История налогов в России
Введение
Налог – обязательный,индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной властиразличных уровней с организаций и физических лиц в целях финансовогообеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налогиследует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездныйхарактер, а является условием совершения в отношении их плательщиковопределенных действий.
Движущейсилой налоговых инноваций было постоянное отставание государства от развитияэкономики и постоянной необходимости догонять и подстраиваться под новыеусловия. Государства во все времена стремились быть в центре экономическойактивности, экономическая же активность никогда не стояла на месте, ее центрпринимал все новые и новые формы. Если в самом начале изучаемой историиглавными экономическими ценностями были земля и труд по ее обработке(соответственно налог на лиц, налог на землю, барщина, рабство), то современноегосударство обанкротилось бы, если бы не изменило типа своих налогов. Передустанавливающим налоги государством встает вопрос: что облагать (налоговаябаза), сколько брать (налоговая ставка), как рассчитывать (налоговаяинспекция) и как минимизировать отрицательное воздействие налогов наэкономическую активность (налоговая политика).
Приобращении к истории налогов выделяют общую тенденцию – оправданныеэкономическим развитием приоритеты налоговой политики государства и основныеинновации, а также выделяют налоговые курьезы – конкретные историческиепримеры тех или иных налогов, которые при своей занимательности позволяютухватить суть вопроса.
Налоги игосударство – явления взаимосвязанные: государство не может существоватьбез системы налогообложения, в то же время существование налогов безгосударства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периодустановления первых государственных образований, когда появляется товарноепроизводство, формируется государственный аппарат – чиновники, армия,суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями,так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидациистихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. Иименно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств длявозможности выполнения государством лежащих перед ним задач. С помощью налоговопределяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех формсобственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также свышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическаядеятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируетсяхозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функцииналоговый механизм используется для экономического воздействия государства наобщественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-техническогопрогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системыгосударства и принципы ее организации и функционирования.
Тема курсовой работыактуальна на протяжении долгого времени, так как без помощи налогов невыполнялись бы выше указанные функции, без которых не могло бы существоватьгосударство.
Довозникновения государств о налогах и речи не было. В них просто не былонеобходимости. Когда появилось первое государство, понадобились деньги для егосодержания. В основном для содержания государственного аппарата. Уже вдревности считалось, что правитель должен быть богаче своего народа. Он долженвозводить империю, завоевывать новые земли, расширять территорию. Так жесуществовала необходимость в создании школ разного направления,административных зданий, произведений искусства. Каждый правитель хотелоставить след в истории, чтобы его имя осталось в веках. Зодчество требовало немалых денег. А где их брать? Конечно у народа. И бедный люд обкладывалиогромными налогами. Они были самые разнообразные: дорожная пошлина, сбор насодержание надзора за рынком, налог на наследство, на землю, на вино, напшеницу, на устройства зрелищ и многое другое. В древние времена чаще всего сосменой правителя, менялась и система налогов. Властители, жаждавшие обогащения,власти, собственного величия, ужесточали налоговую систему. Правители, желавшиеблага своему народу, наоборот, смягчали и убирали некоторые налоги.
Цель курсовойработы: рассмотреть эволюцию налоговой системы в России в период с XV по XVIII вв.
Данная цельреализуется через решение следующих задач:
1. Рассмотретьзарождение налоговой системы в России.
2. Выявитьразвитие налоговой системы в период XV–XVIII вв.
3. Проанализироватьналоговые реформы правителей XV–XVIII вв.
Предмет курсовойработы: налоговая система.
Объекткурсовой работы: налоговая система в России в период феодализма.
Придостижении цели и реализации поставленных задач были использованы методыэкономического анализа (изучение литературы, сопоставление, статистическийанализ).
1. Налоговаясистема при Иване III
В ходе правления Ивана Васильевича произошло объединениезначительной части русских земель вокруг Москвы и её превращение в центробщерусского государства. Было достигнуто окончательное освобождение страныиз-под власти ордынских ханов; принят Судебник – свод законов государства,и проведён ряд реформ, заложивших основы поместной системы землевладения.
Послесвержения татаро-монгольского ига налоговая система кардинально реформированаИваном III (конец XV – начало XVI вв.): введены прямые и косвенные налогив это же время вводится первая налоговая декларация – Сошное Письмо.
1.1 Созданиепрямых и косвенных налогов
Прямые налоги.
Прямой налог – налог, который взимается государством непосредственнос доходов или имущества налогоплательщика.
Когда русскиевойска успешно выдержали «стояние на Угре» и страна, обретя свободу, прекратилаплатить татаро – монголам «выход». А это означало, что теперь доходы казныстало возможным формировать за счет не только косвенных, но и прямых налогов.Именно этой налоговой реформой Иван III и занялся после наступления мира. Насмену «выходу» пришел прямой налог в русскую казну – «данные деньги». Этотналог должны были платить черносошные крестьяне и посадские люди.
