Реферат по предмету "Психология"


Особенности внимания у школьников 7-8 лет

Министерство образования инауки Российской Федерации
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Чувашский государственныйпедагогический университет им И.Я.Яковлева»
Кафедра социальной психологии
Курсовая работа
на тему:
Особенности внимания ушкольников 7-8 лет
Чебоксары 2010

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ1.1 Сущность и содержание понятия внимание1.2 Изучение основных свойств внимания младших школьниковГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ РАЗВИТИЯВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ИХ САМОКОНТРОЛЬ И УСПЕВАЕМОСТЬ 2.1 Диагностика методов исследования внимания младшихшкольников2.2 Результаты уровня развития внимания младших школьниковЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что жалобы на недостаток внимания иусидчивости у школьников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей иучителей. Проблемой нарушения внимания школьный психолог занимается большевсего, возможно, потому что симптомы нарушения внимания самые очевидные, атакже потому, что существует большое количество методик для диагностики и,самое главное, коррекции подобных нарушений.
Внимание — это особое свойство человеческой психики. Оно не существуетсамостоятельно — вне мышления, восприятия, работы памяти, движения [7,37]. Нельзя быть просто внимательным — можно быть внимательным, только совершаякакую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленностьсознания на выполнение определенной работы. Формы проявления вниманиямногообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное,слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательнуюактивность.
Два раза в год в каждом классе начальной школы проводится фронтальноеобследование внимания. Результаты анализируются и используются дляпредупреждения и коррекции трудностей в обучении. В процессе этих исследованийстановится очевидным необходимость превратить ученика из пассивного объектадиагностики в заинтересованного в результате участника, понимающего причинысвоих трудностей и готового к их преодолению.
/>Цель исследования – изучить влияние внимания младшихшкольников на их успеваемость и самоконтроль.
Объект исследования – группа школьников младшего возраста
/>Предмет исследования – особенности внимания у школьников 7-8 лет.
Гипотеза исследования состоит в том, что единственная функция, которую мы можем исследовать фронтально в динамике, — это внимание и поскольку внимание осуществляет функцию контроля деятельности, оно тесно связано с развитием самоконтроля и успеваемости школьников.
Исходя из гипотезы, сформированы следующие задачи:
1. Проанализировать сущность и содержание понятия внимания.
2. Изучить основные свойства внимания младших школьников.
3. Экспериментально изучить влияние развития внимания младших школьников наих успеваемость и самоконтроль.
4. Проанализировать и интерпретировать полученные экспериментальные данные.
Методы исследования: методика Бурдона — исследование особенностейраспределения внимания методом корректурной пробы.
База исследования – школа № 2 в городе Чебоксары.
ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность и содержание понятиявнимание
Прежде чем приступить к практическому исследованию методик диагностикивнимания школьников отметим ряд важных моментов, так например одним изопределений внимания в психологии является предложенное Н.Ф.Добрынинымпонимание внимания как направленности и сосредоточенности психическойдеятельности человека. При этом под направленностью понимается избирательныйхарактер активности, а под сосредоточенностью – углубление в даннуюдеятельность. Подобно памяти внимание относится к сквозным психическимявлениям, поэтому, опираясь на структуру психической организации человека,возможно рассмотрение внимания и как процесса (или стороны какого-либопсихического процесса: например, сенсорное, перцептивное, интеллектуальное внимание),и как состояния (например, состояние сосредоточенности), и как свойстваличности (например, внимательность).
В отличие от памяти регулирующая функция внимания выступает болееотчетливо, что дает основание для классификации его видов в зависимости отуровней психической регуляции. Такая классификация предусматривает разделениевнимания на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Еслинаправленность и сосредоточенность непроизвольны, то говорят о непроизвольномвнимании. Непроизвольное внимание обусловлено как физическими характеристикамистимула (интенсивностью, контрастностью, длительностью, внезапностью и т. п.),так и значимостью стимула для человека. Если направленность и сосредоточенностьвнимания человека связаны с сознательно поставленной целью, то говорят опроизвольном внимании. Наряду с этими двумя видами внимания различают и третий– послепроизвольный. В этом случае сознательное выполнение какой-либо задачисопровождается, как говорит Добрынин, поглощением личности данной деятельностьюи не требует волевых усилий.
К числу основных характеристик внимания относят объем, избирательность,устойчивость, концентрацию, распределение и переключение [21, 12].
Под объемом внимания понимается то количество объектов, которые могутбыть отчетливо восприняты в относительно короткий период времени. Рядисследователей в понимании объема внимания предлагают исходить из объемаинформации, на котором может сосредоточиться сознание субъекта с тем, чтобыоперировать этой информацией. Введение в современные экспериментальныеисследования субъективных критериев внимания (например, балльных оценок дляуровня субъективной уверенности в ясном, быстром и точном ответе) позволилосделать вывод, что объем внимания определяется шестью элементами. Придальнейшем увеличении числа элементов происходит их структурирование (например,на основе двух-трех элементов, а именно: пара – линия, три – треугольник и т.д.). Поэтому ряд из десяти элементов, образующий те или иные структуры,воспринимается столь же точно и отчетливо, как ряд из одного-трех элементов.Явление структурирования обнаружено при исследовании объема внимания для разныхсенсорных анализаторов, в том числе и для слухового. Объем слухового вниманиязависит также от длительности, частоты и темпа предъявления звуковых стимулов.Например, всякое изменение оптимального темпа ведет к уменьшению объемаслухового внимания.
Произвольная регуляция объема внимания при разрозненных стимулахограничена. При смысловой организации стимулов она значительно выше. Ограниченностьобъема внимания требует постоянного выделения субъектом каких-либо объектов,находящихся в сенсорно-перцептивной зоне, а невыделенные объекты используютсяими как фон. Этот выбор из множества сигналов только некоторых из них носитназвание избирательности внимания. Количественным параметром избирательностивнимания считается, например, скорость осуществления испытуемым выбора стимулаиз множества других, а качественным – точность, т. е. степень соответствиярезультатов выбора исходному стимульному материалу. Показатель успешностивнимания является комплексной характеристикой. Он включает и количественные (скорость),и качественные (точность) параметры избирательности.
