/>Прогресс любого общества определяется по положению в нем прекрасногопола.
Ш.Фурье.
введения.
Женское движение вРоссии получило широкое
распространение в середине 19 в. Оно возникло иразвилось за короткое время и оказало большое влияние на многие аспекты жизнироссийского общества. Безусловно, у него были предпосылки — социальные,экономические, культурные. В данной работе мне хотелось бы сделать небольшойобзор женского общественного движения середины 19 в.
На фоне европейскихстран, идущих по пути модернизации, Россия в нач. 19 в. — крестьянская страна сфеодальным укладом экономики, патриархальным укладом жизни -^Патриархальность — есть то главное,историческое, но к несчастью, совершенно народное зло, против которого мыобязаны бороться всеми силами". (М.БакунинФилософия, социология, политика. М.1989, с. 515)
Идеи эмансипацииизначально относились не к женщине, а к мужчине. Патриархатные^установки на господство/угнетение давили на мужскую личность: мужчины воспринимали себя уже субъектом истории, ееценностью. Дух критики, сомнения в незыблемости существующего порядка,осмысление идей о ценности и суверенности личности, правах человека игражданина, инициативности личности и т.д. привели к утверждению мысли о принципиальном равенстве людей.
События Великой Французской революции, попытки изменить патриархатное деление ролей на «мужские» и«женские», представления о "женственности" и ^мужественности",появление такого общественного феномена как новое женское самосознания и егоносительниц «новых» женщин — все эти знаки общественной
Одной из определяющих установок патриархатной модели мира является установление вобществе специфических властных отношений в дихотомии господство-подчинение. Вотношении полоролевых норм
патриархатностьпроявляется в жестком разделенииженских и мужских ролей, определении женских-мужских качеств и свойств,обусловленных биологическими различиями между полами. Ценностная системастроится на признании за мужчиной главной и ведущей роли в обществе, всепроявления «мужского» априорно воспринимаются как норма.
эмансипации не прошли незамеченными для России. И еслиФранция, по выражению Людвига Берне, была циферблатом Европы и показывалаевропейское время, то русское передовое общество внимательно следило за ним,соотнося европейские умонастроения с российскими, воспринимая, усваивая иразвивая новые идеи.
Осознание российской реальности: позор рабовладения, патриархатная зависимость всех классов и слоев общества от абсолютной власти и особенноугнетенное состояние такой социальной группы как женщины - все это привело к росту общедемократических настроений и к включению женщин в ряды подлежащихэмансипации. Требование эмансипации женщин стало одним из общедемократическихлозунгов. Тема эмансипации женщин оказалась актуальной для
России, России переживала момент определения статусаженщины в публичной сфере.
Процесс «выведения» женщины из сферызамкнутого феодального домохозяйства начался давно. Как и многие значимыесоциальные процессы он начался «сверху” — толчок ему даладеятельность Петра 1 по созданию светского государства.
Женскоеобразование было поставлено на уровень
государственной задачи, стало развиваться,распространяться по стране. Решающую роль в становлении женского образования,его идеологии в начале 19 в. сыграла имп. Мария Федоровна, при ней расширилсякруг женских учебных заведений, появились гимназии. Выведя для себя формулу»крепка семья — крепка держава^ и определив главным действующим лицом всемье женщину, она накинула педагогическую узду на женское воспитание иобразование.
Итог: противоположныйожидаемому — эпоха Николая 1 -эпоха «непонятых^ женских натур, по свидетельствуА.Афиногенова, в семейных трагедиях — борцы за женскую эмансипацию. Конечно, ограниченныйкруг девушек обучался в институтах, но постепенно шло приобщение русских женщинк культуре через изучение языков, чтение, размышление, восприятие политическихубеждений, естественно монархических.
Таким образом, в начале XIX века формировался типрусской женщины, характеризуемый такими качествами как начитанность, живостьума, проявление интереса к искусствам и наукам. Лотман — сформировалась тасоциальная среда, в которой книга (роман) стал привычным атрибутом женскойжизни как столичной, так и уездной барышни. Появилась первая женская организация — Императорское женское патриотическое общество (1812 ) Патриотические настроения привели к участию женщин вобщественной жизни.
Именно врасчете на этих женщин в нач. XIX века появились первые женские журналы: „Журнал для милых“ (с 1804 г.), „Московский Меркурий“(с 1805г.), „Дамский журнал“ (с 1823 г), »Ваза" (с 1832). События 1825 года подтвердилипоявления в России нового женского самосознания.
Нельзя отрицатьгражданского звучания поступка жен декабристов, общественного значения ихсудеб. Их отъезд в Сибирь был воспринят современниками, как поступокнравственных сообщниц, несмотря на все попытки правительства представить егокак проявления чувственной любви и супружеского долга. Так же, как и их мужья,жены декабристов были детьми Великой Французской революции и Отечественнойвойны 1812года.
В 30-40 гг. — постановка «женскойпроблемы» в
прессе: неравенство в браке, ложность женскоговоспитания и образования, бесправие в семье и обществе. Тема женской судьбы вженской литературе — выработка идеи права женщины на счастье, насамоопределение, что станет одной из популярных идей феминизма.
Особое место вподготовке общественного мнения к восприятию проблем женской личности в Россиизанимает известная французская писательница Жорж Санд. Появление в начале 30-хгг. в России романов Жорж Санд усилило интерес к «женской» теме,вызвало к жизни обширную прессу.
Влияние Жорж Санд нарусское общество 30 — 40-х годов, по свидетельству современников, былоогромным. Период между 1830 -1850 гг. называли 20-летием «жоржзандизма». В еероманах проповедовались идеи освобождения общества от предрассудков в защитучеловеческих прав женщин, с требованием равных прав мужчин и женщин в любви,браке, семье, была двойственной.
Идеал женщины Жорж Сандвобрал в себя опыт общественной деятельности женщин-республиканок, участницфранцузских революций 1830, 1848 гг., свидетельницей которых она была и которых имелавозможность наблюдать в их бурной общественной жизни.
Да и сам факт появлениятакой личности как Жорж Санд, практикой своей жизни отрицавшей традиционныенормы поведения для женщины, взявшей на себя новую для женщины роль -писательницы,общественной деятельницы, идеолога, воспринимался современниками как образ«новой» женщины, способной обновить мир.