Черносошныекрестьяне – категориятяглых людей в России в XVI–XVII веках. В отличие от крепостных крестьян,черносошные крестьяне не были лично зависимыми, а потому несли тягло не впользу помещиков, а в пользу Российского государства.
Посадскиелюди – сословиесредневековой (феодальной) России, в обязанностях которого было нести тягло, тоесть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленныеповинности.
Иваном III были установлены налоги ямские, пищальные (для производства пушек), сборы на городовое и засечное дело (на строительство укреплений на границах). А для того чтобы собрать налоги полностью, Иван III повелел провести перепись земли Русской, чтобы (как мы выразились бы сегодня) идентифицировать всех налогоплательщиков. Надо сказать, что такие шаги Ивана III вполне соответствуют и современным правилам налогообложения: применительно к организациям и гражданам оно начинается с их регистрации, поскольку без этого невозможно определить, кто должен платить налоги. Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства. Их введение обусловливалось необходимостью осуществления определенных государственных расходов: пищальные – для литья пушек, полоняничные – для выкупа ратных людей, засечные – для строительства засек (укреплений на южных границах), стрелецкая подать – на создание регулярной армии и т.д. Именно ко времени Ивана III относится древнейшая переписная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех погостов. В каждом погосте описывается прежде всего церковь с ее землею и дворами церковнослужителей, потом оброчные волости, села и деревни великого князя. Далее земли каждого помещика, земли купцов, земли владыки новгородского и т.д. При описании каждого селения следует его название (погост, село, сельцо, деревня), его собственное наименование, дворы, в нем находящиеся, с поименованием хозяев. Количество высеваемого хлеба, количество скашиваемых копен сена, доход в пользу землевладельца, корм, следующий наместнику, угодья, существующие при селении. Если жители занимаются не хлебопашеством, а другим промыслом, то описание изменяется сообразно этому. Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше.
Косвенныеналоги
Косвенныйналог –налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, вотличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика.
Косвенныеналоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых былитаможенные и винные.
Винные откупыбыли введены в XVI веке и наибольшее значение приобрели в XVIII веке – XIXвеке. Доход казны от питейного налога составлял свыше 40% суммы всех налоговгосбюджета. Винные откупа,система взимания косвенного налога, при которой отдаётся на откуп частнымпредпринимателям право торговли вином. Откупщики платили государству заранееоговоренную денежную сумму, получая право на откуп на публичных торгах. Особоеразвитие получили в 18 в. Массовое введение Винного откупа последовало за указом 1765. В 1765–67были распространены по всей стране (кроме Сибири). Отдача на откуп (сроком на 4года) вначале оформлялась по отдельным. питейным заведениям, позднее по уездами губерниям (система Винные откупадо начала 19 в. не распространялась на ряд западных, северо-западных,юго-западных губерний и Царство Польское, где право торговли вином сохранялипомещики и города). С 18 в. Винныеоткупа явились одним из источников так называемогопервоначального накопления капитала.
Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций. Главным обстоятельством, определявшим развитие таможенной системы XV–XVI в.в. явилось формирование русского (Московского государства). В государстве постепенно складывается таможенное законодательство, совершенствуется правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы. Примерно с средины XVI века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти. Немецкий дипломат Сигизмунд Герберштейн (1486–1566), дважды побывавший в России (в 1517 и в 1526 гг.), писал в Записке о Московских делах: «Налог или пошлина со всех товаров, которые или ввозятся, или вывозятся, вносится в казну. Со всякой вещи стоимостью в один рубль платят семь денег, за исключением воска, с которого пошлина взыскивается не только по оценке, но и по весу. А с каждой меры веса, которая на их языке называется пудом, платят четыре деньги»http://works.tarefer.ru/61/100154/index.html — _ftn6.Деньга в то время равнялась одной второй копейки. В середине XVII в. былаустановлена единая пошлина для торговых людей – 10 денег (5 копеек с рубляоборота).
1.2 Первая налоговая декларация – Сошное письмо
Сошное письмо-описание земельных владений в городах и сельскихместностях для поземельного обложения в России 15–17 вв. Описание земель имеловажное значение, поскольку на Руси получила развитие посошная подать (единицей обложенияслужила соха – определенное количество земли), включавшая в себяи поземельный налог. Размер последнего зависел не толькоот количества земли, но и от ее качества. Для определенияразмера налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерениеземельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах,перевод полученных данных в условные податные единицы – сохии расчет на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (около 0,5десятины).
В большую соху включалось для светских феодалов от 800 до 1200 четвертей земли, для церквей и монастырей от 600 до 800, для дворцовых и «черных» земель от 500 до 700 в зависимости от качества земли. С введением новой единицы поземельного налогообложения – «живущей четверти» – налоги на землю светских феодалов снизились. Кроме того, применялось «одабривание», т.е. приравнивание «средней» и «худой» земли к «доброй» путем увеличения количества «средней» и «худой» земли на соху: писец мог посчитать за 800 четей (1 соху) «доброй» земли 1250 «средней» или 1800 «худой» земли (на каждые 100 четей «средней» земли он имел право накинуть 25 четей такой же земли, на каждые 100 четей «худой» земли – 50 четей такой же), Такой пересчёт уменьшал общее количество сох в данном владении, облегчая налоговое бремя. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.
