Содержание
Введение
Глава1.Феодальные государства Индии в VII-XII вв.
§1.Развитие феодальных отношений в VII-XIIвв.
§2.Формы феодальной эксплуатации
§3.Феодальные государства Индии в VII-XII вв.
§4.Кастовая структура индийского средневекового общества
§5.Индуизм — религия феодального общества Индии
Глава2. Индия в XII-XVIвв.
§1.Образование Делийского султаната
§2.Государственный строй Делийского султаната
§3.Внешнее и внутреннее положение Делийского султаната в период его расцвета
§4.Упадок Делийского султаната
Глава3. Держава Великого монгола (XVI-XVIIвв.)
§1.Реформы шаха Акбара
§2.Организованное вторжение европейских торговых компаний
Заключение
Списоклитературы
Введение
Могущественной державойдревней Индии была империя Гуптов (Гупт) — один из наиболее крупных центровцивилизации в Азии. Упадок этой рабовладельческой державы является темисторическим рубежом, который отделил для Индии древность- время господстварабовладельческих государств — от средневековья- времени господства государствфеодальных.
Уже с середины Vв. начали обнаруживаться явные признаки надвигающегося упадка могущественнойиндийской державы. Политическое ослабление империи было непосредственнымрезультатом кризиса рабовладельческих отношений и зарождения в Индии элементовфеодализма. Несомненным, однако, является то, что достигнутый уровеньпроизводительных сил делал всё менее и менее выгодным применение рабскоготруда. Рабство начало уступать место иной, исторически более прогрессивнойформе эксплуатации.
Таким образом, в периодправления Гуптов или в непосредственно предшествующие ему столетия врабовладельческом обществе Индии начали складываться те формы эксплуатации,которые стали господствующими в течение всего индийского средневековья.
В знаменитом тракте«Артхашастра»1 (Наука о политике», или «Руководство для практическойжизни»), уже было выдвинуть требование запретить обращение в рабство такназываемых ариев, т.е. свободного населения страны.
1«Артхашастра»- трактат, время окончательной редакции которого относится, по-видимому, к первым векам нашей эры. Большой энциклопед. словарь. -2-е изд.-М.,2002
Предложение автора«Артхашастры» по существу имело в виду организацию особого типа царского, вкотором уже трудились бы не рабы, а лично свободные земледельцы, ведущие своёсобственное мелкое хозяйство, но обязанные платить собственнику земли оброк.
Противоречия внутрииндийского общества, а именно появление в нём нового слоя, строившего своёхозяйство уже не на рабовладельской, а на феодальной основе, и тот острыйконфликт, который возникает между свободными общинниками и эксплуатировавшимиих рабовладельческими государством, привели к ослаблению державы Гуптов исделали её неспособной устоять перед натиском кочевников — эфталитов.2
Индия, как и Китай,принадлежала к числу тех стран древней цивилизации, в которых уже сравнительнорано появились развитые феодальные отношения. Различия в уровне экономическогоразвития племён и народностей Индии накладывали свою печать на темпы и характерразвития феодального общества в различных районах этой огромной страны.
2эфталиты- кочевые племена, создавшие в начале Vв. обширное государство на территории Среднее Азии.История Древнего Востока/ Под ред. В. И. Кузищина. -3-е изд., перераб. и доп. –М., 1999
Глава1. Феодальные государства Индии в VII — XIIвв.
§1.Развитие феодальных отношений в VII — XIIвв.
Документы раннегосредневековья не позволяют выявить все пути возникновения феодальногоземлевладения. Эти документы в виде дарственных записей, сделанных на медныхпластинках или на камне, а потому и пощажённых временем, рисуют нам только одиниз путей развития феодального землевладения, а именно: раздачу земли правителямкняжеств. Махараджи3 не только с большой щедростью одаривалиотдельных лиц, храмы и монастыри участками из необрабатываемых земель,принадлежавших сельским общинам, но и передавали в их частное владение сами этисельские общины. Только один из князей Западного Декана, по свидетельствунадписи IX в., роздал храмам ибрахманам4 1 400 сёл. Эти дарения не предусматривали никакихобязательств со стороны феодального владельца по отношению к князю и былидарениями навечно, «пока светят солнце и луна».
Кроме такого родадарений земли в наследственную и не связанную никакими условиями собственности,в Индии уже в VII в. существовалидержания земли и на условии несения службы. Эти владения с прекращением службыили со смертью их держателей снова возвращались к князю. Однако при обычной вИндии системе перехода должности от отцов к сыновьям такого рода «бенефиции»нередко становились наследственными владениями их держателей. В то же время вначальный период раннего средневековья большая часть земли в Индии принадлежаласамим князьям.
3 Махараджа-князь
4Брахманы-жрецы.