Книги Жорж Санд заставлялизадуматься о многих вещах, начиная с отношений между мужчинами и женщинами,кончая вопросами предназначения женщины, пренебрежения и предубеждения обществав отношении женщины. Это понимали и сторонники и противники Ж. Санд. Посвидетельству Н. В. Гоголя Жорж Санд "… в немного лет произвела сильное изменениев нравах, чем все писатели, заботящиеся о развращении людей". ^
Развитиесоциально-политических идей в 30-40-х годах, в том числе и идеи эмансипацииженщин, были вызваны внутренними процессами, происходившими в стране, хотя,безусловно, сказывалось влияние прогрессивных идей Запада; полемика в прессе — это способ осмысления,выработки своей версии, попытка противостояния.
Женскоелитературное сословие развивало тему женской судьбы, неравной борьбы, которуювела одаренная женщина с предрассудками общества, деспотизмом семьи, предложилообразы благородных, высоких женских натур в романах Зенаиды Р-вой (Елена Ган) — «Напрасныйдар» (1842), «Суд света» (1840), «Теофания Аббиаджио» (1840); Марии Жуковой — ^Провинциалка" (1837), «Две сестры» (1843), «Эпизод из жизнидеревенской дамы» (1847), Е.П.Растопчиной — «Нелюдимка»,«Дочери Дон-Жуана».
«Женская»литература в 30-40 гг. переживала период расцвета, пользоваласьпопулярностью у читателя. Национальный идеал русской женщины — пушкинская Татьяна — начал блекнуть вглазах передовой общественности. Так, в переписке Белинского — Боткина Татьяна былаосуждена за то, что «добровольно
2 Гоголь Н.В. ПСС.М..1952. т.8. с.457.
осудила себя на проституцию со своим старымгенералом», Белинский соглашаясь с Боткиным пишет: «с тех пор, какона хочет век быть верною своему генералу, ее прекрасный обликзатемняется»*.
«Женская^ беллетристика 60-х годов продолжила традицию^озвучания» женского взгляда на мир — Евг.Тур,В.Крестовский (псевд. Н.Хвощинской), Ю. Жадовская, С. Смирнова, О. Шапир и др.
За женщинойпризнавалось принципиальное право на счастье, на свою женскую судьбу. Это былбесспорный шаг вперед, но воспринятый не бесспорно. Такая версия с трудомпробивала себе дорогу в общественном мнении. Дебатировался вопрос о женскомдолге, о пределах женской свободы. Писатели, подхватившие идею женской свободыв любви подвергались общественному осуждению. Так например, подвергся критикесо стороны известной общественной деятельности М.К. Цебриковой писатель М.В.Авдеев, который сделал женскую тему стержневой в своем творчестве и напротяжении всей своей жизни разрабатывал ее («Подводный камень» — 1860, «Между двухогней» — 1868 и др.). По мнению Цебриковой Авдеев отстаивал в своих романах не свободувыбора в любви, а свободу адюльтера^ — такая постановка вопроса является упрощением идискредитацией проблемы женской независимости.
рефорлуа1861Г. И РАСКЛАД ПАТРИАРХАТНОГО УКЛАДА.
Экономический кризиспривел к тому, что правительство вынуждено было пойти на реформы. Медленно имучительно шло реформирование — освобождение крестьян, освоение новых формэкономических отношений, развитие промышленности, земского и городскогосамоуправления, судебной, образовательной реформ.
Поражением в Крымскойвойне царский режим
продемонстрировал своюнеспособность решать военные, экономические и политические проблемы страны.
В стране накопилосьтехническое, социальное, кадровое отставание. Начался кризис дворянскогогосударства, приведший его к краху.
Кризис поразил всестороны российской жизни. В экономике он назревал давно. Существующеекрепостное право сдерживало развитие промышленности, сельского хозяйства.Кризисные явления проявлялись в низкой производительности труда подневольных крестьян;развитие товарно-денежных отношений подрывало барщинное хозяйство.
К сер. XIX в более 12% дворян-помещиковпродали свои имения, в 1859 г. были заложены имения с 7 млн. крепостных, т.е. 2/3 крепостного населения.
Процессы разорениякрестьянства и дворянства шли одновременно. Следствиями распада старогоэкономического уклада был выход на общественную арену новой внесословнойсоциальной группы — «разночинцев», становление и утверждениеновых классов — буржуазии и пролетариата.
Для женщин-дворянок это означало сокращение числа женихов, отвечающихпрежним представлениям об идеальном
Письмо Боткина от20.03.184. Цит. по Пылину А.Н. Жизнь и переписка В.Г.Белинского. СПб, 1876, с.143.
Письмо Белинского от04.04.1841 г. Там же, с.149. 5 Цебрикова М.И.— Вестник Европы,1881, № 6.
женихе, привело к сокращению возможности осуществитьтрадиционный женский жизненный путь: раннее замужество, жизнь в сфере семьи,выполнение обязанностей жены-матери-хозяйки. т.е. тех функций и ролей, ккоторым ее готовили. Разорение дворянских гнезд вело к высвобождению разногорода женщин -бедныхродственниц, просто «девушек из хороших семей», живших в них направах компаньонок, экономок, приживалок. Все они оказались вне рамоктрадиционной женской жизни своей среды..
В этот историческийпериод происходит распад
патриархального уклада жизни, сопровождавшийся ростомнедовольства и критического отношения к традиционным ценностям, идеалам, нормамповедения, поиску и утверждению новых отношений.
Шел процесс выработкиновой ценностно-нормативной базы, моделей поведения. Определялось новое видениемира, претензии на влияние. Пересматривались нормы и для мужчин и для женщин.
Нововведения для мужчинвызывали раздражение у либерально-консервативной части населения, что же доизменения норм поведения для женщин, изменение их социального статуса,социальных ролей и т.д. — все это вызывало бурный протест.
Для первой четверти XIX в. «новым»человеком, готовым к реформаторству, социальным изменениям был дворянскийреволюционер, декабрист.
Кризис 1859-1861 гг. подвел черту подреволюционностью дворянства как класса.
Длясередины XIXв. агентом социальных перемен стал разночинец-демократ. Человек болеедемократического происхождения, вступивший в мир в менее благоприятныхусловиях, чем дворянин, имевший другой социальный опыт, вышедший зачастую из«низов» и хорошо знавший народную жизнь. Отличительными чертамиразночинцев были: наличие образования, избавление от родительской опеки, игапатриархальной семьи (разрыв-уход-побег из дома), занятие полезнойобщественной деятельностью (работа в школах, больницах, в науке, литературе… ).
