СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Историография 4
Портрет и имя 5
Домреми 6
Как возникла вера в Жанну — Деву 8
Шинон и Пуатье 11
Орлеан 13
Реймс — Париж — Компень 16
Руан. Последняя победа 20
Заключение 23
Библиография 24
Новейшая история не пред-
ставляетпредмета более трогательного, более поэтического жизни и смерти орлеанскойдевы.
А. С. Пушкин.
Проходят столетия. Нокаждое поколение снова и снова обращается к такой простой и бесконечно сложнойистории Жанны д’Арк. Обращается, чтобы приобщиться к непреходящим нравственнымценностям. И если история – учитель жизни, то эпопея Жанны – один из её великихуроков.
Я поставила себе цель – принаписании работы как можно глубже изучить эпоху Жанны. Ну и конечно же интерес.Хотелось лучше “узнать” Жанну д'Арк. ИСТОРИОГРАФИЯ
Для написания своего рефератая использовала следующую литературу.
1. Левандовский А. П. Жанна д'Арк. — М: Молодая гвардия, 1982 г. — 256 с.
Эта книга о жизни, подвиге итрагической судьбе славной пастушки из Домреми, спасшей родину от захватчиков- англичан и проданной врагу сильными мира. В книге нет выдуманных героев — всефакты,
Которые в ней содержатся,почерпнуты из достоверных источников.
2. Райцес В. И. Жанна д'Арк: факты,легенды, гипотезы. — Л: Наука,1982 г. — 200 с.
Книга посвящена жизни идеятельности героини французского народа. На основе анализа многочисленныхисточников рассматривается эволюция образа Жанны д'Арк в исторической мысли.Также автор рассматривает некоторые вопросы, связанные с истоками еёпатриотического подвига, её активное участие в военных действиях на переломномэтапе Столетней войны. Особое внимание уделено тем событиям и эпизодам историиЖанны, с которыми связаны многочисленные легенды и гипотезы.
3. Смирнов В. П. Франция: страна,люди, традиции. — М: Мысль, 1988 г. — 286 с.
Эта книга — яркое, хорошодокументированное повествования об историческом прошлом и современном положенииФранции, её природе, чертах, населяющих её жителей и их образе жизни,русско-французских и советско-французских связях.
4. Амблен Р. Драмы и секреты истории.1306 — 1643. -М: Издательская группа «Прогресс — Академия»,«Прогресс», 1992 г. — 304 с.
Автор воссоздаёт впечатляющуюкартину исторических драм и трагедий, политических страстей, бушевавших воФранции в средние века. Опираясь на широкий круг источников, автор обнажает механизмсоздания ряда исторических легенд, стремясь при этом восстановить истину.
5. Перну Р., Клэн М. -В. Жанна д'Арк.- М: Издательская группа «Прогресс — Академия», «Прогресс»,1992 г. — 560 с.
История и легенда, факты ивымыслы, пленительный образ героини и вещи мученичества — всё это Жанна д'Арк.В чём феномен Орлеанской Девы? Почему она продолжает волновать умы самых разных людей? Излагая биографию Жанны, авторы отвечают на эти вопросы.Используя при этом редкие документы и свидетельства. Портрет и имя
“Народине меня называли Жаннеттой, но когда я приехала во Францию, меня сталиназывать Жанной”, — отвтила Жанна на первом судебном заседании обвинительногопроцесса, когда её попросили назвать фамилию и имя.
Прижизни Жанну никогда не называли Жанной д’Арк. В XVвеке было принято добавлять к имени название местности, посёлка или упоминаниео происхождении; иногда к имени добавляли прозвище. Мать Жанны Изабеллуназывали в текстах Изабеллой Роме, это прозвище она получила благодаря якобысовершённому ею паломничеству в Рим. Жанна сказала также, что у неё на родинедочери носят фамилию матери. Но она называла себя “Жанна Дева”. Она гордиласьэтим именем и видела в нём символ своего призвания.
Вписьме к англичанам, продиктованном 22 марта 1429 года в Пуатье, она такобращается к регенту и его помощникам: “Воздайте Деве, посланной сюда Богом…итвёрдо верьте, что Царь небесный придаст Деве силы”. 5 мая1429 года в письме –предупреждении англичанам писарь выводит под её диктовку: “ Царь небесныйпредупреждает вас и передаёт через меня, Жанну Деву”. В обращениях к жителямТурне 22 июня 1429 года, к жителям Труа 4 июля того же года, к Филиппу Доброму,герцогу Бургундскому, 17 июля 1429 года она по-прежнему называет себя “ЖаннаДева”. Жители Реймса (письмо от22 авгкста 1429 года) и граф д’Арманьяк называютеё также этим именем. Три письма, дошедшие до наших дней, подписаны еюсобственноручно “Жанна”. Для людей из партии арманьяков, для горожан Орлеана,для её соратников она Жанна Дева.
