Муниципальное образовательное учреждениеШкола №42Реферат
На тему: “ И.В Гете”
Проверила учитель истории средней школы №42 г. Омска Чернова Т.В.
Подготовил ученик 8а класса школы №42 г. Омска
Косарев А.А.
Омск 2006
Пустьчередуются весь век
Счастливыйрок и рок несчастный.
Внеутомимости всечасной
Себянаходит человек.
И.-В. Гете Величайший немецкий писатель Иоганн Вольфранг Гете (1749-1832) прожилдолгую жизнь, наполненную плодотворным трудом в литературе, науке, искусстве ив общественной жизни. Начав писать стихи мальчиком, он не прекращаллитературной деятельности до последних дней. Его литературное наследие широко имногообразно. Он создал большое количество лирических стихотворений, несколькороманов и драм, работы по естествознанию и искусствоведению. Жизнь и деятельность Гете были настолько продолжительны, что его нельзя отнести только к одному периодуистории литературы. Начало его творчества приходится на эпоху Просвещения,ознаменовавшуюся решительной критикой всех устоев феодально-крепостническогообщества. В Англии смелыми обличителями несправедливости были писатели Свифт,Филдинг, Голдсмит. Во Франции выдвинулись яркие мыслители Вольтер, Дидро иРуссо. В Германии предшественником Гете был писатель-просветитель Г.Э Лессинг, автор басен, комедий и драм,философ, литературный критик и эстетик. Германия в эпоху жизни Гете не была единым государством. Страна страдалаот раздробленности на бесчисленные мелкие герцогства, ланд-графства; формальноони все были объединены в Священную Римскую империю германского народа,возглавляемую выбранным императором, каким обычно был австрийский король. Нокаждый властитель мелкого государства управлял своими владениями пособственному произволу, притесняя крестьян и горожан. В стране возниклонесколько вольных городов, подчинявшихся непосредственно императору и имевшихсамоуправление. В таком вольном городе Франкфурте-на-Майне и родился Гете всемье состоятельных горожан. Его отец был юристом, он сам воспитывал сынаВольфганга и его младшую сестру Корнелию, нанимал им хороших учителей и дал имхорошее образование. Вшестнадцать лет Гете стал студентом Лейпцигского университета, но не закончилего из-за болезни, вынудившей юношу вернуться в родной дом. После выздоровленияон отправился для завершения образования в Страсбург, где получил званиедоктора права. Если в Лейпциге преподавателями были деятели немецкогоПросвещения Готшед и Геллерт, то в Страсбурге Гете познакомился с молодымфилософом и писателем И.Г Гердером, который, будучи на шесть лет старше, оказална писателя значительное влияние. Просветители исходили из убеждения, будто распространение знаний и идейразума приведет к тому, что люди поймут несправедливость феодальныхустановлений и начнут изменять жизнь. В частности они рассчитывали на то, чтопередовые понятия будут усвоены правителями, которые станут просвещеннымимонархами. Но время шло и усилия просветителей не увенчалась успехом. Тогда в среде сторонников Посвящения возникло направление, стремившеесяк реальной деятельности. В Германии Гердер и был одним из первых мыслителей,проникнутых бунтарскими и даже революционными настроениями. Впоследствии онгорячо поддерживал Французскую буржуазную революцию. К нему примкнули некоторыемолодые писатели, Тоже желавшие быстрых и решительных изменений вобщественно-политическом строе. Среди них были Гете, Максимилиан Клингер, ЯкобЛенц и некоторые другие. Мятежные настроения Клингера получили выражение в егопьесе “Буря и натиск” (1776). Впоследствии историки литературы дали всему этомупериоду 1770-х годов название “бури и натиска”. Гете было двадцать четыре года, когда он создал драму “Гец фонБерлихинген”, в которой изобразил в ярких красках мятежного рыцаря XVIвека, боровшегося за справедливость. В двадцать пять лет Гете опубликовал роман“Страдания юного Вертера”, принесший ему мировую славу. Одновременно Гете создалзамечательные лирические стихотворения, придавшие совершенно новый дух немецкойпоэзии, приблизившие ее к народной песне. Вскоре, однако, писатель убедился, что его бунтарство остаетсябезрезультатным. Он с большой художественной силой выразил в своихпроизведениях протест против убогой и неприглядной немецкой действительности,встретил сочувствие передовых людей, но все оставалась прежнем. Достаточносказать, что по тем временам дажелитературная известность не могла принести молодому писателю хотя быминимальной обеспеченности. Адвокатская деятельность молодого Гете не былауспешной. Неожиданно он получил приглашение молодого герцога Саксен-Ваймарскогопосетить маленькую столицу его маленького государства. Гете приехал в Ваймерсначала гостем, а затем обосновался там на всю оставшеюся жизнь.
Герцог Карл Август, который был на семьлет моложе Гете, сделал его своим министром. Писатель согласился. Десять леттрудился Гете на государственном поприще и убедился, что мелкие улучшения неменяют основ несправедливого строя. Тогда он отказался от этой деятельности и,испросив разрешения герцога, уехал в Италию, чтобы заняться там искусством ипродолжить литературную работу.
