неслучайно в некоторых исторических источниках встречаются такие племенныеназвания “урусниевские осетины”, “безинги-осетины” и т. п.
Религия
Болееполовины населения КБР исповедует ислам.
Делов том, что до сих пор вопрос об истоках проникновения ислама в Балкариюостается малоисследованным. В российской историографии удивительным образомоказываются живучими и фактически не пересматриваются версии, выработанные ещев советский период, согласно которым Ислам проникает в балкаро-карачаевскуюсреду очень поздно (чуть ли не в конце 18 века) и сам этот процесс носит скореенегативный для национальной культуры характер, нежели позитивный. По версииэтнографов — исламизация социальной верхушки балкарцев началась еще до 17 в.,со второй половины 18 в. в Балкарии появляются исламские проповедники, восновном из Дагестана. Однако еще в 19 в. верования балкарцев представлялисобой сложный синтез христианства, ислама и дохристианских традиций.
Доисламскиепережитки действительно можно обнаружить в народной культуре балкарцев, но врядли их больше, чем у татар, турок и даже арабов, в ранней исламизации которыхникто не сомневается. В 18 веке, действительно, происходит укрепление позицийИслама в Карачае и Балкарии. Наплыв мюридов и проповедников из Дагестана,непосредственно был связан с формированием сопротивления горских народовроссийской экспансии, прежде всего с формой газавата — священной войны, вкоторой это сопротивление осуществлялось. Однако усиление позиций Ислама иизменение его политической роли — это вовсе не начальное проникновение Ислама вкарачаево-балкарскую среду. Но нельзя же предположить, что целый народ ни стого ни с сего вдруг примет непонятную, новую веру. Между этими точками отсчеталежат целые века постепенного приобщения карачаево-балкарского народа кмусульманской религии и исламской цивилизации.
Наданный момент граница исторического начала отодвигается все дальше вглубь в 15,в 13, в 10, наконец, даже в 8 — 9 века. Как только в «Истории хазар»напомнили о том, что в 737 году стодвадцатитысячное войско арабов во главе сМерваном вторглось в земли обитания болгар, савир, аланов и хазар (ХазарскийКаганат), в кругах народной интеллигенции получили развитие дискуссии иразмышления о том, как это коснулось религиозной ориентации предковкарачаево-балкарцев. Не были ли они одними из первых европейцев, получившихпослание Аллаха из первоисточника — Арабского халифата. Еще более благодатнуюпочву для размышлений о продвижении Ислама в 8 веке на Кавказ дали новейшиеразработки грузинских и абхазских историков, обративших внимание насоперничество Византии и Арабского халифата в борьбе за ВосточноеПричерноморье, выявивших значение Анакопийской битвы (736г.). Было очевидно,что при том религиозном рвении, какой был присущ эпохе раннего средневековья,любая война шла под знаменем борьбы за торжество той или иной веры, из чегоследует, что если арабы побывали в тех местах, где жили в 8 веке предкисовременных горцев, то и заветы Пророка дошли сюда тогда же.
Несомненноодно — единственным путем проникновения исламских миссионеров на территориюнынешней Балкарии был восточный, со стороны Дагестана, куда Ислам пришел еще в7 веке. Далее историческая наука уже имеет дело с реалиями 14 века — смавзолеем в окрестностях Усть-Джегуты, который, по всей видимости, был частьюбольшого ансамбля мусульманского кладбища.
Такжесуществует множество легенд о принятии ислама в кабардино-балкарии. Одна изних, согласно которой, карачаевцы, после разгрома Аланского царства Тамерланоми образования государства Карачай, не придерживались единой религии. Также какв Алании у них были распространены культы разных религий. И когда к ним пришлимусульманские проповедники, и рассказали об Исламе, старейшины собрались наТерё — Высший Совет и решили: Эта религия знакома нам, ни в чем не противоречитнашей горской этике — адеб, горской чести — намыс и нашим национальнымтрадициям. Она призывает к поклонению Единому Богу, и мы считаем доводы этойрелигии о единобожии истиной и объявляем, что всенародно принимаем Исламдобровольно, без всякого принуждения.
Следуетотметить, что сохранить религиозные убеждения в тяжкий период депортацийкарачаево-балкарского народа, было очень сложно. Пройти дорогу ада и выжить вовремя насильственного выселения, продолжавшегося с 1943 до 1957 г. г., помогла народу его вера. На свою родину карачаевцы и балкарцы вернулись с мусульманскойверой, не только не разрушенной, но возродившейся и окрепшей в тяжелые годыизгнания.
