Реферат по предмету "Психология"


Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов

Содержание
1. Мать и ребенок-инвалид: психологическое изучение
2. Особенности эмоционально-личностных отношений матери иребенка-инвалида (на примере младшего школьного возраста)
Библиографический список
1. Мать иребенок-инвалид: психологическое изучение
Рождение малышас отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания илитравмы, нарушает весь ход жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта почти всегдавызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологическисложной ситуации. К сожалению, далеко не все мамы и папы аномальных детей способнысамостоятельно преодолеть этот тяжелый кризис и обрести смысл жизни. Казалось бы,друзья и родственники должны помочь родителям, однако, узнав о травме или болезниребенка, они тоже испытывают кризис. Каждому приходится задуматься об отношениик ребенку, к его родителям. Не зная, как помочь, и боясь быть бестактными, родственникии знакомые порой предпочитают отмалчиваться, как бы не замечать проблемы, что ещебольше затрудняет положение семьи аномального ребенка. Нередки случаи, когда бабушкии дедушки из-за стыда отказываются признавать внука или внучку с инвалидностью.
В первую очередьэто относится к глубоко умственно отсталым детям, которые внешним видом и неадекватнымповедением привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со сторонызнакомых и незнакомых людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей и особеннона мать, чувствующую себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно свыкнутьсяс мыслью, что именно твой ребенок «не такой, как все». Страх за его будущее,растерянность, незнание особенностей воспитания приводят к тому, что родители отгораживаютсяот близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку, илиопределяют ребенка в интернат.
Специалистам необходимосоздать благоприятные условия для реабилитации всех семей, воспитывающих детей сфизическими и умственными нарушениями. Суть реабилитации заключается в том, чтобыпомочь семье обрести прежний социально-психологический и социокультурный статус,выйти из состояния психологического стресса. Решение этой проблемы предусматривает:
психологическоеизучение состояния членов семьи, в первую очередь матери;
составление программыреабилитационных мероприятий семьи в психолого-педагогическом и социально-культурномаспектах;
проведение реабилитационныхмероприятий в соответствии с программой, конкретно для каждой семьи;
организацию группвзаимоподдержки;
патронирование семьипосле проведенных реабилитационных мероприятий.
В последнее времяв отечественной психологической литературе появились статьи, посвященные исследованиюсемьи и ближайшего окружения ребенка-инвалида. Ученые отмечают у родителей аномальногоребенка ряд общих особенностей личности, главным образом в виде сенситивности игиперсоциализации. Под сенситивностью подразумевается повышенная эмоциональная чувствительность,ранимость, обидчивость, выражаемые склонностью все близко принимать к сердцу и легкорасстраиваться, а под гиперсоциализацией — заостренное чувство ответственности,долга, трудность компромиссов. Контрастное сочетание сенситивности и гиперсоциализацииозначает внутреннее противоречие между чувствами и долгом, способствующее возникновениювнутреннего нравственно-этического конфликта. Следующей особенностью является защитныйхарактер поведения, то есть отсутствие открытости, непосредственности и непринужденностив общении, что обусловлено не столько способом выражения эмоций, сколько ранее имевшимсяпсихотравмирующим опытом межличностных отношений.
Для аномальногоребенка семья имеет особое значение, выступая не только в качестве первичного микросоциума,но и в гораздо большей степени, чем для здорового ребенка, в качестве условия выживания.
Было проведено психологическоеизучение личности матерей, воспитывающих детей-инвалидов с различными заболеваниями.На первом этапе был использован проективный восьмицветный тест Люшера. По мнениюряда ученых, предпочтение одних цветов другим определенным образом связано с устойчивымиличностными характеристиками испытуемого и особенностями его переживания актуальнойситуации. Основной параметр, индикатором которого служит методика Люшера, это степеньвыраженности эмоционального напряжения.
В исследовании принималиучастие 56 матерей. Обработка и интерпретация данных выполнялись на компьютере по112 выборам. Результаты исследования представлены в таблице 1.
При выборе цветовогоряда большинство матерей обнаружили тревожность того или иного уровня. Более половиныслучаев — тревожность ситуационного характера. В единичных случаях — высокий уровеньтревожности.
