Реферат по предмету "История"


Исторический анализ влияния патриархального уклада и православной церкви на положение женщины в русском обществе допетровского времени

Городскаяоткрытая научно – практическая конференция школьников и студентов

Тема: Исторический анализ влиянияпатриархального уклада и православной церкви на положение женщины в русскомобществе допетровского времени
Авторы:
 
Научныйруководитель:
2007 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение
1. Обоснование выбора темы,актуальность
2. Постановка цели и задач
3. Формулировка гипотезы
4. Обзор литературы
II. Основная часть
Глава 1. Положение женщины припервобытнообщинном строе      
1.1. Власть женщины при матриархате
1.2. Причины перехода к патриархату:социально-экономические и антропологические
1.3. Положение женщины впатриархальной семье
Глава 2. Христианская религия о ролиженщины
2.1. Библия о статусе женщины
2.2. Отношение русской православнойцеркви к женщине        
Глава 3. Русская женщина всредневековом обществе     
3.1. Положение женщины в языческойсреде 
3.2. Статус женщины после принятияхристианства        
3.3. Русская женщина допетровскоговремени глазами иностранцев
III. Заключение: причины, повлиявшиена положение женщины в русском обществе допетровского времени
IV. Список источников
V. Приложение
Приложение 1. Анкета социологическогоопроса
Приложение 2. Псалмы Библии
Приложение 3. Таблица: владения МарфаБорецкой       
Приложение 4. Отрывки из «Домостроя»Сильвестра     
Приложение 5. Словарь терминов        

ВВЕДЕНИЕ
Прогресслюбого общества определяется
по положениюв нем прекрасного пола.
Ш.Фурье
В целом, в любую эпохуположение женщины является надежным критерием эволюционного прогресса брака каксоциального института, в то время как прогресс самого брака является достаточноточным показателем развития человеческой цивилизации.
Положение женщины всегдабыло социальным парадоксом; она всегда искусно управляла мужчиной, всегдаиспользовала более сильное половое чувство мужчины в своих интересах и длясвоего развития. Умело, пользуясь своей привлекательностью, ей часто удавалосьудерживать мужчину в своей власти — даже тогда, когда она была его полнойрабыней.
События двадцатого века отечественнойистории способствовали быстрому развитию эмансипации со всеми её последствиями.Женщины вовлекались в общественное производство, участвовали в тяжеломфизическом труде, приобщались к традиционно мужским профессиям, к занятиямвоенно-прикладными видами спорта. Сотни тысяч женщин устремились в армию, нежелая отставать от мужчин, чувствуя, что способны наравне с ними вынести всетяготы воинской службы, утверждая за собой право на защиту Отечества. Многиеженщины-современники успешны в политике, бизнесе, театре, спорте. Возникла идеяполного мужского и женского равенства.
Но в истории существовалаи другая эпоха. Историческая реальностьрусского средневекового общества – это патриархальная зависимость всех классови слоев общества от абсолютной власти и особенно угнетенное состояние такойсоциальной группы как женщины. Древнерусское общество – типично мужская,патриархальная цивилизация, в которой женщины занимали подчиненное положение иподвергались постоянному угнетению и притеснению. В Европе трудно найти страну,где в XVIII веке избиение жены мужем считалось бы нормальным явлением, и самиженщины видели бы в этом доказательство супружеской любви. В России же этообычное явление, которое подтверждается не только свидетельствами иностранцев,но и исследованиями русских этнографов.
В связи с этим возникаетвопрос о факторах и причинах, повлиявших на такое униженное положение женщины. Именноего мы задали своим респондентам при проведении социологического исследования,в результате которого 300 опрошенных (учащиеся гимназии, наши родители,учителя, сверстники) так и не смогли дать четкого ответа. Этотпроблемный вопрос мы считаем основополагающим в нашем исследовании.
Немаловажную роль ввыборе темы сыграл просмотр фильма «Код да Винчи», снятого по одноименной книгеД.Брауна. Одной из проблем, поднятых в нем, явилось отношение церкви к женщине.Христианская религия отвергает мысль о причастности женщины к продолжению родаИисуса, что повлекло за собой много споров о достоверности фактов, положенных воснову этого произведения, и недовольство церковнослужителей.
Важным начальным этапом вработе-исследовании над определенной темой является подборка, ознакомление,анализ и систематизация соответствующего информационного материала. Следуетотметить, что нами не было обнаружено специальных монографических исследованийпо этому вопросу, однако это не означает отсутствие таковых вообще. Вследствиенедостаточного количества информации по нашей теме в городской библиотеке мыобратились к литературным ресурсам краевой библиотеки. Основными источникаминашей работы стали статьи «Домостроя» Сильвестра, книги Забелина И.Е.«Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях», Бер-Сижель Э.«Рукоположение женщины в Православной церкви» и «Служение женщины в церкви», ЯндианБ. «Одна плоть: Божий дар страсти – любовь, секс и роль в браке», а такжевыводы по социологическому опросу, справочная и научная литература.
Изучив литературу поданному вопросу, мы определили два основных «поля» нашего исследования: этопериод перехода от матриархата к патриархату и период средневековья в историиРуси. Именно здесь, по нашему мнению, и кроются основные причины униженногоположения женщины. Процесс «выведения»женщины из сферы замкнутого феодального домохозяйства начался «сверху», толчокему дала деятельность Петра I по созданию светскогогосударства. Поэтому мы обозначили хронологические рамки своей работы до эпохиПетра Великого.
Цель: исследовать влияние периода переходаот матриархата к патриархату и православной церкви на место женщины в русскомобществе допетровского времени.
В связи с этим былиопределены следующие задачи:
1.        сравнитьположение женщины в эпохи матриархата и патриархата;
2.        выявить причиныперехода к патриархальному укладу;
3.        сопоставитьбиблейское представление о месте женщины с церковным представлением;
4.        проанализироватьположение женщины на Руси в период язычества;
5.        исследоватьпериод перехода к христианству как фактор, повлиявший на изменение отношенияобщества к женщине на Руси.
Таким образом, мы выдвигаемследующуюгипотезу: Статус женщины в исследуемый период неоставался неизменным. Под влиянием различных факторов положение женщиныменялось: от подчинения и притеснения до частичной идеализации в общественноммнении.

ГЛАВА 1. ПОЛОЖЕНИЕЖЕНЩИНЫ ПРИ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОМ СТРОЕ
 