Мироощущение,умонастроение разночинцев отличались критическим отношением ко всем сторонамроссийской действительности, отрицанием практически всех принятых ценностей,норм дореформенной России. Непримиримость к социальной несправедливости,политическому и духовному гнету, представления о долге перед народом,стремление служить ему, ожидание перемен — характерные для этойсреды умонастроения.
«Новые»люди концентрировались в обеих столицах, обновляя и развивая идеи 30-40-хгодов, разрушая старые общественные установки, утверждая новые, задавая тон.
Этиумонастроения вылились в общественное движение, резко и непримиримо
отрицавшеегосподствующую идеологию, мораль, нормы поведения, получившее название«нигилизм». Вербовка сторонников нигилизма шла по принципу неприятиясуществующей действительности. «Нигилизм у всех на языке», — писал в 1863 г. в
«Современнике»М.А.Антонович, — «все о нем толкуют, как о предмете, известном и определенном,хотя никому не приходит в
голову объяснить смысл этого слова и характер техявлений, которые хотят им обозначить»^.
Нигилисты отвергалиидеалистическую философию, религию, деспотизм во всех его проявлениях,либеральное обличительство… Требовали свободу личности, равноправия женщины,проповедовали «разумный эгоизм», утилитаризм, придавали большоезначение естественным наукам и опытному знанию.
Это бьшопервое общественно-политическое движение востребовавшее женщин и имевшее их всвоих рядах. Представление о нигилистках мы можем составить по
мемуарной и художественной литературе. Образ их очерчен и втой и в другой литературе карикатурно: стриженные волосы, круглые синие очки,бесформенная небрежная одежда, зачастую мужского кроя, папироса в руках,заученные, неестественные речи.
Основнойхарактеристикой нигилисток, судя по литературе, являлась безнравственность,проявляющаяся:
1. В отрицании церковногобрака, (гражданские браки).
2. В посещении, в силукаких-то низменных и тайных побуждений, лекций по естественным наукам и чтениисоответствующей литературы.
3. В критике своихродителей, разрыве с семьей (т.е. в пренебрежении своими традиционными ролями,обязанностями жен, дочерей).
4. В подражании мужскойманере поведения, в ношении одежды с элементами мужского костюма. Женскийнигилизм, как и мужской, проявлялся в
антиповедении, в эпатаже общества. Но, возможно,нигилистки в большей степени акцентировали внимание на своей внешности, выражаячерез антиженственный, антиэстетический вид свой радикализм. Их внешний вид,манера поведения демонстрировали всем их протест против науки«нравиться», их отказ от традиционной женской роли.
Поскольку нигилистки разделяли идею равенства мужчин и женщин, тозаимствованием предметов мужского гардероба (красная косоворотка из-подплисовой поддевки, мужская шляпа), делался акцент на этой версии жизни, тем самымнарушалось традиционное восприятие женщины как эстетического объекта, какносителя определенных социальных функций. Их одежда, скорее, была бесполой.Реакция общества на нигилисток была однозначно
отрицательной. Помимовыражения своих убеждений через внешний вид, это была также и демонстрацияпренебрежения общественным мнением.
Дочери обедневших дворян, чиновников, мещан одевались подобным образом имысли о женской хрупкости, покорности, инфантилизме, несостоятельностиотступали. Идеал женской красоты: тонкая талия, субтильность, нежные руки,бледный цвет лица, отражавший предпочтительные социальные женские роли — девушки на выданье(невесты),светской дамы (жены), подвергался пересмотру.
Такие составляющиеженского костюма XIX в., которые препятствовали какой-либо деятельности — кринолин, корсет,тонкие, легко рвущиеся ткани, а также длинные волосы,
Современник",1863,янв-февр., с.95.
требующие особого ухода — безжалостноискоренялись.Новое самосознание, самоощущение женщины, претензия на новыесоциальные роли в общественной жизни кодировались через новый образ.«Новые» женщины 60-х, не впадая в крайность
нигилисток также пересмотрели нормы красоты и изменили свойвнешний облик. Они отказались от кринолинов, дорогих тканей, платье сталопроще, практичнее, дешевле. На какое-то время это стало модным. В Одессепоявилось даже «Общество ситцевых платьев».
Нанесколько десятилетий образованные женщины, с претензией на «другую»жизнь, или как тогда говорили ^женщины с тенденциями^, оделись в своеобразнуюуниформу: черное шерстяное платье (в противовес светлому шелку аристократок)без всяких украшений, иногда с белым воротничком и манжетами. Зачастую, как нигилистки,стригли волосы. В таком внешнем облике нашло отражение и
материального положенияи жизненные установки «новых» женщин
— стыдно тратить деньгина женские прихоти, гг. Их решимость, выраженная как в их внешнем виде, так и вих деятельности — в частности, участие в Слепцовской коммуне наЗнаменской улице (1863 г.), в которой проживали совместно и мужчины и женщины,их просветительская, литературная деятельность, а иногда и ничегонеделанье — перепугали насмертьроссийскую интеллигенцию, вызвали к жизни особую «антинигилистическую»литературу.
Это романы Н.С.Лескова«На ножах» (1870-1871), «Некуда» (1864), КлюшниковаВ.П.«Марево» (1869); Вс.В.Крестовского «Папургово стадо» (1869) — обличали нигилизм,новую идеологию, ее носителей. Особенно в невыгодном свете решены образыженщин, ищущих свой путь в жизни. Осуждался ими выбранный путь — участие в «общемделе».
Одновременнопредпринималась попытка идеализации традиционного женского образа. Но онапроходила с трудом. Положительные героини выходили весьма условными и схематичнымина фоне с блеском описанных барышень и барынь, мучающихся скукой и впадающих вгрех общественной активности.
Вопросы любви, семьи,брака, будущего русской женщины были настолько актуальны, что мимо них не могпройти ни один литератор. Писатели вглядывались в окружающую действительность,фиксировали новые явления, пытались их понять, дать оценку, зачастуюпротиворечили себе, меняли свои взгляды… Они исследовалиженскую жизнь различных классов, социальных слоев, социальных групп. Купечество -А.Н.Островский«Гроза» (1852) и др. произведения; крестьянство — А.Д.Писемский«Горькая судьбина» (1859), А.Н.Некрасов «Саша» (1855). Мещанская, чиновничьясреда исследовалась Н.Помяловским «Молотов» (1861), «Мещанское
счастье» (1861); А.Ф.Писемским«Тысяча душ» (1858), «Виновата ли она?» (1855). Дворянская среда — И.С.Тургеневым«Рудин» (1856), «Накануне» (1860), «Новь» (1878), Гончаровым
— «Обломов» (1857 — 1858)«Обрыв» (1860). Жизнь героинь всех этих романов предстала перед
читателем полной неудовлетворенности. Они протестуютпротив тирании патриархальной семьи, томятся от вынужденной бездеятельности,стремятся к независимости, самостоятельности, служению «общему делу»… .
