Реферат по предмету "Педагогика"


Игра как средство воспитания экологической культуры

--PAGE_BREAK--Методологической основой и теоретической базой исследования  являются фундаментальные работы в области философии, естествознания, культурологии, педагогики и детской психологии. Анализ философских исследований демонстрирует возможность использования системно-структурного подхода в построении педагогических теорий (В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, В.Н.-Садовский, Э.Г.Юдин и др.), вскрывает значимость биоцентрической основы взаимодействия человека и общества с природой (В.И.Вернадский, Н.Н.Моисеев, Э.В.Гирусов, Н.М.Мамедов и др.).  Теоретической основой исследования является одно из фундаментальных направлений естествознания, в котором раскрыты онто- и филогенетические закономерности живой природы, показан процесс ее эволюции (В.И.Вернадский, Н.В.Темофеев-Ресовский, А.Н.Северцов, Н.Н.Воронцов, П.П.Гамбарян, И.И.Шмальгаузен, В.Н.Сукачев).
В работе представлены философско-культурологические, педагогические идеи аксиологического характера, рассматривающие воспитание, экологическое образование в системе культурных ценностей цивилизации (О.И.Волжина, С.Н.Глазачев, С.В.Дармодехин, Н.С.Дежникова, Б.Т.Лихачев, А.Ф.Лосев, Р.М.Рогова, А.Д.Урсул, Г.Н.Филонов и др.).   Теоретической   основой   работы   стали   также   отечественные  и зарубежные психолого-педагогические  исследования, демонстрирующие значение систематизации в построении воспитательно-образовательного процесса с детьми (М.Монтессори, Р.Штайнер, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н.А.Ветлугина, П.Г.Саморукова, В.И.Логинова, С.А.Козлова, Н.Ф.Виноградова), а также работы исторического плана, отражающие становление и развитие «природоориентированного воспитания» (К.Д.Ушинский, Я.А.Коменский, С.Я.Веретенникова).
Анализ фундаментальных психологических направлений – теорий деятельности (А.Н. Леонтьев), игры как ведущей деятельности дошкольного периода (Д.Б.Эльконин, С.Л.Новоселова, Н.Я.Михайленко, Е.Е.Кравцова), теории развития ведущих психических функций (Л.С.Выготский), продолженной в работах детских психологов (А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Венгер, П.Я.Гальперин, Л.Ф.Обухова), вскрывших особенности становления разных форм мышления ребенка, теории развития личности дошкольника (Л.И.Божович, В.С.Мухина, В.А.Петровский, В.Т.Кудрявцев), теории общения и речевой деятельности, ее значении в социализации детей дошкольного возраста (М.И.Лисина, Ф.А.Сохин, Т.А.Репина) – позволил сделать психологическое обоснование системы экологического воспитания и возможности ее реализации в условиях сложившейся отечественной традиции общественного дошкольного воспитания детей.
Установлено, что содержание экологического воспитания может быть построено на ведущих идеях и понятиях экологии (биоэкологии, социальной, экологии человека). Адаптация научных определений к психолого-педагогической специфике дошкольного детства при этом осуществляется посредством: отбора и использования в педагогическом процессе объектов природы (материалов), имеющих главные свойства существенных признаков морфофункциональной приспособленности организма к среде обитания; создания в пространстве жизнедеятельности детей эколого-развивающей среды, включающей объекты природы, пригодные для демонстрации ярких форм приспособительной взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Этот подход принципиально отличает воспитательно-образовательный процесс в ДОУ от обучения естествознанию в школе и является его подготовительным этапом[15,19].
Новизна представлена в методологическом обосновании экологического воспитания дошкольников, которое базируется на системном и естественно-научном подходах. Системный подход позволяет упорядочить различные аспекты экологического воспитания детей в условиях детского сада и выстроить новую педагогическую систему. Естественнонаучный подход позволяет определить научную сущность экологического воспитания детей, возможность использования главных положений экологии (одного из направлений естествознания) в определении содержания педагогического процесса.
Разработана теоретическая модель системы экологического воспитания детей в дошкольном учреждении, ее структура включает пять функционально взаимосвязанных компонентов: основы экологии (теоретическое знание); дидактическая система знаний для детей; методы экологического воспитания; технологии экологического воспитания в детском саду детей разного возраста; управление экологическим воспитанием в ДОУ. Ведущим – системообразующим – компонентом является теоретическое знание – основы экологии, которое пронизывает и объединяет все остальные компоненты системы[5,44].
Выявлены три группы методов экологического воспитания детей в дошкольном учреждении, базирующиеся на типичных для этого периода видах деятельности: практические (создание и поддержание экологически правильных условий для растений и животных, находящихся в окружении детей, природоохранная деятельность); познавательные (наблюдение, общение педагога с детьми в повседневной жизни и на занятиях); «отобразительные» (игра, моделирование, изобразительная деятельность)[20,10].