Анализ феноменологическогоматериала свидетельствует о том, что в большинстве случаев у матерей желаемыми являютсяследующие цели:
интересовать собоюокружающих;
производить на окружающихсильное впечатление;
находиться в центревнимания;
чувствовать довериеокружающих людей;
чувствовать себянезависимой.
В большинстве случаевтормозятся потребности, реализация которых привела бы к отрицательным последствиям:достижение цели любыми средствами, яростная критика окружающих, напряженное стремлениесправиться с обстоятельствами, которые на самом деле выше ее сил, и так далее. Иногдастрессовые реакции вызывают ограничение в духовном и социальном росте матерей, неудовлетворенныепотребности в уважении, невозможность самим определить свою судьбу.
ребенок инвалид мать семья
Однако интерпретацияданных методики цветовых выборов широка и многопланова. Четко выявляя уровень тревожностии устойчивость эмоциональной сферы, она прямо не раскрывает ведущих тенденций личностиматерей, переживающих стрессовую ситуацию. Для конкретизации исходных данных былииспользованы анкеты. Ведущее место занял стандартизированный метод исследованияличности СМИЛ, который имеет двадцатилетний опыт применения. Он является модификациейизвестного теста MMPJ, осуществленной Л.Н. Собчик, и даетмногосторонний и разноуровневый качественный и количественный портрет личности обследуемого.
При помощи СМИЛисследуем ведущие тенденции личности испытуемых и возможные случаи дезадаптациикак реакции на стресс. В исследовании принимали участие 40 матерей. Обработка данныхи интерпретация профилей велась в соответствии с теоретическими положениями Л.Н.Собчик.
Как показали результаты,тревожность является ведущей тенденцией личности лишь у 10% матерей (в пределахнормы), причем профили обследуемых свидетельствуют о том, что тревожность скореевыступает как реакция на переживаемые трудности, а не является устойчивой чертойв структуре личности. У 20% испытуемых заметно завышена шкала «пессимистичности»,у двоих матерей высота профиля говорит о нарушении адаптации. По всей вероятности,это связано с ситуацией резкого разочарования, нарушающего обычный ход жизни человека.Такой профиль обрисовывает депрессивное состояние. Однако завышение шкалы«пессимистичности» предусматривает не только состояние, но и предрасположенностьданного индивида к такого рода реакциям в состоянии стресса: склонность к остромупереживанию неудач, к волнению, повышенному чувству вины с самокритичным отношениемк своим недостаткам, неуверенность в себе.
В остальных 14 профиляхведущей или одной из ведущих является шкала «мужественности». Нередкоона сочетается со шкалой «интровертированности», что сглаживает резкиечерты личностей матерей. У 30% матерей высокие показатели шкалы выступают в профилестенического типа. Это личности активные, сильные, с преобладанием возбудимых черт,в частности жесткостью в способах поведения. По-видимому, смена полоролевого поведения(мужской стиль) связана с обстоятельствами жизни матерей детей-инвалидов. Проведеннаянашим центром статистика показывает, что около 1/3 женщин вынуждены воспитыватьаномальных детей без постоянной поддержки мужа. Согласно наблюдениям психологов,инверсия воспитательных ролей неблагоприятно сказывается на детях, особенно в техслучаях, когда мать играет роль отца, что сопровождается усилением требовательности,ужесточением санкций и физических наказаний детей. Вместе с тем, как отмечают специалист™,более опасными, чем сам характер доминирования в семье, являются несогласие, напряженностьили гиперопека, возникающие из-за неудовлетворения одного из супругов характеромдоминирования. Возникающий в связи с этим семейный конфликт приводит к осложнениюсемейного общения и в конечном счете тяжело сказывается на психике детей. Отмечаянегативные стороны смены полоролевого поведения значительной части матерей, воспитывающихдетей-инвалидов, в психотерапевтической работе нельзя упускать из виду возможностейоборотной стороны медали таких поведенческих реакций — это независимость матерей,самостоятельность в принятии решений, способность взять на себя роль лидера передлицом встающих невзгод.
Потребность в авторитетнойфигуре, на которую мамы могли бы опереться в своем несчастье, велика. В первую очередьтакой фигурой мог бы быть отец ребенка. Но в действительности не всегда удаетсярассчитывать на понимание и поддержку со стороны отцов. Авторитетной фигурой становитсялюбой родственник или просто близкий человек, специалист, который занимается с ребенкоми пользуется доверием матери, другая мама, воспитывающая ребенка с ограниченнымивозможностями, прошедшая трудный путь, но не сломленная невзгодами. Задачей центровреабилитации и других органов социальной защиты является, помимо помощи матерям,стимулирование положительных семейных и дружеских контактов.