Господствующим типомобщин в это время повсюду, кроме наиболее отсталых в социально- экономическом отношениирайонов, была соседская, сельская община. Она состояла из группы малых ибольших патриархальных семей. Каждая семья обладала наследственной долейпахотной земли и вела на ней самостоятельное хозяйство. Время от временипахотная земля переделялась. Но, по мере того как в общинах росло имущественноенеравенство и всё больше становилось семейств, стремившихся закрепить своихозяйственные преимущества, эти переделы становились более редкими.
Каждая сельская общинав Индии имела ремесленников и общинных слуг, кузнецов, плотников, гончаров,цирюльников, прачек, сторожей и пастуха. Они получали от общины содержания ввиде определенной доли урожая. Некоторые категории ремесленников и слуг, крометого, получали от общины небольшие участки земли и вели на них собственноехозяйство. Всякая работа, выходившая за приделы обязанностей ремесленниковперед общиной, должна была вознаграждаться заказчиком особо. Однако потребностиобщинников были столь ограниченны, что они редко нуждались в чём- либо сверхтого, что ремесленник делал для них в обычном порядке. Поэтому у ремесленниковне было стимула улучшать примитивные орудия труда и делать свой труд болеепроизводительным.
Общинная администрациясостояла из сельского старосты и писаря (обычно из брахманской касты5).Староста проводил жизнь все решения общинного схода, участвовал в разборе тяжб,возникших между членами общины, выполнял обязанности военного вождя общины,организуя оборону в случае вражеского нападения на неё,
5 Каста-это группа людей, обладающих определёнными правилами и обязанностями,передающимися по наследству.
защищал интересы общиныперед феодалом и отвечал за выполнение общинных повинностей. Староста и писарьполучали содержание от общины гораздо большее, чем ремесленники и слуги. Общинавыделяла и также и более значительные участки земли. Староста всегда был изчисла крестьян- общинников, поэтому имел, кроме своего служебногонаследственного надела (поскольку наследственной была сама эта должность), ещёи обычный надел в общинном пахотном поле. Староста, писарь или брахман моглипроявлять, поэтому большую хозяйственную инициативу, создавать более крупныехозяйства, чем рядовые общинники, и прибегать к эксплуатации труда либо своихже общинников, либо пришельцев.
Так создаваласьвозможность для превращения представителей сельской администрации (старой идр.) в мелких феодалов. Об этом свидетельствует эволюция термина тхакур6.
6Тхакур,указанный термин, по утверждению индийских исследователей, бывших в VIв. по сути дела одним из наименований старосты, в период развитого феодализма ужепревратился в один из феодальных титулов.
§2.Формы феодальной эксплуатации
Господствующей формойфеодальной эксплуатации крестьян — общинников была продуктовая рента. Кромепродуктовой ренты, общинники были обременены трудовой повинностью7,не связанной с сельскохозяйственными работами (например, работа настроительстве оросительных сооружений, крепостей, дворцов, храмов, мостов идорог, участие в охоте в качестве загонщиков, выполнение различных работ вусадьбе феодала и т.д.) сверх того крестьяне облагались различнымидополнительными поборами. Из многочисленных сохранивших надписей VI-XII вв. известно, что феодалы бралиособые поборы за скот, за ткацкие станки, за прессы для выдавливаниярастительного масла, за право постройки дома, за свадебные и другие семейныепразднества. В дополнение к этому местные власти собирали с крестьян средствана содержание общественных сооружений, на оплату местного административного иполицейского аппарата, на религиозные празднества и т.д.
Несмотря на жестокуюэксплуатацию крестьян феодалами, продуктовая рента, рано ставшая в Индиигосподствующей, создавала (при наличии поливного земледелия, котороеобеспечивало не менее двух урожаев в год) условия, при которых часть крестьянполучала возможность иметь некоторый избыток сверх необходимого продукта. Чембольше становилось такого прибавочного продукта, тем большая его массапоступала на рынок в качестве товара. Надписи, найденные на юго — востокеДекана и относящиеся к VI-VIII вв., говорят о наличии сёл, гдеимелись рынки, на которых продавались рис и другое зерно, овощи, кокосовыеорехи и пряности, сахарный тростник и сахар, растительное и животное масло.
7Виштхи-трудовая повинность
Уже наряду снатуральным обменом тогда существовал и денежный обмен; одним из свидетельствэтого являются денежные поборы с крестьян и ремесленников.
Несмотря насопротивление крестьян, в экономически развитых районах Индии основную массуобщинников уже в VII в. составлялофеодально зависимое крестьянство.
События, при которыхсовершался переход от рабовладельческого строя к феодализму,- вторжениеэфталитов, набеги из соседних государств, в частности из Непала и Тибета,восстания народов и племён, покорённых гуптами,- повлекли за собою гибельмногих древних городов. И всё же городская жизнь в Индии не прекратиласьсовершенно.