Техника Сошное письмо, видоизменяясь в соответствии с изменением самой сохи и с дополнительными заданиями, дававшимися писцам, со временем приобрела устойчивые формы, закрепленные в специальных книгах сошного письма и «писцовых наказах». Сошное письмо осуществлялось обычно писцом и состоявшими при нём подьячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. За основание каждого данного описания бралась книга предшествующего описания, в данном случае называвшаяся «приправочной». Писец должен был объехать порученный ему уезд, описать город и все селения, установить число плательщиков и количество обрабатываемой ими земли, определить прибыль или убыль возделанной земли, подлежащей обложению. Всё описание города и уезда с их населением, дворами и категориями землевладения составляло писцовую книгу. При описании в определённом владении часто оказывалось не целое, а дробное число сох. Соха могла делиться на 32 мельчайших подразделения.
Делая выводпо налоговым реформам Ивана III, можно сказать, что в годы его царствования закладываютсяпервые основы налоговой отчетности. Он делит налоги на прямы и косвенные,определяет их размер и направляет на нужды государства. Принцип налогообложенияИвана III используется до сих пор.
2. Экономическиереформы Петра I
Крупномасштабные государственные преобразования в России, коснувшиеся всех сфер экономики, включая финансы, связаны с именем Петра Великого (1672–1725). В предшествующее ему время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны вне связи с реальным экономическим положением страны. Петр предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения. В народнохозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых богатств. Вводились новые орудия производства и новые приемы труда во всех отраслях хозяйства. Развивались горное дело, обрабатывающая промышленность, страна покрывалась сетью заводов и мануфактур. Петр начал учреждать казенные фабрики и заводы. Но при этом предусматривал передачу их в дальнейшем в частные руки. Зачинателям производства давались значительные денежные ссуды, льготы, к промышленным предприятиям приписывались населенные пункты, что позволило решить проблему рабочих рук. Именно в этот период в России возникли металлургия, горнозаводская промышленность, судостроение, суконное дело, парусное дело. Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила протекционистскую политику, в том числе через таможенные пошлины. Занятие заводчиков и фабрикантов ставилось наравне с государственной службой. Промышленное развитие требовало улучшения торговли. Торговлю затрудняло состояние путей сообщения, и это крайне заботило царя. Он задумал соединить Балтийское и Каспийское моря посредством системы каналов. При нем был прорыт канал, соединивший реки Уну и Творцу, начаты работы по сооружению Ладожского канала. Российским купцам Петр настойчиво предлагал образовывать торговыекомпании, объединять капиталы. Все эти меры, давая крупную отдачу в будущем, расширяя налоговую базу, порой требовали немедленных расходов. Петр I хорошо понимал: налоги – это основной источник богатства государства, но на практике дальше грозного, но пустого указания Сенату: «Денег как возможно больше собирать!» ничего сделать не мог. Многолетняя Северная война, строительство кораблей, возведение «египетских пирамид на невских болотах» подорвали финансовое положение российского государства. Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Для сравнения: в то время корова стоила три рубля. Постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов.
2.1 Реформагородского обложения
Ещёпредшественниками Петра I была проведена финансовая реформа 1679-1681 годов, покоторому плательщики-горожане были связаны круговой ответственностью за сборналогов, а сам их сбор был возложен на выборных из числа горожан. В 1681 годубыла проведена неудачная попытка привлечь высшее московское купечество кответственности за полноту казённых платежей во всём государстве. Причиной томубыло желание московского правительства поручить сбор городских налогов гостям илюдям гостиной и суконной сотен, которые могли бы ответить за недобор своимимуществом.
Указом1 марта 1698 года Пётр I подтвердил указы своих предшественников на правогородов собирать стрелецкие (т.е. деньги, собираемые с городского населения) иоброчные деньги выборными земскими старостами, волостными судьями ицеловальниками, состоявшими в земских избах, в обход воевод и приказных людей.Делалось это для того, чтобы воеводы и приказные люди не злоупотребляли своимположением и не занимались дополнительными сборами с городского населения.Однако городское население, согласившееся на введение новых учреждений,вынуждено было платить государству окладные сборы в двойном размере. Вдальнейшем, увидя нежелание горожан к самоуправлению, вызванное высокимисборами, правительство отменило двойные оклады, но реформа была объявленаобязательной во всех городах.
