Содержание
Введение
ГлаваI Социальные и правовые условия развития предпринимательства в Сибири в концеXIX – начала XX вв.
1.1 Организационно– правовые формы предпринимательства в Сибири
1.2 Социальныеусловия развития предпринимательства в Сибири
ГлаваII Основные направления развития сибирского предпринимательства в конце XIX –начале XX вв.
2.1Основные особенности развития сибирского предпринимательства
2.2Основные направления развития сибирского предпринимательства
ГлаваIII Социальная активность предпринимателей
Заключение
Списокиспользуемых источников и литературы
Введение
Осмысление российской истории XIX-начала XX вв.невозможно без знаний о процессах, имевших место в социально-экономическойсфере в этот период.
Актуальность исследования определяется той историческойролью и общественной значимостью, которые имело и вновь приобретаетпредпринимательство в жизни нашего общества.
Дата Дня российского предпринимательства – 26 мая – этодата принятия в 1988 году Закона СССР «О кооперации в СССР». Это был первыйзакон, который после значительного перерыва закрепил свободу предпринимательскойдеятельности[1].
И сегодня мы вместе подводим итог 20-летней историималого предпринимательства в России, решаем задачи современного этапа и обсуждаемпланы на будущее[2].
Предпринимательство – это уникальное сочетаниенезависимости и ответственности, инноватики и стабильности.
Малый и средний бизнес – это целый класс людей, которыезадают позитивный настрой в жизни общества: они воспринимают развитиесобственного дела как часть общего социального, политического и экономическогоуспеха страны. Особенно заметно это на уровне муниципалитетов: там, гдепоявляются малые и средние компании, возрождается жизнь местного сообщества.
Формирование новых экономических моделей в современнойРоссии сопряжено с большими трудностями и напряжением. Избежать многих ошибок ииздержек на пути к новому помогает знание отечественного исторического опыта.
Исследование сибирской группы торгово-промышленногонаселения России позволит в более полном объеме воссоздать картину историирусского купечества. Тем более, что сибирское купечество, как специфическаяформа сибирского предпринимательства, обладая рядом региональных особенностей,связанных с историческим развитием края, спецификой социального составанаселения (почти полное отсутствие здесь дворянства), во многом определялотенденции экономической, общественной и культурной жизни края.
В работе, важным является сам купец-предприниматель,среда в которой он формировался, его социокультурный облик, сферы деловойактивности, что влияло на него, какие внешние и региональные факторы сталиосновой для формирования сибирского предпринимательства.
Процесс становления капиталистических отношений в Россиии в Сибири являлся объектом изучения многих историков и экономистов как вдореволюционный период, так в советский и настоящий период.
Объектом исследования выступает предпринимательство какявление в Сибири в период XIX-XX века, как явления, отражающее всю совокупностьотношений (экономических, социальных, организационных), связанных сорганизацией предпринимателями своего дела, с производством товаров(выполнением работ, оказанием услуг) и получением желаемого результата в видеприбыли.
Под предпринимательством в работе понимаетсяхозяйствующий субъект, который в целях извлечения прибыли самостоятельно илипосредством других лиц в условиях риска, используя нововведения, ведетхозяйственную деятельность.
Предметом изучения являются особые и общие тенденцииразвития предпринимательства в XIX-XX века в Сибири во всем многообразии видови форм проявления, их зависимость от природных, экономических, политических иправовых и других факторов внешней среды.
Цель данной работы является изучение развитияпредпринимательства как явления в Сибири в 1861-1914 гг.
Достижение данной цели предполагает решение рядаследующих задач:
1.Осветить социальные и правовые условия развитияпредпринимательства в Сибири в конце XIX – начале XX вв.
2.Выделить основные направления развития сибирскогопредпринимательства конца XIX – начале XX века.
3. Описать основные сфера социальной активности сибирскогопредпринимательства.
Хронологические рамки охватывают временной период с1860-х по 1914 гг.
Данный период, можно назвать «золотым векомпредпринимательства».
Отмена крепостного права освободила крестьян, дав импотенциальную возможность для занятия предпринимательством. Великие реформысоздали условия для быстрого роста фабричной системы, основанной на применениимашин и паровых двигателей, благодаря чему к 80-м годам завершился промышленныйпереворот в важнейших отраслях: металлургической, горнорудной, угольной.
Усиливалась концентрация производства, которая привела кпоявлению монопольных объединений. Становление предпринимательства, его места вобществе и менталитете происходило на общем фоне развития российской экономики,совершающихся в стране политических и социальных перемен. В пореформенныйпериод отмечают своего рода ажиотаж. В общественном сознании резко поднимаетсяавторитет предпринимательских кругов.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию ЗападнойСибири в рамках рассматриваемого периода.
Сибирь в рамках данной работы нами рассматривается в территориальныхграницах губерний Тобольской, Томской, Енисейской, Иркутской, областейЗабайкальской, Якутской и Омского уезда Акмолинской области.
Обзор источников позволяет сделать вывод о том, что в нихсодержится огромнейший материал для различного рода исследований экономическойжизни страны.
Источниковую базу данной работы составлял широкий кругопубликованных материалов. Источники, использованные в данной работе можноразделить на несколько групп:
законодательные акты,
статистические материалы.
Главными законодательными источниками действующеготоварно-промышленного права в Российской империи были Устав торговый[3], Уставвексельный[4],Устав о промышленности[5],Устав о прямых налогах [6],Устав кредитный[7].
Анализ правовых норм Российской империи, действовавших всфере предпринимательства на протяжении XIX и в начале XX века, обнаруживает,что законодательные акты как самостоятельный вид источника обладаютпотенциально высокими информационными возможностями.
Анализ, статистических источников, среди которых особоеместо занимают коммерческие справочники, издаваемые государством и частнымилицами с целью предоставления необходимой информации деловому миру, позволяетсущественно расширить и углубить представления о предпринимательстве,тенденциях развития, особенностях предпринимательской деятельности
Рассмотренные источники дают значительный и разностороннийматериал для изучения уральского предпринимательства второй половины XIX – началаXX вв.
Характер рассмотренных исторических источниковразнообразен. Разнообразие видов, характера, обстоятельств происхождения иделового назначения использованных источников, несомненно, повышают ценностьинформационного поля, создаваемого ими.
В рамках написания данной работы нами в основном былирассмотрены работы, которые относятся к современному периоду развитияисториографии.