Для удовлетворениясвоих нужд феодалы поселяли в таких городах ремесленников. Феодалы особеннопоощряли производство предметов роскоши, которые они не только потребляли сами,но и продавали. Ремесленники производили тончайшие хлопчатобумажные и шёлковыеткани, ковры, ювелирные изделия из золота, серебра и драгоценных камней,художественные изделия из слоновой кости, лака и ценных пород индийскихдеревьев. Ремесленники изготовляли также оружие, изделия из кожи, паланкины,убранства для коней и слонов и т.д. Городские ремесленники занимались вдополнение к своему ремеслу ещё и земледелием, о чём говорят земельные дарения,которые они делали в пользу храмов. Аграрный характер индийского города сохранялисьна всём протяжении средневековья. Ремесленники были объединены впрофессиональные касты ткачей, ювелиров, башмачников, оружейников, резчиков подереву и т.п. По мере дифференциации8 ремесло росло и количестворемесленных каст.
8Дифференциация (от лат. Dijjerentia-разность, различие). Расчленение системы, первоначально единой или состоящей изодинаковых частей, на более и менее обособленные разнокачественные части.
Были объединены в кастыи торговцы. В надписях встречаются упоминания о кастах торговцев растительныммаслом, цветами, фруктами, тканями и др. Во главе каждой касты стояли старшинаи кастовый совет, которые следили за выполнение кастовых правил как впроизводстве, так и в быту, наказывая их нарушителей штрафами и даже изгнаниемиз касты. Все эти кастовые организации были подчинены феодалам и на основекруговой поруки отвечали за уплату налогов.
§3.Внешнее и внутреннее положение Делийского султаната в период его расцвета
Как уже было сказано,после падения империи Гуптов Северная Индия распалась на множество мелкихкняжеств. В конце VI в. на севередолины реки Ждамны начало усиливаться княжество, именуемо по его столицеСтханешваров (Тханесар).
Стханешварскому князюХарше удалось после многих лет войны объединить под своей властью почти всютерриторию бывшей Гуптской державы. Около 620 г. он сделал попытку подчинитьсебе и деканские земли, но его войско было разбито правителем Северного ДеканаПулакешином II из рода Чалукьев иотступило. Держава Харши, столицей которой стал город Канаудэк, представляласобой объединение массы мелких феодальных княжеств. Как верховный собственникземли, Харша дарил землю и раздавал её за службу. Он собирал с князей дань итребовал от них, как от вассалов, чтобы они являлись ко двору, а такжестановились под его знамёна во времена военных походов. Однако во всёмостальном каждое из этих княжеств жило своей самостоятельной жизнью.
При Харше былаустановлена связь с Китаем, куда он отправлял посольство. Из Китая ко дворуХарши было направлено ответное посольство, возглавляемое Ван Сюаньцэ. Оноприбыло в Индию в 646 г. и уже не застало Харшу в живых. В 648 г. держава,созданная Харшей, распалась. В самом начале VIIIв. в Индию вторглись войска Арабского халифата. Их военачальник Мухаммед ибоКасим завоевал южную часть долины реки Инда, или область Синд. Результатомэтого завоевания явилось образование двух княжеств во главе с арабскимиэмирами: одного в Мансуре, на юге вторжения племён, живших на территориинынешнего Раджастхана и Северного Гуджарата. Один из вождей гуджаратского родаПратихаров стал основателем небольшого княжества в Раджастхане у горы Абу ипостепенно подчинили себе значительную часть этой области. В начале IXв. Пратихары вторглись в Дэкамна- Гангское двуречье и овладели Канауджем, азатем распространили свою власть на всю территорию от Канауджа до Бенареса.
Появившиеся в Доабе,как обычно именуется в двуречье Джамны и Ганга, выходцы из Раджастхана иГуджарата оседали здесь на землю целыми родами, сохраняя свою военнуюорганизацию. Местные князья привлекали к себе на службу родовых вождей,наделяли их правом сбора в свою пользу налогов с того или иного села, а такжерядом других привилегий, за что вожди были обязаны нести военную службу. Этироды заняли привилегированное положение среди землевладельческого населения,как особая военная каста, именуемая раджпутами9, а их главы быливключены в состав феодальной знати аристократического сословия кшатриев10.
Пратихары, стремясьрасширить границы своей державы, столкнулись с бенгальскими князьями из родаПала. Между ними началась длительная война, в который участвовали их вассальныекнязья. В эти войны не раз вмешивались и князья деканских княжеств.