Устойчивость внимания – это способность субъекта не отклоняться отнаправленности психической активности и сохранять сосредоточенность на объектевнимания[7, 32]. Характеристиками устойчивости внимания являютсявременные параметры длительности сохранения направленности и сосредоточенностипсихической активности без отклонения от исходного качественного уровня.Концентрация внимания предусматривает также определение способности субъектасохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех. Оценкуконцентрации внимания производят по интенсивности помех. Распределение вниманиясвидетельствует о возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание нанескольких независимых переменных одномоментно. Характеристиками распределениявнимания в эксперименте являются временные показатели, полученные в результатесопоставления длительности правильного выполнения одной задачи и выполненияэтой же задачи совместно с другими (двумя или более) задачами.
Переключение внимания представляет собой перемещение его направленности исосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности надругую [11, 32]. Характеристикой переключения внимания является степеньтрудности его осуществления, измеряемая скоростью перехода субъекта от одноговида деятельности к другому. Установлено, что скорость переключения вниманиязависит как от стимульного материала, так и от характера деятельности субъектас ним. Легкость или трудность переключения внимания обусловливается такжеиндивидуальными особенностями субъекта, а именно свойствами его нервнойсистемы. У лиц, характеризующихся подвижной нервной системой (быстрым переходомот возбуждения к торможению и обратно), переключение внимания осуществляется легче.Не менее значимы при переключении внимания и личностные особенности испытуемых,а именно: их активность и заинтересованность, уровень мотивации и т. д.
Все перечисленные характеристики внимания представляют функциональноеединство, и их разделение является чисто экспериментальным приемом [12,45]. Наряду с ним в наши дни все более развивается системный подход к изучениювнимания, который предусматривает использование методик других наук, смежных спсихологией. Примером такой междисциплинарной интеграции может служитьисследование особенностей внимания в связи с общей активацией деятельностимозга и континуумом уровней бодрствования.
Одной из основных форм познавательной деятельностичеловека являются ощущения, которые привлекают внимание ребенка и заставляют концентрироватьсяна предмете, действии. Под ощущениями понимаются такие психические процессы,которые возникают при непосредственном воздействии предметов и явленийокружающей действительности на органы чувств. В познавательном отношении извсех анализаторов ведущая роль принадлежит зрению и слуху, хотя считается, чтожизненно и социально значимые раздражители чаще и больше отражаются через слух,чем через зрение [26, 36].
В познавательном отношении большое значение имеютосязательные ощущения, так как они носят комплексный характер. В нихобъединяются ощущения прикосновения, температурные и двигательные ощущения. Посредствомосязания познаются многие признаки предметов: их величина, форма, свойстваматериала и т. д. В результате этих ощущений создается целостный образпредмета, как необходимый для детей с нарушениями слуха при формировании у нихсловесной речи.
К активным познавательным средствам можно отнести иеще один вид ощущений — кинестетические ощущения, т. е. ощущения движений органовтела и самого человека. Кинестетические ощущения в значительной степени связанысо зрением, тактильным восприятием, слухом. Их необходимо использовать каквспомогательные средства для выработки более самостоятельных и устойчивыхкинестетических ощущений. Использование кинестетической чувствительности должнонайти широкое применение при обучении детей распознавать некоторые свойствапредметов: массу предмета по степени мышечного усилия, упругость, величину,форму и т. д.
Полноценное развитие психических процессов, в томчисле и всех видов ощущений, во многом зависит от определенных условий, средикоторых особое значение имеет внимание. [13, 57].
Понятие «внимание» заключается в ясном и четкомотражении человеком того, что он воспринимает или делает, в выделении однихобъектов или свойств и качеств с одновременным отвлечением от всего остального.В развитии внимания у нормального ребенка и ребенка, имеющего нарушения слуха,имеется много общего. Прежде всего, это непроизвольность внимания, котораявызывается интересными для ребенка предметами или явлениями, при воздействии нанего нового, необычного. Такие существенные свойства внимания, как устойчивость,распределяемость и переключаемость, у дошкольников развиты слабо. Ребенок враннем возрасте не владеет специальными действиями, которые дают возможность начем-либо сосредоточиться. В основном это результат общей ориентировки вокружающем, направленной на обследование предметов, их свойств и регулированиепрактических действий, а не на удержание внимания. С возрастом происходятопределенные изменения: увеличивается сосредоточенность и устойчивостьвнимания. Но все же перелом наступает под влиянием новых видов деятельности иновых требований, предъявляемых взрослыми. Помимо ситуативных средств,организующих внимание в связи с конкретной задачей, используется универсальноесредство организации внимания — речь. Роль речи возрастает не только какнепосредственного регулятора, но и как регулятора поведения ребенка, чтосоздает предпосылки для формирования произвольного внимания.
Развитие внимания ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, вкоторой каждая предыдущая стадия подготовляет последующие. С развитиемпроизвольного внимания, непроизвольное не только не исчезает, а сохраняется иразвивается.
Принято считать, что существуют три типа внимания: непроизвольное,произвольное и послепроизвольное. Выделяют также свойства, или параметрывнимания:
1) концентрация внимания выражается в степени сосредоточенности наобъекте;
2) устойчивость характеризуется длительностью сосредоточенности, умениемне отвлекаться в течение определенного периода времени;
3) объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемыхобъектов;
4) распределение — способность одновременного выполнения несколькихдействий;
5) переключение — способность менять направленность внимания, переходитьот одного вида работы к другому.
Наиболее важны для работы параметры концентрации и устойчивости.
Формы проявления: Внимание направлено на: движение моторное мышление интеллектуальное
/>восприятие сенсорное

Параметры:концентрация устойчивость объем распределение переключение
Типы:характеризуется непроизвольное отсутствием целенаправленного волевого акта произвольное наличием целенаправленного волевого акта послепроизвольное целенаправленностью, но отсутствием волевых усилий
Психическая деятельность не может протекать целенаправленно ипродуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Возьмемчеловека, увлеченного рисованием. Он целиком углублен в свою работу,сосредоточен на ней, обдумывает, какой цвет выбрать, как расположить предметына листе. При этом он может не слышать, о чем говорят присутствующие, неоткликаться, если его позовут. В этом случае говорят, что он сосредоточилвнимание на том, что делает, отвлекаясь от всего остального. Этосвидетельствует, что человек не может одновременно думать о разных вещах ивыполнять разнообразные работы. Поэтому в каждый отдельный момент его сознаниенаправляется на те предметы и явления, которые являются для него наиболееважными и значительными.