Историкинаходят имя Жанна д’Арк в материалах процесса по отмене приговора. В 1445 годупапа Каликст III в рескрипте называет её братьев: Пьер и Жан Дарк и их сестра“quondam Johanna Darc”. Выражение Орлеанская Дева появляется в XVI веке (первая большая биография Жанны, написанная Эдмондом Рише,увидела свет в 1630 году под заглавием “История Жанны, Орлеанской Девы”.
“Девасия сложением изящна; держится она по – мужски, говорит немного, в речахвыказывает необыкновенную рассудительность; у неё приятный женский голос. Ест она мало, пьётещё меньше. Её нравятся боевые кони и красивое оружие. Она любит обществоблагородных воинов и ненавилит многолюдные сборища. Обильно проливает слёзы,хотя лицо обычно у неё весёлое. С неслыханной лёгкостью выносит она и тяготыратного труда, и бремя лат, так что может по шесть дней и ночей подрядоставаться в полном вооружении”. Это - единственный дошедший до нас“словестный портрет” Жанны д’Арк. Такой изобразил её Персеваль де Буленвилье,камергер и советник Карла VII, в письме миланскому герцогу Филиппо МарияВисконти. Письмо это датировано 21 июня 1429 г. Оно даёт нам хоть какое – топредставление о внешнем облике героини, так как мы не знаем ни одногодостоверного изображения Жанны. Хотя существование её прижизненных потретовзафиксировано источниками, их судьба неизвестна. Тем большую ценность имеетописание, сделанное Буленвилье. Его дополняют свидетельства другихсовременников: Жанна была высокой черноволосой девушкой, у неё, по словамгерцога Алансонского, были красивая грудь и ласковый голос. Все эти подробностибыли важны потому что Жанну обычно видели либо в мужском костюме, либо вдоспехах. А её противники распространяли слухи, что Дева - вообще не женщина,а некое странное существо, выдающее себя за женщину. Буленвилье изобразилЖанну выразительно и достоверно. Всё что сказанно в его письме о её поведениии привычках, может быть подтверждено другими свидетельствами – вплоть до такогоштриха, как склонность к обильным слезам.
ПажЖанны Луи де Кут вспоминал спустя много лет, что она проделала свой первыйпоход, не снимая лат, к которым у неё не было никакой привычки, и даже провелав них ночь. Жанна поражала всех своей выносливостью…ДОМРЕМИ
Почтивсю свою короткую жизнь – семнадцать лет из девятнадцати – Жанна прожила вДомреми. Она ушла оттуда, имея не только твёрдое намерение спасти королевствоФранцузское, но и чёткий план действий, которому неукоснительно следовала. Весьподготовительный этап её подвига приходится на Домреми. И естественно, что вобстоятельствах жизни Жанны в родной деревне биографы ищут ответ на один изглавных вопросов её истории. Вопрос о том, как возник у этой юной крестьянкиэтот поистине фантастический замысел: объявить себя божьей посланницей,отправиться во “Францию”, снять осаду с Орлеана, короновать дофина и, наконец,изгнать англичан из Франции. Откуда столь грандиозные планы? Откудауверенность, что именно она призвана свершить всё это?
Онародилась в небольшой деревне Домреми, что в бальяже Бассиньи, в пределах и награнице Французского королевства, на берегу Мааса, по соседству с Лотарингией.Её родители слывут людьми простыми и честными. Рождение Жанны пришлось набогоявление ( или на крещение) и учитывая её слова о том, что ей 19 лет илиоколо того, историки называют дату её рождения 6 января 1412 г. Эта датасчитается общепринятой. Существуют ли достаточно серьёзные основания считать 6января1412 г. первой датой в биографии Жанны? Один из современных биографовзаметил, что если бы Жанна действительно родилась на крещение, то она упомянулабы на суде. Здесь, как мне кажется, можно возразить, что молчание в данномслучае объясняется тем, что её об этом не спрашивали, а сама она о себедополнительных сведений никогда не сообщала. Но с другой стороны как объяснитьобщее молчание всех остальных источников относительно необыкновенныхобстоятельств рождения Девы? Как объяснить, что об этом не упоминает ни однахроника, хотя их авторы обычно тщательно регистрировали всевозможные слухи очудесах, связанных Жанной-Девой? И самое главное: как объяснить, что рождениеЖанны не оставило ни малейшего следа в памяти её односельчан – жителей Домреми,выступавших в качестве свидетелей во время процесса реабилитации? А ведь средисвидетелей был её крёстный отец и три крёстные матери. И если бы рождение Жанныд’Арк действительно пришлось на богоявление, то кто-нибудь из её соседейнаверняка упомянул бы о столь многозначительном предзнаменовании. Я думаю, чтообъяснение здесь может быть только одно: рассказ Буленвилье является легендойот начала и до конца, при чём легендой, которая родилась не в Домреми и доДомреми не дошла.