Тогдаже, в 1698 году, Пётр переименовал земских старост в земских бурмистров, атаможенных и кабацких верных голов – в таможенных и кабацких бурмистров. В Москвебыла учреждена Бурмистерская палата. С 17 ноября 1699 года она былапереименована в Ратушу. Она состояла из выборных от московских купцов и былаподчинена Большой казне. Ратуше, в свою очередь, подчинялись земские бурмистрывсех городов. Обязанностью земских бурмистров было наблюдение за сборами иоброчными статьями в городах и уездах, они также посылали подчинённых имтаможенных и кабацких бурмистров для отчётности в Москву. В ведение Ратуши былипереведены все сборы, которые собирались с 1681 года. Учреждение Ратушизначительно изменило устройство приказного хозяйства. Большая казна потерялаглавный источник своего дохода – таможенные и кабацкие сборы, и вся еёдеятельность с тех пор была сосредоточена на перечеканке иностранной монеты.Старинные четверти – устюжская, костромская, владимирская и галицкая –прекратили своё существование, потому что подведомственные им ранее сборы сгородов были переданы Ратуше, которой после упразднения воевод и порученияуправления и суда бурмистрам также отошло управление и суд в городе. Другиеприказы, например Посольский приказ, лишились собственного дохода, хотя ипродолжали существовать: деньги на своё содержание большинство приказов сталополучать из Ратуши. Все эти преобразования, однако, не создали нового источникадоходов, а ведь это и было главной причиной проведения реформы в сферегородского обложения. Тем не менее, правительство получило гарантию поступленияпрямых налогов, причём их взимание не требовало никаких затрат. ПостепенноРатуша, сосредоточившая в своих руках главные сборы, таможенный и кабацкий,оказалась не в состоянии полностью содержать армию и флот, численность которыхс каждым годом увеличивалась. Не была полностью решена проблема, связанная сдополнительными сборами с населения. Если раньше этим занимались воеводы иприказные люди, используя эти деньги в личных целях, то теперь ими стализемские бурмистры. Даже после введения прибыльщиков, которые должны былиследить за сборами в городе, отдельные поборы сохранялись.
2.2 Усилениеналогового гнёта
Петр I, ведя непрерывные войны и проводя многочисленныереформы, нуждался в деньгах. И не малых! Меры по усилениюдоходов начали проводиться ещё в конце XVII века. Пётр I старался изымать снаселения как можно больше налогов, чтобы пополнить казну, поэтому Пётрприбегнул к обложению налогами всех статей хозяйственной жизни, какие тольковозможно было обложить. Царь учредил особуюдолжность –прибыльщиков, обязанность которых «сидетьи чинить государю прибыли», т.е. изобретать новые источники доходов казны. Приведём примерынекоторых налогов, принятых в годы правления Петра I.
1. Былвведен «Бородовой знак», который представлял из себя металлический жетон,выдаваемый после уплаты особой пошлины за право носить бороду.На жетоне были выбиты две надписи: на одной стороне – «Деньгивзяты», на другой – «Борода – лишняя тягота». Пошлина быланастолько велика, что желающим сохранить свою бороду приходилось сильнораскошелиться. Дворяне платили за бороду 60 рублей, Первостатейныекупцы – 100 рублей. Рядовые торговцы – 60 рублей.Горожане – 30 рублей. Крестьяне 2 деньги (1 копейка) при въездев город и выезде из города.
2. Россиявсегда «славилась своими дорогами». Однако, ещё Петром I в. 1705 годубыло принято решение привести в порядок московские улицы. Деревянныемостовые заменялись каменными плитами в Кремле и Китай-городе,а остальная Москва мостилась мелким камнем. На все государство быланаложена особая повинность: с дворцовых, архиерейских, монастырских земельи вотчин служилых людей взимался камень (количество камня зависелоот количества крестьянских дворов). С первого десятка дворов бралиодин камень размером с аршин (71,12 см.), со второго – по двакамня по пол-аршина, а с третьего – аршинный кубик мелкогокамня размером не меньше гусиного яйца.
Не избежалоэтой повинности купечество и крестьяне (последние, приезжая в Москвудля торгов, должны были привозить с собой по три камня с гусиноеяйцо и песок). «С мира по камню – Москве мостовая».
3. Переписывалидомашние бани: с боярских бань брался налог 3 рубля,с дворянских – 1 рубль, с крестьянских – 15 копеек.Придумывали новые налоги при Петре I специальные люди – «прибыльщики».С 1704 года были введены новые налоги: со свадеб, с русскогоплатья, погребной, с раскольников, с извозчиков, с постоялыхдворов, с мельниц, с найма домов, сапожный, шапочный и т.д.В Башкирии «прибыльщики» взимали налоги и за глаза(за карие – 2 алтына или 6 копеек, за серые – 8 денегили 4 копейки). В конце своего царствования ПетрI задумался – не перебрал ли он с налогами.И от количества перешел к качеству. Много мелких сборовон отменил, но в замен «дабы государство не оскудело» ввелподушную подать. С помещичьих крестьян брали 80 копеек с душив год, с посадских людей – 40 копеек. Интересно, что новуюподать брали и с младенцев, и со столетних стариков.
Появились налоги на частную рыбную ловлю, бани, постоялые дворы, мельницы, пчельники, конские заводы и площадок, где производился торг лошадьми. Обложили особым сбором дубовые колоды, которые шли на поделку гробов, ввели обязательное использование гербовой бумаги. В общем было до 30 разных видов налогов. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать. До нас дошли имена прибыльщиков Алексея Курбатова, предложившего применить гербовую, или орленую, бумагу по примеру Голландии, Степана Вараксина, Василия Ершова, Алексея Яковлева, Старцова, Акиншина. В общем было до 30 разных видов налогов.
