Реферат по предмету "История"


История российского автомобиля

* * *

     Ровно 100 лет отделяет нас от 1896года,  когда  Е.А.Яковлев де-
монстрировал  первый русский  автомобиль  на Всероссийской промышлен-
но-художественнойвыставке в Нижнем Новгороде.

                           I. Первые шаги.

     Евгений Александрович Яковлев — в прошломлейтенант военного фло-
та.  Он начал проводить эксперименты с двигателемвнутреннего сгорания
в 1884 году. А в1889 году на собственный страх и риск организовал се-
рийное  производство керосиновых и газовых двигателейна основанном им
небольшом заводев Петербурге.
     Двигатели конструкции  Яковлева имели для того времени немало пе-
редовыхконструктивных особенностей (электрическое зажигание, съемную
головкуцилиндра,  смазку под давлением). В 1893году они экспонирова-
лись на Всемирнойвыставке в Чикаго и были отмечены премией. На  этой
выставке  был представлен один из первых автомобилей серийного произ-
водства — немецкий «Бенц» модели «Вело». Этим необычным экспонатомза-
интересовалисьЕвгений Александрович Яковлев и Петр Александрович Фре-
зе,  инженер, владелец каретных мастерских вПетербурге. Решение пост-
роить подобнуюмашину родилось быстро.  Однакоосуществить его удалось
только через тригода. Яковлев изготовил двигатель и трансмиссию, Фре-
зе по его заказу- ходовую часть и кузов.
     Что представляла собой эта машина?Четырехтактный двигатель с од-
нимгоризонтальным цилиндром размещался в задней части кузова и разви-
вал мощность1,5-2 л.с. Для охлаждения цилиндра служила вода, а тепло-
обменникамиявлялись две латунные емкости, размещенные вдоль бортов в
задней частимашины. Зажигание смеси было электрическим (батарея сухих
элементов ипатентованная свеча),  в то время как намногих двигателях
тех летприменялась калильная трубка.  Карбюраторбыл простейшим,  так
называемогоиспарительного типа (в отличие от современных карбюраторов
распылительноготипа). Его корпус в виде высокого цилиндра находился в
заднем  левом углу кузова.  Как и на всех другихдвигателях Яковлева,
выпускной клапанимел механический привод,  а впускнойклапан действо-
вал, как тогдаговорили, «автоматически» т.е. от разряжения. Трансмис-
сия состояла изрезиновых ремней со шкивами, посредством которых можно
было получить двепередачи вперед и холостой ход.  Передачивключались
рычажками,  помещенными на стойках слева и справа отрулевой  колонки.
передача заднегохода отсутствовала.


                                — 2 -

     Перед двигателем (он располагался узадних  колес)  под сидением
водителя ипассажира проходил поперечный ведущий вал с дифференциалом.
Насаженные на егоконцы звездочки через цепи передавали вращение ведо-
мым  звездочкам, соединенным  со  спицами задних ведущих колес шестью
стремянкамикаждая.  Судя по отношению диаметровцепных звездочек, ви-
димых насохранившихся снимках русского автомобиля, передаточное число
главной передачисоставляло около 5,45. Машина имела два тормоза. Руч-
ной тормоз (отрычага,  расположенного у левого бортакузова) действо-
вал на шинызадних колес,  прижимая к ним крохотныетормозные колодки.
Именно этоттормоз по современной терминологии являлся рабочим, а дру-
гой — ножной — выполнял вспомогательную роль и действовал на  ведущий
вал трансмиссии.
     Ходовая часть представляла типичнокаретную  конструкцию.  Машина
Яковлева  и Фрезе не была просто копией немецкой модели,  несмотря на
то, что к 1896году по Петербургу уже ездили четыре «бенца»: два — мо-
дели  «Вело» и два — «Виктория».  Справедливостиради следует отметить
разницу междурусской и немецкой машинами в двигателе рулевом управле-
нии,  в конструкции  колес  и других  деталей.  Кроме того,  первый
«Бенц-Вело»поступил в Петербург в мае 1895 года, когда даже подробное
знакомство  с  егоустройством не могло повлиять на основные конструк-
тивные решенияЯковлева и Фрезе.
     Первый русский  автомобиль с двигателем внутреннего сгоранияпро-
шел испытания вмае 1896 года, в июне отделка машины была закончена, 1
июля  она была экспонирована на Всероссийскойпромышленно-художествен-
ной выставке вНижнем Новгороде и совершала там демонстрационные поез-
дки. Царь НиколайII при посещении выставки не удостоил его вниманием.
Тем не менееЯковлев и Фрезе настойчиво рекламировали свои изделия  и
продолжали работунад «самодвижущимися экипажами». После смерти Яков-
лева его заводперешел в руки другого владельца, который не интересо-
валсяавтомобилями.