1.1.    Властьженщины при матриархате
Еще в глубокой древностипериодические кровотечения у женщины и потеря ею крови при родах внушили мысльо том, что кровь является творцом ребенка (как и обителью души), и породилипонятие о кровном родстве между людьми. На раннем этапе эволюции родословнаявелась только по материнской линии, ибо только об этой стороне наследственностиможно было судить хотя бы с какой-то определенностью.
Первобытная семья,происходящая из инстинктивной биологической кровной связи матери и ребенка,неизбежно строилась на матриархате; и многие племена в течение долгого временипридерживались этой практики. Матриархат был единственным возможным вариантомперехода от стадного группового брака к более поздней и улучшенной семейнойжизни полигамного и моногамного патриархата. Матриархат служил естественнойбиологической формой семьи; патриархат является ее социальной, экономической иполитической формой. Долгое существование матриархата у красного человекаСеверной Америки – одна из основных причин, объясняющих, почему высокоразвитыев остальных отношениях ирокезы так и не создали настоящего государства.
При матриархатепрактически высшей властью в доме пользовалась мать жены; даже братья жены и ихсыновья принимали более активное участие в ведении семейных дел, чем муж. Отцовчасто переименовывали в честь их собственных детей.
Самые древние расы почтине признавали роли отца, полагая, что ребенок целиком происходит от матери. Онисчитали, что дети напоминают отца из-за близости с ним, либо же верили в то,что дети «помечаются» таким образом потому, что мать хотела, чтобы они былипохожи на отца. Позднее, с переходом от матриархата к патриархату, всю заслугуза появление ребенка отец стал приписывать себе, и многие табу, касавшиесябеременной женщины, впоследствии распространились на ее мужа. Когда приближалсясрок разрешения от бремени, будущий отец прекращал работать, а с началом родовон, как и жена, ложился в постель, проводя там от трех до восьми дней. Вотличие от жены, которая могла встать на следующий день, чтобы заняться тяжелойработой, муж оставался в постели и принимал поздравления; всё это было частьюранних нравов, направленных на то, чтобы утвердить право отца на ребенка.
Поначалу муж обычноуходил жить в клан жены, однако в более поздние времена – после того, какмужчина выплачивал назначенную за невесту сумму или же отрабатывал ее, – он могзабирать жену и детей в свой род. Переходом от матриархата к патриархатуобъясняются кажущиеся в иных условиях бессмысленными запреты на одни типыбраков между двоюродными родственниками, в то время как другие браки при такойже степени родства были разрешены.
1.2. Причины переходак патриархату: социально-экономические и антропологические
Наш учебник «ИсторияРоссии с древнейших времен до конца XVII века» под редакцией А.Н. Сахарова объясняет причины перехода отматриархата к патриархату следующим образом: «Переход к производящему хозяйствусоставляет суть неолитической революции. Думается, что основоположникомпроизводящего хозяйства явилась женщина. Именно она, собирая злаки, обратилавнимание на то, что, оброненные в землю, они дают всходы. Именно она перваяприручила детенышей убитых животных, а потом стала использовать этот опыт длясоздания постоянного стада, которое давало мясо, молоко, кожу. Женщинаполностью оправдала отведенную ей роль в период матриархата, создав основу длябудущего взлета человеческой цивилизации. Но тем самым она подготовила почву,чтобы уступить ведущую роль в обществе мужчине – земледельцу, вспахивавшемуобширные поля и вырубавшему и выжигавшему лес для новых посевов; скотоводу,пасшему тысячи голов скота и находившемуся долгое время в седле. В новыххозяйственных условиях требовалась мужская сила, ловкость и доблесть. Наступаловремя патриархата, когда ведущее место в семье, роде, племени заняли мужчины».
Такое объяснение кажетсянам не совсем полным и убедительным. />Другие источникипозволили нам получить более четкое описание перехода от матриархата кпатриархальному укладу: «С отмиранием нравов охотничьего периода, когда занятиескотоводством позволило мужчине контролировать основной источник пищи,матриархат быстро отошел в прошлое. Так произошло просто потому, что матриархатне мог успешно конкурировать с новым укладом – патриархатом. Власть мужчин,являвшихся родственниками матери, не могла соперничать с властью,сосредоточенной у мужа-отца. Женщине было не по силам совмещать беременность скаждодневным руководством текущими делами и растущими домашними полномочиями.Появление практики кражи и позднее купли жен ускорило отмирание матриархата».
Эпохальный переход отматриархата к патриархату – одно из наиболее радикальных и резкихпреобразований, когда-либо осуществленных человеческим родом. Эта переменасразу же привела к усилению социальной активности и ускорила эволюцию семьи.
1.3. Положение женщиныв патриархальной семье
Возможно, что инстинктматеринства приводил женщину к супружеству, однако именно большая сила мужчиныв сочетании с воздействием нравов фактически принуждала ее оставаться в браке.Пастушеский образ жизни вел к созданию новой системы нравов – патриархальнойсемьи; и основой единства семьи в период господства нравов, присущих эпохескотоводства и раннего земледелия, была деспотичная и беспрекословная власть отца.Любое общество, будь оно национальным или родовым, прошло через стадиюавтократической патриархальной власти. Скупое внимание, уделявшееся женскомуполу в эпоху Ветхого Завета, является истинным отражением нравов скотоводов.Все древнееврейские патриархи были скотоводами, что подтверждается фразой:«Господь – Пастырь мой».
Мужчина был не болееповинен в невысоком мнении о женщине, бытовавшем в прошлые века, чем самаженщина. Она не смогла завоевать социального признания в первобытные времена,ибо не действовала в чрезвычайных положениях – не совершала эффектных подвигови не проявляла героизма в кризисных ситуациях. Материнство было явнымпрепятствием в борьбе за выживание; материнская любовь делала женщин плохимизащитницами племени.
Кроме того, первобытнаяженщина неосознанно попадала в зависимость от мужчины, восхищаясь егодрачливостью и мужественностью. Такое прославление воина усиливало мужскоетщеславие, в равной мере подавляя тщеславие женщины и делая ее более зависимой.Военная форма и сегодня заставляет трепетать женское сердце.
У наиболее развитых расженщины являются не такими крупными или сильными, как мужчины. Будучи слабее,женщина становилась более тактичной. Она быстро научилась пользоваться своейпривлекательностью. Она стала более внимательной и консервативной, чем мужчина,хотя чуть более легкомысленной. Скотовода кормила его отара, однако напротяжении пастушеской эпохи женщине еще приходилось добывать растительнуюпищу. Первобытный человек чурался земли: она была слишком мирной, слишкомнеувлекательной. Кроме того, бытовало давнее суеверие, согласно которомуженщина – от природы мать – выращивает более богатый урожай. Сегодня во многихотсталых племенах мужчины приготавливают мясо, а женщины – овощи, и когдапримитивные австралийские племена находятся в пути, женщины никогда непритрагиваются к дичи, а мужчины не останавливаются, чтобы выкопать корень.
Женщине всегдаприходилось работать; во всяком случае, вплоть до нынешних времен женщина быланастоящим производителем. Мужчина обычно выбирал более легкий путь, и этонеравенство существовало на протяжении всей истории человеческого рода. Наженщин всегда ложился тяжкий груз: они носили семейный скарб и присматривали задетьми, освобождая мужчину для сражения или охоты.
Первое освобождениеженщины наступило, когда мужчина согласился возделывать землю — согласилсявыполнять работу, которая ранее считалась женской. Огромный шаг вперед былсделан тогда, когда пленников мужского пола перестали убивать и сталипревращать в рабов — сельскохозяйственных работников. Это привело косвобождению женщины, которая получила возможность уделять больше времениобустройству домашнего очага и воспитанию детей.
Обеспечение младших детеймолоком животных привело к более раннему отнятию от груди. В силу этого женщиныстали рожать больше детей, ибо матери освобождались от наступавшего иногдавременного бесплодия. Кроме того, использование коровьего и козьего молокарезко сократило детскую смертность. До наступления пастушеского периода вразвитии общества матери обычно кормили детей своим молоком, пока им не исполнялосьчетыре или пять лет.
Когда первобытные войныпошли на убыль, начало уменьшаться неравенство в разделении труда междумужчинами и женщинами. Однако женщины по-прежнему должны были выполнять настоящуюработу, в то время как мужчины несли караул. Ни один лагерь или поселениенельзя было оставить без охраны ни днем, ни ночью, но и в этом деле мужчинампомогали сторожевые собаки. В целом, появление земледелия повысило престиж исоциальное положение женщины, во всяком случае, до тех пор, пока мужчина сам непревратился в земледельца. И как только мужчина занялся возделыванием земли,немедленно произошло радикальное усовершенствование методов ведения сельскогохозяйства, что продолжалось на протяжении последующих поколений. На охоте и навойне мужчина усвоил значение организации и использовал это знание впромышленности, а позднее, взяв на себя значительную часть труда женщины, вогромной мере усовершенствовал ее примитивные методы труда.