Важнейшим результатомэтих войн и грабительских набегов феодалов- раджпутов было дальнейшееослабление свободной крестьянской общины. Многие общинники были вынуждены,уступая силе феодальных разбойников, признавать их власть над собой и платитьим феодальную
9Раджпуты-«дети раджи».
10Кшатрии- воины, правители.
ренту за обрабатываемуюземлю, другие бежали из своих родных мест и селились на земле более сильныхфеодалов, способных защитить их. Рост крупного феодального землевладенияослабил власть Пратихаров. К тем же последствиям он привёл и в Бенгалии,которая оказалась поделённой между несколькими десятками феодалов, лишьноминально признававших сюзеренитет 11дома Палов.
Такое политическоесостояние Северной Индии ослабляло её и способствовало успеху завоевательныхпоходов в Индию, начатых в 1001 г. Махмудом, правителем сильной Газневидскойдержавы, возникшей у границ Индии. Махмуд Газнийский совершил ряд походов вСеверную Индию и разграбил всю её западную часть, включая и Гуджарат. Он вывезиз Индии огромные богатства и увёл в рабство десятки тысяч индейцев. Многиегорода были превращены в руины. Полному разграблению и разрушению подверглисьбогатейшие храмы страны. Политическим последствием этих походов былоуничтожение державы Пратихаров и включение в состав Газнийского государстваобласти Пенджаб- Пятиречья, образуемого пятью восточными притоками реки Инда.Экономическим последствием походов Махмуда был серьёзный подрывпроизводительных сил в индийском обществе.
В Декане, как и вСеверной Индии, существовал ряд мелких феодальных княжеств, временамиобъединявшихся в более или менее крупные, но эфемерные державы. В начале VIIв. на западе Декана образовалась держава во главе с родом Чалукьев. Основательэтой державы Пулакешин II,как уже было сказано, отразил нашествие харши на Декан.
11 Сюзеренитет. В Западной Европе всредние века крупный феодал, верховный сеньор территории (король, герцог,князь), являвшийся государем по отношению к зависимым от него вассалам. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / подред. З. М. Черниловского. – М., 1996.
На юге Декана несколькораньше возникла держава Паллавов, включавшая земли, населённые тамилами. Вотличие от Северной Индии, за исключением Бенгалии, экономическое развитие рядадеканских областей, особенно приморских с их оживлённой внешней торговлей,протекало значительно быстрее.
Арабские писатели сообщаюто государстве династии Раштракутов, представителей феодального рода, которыйвоспользовался ослаблением Чалукьев в середине VIIIв. и свергнул их, объединив под своей властью значительную часть ЗападногоДекана. По своему богатству и мощи новое государство, как говорили этиписатели, состояло на четвёртом месте после Византии, Арабского халифата иКитайской империи. В последней четверти Xв. Раштракуты были свёрнуты и в Западном Декане вторично воцарилась династияЧалукьев.
К этому времени на юго-востоке полуострова распалась тамильская держава Паллавов. Вслед за темтамильские земли объединились под властью Чолов. Обладая сильным флотом, Чолысовершали нападения на Бенгалию и Цейлон. Махараджа Раджендра I,правивший в начале XI в., владел дажечастью Бирмы, Андаманскими и Никобарскими островами.
§4.Кастовая структура индийского средневекового общества
Каста — португальскоеслово (означающее род, племя, происхождение), является переводом слова джати,которым в Индии назывались в феодальный период и называются сейчас замкнутыегруппы людей, объединённых единством профессии или сословным положением.Зародившись в глубокой древности, касты приняли строгие формы именно в средниевека. Ни один человек не мог выть вне той или иной касты. Переход от одной кастыи другую не допускался. Всей жизнью касты руководили старшины и кастовые советы(панчаяжы). Они следили за выполнением её членами всех кастовых правил иобычаев, взимали средства на общие нужды, организовывали кастовые празднества,судили за нарушение кастовых обычаев, облагали виновных штрафами в пользукасты, а в особых случаях применяли высшую меру наказания — изгнание из касты,права на свою семью и семейное движимое и недвижимое имущество12.
Положительная ролькасты на определённом уровне экономического развития заключалась в том, чтоона, как наследственная организация, помогала накоплению производственногоопыта, повышавшего качество производимых продуктов. Но в то же время суроваярегламентация труда сковывала всякую личную инициативу, и поэтому постепеннокасты стали оплотом рутины в области производства.
Существовала иерархиякаст. Высшими из них были две сословные касты: одна — брахманов, другая-раджпутов. К этим двум кастам принадлежали феодалы. Ниже их находились кастыторговцев и ростовщиков. Прочие касты, исключая лишь те, в которые входиливысшие прослойки крестьянства, относились к так называемым шудрянским кастами.