2.3 Введениеподушной подати и её результаты
Лишь к концусвоего царствования первый российский император осознал несостоятельность этихмелочных сборов, которые не только не пополняли казну, но и оказывали дурноедействие на настроение народа. Эти сборы донимали не столько тяжестью, сколькосвоей численностью: их было больше тридцати. Назойливым июльским оводом ониприставали к изнуренному налогоплательщику на каждом шагу. И тогда Петр принялрискованное решение. Царь задумал введение нового налога – подушной подати,просуществовавшей в России вплоть до 1887 года. Первым шагом налоговой реформыстало проведение переписи населения. Указом 26 ноября 1718 года Петр приказал втечение года взять ото всех правдивые «сказки», сколько у кого в какой деревнеимеется душ мужского пола, и сосчитать, сколько крестьян смогут содержатьодного солдата. Для определения этого надо было разделить стоимость содержаниявоенного на число наличных податных душ. Эти «сказки» были получены и сосчитанытолько к началу 1722 года. Ревизии проводились регулярно и занимали понескольку лет. Поэтому данные «сказок» к моменту подсчета общего количества душбыли весьма условными. Цифра в пять миллионов вызвала подозрение Петра. Всетогдашние владельцы крестьян мигом смекнули, что император замыслил новыйналог, который будет зависеть от поданных «сказок». Поэтому списки составлялисьс жуткими искажениями и нарушениями всех мыслимых сроков. Одним словом,попытались уйти от выплаты налогов. В ответ на это Петр повелел провестиревизию на местах, проверку «сказок» и произвести «раскладку войска на землю» –подобие современных выездных проверок налоговых инспекторов. Полки размещалисьпо ротам, на каждую роту отводился сельский округ с таким количествомревизского населения, чтобы на каждого пешего солдата приходилось по 35 с половинойдуш, а конного – по 50 с четвертинкой души мужского пола. В 1721 году подушнойоклад положено было считать в 95 копеек с души, через три года он снизился до74 копеек. Налоговая повинность превратились в самое мощное орудие контролягосударства над населением. Самим крестьянам ничего не объясняли: сказали плати– значит плати. Именно с этого момента начинается закрепощение крестьян. Сдолжниками поступали очень круто. Те бедняки, которым было не по плечузаплатить подушную подать, занимали у богачей, чтобы не попасть в руки царскихналоговых чиновников. Должников вместе с семьями вывозили за Урал, наметаллургические заводы. Работа там была настолько трудной, что отправка тудаприравнивалась к смертной казни. Введение нового налога вызвало волну возмущений.Кроме этого большим недостатком петровской налоговой реформы был нерешенныйвопрос самоуправства дворян и чиновников. Первые рьяно пытались освободитьсвоих крестьян от казенных повинностей, но не для облегчения участи последних,а для увеличения толщины собственного кошелька. Вторые же были истиннымивиртуозами по части казнокрадства. Сегодня исследователями подсчитано, что из100 податных рублей только 30 попадали в царскую казну, остальные оседали вкарманах все тех же сборщиков податей. К тому же, как ни старался Петр I ввестипрозрачную и эффективную письменную отчетность, ему это не удалось. Основнойгарантией честности оставалась совесть сборщика, а она, как видно, очень многихподводила.
Однакореформа все же дала свои результаты. Подушная подать более чем на два миллионаувеличила доход казны, несмотря на огромный недобор. Сметный доход 1724 годапочти втрое превосходил доход дефицитного 1710 года.
Подводя итогиэтой главы, можно подчеркнуть стремление Петра I обеспечить армиюнеобходимыми средствами, но в то же время нерациональность взимаемых налогов. Впетровские времена появились довольно странные налоги, до сих пор не имеющиеаналогов в мире. Как и сейчас, одним из основных правил финансовой политикиПетра I было: «Требуй невозможного, чтобы получить наибольшее из возможного».Правда, сегодня для чиновников это выражение переродилось в понятие налоговогоадминистрирования. Как и в петровские времена, современные налоговые инспекторыпредпочитают запросить по максимуму, чтобы хоть чем-то заполнить бюджет – видимо,петровские правила стали традицией.
3. Налогив годы правления Екатерины II
Российскаяимператрица Екатерина II Великая родилась 2 мая (по старому стилю 21 апреля)1729 года в городе Штеттине в Пруссии (ныне город Щецин в Польше), умерла 17ноября (по старому стилю 6 ноября) 1796 года в Петербурге (Россия). ПравлениеЕкатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах,осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом.Период ее правления часто называют «золотым веком» Российской империи.