Новая форма использования сюжетно-ролевой игры в воспитательно-образовательном процессе ознакомления детей с природой — разные виды игровых обучающих ситуаций (ИОС с игрушками-аналогами, куклами — персонажами сказок, с сюжетом «путешествия»), организованные  воспитателем  для решения дидактических задач, принципиально меняют ситуацию: учебная деятельность, преобразуясь в игровую, обеспечивает легкость в понимании и усвоении дошкольниками экологических знаний, отражающих причинно-следственные связи явлений, взаимосвязи объектов[19,8].
I.2. Понятие об игре, классификация игр.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него  начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь» и «теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных[3,27].
Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает А.М. Горький; «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми,- их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Что дает право называть игру творческой деятельностью?
Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой[8,12].
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация[6,14].
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.
Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы  сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы  общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным[17,13].
Воплощение жизненных впечатлений в игре – процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.
В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника[1,22].
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельность. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.
Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя,  шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.
Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать,  как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе; моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрике, а убирая участок, становится дворником[1,25].
В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.
Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников – рисованием, лепкой, конструированием.  Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств,  эти виды детской деятельности имеют много общего; можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.
Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе детского сада. В «Программе воспитания в детском саду» указано, что игра – важнейшая самостоятельная деятельность, которая имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Для каждой группы определены задачи воспитания, которые решаются с помощью игры.
Руководство творческими играми – один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления[27,28].
Важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.
Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Возьмете ли вы игры, возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд, — везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка».[7,19]
Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности. «Это подтверждается и тем, что все большее внимание дети начинают уделять идее, т.е. замыслу своего произведения. Конечно, ни дошкольник, ни даже школьник не пытается передать какую-то отвлеченную мысль в образной форме. Идейный замысел 6-7-летнего ребенка обычно исчерпывается сюжетом его рисунка, игры или рассказа».
Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.
В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, — опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность[2,21].
    продолжение
--PAGE_BREAK--Обучение играет огромную роль в «разумной творческой деятельности» ребенка. «Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков». При правильном обучении творчество  детей достигает относительно высокого уровня. «Сознание играет ведущую роль в деятельности человека в целом, тем более в творческой, где требуется полет мысли, сила воображения, опирающегося на опыт и знания. Способность анализа, критического отношения к качеству своей работы, которые у ребенка нарастают, прокладывают путь к новым достижениям в этой области, дают перспективу для дальнейшего развития и укрепления творческих способностей ребенка».[6,24]
Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.
Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывают деятели искусства. К.С. Станиславский советовал актерам учиться у детей, игру которых всегда отличает вера и правда. Поэт П. Антокольский утверждал, что все дети обладают одаренностью в той или иной области искусства. «Детская одаренность проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенном развитом инстинкте подражания».[26,19]
Творческое воображение ребенка особенно ярко проявляется  и развивается в игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле.
Таким образом, в играх дошкольников замысел получает значительное развитие – от случайно, по ассоциации возникающей цели до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств. В игре дети часто проявляют эмоции, которые в жизни еще недоступны им.
Испытывает ли ребенок эти чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование его морального облика?
И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральных качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.[24,17]
Игровое творчество проявляется  и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки.
Чем  старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры — все большая связь ее с трудом. Задача воспитателя – поддержать это стремление ребенка к самостоятельному изготовлению игрушек, помочь ему в этом.
Таким образом, игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла.
I.3. Игра как средство формирования личности дошкольника
В становлении личности дошкольника особое место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные навыки правила поведения в природе. Эффективность педагогического процесса в формировании личности дошкольника во многом зависит от грамотного педагогического руководства.
Педагогически правильно организованная игровая деятельность позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами  познания окружающей природы. (Приложение 1.)
При выборе направления руководства экологическими играми следует учитывать тот факт, что особая роль игры в воспитании требует насыщения ею всей жизнедеятельности детей в группе. Поэтому строить педагогический процесс формирования личности дошкольника нужно таким образом, чтобы игра была включена во все режимные моменты.
Определяя место игры в педагогическом процессе экологического образования, следует также учитывать её связи с трудом детей в природе и обучением на занятиях по экологическому воспитанию.
В последние годы резко возросло внимание к проблеме игр, обозначились потребность в более глубоком и разностороннем изучении отдельных вопросов игровой деятельности. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приёмов в практику обучения и воспитания, применением новых видов игровой деятельности.
Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игры включаются дидактические игрушки, разнообразный природный материал, используются готовые настольно-печатные игры: различное лото, разрезные картинки. Уместно также обращение к играм, активизирующим движения, сочетающимся с решением умственных задач.
В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик», дети подбирают себе домик или пару с прикрепленными к ним листочками, аналогичными по цвету или форме тому, который был выдан педагогом. Подобные игры полезны ещё и потому, что они предполагают различные формы организации детей, их можно проводить со всей группой или не большой подгруппой. (Приложение №2)
Однако надо иметь ввиду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. В практике дошкольного экологического образования подбор игр часто бывает недостаточно продуман и, нередко, случайным. Чтобы реализовать посредством игры задачи экологического образования, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала. При отборе игр для экологического образования дошкольников необходимо соблюдать следующие требования:
а) Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;
б) Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;
в) Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности;
г) Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;
д) Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенка-дошкольника;
е) Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущей и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.
Подбор и введение в педагогический процесс игр производится таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей о живой природе, учить их использовать имеющиеся знания для расширения игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Игры по ознакомлению с растениями и животными можно распределить на группы по дидактическим задачам.
(Приложение 3).
При проведении игр для обогащения экологических представлений необходимо придерживаться следующих положений:
а) Старшие дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности, которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;
б) Игры вызывают у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляется на познавательную деятельность;
в) Дошкольники проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т.д., а это значит, что происходит формирование личности дошкольника.
Использовать игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учётом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:
— о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных, как живых организмах;
— о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);
— о человеке, как части природы;
— о культуре поведения в природе.
Игры для обогащения экологических представлений целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариантно, в зависимости от уровня сформированности  экологических представлений дошкольников.
Само по себе  наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо ещё и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности.
Исходя из этого разработаны и модифицированы игры, содержание которых непосредственно направлено на развитие у старших дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе.
Серия игр для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе включает два блока:
1). Игры для развития эстетического восприятия природы (чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);
2). Игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.
Суть игр для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что дошкольники, при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдения или более близком контакте – прикосновении к растению, животному, поглаживание ствола, листьев и т.д.), должны рассказать что-либо интересное об объекте природы. Это могут быть особенности внешнего вида, особенности роста, развития, ухода или случаи бережного (жесткого) отношения людей к растениям, животным. При проведении этих игр необходимо учитывать следующее:
·        у дошкольников должен быть сформирован широкий круг представлений об объектах природы;
·        игры лучше всего проводить в естественной природной среде, чтобы дети могли подойти к тому или иному растению (животному), прикоснуться к нему, посмотреть на его состояние (для развития эстетического, эмоционального восприятия природы);
·        игры этого блока дадут наилучший воспитательный результат, если будут проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7 детей). Такая организация позволяет наладить тесный эмоциональный контакт с детьми, вызвать их на откровенный разговор, дает возможность высказаться свеем ребятам, с одной стороны, а с другой стороны – препятствует утомляемости, не задерживает ход игры.
Необходимо подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При такой мыслительной деятельности, связанной с природой, рождается эмоциональное побуждение, совершенно исключается равнодушие и безразличие – возрастает мыслительная  напряженность, творческое мышление, страстное желание узнать больше нового, сверхинтересного и необычного для себя. Создается определенное отношение к природе в целом и к конкретному её объекту, обостряется внимание к ним, и, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять интересную и полезную информацию о природе, т.е. появляется разносторонний интерес к познанию. Ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нём происходит, занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе. В результате формируется непосредственная эмоциональная отзывчивость, радость предстоящего познания, волнение от встречи с неизвестным в природе, предвосхищение  необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей относительно изучения окружающей природы.
Основу игр для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе составляют определенные ситуации. В ходе игр обсуждаются последствия хороших и плохих поступков взрослых и сверстников, идёт поиск собственных решений в трудных ситуациях, дети учатся мотивировать свои решения.
Особенностью игр является то, что они не дают детям рецепт поведения в готовом виде, а постепенно подводят их к собственным выводам и заключениям, что более ценно, нежели простое предложение запретов  и предписаний, в соответствие с которыми дети должны действовать.
Это такие игры, как «Необычное путешествие», «Угадай какой зверь».
(приложение 4).
Таким образом, мы рассмотрели несколько видов познавательной деятельности, связанной с миром природы. Пришли к выводу, что игра помогает формировать экологические знания, которые являются формированием личности школьника.
I.3.1. Классификация детских игр.
Детские игры — явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.
В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так, Ф.Фребель, будучи первым, среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры)[22,14].
В работах Н.К.Крупской детские игры делятся на две группы: игры, придуманные  самими  детьми,  и  игры,  придуманные  взрослыми.  Первые
Крупская   назвала  творческими,   подчеркивая  их  главную особенность -самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр этой классификации составляют игры с правилами.