Онажила в Домреми с отцом, матерью и двумя братьями, Жаном и Пьером. Жан былстарше её, Пьер – моложе. Третий, самый старший брат, Жакмен, рано женился ижил в соседнем Вутоне. Была у неё ещё сестра Екатерина; её совсем юной выдализамуж за Колена Лемера из Гре, но она скоро умерла. Жак д’Арк и Изабелла были,по местным понятиям, людьми не очень богатыми. Изабеллу — соседи называли еёИзабеллетой – владела наследственной землёй в Вутоне, откуда была родом. ДомЖака д’Арка стоял в центре деревни, рядом с церковью, и его месторасположениевполне соответствовало той видной роли, которую играл отец Жанны в жизниДомреми. Он занимал одно время выборную должность декана (или сержанта) общины,В его обязанности входил, в частности, сбор налогов.
Жаннетаросла, как все крестьянские дети. Со слов матери она выучила три молитвы, наэтом её образование и завершилось. Позже, находясь при дворе дофина, она,по-видимому, научилась писать своё имя. Её рано приучили к труду и женскомурукоделию.
Основнымиисточниками, освещающими жизнь Жанны в Домреми, являются её собственныепоказания на руанском процессе, свидетельства 24 её земляков на процессереабилитации. Можно ли доверять этим источникам, особенно показаниям Жанны?Была ли она откровенна со своими судьями? В известных пределах – была. Причёмэти пределы она обозначила сама.
КАК ВОЗНИКЛА ВЕРА В ЖАННУ – ДЕВУ.
Рядсвидетельств, исходящих от людей, которые стали первыми приверженцами Жанны,позволяют проследить как возник этот социально – психологический феномен. Врядли нужно подчёркивать, насколько важно понимание природы и генезиса этогоявления, которое не только объясняет очень многое в жизни самой истории Жанны,но и освещает некоторые стороны общественного сознания её времени.
Вотмногозначительный факт: первым поверил в Жанну человек, который знал её чуть лине с самого рождения. Речь идёт о Дюране Лассаре. Его собственные объяснениябыли в данном случае предельно просты. “ Она мне сказала, что хочет отправитьсяво Францию, к дофину, дабы короновать его. При этом собиралась сказать емутакие слова: Разве не было предсказано, что Франция будет погублена женщиной, азатем возрождена девой?” Этого оказалось достаточно: Лассар пошёл с ней кБодрикуру.
Ссылкана пророчество о женщине и деве произвела впечатление и на Екатерину Ле Ройе: “Когда Жанна увидела, что Робер де Бодрикур не хочет проводить её к дофину, то ясама слышала, как она сказала, что должна пойти туда, где находится дофин. Приэтом она сказала: “Разве вы не слыхали, что Франция будет погублена женщиной ивозрождена девой из пределов Лотарингии?” И тут я вспомнила, что слыхала это, ибыла поражена. Жаннета так сильно желала, чтобы её проводили к дофину, чтовремя томило её, как беременную женщину.
Нужнообратить внимание на то, что оба свидетеля вкладывают в уста Жанны одинаковыйоборот: “Разве не было предсказано…?”, “Разве вы не слыхали пророчества…?”Жанна апеллировала к общеизвестному, и именно это придавало её аргументацииубедительную силу. Она исходила из того, что пророчество о женщине и деве зналкаждый. Оно опиралось на традиционное противопоставление женщины и девы,восходившее в свою очередь к фундаментальной христианской антитезе Ева – Мария(Ева погубила, Мария спасла). Оно представляло собой своеобразное осмыслениеситуации, которая сложилась во Франции после Труа. И хотя имя женщины –губительницы не называлось, каждый прекрасно понимал, что речь идёт об ИзабеллеБаварской. Общая молва возлагала на неё главную вину за постигшие французскоекоролевство бедствия. Появление и широкое распространение этого пророчества ужесами по себе свидетельствовали о том, что последствия договора в Труавоспринимались народным сознанием как гибель Франции. Но неверно изображать,что представление о деве – спасительнице возникло как антипод представления оженщине – губительнице. Можно предположить, что вторая часть пророчества (деваспасёт) появилась раньше, чем первая (женщина погубит).