В периодправления Екатерины II (система финансового управления продолжаласовершенствоваться.В годы царствования императрицы Екатерины II былиизданы следующие указы о сборе налогов: 7 ноября 1775 г. – «Об учреждениигуберний Всероссийской Империи и передаче дел по финансовому управлениюКазенным палатам в главе с Губернскими стряпчими Казенных дел». 24 октября 1780 г.– «Об учреждении Экспедиции о государственных доходах, контроле и ревизиисчетов, взыскании недоимок, недоборов и начетов». В следующем году онаразделилась на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведоваладоходами государства, другая – расходами, третья – ревизией счетов,четвертая – взыскиванием недоимок, недоборов и начетов. Отмечается, что в эпохуимператрицы Екатерины II налоговая система несколько упростилась. В дальнейшемв истории России продолжалось совершенствование налоговой системы.
3.1 Измененияв налогообложении купечества
Екатериной IIбыли отменены многие откупа и монополии, снижена казенная цена соли с50 коп. до 30 коп. за пуд, временно запрещен вывоз хлеба за границу с целью его удешевления,установлена роспись доходов и расходов. Екатерина1 снизила оклад с 74 до 70 коп. А главный недостаток подушной подати, как илюбого поголовного налога, заключается в том, что не принимается во вниманиеразличная доходность труда в разных местностях и отраслях. Второй недостаток – втом, что количество ревизских душ есть величина переменная,следовательно, расчет налога носит достаточно условный характер; третий – налограскладывали прямо по ревизским душам, а не по работникам, что фактическиутяжеляло его.
Упорядоченоуправление финансами, в том числе в губерниях. Предпринятые финансовые мерынаряду с приобретением новых земель на юге и западе страны привели к умножениюдоходов. Во время правления Екатерины II кардинальным изменениямподвергся порядок налогообложения купечества.
Купечество – привилегированноесословие в России в XVIII – начале ХХ вв. Так называемое «третье сословие» – последворянства и духовенства. «Жалованная грамота городам» 1785 года определиласословные права и привилегии купечества. Купечество было освобождено отподушной подати, телесных наказаний, а его верхушка и от рекрутчины. Купцыимели право свободного передвижения – так называемая «паспортная льгота». Дляпоощрения купцов было введено Почётное гражданство. Сословный статус купцаопределял имущественный ценз. С конца XVIII века купечество делилось на тригильдии, появился «гильдейский сбор». Принадлежность к одной из нихопределялась размерами капитала, с которого купец обязан был выплачиватьежегодно гильдейский взнос в размере 1% от общего капитала. Это затруднялодоступ в купечество представителям других слоев населения. За период с началаXIX века и до революции 1917 купечество выросло со 125 тысяч человек мужскогопола до 230 тысяч. Однако 70–80% относилось к третьей гильдии. Чтобы попастьв третью гильдию, нужно было иметь капитал не менее 500 руб. Лицас меньшими капиталами считались не купцами, а мещанамии уплачивали подушную подать. При капитале от 1000 до 10 000 руб.купец входил во вторую гильдию, а купцы с большимикапиталами – в первую. Причем о величине своего капитала каждыйкупец объявлял сам «по совести». Проверки имущества не проводились,доносы на его утайку не принимались. В первой половине XVIII векаформировались торговые привилегии купечества. В 1709 году всем торгующим, изанимающимся промыслами, было предписано приписываться к городским посадам. В1722 году была образована сословная группа «торгующих крестьян». Включение вгруппу давало возможность для законного проживания в городе и пользованияравными с посадским населением торговыми правами. Группа торгующих крестьянпросуществовала до Жалованной грамотой городам 1785 года.
Догильдейской реформы 1775 года в официальных документах посадских зачастуюсчитали купечеством. Большая часть таких купцов не торговала, а занималасьремеслом, сельским хозяйством, работала по найму и т.д.
Таможенныйустав 1755 года разрешал лицам, не входящим в купечество, торговать толькопродуктами собственного производства, а другими товарами по специальной описи.В 1760 году Правительствующий Сенат издал указ о «неторговании никомуразночинцам, кроме купечества, никакими российскими и иностранными товарами».
С 1775 годапо 1785 год гильдейские сборы оставались на низком уровне, и в купечествозаписывалось большое количество мещан, крестьян, и цеховых. С 1797 г., ужепосле смерти императрицы, российские губернии были разделены на четыре класса взависимости от плодородия почвы и их хозяйственного назначения, и для каждогокласса были определены отдельные подушные оклады.
3.2 Совершенствованиесистемы финансового управления
Екатерина II после вступления на престол и изучения вопросовгосударственного управления в Манифесте от 15 декабря 1763 г. такохарактеризовала состояние ревизионного дела: «…в Ревизион-коллегии, как Намизвестно, от времени до времени столь великое число умножилось неревизованныхсчетов, что многие миллионы государственной казны в неизвестии находятся». Этимже манифестом делается еще одна попытка улучшить дело ревизии. «За благорассудили оную (Ревизион-коллегию) разделить на пять департаментов, да кКонторе прибавить шестой департамент».
Но ревизионная деятельность не улучшилась и не могла бытьулучшена при отсутствии местных, областных учреждений контроля. В дальнейшем,однако, эта необходимость была учтена.