Рассматривая функции внимания, возьмем такой пример: какой-нибудь человекнаходится на каком-нибудь празднестве и поглощен интересной беседой. Внезапноон слышит свое имя, негромко произнесенное кем-то в другой группе гостей. Онбыстро переключает внимание на разговор, происходящий между этими людьми, ислышит мнение о себе. Но в то же время упускает нить прежнего разговора. Оннастроился на вторую группу и отключился от первой. Это пример воздействияособо актуальной информации, известный под названием “феномен вечеринки”.Именно высокая значимость сигнала (а не его интенсивность), желание узнать, чтоо нем думают другие, определили изменение направления его внимания.
Под направленностью [8, 69] следует понимать, прежде всего, избирательныйхарактер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ееобъектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельностина известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или инуюдеятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его.Сравнительно легко направить внимание на тот или иной предмет или действие,Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени.
Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность,углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, темнапряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чемлегче задача, тем менее углубленным является его внимание.
В то же время сосредоточенность связана с отвлечением от всегопостороннего. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету,он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимаетсяв этот момент слабо, оказывается на периферии воспринимаемого. Благодаря этомуотражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются всознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнутаее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию — контроль ирегуляцию деятельности.
Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательногослушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено нена окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. Вданном случае говорят об интеллектуальном внимании [6, 28], которое несколькоотличается от внимания сенсорного (внешнего). В некоторых случаях, когдачеловек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеетсмысл говорить о моторном внимании. Все это свидетельствует о том, что вниманиене имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживаетдеятельность других познавательных процессов.
1.2 Изучение основных свойстввнимания младших школьников
Изучение индивидуальных особенностей внимания и их объективная оценканеобходимы при решении многих практических задач учебной и трудовойдеятельности. В их числе проблемы профориентации и профотбора. Целый рядпрофессий предъявляет повышенные требования к определенным свойствам внимания.К примеру, человек с малоподвижным вниманием вряд ли сможет успешно работатьтам, где постоянно требуются многочисленные контакты со множеством разныхлюдей. Выраженная неустойчивость внимания, особенно в сочетании с егоинертностью, противопоказана водительским профессиям. Слабо развитаяспособность к распределению внимания и недостаточная наблюдательность осложняютовладение педагогической профессией.
Сбор объективной информации об особенностях внимания может основыватьсяна неэкспериментальных методах, доступных любому думающему специалисту, иметодах экспериментальных предъявляющих более строгие требования к процедуреисследования.
Среди неэкспериментальных методов главный – наблюдение. Эффективностьнаблюдения существенно повышается при использовании программы наблюдения,выделении поведенческих признаков изучаемого явления, систематичностинаблюдения. Надежность выводов и оценок возрастает при обобщении результатовнаблюдений за данным человеком, проведенных в различных ситуациях разнымилюдьми. Это могут быть, например, данные наблюдений, полученные родителями,учителями, руководителем спортивной секции или кружка.
Наблюдение за проявлением основных свойств внимания облегчает использованиетак называемых «жизненных показателей» – тех особенностей деятельности иповедения, в которых наиболее ярко проявляются изучаемые свойства [8,19].
Об устойчивости внимания ученика судят по ответам на следующие вопросы:
Внимательно ли он работает в течение всего урока, учебного дня или кконцу его внимание заметно снижается?
Может ли он долго работать, когда включено радио или шумят товарищи?
Может ли ученик долго обдумывать в деталях какой-то вопрос или же быстроотвлекается?
Когда преимущественно появляются ошибки в письменных, контрольных работах– в начале их, в конце или распределены равномерно?
Нравится или раздражает длительная напряженная работа?
Для получения характеристики концентрации внимания можно использоватьследующие вопросы:
Может ли ученик полностью углубиться в работу или постоянно отвлекается?
Часто ли встречаются ошибки «из за невнимательности» в письменных работахили при выполнении домашних заданий?
Часто ли встречаются у ученика «глупые» ошибки при работе у доски,особенно если в классе стоит шум?
Замечает ли ученик свои или чужие ошибки при проверке?
Может ли качественно выполнять работу с мелкими деталями, не вызывает лиона раздражения?
Об особенностях распределения внимания судят по ответам на следующиевопросы:
Легко или с трудом ученику удается делать несколько дел одновременно:писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматьсяработой и наблюдать за окружающим и т. п.?
Параллельное выполнение нескольких дел раздражает ученика или, наоборот,доставляет удовлетворение, делает жизнь насыщеннее и интереснее?
В театре или в кино внимание ученика приковано только к действиям герояили же ему удается заметить значительное количество второстепенных для развитиясюжета деталей?
Легко ли воспринимаются и запоминаются учеником дополнительныеразъяснения и беглые замечания преподавателей?
Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить последующим признакам:
Насколько быстро ученик переходит от одного занятия к другому?
Насколько легко ученик начинает новое дело, втягивается в работу или жеему дается это с большим трудом?
Легко ли замечает появление новых деталей окружающей обстановки, даженебольшие изменения привычных обстоятельств?
Может ли он быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращаетсяк нему мысленно, теряется при неожиданном сообщении, что время работы истекло?
Разумеется, проявления этих признаков зависят от ситуации и состояниячеловека, его отношения к работе, учителю. Они будут показательными лишь в томслучае, если встречаются у школьника достаточно часто. Кроме того, внешниепроявления внимания бывают обманчивы. Например, в классе стоит полная тишина иучитель думает, что все его внимательно слушают, а ученики дружно подсчитывают,сколько раз он употребит на уроке свое «любимое» слово. Или, наоборот, учителюкажется, что ученик занят посторонним делом, а он внимательно слушает, рисуячто-то на листе бумаги или крутя в руках карандаш, и это дело только помогаетему сосредоточиться.