В качестве еще одногометода исследования используем анализ сочинений матерей на темы: «Я как родитель»и «Портрет моего ребенка» (по А.С. Спиваковской). Приведем выдержки изсочинения Оксаны Т. У ее дочери ранний детский аутизм.
«Я нахожусьв состоянии какого-то страха и агрессивной реакции по отношению к Кристине. Я себячувствую крайне неуверенно и всегда сомневаюсь в правильности своих поступков.,Я сама не ощущаю никакой опоры под ногами, и это ощущение передается и Кристине.
Что мне нравитсяв Кристине — ее любопытство, стремление к подражанию. Что мне не нравится — Кристининонастроение, которое переменчиво и иногда зависит от погоды, неусидчивость. Все равноя люблю ее — мой маленький цветочек. Конечно, я болезненно ощущаю ее отличие, нонадеюсь, что с появлением более или менее понятной речи проблем будет меньше, ейбудет легче. Ну а если не будет говорить, то писать и читать ее можно научить, ейэто интересно».
Ведущим мотивомматери стало достижение смысла жизни в поиске путей сближения и правильного воспитаниядочери. Видно, что она не примирилась с ее инвалидностью, тревожится за будущеедевочки и настоятельно ищет пути ее социализации.
Изучение сочиненийдругих матерей показало, что многие из них испытывают трудности и неуверенностьво взаимоотношениях со своим ребенком-инвалидом и поэтому нуждаются в психолого-педагогическойподдержке специалистов. В связи с этим встает задача создания специальных карт помощиматерям и разработки программ их реабилитации.
Полученные данныео тяжелом психологическом состоянии матерей являются симптомами неудовлетворительногоположения в нашем обществе семей, воспитывающих детей-инвалидов. И если центры реабилитациии другие организации социальной защиты населения пока не в состоянии полностью решитьэти проблемы, они могут и должны помочь семьям преодолеть чувство разочарования,подавленности, показать возможные направления работы с ребенком, тем самым улучшитьэмоциональный фон в семье, который, несомненно, напрямую воздействует на ребенка.
 2. Особенности эмоционально-личностных отношенийматери и ребенка-инвалида (на примере младшего школьного возраста)
Межличностные отношениямежду матерью и ребенком-инвалидом в силу специфических особенностей социальнойситуации развития могут рассматриваться как основной механизм формирования и развитияличности ребенка. Известно, что эмоциональные связи между матерью и ребенком являютсяосновой формирования ценностного отношения ребенка к себе, к другим, к окружающемумиру. Состояние эмоциональной сферы является показателем личностного здоровья ребенка,обусловливающим его социальное поведение.
Предметом исследованиястало изучение эмоционально-личностных отношений матери и ребенка-инвалида на базегородского реабилитационного центра детей-инвалидов г. Казани. Основной гипотезойявилось следующее: эмоционально-личностные особенности матери и эмоциональные отношенияребенка в семье имеют тесную сопряженность и созависимость. Существенное влияниена характер эмоциональных отношений матери будут оказывать социально-демографические,статусные факторы, а также характер заболевания ребенка. Исследуемая группа матерей,имеющих детей-инвалидов младшего школьного возраста, составляла 41 человек. Детскаявыборка была разделена на две группы; дети с двигательной патологией и дети с прочейпатологией. При этом учитывалось, что во вторую группу входили дети, чей диагнозносил отсроченный характер. Как известно, материнско-детские отношения не возникаютодномоментно, но проходят сложный путь становления и имеют свои сенситивные периоды,тонкие механизмы регуляции и запускающие стимулы. Поэтому были созданы группы, отличающиетем, что статус «инвалид» ребенком был получен в разное время. Материнскаявыборка на основании данных анамнеза была разделена на следующие группы в соответствиис поставленной целью: из полной — неполной семьи — 24 чел., работающая — неработающаямать — 25 чел., имеющая высшее образование — без высшего образования — 20 чел.,матери детей с ДЦП — матери детей с прочей патологией — 21 чел.