13марта 1431 года на одном из тайных допросов у Жанны спросили, почему Бог послалангела, как она утверждает именно ей, а не кому – либо другому. И она ответила: “ Потому что Богу было угодно действовать через простую деву, дабы отразитьнедругов короля”. За этими словами стояло одно из фундаментальныхпредставлений средневековья – представление о том, что “простецы” ближе Богу,нежели “мудрые”, и то, что Господь часто избирает их своим орудием. Идемонстрирует при этом всемогущество божественной воли и карая людскуюгордыню. Под простотой понималось не только низкое общественное положение, но ив первую очередь комплекс нравственных качеств: бесхитростность, а такжецеломудрие. Такому пониманию полностью соответствовал идеал юной девушки. Вгоды тяжелейших испытаний народное сознание, воспринимая беды, обрушившиеся наФранцию, как божью кару за грехи её правителей, обращалось с надеждой к ихантиподам, моделируя образ грядущей девы – спасительницы. В глазах тех, ктоверил в божественный характер миссии Жанны, простота была главным качеством еёличности. Говоря о ней всё чаще употребляли выражение “простая дева”. Это былосвоего рода клише. Но даже когда говорили только Дева, без обычного эпитета, вэтом имени уже содержалось указание на простоту. Важнейшей объективнойпредпосылкой возникновения веры в Деву – Жанну было народное сопротивлениеоккупантам. Нужно подчеркнуть и социальный аспект этого явления. Вера в Деву –Жанну зародилась в демократической среде. Какие бы оговорки относительнонеправомочности отождествления “простецов” с “простыми людьми” мы не делали,не подлежит сомнению, что в представлении о спасительнице Франции как “простойдеве” отразилась активная роль народных масс в национально-освободительномдвижении на переломном этапе Столетней войны. Вот что стояло за словамиЕкатерины Ле Ройе о том, как она была поражена, когда Жанна обратилась кБодрикуру: “ Разве вы не слыхали пророчества…”. Вот почему Дюран Лассар пошёлза своей свойственницей, когда та сказала: “ Разве не было предсказано…”. Ещёдо появления Жанны д’Арк на исторической сцене замысел грандиозной мистерии былв общих чертах ясен, и главная роль ждала свою гениальную исполнительницу.
12февраля 1429 года, в первое воскресенье великого поста, через Французскиеворота Вокулера выехали семь человек: Жанна, Жан из Меца, Бертран де Пуланжи,двое их слуг, королевский гонец Коле де Вьенн и некий лучник по имени Ришар.Начался поход за освобождение Франции. ШИНОН И ПУАТЬЕ“Едва она сошла к коня,как была тщательным образом испытана в вере и добронравии архиепископами,аббатами и докторами обоих факультетов ( теологии и канонического права)”. Такописывал появление Жанны в Шиноне Персеваль Буленвилье.
Точнаядата приезда Жанны в Шинон неизвестна. В старых работах чаще всего указываютдату 6 марта; однако в настоящее время историки принимают дату, которуюуказывает одна из ранних хроник: 23 февраля. Эта дата хорошо согласуется сосвидетельствами спутников Жанны о том, что они выехали из Вокулера в первоевоскресенье великого поста (13 февраля) и что дорога заняла у них одиннадцатьдней. В тот год, когда Жанна явилась к королю, я был послан им в Венецию ивернулся только в начале марта. Тогда – то я и узнал от Жана из Меца, которыйсопровождал Жанну, что она была принята королём. Я знаю, что когда Жаннаприбыла в Шинон, в Совете спорили о том, должен ли король её выслушать. Ссамого начала у неё спросили, зачем она пришла и чего она хочет. Сначала она нежелала говорить ни с кем, кроме короля, но, когда к ней обратились от именикороля, она согласилась поведать мотивы своей миссии. Она сказала, что царьнебесный поручил совершить её два дела: снять осаду с Орлеана и повести короляв Реймс для коронации и миропомазания. Выслушав это, одни советники заявили,что король ни в коем случае не должен доверять сей Жанне. А другие советникибыли того мнения, что поскольку она называет себя Божьей посланницей, то королюследует по крайней мере выслушать её. Сам же король желал, однако, чтобы еёпредварительно допросили клирики и священнослужители, что и было сделано.Наконец, не без трудностей было решено, что король всё же выслушает её. Нокогда она уже прибыла в Шинонский замок, чтобы встретиться с королём, он подвлиянием своих главных соратников всё ещё колебался в намерении говорить с нею.Это происходило до тех пор, пока королю не доложили, что Робер де Бодрикурнаписал ему, что посылает эту женщину, а также, что она пересекла занятыеврагом провинции, переправившись почти чудом через многочисленные реки, чтобыприбыть к нему. Это убедило короля, и Жанне была дана аудиенция”. Таким былрассказ Симона Шарля, занимавшего в то время должность докладчика прошений, напроцессе реабилитации. Дофин принял Жанну на заседании Королевского Совета.Между ними состоялся короткий разговор, который слышали все присутствующие.Жанна назвала себя, сказала, откуда и зачем прибыла. Карл выслушал, ничем невыражая своего отношения, и тот час же распорядился передать её под надзорблагочестивой госпоже де Белье.