Использование экспериментальных методов дает возможность повыситьточность оценки интересующих нас свойств внимания, многократно проверитьполученные данные.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХШКОЛЬНИКОВ НА ИХ САМОКОНТРОЛЬ И УСПЕВАЕМОСТЬ
2.1 Диагностика методовисследования внимания младших школьников
Для начала мы проанализировали несколько известных тестов, подходящих дляфронтального исследования внимания.
1. Методика Пьерона–Рузера. Кодирование геометрических фигур в течение 3минут. Ребенку предлагается закодировать четыре фигуры: ромб — горизонтальнаячерточка, круг — оставить пустым, квадрат — в центре точка, треугольник —вертикальная черточка. Сначала все вместе заполняют образец. На бланке всегодесять строчек по десять фигур в каждой.
2. Методика кодирования Д. Векслера делится на два вида: кодирование 5фигур для детей 5–7 лет (5 рядов по 10 цифр) и кодирование 9 цифр для детей8–15 лет (4 ряда по 25 цифр). За 2 минуты ребенок должен закодировать как можнобольше фигур или цифр.
3. Методика для определения умственной работоспособности П.Я. Кеэса. Втечение 2 минут ребенок должен среди повторяющихся геометрических фигур найти иотметить три фигуры, соответствующие образцу. Всего семь рядов по 15 знаков вкаждом.
4. Корректурная проба Бурдона. Необходимо в течение 5 минут вычеркиватьразными способами 2–3 буквы. Всего 40 строчек по 40 знаков в каждой.
5. Проба Ландольта представляет собой ряды незамкнутых колец (24 строкипо 24 знака в каждой), при этом разрывы находятся в разных местах колец.Предлагается в течение 5 минут зачеркивать два типа колец.
Опробовав на практике каждую из методик, мы решили окончательноостановиться на варианте корректурной пробы Бурдона [16, 70].
Во втором классе в первом и во втором полугодии учащиеся ищут по двебуквы, в третьем классе — по три. При этом рекомендуется каждую буквузачеркивать особым способом. При повторном тестировании это требованиестановится обязательным. Работа не считается успешной, если правилазачеркивания не соблюдались, хотя она и сделана без ошибок. В таком случаеученику предлагается ее переделать.
Опыт проводится с одним из видов корректурной пробы. Продолжительностькаждой серии 5 минут. В первой серии опыта ребенок, просматривая корректурнуютаблицу, должен как можно быстрее разными способами зачеркивать, например, двебуквы (С и К). Для того чтобы учитывать динамику продуктивности работы закаждую минуту, психолог по истечении минуты говорит слово «черта». Ребенокдолжен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которомусоответствует момент произнесения психологом слова «черта», и продолжать работудальше.
В каждой серии нужно определить продуктивность работы по минутам, то естьподсчитать количество просмотренных букв и количество ошибок. Ошибкой считаетсяпропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильноезачеркивание.
На основании полученных количественных данных можно построить графикидинамики продуктивности работы по минутам для каждой серии.
Сопоставление количества ошибок в каждой серии с количествомпросмотренных элементов позволяет судить об уровне распределения внимания уребенка. Кроме того, позволяет сделать заключение о характере динамики работыребенка в каждой серии опыта, определить, наблюдалось ли упражнение илиутомление ребенка при выполнении задания.Кол-во просмотренных строк Кол-во пропусков Кол-во ошибок  

Корректурная проба (методика Бурдона)
с х а в с х е в и х н а и с х н в х в к с н а и с е х в х е н а и с н в нх и в с н а в с а в с н а е к е а х в к е с в с н а и с а и с н а н х и с х в хе к в х и в х е и с н е и н а и е н к х и к х х е к в к х а к н с к а и с в е кв х н а и с н х е к х и с н а к с к в к х в и с н а и к а е х к и с н а и к х ех е и с н а х к е к х в и с н а и с н а и с в н к в а и с н а х е к е х с н а кс в е е в е а и с н а к х к е к в н и с н к х в е х с н а и с к е с и к н а е сн к х к в и а и с н а е х к в е н в х к е а и с н к а и к в н е в н к в х а в еи к а х в е и в н а х и е н а и к в и е а к е и в а к с с в е и к с н а в н к ес н к с в х и е с в х к н в в с к в е в к н и е с а в и е х е в х е и в к а и сн а с н а и с х а к в н н а к с х а и е н а с н а и с е в х к х с н е и с н а ис н к в к х в е к е в к в н а и с н а и с н а в с н а х к а с е с н а и с е с хк в а и с н а с а в к х с н е и с в и к в е н а и е н е к х а в и х н в и х к хе х н в и с н в с е а х н к е х в и в н а е и с н в и а е в а е н х в х в и с на е и е к а и к е и с н е с а е и х в к е в е и с н а е а и с н к в е х и к х нк е е а к а е к х е в с к х е к х н а и с н к в е в е с н а и с е к х е к и с не и с н в и е х к в х е и в н а к и с х а и е в к е в к и е х е в х в к с и с на и а и е н а к с х к и в х н и к и с н а и в е с н а с н а и к в е х к в к е св к с н х и а с н а к с х к х в х е а е с к и с н а и е х к е х к е и х н в х ак е и с н а и к х в с х н в и е к с н а и с а к в с н х а е с х а и с н а е н ки с х к е х в х в с к н е к х е к н а и в к в к в х е х и с н а и х к х е н а ие н и к в к в е е х в к в и е х а и е х е с в с н е и е с в н е в и с н а е а хн х к и с н а и е и н е в и с н а и в е в х с и с в а и е в х е и х с к е и к ев х в а е с н а с н к и с х е а е х к в е х е а и с н а с в а и с х в е к а х сн к и с е к а е к с н а и и е х с е к с н а и с н в е к х а в е н а х и а х х ве и в е а и к в а в и х н а х к с в х е х и в х в н с и е а х с н а н а е с н вк с н х а е в и к а и к н к н а в с н с и а е с в к х е к с н а к с х в х с в сн х к с в е х к а с н а и с н а и с н х а в к е в х к и е и с н а и н х а с н ех к с х е в к х е х е в х е н в и х н к в х е к н а и с н х а и в е н а и х н хк в х е в к е в х а и с н а х к в н в а и е н с х в к х е а и с н а в х с в к ки с н к е к н с в и а с в а е х с х в а и с н а е к х е к а и в н а а е н к а ис х а и с н х и с в к в с е к х в е к и с н а и с н а и с и с к и к в к к н в хс к в н а и е н и с н а и х а в к н в е х в а е в х е в н а и с х а и а н а к хк в к е в е к в н х и с к а и с н в н а и с н х с х в к и с н а и е х е к х н аи с в е х в е и с н а в к е в х к и е и с н а и н х а с н е х к y
В исследовании принимали участие 20 детей, учащихся школы № 2 городаЧебоксары. 10 детей второго класса (4 мальчика и 6 девочек), и 10 детей изтретьего класса (3 мальчика и 7 девочек). Исследование проводилось в классе.Диагностику лучше проводить в начале уроков. Детям раздаются бланки (заданиемвниз), их просят подписать листок. Затем детям показывают, как выглядит ихбланк, обговаривают, как должен лежать листок.