ГЛАВА 2. ХРИСТИАНСКАЯРЕЛИГИЯ О РОЛИ ЖЕНЩИНЫ
 
2.1. Библия о статусеженщины
В книге Бытия (1:27)говорится: «И сотворил (bara)Бог человека по образу своему, по образу своему сотворил (bara) его; мужчину и женщину сотворил (bara) их». Почему Святой дух говорит«его», а затем говорит «их»? Потому что внутри него были они.
Но это не говорит о том,что внутри него было два тела. В 27-м стихе слово «сотворил» соответствуетеврейскому слову bara – «создаватьчто-то из ничего». В этом стихе идет речь о сотворении их духов, а не тел. Богсоздал тело человека из праха земли, а затем «вдунул в лицо его дыхание жизни»,то есть, он вдохнул в человеческое тело сотворенные духи мужчины и женщины.
Это не было два человека,заключенные в одно тело. Это было одно мужское тело, которое заключало в себедуховную сущность мужчины и женщины. Бог сотворил его целостным и завершенным(Бытие, 5:2, см. приложение 2). Тело Адама и Евы не были сотворены в один и тотже день. Бог сотворил тело Адама на шестой день, а на седьмой день отдыхал.Затем, спустя какое-то время после того, как Адам дал имена всем творениям вЭдемском саду, произошло событие, о котором говорит Библия (Бытие, 2:21, 22, см. приложение 2). Бог взял у Адама не только ребро; он вынул дух и душу Евы. Он использовалребро, чтобы сделать ее тело, но ее дух уже существовал с того момента, как онсотворил дух Адама. Женщине предназначалось стать великолепной. Чтобы увидеть,каким особенным творением является женщина, мы должны снова взглянуть на то,как Бог сотворил тело человека. В книге Бытие (2:7) говорится, что Бог «создал»человека из земного праха. Итак, тело мужчины было asah – сформировано из чего-то, что уже существовало (Бытие,1:26), а также jatsar –сформировано и слеплено, как из куска глины.
 В животном мире самкакаждого вида была в отдельности сформирована из праха точно так же, как самец.Но женщину Бог сотворил способом, совершенно отличным от способа, которым онсотворил мужчину или какое-либо другое существо. Женщина была извлечена из мужчины,что символизирует то, что она получает жизнь от мужчины. Потом ее вернулимужчине, что является символом того, что она отдает свою жизнь ему (Бытие,2:23, см. приложение 2)
То, что Бог взял именноребро Адама, чтобы сделать женщину, имеет очень большое значение. Без ребертело потеряет форму, и сердце станет очень уязвимым. Ребро символизируетэмоциональную поддержку, невидимую, внешнюю силу и ободрение, без которого выбы потерпели поражение. Ребро находится под рукой, что символизирует защиту иобеспечение, которое муж дает жене. Бог не взял кость из пятки Адама, потомучто Еве не предназначалось быть рабыней; Бог не взял также кость из головыАдама, потому что ей не дано властвовать над мужем. Она должна быть рядом с нимкак равная перед Богом, трудиться вместе с ним, обсуждать общие проблемы ивыражать свое мнение, почитать его как самого близкого друга и возлюбленного.Бог предопределил женщине быть особенным творением, которое должен обеспечиватьи оберегать мужчина.
Библия ясно говорит, чтомуж является главой семьи и жена должна подчиняться ему, но как это действуетна практике? Подчинение принято толковать так – подчиняться мужу значит принятьвторостепенное положение. Когда жена подчиняется, она как бы соглашается с тем,что она ниже своего мужа, что она менее разумна и менее способна, чем он. Врезультате вся ее жизнь и ее собственная уникальность как бы растворяется вжизни ее мужа.
Другое общепринятоетолкование власти мужа подразумевает, что муж в доме является полнымдиктатором, что исключает любое проявление благоразумия и сострадания. Но этиобщепринятые понятия не основаны на Божьем Слове.
 Мы уже видели, что БожьеСлово повелевает мужу настойчиво и самоотверженно любить свою жену. Имея высшуювласть в доме, он в то же время служит, тем, кем он руководит. Иисус показалмужьям пример для подражания, умыв ноги ученикам, и этим провозгласил: кто извас выше, пусть больше служит.
То, что муж являетсяглавой дома, не означает, что он в чем-то превосходит жену. И то, что женаподчиняется решениям, которое принимает муж, не означает, что она ниже или хужеего. Они равны. (1 Коринфянам, 11:8,9, см. приложение 2)
Учение Иисуса заставиломужчин посмотреть на женщин другими глазами и соответственно относиться к нимкак к равным перед Богом, что было предметом многих споров во время Его земногослужения. Как в Ветхом, так и в Новом Завете Бог четко установил духовноеравенство мужчины и женщины. Одно из самых ярких примеров этому мы находим впослании к Галатам, 3:28 (см. приложение 2).Рассматривая вопросы бракав Библии видно, что о женщине сказано больше, чем о мужчине. Для этого естьпричины. В любом обществе, в основании которого не лежат христианские принципы,к женщинам не относятся с тем уважением, которого они заслуживают. Ее роль всемье, в Церкви и в обществе в большинстве случаев воспринимается ошибочно.Библейскоевоззрение на сущность и роль женщины является одним из самых важных аспектоввлияния христианства на мировое общество. Начиная с Бытия и заканчиваяОткровением Библия недвусмысленно провозглашает духовное и вечное равенствомужчины и женщины.
Каждые несколько лет вЦеркви снова набирает силу лжеучение, которое за основу берет стих из посланияк Ефесянам (5:22): «Жены, повинуйтесь своим мужьям». Приверженцы этого ученияутверждают, что жена должна повиноваться своему мужу, даже если это потребуетнарушение заповедей Божьего Слова. Если муж хочет, чтобы его жена совершилапрелюбодеяние с другим мужчиной, она должна это делать. И предполагается, чтотакое ее повиновение приведет мужа к Господу. Но это мнение ошибочно.
Зная и понимая то, что вПисании четко выделено различие между повиновением и послушанием, можно опровергнутьлюбое ложное определение. Повиновение или подчинение – это отношение к кому-то;послушание – это действие или поступок. «Выдолжны всегда повиноваться тем, кто имеет власть над вами, однако не всегда выдолжны выполнять их требования. Если кто-то, кто стоит у власти, будет проситьвас сделать что-то противоречащее Божьему Слову, вы должны отказаться, сохраняяпри этом отношение повиновения» (Деяния, 5:29, см. приложение 2). По сути своей, повиновение – это смирение, этоискреннее стремление ставить интересы других выше собственных. Если бы Евасмиренно посоветовалась с Адамом и Господом, прежде чем вкушать от запрещенногоплода, она не стала бы жертвой обмана в Эдемском саду. Но так как она решиладействовать самостоятельно, она поверила лжи, утверждавшей, что она может стать,«как Бог» (Бытие, 3:5)
Истина состоит в том, чтоБог и Адам уже сделали ее их королевой. Своей властью они поставили ее на этопочетное и высокое место. Адам не выполнил свою обязанность – рассказать Еве отом, что Бог поведал ему об их положении на земле (Бытие, 2:16,17). Не имеядостаточного понимания Божьего Слова, она поверила в ложь змеи и, вкусив отзапретного плода, сделала себя рабой сатаны.[1]
2.2. Отношение русскойправославной церкви к женщине
В обществе, где женскуюспецифику без всяких отговорок воспринимают как подчиненность, мужчины, пустьна разных уровнях и в разных сферах, всегда пребывают в верхней части тойпирамиды власти и ответственности, в образе которой многие представляют себецерковь. Что же касается места женщин, то оно находится в основании – не внецеркви, но внизу; во всяком случае ниже того, которое занимают мужчины.
Эта пирамидальнаяпатриархальная концепции церкви, являющаяся калькой со структур, которые вантичном обществе обеспечивали поддержание мира в семье и в государстве, дурновлияла на образ мыслей и психологию христиан на протяжении целых столетий. В ихсознании она существовала с иным миросозерцанием и иным опытом – опытом церкви,укорененным в новозаветной почве: церковь как единение во Христе через СвятогоДуха отдельных людей и самостоятельных местных церквей. Единение – в слиянииединосущной Троицы – мужчин и женщин, непреодолимо разных, но равных в своемдостоинстве; не устраняя, но превосходя различия пола и культуры, Святой Духвластно изливает на них многообразные дары ради устроения общего «домадуховного» (1 Петр 2:5).
С одной стороны,церковный дискурс, двигаясь в русле учения Иисуса, утверждает духовноеравенство мужчин и женщин. С другой стороны, на участие женщин в церковномслужении, в апостольстве церкви – особенно публичном – накладываются всякогорода ограничения и запреты; в разные исторические эпохи и в разных культурахони модифицировались. Для их обоснования ссылаются на авторитет СвященногоПисания, и в особенности раввинской экзегезы второго рассказа о сотворении мира(Бытие 2:18–24). Сотворенная второй, из части тела Адама, Ева подчинена ему;она часть Адама. Взаимозависимость просто немыслима. Она станет мыслимой толькопод воздействием Духа, разбивающего культурные стереотипы. Помимо этого к нимдобавляются всякого рода страхи и вымыслы, осознанные и неосознанные: боязнь«нечистой» – из-за менструальной крови – женщины, одновременно и слабой, иопасной. В духовной сфере, где добровольное безбрачие представляетсяхристианину вернейшим путем к совершенству, женщина для мужчины – воплощениесоблазна. Так вопрос о месте и положении женщин пронизывает всю историю церкви,начиная с истоков. Из непростого и напряженногососуществования в христианском сообществе этих двух концепций и рождаетсявопрос о месте женщин в церкви. Неоднозначность церковного дискурса о женщинах,которую сегодня вполне справедливо разоблачают историки христианскогоантифеминизма, следует рассматривать именно в перспективе этого диалектическогонапряжения
В обществахпатриархально-земледельческого уклада, которые в результате византийскоймиссионерской экспансии и особенно после падения Византии становятся вСредиземноморье и восточной части Европы земным уделом православия,антропология Евангелия и святых отцов продолжает жить в глубинах церковногосознания. Церковь канонизировала новомучениц, великих монахинь, княгинь –таких, как Ольга Киевская, которая почитается вместе с ее сыном Владимиром как«равноапостольная», но также и простых мирянок – таких, как на заре новоговремени Иулиания Лазаревская, чье «житие», изложенное ее сыном, являетсяпримером милосердия и самопожертвования. [2]