Несколькодней провела Жанна в Шиноне. Её снова допрашивали прелаты – придворные. Дофинудоложили о результатах допроса, но они его не удовлетворили, и было решеноподвергнуть Жанну более основательному экзамену.
Всамом начале марта Жанну отвезли в Пуатье, где находились парламент Буржскогокоролевства и университет. Там она предстала перед особой комиссией, которойбыло поручено произвести тщательное обследование её личности, образа жизни,поступков и слов для того, чтобы Королевский Совет мог затем решить вопрос одопуске её к войску. Комиссий была многочисленной и авторитетной.
Двортоже переехал в Пуатье, но Жанну поместили не в замке, а в частном доме, укоролевского адвоката Жана Работо. Над ней установили тайный надзор. Хозяиндома и приставленные к ней женщины докладывали о её действиях и поведенииКоролевскому Совету.
Расследованиепродолжалось около трёх недель. Трёхнедельный экзамен был труднейшим испытаниемдля Жанны. Ей приходилось отвечать на многочисленные, разнообразные и нередкокаверзные вопросы. По окончании работы комиссия представила Королевскому Советузаключение, в котором говорилось, что тщательное расследование образа жизни,нравов и намерений Девы не выявило в ней никакого зла, “но лишь добро,смирение, целомудрие, честность и простоту”. Поскольку она обещает явитьзнамение божественной помощи в Орлеане, король не должен мешать ей пойти в этотгород с солдатами; напротив, ему следует распорядиться, чтобы её проводили тудас почётом. Миссия Жанны получила, таким образом, официальную санкцию. Важнейшеезначение имело здесь то обстоятельство, что к этому времени (конец марта 1429года) она была уже очень известна. Вокруг неё сложилось широкое общественноемнение. Народ видел в ней спасительницу страны, а население осаждённого Орлеанасвязывало с ней надежды на освобождение. С этим не могло не считатьсяправительство.
Орезультатах расследования доложили Карлу. Выслушав доклад, он принял вовнимание великую добродетель Жанны и постановил в Совете, что отныневоспользуется ею в своих войнах… Было решено послать её в Орлеан, который тогдаосаждали давние недруги Франции.
ОРЛЕАН
ИзПуатье Жанна возвратилась в Шинон, провела там несколько дней, а затемнаправилась в Тур и занялась приготовлениями к предстоящему походу (Турславился своими оружейниками, и одному из них королевский казначей уплатил 2апреля сто ливров “за изготовление полного доспеха для Девы”).
Жаннаимела под своим началом небольшой отряд, который состоял из свиты, несколькихсолдат и обслуги. В свиту входили оруженосец, духовник, два пажа, два герольда,а также Жан из Меца и Бертран де Пуланжи и братья Жанны, которые присоединилиськ ней в Туре. Ещё в Пуатье дофин поручил охрану Девы опытному воину Жану д’Олону,который стал её оруженосцем. В этом храбром и мужественном человеке Жанна нашласебе наставника и друга. Он обучал её делу, с ним она провела все свои походы,он был рядом с ней во всех битвах, штурмах и вылазках. Они вместе попали в пленк бургундцам, но её продали англичанам, а он выкупился на свободу. В концеапреля Жанна направилась в Блуа, ближайший к Орлеану город, не занятыйангличанами; там формировалось войско для похода на Орлеан. В него влилисьотряды маршалов Буссака и де Рэ, адмирала Кюлана, капитанов Ла Гира, Сантрайляи Амбруаза де Лоре, т. е. лучших военоначальников. Перед тем как выступить впоход, Жанна послала к англичанам, стоявшим под стенами Орлеана, своихгерольдов с письмом, которое она продиктовала ещё месяц тому назад в Пуатье. Внём содержалось требование отдать Деве, посланной Богом, ключи от всехзахваченных городов и предлагался мир на условиях ухода англичан из Франции ивозмещения ущерба. В противном случае Дева грозилась учинить такой разгром,какого они не видали во Франции уже тысячу лет. Герольды испокон векапользовались правом неприкосновенности, но англичане задержали одного изпосланцев, а второго отослали с ответом, что сожгут её, как только она окажетсяу них в руках. В четверг, 28 апреля, войско вышло из Блуа, по направлению кОрлеану. Впереди шли монахи, несли кресты, пели “Приди, создатель”. За ними набелом коне, в сверкающих латах, с развёрнутым знаменем ехала Дева, и каждый,кто шёл за ней, чувствовал себя участником великого и святого дела. И в пятницу29 апреля Жанна д’Арк вошла а Орлеан через восточные ворота.