Наметившеесяс начала XIXв. в русской литературе «ядовитое презрение к мужчине (еще с пушкинского»Евгения Онегина"), и уже не отвечавший духу времени идеал женщины -Татьяны Лариной,привели к поиску идеала, положительного образа женщины. В русской литературепоявилась череда образов мужчин, образованных, но слабых духом и женщин сильныхдухом, готовых к действию, но скованных общественными установками, отсутствиемзнаний и социального опыта, ищущих в мужчинах учителей и разочаровавшихся вних. Это Обломов и Ольга Ильинская в «Обломове», помещик Агарин иСаша в «Саше» Некрасова.
Литературафиксирует девальвацию ценностей брака и семьи в глазах женщин. Но что взамен?Писатели не могли найти ответа. В поисках выхода они предлагают решениямалореальные, соединяя русских женщин узами брака с иностранцами и с их помощьюрешают проблемы женщин. Елена Стахова из «Накануне» уезжает сболгарином Инсаров служить чужой Отчизне, а Ольга Ильинская из«Обломова» в браке с русским немцем Штольцем открывает в себедеятельную личность и активно содействует делам мужа.
Влияние литературы на общественную жизнь России всегда было велико, таккак это был практически единственный канал распространения информации и новыхидей.
Художественнаялитература ввела термины, которые стали обозначать представителей различныхобщественных движений, представителей того или иного социального явления:«кисейная барышня», «нигилист», «нигилистка»,«новые люди».
«Тургеневсоздал слово „нигилист“… Помяловский создал выражение»кисейная барышня", хотя и не пользующееся подобно слову«нигилист», всесветской известностью, но всероссийской несомненно.Получить в 60-х гг. прозвание «нигилист», «нигилистки» былопочетно, «кисейная барышня» — позорно, " -писала шестидесятница Е.А.Штакеншнейдер .
Конечно,такое отношение было лишь в среде людей, сочувствующих переменам, содействующимим. Основное население страны с ужасом наблюдало
происходящее. «Все пошло в переборку» говорилив то время, имея ввиду, что все подвергалось критическому переосмыслениюначиная с основ российской государственности, религиозных воззрений, моральныхнорм вплоть до проявлений во внешнем облике.
В контексте идеи отменырабства, ценности человеческой личности была поднята проблема измененияотношений между мужчиной и женщиной в браке, семье, вплотную подошли кпостановке вопроса об общественной деятельности женщин. Изменение положенияженщин в обществе рассматривалось как необходимый шаг на пути реформ.
Общий кризис отразилсяна состоянии семьи. Старая модель семьи — патриархальная,тирания которой угнетала и мужскую и женскую личность, вызвала к жизни мощныйпротест со стороны молодого поколения. Особенно угнетенное положение в семьезанимала женщина, зависимая экономически, социально и психологически. Всяженская судьба находилась в прямой зависимости от мужчины: отца, мужа, братьев.
Молодоепоколение пересматривало морально-этические нормы, зафиксированные в«Домострое» и перешедшие в
" Штакеншнейдер Е.А. «Дневники изаписки»(1854-1886), М., Л.,1937, С.292.
официальную идеологию,частично в Свод законов Российской империи.
Разрыв молодогопоколения со старым, проблема «отцов и детей» стала характернойчертой 60-х гг. XIX в. Семья воспринималась молодежью обоего пола какпрепятствие к личной свободе. «Мне то и дело приходилось быть свидетельницей,как молодежь обоего пола уходила из-под родительского крова», -вспоминалашестидесятница Е.Н.Водовозова^.
Об этом писала иС.Ковалевская: «Можно сказать, что в этот промежуток времени, от начала60-х до начала 70-х гг., все интеллигентные слои русского общества были занятытолько одним вопросом: семейным разладом между старыми и молодыми. О какойдворянской семье ни спросишь в то время, о всякой услышишь одно и то же:родители поссорились с детьми. И не из-за каких-нибудь вещественных,материальных причин возникали ссоры, а единственно из-за вопросов чистотеоретических, абстрактного характера. „Не сошлись убеждениями!“ — вот только и всего, ноэто „только“ вполне достаточно, чтобы заставить детей побросатьродителей, а родителей отречься от детей. Детьми, особенно девушками, овладелав то время словно эпидемия какая-то — убегать из родительского дома. В нашем непосредственномсоседстве пока еще, бог миловал, все обстояло благополучно; но из других местуже приходили слухи: то у того, то у другого помещика убежала дочь, которая заграницу — учиться, которая в Петербург — к „нигилисткам“^. Толкали девушек на уход издома не только
экономические причины,но и появившееся понимание права на собственное ^я», и осознаниеценности своей личности, и ощущение деспотизма патриархальной семьи, протестпротив рутинной жизни в рамках этой семьи с необходимым подчинением какопределяющим моментом женской жизни. Кризис семьи вылился в пренебрежении к
официальному, единственно признаваемому законом,церковному браку. Пренебрежительное отношение к закону, ценностям и нормампредшествующих поколений мы можем видеть в массовом распространении средимолодежи фиктивного брака, использовании церковного брака как средствавысвобождения женщин из плена семьи. То, что фиктивный брак стал только что неразновидностью обычного брака в среде русской интеллигенции, свидетельствуютмногочисленные мемуары современников. «Фиктивные браки с цельюосвобождения генеральских и купеческих дочек из-под ига семейного деспотизма…сделались обыденным явлением жизни», -утверждал СкабичевскийА.М/°
«Фиктивныйбрак был, конечно, мерой отчаянной», — писал Шелгунов. — «Он являлсяпоследним средством для выхода, когда не оставалось никаких других средств.Конечно, он был явлением ненормальным, но ведь и порядок, вызвавший его, былтоже ненормальным… » ^. Традиционный, иерархический брак перестал
соответствовать изменившимся нормам жизни. Такиеизвестные женщины, как М.В.Трубникова, Е.И.Конради, В.Н.Фигнер,
» Водовозова Е.Н. К свету (из жизни людей 60-х годов).— Голос минувшего,1916^4, с.5. ^ Ковалевская С.Воспоминания. Повести. М.1974, с.57. ^ Скабичевский А.М. Литературные воспоминания. М., Л.,1928, С.249-250. II Шелгунов, Шелгунова, Михайлов. Воспоминания. М.,Л., т.1, с.140.