ГЛАВА 3. РУССКАЯЖЕНЩИНА В СРЕДНЕВЕКОВОМ ОБЩЕСТВЕ
3.1. Положение женщиныв языческой среде
Женщины редко упоминаютсяв летописных источниках. Например, в «Повести временных лет» сообщений,связанных с представительницами прекрасного пола, в пять раз меньше, чем«мужских». Женщины рассматриваются летописцем преимущественно как предикатмужчины (впрочем, как и дети). Именно поэтому на Руси до замужества девицучасто называли по отцу, но не в виде отчества, а в притяжательной форме:Володимеря, а после вступления в брак — по мужу (в такой же, как и в первомслучае владельческой форме; ср. оборот: мужняя жена, т.е. принадлежащая мужу).
Едва ли не единственнымисключением из правила стало упоминание жены князя Игоря Новгород-Северского в«Слове о полку Игореве» — Ярославна. Кстати, это послужило А.А. Зимину одним изаргументов для обоснования поздней датировки «Слова». Весьма красноречивоговорит о положении женщины в семье цитата из «мирских притч», приведеннаяДаниилом Заточником (XII в.): «Ни птица во птицах сычь; ни в зверез зверь еж;ни рыба в рыбах рак; ни скот в скотех коза; ни холоп в холопех, хто у холопаработает; ни муж в мужех, кто жены слушает».
Точно так же, как ивезде, на равной ступени общественного развития, русское общество определялонравственные и общественные права женской личности ветхим и по преимуществувосточным сознанием, что лицо женщины, каково бы ни было ее положение, не естьполовина, а есть величина меньшая: что женщина сравнительно с мужчиною естьмалолеток, недоросль, член общества несовершеннолетний. Сама женская природаспособствовала развитию такого убеждения.
В первую эпохучеловеческой жизни в понятиях и представлениях человека господствовала иуправлял всею его деятельностью идеал богатыря, т.е. идеал собственнофизической силы человека. В то время физическая сила была первой необходимостьюдля человека, а, следовательно, первым, высшим, почти исключительнымдостоинством. В то время по естественным причинам человек везде в своейдеятельности должен был завоевывать себе положение и побеждать природу большесилою плеча, чем силою ума. «Богатырство» было исходным началом его жизни, оноже стало и высшим его идеалом.
Понятно, что пофизиологическим особенностям своей природы женская личность не моглаприравняться к этой первозданной и тогда естественной мере человеческого достоинства.Призванная к рождению детей и ко всем тяжким последствиям этого действияприроды, каково воспитание или собственно вскармливание ребенка и т.д., женщинаодним эти действием природы обрекалась уже на страдательную, вполне зависимуюроль пред личностью мужчины, не говоря уже о том, что самый организм ее,сравнительной слабый и нежный, никогда не мог равнять ее физические силы смужскими. Вот естественная причина, по которой богатырские воззренияпервобытного человека очень легко могли воспитать в его сознании мысль овеликом различии женского существа от мужского. Различие в физических силахобоих полов было слишком очевидно, а между тем эта сила была единою меройчеловеческого достоинства, единою оценкою достоинства каждой личности. Такимобразом сама природа женщины, вовсе неспособная отвечать своею деятельностьюпервозданным идеалам человека, указывала женской личности место, которое вотношении ее самостоятельности до сих пор колеблется между мужчиной и егодетьми.
Если же мужество, вообщехраброе и отважное дело, составляло высший идеал жизни для мужчины, то этоубеждение не могло оставаться без влияния на положение женщины. Обыкновенно,чего требует основная мысль века, на то отвечает и жизнь людей, их поступки идела; только то и господствует в жизни, что убеждение века почитает своимидеалом. Не могло быть, чтобы рядом с мужественным, сильным и отважныммужчиной, каким он был в первый век нашей истории, стояла женщина слабая илиослабленная нравственно, умственно и даже физически, как это было впоследствии,при господстве других идей и положений жизни. Не могло быть, чтобы женщина,находясь в сфере, где мужественное дело и отвага составляют стихию жизни, невоспитывалась под сильным влиянием этой стихии, чтобы свобода действий, котораясама собой разумеется в представлении о мужественном деле и отваге, нераспространялась и на женщину, несмотря даже на физиологические условия еепола.
Дело жизни прямо выдвигаложенщину на подвиги. О мужестве русских женщин в языческую эпохузасвидетельствовали византийские летописцы, которые рассказывают, что во времявойны Святослава с греками после одной весьма жестокой битвы, когда греки сталираздевать убитых скифов, то нашли между трупами и убитых женщин, которые вмужеском одеянии мужескою храбростью с римлянами (греками) сражалися. Такимобразом, народные идеалы рисовали в сущности народную действительность. Такпонимал древний век общественное положение женщины, так идеализировал он иличность Ольги. Но в Ольге древний век идеализировал также и вообще женскоесущество, как оно ему тогда представлялось. Он идеализирует Ольгу мудрою –хитрою; она хитростью победила не только древлян, но перехитрила и самого царягреческого, который вздумал было взять ее себе в жены. Таково в глазахязычества свойство женской личности вообще. Хитрость в том веке являлась нетолько положительным свойством ума, но и вещею силою, приближавшею человека кбогам. Оттого все женские типы из мифической эпохи обладают, прежде всего,именно этим свойством их существа. Вообще языческий идеал присваивает женскойличности существо мифическое. Она обладает даром гаданий, чарований, даромпророчества; она знает тайны естества и потому в ее руках по преимуществухранится врачеванье от болезней, а следовательно, и колдовство, ведовство, заговоры,заклинания. Она в близких связях с мифическими силами; в ее руках и добро, изло этих сил. Мифический змей становится спутником ее личности. На особеннуювысоту вещего значения ставит языческий идеал вещую деву. Языческие идеализациикоренились конечно на почве действительности, а действительность здесьзаключалась уже в самой природе женского пола, в действиях этой природы надругой пол. Эту-то природу язычество и олицетворяло в поэтических образцах имифах, которые как ни были многообразны, но все выговаривали одно, что вженском существе кроются непостижимые демонические силы. Чары красоты и любвибыли очень достаточны, чтобы возвысить идеал женщины до мифического существа ивырастить на этой почве целый культ очарований во всяких смыслах.
Все это должно былоставить женскую личность в самостоятельное отношение к языческому обществу,давать ей самостоятельное общественное значение. Но помимо вероятныхсоображений есть весьма положительные свидетельства о том, что идеальныйхарактер русской женщины-язычницы, как он рисуется в эпической народной поэзии,песнях, обрядах, преданиях, вполне соответствовал тогдашней действительности,т.е. что женщина пользовалась самостоятельным положением в обществе, что ееобщественная доля уравновешивалась с долею мужчины.
Укажем важнейшее, именноязыческие браки, где свобода и самостоятельность женской личности уже в томобстоятельстве, что мужчины «умыкаху жены себе, с нею же кто свещашеся». Брак,следовательно, зависел не столько от воли родителей, сколько от согласия самойневесты, хотя вследствие родовых отношений общества необходимо было похищатьневесту, ибо род даром ее не уступал. Общее свидетельство летописи утверждаетсяеще более некоторыми частными случаями; например, полоцкая Рогнеда отказываетсяидти замуж за робичича – Владимира, когда отец предложил ей, за кого она хочет:за Ярополка или Владимира.
Свобода совещания обраке, свобода выбора свидетельствует вообще, что в языческое время положениеженщины было вольнее, независимее, чем в последующие века.
В то же время следуетотметить, что в домонгольской Руси женщина обладала целым рядом прав. Она могластать наследницей имущества отца (до выхода замуж). Самые высокие штрафыплатились виновными в «пошибании» (изнасиловании) и оскорблении женщин«срамными словами». Рабыня, жившая с господином, как жена, становиласьсвободной после смерти господина. Появление подобных правовых норм вдревнерусском законодательстве свидетельствовало о широкой распространенностиподобных случаев. Существование у влиятельных лиц целых гаремов фиксируется нетолько в дохристианской Руси (например, у Владимира Святославича), но и вгораздо более позднее время. Так, по свидетельству одного англичанина, кто-тоиз приближенных царя Алексея Михайловича отравил свою жену, поскольку она высказываланедовольство по поводу того, что ее супруг содержит дома множество любовниц[3].