Из“Дневника осады Орлеана”: “Она въехала в8 часов вечера в полном вооружении набелом коне. Впереди несли её знамя и боевой штандарт. По правую руку от неёехал монсеньор Орлеанский батард (титул Дюнуа), также вооружённый, на богатоубранном коне. За ними ехало множество благородных и храбрых сеньоров,оруженосцев, капитанов и солдат, а также горожан, которые вышли ей навстречу заворота. Их встречали воины гарнизона и горожане, мужчины и женщины с факелами вруках. Они ликовали так, словно к ним с небес спустился сам Господь – имужчины, и женщины, и дети – смотрели с большой любовью на эту простую девушку,в которой, как им сказали, была заключена божественная добродетель. Былачудовищная давка из-за того, что каждый хотел дотронуться до неё или до еёконя, что один из факельщиков случайно поджёг её штандарт. И тогда онапришпорила коня и так ловко погасила пламя, словно была опытным воином. Солдатысочли это за великое чудо, и горожане были согласны с ними. Так пересекла онавесь город до Ренарских ворот, где в доме казначея Жака Буше ей былоприготовлено жильё”.
30апреля Жанна послала английским военоначальникам двух герольдов с письмом, вкотором требовала освободить её посланца, доставившего им её предыдущее письмои схваченного вопреки закону и обычаю. Ходили слухи о том, что его собираютсяпридать церковному суду как прислужника колдуньи.
Всреду 4 мая Жанна поднялась на рассвете. Ещё накануне было получено известие отом, что армия, вернувшаяся в Блуа, вышла оттуда и по всем расчётам должна былана утро прибыть в Орлеан. Около полудня Жанна вернулась домой и прилеглаотдохнуть. Внезапно раздавшиеся звуки набата и громкие крики разбудили её.Жанна выскочила на улицу, где её уже ждал осёдланный конь. Она помчалась кБургундским воротам, где уже начался штурм бастилия Сен – Лу. Послетрёхчасового боя бастилия была взята. Англичане потеряли убитыми более 100человек. Победители сожгли укрепления и вернулись в город, ведя с собой 40пленников. Взятие Сен – Лу было крупным успехом. Вместе с тем сражение на холмебыло первой битвой, в которой участвовала Жанна, и не трудно представить себе,как воспряли духом орлеанцы и каким воодушевлением приветствовали они юнуюпобедительницу.
Вечером5 мая французские командиры собрались на военный совет. Но Жанну на совет непригласили. За ней послали уже после того, как проработали план действий.Предполагалось, что, пока часть солдат будет штурмовать правобережныйанглийский лагерь, остальные переправятся через Луару и нападут на Турель –ключевую позицию осаждающих. Через два дня французское войско пошло на штурмТурели (7 мая). Сражение длилось весь день. Жанна шла впереди штурмующих скиками: “Кто любит меня, за мной!” и начала подыматься к гребню укрепления,как вдруг зашаталась и упала в ров. Стрела из арбалета вонзилась ей в правуюключицу. Её подняли, отнесли в сторону и положили на траву. Но она, вытащивстрелу, приложила к ране тряпку и снова вернулась к бою. После короткого отдыхасолдаты выстроились для решающего штурма. “Идите смело. У англичан нет большесил защищаться. Мы возьмём укрепление и башни!” Таким было напутствие Жанны. Идействительно, англичане не могли уже сопротивляться, и очень скоро прекратилинаступление. В 6 часов вечера остатки гарнизона Турели прекратилисопротивление. Спустя ещё 3 часа Жанна первая проехала по только чтовосстановленному мосту и вошла в Орлеан через южные ворота.
Заснятием осады с Орлеана последовало несколько блестящих побед, завершившихразгром англичан в долине Луары. 11 июня семитысячное французское войско вышлоиз Орлеана и направилось к крепости Жаржо, где находилась часть английскойармии. На следующий день город был взят штурмом. Под Жаржо французы захватили вплен многих англичан. Французы 15 июня овладели Менгом, а 17 они появились уБожаси. Назавтра войска сошлись для битвы у деревни Пате. Французы одержалиполную победу. Победители захватили в плен 200 человек. В результате “неделипобед” вся долина Средней Луары была очищена от англичан. Наступал перелом входе Столетней войны.
РЕЙМС – ПАРИЖ – КОМПЬЕНЬ
Первая,после недели побед, встреча дофина с Жанной произошла в знаменитом аббатствеСен – Бенуа – сюр – Луар, на полпути между Сюлли и Орлеаном. Жанна просила заопального коннетабля Артюра де Ришмона; он со своими людьми участвовал в битвепри Пате. Он мог рассчитывать на прощение и теперь ждал в Божанси решения своейучасти. Но дофин не позволил де Ришмону присоединиться к войску, и коннетабльушёл, уведя за собой несколько сотен рыцарей и лучников.