Для данного периода развития историографии характернорассмотрение сферы предпринимательства как активного социального слоя.
Глава I Социальные и правовые условия развитияпредпринимательства в Сибири в конце XIX – начала XX вв.
1.1 Организационно – правовые формы предпринимательства вСибири
Отмена крепостного права освободила крестьян, дав импотенциальную возможность, для занятия предпринимательством[8].
Великие реформы создали условия для быстрого ростафабричной системы, основанной на применении машин и паровых двигателей,благодаря чему к 80-м годам завершился промышленный переворот в важнейшихотраслях: металлургической, горнорудной, угольной.
Усиливалась концентрация производства, которая привела кпоявлению монопольных объединений.
Становление предпринимательства, его места в обществе именталитете происходило на общем фоне развития российской экономики,совершающихся в стране политических и социальных перемен. В пореформенныйпериод отмечают своего рода ажиотаж.
В общественном сознании резко поднимается авторитетпредпринимательских кругов[9].
Правительство сознавало недостатки существовавшеготоргово-промышленного законодательства и принимало некоторые меры по егосовершенствованию.
К 1861 г. Был разработан проект, предусматривавшийсокращение размеров налога на торгово-промышленную деятельность. Его авторысчитали, что увеличение государственных доходов от предпринимательскойдеятельности должно достигаться «…не посредством высоких окладов, а вследствиеболее правильного распределения сборов и естественного свободного увеличенияторговых и промышленных предприятий»[10].Однако этот проект не был реализован в полном объеме, и Министерство финансовзаконом 30 декабря 1861 г. Лишь несколько снизило стоимость первогильдейскихсвидетельств и повысило сбор за свидетельства 2-й и 3-й гильдии.
1 января 1863 г. Вступило в силу «Положение о пошлинах направо торговли и других промыслов», а законом от 9 февраля 1865 г. В него быливнесены некоторые уточнения.
В соответствии с этими законодательными актамиприобретение купеческих прав предоставлялись всем подданным, уплатившимпатентные и билетные торгово-промышленные сборы. Число купеческих гильдиисократилось до двух, соответственно, торговые патенты, позднее получившиеназвание гильдейских купеческих свидетельств, подразделялись на 2 разряда –гильдии.
Открывать и содержать торговые и промышленные заведенияможно было только после получения гильдейского свидетельства[11].
Свидетельство 1-й гильдии давало право производитьоптового торговлю российскими и иностранными товарами на всей территорииимперии, содержать фабрично-заводские заведения и принимать повсеместно подрядыбез ограничения суммы.
Соответственно, купец 2-й гильдии мог производитьрозничную торговлю в пределах города и уезда, содержать фабрично-заводскиезаведения и принимать подряды на сумму не более 15 тыс. руб. Существовавшиеранее свидетельства на право торговли для крестьян и мещан отменялись. Теперьдля ведения мелочной торговли достаточно было выбрать свидетельства 3-горазряда. Иностранцы в правах заниматься торговой деятельностью уравнивались сроссийскими подданными.
Все торгово-промышленные сборы разделялись на патентные ибилетные. Торговые патенты (с 1865 г. Они стали называться свидетельствами)делились на 3 разряда: оптовые, розничные и мелочные. За свидетельство 1-горазряда взималось 265 руб. в год, 2-го разряда от 25 до 65 руб., в зависимостиот класса местности, а свидетельства на мелочный торг оплачивались суммой от 8до 20 руб[12].
Кроме свидетельств, предприниматели были обязаны выкупатьособые билеты, цена которых, в зависимости от класса местности и разрядаторговли, составляла 2-10 руб[13].На содержание предприятий, обложенных акцизом, вместо билетов выкупались особыесвидетельства.
Именоваться купцом имел право только человек, выкупившийсословное гильдейское свидетельство.
Вновь вступавший в купеческое сословие предприниматель,получивший на свое имя свидетельство одной из гильдий и «при взятии оногопредставивший квитанцию, свидетельствующую о полной уплате им всех …повинностей, принимает наименование купца и, вместе с членами семейства его, всвидетельство внесенными, вступает в состав купечества того места, где онзаписан»[14].
По одному купеческому свидетельству в той местности, на которуюраспространялось его действие, разрешалось содержать неограниченное количествоторговых и промышленных заведений с приобретением на каждое из них отдельногобилета.
Купеческие свидетельства выбирались только в городах.
Поэтому купец, живший и торговавший, например, в с.Локтевском Бийского уезда и выбравший гильдейское свидетельство в Бийске,именовался бийским купцом.
Необходимо отметить, что в Сибири около ¼ всехкупцов проживало в сельской местности[15].Особенно сельское купечество было характерно для земледельческих районов сразвитой сельской торговлей, примером которых в Западной Сибири являетсяАлтайский горный округ.
При этом, как правило, купцы в сельской местностипроживали в крупных селах, где проводились ярмарки, имелись удобные путисообщения, а в некоторых случаях и промышленные заведения. Экономическоеразвитие некоторых таких негородских торговых центров привело в дальнейшем кпреобразованию их в города (Новониколаевск, Боготол, Камень, Черемхово).
Право торговли, а также другие сословные права,приобретенные по купеческому свидетельству, утрачивались, если оно невозобновлялось в установленный срок, при объявлении купца несостоятельнымдолжником, а также в случае совершения купцом преступления, которое, согласноУложению о наказаниях, лишало виновного всех прав состояния.
Лица, выкупившие свидетельства, имели право либопричислиться к купечеству, либо сохранить свое прежнее звание. Однако,поскольку сословные права купцов были значительными, правом сохранить своепрежнее звание пользовались немногие, преимущественно дворяне. Наоборот,стремясь получить сословные купеческие привилегии, в гильдии записывались лица,не обладавшие крупными капиталами.
Кроме того, существовала категория так называемыхвременных купцов.
Во временные купцы зачислялись предприниматели другихсословий – крестьяне, мещане, дворяне. Иногда в эту категорию записывалиськупеческие родственники, например, купеческие сыновья, представлявшие торговыеинтересы отцовской фирмы в другом городе. Временные купцы, выбрав купеческоесвидетельство, приобретали торговые права, но при этом продолжали числиться всвоем прежнем сословии. Многие из временных, купцов впоследствии пополнялисостав гильдий.