3.2. Статус женщиныпосле принятия христианства
Принятие Христовой верыдолжно было изменить положение вещей в древней Руси, изменить характер еежизненной деятельности, характер ее представителей и героев. И умственный, инравственный образ русского человека начинает мало-помалу изменяться. Святаявера смягчает языческие нравы и обычаи.
Но, естественно, чтовместе с благовестием евангельского учения приносится к нам нашими учителямигреками и их литературная образованность, их умственная и нравственная культурав многочисленных произведениях их литературы, приносится и известный,собственно византийский склад понятий о многих предметах жизни. И именно тотсклад понятий, какой в ту эпоху господствовала в умах византийскогодуховенства, находившегося в отношении своей проповеди в исключительномположении вследствие особенного воспитания и развития византийского общества.
Действие такого отношенияэтой учительной литературы к нашему обществу не замедлило обнаружиться.Сильнее, чем на мужчину, литературные учительные идеи стали действовать наженщину, т.е. вообще на домашний быт народа, и тою собственно стороной, котораяизображала этот мир миром погибели и прославляла удаление от него.
Отрицание житейского миравыразило свои идеалы главным образом в аскетизме. В том обществе на самом делеиного пути для спасения не было. В том обществе потребен был аскетизмбеспощадный и всесторонний.
В Византии особенноевнимание нравственных умов обращало на себя поведение женщины; ее публичнаяроль, которую она легко присваивала в обществе, преданном сластолюбию ироскоши; ее, можно сказать, господство над этим обществом, чего, конечно, никакне могли выносить аскетические и особенно восточные умы. В самом деле,византийская женщина прославляла себя даже на императорском престоле такимиделами и деяниями, которые требовали самого беспощадного, сурового осуждения.Поэтому в литературе она становится предметом самых жестоких и сильныхобличений, рисовавших ее пластически во всех чертах ее греховной жизни.Вырастает образ злой, греховной жены, тип всякого нравственного безобразия, иливернее тип аскетического омерзения вообще к женскому существу как к существувеликого, неисчерпаемого соблазна для аскетической мысли.
Основная идея, в которойглавным образом таилось начало всяких обвинений, обличений, даже поношенийженской личности в образе злой жены, а вместе с тем таился религиозный страхперед женским существом, а стало быть, и неугасимая вражда против него,основная идея всего этого заключалась в убеждении, что «от жены начало греху итою все умираем». Словом сказать, и по библейскому, и по аскетическомувоззрению женская личность сама по себе уже являла образ соблазнительногогреха.
Принесенные к намлитературные, аскетические и вообще восточные, азиатские представления, совсемчуждые, ни мало не свойственные нашей северной природе, и физической, инравственной, в духе своем клонились к тому, чтобы поставить женскую личность всамое невидное место общественной организации, чтобы вовсе отдалить от обществакак великую помеху для нравственных дел и деяний мужчины, как воплощеннуючеловеческую слабость и шаткость нрава.
Летописцы ни о какихдругих женских подвигах не рассказывают, как о пострижении, о построениимонастырей и церквей, потому что в их глазах эти-то подвиги одни только изаслуживали и памяти, и подражания.
С особеннойприверженностью устремлялось к иноческому идеалу честное вдовство, так что извдов – княгинь и особенно бездетных, почти каждая оканчивала свою жизньинокинею, а часто и схимницей. Это становилось как бы законом для устройствавдовьей жизни.
Еще по уставу ЯрославаВеликого, взятому с византийского номоканона, женская личность, наравне сцерковными людьми, по особому смыслу своей житейской доли, выделенными отмира-общества, отдается в покровительство церковного суда, который являетсяисключительным, привилегированным ее защитником, охранителем и оберегателем еечести и личного достоинства. С того времени, как начал действовать такойномоканон, женская личность по самому смыслу закона уже отстранялась отмира-общества, являлась членом не светского, общественного, а домашнего толькомира, который вдобавок усиленно и неутомимо строился оп монастырскому идеалу.
Женщина постепенноудалялась от общества и являлась в нем уже только в силу некоторых жизненныхобстоятельств, требовавших неминуемо ее присутствия или же давших ейсамостоятельное вотчинное значение. Так только матерая вдова пользоваласьправом стоять в известных случаях наравне с мужчиной и занимать соответственноесвоему назначению положение. По крайней мере, общество не смущалосьприсутствием женщины, приобретавшей мужские черты вследствие своего хотя ивдовьего, но тем не менее отеческого, или вернее сказать, вотчинническогозначения. Так, например, в истории встречается боярыня Марфа Борецкая(Посадница)[4], пирующая в обществемужчин, новгородских бояр.
Женщина получала большеуважение, когда оставалось вдовою и притом была матерью. Тогда как замужняя неимела вовсе личности сама по себе, вдова была полная госпожа и глава семейства.Личность вдовицы охранялось религиозным уважением. Оскорбить вдовицу считалосьвеличайшим грехом. «Горе обидевшему вдовицу – говорит одно старое нравоучение–лучше ему в дом свой ввергнуть огонь, чем за воздыхания вдовиц быть ввержену вгеенну огненную». Впрочем, как существу слабому, приученному с детства кунижению и неволе, и тут не всегда приходилось ей отдохнуть. Примеры непочтениядетей к матерям были нередки. Бывало, что сыновья, получив в наследство послеродителя, выгоняли мать свою, и та должна была просить подаяния. Это не всегдапреследовалось, как видно из одного примера XVI века, где выгнанной матери помещиков царь приказалуделить на содержание часть из поместий ее мужа, но сыновьям, как видно, небыло никакого наказания. Иногда, же напротив, овдовевшая, поступала безжалостнос детьми, выдавала дочерей насильно замуж, бросала детей на произвол судьбы ит. п.
3.3. Русская женщинадопетровского времени глазами иностранцев
Все иностранцы поражалисьизбытком домашнего деспотизма мужа над женой. В Москве, замечает одинпутешественник, никто не унизится, чтоб преклонить колено перед женщиной ивоскурить перед ней фимиам. По законам приличия, порожденным византийскимаскетизмом и глубокою татарской ревностью, считалось предосудительным дажевести с женщиной разговор. Вообще женщина считалась существом ниже мужчины и внекоторых отношениях нечистым; таким образом, женщине не дозволялось резатьживотное: полагали, что мясо его не будет тогда вкусно. Печь просфорыпозволялось только старухам. В известные дни женщина считалось не достойною,чтоб с ней вместе есть.
В одном старинномпоучении так отзываются о прекрасном поле: «Что есть жена? Сеть утворенапрельщающее человека во властех, светлым лицеем убо и высокими очами намизающи,ногами играющи, делы убивающее, многы бы уязвивши низложи, тепмже в добротиженстей мнози прельщаются и от того любы яко огнь возгорается…Что есть жена?Святым обложница, покоище змеино, диавол увет, без увета болезнь, поднечающаясковрада, спасаемым соблазн, безисцельная злоба, купница бесовская».
Русская женщина былапостоянною невольницей с детства до гроба. В крестьянском быту, хотя онанаходилась под гнетом тяжелых работ, хотя на нее, как на рабочую лошадь,взваливали все, что было потруднее, но по крайней мере не держали взаперти. Указаков женщины пользовались сравнительно большею свободой: жены казаков былиих помощницами и даже ходили с ними в походы. У знатных и зажиточных людейМосковского государства женский пол находился взаперти, как в мусульманскихгаремах. Девиц содержали в уединении, укрывая от человеческих взоров; дозамужества мужчина должен быть им совершенно неизвестен; не в нравах народабыло, чтоб юноша высказал девушке свои чувства или спрашивал лично ее согласиена брак. Самые благочестивые люди были того мнения, что родителям следует битьпочаще девиц, чтобы они не утратили своего детства. Чем знатнее был род, ккоторому принадлежала девица, тем более строгости ожидало ее: царевны былисамыми несчастными из русских девиц; погребенные в своих теремах, не смеяпоказываться на свет, без надежды когда-нибудь иметь право любить и выйтизамуж, они, по выражению, Г.