В играх с фиксированными правилами (подвижные, дидактические) дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну. Например, в старшей группе появилась новая игра — «Зоологическое лото». Ведущий поочередно открывает маленькие карточки и показывает их играющим. Через несколько дней кто-то из детей говорит: «Так играть неинтересно: посмотрел на картинку и нашел животное в своей карточке. Пусть ведущий просто называет животное, а не показывает карточку». Затем дети придумывают ещё один вариант: ведущий говорит, где обитает животное и с какой буквы начинается его название. Таких усложнений может быть много, всё зависит от фантазии играющих. Но неизменной остаётся направленность ребёнка на решение игровой задачи в рамках принятых правил[12,132].
I.3.2. Сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра – это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении.
Главное условие игры – наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении.
В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание учёных. Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новосёловой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребёнка-дошкольника». В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребёнка или взрослого).
Выделяются три класса игр:
1. Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей) — самостоятельные игры: игра — экспериментирование;
самостоятельные сюжетные игры:
-          сюжетно-отобразительные,
-          сюжетно-ролевые,
-          режиссерские,
-    театрализованные;
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями: игры обучающие:
-          дидактические,
-          сюжетно-дидактические,
-     подвижные;
досуговые игры:
-          игры-забавы,
    продолжение
--PAGE_BREAK---          игры-развлечения,
-          интеллектуальные,
-          празднично-карнавальные,
-          театрально-постановочные;
З. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей:
традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым). [22]
Творческие игры
К творческим играм относятся игры, в которых ребёнок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.
I.3.3.  Игры с правилами
Игры с правилами — особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определённых задач обучения и воспитания детей. В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь классифицируются с учётом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настолько-печатные, словесные).
Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками), по предметам, которые используются в игре (игра с мячом, с лентами, с обручем).
Структура игры.
Независимо от вида игр она имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений.
Игра, используемая для обучения должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры — без неё невозможна сама игра. Они являются как бы рисунками сюжетами игры»[27,28].
Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.
Таким образом, обязательными структурными элементами игр являются: обучающая, воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ
II.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний у
старших дошкольников.
В предыдущей главе были рассмотрены теории воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста в целом и через игровую деятельность.
Экологическая  культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников.
Экологические знания – это, прежде всего, знания о взаимосвязи между растениями и животными и средой их обитания; между людьми, животными и растениями, а также способами использования природных ресурсов. Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом – соответствующее отношение к окружающему миру[19,32].
Для проверки эффективности разработанной методики был проведён педагогический эксперимент.
На этапе констатирующего эксперимента был поставлен ряд задач:
1.                Выявить уровень знаний детей о мире животных и растительный мир, о неживой природе, о временах года.
2.                Определить морально-ценностное отношение к природе у детей старшего дошкольного возраста.
3.                Выявить у детей практические навыки бережного отношения к объектам природы.
Констатирующий эксперимент проводился на базе ДЯ-С № 1  р.п. Сузун, Новосибирской области с 5.04.06 по 7.04.07.
Экспериментальную и контрольную группы сотавляли дети старших «А» и «Б» детских групп, приблизительно равные по уровню развития и уровню педагогического мастерства воспитателей, в количестве 20 человек.
Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время.
Целью констатирующего эксперимента было выявление показателей воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи данного этапа.
Для эксперимента  были подобраны следующие типы заданий:
1.                Задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников.
2.                Проблемные ситуации для определения морально-ценностного отношения к природе.
3.                Специальные ситуации для выявления у детей практических навыков бережного отношения к природе.
Задание 1
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование. Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисицы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.
Методика проведения
Ребёнку предлагается взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учётом места проживания.
Потом предлагается взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
Затем берётся третья карта и из оставшихся фигурок ребёнок выбирает насекомых и размещает их на карте.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки, предлагаю ребёнку ещё раз предлагается подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Выясняется, по каким признакам он разместил животных на карте.
После того как ребёнок справился с заданием ему предлагается выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и ответить на следующие вопросы:
— Как называется животное (птица, насекомое)?
— Что ты можешь рассказать о нём?
— Твоё отношение к ним.
Задание 2.
Цель. Определить уровень знаний о характерных особенностях представителей растительного мира.
Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонёк); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон, картинки с деревьями, ягодами и грибами, цветами леса и цветами сада, кустарник,
Методика проведения
Называют ребёнку пять комнатных растений, предлагают показать их.
— Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
— Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
— Покажи, как правильно это надо делать (на примере одного растения).
— Для чего нужны людям комнатные растения?
— Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Затем предлагается из представленных (даны в скобках) выбрать:
А) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, берёза);
Б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
В) ягоды и грибы (земляника, подберёзовик, клубника, лисичка);
Г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).