Согласно поставленнымзадачам, были использованы методики: методика Р.В. Коана, Р.Б. Кеттелла и проективнаяметодика «Моя семья» для изучения эмоционально-личностных особенностейдетей и их отношений к семье. Кроме того, использовался метод открытого наблюденияза детьми. Для изучения выборки матерей — цветовой тест Люшера, сочинение «Портретмоего ребенка». Обработка данных включала как количественный, так и качественныйанализ.
Выявлены следующиехарактеристики эмоционально-личностных особенностей матерей детей-инвалидов:
состояние высокоймобилизованности; готовность справиться с трудностями наблюдается в 61% случаев,это состояние характерно для следующих групп матерей (ВК > 1) — неполной-полнойсемьи; неработающих-работающих; с высшим образованием: имеющих детей с прочей патологией;
сниженная активность,неготовность справляться с трудностями — 31%; для них характерна ориентация на покойи отдых (ВК
для всех групп матерейхарактерно чувство тревоги, страдания и страха. Для детей-инвалидов с двигательнойпатологией характерны такие черты личности, как эмоциональная неустойчивость, чувствонеловкости и неуверенности в себе, избегание общения с окружающими людьми; сниженныйфон настроения, ранимость, зависимость от людей и обстоятельств; повышенный уровеньтревожности и невротизма. Группы детей отличаются по фактору «экстраверсия».Дети с двигательной патологией ориентированы на межличностные отношения, они большедемонстрируют доброжелательность и интерес к окружающим людям, чем дети с прочейпатологией, у которых больше выражены недоверие, холодность, скрытость и расчетливостьво взаимоотношениях с людьми.
Эмоционально-личностноеотношение матери к ребенку включает следующие характеристики: высокий уровень конфликтностив семье (29%); неблагоприятная семейная ситуация (26%); наличие чувства неполноценностив семье (18%); тревожность в семье (29%); некоторая враждебность в семейной ситуации(4%).
Выявлено три типаотношений матери к ребенку: принимающий, амбивалентный и отвергающий. Среди нихнаибольший вес имеет амбивалентное отношение. При этом группа матерей детей с двигательнойпатологией имеет все три типа отношений, а группа с прочей патологией — только амбивалентныйи отвергающий. Эмоционально-личностное отношение ребенка к матери включает следующиехарактеристики: неблагоприятная семейная ситуация (32%); повышенная тревожностьдетей (23%); конфликтность в семье (20%); чувство неполноценности в семейной ситуации(13,5%), превышение показателя отчуждения к матери.
Таким образом, была обнаружена некоторая зависимость между эмоционально-личностнымотношением матери и эмоционально-личностной характеристикой ребенка. Кроме того,обнаружена высокая сопряженность по параметру «тревожность» матерей спараметрами «робость, смелость», «тревожность» ребенка. Наибольшиепоказатели этих связей были представлены в группах матерей; из полной — неполнойсемей — не работающих; имеющих среднее образование.
Библиографический список
1. Вейс Ф.Р. Нравственные основы жизни. Минск, 2009
2. Вулис Р. Если ваш близкий страдает душевной болезнью: Руководстводля членов семей, друзей и социальных работников. М., 2008
3. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 2010
4. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 2008
5. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 2009


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Causes Of Student Drinking Essay Research Paper
Реферат Заамурский округ
Реферат "Ангел - хранитель" А. Блока и "Рыцарь на час" Н. А. Некрасова
Реферат Что из названного потеряла Россия в результате Ливонской войны (1558-1583 гг.)
Реферат Отражение социокультурной трансформации в содержании и интонации рок-песни
Реферат Структура социальной защиты в Германии
Реферат Русский советский писатель и публицист Анатолий Вениаминович Калинин
Реферат История болезни - терапия акромегалия
Реферат Conflict Management In Negotiations Essay Research Paper
Реферат "Алексей Константинович Толстой. К 190-летию великого русского поэта."
Реферат О сокращении гимназического образования
Реферат Аря всесторонней поддержке Компании «Татнефть» уверенно развивается, наращивает свой научно-образовательный потенциал, расширяет горизонты образовательных услуг
Реферат Субъекты трудового права 8
Реферат Реформа государственного аппарата при Петре I
Реферат Отчего и как мы устаем, и что с этим делать