Торопядофина с походом на Реймс, где по традиции совершалось коронование и помазаниена царствование французских королей, Жанна исходила из представления о том, чтотолько эта торжественная церемония, таинственно превращают наследника престолав полновластного короля, единственного законного правителя страны (когда Жаннуспрашивали, почему она называет короля дофином, она отвечала, что не станетназывать его королём до тех пор, пока он не будет коронован и помазан вРеймсе). Поход на Реймс сулил, в случае удачи, важные стратегическиепреимущества. Проходя от берегов Луары в глубь Шампани, заняв Осер, Труа, Шалони Реймс, французы отрезали бы Бургундию от областей, занятых англичанами. Онисмогли бы оказать энергичное давление на Бургундского герцога с тем, чтобыпринудить его расторгнуть союз с Англией. В руки французов перешли бы переправына Сене и Марне, создалась бы возможность для освобождения всего Иль – де –Франса. План похода имел своих противников, которые предлагали различные другиепланы, но в свою пользу. Но также надо заметить, что для сомнений в успехепредприятия были серьёзные основания. Армия не имела ни артиллерии, ни осадныхмашин, ей предстояло овладеть хорошо укреплёнными городами. Но Жанна со своимиединомышленниками твёрдо стояли на своём.
Итак,план похода был поддержан армией и, по сути дела, навязан дофину. Решающую рольсыграл авторитет Жанны в войске, готовность воинов идти за ней, куда бы она ихне повела. “Чудо спасения” Франции продолжалось…
27июня Жанна повела авангард армии на Реймс. Через день за ней последовалиосновные силы. Начался новый этап освободительной борьбы. 30 июня французскоевойско подошло к Осеру. Этот город принадлежал Филиппу Доброму, и в нём стоялбургундский гарнизон. Прошло совсем немного времени с того февральского дня,когда через Осёр проехали, не вызвав ни у кого интереса, несколько мужчин июноша – паж; там они слушали мессу. И вот Жанна снова у ворот Осера – во главеармии. Но Осер отказывался открывать ворота. Тогда Жанна предложила брать городштурмом. Беспрепятственно заняв несколько мелких городов, французское войско 5июля приблизилось к Труа. Это большой и хорошо укреплённый город, занимавшийважнейшее стратегическое положение в верховьях Сены. 8 июля дофин собрал совет.Жанна на нём не присутствовала. На совете было предложено немедленно отказатьсяот военных действий и вернуться в Жьен, так как Труа взять невозможно: осадныхмашин и артиллерии нет, армия голодает. Для выяснения положения пригласилиЖанну и она сказала дофину, что город будет взят, если простоять под егостенами ещё 2 – 3 дня. И ей поверили. После чего она села на коня и приняласьразъезжать в виду городских стен. Она распорядилась готовиться к штурму.Изготовляли фашины, чтобы заполнить рвы, приносили из брошенных домов двери,столы, чтобы укрываться за ними, установили ту единственную бомбарду, котораясопровождала армию в походе. Штурм начался. И 10 июля Труа открыл свои ворота.Предварительно было подписано соглашение: горжане получали прощение, дофингарантировал им безопасность, англо – бургундский гарнизон покинул город.
ОсвобождениеТруа решило исход всей кампании. 16 июля армия вступила в Реймс. Успех походапревзошёл самые смелые ожидания: менее чем за 3 недели армия прошла почти 300км и достигла конечного пункта, не сделав ни одного выстрела, не оставив насвоём пути ни одной сожженной деревни, ни одного разграбленного города.Предприятие, казавшееся опасным, превратилось в триумфальный марш.
Современникипредписывали этот успех исключительно Жанне: В их глазах она оттеснила всехостальных военоначальников.