Перед началом работы всегда напоминают детям, что они не должныстремиться сделать все задание. Гораздо важнее, чтобы оно было сделано безошибок. Оценки за эту работу не ставятся, но результаты потом будутобсуждаться. Второклассникам и третьеклассникам говорят, что все работы будутвведены в компьютер, и он выдаст им рекомендации и пожелания (речь идет обобратной связи).
Далее психолог спрашивает, все ли детям понятно. Если вопросов нет, мыпереворачиваем листы и по команде «Начали!» — работаем. Когда звучит команда«Стоп!» — все должны поставить точку там, где их застала эта команда. Послеэтого работы собираются.
2.2 Результаты уровня развитиявнимания младших школьников
Подобное тестирование помогает лучше узнать учащихся, с первого класса определитьуровень развития внимания у каждого ребенка, выделить детей «группы риска» —тех, у кого могут возникнуть проблемы в дальнейшем. В конце года повторнаядиагностика позволяет проследить, какие произошли изменения: кто началвыправляться, а кто, наоборот, выпадать из учебного процесса.
Работа каждого учащегося анализируется, подсчитываются результаты. Длякаждого ребенка высчитывается количество строчек и знаков, которые он успелпросмотреть за определенное время, количество допущенных ошибок. Кроме того, вкорректурных пробах для второго и третьего класса подсчитывается показательточности работы по формуле:
А = Е/Е + О,
где А — показатель точности, Е — число правильно зачеркнутых знаков, О —число пропущенных. Если ребенок не допускает ни одной ошибки, то его точностьравна единице. Мы называем этот результат «стопроцентной точностью».
Анализируется и успешность класса в целом, учитывается, сколько строчек всреднем успели сделать ребята в классе, в каких строчках ошибались чаще,минимальное и максимальное количество ошибок. Если это повторная проба, топодсчитывается количество учащихся, сделавших эту работу хуже, чем раньше,лучше или без изменений.
Для каждого класса составляется специальная таблица с результатами,полученными каждым учащимся. Такие таблицы позволяют проследить динамикуразвития внимания каждого ученика из класса в класс. Для индивидуальной работыберутся результаты конкретного ученика и сравниваются с результатами всегокласса и его собственными предыдущими результатами.
Таблица 1
Результаты тестирования второго класса Кол-во просмотренных строк Кол-во пропусков Кол-во ошибок 1 12 5 2 2 35 8 4 3 26 4 7 4 37 9 11 5 21 6 6 6 19 8 4 7 23 5 5 8 18 3 5 9 14 2 6 10 17 4 7 Средний показатель 22,2 5,4 5,7
Таблица 2
Результаты тестирования третьего класса Кол-во просмотренных строк Кол-во пропусков Кол-во ошибок 1 35 5 4 2 15 4 3 3 16 3 5 4 32 7 5 5 19 6 5 6 22 7 8 7 25 5 3 8 21 5 4 9 31 6 7 10 16 2 4 Средний показатель 23,2 5,0 4,8
Сравнение показателей во втором классе и третьем позволяет выявитьтенденцию улучшения функции внимания в третьем классе по сравнению со вторым.Средний показатель количества просмотренных строк за одно и то же время выше, асредний показатель пропусков и ошибок ниже. Но нужно признать, что данный тестболее информативен в динамике одного класса и каждого учащегося в отдельности.Сравнение между собой результатов по классам и возрастам позволяет оценитьработоспособность и стиль работы отдельного класса и составить рекомендации дляучителей. Кроме того, во втором и третьем классе назначается время дляобсуждения результатов и получения обратной связи. В первом классе обратнаясвязь для всего класса не используется, она возможна только отдельным детям вкачестве поддержки, особенно в случае успеха при повторной диагностике.
В целом при повторном тестировании в каждом классе примерно половинаучащихся выполняет эту работу лучше, а около четверти — показывает худшийрезультат.
Обратная связь — это индивидуальный анализ результатов тестирования суказанием количества просмотренных знаков, ошибок, уровня точности, сконкретными рекомендациями, как избежать ошибок в дальнейшем, на что следуетособо обратить внимание.
Учащийся получает свой проверенный бланк, к которому прилагается листок собратной связью. Это позволяет обратиться к каждому ребенку лично и повышаетуровень его заинтересованности в результате, приучает к самостоятельномуанализу своих ошибок.
На примере корректурной пробы можно выявить происхождение сложностей вучебе и найти пути их преодоления. Выявление особенностей внимания каждогоучащегося помогает объяснить его неудачи на уроках. Например, Надя на урокематематики первая поняла, как решать задачу, вызвалась написать решение надоске и так торопилась поскорее все сделать, что забыла записать последнеедействие. Тестирование выявило Надину склонность торопиться под конец работы.
При написании обратной связи используются фразы типа: «Молодец!»,«Хорошо», «Неплохо», «Так держать!», «Все в твоих руках», «Жаль», «Обидно».Основной рекомендацией для всех является обязательная проверка сделанного. Вовремя устного обсуждения результатов внимание ребят обращается на выраженнуюзакономерность: те, кто успел сделать больше строчек, сделали и больше ошибок.