Осегодняшнем Исламе в Карачае и Балкарии. Ныне практически во всех городах и селахКарачая образованы мусульманские общины, во главе которых стоят имамы. Внарушение конституционных прав и свобод все религиозные общины, под страхоманнулирования государственной регистрации, подчинены ДУМ (духовное управлениемусульман) Во многих населенных пунктах преподавание основ Ислама ведется либов домах, либо в медресе, открытых при мечетях, при этом обучениераспространяется на детей и на взрослых, на мужчин и на женщин. Гарантиейдуховной прочности, выживания и возрождения карачаевского И балкарского народовявляется высокая нравственность, базирующаяся на нормах Ислама. Религиозностькарачаевцев и балкарцев проявляется в их быту, в обрядах, прежде всего,связанных с рождением ребенка, свадьбой и похоронами. В церемонию погребальногообряда включаются поминальные трапезы (аш), раздача милостыни (садака) имужские сидения для соболезнования, в целом укрепляющие ощущение связи междупоколениями, почтение к старшим, память о родных, чувство солидарности инационального единения.
Выдающиесяисторические личности КБР
Иконечно же, из такого устоявшегося, древнего народа, с его многовековойисторией выходят выдающиеся люди, политические, религиозные и культурныедеятели, которые непременно повлияли на развитие кабардино-балкарии. А такжелюди гор, который сделали альпинизм своим призванием. Множество балкарцевотличились упорством в покорении высочайших точек мира, неудивительно чтопервым покорителем Эльбруса был балкарец. Впервые Эльбрус был покорен 22 июля1829 года кабардинцем Киларом Хашировым, проводником русской военной экспедициипод руководством генерала Георгия Эмануэля. В экспедицию входили геолог АдольфКупфер, физик Эмилий Ленц, зоолог Эдуард Менетрие, ботаник Карл Мейер,художник-архитектор Иосиф Бернардацци, путешественник Янош Бессе, проводники игруппа казаков. Купфер, Менетрие, Мейер, Бернардацци повернули назад с отметки4270. Ленц, казак Лысенков и проводник-балкарец Ахия Соттаев дошли до высоты 5300 метров. Дальше пошел один Килар Хаширов. Когда он достиг вершины, дали ружейный салют. Послеспуска его одарили ста рублями и отрезом на черкеску. Впоследствии вПятигорском парке «Цветник» были установлены две памятные чугунныеплиты. Следует также отметить что Ахия Соттавев проводил эту экспедицию в возрасте80 лет, а умер в возрасте 125, чем и положил начало роду знаменитых кавказкихдолгожителей Соттаевых.
Несмотряна то что Киллар Хаширов по происхождению был карачаевцем, о нем тоже можнорассказать несколько удивительных фактов. Бывший пастух, в возрасте 56 лет, длякоторого восхождение на восточную вершину Эльбрус было все равно что мы сейчасдобираемся на работу на общественном транспорте.В некоторых статьях упоминалосьчто при восхождении он хромал на обе ноги.
ГенералЭммануэль (начальник лагеря экспедиции) наблюдал за восхождением в подзорнуютрубу. По мере подъема вверх группа редела, люди не выдерживали недостаткакислорода и возвращались вниз. До седловины между вершинами дошли всего четыречеловека: академик Э. Ленц, казак П. Лысенков и оба проводника. Здесь горнаяболезнь сломила волю Ленца и Лысенкова. Тогда Ахия Соттаев, как старший повозрасту из проводников (старшего у горцев слушаются беспрекословно), сказалКилару, чтобы тот шел на вершину, а сам стал сопровождать заболевших вниз.
Килардошел до вершины один, и помахал с восточной вершины руками. Из лагеря емуответили барабанным боем и ружейным салютом. Это событие документальноподтверждено донесением генерала Эммануэля, отчетом академика Купфера и описанов книге венгерского путешественника и ученого Ива Бесе (наблюдавшего за ходомэкспедиции).
ГенералЭммануэль наградил Килара Хаширова за достижение вершины денежной премией — 400рублей серебром, а на Луганском заводе в ознаменование восхождения были отлитыдве памятные чугунные доски. Одна из них установлена в Пятигорске, а вторая — вНальчике.
КайсынКулиев (1 ноября 1917 — 4 июня 1985)
КайсынКулиев — известный балкарский поэт, творчество которого можно причислить к темзначительным и ярким явлениям в литературе, которые оказывают влияние на ходразвития всей мировой культуры.
Интереск творчеству Кайсына Кулиева всегда был высок и с годами он не уменьшается.
КайсынШуваевич Кулиев родился 1 ноября 1917 г. в старинном балкарском ауле ВерхнийЧегем в семье скотовода и охотника. Вырос в горах. Ребенком, потеряв отца,прожил трудное детство, очень рано начал работать.
В 1926 г. поступил в только что открывшуюся школу в Нижнем Чегеме, где впервые увидел книги, началучить русский язык. В 10 лет написал первые свои стихи. После школы учился втехникуме в Нальчике, заполняя толстые тетради своими стихами. В семнадцать летстал печататься в газетах.
В 1935 г. Кулиев приезжает в Москву и, хотя твердо решил стать поэтом, поступает в Театральный институт(ГИТИС), где изучались все области искусства и культуры, чтобы стать хорошообразованным человеком. Одновременно слушал лекции в Литературном институте,продолжая писать стихи. В 1939 г., окончив институт, возвращается в Нальчик,преподает в учительском институте литературу. В 1940 г. выходит первая книга стихотворений «Здравствуй, утро!».