12См. Гусев Н.Р. Многоликая Индия
В свою очередьшудрянские касты имели свою внутреннюю иерархическую структуру: среди них быликасты высшие и низшие; последние охватывали самый угнетённый слой феодальногообщества — рабов, общинных слуг и людей, вынужденных заниматься профессиями,считавшимися «нечистыми». В результате не только население городов, но даженебольших деревень состояло из людей, принадлежавших к различным кастам.
§5.Индуизм- религия феодального общества Индии
Индуизм — религиознаясистема феодальной Индии- объединил самые разнообразные верования и культы,начиная с унаследованных от первобытно- общинного строя (анимизм, тотемизм ит.д.), кончая религиями со сложными богословскими учениями. По общим верованиямпоследователей индуизма, над бесконечными множеством божеств, управляющихсудьбами людей, стоят три великих бога — Брахма, Вишну и Шива. Из этих трёхбожеств наиболее почитаемых являются боги Вишну и Шива. В честь богов Вишну иШивы князья воздвигали величественные храмы, ставили там их изображения, исотни жрецов- брахманов служили богам, как живым земным повелителям. Совершаяобряды жертвоприношения, жрецы «кормили» и «поили» бога. Они натиралиизображение бога благовонными маслами, а храмовые танцовщики (девадаси) подзвуки музыки в установленное время исполняли обрядовые танцы. В особые днижрецы устраивали празднества, на которые собирались многие тысячи людей во всехконцов государства.
Брахманы создалиучение, согласно которому все прочие божества, в каком бы виде они почитали,были только воплощением Вишну и Шивы или же формами, олицетворявшим созидательнуюили разрушительную силу этих великих богов. В результате тенденция к выработкеединой религиозной системы вылилась в совмещение различных, частопротиворечивых религиозных верований и обрядов.
В основе этихразнообразных религиозных верований, совокупность которых и называетсяиндуизмом, может древние анимистические представления. Индийцы верили впереселение душ. Они считали, что душа после смерти переселяется в телородившегося существа. Какое тело выберет душа, зависит от жизни, которую вёлчеловек.
Если он совершалхорошие дела, то родится брахманом, ктатрия или вайшья13. Но есличеловек вёл неправедную жизнь, в будущей он родится слугой, животным иликамнем, который все будут пинать.
Правильная жизньзаключалась в соблюдении пяти буддийских заповедей: не вредить живым существам,не воровать, не прелюбодействовать, не лгать, не пить опьяняющие напитки.
Праведник не переживаетновых земных рождений и готов к переходу в нирвану14.
13Вайшья- земледельцы, скотоводы.
14Нирвана- особое состояние свободы, покоя и блаженства
Глава2. Индия в XIII — XVIвв.
§1.Образование Делийского султаната
В конце XIIв. Северная Индия вновь стала жертвой завоевателей. В 1175 г. правитель ГазниШихаб- ад- дин Мухаммед Гури, представитель династии Гуридов, пришедший квласти после свержения династии Газевидов, вторгся в Пенджаб, где укрывалсяпоследний представитель династии Махмуд Газневи. Завоевав эту область, МухаммедГури двинулся дальше на восток. В 1199- 1200 гг. были покорены Бихар иБенгалия. Завоёванные индийские земли были включены в состав государственных земельдержавы Гуридов, и Мухаммед Гури, как их верховный собственник, стал раздаватьэти земли в условное феодальное держаниесвоим (по преимуществутюркским) военачальникам, поставив над ними в качестве наместника Кутб- ад-дина Айбека.15 Успехи завоевателей, сумевших в течение 20 летподчинить почти всю Северную Индию, объяснялись политической раздробленностьюстраны, обособленностью её народов, племён и каст и остротой социальныхпротиворечий внутри индийского общества.
В 1206 г., возвращаясьиз походов против восставших пенджабцев, Мухаммед Гури был убит. Военачальники,которым он раздал в феодальное держание индийские земли, отказались признатьнового правителя Газни своим господином и создали на территории Северной Индиисобственное, независимое от Газни, государство, получившее название по именисвоей столицы- Делийский султанат. Правителем этого государства былпровозглашен прежний наместник султана Кутб- ад- дин Айбек.
Власть Айбека и егоближайших преемников была, однако, в значительной мере номинальной. За 36 лет,последовавших после смерти Айбека (1210г.), на делийском престоле сменилосьшесть султанов.
15 Хрестоматия по всеобщей историигосударства и права / под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой: в 2 т. – М.,1996.
Подоплёкой кровавыхдворцовых переворотов было желание феодалов добиться от султанской власти новыхземель, пожалований и привилегий. Бесконечные усобицы между крупнымимусульманскими феодалами, представлявшими господствующую верхушку в делийскомсултанате, использовались покорёнными раджпутскими князьями для восстановлениясвоей независимости. Почти непрерывные войны внутри Делийского султаната,сопровождавшиеся грабежом и опустошением сотен и тысяч мирных селений,вынуждали общинников браться за оружие, звать на помощь вождей раджпутскихкланов, платя им за это призвнанием их феодальной власти.