княгиня-нигилисткаЗ.С.Оболенская, писательница Е.В.Салиас де Турнемир, О.Р.Скарятина^ былиинициаторами разрыва с мужьями, прежде всего по «несогласию вовзглядах».
Уходженщины от мужа стал явлением возможным, почти что обыденным и соответственновоспринимался современниками.
Поискиидеала супружеских отношений, новых форм брака шли в среде дворянской иразночинной интеллигенции. Большинство соглашалось с мнением, что старая семьяс ее писанными и неписаными законами, нормами поведения, духом подчинения себяизжила, что нужна новая, построенная на более разумных началах.
Вдемократических рядах не было сомнений в необходимости реорганизациисемейно-брачных отношений. Проблема была разработана прежде всего Чернышевским.По Чернышевскому, чтобы добиться свободы и равенства в будущем, нужно боротьсяс проявлениями рабства, начиная с личной жизни, с семьи, положения в нейженщины.
В своемдневнике Чернышевский писал: «По моим понятиям, женщина занимаетнедостойное место в семействе. Меня возмущает кроме того неравенство. Женщина должнабыть равна мужчине. Но когда палка была искривлена в одну сторону, чтобывыпрямитьее, должно много перегнуть в другую сторону. Так и теперь:женщины ниже мужчин. Каждый порядочный человек обязан по моим понятиям ставитьсвою жену выше себя — этот временный перевес необходим для будущегоравенства.»
т.е. Чернышевский предлагает «позитивную дискриминацию»женщин, необходимую для их самоутверждения, психологической адаптации вобществе в новых ролях.
Равноправностьженщины в браке — вот основополагающий принцип. Право женщины следоватьсвоему чувству — другой. Как безусловное составляющее пути освобожденияженщин — полная, безграничная свобода женщины в отношении самой себя, по выражениюЧернышевского "… о праве сердца быть всегда свободным." Речь идет освободе выбора в сексуальной сфере, в которой особенно сильно табуирована жизньженщины в традиционной культуре. В которой женщина была скована моралью,традицией, обычаями и свободой мужчины.
Позицииразличных общественных движений в отношении «женского вопроса» былиразличны. Сторонники решения «женских» проблем, а это кромеконсерваторов — представители всех направлений в общественныхдвижениях, были едины в том, что надо выводить женщин из зависимого положения,поднимать их значение в обществе.
возникновения^Ж^Н^КЯХОБЩЕСТВЕННЫХ ДВТрК^НИЙ.
Новыйобщественный подъем начался в 1856 г. Смерть Николая 1, совпавшая с поражениемв войне, была воспринята как конец произвола. Начался процесс активизацииобщественных сил страны. Определились направления в общественном движении.
12 Павлюченко Э.А. Женщины в русском освободительном движении. М.,1988, с.70-71.
Начальный этаплиберального движения, в рамках которого зародилось женское движение, пришелсяна 1857 — 1 половину 1858 г. В это время формулируются идеи движения, выделяютсяего центры, создаются различные кружки — в 50-х гг. XIX в. в Москве и Санкт-Петербурге образовалось многокружков единомышленников, в которых приняли участие женщины, создавшие затем исвои кружки.
Из демократических рядов исходили идеи, что женщина должна активноучаствовать в жизни общества, что нельзя ограничивать ее сферой узкосемейныхинтересов. Рупором этих идей был журнал ^Современник^ — печатный органреволюционно-демократических сил, один из наиболее популярных и читаемыхжурналов той поры. Именно на его страницах и началась дискуссия по женскомувопросу. Лагерь либералов продолжал эксплуатировать тему
общественного значения женщины как воспитательницымолодого поколения ". По сути женщину ориентировали на выполнение все тех жетрадиционных ролей, но в более расширенном виде, в более качественномисполнении.
Либеральная тенденцияплавно переходила в охранительную. Женское мнение также прозвучало в прессе.Первая русская феминистка, одна из первых в России женщин — экономистов, публицистМ.Н.Вернадская^ подняла вопросы женской трудовой деятельности на страницахжурнала «Экономический указатель». Она ратовала за возможность выбораженщиной жизненной стратегии, считала, что традиционная жизненная программаженщины обедняет ее жизнь: «Нельзя из каждой женщины сделать хозяйку ивоспитательницу»^.
Но вРоссии, с ее феодально-сословным устройством, с барским пренебрежением к трудусо стороны привилегированных сословий, все эти призывы выглядели утопично. Неудивительно, что русские женщины стремились исключительно к умственному труду. Это был прорыв, которыйне оценили современники.
Вернадская рано умерла,не успев в полной мере раскрыться как исследователь.
Признанными теоретиками «женского вопроса^ сталипрежде всего М.Л.Михайлов и Д.И.Писарев.
В 1860 г. „Современникнапечатал статью М.Л.Михайлова “Женщины, их воспитание и значение в семьеи обществе»^, которая создала Михайлову славу «творца женскоговопроса» и вывела «Современник^ в лидеры.
Михайлов объявлялпроцесс продвижения общества в сторону женской эмансипации самой главнойхарактеристикой переживаемого времени. Ратовал за преобразование женскоговоспитания, обучения, предоставление женщинам доступа ко всем видамдеятельности, гражданских прав. Видел в этом путь выхода из кризиса.
Возможно, что такойярко выраженный феминистский взгляд на общественные процессы сложился уМихайлова под влиянием французской феминистки Эжен Д^Эрикур, с которой Михайлов
^ Письма к русской женщинеА.Х-ва.— Журнал для воспитания,1857, т.1 Кривошеий М. Значение женщины. — Светоч,1860, М7. СоколовскийН. Наша женская литература.— Светоч,1860, № 12… ^ Вернадская Мария Николаевна (Шингарева),1832-1861. ^ Там же, с.89. ^ М.Л.Михайлов.— Современник,1860, ^ 4.
познакомился в Париже в 1858/59 гг. и котораяутверждала, что ^Если мы хотим освободить мужчин и вообще человечество,необходимо, чтобы женщины стали свободны, образованны, начитаны и могли бырасцвести в соответствии с собственным духом»".