Пример 1 (по результатам первого тестирования)
Фамилия, имя.
Просмотрено: 5 строчек.
Ошибок: 14.
Точность: 86%.
Правила вычеркивания соблюдались не полностью.
Подобное количество ошибок делает обычно тот, кто сильно торопится. Ноты, судя по всему, не торопилась. Возможно, ты не смогла как следуетсосредоточиться или просто устала? Тщательно проверяй все сделанное.
Пример 2 (по результатам второго тестирования)
Фамилия, имя.
Просмотрено: 5 строчек и еще 6 знаков (в прошлый раз было 8 + 2).
Ошибок: 2 (в прошлый раз 14).
Точность: 97% (в прошлый раз 87%).
Правила вычеркивания соблюдались.
Очень хорошо. Ты перестал торопиться, и количество ошибок уменьшилось.Жаль, что ближе к концу работы тебе сложнее удерживать внимание. Результат: двеобидные ошибки. Но ты можешь быть очень внимательным: в первых трех строчках тыне сделал ни одной ошибки, а это сложные строчки! Старайся выполнять задания почастям, отдыхая между ними и чередуя разные виды деятельности. В таком случаеты будешь меньше утомляться, значит, и ошибок станет меньше. Также рекомендуютщательно проверять сделанное, даже если задание кажется легким Анализ работЧто обращает на себя внимание в работе В чем может быть причина Что делать Задание сделано неверно (1–2 ребенка на класс). Например, зачеркивал все подряд. Не понял задание; проблемы с включением в работу; тревожность, не привык работать в группе. Провести повторное тестирование, плюс дополнительные методики для определения особенностей внимания и произвольности, выявления тревожности. Сделано очень мало строчек (в два-три раза меньше, чем у остальных). Трудно сосредоточиться или не уверен в себе. Провести обследование для определения особенностей внимания и выявления тревожности. Понаблюдать за ребенком на уроке. Очень много ошибок, например, более 20. Трудно сосредоточиться, очень торопится, не понял задание. Провести повторное обследование, плюс методики для определения особенностей внимания. Рекомендовать занятия по развитию внимания. По 1–2 ошибки в каждой строчке. Трудно сосредоточиться, легко отвлекается. Провести обследование для определения особенностей внимания и памяти. Рекомендовать занятия по развитию внимания.
Все ошибки сосредоточены в одной части работы:
— в первых строчках;
— в середине;
— в последних двух-трех строчках.
Неравномерный темп работы:
— не может сразу включиться;
— быстро утомляется;
— поторопился или устал.
Рекомендовать:
— начинать работу с более легких заданий;
— разбивать задания на небольшие части, делать перерывы, менять виды деятельности. Работа выполнялась не последовательно (построчно), а хаотично — зачеркнуты знаки в начале, середине или конце листа, пропущено очень много строчек. Не понял задание, проблемы с организацией деятельности. Провести повторное обследование, плюс методики для определения особенностей внимания и произвольности. Обращать внимание ребенка на последовательность выполнения действий, на соответствие полученного результата исходным требованиям. Пропущены 1–2 строчки в середине работы. Очень торопился, отвлекся. Провести обследование для определения особенностей внимания. Рекомендовать занятия по развитию внимания. Линии очень неровные или обведены много раз. Неуверенность в себе, тревожность, проблемы с мелкой моторикой. Провести обследование для выявления тревожности. Если проблемы с моторикой, то рекомендовать занятия по развитию руки. Ребенок двигался по строчкам не слева направо, а наоборот. Ребенок левша, проблему составляет скрытое левшество. Провести обследование для выявления скрытого левшества. Несколько знаков зачеркнуто после точки (ребенок работал после команды: “Стоп!”). Неуверенность в себе, желание показать лучший результат. Стремление быть лучшим и успешным, часто связано с завышенными требованиями со стороны родных. Провести обследование для выявления тревожности, определить уровень самооценки ребенка. Побеседовать с родителями. Работа сделана хуже, чем в предыдущий раз Устал, не счел нужным как следует сосредоточиться. Провести повторное обследование, предложить ребенку самому проверить свою работу, указать на причины возникновения ошибок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам тестирования выделяются дети, нуждающиеся в болееподробном обследовании внимания. Далее выявляются категории детей, нуждающихсяв развивающих занятиях. Существуют приемы и методы снятия утомления и повышенияработоспособности учеников (Приложение 1). Значение физкультминуток в том,чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и умственнуюработоспособность. Ученый установили, что двигательные нагрузки в видефизкультминуток на уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительнымсидением за партой, дают отдых мышцам, органам зрения и слуха, восстанавливаютэмоционально-положительное состояние.
Также существует набор корректурных проб (надо в 5–6 строчках вычеркнуть2–3 буквы разными способами). Выполнять эти задания надо в течение двухмесяцев, желательно не менее 5 дней в неделю, по 3–5 минут в день, собязательной самопроверкой. В регулярном выполнении этих заданий ребенокзаинтересован не меньше родителей, так как по истечении двух месяцев проводитсяконтрольное тестирование, позволяющее оценить эффективность занятий. Такжерекомендуется применять общие упражнения по развитию внимания (Приложение 2).
Детям, которые постоянно отвлекаются на уроке, не могут усидеть на месте,с трудом включаются в работу, рекомендуется посещать индивидуальные илигрупповые занятия с психологом. Такие занятия должны проходить не менее двухраз в неделю.
Можно использовать упражнения на развитие переключаемости (например,подчеркивать буквы разным цветом), распределения внимания (например, надоодновременно рисовать последовательность фигур и слушать рассказ, чтобы потомответить на вопросы), объема памяти (запомнить 7–10 предметов, слов и т.д.) иликонцентрации внимания (например, игра «Самый сосредоточенный», когда одинвыполняет какое-то задание, требующее повышенной сосредоточенности, а остальныеему всячески мешают).