1786-1788 годы – время, проведенное Гетев Италии, — означали начало нового периода в его жизни и творчестве. Гетезакончил в Италии ряд ранее начатых произведений. Уже переезд в Ваймер означалотказ писателя от надежд на революционное переустройство жизни. Понимая, что вГермании не было для этого никаких условий Гете не складывал рук. Он считал,что надо продолжать просвещение народа, создавать произведение, Которые откроютлюдям глаза на противоречие жизни, возбудят в них стремление к иным, лучшимусловиям существования. В частности, Гете пришел к идеи, что для духовногоразвития народа большое значение имеет эстетическое воспитание. Он проникаетсястремлением создать произведения, которые выражали бы идею красоты и гармониижизни. Образцом такой красоты для него служила классическая древность –духовная и художественная литература древней Греции и Рима.
В этом стремлении Гете поддержал другойвеликий немецкий писатель Фридрих Шиллер (1759-1805). Он тоже переехал вВеймарское герцогство, сблизился здесь с Гете и они выработали программуэстетического воспитания. Общие направление творчества этих писателей в конце XVIII и первые годы XIX века получило название “ваймарскогоклассицизма”
Гете и Шиллер полагали, что посредствомэстетического воспитания народа можно будет возбудить стремление немцев ксвободе. Это, конечно, было идеалистической иллюзией. Воспитанием чувствакрасоты невозможно изменить социальные условия. Но нельзя сказать, что идеяобоих великих писателей была совершенно бесплодной. Они создали рядпроизведений, обогативших не только немецкую, но и всю мировую литературу.
После возвращения из Италии появилисьдрамы Гете “Ифигения в Тавриде”(1788), “Эгмонт”(1789), “Торквато Тассо”(1790),поэмы “Рейнике — лис”(1794) и “Герман и Доротея”(1797), роман “Годы ученияВильгельма Майстера”.
Богатство идей и художественноесовершенство завоевывает Гете при жизни всеобщее признание. Он выражает в своихпроизведениях идеи гуманизма, создает образы героев, воплощающих идеалы добра,мужества, любви, красоты.
В годы, когда появились названные произведения,во Франции произошла буржуазная революция, наиболее решительный периодприходиться на 1789-1794 год. Хотя идеалы свободы, равенства и братства былиблизки Гете, он отрицательно относился к революционному террору якобинцев,направленному против прежнего господствующего класса. Гете выступил сторонникоммирного реформаторского пути преобразования общества.
В годы близости с Шиллером Гете, понастоянию друга, принялся за завершение начатого еще в годы ”бури и натиска”произведения. То была первая часть “Фауста”. Она появилась в печати в 1808году.
Не иссякла лирическая струя творчества писателя. Онпродолжал создавать стихи разного рода. По возвращении из Италии он издал“Римские элегии”(1791), написанные в духе античных, преимущественно римскихпоэтов. В годы дружбы с Шиллером он написал ряд баллад (этот жанр поэзиипривлекал Гете уже в молодые годы). Теперь возникает. Потом возникаетлирическое произведение “Западно-восточный диван”(1819), богатая мотивамивосточной поэзии.
В поздние годы Гете создает романы“Избирательное сродство”(1809) и “Годы странствий Вильгельма Майстера”, а такжеряд автобиографических произведений: “Из моей жизни. Поэзия иправда”(1814-1817), “Итальянское путешествие”(1816-1817), “Кампания во Франции” и “Осада Майнца”(1822).
Однакоглавным плодом последних лет жизни Гете было завершение “Фауста”. С 1825 по1831 г. поэт работал над второй частью “Фауста”, завещав обнародовать ее ужепосле смерти, что и было сделано в1832 году.
Своими произведениямиГете заложил основы немецкой литературы. Он занял одно из первых мест влитературе своего времени и оставил замечательное наследие бедующим векам.
Гете писатель-гуманист, выразивший в своих произведениях идеюпостоянного развития и совершенствования человека, неуклонно стремящегося кпознанию мира, овладению его богатствами, служению блага человечества.
Онглубоко проникал в действительность, видел противоречия общества и сложностьчеловеческих характеров и судеб. Жизнь предстает в произведениях Гете во всейсвоей красочности, во всем ее богатстве, но она полна драматизма, борьбы итрудностей.
Образы людей,созданные Гете, разнообразны. Он замечательно рисовал героев, мужественноборовшихся против различных форм зла, но показывал также людей слабых,оказавшихся неспособными сопротивляться неблагоприятным условиям жизни. Междуэтими двумя крайностями Гете создал и другие образы, причем как мыслителя иписателя его особенно волновала проблема воспитания людей для жизненной борьбы.Гете верил в способность человека побеждать препятствия. Его собственная жизнь– великий пример постоянного труда и борьбы за человеческие идеалы.
Какхудожник Гете чрезвычайно разносторонен. У него есть произведенияреалистические, романтические, классические, символические. Но какими быхудожественными приемами он ни пользовался, цель творчества у Гете была одна –понять сущность жизни, раскрыть ее глубокие противоречия. Яркая жизненность егопроизведений сказывается во всех видах творчества Гете. Даже когда он прибегаетк сложным символам и аллегориям, их глубинный смысл состоит в раскрытииявлений, имеющих место в реальной жизни.
ТворчествоГете – одно из вершинных явлений мировой литературы. Оно входит в сокровищницухудожественных ценностей человечества.
Вот мысль, которой весь я предан.
Итог всего, что ум скопил.
Лишь тот, кем бой за жизньизведан,
Жизнь и свободу заслужил.
Так именно, вседневно,ежегодно,
Трудясь, борясь, опасностьюшутя,
Пускай живут муж, старец идитя.
Народ свободный на землесвободной…
И.В. Гете
Списоклитературы:
1. И.В Гете Избранное «Просвещение» 1985г.
2. Кремнев «Жизнь замечательных людей» 1961г.