Феодальная анархия вДелийском султанате поставила под угрозу дальнейшую судьбу народов Индии, когдау её границ появились монгольские войска.
§2.Государственный строй Делийского султаната
Для подавленияэксплуатируемого крестьянства, захвата новых территорий, а также для защитысвоих владений от внешних врагов в Делийском султанате при Балбане были созданысильный государственный аппарат и огромная постоянная армия из чуждыхиндийскому народу среднеазиатских, афганских и иранских наёмников. В рукахсултана была сосредоточена вся полнота власти. Его ближайшим помощником являлсяглавный везир, направлявший и контролировавший работу многочисленных ведомств,основными из которых были налоговое и военное. Территория Делийского султанатаразделялась на несколько областей, для управления которыми султан назначал валииз высшей мусульманской знати, часто из членов своей семьи. Основными функцияминаместников было содействие чиновникам, а также иктадарам, как называлисьвладельцы икта, в сборе ими земельного налога и всяких иных поборов, и вподавлении народных возмущений.16 Для этого наместники имелинеобходимый аппарат управления и постоянное наёмное войско. Наместникираспоряжались доходами от своих областей, но были обязаны отсылать в султанскуюказну излишек, остававшийся сверх расходов по управлению и содержанию войск.Области в свою очередь делились на налоговые округа, во главе которых стоялиначальники, также из мусульман, с функциями, аналогичными тем, какие лежали наобластных наместниках. Однако не следует преувеличивать степень централизациигосударственного управления. Наместники областей часто становились фактическинезависимыми правителями. Такими, были, например правители Бенгалии и другихудалённых от столицы областей.
Мусульманские феодалы,чтобы укрепить свои позиции среди покорённого населения, всячески поощрялипереход индусов (т.е. последователей религии индуизма) в исламе.
16.ИсторияДревнего Востока/ Под ред. В. И. Кузищина. -3-е изд., перераб. и доп. – М.,1999
Они предоставлялимусульманам особые преимущества в занятии высоких постов в армии и в аппаратеуправления, давали налоговые льготы и ряд других более мелких привилегий.Наиболее полно влиянию ислама подвергся Западный Пенджаб.
§3.Внешнее и внутреннее положение Делийского султаната в период его расцвета
Делийского государствосмогло отразить наступление монгольских войск. Но опасность со сторонымонгольских ханов была столь велика во второй половине XIIIв., что делийские султаны были вынуждены прекратить своё наступление на ещё незавоёванные территории Индии. Кроме внешних врагов, султанам приходилось всёвремя вести борьбу с крупными феодалами. Султан Ала- ад- дин Хильджи (1296-1316) сумел, опираясь на своё сильное наёмное войско, уничтожить опасныхпротивников из числа наиболее влиятельных иктадаров и отбить три монгольскихвторжения. Однако содержание наёмного войска требовало больших средств иистощало султанскую казну. Чтобы освободить казну от необходимости увеличиватьжалованье воинам, Ала- ад- дин ввёл твёрдые цены на основные продукты,потребляемые войском одновременно с этим султан распорядился, чтобы во всёмДоабе с крестьян, обрабатывавших государственные земли, брали поземельный налогразмером до половины урожая и исключительно натурой. Было также приказано братьналог не только с пахотных земель, но и с пустошей, а также с каждой головыскота. Увеличив таким образом нормы поземельного налога, Кала- ад- дин смогсоздать в Дели большие правительственные запасы хлеба и фуража для того, чтобыпослать всё это на столичный рынок, когда ощущался недостаток в привозе и ценына указанные продукты поднимались, несмотря на суровые меры, применявшиеся кнарушителям указа о твёрдых ценах.
Обеспечив безопасностьгосударства от нападений монголов, султан организовал большой поход в Декан и втечении трёх лет (1308- 1311) завоевал его вплоть до реки Кавери. Султан в этигоды достиг вершины своего могущества. Однако непомерная эксплуатация крестьянпривела в конце концов к тому, что то там, то здесь начали вспыхиватькрестьянские восстания. В 1316 г. началась война с вассальными раджами Читора иДеогира, во время которой Ала- ад- дин умер. После его смерти разгореласьборьба за престол, победителем в которой в 1320 г. оказался один из крупныхиктадаров- Гштяс- ад- дин Туглук. В период этой смуты от Дели отпали вседеканские княжества, завоёванные Ала- ад- дином.
Чтобы иметь возможностьпротивостоять взбунтовавшимся феодалам, Туглук создал огромную армию, но еёсодержание разоряло казну. Для пополнения казны Туглук увеличил и без тоговысокие налоги с крестьян и довёл их до полного разорения. В стране началсяголод, земледельцы бросали земли и бежали в леса.