Чем дольше ребенок может удерживать свое внимание на задаче, тем глубжеон может проникнуть в ее суть, и тем больше у него возможностей ее решить. В 5 летустойчивость и концентрация внимания ребенка еще очень низкая. К 6-7 годам оназначительно увеличивается, но все же остается еще слабо развитой. Детям ещетрудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для нихдеятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могутдостаточно долго оставаться внимательными. Поэтому и рекомендуется любуюучебную информацию давать ребенку в игровой форме. Эта особенность вниманияшестилеток является одним из оснований, по которым занятия с ними не могутстроиться на заданиях, требующих постоянных, волевых усилий. В то же время уребенка нужно постепенно развивать способность делать такие усилия, и вчастности, в ходе решения интеллектуальных задач. При высокой концентрациивнимания ребенок замечает в предметах и явлениях значительно больше, чем приобычном состоянии сознания. А при недостаточно концентрированном внимании егосознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо изних. В результате впечатления оказываются расплывчатыми и нечеткими.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бетелева, Т. Г. Сенсорные механизмы развивающегося мозга: учеб. пособиедля вузов / Т. Г. Бетелева. – М.: Просвещение, 1997. – 176 с.
2. Ермолаев, О. Ю. Внимание школьника: учеб. пособие для вузов / О. Ю.Ермолаев, Т. М. Марютина, Т. А. Мешкова; [под общ. ред. О. Ю. Ермолаева]. – М.: Академия, 2002. – 236 с.
3. Волкова, Е. Н. Использование средств логопедической ритмики при снятииумственного напряжения в процессе обучения младших школьников / Е. Н. Волкова// Начальная школа. – 2005. – №11. – С. 15-19
4. Выготский, А. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3 / А. С. Выготский; [Сост. Г. И. Козырев]. – М.: Педагогика, 1991. – 532с.
5.  Мухина, В. С. Детская психология: учебник для пед. ин-тов / В. С.Мухина; [под ред. Л. А. Венгера]. – 2-е изд., перераб. – М.: Владос, 1995. –345 с.
6. Детская психология: учебник для вузов / Я. Л. Коломинский [и др.];[под. ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько]. – Минск: Университетское, 1988.– 399 с.
7. Дубровинская, Н. В. Нейрофизиологические механизмы внимания: учебпособие / Н. В. Дубровинская. – М.: Просвещение, 1995. – 144 с.
8. Корчемлюк, О. М. Развитие памяти и внимания в начальных классах:учебное пособие для вузов / О. М. Корчемлюк. – М.: Новая школа, 1994. – 120 с.
9. Кудрявцева, М. Д. Веселые минутки / М. Д. Кудрявцева // Начальная школа.– 2005. – №1 – С. 12
10.  Левченко, И. Ю. Значение дидактических игр в развитии младшихшкольников: учеб. пособие / И. Ю. Левченко. – М.: Прогресс, 1989. – 287 с.
11.  Лурия, А. Р. Внимание и память: курс лекций / А. Р. Лурия. – М.:Академия, 2001. – 224 с.
12.  Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии / Р.С. Немов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1995. – 576 с.
13.  Платонов, К. К. Психологический практикум: учеб. пособие / К. К.Платонов. – М.: Академия, 1995. – 362 с.
14.  Познавательные процессы и способности в обучении: учеб. пособие / В.Д. Шадриков [и др.]. – М.: Просвещение, 1995 – 304 с.
15.  Практикум по общей психологии: учебно-методическое пособие / А. И.Щербаков. [и др.]. – М.:Просвещение, 1979. – 268 с.
16.  Практикум по психологии: учеб. пособие для вузов / А. Н. Леонтьев [идр.]. – М.: Просвещение, 1997. – 244 с.
17.  Пуни, А.Ц. Практические занятия по психологии: учеб. пособие / А. Ц.Пуни. – М.: Владос, 1997. – 164 с.
18.  Практическая психология: учебно-методическое пособие / С. В. Кондратьева[и др.]. – Минск: Университетское, 1997. – 212 с.
19.  Лаврентьева, Т. В. Психолог в детском дошкольном учреждении: методич.рекомендации к практической деятельности / Т. В. Лаврентьева. – М.: Новаяшкола, 1996. – 144 с.
20.  Сосновский, Б. А. Лабораторный практикум по общей психологии: учеб.пособие для вузов / Б. А. Сосновский. – М.: Просвещение, 1999. – 220 с.
21.  Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учебник для пед. ин-тов / Л. Д.Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 414 с.
22.  Ярошевский, М. Г. Теоретическая психология: учеб. пособие для вузов /М. Г. Ярошевский, А. В. Петровский; [под ред. М. Г. Ярошевского]. – М.:Академия, 2001. – 496 с.
внимание школьник успеваемость самоконтроль

Приложение 1
Упражнения на снижение утомления:
1. Дерево
И.п. — стоя, ноги вместе. Одновременно со вдохом плавно поднять рукивверх и сложить ладони над головой. Подбородок поднят, грудь развернута. Дыханиесвободное.
Упражнение на расслабление:
1 Поглаживание рук.
И.п. стоя свободно, руки перед грудью. Активно потереть ладонью о ладоньв течение 10-15 секунд
Теплой ладонью одной руки выполнить поглаживание тыльной части другойруки, от пальцев к запястью (5-7 раз). Поменять руки и выполнить поглаживаниедругой рукой (5-7 раз). После этого выполнить поглаживание сначала одного,затем другого предплечья.
2.Фея сна.
И.п.- стоя по кругу. Фея сна поочередно подходит к детям, касается плечаволшебной палочкой, и те закрывают глаза, расслабляют мышцы, и «засыпают».
Упражнения для снятия напряжения глаз. (см упр. для глаз)
Упражнения на психорегуляцию.
1. Поглаживание шеи.
И.п. – стоя — правую руку положить на шею ниже затылка и выполнить 8-10растираний. Менять руки и выполнить то же левой рукой.
Упражнение на внимание
1.Солнышко и тучка.
Солнце зашло за тучу, стало свеж – сжаться в комок, чтобы согреться(задержатьдыхание 3-4 сек.)
Солнце вышло из-за тучки, стал жарко – расслабиться, сделать глубокийвыдох.
2. Сосулька.