Эта правовая система с незначительными изменениямисуществовала вплоть до конца 90-х гг. XIX в. В частности, в декабре 1880 г. Почтивдвое были увеличены ставки обложения: за свидетельства 1-й гильдии – до 600руб., за свидетельства 2-й гильдии – от 30 до 100 руб., за билеты для 1-й гильдни – 20-50 руб. и для 2-й- 10-30 руб[16].
Во всем остальном система купеческой организации и ихправа оставались прежними. По-прежнему налогообложение предпринимателейосуществлялось по внешним признакам, и было весьма далеким отподоходно-прогрессивной системы.
1.2 Социальные условия развития предпринимательства вСибири
В результате реформ 1860-х гг. и под воздействиемизменившихся социально-экономических отношений изменяется состав и численностькупеческого сословия.
Тем не менее, во второй половине XIX в. гильдейскоекупечество продолжает составлять основную по численности и значимости частьпредпринимателей. После принятия Городового положения 1870 г. Купечествосохранило за собой возможность активно участвовать в органах городскогосамоуправления, где купцы по-прежнему составляли большинство.
Необходимо подчеркнуть, что нововведения в обложениипредпринимателей не поднимали налоги с промышленности и торговли до уровняопасного для их развития.
После введения дополнительного сбора промышленники иторговцы должны были уплачивать не более 4% от чистого дохода, в то время какземельные собственники, например, платили от 4 до 5,5%, а владельцы другихнедвижимых имуществ до 6,5%[17].
Кроме налогового регулирования для поощренияпредпринимательской и общественной деятельности купцов в Российской империисуществовала целая система отличий, получение которых могло существенноповысить их социальный статус.
Наиболее распространенными купеческими наградами былисеребряные или золотые медали «За усердие» для ношения на груди или на шее.Медали чеканились в форме диска диаметром 4-5 см с профилем императора налицевой стороне и носились на специальной орденской ленте.
Купец мог быть пожалован и орденом. Из российских орденовчаще всего для наград купцам, использовали ордена Станислава и Анны низшихстепеней, но иногда «за отличное усердие и особые труды» купец мог получить иорден Владимира. Некоторые сибирские купцы имели весьма представительныеколлекции государственных наград. Например, бийский купец 2-й гильдии М.С.Сычев за многолетнюю общественную и благотворительную деятельность былнагражден тремя золотыми медалями «За усердие» на станиславской и аннинскойлентах, орденом Станислава 2-й степени, Анны 2-й степени и Владимира 4-йстепени. Три ордена и несколько медалей имел бийский купец-первогилъдеец А.Ф.Морозов; купец Н.И. Ассанов был награжден 5 медалями «За усердие», медальюКрасного Креста, орденами Станислава и Анны 3-й степени, а также китайскиморденом Двойного Дракона 4-й степени.
Награждались не только купцы-мужчины, но и женщины.
Бийская купчиха 1-й гильдии Е.Г. Морозова была награжденамедалью в память царствования императора Александра III, а также в 1893 г. Получилаот имени великой княжны Марии Павловны золотой браслет с сапфиром и бриллиантстоимостью 1000 руб.; жена купца Н.И. Ассанова Мария Андреевна имела серебрянуюмедаль «За усердие» на владимирской ленте, 2 золотые на станиславской иалександровской лентах и медаль Красного Креста.
Как отмечалось выше, в отличие от других сословий,пребывание в купечестве не было пожизненным. Купец обязан был выбиратьгильдейское свидетельство ежегодно. Если же в установленный срок он невозобновлял свидетельство, то вместе с членами своей семьи выбывал из гильдии.
В сословном купеческом свидетельстве указывались всечлены семьи купца. При этом все родственники, записанные в свидетельство,считались причисленными к купеческому сословию и обладали, таким образом, всемисословными правами и привилегиями, к числу которых относились: освобождение оттелесных наказаний, свобода передвижения (т.н. паспортная льгота), право приопределенных условиях получить личное или потомственное почетное гражданство,право на участие в сословном самоуправлении и некоторые другие.
Законом четко определялся круг родственников, которыемогли быть внесены в состав купеческой семьи. Так, в сословное купеческоесвидетельство, выдаваемое на имя мужа, могла быть внесена жена, а в выданное наимя жены муж внесен быть не мог. При отце или матери могли быть внесены в однос ними свидетельство их сыновья и незамужние дочери. Внуки включались в состав семьитолько в том случае, если их отцы также числились в семействе и не производилиторговлю от своего имени. Допускалось, кроме того, включение в состав семьи иусыновленных законным порядком детей. Случаи усыновления в купечестве были нетакими уж и редкими. Чаще всего это происходило в тех семьях, где не былособственных детей. Кроме того, разрешалось включать незамужних сестер в составсемьи их брата – «начальника семейства», а также купец мог зачислить в своесемейство вместе с женой детей от ее первого брака – сыновей досовершеннолетия, дочерей до замужества. Купеческой вдове предоставлялось правовключить в свою семью детей ее умершего мужа от его первого брака наравне с еесобственными детьми в том случае, если ее бывший муж состоял с ней во второмили третьем браке. Все остальные родственники не могли быть внесены в составкупеческой семьи и имели право состоять в сословии только от своего имени[18].
Членам купеческого семейства, записанным в односвидетельство на имя «начальника семейства», разрешалось заниматься еготорговыми делами. Сын или дочь, достигшие совершеннолетия, могли выбратьсвидетельство на свое имя, однако в этом случае они должны были: выписаться изсвидетельств своего отца или матери и самостоятельно нести ответственность посвоим торговым делам. Столь детальная регламентация состава купеческой семьидиктовалась фискальными интересами государства, для того чтобы ограничить круглиц, имевших право торговать неразделенным капиталом и предотвратить, такимобразом, возможность, уклонения от выплаты гильдейских сборов.
Некоторой спецификой отличалось правовое положениеторговцев еврейской национальности. В Российской империи вплоть до начала ХХ в.для евреев занятие торговлей было сопряжено с определенными трудностями.
Для того чтобы противостоять проникновению еврейскогокапитала во «внутренние губернии», в XIX в. был разработан ряд законодательныхактов, согласно которым право выезда за черту получали только те торговцы, ктоне менее 5 лет состоял в 1-й купеческой гильдии.