Задание 3
Цель. Определить уровень знаний характерных особенностей неживой природы.
Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).
Методика проведения
Ребёнку предлагают определить содержимое баночки. После того как он назовёт объекты неживой природы, предлагаю ответить на следующие вопросы.
— Какие свойства песка ты знаешь?
— Где и для чего человек использует песок?
— Какие свойства камней ты знаешь?
— Где и для чего человек использует камни?
— Какие свойства воды ты знаешь?
— Где и для чего человек использует воду?
Задание 4
Цель. Определить уровень знаний о временах года.
Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Методика проведения
Спрашивают у ребёнка:
— какое время года ему нравится больше всего и почему?
— любимые игры зимой;
— любимые занятия летом.
Предлагают нарисовать картинку, где будет изображено любимое время года.
Назовите время года, которое наступит после  любимого времени года, какое последует за ним?
Игра: «Когда это бывает?»:
— Светит яркое солнце, дети купаются в реке.
— Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
— С деревьев опадают листья, птицы улетают в тёплые края.
— На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Задание 5
Цель. Определить уровень отношения к миру природы.
Методика проведения
Детям предлагается ответить на следующие вопросы.
— Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? (Если у ребёнка нет домашних животных, спрашиваю: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»)
— Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?
— Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
— Как ты можешь помочь зимующим птицам?
Задание 6. Проблемная ситуация
«Представь себе, что мама дала тебе деньги на мороженое   и предупредила: магазин вот-вот закроется, поэтому поторопись… Ты пошёл (ла) и дорогой увидел (ла) красивого большого жука, который упал в ямку с водой и не может оттуда вылезти. Если ты остановишься, чтобы помочь ему, то не успеешь купить мороженое, а пойдёшь – жук погибнет. Как ты поступишь: пойдёшь по мороженое или  поможешь жуку?»
Задание 7.  Специально созданные ситуации для выявления у детей
практических навыков бережного отношения к объектам природы
Животных уголка природы на короткое время оставляли без еды, загрязнили их воду невредными добавками, ставили в живой уголок горшок с цветком с сухой землёй. Каждому ребёнку индивидуально предлагали поухаживать за обитателями уголка природы.
Дети брались за работу, но побеспокоились о еде лишь немногие дети. Сухое растение и грязная вода так и остались без внимания детей. Эти данные свидетельствуют о недостаточной работе взрослых по формированию у детей бережного отношения к природе.
Результаты диагностики.
По результатам выполненного задания все дети были распределены на 3 группы по уровням сформированности экологических знаний: высокий, средний, низкий.
Таблица 1.
Уровни экологических знаний детей
Низкий уровень (1)
Средний уровень (2)
Высокий уровень (3)
Знания
Неустойчивые  пред­став-ления о некото­рых      осо-бенностях живого — сущес-твенных  и несущественных. Относят к живомуживотн-ых по сущест­венным и не-сущест­венным   признакам. Не относят растения к жи-вому. Относят неживое по сходнымс живым признакам
Знают           наиболее существенные Признаки        живого (движение,  питание, рост). По ним относят к жи-вому большинство живот-ных  и растений.   Называют разные   признаки   у животных и растений
Знают   большинство существенных    при­знаков живого. Пра- вильно относят жи- вотных и растения к живому.    Знания   оживом   носят   обоб­щенный      характер: характеризуют    всю группу живого в це-лом
Отно­шения
Слабые эмоциональные проявления  или вообще отсутствуют. Интереса нет или от ситуативен. Наблюдает по предложе-нию взрослого. Быстро пе-реходит от одного объекта к другому.
Неустойчивость в проявле-нии интере­са, его избира-тельность, ситуативность: интересуют лишь знакомые животные. Отношение проявляют эмоционально, стремятся деятельно выразить отношение по предложению взрослого.
Удовлетворяют свои потре-бности в общении с живым в деятельности, в получении эмоционального удоволь-ствия.
Сильные  эмоциональные проявления,  радость от общения с животными и рас-тениями. Интерес к познанию живого. Проявляют сочувствие
к  попавшим в беду, стремятся
самостоятельно помочь, прояв-ляя осознанность, правильно определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи. Стремятся удовлетво-рить  потребности живого орга-низма. Проявляют гуманные чувства к живому.
Умения
В трудовом процессе могут выполнить лишь трудовые действия. Качество труда низкое. Не достигают результата.
Трудовой процесс по уходу за живым организмом выполня-ют с небольшой помощью взрослого. Достигают результата.
Самоатоятельно и качественно выполняют знакомые трудовые процессы.