П. Котошихина[5], день и ночь всегда вмолитве пребывали и лица свои всегда умывали слезами. При отдаче замуж девицуне спрашивали о желании; она сама не знала за кого идет, не видела своегожениха до замужества, когда ее передавали в новое рабство. Сделавшись женой,они не смела никуда выйти из дома без позволения мужа, даже если шла в церковь,и тогда обязана была спрашиваться. Ей не предоставлялось право свободногознакомства по сердцу и нраву, а если позволялось некоторого рода обращения стеми, с кем мужу было угодно позволить это, то и тогда ее связывали наставленияи замечания: что говорить, о чем умолчать, что спросить, чего не слышать. Вдомашнем быту ей не давали права хозяйства, как уже сказано. Ревнивый мужприставлял к ней служанок и холопов, а те, желая подделаться в милостьгосподину, нередко перетолковывали ему все в другую сторону каждый шаг своейгоспожи. Выезжала ли она в церковь или в гости, неотступные стражи следили закаждым ее движением и обо всем передавали мужу. Очень часто случалось, что мужпо наговору любимого холопа или женщины бил свою жену из одного толькоподозрения. Даже и тогда, когда муж поручал жене смотреть за хозяйством, онабыла не более, как ключница: ни смела ни послать чего-нибудь в подарок другим,ни принять от другого, не смела даже сама без дозволения мужа съесть иливыпить. Редко дозволялось ей иметь влияние на детей своих, начиная с того, чтознатной женщине считалось не приличным кормить грудью детей, которых поэтомуотдавали кормилицам; мать впоследствии имела над ними менее надзора, чем нянькии дядьки, которые воспитывали господских детей под властью отца семейства.Обращение мужей с женами было таково: по обыкновению у мужа висела плеть,исключительно назначенная для жены и называемая дураком; за ничтожную вину мужтаскал жену за волосы, раздевал донага, привязывал веревками и сек дураком докрови – это называлось учить жену; у иных мужей вместо плети играли ту же рольрозги, и жену секли, как маленького ребенка, а у других, напротив, дубина – ижену били как скотину. Такого рода обращения не только не казалисьпредосудительными, но еще вменялось мужу в нравственную обязанность. Кто не билжены, о том благочестивые люди говорили, что он дом свой не строит и о своейдуше не радеет и сам погублен будет и в сем веке, и в будущем, и дом свойпогубит. «Домострой»[6] человеколюбиво советуетне бить жены кулаком по лицу, по глазам, не бить ее вообще железным илидеревянным орудием, чтобы не изувечить или не допустить до выкидыша ребенка,если она беременна; он находит, что бить жену плетью и разумно, и больно, истрашно, и здорово. Это нравственное правило проповедовалось православнойцерковью и самим царем при венчании митрополиты и патриархи читали нравоученияо безусловной покорности жены мужу. Привыкшие к рабству, которое влачитьсуждено было им от пеленок до могилы, женщины не имели понятия о возможностииметь другие права, и верили, что они рождены для того, чтоб мужья их били, идаже самые побои считали признаками любви.
Женщины говорили: «Ктокого любит, тот того лупит, коли муж не бьет, значит, не любит»; пословицы этии до сих пор существуют в народе, так же, как и следующая: «Не верь коню вполе, а жене на воле», показывающая, что неволя считалась принадлежностьюженского существа. Иногда родители жены при отдаче ее замуж заключалиписьменный договор с зятем, чтобы он не бил жены. Разумеется, это исполнялосьнеточно. Положение жены всегда было хуже, когда у нее не было детей, но оноделалось в высшей степени ужасно, когда муж, наскучив ею, заводил себе настороне любезную. Тут не было конца придиркам, потасовкам, побоям; нередко втаком случае муж заколачивал жену до смерти и оставался без наказания, потомучто жена умирала медленно и, следовательно, нельзя было сказать, что убил ееон, а бить ее, по десяти раз в день, не считалось дурным делом. Случалось, чтомуж, таким образом, приневоливал ее вступить в монастырь, как свидетельствуетнародная песня, где изображается такого рода насилие. Несчастная, чтобыизбежать побоев, решалась на добровольное заключение, тем более, что вмонастыре у нее было больше свободы, чем у дурного мужа. Если бы женазаупрямилась, муж, чтоб разлучиться с немилою — постылою, нанимал двух-трехнегодяев-лжесвидетелей, которые обвиняли ее в прелюбодеянии; находился заденьги и такой, что брал на себя роль прелюбодея: тогда жена насильно запиралив монастырь.
Не всегда, однако, женыбезропотно и безответно сносили суровое обращение межей, и не всегда онооставалось без наказания. Иная жена, бойкая от природы, возражали мужу на егопобои бранью, часто неприличного содержания. Были примеры, что жены отравлялисвоих мужей, и за это их закапывали живых в землю, оставляя снаружи голову, идержали в таком положении до смерти; им не давали, есть и пить, и сторожастояли при них, не допуская, чтобы кто-нибудь из сострадания покормил такуюпреступницу. Прохожим позволялось бросать деньги, но эти деньги употреблялисьна гроб для осужденной или на свечи для умилостивления Божьего гнева к еегрешной душе. Впрочем, случалось, что им оставляли жизнь, но заменяли смертьвечным жестоким заточением. Двух таких преступниц за отравление мужей держалитрое суток по шее в земле, но так как они попросились в монастырь, то ихоткопали и отдали в монастырь, приказав держать их порознь в уединении и вкандалах. Другие жены мстили за себя доносами. Как не безгласна была жена передмужем, но точно так же были мужья безгласны перед царем. Голос жены, как иголос всякого, и в том числе холопа, принимали в уважение, когда дело шло о злоумышлениина особу царского дома или о краже царской казны.[7]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Проанализировав изученныематериалы по теме, выбранной для нашего исследования, мы пришли к следующимвыводам:
Во-первых, в результатеработы над данной темой мы убедились, что на положение женщины в истории Русипостоянно оказывали влияние различные факторы: социально-экономические, антропологические,духовные.
Во-вторых, во времяразложения первобытного общества мужчине стала отводиться преобладающая роль вхозяйстве, обществе и семье, т.к. развитие скотоводства, плужного земледелия,металлообработки требовало мужской силы. В условиях первобытнообщинного строя,будучи слабее, женщина вынуждена была подчиниться мужчине. В период перехода отматриархата к патриархату на статус женщины повлияли также антропологическиеизменения в человеческом сознании, т.е. пришло понимание причастности мужчины кпродолжению рода.
В-третьих, в периодязыческой веры женщина была частично признана равной мужчине, т.к. эта вера,опираясь на мифологическое сознание, идеализировала женщину.
В-четвертых, в средниевека при полном духовном господстве церкви отношение к женщине строилосьаналогично церковным принципам. С принятием христианства статус женщины вновьпринизился. На участие ее в церковном служении накладывались ограничения изапреты, для обоснования которых церковь ссылалась на авторитет СвященногоПисания. Защитница консервативных устоев, русская православная церковьподдерживала патриархальный уклад в целях сохранения своей доминирующей роли вобществе.
Таким образом, отношениев обществе к женщине строилось в зависимости от уровня развития общества. Вотсталом первобытном обществе ценилась физическая сила и главным был законприроды — «выживает сильнейший». В средние века при полном духовном господствецеркви отношение к женщине строилось аналогично церковным принципам.Исключением является период языческой веры, в котором женщина частично былапризнана равной мужчине.
Практическим результатомнашей работы стал словарь терминов по исследуемой теме (см. Приложение 5).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
I.  Литературный перечень
1. Айвазова С.Г. Гендерное равенствов контексте прав человека. – М.: Социс., 2001
2. Бер-Сижель Э. Рукоположениеженщины в Православной церкви. – М.: Дрофа, 2000
3. Бер-Сижель Э. Служение женщины вцеркви. – М.: Дрофа, 2002
4. Вардиман Е.Е. Женщина в древнеммире. – М.: Наука, 1990
5. Гнатюк Ю.В. Сказания о стародавнихвременах русских. Пер. с англ. – М.: ТЕИС, 1998
6. Дворниченко А.Ю. Древнерусскоеобщество и церковь. – М.: Омега-Пресс, 1996
7. Жуковский В.И. Тайны шедевров. –М.: Астрель: АСТ, 1992
8. Забелин И.Е. Домашний быт русскихцариц в XVI и XVII столетиях. – Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1992.
9. Костомаров М.И. Домашняя жизнь иправа великорусского народа. –
М.: Просвещение, 1993
10.Кулаизина С. Семья – малаяцерковь. – М.: Астрель: АСТ, 1997
11.Пушкарева Н.Л. «А се грехи злые,смертные». — М.: Изд-во Проспект, 1999
12.Статистический сборник «ЖенщиныРоссии». — М.: Госкомстат, 1995
13.Яндиан Б. Одна плоть: Божий дарстрасти – любовь, секс и роль в браке. – Спб.: Изд-во Лань, 1996
II. Интернет-ресурсы
1. www.ssu.samara.ru/nauka/2.       www.library.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
 