Как только купец-еврей выбывал из 1-й гильдии, онавтоматически терял право пребывания вне черты оседлости. Лишь десятилетнеепребывание в 1-й гильдии давало евреям право наследующего свободного проживанияв любом месте Российской империи. Кроме того, долгое время купцов-евреев былозапрещено возводить в почетное гражданство, было ограничено их право на участиев городском самоуправлении. Несколько уменьшились дискриминационные меры послепринятия в 1865 г. Закона «О дозволении евреям жить во всех местах Империи изаниматься безо всяких ограничений, на одинаковых со всеми русскими правах,ремеслами и промыслами».
После принятия этого закона переселение евреев в Сибирь ивовлечение их в местное предпринимательство приобрело массовый характер.
Кроме того, спецификой Сибири и Алтая в частности былото, что здесь еще в прошлом веке сложилась довольно значительнаястарообрядческая община.
Многие из алтайских старообрядцев стали купцами, обладавшимизначительной экономической силой. В Барнауле даже сложилось несколькокупеческих династий старообрядцев – Морозовы, Волковы, Козловы. Старообрядцызанимали от 5 до 15% всех купеческих семей Барнаула[19].
Большинство сибирских предпринимателей были мужчинами.Однако иногда во главе собственного дела могла оказаться и женщина.
Нередки были случаи, когда вдова купца официальностановилась главой купеческого семейства даже при наличии взрослых детеймужского пола, особенно, если в семье оставался не один, а несколько сыновей.Некоторым из женщин-купчих удавалось довольно успешно заниматьсяпредпринимательством. Так, после смерти в 1894 г. Бийского купца А. Ф. Морозоваво главе семейного дела встала его вдова – Елена Григорьевна. Несмотря на то,что ей к этому моменту было уже 62 года и она была практически неграмотна, Е.Г. Морозова в течение 14 лет руководила фирмой, при этом сумела значительноупрочить свои позиции в деловом мире Алтая и Сибири, превратив торговую фирму вторгово-промышленную.
Следует отметить, что правовое положениеженщин-предпринимателей имело некоторые особенности.
Женщины – «начальники купеческого семейства», — так же,как и мужчины, могли заниматься предпринимательской деятельностью в тех рамках,которые предполагала принадлежность к той или иной гильдии.
Однако если такая женщина выходила замуж и продолжалавыбирать гильдейское свидетельство на свое имя, то она не имела правапричислить в состав своего семейства и, соответственно, в состав сословия,своего мужа. Так, например, долгое время не входил в состав купеческогосословия известный томский предприниматель Евграф Королев, посколькусвидетельство на свое имя выбирала его жена Евпраксия Семеновна, бывшая вдовакупца Ненашева.
Глава II Основные направления развития сибирскогопредпринимательства в конце XIX – начале XX вв.
2.1 Основные особенности развития сибирскогопредпринимательства
Перед тем, как охарактеризовать основные направлениясибирского предпринимательства, мы считаем, что необходимо выделить основныеособенности, в рамках которых происходило развитие сибирскогопредпринимательства.
Одной из характерных особенностей было то, что в Сибириглавную роль играло среднее и мелкое предпринимательство[20].
Такое положение было обусловлено количеством и составомместного населения. Сравнительно немногочисленное сибирское население восновном состояло из крестьян и посадских людей, которые не нуждались в дорогихпромышленных товарах, и хозяйство которых во многом носило натуральныйхарактер. Земельный простор, богатство сырьевых ресурсов Сибири позволяли вестихозяйство, не вкладывая значительных финансовых средств в усовершенствованныеорудия труда. Это обстоятельство не могло не повлиять на сибирское земледелие ина характер земледельца.
Наличие большого массива незанятых земель малостимулировало процесс перехода к интенсивному сельскому хозяйству. Еслиземельный участок истощался, его естественное плодородие снижалось, токрестьянин мог бросить его, пустить в залежь и распахать соседний.
Другой особенностью сибирского предпринимательства былото, что его основной сферой была торговля, а не промышленность.
Это отмечалось многими исследователями и является фактомбесспорным.
Авторы «Истории Сибири» указывали на слабое промышленноеразвитие региона и, как следствие, преобладание торгового капитала надпромышленным[21].
Еще одной особенностью сибирского предпринимательствабыло то, что сама Сибирь со времени ее присоединения носила характер колонии вэкономическом смысле.
На начальном этапе это была пушнина, затем золото исеребро, впоследствии хлеб, масло. Все это не могло не наложить отпечаток нахарактер местного предпринимательства, обусловливало часто хищнический подход кприродным богатствам.
К сожалению, эта тенденция продолжалась и после 1917 г. Ине исчезла до настоящего времени[22].
Царская монополия на земли Алтая тормозила становлениерыночных отношений в этом регионе. Алтайское население вынуждено было отбыватьзаводские повинности. Так, купцы и мещане, составлявшие основную социальнуюбазу для предпринимательства, должны были служить на заводах в качествесчетоводов, конторщиков, писцов, а мещане выполняли и рудовозные работы.
Все это затрудняло их участие в торгово-промышленнойдеятельности[23].
Несмотря на все стеснения частной инициативы, некоторыеэнергичные предприниматели все же стремились наладить свое дело.
Таким образом, можно сделать вывод, что все этиособенности диктовались той внутренней политикой, которое проводило государствов данное время. Именно данные особенности обусловили такое развитиепредпринимательство в Сибири.
2.2 Основные направления развития сибирскогопредпринимательства
В конце XIX-начале XX века в связи с постройкой Сибирскойжелезной дороги в Сибирь усилился поток переселенцев.
Быстрое увеличение численности населения в крае оказаловлияние на размеры и характер сельскохозяйственного и промышленногопроизводства, стимулировало развитие торговли и значительно расширило объемвнутреннего рынка[24].
Так как большинство переселенцев являлись крестьянами, тонаибольшее влияние они оказали на развитие сельского хозяйства.Крестьяне-переселенцы несли с собой новые орудия и приемы труда, которые, видоизменяясьи совершенствуясь в сибирских условиях, повышали результативностьсельскохозяйственного производства.
Вовлечение в оборот новых земель привело к изменениюразмещения сельскохозяйственных районов, которые теперь в основномсосредоточились в лесостепной и степной зонах.
К примеру, Томская губерния, благодаря развитиюземледелия на Алтае, по количеству собиравшегося зерна обогнала традиционныепахотные районы Тобольской губернии. В Томской губернии предпринимательскоехозяйство развивается наиболее быстрыми темпами. Некоторые жители Алтаяпытались наладить здесь высокорентабельное товарное хозяйство, производяразличные виды сельскохозяйственной продукции.