Преёмник Туглука, егодвоюродный брат Фироз, отказался от борьбы с феодалами и примирился с утратойБенгалии и Декана. Султан сделал всё, что было в силах, для сохраненияГуджарата с портами, через которые Дели торговал со странами Передней Азии.Фороз признал за феодалами наследственные права на икта.
§4.Упадок Делийского султаната
Но, как только умерФироз, между Туглукидами началась борьба за престол. Ослаблением центральнойвласти воспользовались Мальва, Гуджарат и Хандеш. В разгар этой борьбы в СевернуюИндию вторглись войска Тимура. В 1398 г., разбив войска правившего тогдасултана Махмуда Туглука, Тимур взял Дели, разграбил город и вырезал егожителей. Когда Тимур уходил обратно в Среднюю Азию, он увёл с собой огромноеколичество пленников, прежде всего ремесленников. Столица Тимура Самарканд былав значительной мере застроена руками пленных индийцев. Области, по которымпрошёл этот жёсткий завоеватель, были превращены в пустыню. С 1413 г. Делийскийсултанат перестал существовать как большая и сильная держава. Северная Индияраспалась на ряд княжеств. Их правители устанавливали для подданных множествоповинностей. Крестьян обязали сдавать почти половину урожая, работать напостройке дорог, мостов, храмов, дворцов и крепостей. Их обязывали следить заканалами, плотинами и водохранилищами. Кроме того, крестьяне платили налоги заскот, за ткацкие станки, за выжимание растительного масла, за разрешениепостроить хижину, за свадебный праздник и многое другое. Не менее жестокойэксплуатации подверглись и городские ремесленники.
Отбирая у крестьян иремесленников плоды их труда, феодалы и купцы вели торговлю с другими областямиИндии и с заморскими странами.
феодальный индия делийский султанатмонгол
Глава3. Держава Великого Могола (XVII–XVIIIвв.)
§1.Реформы шаха Акбара
Основатель Могольскойимперии Захиреддин Мухаммед Бабур перед смертью разделил свои владения междусыновьями, оставив основную территорию в Индии старшему- Хумаюн, приказавостальным подчиняться ему. Но Хумаюн не удержал отцовской власти и даже бежализ Индии в Иран. Незадолго до этого, в 1542 г. у него родился сын Акбар. В 1556году 13- летний юноша становится во главе Индии после гибели правившего тамШер- шаха. Владения Моголов в начале его почти полувекового правления (с 1556по 1605 гг.) не простиралась дальше двуречья Ганга и Джамны. В конце егоправления только самый юг полуострова Индостан остался вне пределов Могольскогогосударства.
Население Могольскойимперии было многоязычным, находилось на разных уровнях общественного развития,было разделено кастовыми преградами. Но большинство жило в узком мире сельскойобщины. Все права и обязанности передавались по наследству от отца к сыну. Вотпочему сельская община была очень устойчивой и являлась основой средневековогоиндийского общества.
За полвека своегоправления Акбар провел ряд реформ с целью централизации государственной власти,укрепления могущества империи и развития торговли. Вершиной пирамиды власти былсам монарх, который, по мнения Акбара, должен работать денно и нощно. Приежедневных приема устраивал правитель. Первый утренний- открытый дворцовыйприём. Второй дневной- обсуждение текущих дел. На третьем ночном обсуждалисьрелигиозные дела и «большая» политика.
В правительстве Акбарабыло четыре министра: дивана- налоги и финансы, «мир бахши»- военное ведомство,мир саман- мастерские и склады, садруссудура- главы духовного и судебногоуправления. Падишах- так назывался официальный титул Акбара- имел также личногосекретаря, управляющего делами, который присматривал указы падишаха уже послеих подписания и осуществлял контроль за их исполнением. У Акбара былособственное разведывательное управление и чиновник, осуществляющий за контрольпоступавшими прошениями на имя падишаха.
Весь бюрократическийаппарат был выстроен по военному образцу. Все чиновники были разделены на 33ранга. Самые высокие принадлежали только трём сыновьям Акбара.
Акбар пытался заменитьвыделение земельных наделов за службу денежными вознаграждениями, но, встретившисьс упорным сопротивление знати, вновь вернулся к старой системе. В первые годысвоего правления Акбар реформировал налоговую систему. В Могольской державесуществовали три основных вида налогов- раздел урожая, когда государствоотбирало его часть; фиксальный денежный налог с площади сельхозугодий; насак17-когда налог платился со всего урожая этого года.
В очень ранний периодсвоего правления Акбар провёл ряд религиозных работ.
17Насак- оценка.