В 1940 г. Кулиев был призван в ряды Красной Армии, служил в парашютно-десантной бригаде. Весной 1941 г. бригаду направили в Латвию, где Кулиев и встретился с войной. После тяжелых боев под Орломбыл ранен, попал в госпиталь. Писал много стихов, которые печатали в газетах «Правда»,«Красная звезда» и др. Позже воевал на Сталинградском фронте уже в качествевоенного корреспондента газеты «Сын Отечества». Участвовал в боях за освобождение южных городов, сновабыл ранен, долго лечился в госпиталях. В годы войны написал несколько цикловстихов — «В час беды», «О тех, кто не вернулся»,«Перекоп».
В 1945 г. Кулиев уехал в Киргизию, где работал в Союзе писателей, писал стихи, но не мог публиковать их(балкарский народ был переселен Сталиным во время войны). Занимался переводами.В мае 1956 г. Кулиев приехал в Москву, где Н. Тихонов способствовал изданиюкниги стихов «Горы»(1957); в этом же году в издательстве «Молодая гвардия» вышла вторая книга — «Хлеб и роза».
Всередине 1950-х годов Кулиев вернулся в Нальчик, где, наконец, смог статьпрофессиональным литератором. Один за другим в свет выходят поэтическиесборники: «Раненый камень», «Книга земли», «Вечер», «Вечерний свет», «Красаземная» и др. Скончался К. Кулиев в 1985 г.
Отличительнаячерта творчества Кайсына Кулиева, это поистинне странное качество нежности«горца» в его произведениях. Это хорошо, на мой взгляд, выразилА.Тарковский, делясь впечатлением о поэзии К.Кулиева: "… я стал искать вней больше то, что называется местным колоритом. Я искал то, с чем мысталкиваемся сплошь и рядом, когда имеем дело с поэзией малых народов, то, чтоявляется местным, ограниченным, что мы… принимаем за местный колорит. Этого яне нашёл. Потому что стихи Кайсына Кулиева — это настоящая поэзия. КайсынКулиев — поэт небольшого народа, вышедший наобщечеловеческое поприще поэзии. Кайсын Кулиев говорит от лица своего народа.Он — поэт всего мира… Интересы всего человечества, очень широкие слои всегочеловечества нашли уста в этом поэте".
ДудовАбдуллах (АЙСАНДЫР) Халал-Улу.
Этобыл выдающийся карачаевский религиозный и общественный деятель, поэт, один изпервых проповедников ислама в Карачае и Балкарии. Родился в ауле ХурзукБольшого Карачая в семье карачаевских князей Дудовых.Вел активную миссионерскуюдеятельность по распространению мусульманства среди карачаевцев, в чем имелопределенный успех (свидетельством тому является установленный факт примененияарабского письма в Карачае. Считается, что он был первым кади Карачая, иБалкарии. Айсандыр Дудаланы (Дудов) активно участвовал вобщественно-политической жизни народов Северного Кавказа. Несколько раз в концеXVII — начале XVIII века он содействовал мирному разрешению конфликтов междуКабардой и Карачаем. Айсандыр Дудаланы известен и как крупнейший поэт Карачая иБалкарии своего времени. До нас дошли его произведения: высокохудожественнаяэтико-философская поэма «Карт Бабаны сезю» («Слово старогомудреца»), прекрасные переложения на карачаево-балкарский язык известныхсредневековых восточных поэм «Тахир и Зухра»,«Нур-Мухаммад», «Лайла и Маджнун» и др.
С егоименем связывают авторство первой карачаевской мусульманской поэмы«Иман-Ислам» («Вера-Ислам»), в которой на доступном языкеизложены основы исламского вероучения, и популярной трилогии «РождениеПророка», «Вознесение Пророка», «Смерть Пророка»,написанной в форме религиозной поэмы. Следует также отметить, что умер он в 115летнем возрасте.
Списокиспользованной литературы.
1. Народы Кавказа / Ю.Д.Анчабадзе, Н.Г. Волкова
2. Мизиев И.М.Древнетюркские и карачаево-балкарские параллели в свете этнической истории
3. Мусукаев А.И. Изистории балкарской семьи
4. Лукьяев В.Б «А вывернетесь верьте» Очерк-воспоминание репрессированного балкарского народа.
5. Народы Кавказа / Ю.Д.Анчабадзе, Н.Г. Волкова
6. Репрессированныенароды: история и современность: М.Н. Кубанова
Христианович В.П. Изпрошлого Кабарды и Балкарии.
7. Очерки историибалкарского народа // Гл. ред. А.В. Фадеев
8. Русско-Карачаево-Балкарскийсловарь. Суюнчева Х.И
9. Грамматика Карачаевобалкарского языка. Н. А Баскаков