«Современник»поднял тему поисков реальных путей решения. Журнал первым поставил вопрос онеобходимости высшего образования для женщин в России. «Надо учиться,учиться в той же мере, в какой учится мужчина»", «Высделаетесь умными, мыслящими и полезными людьми...»^, «Участие втруде и промышленности, в науке и искусстве вообще должно быть доступно каждомусовершеннолетнему члену общества»^ — декларировалидемократы.
С другой стороныреволюционные демократы — Чернышевский, Добролюбов, Писарев, Слепцов связывали решение женский проблем с решением социально-экономических проблем страны,рассматривали «женский вопрос» как один из многих социальныхвопросов, которые нужно решать одновременно. Это была наиболее характернаяточка зрения для русской общественной мысли.
Либеральный лагерь предлагал менее радикальный путь решения экономическихпроблем женщин. Со стороны юристов (Кавелин, Любавский, Беляев, Мотовилов и др.) раздавалось требование пересмотреть законы наследования в интересахженщин, как один из путей нахождения средств к существованию женщинпривилегированных сословий^.
Влиберальных кругах вызревала идея о необходимости социального призренияопределенных категорий женщин.
Появление в 1863 г. романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?» Не могла быть расценена иначе, какпоявление учебника жизни, нового Евангелия для прогрессистов, проповедиразврата — для консерваторов, тем более, что появился он на страницах«Современника». Роман пользовался бешеным успехом, имел длительноевлияние на современников.
Вопросы положенияженщины, образ «новой» женщины, вопрос о фиктивном браке, как одномиз путей выхода женщины из-под родительской опеки, о «новой» семье, оновых взаимоотношениях между супругами, о труде женщин и его значение в жизниженщины, о женских трудовых ассоциациях (артелях) основанных на новых безэксплуатационных началах — вот круг проблем на которые роман давал ответ.
Н.Г.Чернышевский знал о существовании реальных женскихартелей и по сути дела в художественной форме распространял этот опыт.
Особенно важно было то,что главной героиней романа была женщина, которая находила счастье в трудовойдеятельности. Героиня Чернышевского знала выход — это было занятие«неотступным делом». Через то она стала самодостаточной личностью, главнымдействующим лицом в своей собственной жизни. Пример вдохновляющий.
^ Шелгунов Н.В., Шелгунова Л.П., Михайлов М.Л.Указ.соч., т.2, с.76. ^М.Л. Михайлов.— Современник.,1861, №4. ^ Д.И.Писарев.Сочинения: в 4-х тт., М.,1956, т.З, С.212. ^М.Л.Михайлов. Сочинения в 4-х тт., М,1956,т.З, с.428.
МЛ.Михайлов.— Современник,1860, М4, С.473. 21 Ограничения в наследовании для женщин существовали до1912 года.
Что же это за дело?Чернышевский рекомендовал своей героине и через нее всем читающим женщинамзаняться учением: медициной, присутствовать на операциях (что было возможно в60-е годы);создавать артели и трудиться в них не благо женщин с более низким социальнымстатусом, выполняя в их среде роль наставницы, учительницы жизни. Он увидел вреальной жизни новые формы социальной организации, развилих, сильноидеализируя.
Вера Павловна сталаидеалом для образованных женщин и девушек. Серьезным оказалось влияние романа ина развитие семейно-брачных отношений. Старые семейные отношения изживали себя,семья переживала кризис. Новому поколению была нужна другая семья, построеннаяна новых разумных началах. Но было не ясно какая семья, на каких принципахоснованная должна придти на смену.
Чернышевский предложилвариант решения вопросов семьи/брака и любви. В романе утверждались новыенравственные нормы, за которые в официальном отзыве цензора О.А.Пржецлавскогороман был квалифицирован как «аморальный, отрицающий христианскую идеюбрака» и проповедующий вместо ее «чистый разврат»^.
Возможность фиктивного брака, отношение мужа к жене как к другу,соратнице, равноправность женщины в браке и даже право жены на другую любовь,которую муж принимает с уважением — вот принципы новой семьи по Чернышевскому. В 1869 г. вышла книгаДж.Ст.Милля «Подчиненность
женщины^, которая разъясняла проблемы женщин, поставивих в прямую зависимость от интересов мужчин. ^Женщины -искусственныепродукты», утверждал Милль, «И будут ими до тех пор пока общественныеучреждения не дадут женщинам такой возможности, как мужчинам развивать свободнособственную своеобразную личность»". Он обращал внимание насуть женского воспитания, которое по его словам порабощало ум женщины и"… было бы чудом, если бы наука нравиться мужчинам не стала бы полярнойзвездой женского воспитания и женского характера" "
Милль указывал женщинампуть — «иметь возможность зарабатывать деньги — необходимое условиедостоинства женщины». "
В результате общенациональнойдискуссии 1860-1870-х гг. по поводу «женского вопроса», как в публицистике, так ина страницах художественной литературы, идея эмансипации женщины была понята вРоссии на часть общей проблемы освобождения человеческой личности. Как проблемастановления и реализации личности женщины в интересах самой себя и общества.Эта определило широкое общественное звучание темы, поддержку всех классов исословий, в таком виде эта идея вошла в общественное сознание, стала частьюобщей задачи по демократическому переустройству России.
В результате дискуссии,женских инициатив в 1850 -1870-х гг., в России произошли изменения в общественномсознании. Был поколеблен идеал женственности,
22 Цит. по Рейсер С.А. Некоторые проблемы изучения романа Чернышевского«Что делать?». Л.,1975, С.829.
23 Милль Дж.Ст. Подчиненность женщины, СПб,1869,с.бЗ. 2^ Там же, с.37. 25Там же, с.120.
сформулированный императрицей Александрой Федоровной впослании к смолянкам в 1836 году: «В каком бы Вы положении не очутились, пустьв Вас замечают не Ваш ум, не Ваш талант, а Вашу скромность, сдержанность иженскую добродетель. Не старайтесь блистать, но исполняйте строго идобросовестно Ваши обязанности… „
Новый взгляд на женщинукак на гражданку, без сознательного участия который не может существоватьсовременное цивилизованное общество, воздействовал на женщин, привел к ростуженской активности и в дальнейшем к становлению женского движения как такового.
Отличительнойчертой становления женского движения в России был тот факт, что его становлениепроходило при деятельном участии мужчин. Женская молодежь, воспринявшая новыеидеи, была
вынуждена задуматься об не только о цели женской жизни,но и об экономической стороне ее.