Одним из первых предпринимателей был гамбургскийподданный Брок-Миллер, который в конце 50-х гг. XIX в. организовал на Алтаепроизводство сахара. В 1858 г. Он засеял 30 десятин земли сахарной свеклой,которые принесли хороший урожай. Предприниматель построил сахарный завод,который в 1862 г. Дал первую продукцию – 600 пуд. Сахарного песка и 120 пуд. Рафинада[25]. Наследующий год Брок-Миллер арендовал 300 десятин земли и помимо производствасахара попытался организовать побочное производство – выкурку спирта. Этот шаги погубил предпринимателя. Его интересы столкнулись с монополистом винокуренияна Алтае, могущественным чиновником К. И. Платоновым, который разными правдамии неправдами добился закрытия завода.
Другим интересным примером сельского предпринимательствана Алтае была деятельность бывшего инспектора томской врачебной управы Г.Маткевича[26].
В 1888 г. Он арендовал у Горного правления более 600десятин земли в Горном Алтае. Энергичный и способный арендатор завел прекрасноедойное стадо, молоко которого перерабатывалось на масло, занималсяпчеловодством, где одним из первых в Сибири применил рамочные ульи, обрабатывалземлю, сеял хлеб, выращивал мяту. В его хозяйстве впервые в крае были проделаныопыты силосования зеленой массы: скошенную траву складывали в огромные ямы исолили, трава не гнила и не сохла, сохраняя все качества свежескошенной. Приведении такого крупного хозяйства Маткеевичу пришлось столкнуться с большимитрудностями в преодолении чиновничьих препятствий, которыми была обставленааренда земли. Хозяйство просуществовало до смерти арендатора в 1906 г., послечего его наследники сдали усадьбу, маслодельню и пасеку в аренду крестьянам[27].
В оптовой ввозной торговле в конце XIX века все болееярко проявляется тенденция монополизации.
В торговле текстильными товарами некоронованным королемявлялся А. Ф. Второв[28].
Этот предприниматель прошел все ступени карьеры, начав смелочной торговли и закончив в роли одного из крупнейших предпринимателейРоссии. Родился он в 1841 г. В семье мещанина в Костромской губернии. В 1862 г.В двадцатилетнем возрасте переехал в Иркутск, где записался в гильдию.Происхождение первоначального капитала А. Ф. Второва неизвестно. По мнениюисследователей, определяющую роль в этом сыграл его брак с дочерью купца,полученное от нее приданое расширило его кредит. В 1867 г. А. Ф. Второв открылв Иркутске оптовую мануфактурную торговлю, а в 1871 г. Записался во 2-югильдию.
В 70-х годах XIX века Второв открыл торговлю наВерхнеудинской и Нижегородской ярмарках, а позднее приступил к открытию оптовыхотделений в Томске и городах Забайкалья – Верхнеудинске, Чите, Сретенске и др.
В 80-90-х гг. XIX века Второв становится одним из самыхкрупных торговцев Сибири. С 1876 г. Он – купец 1-й гильдии, а в 1895 г. Получилзвание потомственного почетного гражданина. В 1893 г. Торговые обороты Второватолько в Иркутске составляли 2437 тыс. руб., тогда как обороты всех остальныхиркутских торговцев вместе взятых достигали 4 млн. руб. В Томске Второв имелоборот 500 тыс. руб[29].
В конце ХIХ – начале XX в. А. Ф. Второв по-прежнемуявлялся крупнейшим торговцем текстильными товарами в Сибири. В 1897 г. Онпереехал в Москву на постоянное жительство, перенеся туда же главную контору. Уполномоченнымифирмы и руководителями отделений в крупных городах Сибири стали его сыновья. Вфеврале 1900 г. Был утвержден устав «Товарищества А. Ф. Второва с сыновьями».Основной капитал был определен в 3 млн. руб., разделенных на 300 паев по 10тыс. руб. каждый[30].
Товарищество оставалось семейным предприятием, почти всеего паи были собственностью членов семьи Второвых. Осуществляя программуразвития торговли мануфактурными товарами в Сибири, товарищество Второва купилов 1906 г. Мануфактурное дело товарищества Н. А. Стахеева – своего главногоконкурента в Сибири. Помимо мануфактурной, Второвы вкладывали капиталы и вдругие виды торговли, являлись самыми крупными владельцами недвижимости вСибири, вкладывали деньги в промышленные предприятия.
В годы Первой мировой войны Н. А. Второв создалкрупнейшее монополистическое объединение высшего типа – концерн. В его составе,наряду с сибирским торгово-мануфактурным товариществом «А. Ф. Второв ссыновьями» и Московским промышленным банком, была группа текстильных фабрик ипредприятий химической промышленности («Коксобензол»), ряд цементных,металлургических, машиностроительных заводов, угольные копии.
В целом, под контролем Н. А. Второва оказалисьпредприятия с совокупным основным капиталом в 130-150 млн. руб[31].
Помимо Второвых в Сибири был еще ряд крупныхмануфактурных фирм.
Тем не менее, по числу торговых предприятий Сибирьзначительно уступала большинству районов России, но вследствие сравнительнонебольшой численности населения плотность торговой сети была несколько вышесреднероссийских показателей.
По отдельным городам плотность торговой сети была вышесреднесибирских показателей[32].
Во второй половине 70-х гг. значительно активизироваласьторговля с Монголией по Чуйскому тракту, главными участниками которой былибийские купцы. Фактории купцов-чуйцев были открыты в Калгане, Кобдо, Сучжоу,Улясутае. В Монголию вывозили сукна, бумажные, льняные и пеньковые ткани,металлические изделия, юфть и другие выделанные кожи, хлеб, бакалею,галантерею. Большую прибыль приносила торговля пантами. Из Монголии бийскиекупцы получали шкурки сурка, рогатый скот и др. Крупнейшими торговцами-чуйцамибыли купцы А. Д. Васенев, Н. И. Ассанов, Г. Г. Бодунов.
В 70-80-х гг. были сделаны попытки завязать прямыеторговые сношения Сибири с Западной Европой через устья Оби и Енисея.