Приложение 1. Анкетасоциологического опроса
 
Уважаемые респонденты,
просим Вас ответить наследующие вопросы по теме нашего исследования:
1.        Как Вы считаете,чем был обусловлен переход от матриархата к патриархату?
 
 
2.        Какие известныхрусских женщин допетровского времени Вы знаете?
3.        Как Вы думаете,почему мужчины на протяжении всей истории занимали ведущее положение вобществе?
4.        Какое влияние, наВаш взгляд, оказывала Православная церковь на статус женщины в периодсредневековья?
Спасибо за Ваши ответы!

Приложение 2. ПсалмыБиблии
Бытие, 5:2. Мужчину и женщину сотворил их,
И благословил их, и нареким имя: человек,
В день сотворения их
Бытие, 2:21, 22. И навел Господь Бог на человекакрепкий сон;
И, когда он уснул, взялодно из ребер его,
и закрыл то место плотию.
И создал Господь Бог изребра, взятого
у человека, жену, ипривел ее к человеку.
Бытие, 2:23.И сказал человек: вот, это кость откостей моих
и плоть от плоти моей;она будет называться
женою: ибо взята от мужаю
1 Коринфянам, 11:8,9.  Ибо не муж от жены, но жена отмужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа.
Галатам (3:28). …нет мужеского пола, ни женского:
ибо все вы одно во ХристеИисусе.
Деяния, 5:29и …должно повиноваться больше Богу,
нежели человекам.