К высокому уровню развития  были отнесены дети, которые  знали представителей животного мира и разделяли их по видам. Аргументировали свой выбор. Соотносили представителей животного мира со средой обитания, называли их характерные признаки. Проявляли интерес и эмоционально выражали своё отношение к ним. Знали, как надо ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимали взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. Без труда выражали своё отношение к представителям животного мира.
Дети классифицировали растения по видам, знали их характерные признаки. Называли условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знали, как правильно нужно ухаживать за ними. У детей сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Дети проявляют интерес и эмоционально выражают своё отношение к ним. Они знали объекты неживой природы, правильно называли их отличительные характеристики. Правильно называли времена года, знали характерные признаки каждого времени года. Они нашли правильное решение в проблемной ситуации — без колебаний решили спасти жизнь жука. У них сформировано бережное отношение к природе, т.к. дети правильно нашли выход из созданных ситуаций.
Наименьшее количество ошибок допустили Юля К. и Лида С. – 2 человека.
Лида С., Юля К. правильно выполнили задания. Лида С. без особого труда распределила представителей животного мира по видам, связно и последовательно отвечала на поставленные вопросы. Ребёнок самостоятельно называл разные виды растений. Без помощи взрослого называл условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Лида С. знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
Юля К. без труда определила содержимое баночек, правильно назвала отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывала о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При  ответах на поставленные вопросы проявляла творчество и фантазию. Ребёнок правильно называл времена года. По памяти воспроизводил сезонные особенности того или иного времени года. Выражал эстетическое отношение к природе. Дети  со всей ответственностью отнеслись к решению проблемной ситуации и правильно нашли выход из специально созданных ситуаций.
К среднему уровню были отнесены дети — Саша Б., Саша В., Аня К, Юля Н, Алина Ш. – 5 человек контрольной группы и Уля Г., Антон М., Денис Т., Люба Ч. – 4 человека экспериментальной  группы.
Ульяна Г. иногда допускала незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументировала свой выбор. Ребёнок в основном верно определял содержимое баночек, когда определялся уровень знаний характерных особенностей неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводил примеры того, как люди используют объекты неживой природы. Антон М. иногда допускал незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов. Практические умения и навыки по уход за комнатными растениями сформированы недостаточно.
    продолжение
--PAGE_BREAK--К низкому уровню развития были отнесены дети – в контрольной группе – Маша З., Рома М., Вова Р., Дима П. – 4 человека и в экспериментальной группе – Алёша Д., Маша Е., Аня Ж, Юра К., Лена Ф. – 5 человек.
Лена Ф. часто допускала ошибки при распределении представителей животного мира по видам. На поставленные вопросы отвечать затруднялась, а если и отвечала, то в основном неверно. Аня Ж. не всегда правильно называла времена года, затруднялась назвать их в нужной последовательности. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать домашними животными и обитателями уголка природы.
Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента в контрольной группе

Ф.И.
Уровни (низкий – Н, средний – С, высокий – В)
Знания
Отношение
Умение
о жив.,
птицах,
насек.
о раст.
мире
о нежив.
природе
о
времен. года
Пробл.
Ситуац.
1.
Бычков А.
С
С
С
С
С
+
+
2.
Вареник С.
С
С
С
С
С
+
+
3.
Заяц М.
Н
Н
Н
Н
Н


4.
Киреева А.
С
С
С
С
С
+
+
5.
Костина Ю.
В
В
В
В
В
+
+
6.
Мальцев Р.
Н
Н
Н
Н
Н


7.
Наумова Ю
С
С
С
С
С
+
+
8.
Разин В.
Н
Н
Н
Н
Н


9.
Парчук Д.
Н
Н
Н
Н
Н


10
Шевченко А.
С
С
С
С
С
+
+
Высокий уровень – 1 человек, средний уровень – 5 человек, низкий уровень – 4 человека
Таблица 2. Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе

Ф.И.
Уровни (низкий – Н, средний – С, высокий – В)
Знания
Отношение
Умение
о жив.,
птицах,
насек.
о раст.
мире
о нежив.
природе
о
времен. года
Пробл.
ситуация
1.
Гринченко У.
С
С
С
С
С
+
+
2.
Дякун А.
Н
Н
Н
Н
Н


3.
Егорова М.
Н
Н
Н
Н
Н


4.
Желтоног А.
Н
Н
Н
Н
Н


5.
Криворот Ю.
С
С
С
С
С
+
+
6.
Мамон А.
Н
Н
Н
Н
Н


7.
Семенюк Л.
В
В
В
В
В
+
+
8.
Тесленко Р.
С
С
С
С
С
+
+
9.
Филоненко Л.
Н
Н
Н
Н
Н


10
Чмырь Л.