В 1879 г. Англичанин Уиггис, представитель Ливерпульскоготоргового дома, достиг устья Оби и произвел обмен товаров. В 1887 г. Емуудалось добраться до Енисейска. В 1880 г. В Томок прибыло судно Кнопа, котороедоставило иностранные тарелки, рюмки, стаканы, финики, рис, игрушки, зеркала.
Германский капитал в сибирской горной промышленностиконтролировал горнопромышленные общества «Тетюхе» и «Шилка» и горное общество«Джалинда». Крупнейшим из них было общество «Тетюхе», к которому перешлисеребро-свинцовые и цинковые рудники промышленника Ю. И. Бриннера.
Фактическим владельцем общества была немецкая фирма АронаГирша. При основном капитале в 1 млн. руб. общество накануне войны добывалосвыше 2 млн. пудов руды, которая вывозилась в Германию[33].
Иностранное предпринимательство, прежде всего английскоеи американское, расширялось в годы Первой мировой войны.
Переход от торгового предпринимательства к промышленному,ярко прослеживается на примере отдельных предпринимателей, например, бийскихкапиталистов-миллионеров Морозовых[34].
Основатель дела А. Ф. Морозов происходил из крестьянВладимирской губернии. Переехав в Бийск, он начал свою предпринимательскуюкарьеру торговлей с аборигенным населением Алтая: в 60-70-е гг. XIX в. торговалв Бийске мануфактурными и галантерейными товарами, в 80-е гг. занялся скупкойхлеба и вскоре стал одним из крупнейших хлеботорговцев Алтая. Имел несколькопароходов, владел крупной недвижимостью в Барнауле и Бийске.
После его смерти делами фирмы руководила его вдова ЕленаГригорьевна. Помимо торговли она вкладывала капиталы в промышленность.
В конце XIX – начале XX вв. она построила в Бийскеэлектростанцию, кожевенный, маслобойный, пивоваренный заводы, паровую крупчатуюмельницу. После ее смерти в 1908 г. Наследственная масса капитала составлялапочти 1,5 млн. руб[35].
Все эти данные свидетельствовали о том, что в начале XXв. предпринимательство в Сибири переходило на новую ступень своего развития, инаряду с примитивной торгово-ростовщической деятельностью капитал функционировална своей собственной основе, переходя к «культурной» форме.
Глава III. Социальная активность предпринимателей
В пореформенный период общественная жизнь деловых людейсосредоточивалась преимущественно вокруг городского и сословногосамоуправления, культурно-просветительских дел и благоустройства[36].
В целом по Сибири представители купеческого сословиядоминировали по численности в составе городских дум. Как правило, городскимиголовами также избирались купцы. Для купцов важен был престиж, который ониприобретали после избрания в думу, возможность влиять на городские дела,встречаться на заседаниях думы с наиболее влиятельными людьми города.
Изменения, внесенные Городовым положением 1892 года, ограничиличисло избирателей путем введения высокого имущественного ценза. Так, дляобладания избирательными правами необходимо было владеть недвижимым имуществомв губернских и наиболее значительных уездных городах на сумму не менее 1000рублей, в прочих – не менее 300 рублей[37].
Естественно, что при таком высоком избирательном цензекупечество только укрепило свои ведущие позиции в городском самоуправлении.
В Сибири это было особенно заметно, так как здесь, вотличие от Европейской России, большинство крупнейших собственниковнедвижимости в городах составляли купцы.
На рубеже веков в Сибири во многих городах купечествосоставляет подавляющее большинство в органах самоуправления. Купцы такжевходили в состав различных комиссий и советов при городских муниципалитетах(училищных, библиотечных, строительных, врачебных, продовольственных и др.),особенно если речь шла о торгово-промышленных вопросах.
Участие в комиссиях было далеко не формальным, отнималомного времени и средств, которые лучшие представители купечества жертвовали непо должности, а по велению души. Являясь гласными думы, обсуждая вопросыгородской жизни, участвуя во всевозможных комиссиях, купцы постоянносталкивались с проблемой нехватки финансов на городские нужды, с плачевнымсостоянием народного образования, здравоохранения, городского хозяйства. Многиеиз купцов – гласных городских дум латали дыры городского бюджета изсобственного кармана.
По существовавшим в Российской империи законам, сословноесамоуправление купечества осуществлялось купеческой управой или старостой.Купеческого старосту ежегодно избирали на общем собрании сословия из числазажиточных гильдейцев. Он должен был заниматься попечением о сословных делах,следить за исполнением казенных указов, вести ведомости о составе гильдий,следить за сбором податей, выдавать удостоверения для получения паспорта[38].
Наиболее традиционной формой участия предпринимателей вобщественной жизни являлась благотворительность, виды и размеры которой былисамыми разнообразными. По мнению некоторых исследователей, благотворительностьдля российских предпринимателей «… являлась определенной историческойтрадицией, что позволяет оценивать ее как типичную классовую черту».
Вопрос о том, что такое благотворительность, не такпрост. По определению А.А. Гусейнова и Р.Г. Апресяна, благотворительность – это«деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распределяютсяих обладателями в целях содействия нуждающимся людям, решения общественныхпроблем, а также усовершенствования условий общественной жизни»[39].
При этом благотворительность следует отличать отгосударственного призрения, хотя это и достаточно близкие явления.
Щедрые пожертвования на общественные нужды, на развитиекультуры и образования, на нужды церкви и здравоохранения, забота о сиротах,инвалидах, бездомных, заключенных и других категориях обездоленного населения,- все это было обычной статьей расходов российских предпринимателей. Особенноярко это проявилось у московских купцов. По масштабам пожертвований им не былоравных в России.
Благотворительность была характерной чертой и дляпровинциального, в том числе и сибирского, купечества.
Благотворительность предпринимателей необходиморассматривать как типичное явление общественной жизни региона, которая касаласьмногих ее сторон.
Для того, чтобы понять, почему благотворительность вРоссии стала значительным общественным явлением, следует рассматривать ее вкомплексе взаимосвязанных социальных явлений. С одной стороны, при крайнейполяризации богатства и бедности благотворительность, как было отмечено выше,являлась неким «регулятором» социального равенства, часто неосознаннымсредством устранения общественного экономического дискомфорта, возникавшего врезультате несправедливого соотношения труда и присвоения.
С другой стороны, источником и побудительным мотивом кзанятиям благотворительностью была христианская мораль, стремление обрестиблагодать в жизни вечной через добродетели в жизни земной. Необходимостьделиться своим богатством с нуждающимися внедрялась в сознание людей вместе сосновными догматами православия.