                         II. Завод«Лесснер».

     Два русских  завода «Лесснер»  в Петербургеи Русско-Балтийиский
вагонный завод вРиге пытались наладить производство отечественных ав-
томобилей.  Первый из них, основанный в 1853 году, делалстанки, паро-
вые котлы имашины,  арматуру к ним.  В 1901 году прекратило их произ-
водство,  ставшее невыгодным, и решило отдатьпредпочтение более перс-


                                — 3 -

пективнымизделиям.  Поэтому руководство заводазаключило  с  немецкой
фирмой  «Даймлер» договор постройки полицензии двигателей внутреннего
сгорания иавтомобилей.  Но не«Мерседесов», которые тогда выпускали в
Германии,  а сравнительно  малоизвестных  моделей, сконструированных
русским инженеромБорисом Петровичем Луцким на предприятии в Берлине.
К  производству автомобилей завод«Лесснер» приступил после того, как
Луцкой доставилдля демонстрации «2 моторные телеги», грузовики своей
конструкции,построенные на заводе в Германии. Каждая из этих двух ма-
шин развивала придвигателе мощьностью 12 л.с. 11 км/ч и могла перево-
зить  5 тонн груза. Демонстрация грузовых автомобилей в России прошла
успешно.
     В 1905 году завод «Лесснер» получил первый крупный заказ — пост-
роить дляпочтового ведомства 14 машин, первая из которых была собрана
26 марта.
     Что представляла собой эта модель?Двухместный автомобиль с вмес-
тительным ящикомдля писем; колеса с деревянными спицами; цепная пере-
дача идвухцилиндровый двигатель.
     С 1906 по 1909 год «Лесснер»изготавлял легковые автомобили четы-
рех моделей:  двухцилиндровые (12 л.  с.), четырехцилиндровые (22 и 32
л.  с.) и даже шестицилиндровые (90 л. с.). Всеони имели цепную пере-
дачу,  причем на двухцилиндровых моделях  применялась трехступенчатая
трансмиссия,  а на остальных — четырехступенчатая. На шассиэтих моде-
лей заводмонтировал кузова девяти разных типов. Кроме того, «Лессер»
выпускал игрузовики грузоподъемностью 1,2 и 2,0 тонн, а также пожар-
ные машины,фургоны, автобусы (всего 13 разновидностей).
     В 1907 году  «Лесснер» демонстрировална I Международной автомо-
бильной выставкев Петербурге почтовую машину,  грузовик,два легковых
автомобиля счетырехцилиндровым двигателем (32 л. с.) и шестицилиндро-
вым (90 л.  с.). На этой выставке фирма«Лесснер» получила Большую зо-
лотую медаль«За установление автомобильного производства в России».
     Оценивая роль завода в развитии русскогоавтомобилестроения,  пе-
тербургский  журнал «Автомобиль»  в 1908году после закрытия выставки
писал: «ВРоссии единственным заводом, строящим автомобили современно-
го типа, являетсязавод Лесснер… К чести этого завода следует припи-
сать тообстоятельство,  что он вдействительности строит свои машины,
а не собираетлишь их из-за граничных частей".
     Для поддержания производства и снижениясебестоимости заводу нуж-
ны  были не индивидуальные заказы,  а контракты на поставку на больших


                                — 4 -

партий машин. Чтопривлечь к себе внимание государственных учреждений,
онизготовил,  например в 1906 году,  машину с двигателем мощностью 22
л.  с. для Витте, председателя совета министровцарской России, выста-
вил  облегченный автомобиль в 1909 на гонкуРига-Петербург-Рига,  пре-
доставил царскомуправительству шасси для экспериментов с полугусенич-
ным  движителем Адольфа Кегресса.  В общей сложности за пять лет «Г.А.
Лесснер"изготовил несколько десятков автомобилей. После  октябрьской
революции  предприятие было  переименовано  в предприятие имени Карла
Маркса, которыйвыпускал станки и оборудование для текстильной промыш-
ленности.