Все эти женщиныстремились в Санкт-Петербург — город европейской ориентации, снискавший в начале 60-хгг. славу города, где можно обустроить свою жизнь по-новому.
особенности^к^н^крго ДЩ1ЖРЩЯСЕРЕДИНЫXIX в.
1857-первая половина 1858 — начальный этап либерального движения, в рамках которогозародилось женское движение. Формулируются идеи — на первом этапеусваиваются идеи политического либерализма, возникают центры движения -Петербург, Москва. Формируются либеральные кружки, в которых принимают участие женщины, а затемсобственно женские — “Общество доставления дешевых квартир жителям СПб^ (1858 -) в духе либеральнойидеологии достойного существования всех социальных слоев, поддержки ихинициатив. Разочарование — не удалось сделать „всех участвующихравноправными^ партнерами. Поиск новой социальной Среды. Первая волна женскогодвижения — рубеж 50-60-х гг.
Цели 1-го этапа — достижение права на образование, на труд. Созданиеструктур, через которые можно было осуществить эти идеи — ВЖК, Женскиймедицинский институт. Женская Издательская артель, женские усвоенные обществом,вроде той, что необразованная зависимая женщина не в состоянии воспитатьдостойных граждан. Можно сказать, что все легальные средства признавалисьгодными в достижении цели.
В результате женскоедвижение стало реальностью в общественной жизни страны. Институализировалоськак особая разновидность благотворительной деятельности женщин винтересах женщин всех сословий и состояний, характеризовалась эмансипационнойидеологией.
В конце 19 в. в СПб помимовышеназванных существовали женские организации: Первый дамский художественныйкружок, Общество взаимной помощи женщин-врачей, Общество поощрения женскогопрофессионального образования, Общество попечения о молодых девушках в СПб,Общество охранения здоровья женщин, Женская артель бухгалтерш и кассирш в СПб.
Часть организаций имелаблаготворительный характер, часть — объединяла женщин по профессиональному признаку с цельюорагнизации взаимной поддержки в освоении новых сфер деятельности. Женскиеорагнизации также активно создавались в других крупных городах и в провинци.Возник женский клуб в Саратове, который просуществовал не долго — МинистерствоВнутренних Дел не утвердило устав клуба. Правительство относилось с подозрениемк различным женским инициативам, не разрешало деятельность не традиционного, неблаготворительного толка. Активистки саратовского клуба преобразовали своюинициативу в женский Комитет при Обществе пособия беднейшим, подпредседательством А.А.Кальманович, в будущем известной феминистки, члена ЦКСоюза Равноправности Женщин.
Собственнойотдельной идеологии не было, использовались либеральная идеология. Числоорганизаций, поддерживающих эмансипационные
настроения женщин всехсословий, увеличивалось. Цель их была одна — поддержка, направленияи формы деятельности разные.
Можно суверенностью констатировать тот факт, что женское движение в России наначальном этапе характеризовалось эмансипационными настроениями, идеологией,целями: за образование равное мужскому, за право на труд в общественномпроизводстве, за право участия в общественной жизни (избирательные права женщинне имелись в виду), за равенство в браке. Оно получило признание вобществе, право на
существование,институализировалось. Активисток движения этого периода называли“деятельницами по благотворению и просвещению^. Не смотря на очевидныеуспехи в деле эмансипации: многие проблемы женщин в принципе стали решаемыми (ввопросах образования, трудоустройства, семейно-брачных отношениях), но до приобретения имиравных прав и возможностей (эта идея обсуждалась), до качественно иногоположения в структуре общества было еще далеко. Появившиеся в 60-х гг.»новые^ женщины,
«шестидесятницы»: писательницы, издательницы,журналистки, переводчицы, врачи, общественные деятельницы были результатомэмансипационного процесса, эмансипационной идеологии. Следуя идеям времени, ониосуществляли свое право на труд. Даже не имея острой необходимости в заработке,эти женщины
переплетные мастерские.Исключительно частная инициатива, лоббирование через «каналы^ своегосословия.
Женское движение 19 в. определялосьглавной идеей -ценностью женской личности для общественного прогресса,главной целью имело — расширение гражданских прав и свобод женщин вэкономической, культурной, общественной сферах жизни общества. Для достиженияэтих целей был выбран путь -получение женщинами качественного образования, длявнедрения в новые сферы деятельности, усвоение новых социальных ролей и черезто повышение своего социального статуса в обществе. Тактика вырабатываласьспециально для каждого объекта воздействия, в каждом конкретном случаеиспользовались аргументы доступные пониманию и входящие в сферу интересовобъекта. Так, для Военного министерства использовались одни доводы, дляМинистерства Народного Просвещения — другие…. Активно использовались личные связи; мотивы, идеи ужетем не менее появились в конторах, магазинах, швейных артелях, переплетныхмастерских, ломая устоявшиеся представления о приличном дамском поведении,подрывая патриархальные устои и традиции российского общества. (Энгельгартд)
К концу 19 в., когда передоваяобщественность вслух заговорила о Конституции и всеобщем избирательном праве,стало очевидным, что понятие всеобщности на женщин не распостраняется. Дажесамые прогрессивные общественные деятели считали политические права женщинчем-то немыслимым. Равные права женщин в представлении российскойобщественности означали: право на высшее образование, самостоятельныйзаработок, но не более.
активистки^^Н^КРГООБЩЕСТВЕННОГО ДВИХ^ЩЯ.
Лидерами женскогодвижения на начальном этапе были: Н.В.Стасова 1822 г. р., дворянка,домашнее образование. А.П.Философова 1837 г.р., потомственная дворянка, домашнее образование.
М.В.Трубникова 1835 г. р., хорошеедомашнее образование. кн. А.А.Оболенская (1817 г. гимназияприближенная по программе к мужской.).
Общественный подъем всреде интеллигентской молодежи вылился в «… устройство кружков для взаимнойпомощи… в складчинах для устройства библиотек, частных школ, курсов,чтений… в распространении образования и в низших классах… в устройствевсякого рода ремесленных заведений на общие средства… на началахассоциации»^.
Коллективныйэнтузиазм эпохи не обошел женщин. Первые русские феминистки принадлежали кпривилегированному классу -дворянству. Идеи равенства, братства, уважение кчеловеческой личности как таковой были естественными для той среды из которойони вышли. Начали они с благотворительности и прошли путь до
общественной деятельности. К моменту их встречи в 1859 г. за спиной каждой изних был собственный жизненный опыт, который привел к мысли о необходимости какой-либополезной деятельности.