Приложение 3. Таблица:владения Марфы Борецкой [8]
Пятина
Волости, погосты
Деревни
Дворы
Люди
Обжи
Деревская
Бежецкая
Шелонская
Вотская
Обонежская
Итого на основных территориях Новгородской земли.......................
Обонежская пятина (колонизированные в XV в. земли):
Итого на колонизированных землях......................
Всего во владениях:
    царя (XVIв.)
    Марфы (XVв.)
в. Березовец
п. Хохловский
п. Кострицкий
в. Липна
в. Усть-река
Глиненск
Видемер
п. Михайловский
п. Дубровенский:
                д. Подгривье
                д. Струпино
                д. Горка
п. Опотьский
п. Струпинский
в. Победище
п. Михайловский
п. Никольский
п. Рождественский
                в. Марфиньская
                в. Кондуши
                в. на Валтеге
п. Никольский на Оште:
                волость
                волость
                волостка
п. Покровский
п. Никольский на Пудоге
п. Спасский на Кижах
в. Ивашковская
в. на Сенной
п. Спасский на Выгоозере
в. Марфьинская
п. Водлоозерский на Вар-Селге
68 (87)
2 (2)
33 (33)
15 (33)
151 (154)
– (10)
33 (44)
– ( – )
– (1)
– (1)
– (1)
– (1)
– ( – )
20 (20)
– (3)
214 (238)
– (126)
– (39)
– (78)
– (236)
– (127)
– (32)
1266
93
49
5
29
100
1
 
277

1543
1389
222 (416)
4 (3)
57 (68)
49 (66)
– (469)
– (15)
– (82)
– ( – )
– (1)
– (2)
– (2)
– (1)
– ( – )
– (28)
– (6)
247 (300)
– (231)
– (45)
– (120)
– (355)
– (142)
– (46)
2398
154
84
16
55
368
3
 
680

3078
2247
239 (429)
4 (3)
59 (85)
89 (87)
– (624)
– (19)
– (117)
– ( – )
– (1)
– (3)
– (2)
– (1)
– ( – )
– (52)
– (10)
484 (489)
– (223)
– (22)
– (127)
– (355)
– (86)
– (53)
2790
123
76
18
88
272
4
 
581

3371
2247
282 (366)
4 (3)
57 (80,6)
27 (50,16)
323 (770)

56 (85)
– (18)
– (1)
– (1,5)
– (1,5)
– (1,5)
– (8)
36 (34)
– (7)
278 (185)
– (118)
– (11)
– (20,3)
– (285)
– (30,6)
– (2,6)
2084,76
95
44
4
30,5
176, 86
2
 
352,36

2437,12
2315,26
 

Приложение 4. Отрывкииз «Домостроя» Сильвестра
 
Как научать мужу женусвою, как угодить Богу и мужу своему, как хорошо устроить дом, завести вхозяйстве порядок, рукоделие всякое знать и самой делать.
Мужья должны поучать женсвоих с любовью и разумно. Жены должны спрашивать мужей своих, как Богу и мужуугодить, дом свой устроить. Они должны им во всем покоряться. Они должны иметьстрах Божий и соблюдать чистоту телесную. Став с постели, очистив себя имолитву сотворив, они должны женщинам и девкам «прислуги» задать урочную работуна день.
Хозяйка сама должназнать, как мука сеется, как квашня приготовляется, как в печи валяются хлебы,простые и сдобные, как выпекаются; она должна знать приготовление калачей ипирогов, количество муки, необходимое для этого, сколько чего можно сделать изчетверти, осьмины или решета, сколько будет отрубей, сколько выйдет печения;меру должно знать во всем. Сама хозяйка должна уметь изготовлять мясные ирыбные блюда, всякие пироги и блины, всякие каши и кисели, всякие пирожки. Умеясама, пусть она и слуг научит этому.
В то время, когда хлебпекут, стирают и белье, чтобы не выходило лишних дров. Хозяйка надсматривает,как стирают красные рубашки и лучшие вещи, сколько и на какое количестворубашек выходит мыла и золы, хорошо ли вымыто, выпарено, выполоскано, высушенои выкатано все.
Всему этому она должназнать счет, отдавать стирку по счету и принимать по счету.
Старые вещи должны бытьбережно починены, ибо они пригодятся для сироток.
Сама хозяйка никогда,разве в случае болезни, не должна быть без дела; слуги, глядя на нее, должнывести себя также. Придет ли муж или гостья обычная, она должна всегда сидеть заработою.
Как устроить домхорошо и чисто.
За всем этим жена должнасмотреть, всему этому она должна учить слуг и детей, добром и лихом: коли недействуют слова – побоями. Но если муж увидит, что у жены и слуг нет порядка иделается не так, как здесь написано, то должен он жену научить. Когда онаделает все как следует, то заслуживает любви и жалования; если же она не живетпо наставлению, сама не исполняет своих обязанностей и слуг не учит исполнять,то пусть муж накажет и постращает ее наедине, а, наказав, пожалует и скажетдоброе слово. Должно наказываться с любовью; не следует мужу сердиться на жену,а жене на мужа, но жить им в любви и откровенности. … Должно бить плетью иразумно, и больно, и страшно… Когда вина велика, когда ослушание значительное,снять рубашку и плеткою вежливенько побить, за руки держа… Да чтобы люди этогоне видели и не слышали.

Приложение 5. Словарьтерминов
 
Аскетизм – религиозный принцип, состоящий вограничении и подавлении чувственных влечений и желаний, отказе от жизненныхблаг с целью достижения нравственного совершенства; религиозное подвижничество.
Дискурс – речь, беседа как объект лингвистическогоизучения.
Дислокальность – обычай раздельного проживаниясупругов, каждого в своей родственной группе, в эпоху перехода от матриархата кпатриархату.
Инокиня – православная монахиня.
Матриархат (от лат. mater – мать и греческого arche – начало, власть; буквально власть матери) – одна изформ общественного устройства, в основном в ранний период первобытногообщества. У некоторых народов матриархат предшествовал патриархату. Матриархатхарактеризуется матрилинейностью, матрилокальностью или дислокальностью брачныхпоселений.
Матрилинейность – счет происхождения и наследованияпо материнской линии.
Матрилокальность – обычай проживания супругов вобщине жены.
Моногамия – историческая форма брака и семьи,единобрачие.
Неолитическаяреволюция – переходот присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему(земледелие, скотоводство), относящийся к периоду нового каменного века (8000 –3000 лет до н.э.).
Номоканон – сборник церковных канонов игражданских законов, касающихся быта и семейного права Византийской империи.
Патриархат (от греч. pater – отец и arche – начало, власть), преобладающая роль мужчин в хозяйстве, обществе исемье. Возник на основе подъема хозяйственной деятельности: развитиескотоводства, плужного земледелия, металлообработки. Эпоха патриархата – времяразложения первобытного общества.
Патриархальная семья (большая семья) – форма семьи, воглаве которой стоит мужчина. Возникает при патриархате, состоит из несколькихпоколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство.
Патрилинейность – счет происхождения, родства инаследования по отцовской линии в отцовском роде, исторически следует заматрилинейностью и сохраняется до наших дней.
Патрилокальный брак – обычай проживания супругов в общинемужа. Появляется при патриархате и сохраняется при моногамии.
Раввинский – относящийся к раввину, раввинам (раввинв иудаизме — служителькульта, духовный наставник, руководитель религиозной общины).
Синод (Святейший ВсероссийскийПравительствующий Синод) – в Русской Православной Церкви в 1721-1917 высшеецерковное учреждение. Был учрежден в ходе преобразований Петра I вместо упраздненного импатриаршества как Духовная Коллегия (указом от 25 января 1721).
Схимница – в православии: инокиня, принявшаямонашеский обет вести аскетический образ жизни (схиму).
Феминизм – 1) стремление к равноправию женщин смужчинами во всех сферах общества; 2) женское движение, целью которогоявляется устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами.Возникло в XVIII в., особенно активизировалось с кон.60-х гг. XX в.
Экзегеза – толкование непонятных, неясных словв древних, главным образом религиозных текстах.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.