                      III. Первые«Руссо-Балты».

     Русско-Балтийский вагонный  завод в Риге был основан в 1874 году.
Автомобильныйотдел на заводе был организован в 1907 году. Руководить
им  пригласили инженера Жюльена Поттера с бельгийского автомобильного
завода«Фондю».  Первую машину собрали8 июня 1909 года.  Машины имели
на радиаторенадпись «Русско-Балтийский», но в технической литературе
в последующиегоды за ними укоренилось наименование «Руссо-Балт».
     Автомобильный отдел  завода располагал к 1915 году 142 металлоре-
жущими станками.Производство в автомобильном отделе РБВЗ было постро-
ено на передовыхпринципах:  там была введена метрическаясистема (ар-
хаичнымдюймам,  вершкам и фунтам далиотставку),  широко  применялись
калибры дляконтроля деталей, а детали автомобилей выпускались крупны-
ми партиями сполной взаимозаменяемости деталей внутри партии без руч-
нойподгонки,  как практиковали иныероссийские фирмы.  Известно,  что
пионеромвзаимозаменяемости выступил в 1906 году  американский  завод
«Кадилак»,  и его принцип освоили, правда, при разныхмасштабах «Форд»
и РБВЗ.
     Первоначально при производстве автомобилейиспользовались импорт-
ные детали (валы,шестерни, радиаторы) и комплектующие изделия (карбю-
раторы имагнето). Затем завод начал строить и очень недурно автомоби-
ли пассажирские игрузовые целиком из частей своего же производства".
     Благодаря успешным  выступлениям в гонках (Петербург-Рига-Петер-
бург 1909года),  ралли (девятое место в абсолютномзачете ралли «Мон-
те-Карло"1912 года), пробегах (военный испытательный 1912 года и про-
бег по Африке1913 года) автомобили «Руссо-Балт» получили  репутацию
надежных  и выносливых  машин и признаниеофициальных кругов.  Даже в


                                — 5 -

царском гаражепоявились два автомобиля русской марки. Некоторые высо-
копоставленные  лица и промышленники приобрели машины«Руссо-Балт»,  а
главное — заводполучил государственные заказы от военного ведомства.
     Автомобили РБВЗ  с успехом экспонировались на пяти выставках,  в
том числе вмеждународных автомобильных салонах 1910 и 1913  годов  в
Петербурге, ибыли отмечены пятью золотыми медалями.
     Начав автомобильную деятельность с выпускалегковых машин и стре-
мясь  получить казенные заказы,  РБВЗ взялся запостройку грузовиков,
изготовилнесколько несколько образцов автобусов, артиллерийских тяга-
чей,  пожарных машин и шасси для броневиков, корпуса к которым делал
Ижорский завод.
     Программа производства  легковых машин была довольно пестрой,  ее
основу составляличетыре базовые модели с двигателями рабочим объемом
2211,  3684, 4501 и 7235 см куб. соответственномощностью 25, 35, 40 и
60 л.  с. Они снабжались кузовами основных трехтипов (лимузин, торпе-
до,  ландоле). Особо следует отметитьполугусеничные автомобили, кото-
рые прошлииспытания в 1913 году.  В этом отношенииРБВЗ опередил  все
зарубежныеавтомобильные фирмы.
     Самой распространенной на РБВЗ былалегковая модель «С» (4501  см
куб.),  которая в разных модификациях выпускалась с 1909 по 1915 год.
Интересно, чтокаждая партия или, как тогда говорили «серия» машин мо-
дели  «С» отличалась  по  конструкции от предыдущей.  Таких серий (по
40-60автомобилей, а то и меньше) в истории модели «С» было по крайней
меревосемнадцать.
     Конструктивными особенностями машин«Руссо-Балт» было  применение
алюминиевыхсплавов для поршней (в опытном порядке), картеров двигате-
ля и коробкипередач, цепная передача к распределительному валу, широ-
кое использованиешарикоподшипников в коробке передач, переднем и зад-
нем мостах,подвеска заднего моста на трех рессорах, электрическое ос-
вещение,устанавливаемое по заказу.
     Машины «Руссо-Балт» обладалиисключительной выносливостью и проч-
ностью. Рекорддолговечности устанавила машина с шасси N: 14 из первой
сериизавода.  На ней журналист и спортсменАндрей  Платонович  Нагель
проехал  по дорогам центральной Европы,  СевернойАфрики менее чем за
четыре года (сиюня 1910 по январь 1914 года) в общей сложности  80000
км безкапитального ремонта.  На страницахжурнала «Аэро и автомобиль-
ная жизнь" в1911 году писал: "… для среднего провинциального клиента
не столько важнополучить автомобиль «новейшей марки», сколько автомо-


                                — 6 -

биль,  приспособленный к тем условиям,  в которых ему придется  рабо-
тать". И«Руссо-Балт» показал себя именно такой машиной.
     Сколько же всего автомобилей построил зашесть  лет  РБВЗ? Ранее
считали,  что 451 машину. Но эти данные не являютсяполными. Общее ко-
личествоавтомобилей, изготовленных РБВЗ по всем заказам, Составило на
основе анализа,проведенного историками, примерно 700-800 машин. Подт-
верждение  тому -  шасси  N:  610  довоенного «Руссо-Балта»   модели
«С24/40»,  участвовавшего  во Всероссийском испытательном пробеге 1923
года.
                                * * *

     Русские инженеры  разработали немало интересных новинок вавтомо-
бильнойтехнике.  Среди них следует назватьраспылительный  карбюратор
Потворского (1894г.),  электромобиль Романова (1899г.),  независимую
подвеску переднихколес Лидтке (1901 г.),  автомобильнуюэлектротранс-
миссию Фрезе(1905 г.), одноколейный автомобиль Шиловского (1914 г.).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.