Он отменил все налогина паломников, запретил обращение военнопленных в рабство и отменил джизию18.Эти налоги приносили в казну миллионы рупий, отмена их была очень смелым шагомюного правителя (реформы проводились в 1562- 1564 гг.). родственники падишахасо стороны жён — индусок заняли высокое положение при дворе, мусульманскиечиновники считались с ними как с представителями правящей династии.
В сентябре 1579 г.Акбар издал указ о непогрешимости, давший ему высшую власть при решении всехвопросов, касающихся иелама. Акбар не взял на себя руководство религией встране, как ошибочно думали его противники. Он даже выработал свою собственнуюрелигию, названную дин- и- илахи19… эта религия существовала врамках ислама и открыта была только для людей, достигших определённых ступенейдуховного развития. Но это вызвало возмущение и восстание мусульман. Пришлосьжестоко подавить этот бунт.
18Джизию- налог на немусульманское население.
19Дин- и- илахи- новая религия в которой смешаны обычаи мусульман и буддистов..БэшемА. Чудо, которым была Индия.- М., 1977
§2.Организованное вторжение европейских торговых компаний
В XVIв. Могольскую империю проникают европейские торговые компании, которые успешноукрепляются в Индии. Характерно, что эти компании занимались не толькоторговлей, но и политикой, что стало началом колониального завоевания Индии.Особенно усердствовали англичане со своей Вест-Индийской компанией.
Амстердамские торговцыобъединились в начале XVIIв. В Ост- Индскую компанию, получившую из рук королевы монополию не только навсю торговлю с Востоком, но и право заключать союзы и соглашения, объявлять ивести войны, казнить и миловать местное население. Голландия объединились сАнглией в борьбе против колониального господства Испании и Португалии. Козырнаякарта ненависти местного населения Индонезии к португальским завоевателям былаумело разыграна голландцами, выдававшими себя за союзников индонезийцев.
11 марта 1619 г. голландцыокрестили свою крепость на побережье острова Ява Батавией. Эта крепость сталаопорным пунктом голландской экспансии на многочисленных островах, цепь которыхраскинулась от берегов Африки до Японии. Вытеснив португальцев, голландскиекупцы установили жестокий контроль над торговлей. Принудительно низкие цены иотсутствие снабжения островов рисом обрекали местное население на голод ивымирание. В 1621 г. восстание аборигенов острова Банда было подавленоголландцами. Из 115 тыс. жителей спаслись бегством только 300 человек.Фактически прекратили своё существование целый народ.
Чтобы организоватьпроизводство местной сельхозпродукции на обезлюдевших островах, голландцыиспользовали даже плантационное рабство. Но только к середине XVIIв. голландцам удалось окончательно закрепиться в Индонезии и прилегающих к нейостровах.
Заключение
Русский купец АфанасийНикитин, проведший в Бахманийском государстве три года (1469- 1472) иоставивший замечательное описание этого государства, с глубоким сочувствием ктрудящимся писал: «А земля очень многолюдна, а сельские люди голы совсем, абояре сильны добре и пышны очень.»20
Вдоль побережьяособенно Малабарского, был ряд портовых городов, куда съезжались купцы с самымиразнообразными товарами, из которых наиболее ценными были золото, серебро илошади. Кроме ремесленных изделий, из Индии вывозили рис, красители и особенномного пряностей. За все товары заморские купцы щедро платили золотом исеребром. В Индии образовались запасы этих драгоценных металлов. Неудивительно,что о богатствах Индии в других странах рассказывали сказки!
20См.: Хождение за три моря Афанасия Никитина. 1466- 1478. Под ред. Б.Д. Грековаи В.П. Адриановой- Перетц. М.- Л. 1948
Списоклитературы
1. История государства иправа зарубежных стран: сб. документов и задач: в 2 ч. – Екатеринбург, 2001.
2. Хрестоматия повсеобщей истории государства и права / под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой: в 2 т. – М., 1996.
3. Хрестоматия по историигосударства и права зарубежных стран / под ред. З.М. Черниловского. – М., 1984.– 472 с.
4. Хрестоматия повсеобщей истории государства и права / под ред. З.М. Черниловского. – М., 1996.
5. Хрестоматия по историигосударства и права зарубежных стран / под ред. А.Н. Крашенинниковой: в 2 т. –М., 2003.
6.Бэшем А. Чудо, которым была Индия.-М., 1977
7.Большой энциклопед. словарь. -2-еизд.-М., 2002
8.История Древнего Востока/ Под ред.И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. -3-е изд. –М., 1989
9.История Древнего Востока/ Подред. В.И. Кузищина. -3-е изд., перераб. и доп. – М., 1999
10.История средних веков: Учеб./Под ред. С.П. Карпова. В 2-х т.- М., 1998