С
С
С
С
С
+
+
Высокий уровень – 1 человек, средний уровень – 4 человека, низкий уровень — 5 человек
Уровни  сформированности экологических знаний
(констатирующий срез)
Уровень
Группа
контрольная
экспериментальная
Высокий
10 %
10 %
Средний
50 %
40 %
Низкий
40 %
50 %
Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах отражен в диаграмме.



- высокий уровень,        — средний уровень,   — низкий уровень
В контрольной (10%) и в экспериментальной (10%) группах мало детей с высоким уровнем сформированности экологической культуры. Средним уровнем обладает 50% детей в контрольной группе и 40% детей в экспериментальной группе. Низкий уровень сформированности экологических знаний 40% и 50% детей соответственно.
Обе группы находятся приблизительно на одинаковом уровне развития, поскольку расхождения в процентах очень незначительны. Выявленный в ходе исследования уровень развития является недостаточным, т.к. очень мало детей и в контрольной и в экспериментальной группах имеют высокий уровень сформированности экологических знаний, а значит и низкую экологическую культуру.
На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по воспитанию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически, не был достаточно оснащён педагогический процесс, мало места отводилось наблюдениям, практической деятельности, играм и другим видам деятельности экологического характера.
Таким образом, встала задача наметить методику совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, что и обусловило проведение формирующего эксперимента в экспериментальной группе.
II.2 Методика совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у старших дошкольников
На этапе формирующего эксперимента была разработана методика работы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Методика построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка, умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Одним из эффективных способов экологического образования дошкольников являются занятия по ознакомлению с окружающим миром и игровая деятельность[18,121].
Каждый день пребывания детей в детском саду должен быть интересным и насыщенным, поэтому реализация методики предполагала интегрированный подход в обучении с включением различных видов игр.
Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания. Процесс игровой  деятельности, в которой старшие дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет: обеспечить возможность усвоения экологических представлений; пробудить интерес к природе и развить ценное отношение к ней; формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности[19,32].
При проведении различных занятий по экологическому воспитанию использовали следующие виды игр: ИОС, дидактические игры, игра «Путешествие в мир природы» (см. Приложение), «Необычное путешествие», «Скорая помощь», «Грибная полянка», «Построй свой домик» и т.д., способствующие обогащению знаний, формированию отношений, развитию умений.
Экологические знания дети получают не только во время специально организованных занятий, но и во время прогулок, экскурсий, трудовой, игровой и исследовательской деятельности.
Во время прогулок были проведены подвижные игры: «У медведя в гостях», «Раз, два, три, к дереву беги». Дети уже знают особенности «своего» дерева (есть высокие, низкие, тонкие, толстые; у одного раскидистая крона, у других опущенные или приподнятые ветки).
Варианты игр:
1.                Предлагается изобразить своих новых друзей. Ранее указывалось, что у ребенка есть части тела, которые можно сравнить с частями растения: ноги похожи на корни, туловище – на ствол, руки – на ветки, пальцы на листья. Так, изображая старый дуб с большими толстыми корнями, ребенок широко расставляет ноги, показывая плакучую иву, опускают руки и т.д. Пусть дошкольники вспомнят, как шумит листва в ветреную погоду, воспроизведут эти звуки, представят, что на ветви садятся птицы, идет дождь или светит солнце. Ситуации можно придумать самые разнообразные с проводившимися ранее наблюдениями. Задача детей – отразить особенности дерева в предлагаемых педагогом ситуациях.
2.                Представим, что деревья научились ходить (эту игру уместно провести после чтения и обсуждения поэмы Б. Заходера «Почему деревья не ходят?»). Задача: показать как могло бы ходить дерево – тяжелым или легким шагом. Пусть дети объясняют свои движения (как правило, в своих комментариях они ссылаются на особенности внешнего вида растения).
Время от времени в гости к детям могут приходить их любимые персонажи – «Красная шапочка», «Доктор Айболит», Чипполино. Они участвуют в наблюдениях, в практических делах в уголке природы, в беседах. Каждый персонаж продолжает свою линию поведения: доктор Айболит заботится о здоровье детей и дает советы; Чипполино интересуется, есть ли в детском саду огород, что там растет и т.д., Красная Шапочка рассказывает, как она ходила к бабушке, что видела в лесу и т.д.
Дидактические игры используются в определенной последовательности. Их усложнение определяется развитием умений детей – от умения  определить способ действия конкретных предметов, к умению называть способ их использования и назначение, к способности самостоятельно загадывать о предмете загадку с описанием его функции и назначения и, далее, к умению устанавливать причинно-следственные связи между предметом и пользой от него, между человеком и природой, ориентации в многообразии рукотворного мира, к его преобразованию.
Игры включались в познавательную деятельность детей, «превращались» в элемент развивающей среды.