В Сибири купеческие общества действовали лишь в немногихкрупнейших городах и не играли заметной роли в жизни купечества региона. Купцычасто были «попечителями» школ и училищ, председателями родительских советов вомногих учебных заведениях[40].
Многие из них активно участвовали в работе обществпопечения о начальном образовании. Вообще забота о нуждах образования былаодной из главных составляющих общественной и культурной деятельности сибирскихпредпринимателей. Независимо от уровня грамотности многие предприниматели,активно участвовавшие в общественной жизни, жертвовали деньги на нуждыобразования и придавали этому большое значение.
Немалый вклад в развитие отечественного востоковедениявнесли бийские купцы, торговавшие в Монголии и Китае. Они содействовалиснаряжению научных экспедиций, сопровождали их в качестве проводников ипереводчиков, выполняли различные поручения ученых, собирали экспонаты и целыеколлекции для музеев России.
В дневниках и научных отчетах экспедиций Н. М.Пржевальского, Г. Н. Потанина, А. М. Позднеева, П. К. Козлова и других русскихвостоковедов можно встретить слова благодарности бийским купцам за помощь исодействие. Некоторые торговцы во время своих поездок по Монголии и Китаю записывалимаршруты, вели дневники, писали статьи по географии, этнографии, экономике. Попоручению директора Русской физической обсерватории в Пекине Г. А. Фриттебийский торговец Я. Г. Антропов в течение целого ряда лет вел метеорологическиенаблюдения.
Купец Ф. И. Минин, самостоятельно овладев монгольскойписьменностью, в 1891 г. Составил русско-монгольский словарь, насчитывавшийоколо 5 тыс. слов, которым пользовались не только русские жители Монголии, но иученые-востоковеды.
Большой вклад в изучение Монголии и Китая внес бийский2-й гильдии купец Алексей Данилович Васенев. Во главе торговых караванов онобошел всю Монголию и Притяньшанские провинции Китая, почти три года прожил вовнутреннем Китае, о котором в России имелись самые общие представления.
Во время своих увлекательных, полных приключений,путешествий А. Д. Васенев вел путевые дневники, собирал образцы местныхрастений, проводил географические и метеорологические наблюдения, описывалисторические достопримечательности, собирал коллекции быта и культа китайцев имонголов. Одну из таких коллекций он в 1908 г. Подарил Томскому университету.
Немало средств А. Д. Васенев потратил на приобретениемонгольских и китайских книг и рукописей, а также на финансирование научныхэкспедиций. А. Д. Васенев был хорошо знаком и сотрудничал со многимиучеными-востоковедами и общественными деятелями России и Сибири – Г. Н.Потаниным, Д. М. Ядринцевым, А. М. Позднеевым, Д. А. Клеменцем и другими.
Особый интерес предприниматели проявляли кэкономико-географическим и статистическим исследованиям.
В ноябре 1908 г. В Бийске был открыт отдел Обществаизучения Сибири и улучшения ее быта, основной целью которого, согласно уставу,являлось изучение Сибири преимущественно в экономическом, культурном и правовомотношении, а также содействие при подготовке и проведении в жизнь насущных дляСибири преобразований. Однако щедрые пожертвования на развитие науки, культурыи образования не исключали склок, взаимных обвинений, недоброжелательности вовзаимоотношениях между предпринимателями и местной интеллигенцией. Нагляднойиллюстрацией являются непростые отношения между Г. Н. Потаниным и Н. М.Ядринцевым, с одной стороны, и иркутскими меценатами П. Сукачевым, А. М.Сибиряковым, А. К. Трапезниковым – с другой. В переписке лидеры сибирскогообластничества часто жаловались друг другу на отсутствие взаимопонимания смеценатами, неприязнь и хамство, с их стороны.
К числу новых форм общественной жизни, сибирских горожанначала XX века, можно отнести различные общественные праздники. Например, вБарнауле в начале столетия сложилась традиция проведения литературныхпраздников: в 1902 г. – 50-летие со дня смерти Н. В. Гоголя, в 1909 г. –100-летие со дня его рождения.
Для многих сибирских городов этого времени былихарактерны целые усадебные комплексы, совмещающие в себе жилые дома купцов,торговые лавки и магазины, различные хозяйственные строения (навесы, амбары,склады и даже электростанции).
Купеческие строения этого времени, особенноторгово-коммерческие, отличаются крупными размерами, рациональностью впостроении объемов, планов, декора, что во многом обуславливалосьфункциональными потребностями зданий. Купеческие строения образовывали особуюструктуру, формирующую торговые зоны, входящие в состав общегородского центра.
Добротные и основательные постройки купцов подчеркивалисвоеобразие купеческого быта, который во многом сохранял черты патриархальностии консерватизма. В этих жилых и производственных помещениях формировались такиекачества купцов, как ответственность родителей перед своими потомками, так какздания строились не столько для себя, сколько дня наследников, и рассчитаныбыли на века, стремились выделиться среди других величиной, качеством идобротностью постройки, уважением к человеку, который будет жить, и работать вдоме.
Купцы формировали облик сибирских городов не толькосвоими строениями, их именами и фамилиями называли улицы и переулки.
Заключение
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному,необходимо сделать ряд следующих выводов.
Предпринимательская деятельность в Сибири имела рядособенностей, которые были обусловлены географическими, социально-политическимии экономическими факторами и, прежде всего, колониальным положением региона всистеме российской государственности.
Со времени приобретения статуса российской территории впрактике хозяйственного освоения Сибири всегда доминировали интересысоциально-экономического развития Европейской России. Как отмечаютисследователи, высшие иерархи столичной элиты обращались к Сибири каждый раз,когда возникала проблемная, кризисная ситуация в этнической России, в еетрадиционных демографических и экономических центрах.
В конце XIX-начале XX века в связи с постройкой Сибирскойжелезной дороги в Сибирь усилился поток переселенцев.
Быстрое увеличение численности населения в крае оказаловлияние на размеры и характер сельскохозяйственного и промышленногопроизводства, стимулировало развитие торговли и значительно расширило объемвнутреннего рынка.
В рассматриваемый период происходит переход от торговогопредпринимательства к промышленному.
В Сибири активно действовал иностранный капитал.
В пореформенный период общественная жизнь деловых людейсосредоточивалась преимущественно вокруг городского и сословногосамоуправления, культурно-просветительских дел и благоустройства.