«У нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдет — гвоздь упадет».
Дети поднимают руки над головой, затем роняют расслабленные руки и приседают.
В состав физкультминуток можно включать комплексы, состоящие из 4-6упражнений, 2-3 из них должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 – дляплечевого пояса, рук и туловища и упражнения для ног. Количество повторений 4-6раз.
 Физкультминутки могут проводиться без предметов и с предметами: мячами,шарами, гимнастическими палками скакалками
Комплекс №1
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней ребятки, желтые цыплятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко.
1. 1-4 –ходьба на месте по кругу.
2. и.п.- о.с. 1-наклон вправо; 2- наклон влево; 3- наклон вперед; 4 – и.п.
3. и.п.- о.с. 1-4 — ходьба в низком приседе, 5-8 – и.п.
4. и.п. – о.с.1-4 –полуприседая, «погрозить пальцем»; 5-8- и.п.
Комплекс №2 (продолжение)
Лапками гребите, зернышки ищите.
Съели толстого жука, дождевого червяка.
Выпили водицы полное копытце.
1. И.п.-о.с.1-4- согнуть правую ногу и разогнуть вправо; 5-8 – согнуть левуюногу и разогнуть влево
2. и.п.-о.с.-1-2- поглаживание живота сверху-вниз;3-4- руки вверх -в стороны.
3. и.п.-о.с.- 1-2-поворот направо, руки за спиной; 3-4 – поворот налево,руки за спиной.
4. 1-4 – прыжки на двух норах вперед, назад.
Упражнения для глаз
На улучшение циркуляции крови в органе зрения
1. Сомкните веки обоих глаз на 4-5 секунд; повторите 6-8 раз.
2. Быстро моргайте глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то жесамое в течение 10-
15 секунд, затем повторите то же самое 3 раза с интервалом 7-10 секунд.
3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки,массируйте их круговыми движениями в течение 1 минуты.
4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами слегка надавливайте на глазныеяблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд.
5. Прижмите указательными пальцами брови и закройте глаза, пальцы должныоказывать сопротивление мышцам верхних век и лба.
На укрепление глазодвигательных мышц.
1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положениеголовы; повторите 8-10 раз.
2. Медленно переведите взгляд вправо, влево и обратно: повторите 8-10 раз.
3. Медленно переведите взгляд вправо-влево, влево — вниз и обратно; повторите8-10 раз.
4. Сделайте круговые движение глазами в одном, затем в другом направлении.Повторите 4-6 раз.
На снятие зрительного утомления
(выполнять каждые 20-25 минут зрительной нагрузки)
1. Совершить 15 колебательных движений глазами по горизонтали.
2. Совершить 15 круговых вращательных движений глазами слева – направо.
3. Совершить 15 круговых вращательных движений глазами справа — налево.
Приложение 2
Упражнение «Мой любимый фрукт»
Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, такжепроисходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрациивнимания.
Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждыйучастник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимыйфрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названияих любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний,таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членовгруппы.
2. Упражнение «Не собьюсь»
Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания
Психолог предлагает следующие задания:
считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа,включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Несобьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14,-, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, — _черта замещаетчисла, которые нельзя произносить).
3. Упражнение «Наблюдательность»
Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связивнимания и зрительной памяти.
Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из домав школу — то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делаютустно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.
4. Упражнение «Муха 1»
Упражнение на развитие концентрации внимания
Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточнымигровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоскавыполняет роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально иведущий объясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клеткина другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушновыполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх»,«вниз», «вправо» и «влево») «муха»перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение«мухи» — центральная клетка игрового поля. Команды подаютсяучастниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями«мухи» не допустить ее выхода за пределы игрового поля.
После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится навоображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Есликто-то теряет нить игры, или «видит», что «муха» покинулаполе, он дает команду «Стоп» и, вернув «муху» нацентральную клетку начинает игру сначала. «Муха» требует от играющихпостоянной сосредоточенности.
5. Упражнение «Селектор»
Упражнение на развитие концентрации, устойчивости внимания
Для упражнения выбирается один из участников игры — «приемник».Остальная группа — «передатчики» — заняты тем, что каждый считаетвслух от разных чисел и в разных направлениях. «Приемник» держит вруке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый«передатчик». Если ему сложно услышать тот или иной«передатчик», он может повелительным жестом заставить его говоритьгромче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как«приемник» достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, асам становится «передатчиком». В ходе игры жезл совершает полныйкруг.
6. Упражнение «Летает – не летает»
Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнениядвижений.
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Еслипредмет летает — дети поднимают руки. Если не летает — руки у детей опущены.Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силуподражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и неподнимать рук, когда назван нелетающий предмет.
7. Упражнение «Мой день Рождения»
Упражнение развить память, способность к длительной концентрации внимания.
Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют своиимена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дняРождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и датусвоего дня Рождения, третий – имена и дни Рождения двух предыдущих и свое имя идату своего дня Рождения и т.д. Последний, таким образом, должен назвать именаи даты дней Рождения всех членов группы.
8. Упражнение «Ладошки»
Упражнение на развитие устойчивости внимания.
Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладоньна левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева.Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е.пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировкиладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
9. Упражнение «Съедобное – несъедобное»
Упражнение на развитие переключения внимания.
Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы(съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет — отбрасывается.
10. Упражнение «Муха»
Упражнение на развитие концентрации, переключения внимания.
Упражнение проводится точно так же как и предыдущий вариант, только вусложненном варианте: увеличено количество мух (их две). Команды «мухам»подаются отдельно.
11. Упражнение «Самый внимательный»
Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.
Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий втечение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков.Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стояттоварищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоитнаградить тех, кто не ошибется аплодисментами.
12. Упражнение «Телефон»
Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти.
Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется кпервому игроку.
Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»
Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить; дошлидо реки и не знают, как через нее перейти. Лапоть говорит пузырю: «Пузырь,давай на тебе переплывем?» – «Нет, — говорит пузырь, — пусть лучше соломинкаперетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней!»
Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапотьупал в воду, а пузырь стал хохотать — хохотал, хохотал да и лопнул


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.