7 ноября 1775 г. своим Манифестом «Об учреждениях дляуправления губерниями» Екатерина II передала всю администрацию выборнымпредставителям местного губернского общества. За немногочисленным числомправительственных чиновников был оставлен только контроль и общее руководствоадминистративными органами с целью согласования их деятельности с общиминуждами государства. В этом отношении преобразования Екатерины II по своемувнутреннему содержанию намного опередили земскую реформу Александра II(1855–1881), проведенную почти на сто лет позднее и передавшую выборнымпредставителям губернии заведование только чисто хозяйственными делами.
В административной сфере Екатериной II было проведеноотделение власти административной от судебной и финансовой.
В соответствии с Манифестом от 7 ноября 1775 г. дляуправления делами в Российской Империи были учреждены Казенные палаты по однойв каждой губернии: «для домостроительных дел и управления казенных доходовИмператорского Величества».
Казенная палата, по выражению Екатерины II, «не что иноеесть, как соединение Департамента Камер («ведавшего надзиранием над всемигосударственными окладными и неокладными доходами») и Ревизион-коллегии,которой поручаются в смотрение домостроительные и казенные дела губернии». Изэтого определения истекали все обязанности Казенной палаты. Она собиралаведомости о численности населения, сведения о приходах и расходах,свидетельствовала счета, управляла соляными и питейными сборами и откупами,наблюдала, чтобы в ее губернии не были собираемы незаконные сборы, чтобызаконные сборы поступали своевременно, сохранялись в целостности и доставлялиськуда следует, она доставляла, наконец, в Экспедицию по государственным доходами в Сенат сведения о доходах и расходах ее губернии.
24 марта 1781 г. было утверждено наставление попроизводству дел в Казенной палате. Для удобства исполнения возложенных на неедел Казенная палата была разделена на семь экспедиций.
Первой экспедиции был поручен надзор залицами, состоявшими в казенном управлении (однодворцами, государственными идворцовыми крестьянами), за казенными фабриками, заводами, рыбными ловлями,лавками, мельницами, хлебными магазинами, ярмарочными местами, гостинымидворами и др.
Вторая экспедиция ведала таможеннымиделами губернии. Она получала ведомости о таможенных приходах и расходах,наблюдала, чтобы со всяких товаров взыскивалась законная пошлина, чтобы ничегоне провозилось тайно, разрабатывались меры по предотвращению и прекращениюзлоупотреблений.
Третья экспедиция ведала горными деламигубернии с казенными и частными горными заводами, наблюдала за поступлением вказну доходов с горной промышленности, собирала ведомости о количестве выплавленногометалла, привлекала рудокопателей и стимулировала поиск руд.
Четвертая экспедиция заведовала соляным деломв губернии. Она собирала сведения, сколько с какого источника, и в какоймагазин доставляется соль, наблюдала, чтобы в магазинах всегда находилсядвухгодичный запас соли, заботилась о сохранении запаса, стимулировала поисксоли.
Пятая экспедиция собирала сведения очисле душ и ведала рекрутским набором, винными откупами, подрядами по продажесоли из казны Губернии.
Шестой экспедиции было поручено ведениедел о приходах и расходах, ревизия счетов и отправление всяких ведомостей поэтой части.
Управлял экспедицией губернский казначей. Он вел следующиекниги:
– о числе окладных подушных сборов по каждому городу и уезду;
– обо всех откупных местах и оброчных статьях;
– о количестве неокладных сборов в каждом уезде по статьям;
– о расходах по наместничеству по каждому уезду.
На основании этих книг губернский казначей следил зааккуратным поступлением доходов и исполнением расходов в губернии.
В ведении губернского казначея находилось также наблюдение заправильным ведением счетоводства во всех финансовых учреждениях. Он получалсрочные ведомости о доходах и расходах по всей губернии, рассматривал их ипосле утверждения Казенной палатой отсылал в Экспедицию по государственнымдоходам, для которой составлял также в конце года генеральный отчет о приходахи расходах по Губернии.
Седьмая экспедиция наблюдала за постройкойи исправным содержанием мостов, перевозов и казенных зданий, вела счет деньгам,ассигнованным на их постройку и ремонт, следила, чтобы ассигнованные деньгирасходовались по смете.
Кроме перечисленных выше семи экспедиций в том же 1781 г.в состав Казенной палаты была введена Экспедиция свидетельства счетов,которая осуществляла контрольные функции. Каждая экспедиция представляла собойсамостоятельное целое, но была в тоже время частью Казенной палаты, подпостоянным надзором которой она находилась, представляя ей ведомости и отчеты осфере своей деятельности и внося на ее рассмотрение все дела, разрешениекоторых вызывало сомнение, или превышало полномочия отдельной Экспедиции.Впрочем, все экспедиции имели общего начальника в лице вице-губернатора,председательствовавшего в Палате. С установлением местных контрольныхучреждений преобразуется и центральное учреждение контроля. В 1780 г. приСенате создаются четыре экспедиции, из которых одна, именно третья, должна была«поверять, сличать и делать счет, сколько за расходами каких денег осталось, ивсе ли оныя состоят в целости».