В старшей группе дидактическая игра должна стать одной из важнейших ступенек подготовке детей к школе. Дети этого возраста в силах придумать дидактические игры самостоятельно (лото, домино, разрезные картинки). В игре «Радуга» дети подбирают предметные картинки по цветам радуги. В игре «Рыбки плавают в пруду» дети подбирают рыбок подходящих по цвету к ручью, к пруду. Такие игры особо любимы детьми, по мнению Т.С. Комаровой, участвуя в создании такой игры, дети, в деятельной форме, познают и отражают объекты природы и их свойства.
Дидактическая игра может представлять ситуацию комично, фантастично или даже нелепо (небылицы).
Если переложить на музыку настроение таких игр, то дети смогут определить какая музыка больше подходит к небылицам. Это может быть юмористическая, шутливая музыка, которая поможет подчеркнуть интонацию, создать нужное настроение.
Можно подобрать музыку из некоторых произведений С. Прокофьева, В. Гаврилина, Д. Шостаковича. Воспитатель, вслушиваясь в строчки небылицы, может подобрать музыку, в которой, например, слышен громкий вой летящих по небу медведей и радостный визг поросят, и свист ветра, и хохот зрителей, показывающих на происходящее пальцами:
Медвежата летят, толстопятые кричат: «У-у-у, мы летим в Москву!»
Поросята летят, ещё больше кричат: «Хрю-хрю-хрю, полетим на Луну!»
Интерес к таким играм долго не угасает, если воспитатель обладает хорошим воображением и не только разбирает с детьми все ситуации, которые исходят из смыслового содержания небылицы, но и пробует изобразить драматически каждую сцену, чтобы детям было интересно играть.
Игры-раскладушки направлены на формирование умения определять. К какому миру — природному или рукотворному — относится предмет: «Чудесный мешочек», «Помоги Незнайке», «Определи место для предмета» и т.д. Например, в игре «Помоги Незнайке», дети, по просьбе героя, раскладывают предметы рукотворного мира в конверты с соответствующими символами («человек», «бабочка»), т.е. выполняют действие – раскладывания. Детям предлагают и другие игры с такими же действиями, но с другими сюжетными линиями. Затем задача усложняется: требуется не только разложить, но и обосновать свой выбор.
Игры – определение – определить способ использования предметов. В играх «Что лишнее», «Скажи как использовать предмет» детей побуждают назвать функцию вещи. В других играх, например «Найди пару», действия усложняются: надо не только знать способ употребления названного предмета, но подобрать к нему предмет с подобной функцией. Эта задача требует включения мыслительных процессов и опоры на прежний опыт.
Особое значение имеют игры-загадки, отгадки: «Найди заданный предмет», «Угадай, какой предмет загадан», «Что из какого предмета». Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать. Содержанием загадок является окружающая действительность: явления природы, предметы труда и быта, растительный и животный мир. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Например, игра-загадка «Лес» (см.Приложение).
Игра «Отгадай загадку и объясни отгадку» требует большого понимания смысла загадки, умения сделать сопоставления, привести доказательства. Нужно создать интересную «прелюдию к игре» — зачин игры.
В старшей группе есть замечательный почтовый ящик – «Чудесный ящик». Дети делают его нарядным и каждый сезон по-разному: с началом зимы наклеивают картинки зимнего содержания, осенью – желто-красными листочками, весной – изображением первых цветов. Ключик от ящика хранится в специальной коробочке. Детям, по очереди, предоставляется возможность открыть его и узнать, что там есть. В ящике конверты с загадками. Воспитатель читает, а дети отгадывают. Воспитатель поощряет детей. По окончании карточки складываются в конвертики, а дети составляют письмо «Волшебнику», с просьбой прислать новые загадки.
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры- драматизации. Реализация достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок.
·                   Игра – имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснувшись – потянулись, воробушки машут крылышками), имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
·                   Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
·                   Игра-импровизация под музыку («Весёлый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг ёлки»).
·                   Игра-импровизация по текстам сказок, рассказов, стихов (З. Александрова «Ёлочка», К. Ушинский «Петушок с семьей», Н. Павлова «Земляничка», Е. Чарушин «Утка с утятами»).
·                   Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
·                   Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремо», «Кот, петух и лиса»).
В воспитании экологической культуры старших дошкольников большое значение имеет трудовая деятельность экологического содержания. Её следует организовать систематически, с постоянным усложнением. Каждый ребенок должен проявить свои силы и способности, приобрести опыт и воплотить его в практических делах. Такая деятельность приучает думать и реально заботиться о «братьях меньших», находящимся в одном жизненном пространстве вместе с детьми. Труд дошкольников целесообразно сочетать с экологическими играми, наблюдениями, беседами.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.