В целом по Сибири представители купеческого сословиядоминировали по численности в составе городских дум. Как правило, городскимиголовами также избирались купцы. Для купцов важен был престиж, который ониприобретали после избрания в думу, возможность влиять на городские дела,встречаться на заседаниях думы с наиболее влиятельными людьми города.
Сибирские предприниматели в большинстве своем былиуникальны, в них органично сочетались, щедрость души и стремление кэкономическому процветанию. Во многом это было определено деловой этикой.
Список используемых источников и литературы
1. Уставвексельный//Свод законов Российской империи. Кн.4, том XI.–СПб., 1903. — с.949-964.
2. Уставкредитный //Свод законов Российской империи. Кн.4, том XI.–СПб., 1903. — с.1092-1124.
3. Уставо промышленности//Свод законов Российской империи. Кн.4, том XI.–СПб., 1903. — с.1125-1132
4. Уставо прямых налогах//Свод законов Российской империи. Кн.4, том XI.–СПб., 1903. — с.974-982.
5. Уставторговый//Свод законов Российской империи. Кн.4, том XI.–СПб., 1903.- с.965-973
6. БасовскийЛ. Е. История экономики [Текст]: Учебное пособие.- М.: Риор, 2006.- 128с.
7.Беспалова, Ю. М. Западно – сибирские предприниматели второй половины XIX –начала XX века (имена, биографии, судьбы)/Ю. М. Беспалова.- Тюмень:Издательство ТюмГУ, 2002.- 156с.
8. Беспалова,Ю. М. Ценностные ориентации в культуре западно – сибирскогопредпринимательства: проблемы теории второй половины XIX – начала XX века/Ю. М.Беспалова.- Тюмень: Издательство ТюмГУ, 1998.- 202с.
9.Васильева, Л. В. Частное предпринимательство в городах Тобольской губернии вовторой половине XIX- начале XX вв.: дис. канд. истор. наук/Л. В. Васильева.-Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2001.- 234с.
10. ВиленскийА. Этапы развития малого бизнеса// Вопросы экономики.- 2006. -№7. — с.38-41.
11.Гончаров, Ю. М. Семейный быт горожан Сибири второй половины XIX – начала XXвека/Ю. М. Гончаров.- Барнаул: Издательство АГУ, 2004.- 132с.
12.Гончаров, Ю. М. Очерки истории городского быта дореволюционной Сибири (серединаXIX – начала XXвека)/Ю. М. Гончаров.- Новосибирск: Сова, 2004.- 358с.
13.Гончаров, Ю. М., Ивонин А. Р., Очерки по истории города Тары конца XIX – началаXX века/Ю. М. Гончаров, А. Р. Ивонин.- Барнаул: Издательство «Аз Бука», 2006.-188с.
14. ГусейновР. История экономики России.- Новосибирск: ООО Издательство ЮКЭА, 1998 – 352с.
15.Зиновьев, В. П. Индустриальные кадры старой Сибири: [монография]/В. П.Зиновьев.- Томск: Издательство Томского университета, 2007.- 258с.
16.Зуева, Е. А. Русская купеческая семья в Сибири конца XIX – первая половина XXвека/Е. А. Зуева.- Новосибирск: Полиадапро, 2007.- 220с.
17.История предпринимательства в России/В. И. Бовыкин.- М.: РОССПЭН, 2000.- 575с.
18.История России с начала XVIII до конца XIX века: Учебное пособие для вузов/подред. А. Н. Сахарова.- М.: АСТ, 2001.- 544с.
19. ИсторияРоссии XIX – начала XX века: Учебник/под ред. В. А. Федорова.- М.: МГУ,Академия, 2004.- 864с.
20.История Сибири [Текст]/В. А. Исупов, И. С. Кузнецов.- Новосибирск: ИНФОЛИО –пресс, 2003.- 329с.
21. Историяэкономики/Под общ ред. О. Д. Кузнецовой, И. Н. Щапкиной.- М.: ИНФРА – М, 2005.-416с.
22.КонотоповМ. И., Сметанин С. И. История экономики России: Учебник.- М.: Издательство«Палеотип»; Издательство «Логос», 2003.- 208с.
23. КулишерИ. М., История русской торговли и промышленности/ И. М. Кулишер.- М.: Социум,2006.- 372с.
24. ОрленкоЛ. В., История торговли: Учебное пособие/Л. В. Орленко.- М.: Издательство ИНФРА–М; ИД Форум, 2006.- 352с.
25.Радаев, В. В. Внешнеэкономические мотивы предпринимательской деятельности/В. В.Радаев//Вопросы экономики.- 1994.- №7.- с. 85-97
26.Старцев, А. В., Гончаров, Ю. М. История предпринимательства в Сибири (XVIII-начало XX века): Учебное пособие/А. В. Старцев, Ю. М. Гончаров.- М.:Издательство АГУ, 1999.- 215с.
27.Старцев, А. В. История российского предпринимательства: проблемы теории иметодологии/А. В. Старцев//Предприниматели и предпринимательство в Сибири. Вып.3: Сборник научных статей.- Барнаул: Издательство АГУ, 2001.- с. 6-9
28.Старцев, А. В. Торгово – промышленная фирма Морозовых/А. В.Старцев//Предприниматели и предпринимательство в Сибири.XVIII – 1920 – е годы.Вып. 2, Барнаул, 1997.- с. 66-67
29.ТимошкинаТ. М. Экономическая история России.- М.: ЗАО «Юстицинформ», 2002.- 416с.
30.ТолмачеваР. П. Экономическая история России: генезис рыночной экономики.- М.: «Дашков иК0», 2002.- 604с.
31.Шиловский, М. В. Политическая культура и политическая активностьпредпринимателей дореволюционной Сибири/М. В. Щиловский//Общественно –политическая жизнь Сибири XX век. Вып.3-Новосибирск, 1998.- с. 41- 42
32. Шпалтаков,В. П. Формирование и развитие рыночного хозяйства в Западной Сибири второйполовины XIX века/В. П. Шпалтаков.- Омск: Метрограф, 1997.- 304с.
33.Щеглова, Т. К. Ярмарки юга Западной Сибири в XIX – начале XX века/Т. К.Щеглова//Из истории формирования и развития всероссийского рынка.- Барнаул:Издательство АГУ, 2001.- с. 48-68