В 1780 г. в ходе проведения административныхпреобразований, Екатерина II учредила должность Государственного казначея,которому были подчинены все казначеи и казначейства Империи («казначейства дляштатных сумм»). В казначейство поступали доходы из различных мест РоссийскойИмперии. Служа хранилищем государственных доходов, штатные казначействазаведовали в то же время всеми штатными расходами государства (за исключениемвоенно-сухопутных и морских расходов, а также денег, положенных из соляногосбора на содержание Императорского двора). Расходы государства удовлетворялисьна основании росписей, поступающих в казначейства из Экспедиции погосударственным доходам, которую они уведомляли срочными ведомостями о суммах,назначенных к поступлению в казначейство, о суммах, фактически поступивших иимеющихся в наличии, об израсходованных средствах, о предстоящих расходах и др.Параллельно с казначействами для штатных сумм были учреждены казначейства дляостаточных сумм, в которые должны были поступать все казенные средства, оставшиесяпосле исполнения государственных расходов по штатам и Именным указам(Исключение из общего правила составляли: военно-сухопутная и морская части,полки гвардии, Кабинет Императорского Величества, Коллегия иностранных дел,банки, Приказы общественного призрения и воспитательные дома, которые хранилиостаточные суммы на основании особых установлений, не препровождая их востаточные Казначейства). О сроках поступления и объемах остаточных денежныхсредств, подлежащих поступлению, остаточные казначейства уведомлялисьЭкспедицией по государственным доходам. В свою очередь сами остаточныеказначейства заботились о своевременном поступлении денежных средств,сохранении и использовании их в узаконенном порядке. Остаточные казначействапредставляли срочные ведомости и годичный отчет о поступлении и расходованиисредств в Экспедицию по государственным доходам. Остаточные казначейства, как иштатные, подчинялись Государственному казначею, и каждое из них находилось вуправлении статского советника, назначавшегося императорской властью.
Таким образом, от полной децентрализации государственногоуправления и контроля, проводимого в начальном периоде правления Екатерины II(1775 г.), через пять лет (1780 г.) в Российской Империи началисьпроводиться реальные действия по сочетанию деятельности центральной власти ивласти на местах (самоуправления), включая деятельности органов центрального иместного финансового контроля.Налоги при Екатерине II также взимались ссодержателей плотомоен и прорубей, с перевозов, с рыбных ловель, с подвижныхлодок, за запись в городовую обывательскую книгу и др. Появляются первыезаемные средства в бюджетах городов и проценты со вкладов в банки
С1797 г., уже после смерти императрицы, российские губернии были разделенына четыре класса в зависимости от плодородия почвы и их хозяйственногоназначения, и для каждого класса были определены отдельные подушные оклады.
Заключение
Рыноки налоги – главная проблема и сегодняшнего дня. Потому, что налогиявляются важным инструментом регулирования рыночных отношений. Сложный механизмналогообложения должен приспосабливаться и к новому уровню производительныхсил, и к постоянно изменяющейся практике хозяйствования. Иван III создал основуналогообложения феодального государства, разделил налоги на прямые и косвенные,обложил налогом землю в частной собственности. Рассматривая историю развитиясистемы налогообложения, можно заключить, что использование налогов являетсяинструментом выхода из тяжелых кризисных ситуаций, а также стабилизацииэкономики и ее динамичного развития. Особенно наглядно это заметно во второйполовине царствования Петра I. Доходы государства постоянно росли, и несмотряна огромные издержки, оно обходилось собственными доходами и «не сделало никопейки долгу». Петр реорганизовал управление финансами.
ЕкатеринаII продолжала курс Петра I на усиление местного самоуправления. Ею былиотменены многие откупа и монополии, снижена казенная цена соли, временнозапрещен вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходови расходов. Таким образом, императрица стремилась облегчить системуналогообложения для простых людей, что привело к упорядоченному управлениюфинансами, в том числе в губерниях. Предпринятые финансовые меры наряду сприобретением новых земель на юге и западе страны привели к умножению доходов.В этот период укрепляются бюджеты городов.
Всовременном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства.Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства наобщественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-техническогопрогресса. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощниковгосударства, имея ту или иную степень самостоятельности.
Списокиспользуемой литературы
1. Антология экономическойклассики. В 2-х томах. Т. 1. – М.: МП «ЭКОНОВ», 1993. – 475 с.
2. Все начиналось сдесятины: этот многоликий налоговый мир. – М.: Прогресс, 1992. – 406 с.
3. Денберг Р.Л. Международноеналогообложение. – М., 1997 – 375 с.
4. Мещерякова О.В. Налоговыесистемы развитых стран мира (справочник). – М.: Фонд «Правовая культура», 1995.– 239 с.
5. Мир денег. Краткийпутеводитель по денежной, кредитной и налоговой системам стран Запада. – М.: АО«Развитие», 1992. – 319 с.
6. Налоги: Уч. пос. /Подред. Черника Д.Г. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 687 с.