Женщина,вокруг которой произошло это объединение -Трубникова МарияВасильевна.
Трубникова Мария Васильевна. (1835-1897)
Дочьдекабриста Ивашева В. И француженки Камилы Ледантю, Родилась в Сибири, вПетровском заводе. Родители ее рано умерли и сиротство отложило на ней свойотпечаток- она былавпечатлительной и отзывчивой натурой. В доме тетки, кн. Хованской она получилахорошее
домашнее образование, обучаясь вместе с сыновьямиХованской. Знала европейские языки, читала литературу исторического,
^ Стасов Д.В. Каракозовский процесс.Воспоминания.— Былое,1906,М4, С.277-278.
философскогосодержания. Воспитывалась в уважении к подвигу декабристов, на идее служениянароду. В 1854г. вышла по любви замуж за Константина
Трубникова. В 1855 г. переселяется в СПби ведет широкий образ жизни, на полученное ею значительное состояние.Продолжает заниматься самообразованием, содержит либеральный салон. ВокругТрубниковой собираются кружки бывших лицеистов — два братаСерно-Соловьевича, Алейников, Ламанский, Рихтер, Шамшин, Унковского. Посещаютее салон профессора Петербургского Университета (в частности Кавелин), молодыеженщины-дворянки. Либеральный салон испытывает влияние более радикальныхкругов, т.к. члены кружка М.В.Трубниковой были близки к Чернышевскому. ТакН.А.Серно-Соловьевич находился в непосредственном контакте с Чернышевским идаже был арестован с ним в один день 7 июля 1862 года^. А.А.Рихтер по свидетельству Л.Ф.Пантелеева былсвязан с «Землей и волей» и был почитателем «Великорусса»^. В литературеимеются данные о том, что будущий сенатор Шамшин был причастен к «Земле иволе», роль Унковского в общественном движении в середине XIX века известна^.Трубникова состояла в переписке с Э.Д^Эрикур,
Дж.С.Миллем, интересовалась вопросами женскоговоспитания и т.д. Муж М.В.Трубниковой — Константин Трубников увлекся новыми перспективамикапиталистической деятельности. С конца 50-х годов в России наблюдаласьакционерная лихорадка и он издавал «Журнал для акционеров», что также привлекалов их дом людей демократических и реформистки настроенных. Например, частнымгостем в доме был Д.В.Стасов, сотрудник журнала, юрист, преподавательУниверситета, который сам создает в 1858 году один из первых частных кружков для проработкибудущей реформы суда. В 1859 году Стасов совместно с А.Рубинштейном
создаетРусское Музыкальное общество, вокруг него складывается группа передовоймолодежи.
Трубниковаи Стасов имели общие взгляды, интересы. Его влияние на Трубникову былонесомненным. Следуя традиции, М.В. доверила мужу право на
распоряжение своим капиталом, который он благополучнопотерял в биржевых операциях. В литературе встречается упоминание, что М.В. небыла счастлива в браке. Неудачное замужество, разорение семьи привели кразрыву. Трубникова оставляет мужа и одна, без средств к существованию растит4-х дочерей, зарабатывая на жизнь переводами, литературной работой.
Напряжение сил вжизненной борьбе подорвали ее здоровье и физическое и психическое. И несмотряна то, что умирает она в 1897 году, к тому времени она уже давно отошла отобщественной деятельности, проживая безвыездно в деревне, в имении одной изсвоих замужних дочерей.
Стасова Надежда Васильевна. (1822-1895)
^ Н.А.Серно-Соловьевич. Публицистика. М.,1963, с.267,369.^ Л.Ф.Пантелеев. Воспоминания. М.,1958, С.340-341. 29 А.И.Герцен. ПСС, т.ХУТ, ПГ,1920, с.70.
Его жена сталаизвестной феминисткой с
антиправительственныминастроениями. Интересно, что такое счастливое супружество вызывало недовольствов семье Дягилевых со стороны матери (отец отошел от семейных дел). Мать Ноночки считала,что Философов слишком мягок с ее дочерью, идет у нее на поводу.
Судя повсему, супруги Философовы были людьми одного поколения, одной эпохи по своимвоззрениям: антикрепостиническими и антипатриархальными в своей сути.
Философоваединственная перешла рубеж XX века, активно участвуя в женском движении наряду смолодым поколением, воспринимая новые идеи. Она прошла долгую жизнь, воплотиласебя в традиционных женских ролях жены-матери (имела 9 детей), была счастлива в них исумела реализовать себя как общественная деятельница, известная буквально повсей России, получившая признание в международном женском движении. В мае 1859 г. они встретились.Познакомившись со
Стасовой, Трубниковапригласила ее на следующий день к себе, где Стасова застала баронессу Корф,Н.А.Белозерскую, А.П.Философову, баронессу Штакельберг и В.В.Ивашеву (сеструТрубниковой).
Обменявшисьмыслями о тяжелом положении беднейших жителей СПб, особенно женщин, они вчерненаписали Устав общества дешевых квартир и наметили план действий. Основная идеяобщества заключалась в помощи представителям социальных низов вести достойныйчеловека образ жизни, заключавшееся в проживании в приличной квартире,содержать которую будет помогать общество на кооперативных началах.
^Хзан^ки^ ПРОЕКТЫ ВТОРОЙполовиныXIXв.
Обществобыло поставлено на ноги быстро. Путем самообложения собрали необходимую сумму в 500 руб. Председательницейобщества избрали Трубникову, казначеем В.В.Ивашеву.
Буквальносразу же в Обществе произошел раскол, т.к. часть участниц настаивала на полномконтроле над жителями квартиры. Другая часть придерживалась болеедемократических
взглядов, исключаяметоды традиционной благотворительности. Они делали акцент на уважении кчеловеческому достоинству опекаемых, на их активность, самостоятельность итолько помощь Общества в становлении их как свободных граждан.
Частькружковцев, ориентированных на традиционную благотворительность, открыли «свою»квартиру в доме барона Фридерикса, а кружок Трубниковой стал более однороднымкак по социальному положению его участниц, так и по их взглядам.
Устав«Общества дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям СПб» былзарегистрирован 3 февраля 1861 г., но работать общество начало раньше.
Цельобщества — «помогатьвстать на ноги, а не делать из бедных паразитов общества… и помогать не