Жаннаи её единомышленники считали, что целью следующего этапа летней кампании 1429г. должно стать освобождение Парижа. В Реймсе не задержались. Уже 21 июля армиявышла оттуда во главе с королём и Девой. Коронация достигла своей политическойцели, и города, расположенные между Реймсом и Парижем радостно встречалифранцузское войско. Триумфальный марш продолжался. Уже 23 июля был освобожденСуасон, 29 – Шато-Тьерри, 2 августа – Провен. Велись переговоры о подчиненииКомпьеня. Горожане отдались под полную власть короля, как только завидели егогерольдов с гербами. Город был освобождён в середине августа. После чего вруках у французов была большая территория к востоку от Парижа, в междуречьеСены, Марны и Уазы. Освобождение столицы, казалось, было делом нескольких дней.Однако, вместо того, чтобы идти к Парижу, французское войско вдруг началосовершать сложные манёвры и контрманёвры. Оно повернуло на юг, попыталосьперейти Сену в Монторо, но так как город был занят англичанами, французывернулись на север. И только 26 августа Жанна и герцог Алансонский, оставивкороля в Санлисе, расположились в Сен – Дени, в непосредственной близости отПарижа. Франко – бургундские переговоры, которые велись в это время в Компьене,завершились подписанием перемирия. Это было странное соглашение: оно не тольколишало французов многих преимуществ, которые они получили в результате военныхуспехов, но и значительно укрепляло позиции Бургундии. По перемирию,заключённому на 4 мес., за бургундцами признавалось право оборонять Париж отфранцузов. Перемирие в Компьене было триумфом партии политиков при французскомдворе, эту группировку возглавляли Ла Треймуль и Реньо де Шартр. Они стремилисьупрочить своё влияние на короля в противовес сторонникам решительных действий.Жанна и её единомышленники тоже выступали за соглашение с Бургундией. Жанне игерцогу Алансонскому пришлось затратить немалые силы и продолжительное времядля того, чтобы получить согласие короля на штурм Парижа. Но благоприятныймомент был упущен и бургундский гарнизон приготовился к обороне. Лишь 8сентября, в день рождества богородицы, французы предприняли штурм западнойстены и ворот Сен – Оноре. Штурм был упорный и долгий. Жанна шла впередиштурмующих. Её знамёносец был убит, а сама она была ранена стрелой в бедро. Ноона не отказалась покинуть поле боя, и лишь, когда уже никаких надежд на успехне было её почти насильно увели в лагерь. Это было первое поражение Жанны послеполосы побед и успехов. 21 сентября армия вернулась на берега Луары, в Жьен, итотчас была распущена. Первое время Жанна была не у дел. Королевский советрешил взять три крепости, расположенные на Луаре. С войском отправилась иЖанна. В начале ноября взяли штурмом Сен – Пьер – ле – Мутье.
Зиму1429 – 30 г. г. Жанна провела в бездействии. Король дал ей и её родным правадворянства. Тем временем война с Бургундией возобновилась. Жанну не оставляланадежда освободить Париж, и она решила действовать самостоятельно. В концемарта она неожиданно покинула замок Сюлли, где находился двор, и с небольшимотрядом отправилась в Иль – де – Франс. Она появляется то в одном городе, то вдругом, призывая жителей к сопротивлению. Узнав, что бургундцы осадилиКомпьень, она бросается на выручку. Она входит в город утром 23 мая, а вечеромво время вылазки попадает в плен.
Этопроизошло при следующих обстоятельствах. Французы сравнительно легко опрокинулибургундцев и преследовали их, когда на поле боя неожиданно появился отрядангличан. Среди французов поднялась паника. Жанна и её товарищи, отбиваясь,прикрывали отступление. Им оставалось пройти совсем немного, когда они увидели,что ворота закрыты и мост поднят. Путь к спасению был отрезан. К Жанне кинулосьнесколько вражеских солдат, и один из них стащил её с коня.
Вскорезаговорили о предательстве. Но она вместе с товарищами, скорее всего, сталижертвами трагического стечения обстоятельств.
Предательствопроизошло позже. Полгода пробыла Жанна в бургундском плену. Она ждала помощи,но напрасно. Французское правительство ничего не сделало для того, чтобыосвободить её из беды. Хотя возможности были. В конце 1430 г. бургундцы подалиЖанну англичанам, и те немедленно передали её суду инквизиций. Она престалаперед трибуналом. Этот суд был политическим процессом, задуманным в качествесредства воздействия на общественное мнение. Жанна должна была умереть от рукиправосудия как официально осужденная еретичка и колдунья, пытавшаяся с помощьюдьявола сокрушить власть Бога. Судили её в Руане. Её доставили туда под охранойв конце декабря. А уже 3 января 1431 г. его величество Генрих VI, король Англии и Франции, передал епископу Бовескому женщину, котораяназывает себя Жанной – Девой.
РУАН. ПОСЛЕДНЯЯ ПОБЕДА
Прошёлгод с того дня, когда Жанна попала в плен…Год и один день…
Вчетверг 24 мая, в 8 часов утра, её привезли на кладбище Сент – Уэн. За ночь тамсоорудили два помоста – один большой, другой поменьше. На большом помостеразместились судьи, а Жанна поднялась на малый помост и стала рядом спроповедником Эраром, которому полагалось обратиться к ней с последнимувещеванием. Толпа горожан заполнила площадку между помостами, а поодаль стоялатележка палача, готовая отвезти осужденную к месту казни.
…Позадибыл бургундский плен – отчаяние, надежды и снова отчаяние, когда она узнала,что её продадут англичанам. Позади были 2 попытки побега. Позади такжежелезная клетка, в которой её держали в Руане. Позади были изнурительныедопросы. Позади те два дня, когда её ознакомили с обвинительным заключением. В70 — ти статьях перечислял прокурор преступные деяния, речи и помыслыподсудимой. Позади требования отречься, угрозы пыток. И вот теперь образцовыйпроцесс подходил к концу. Оставалось вынести приговор.
Кошонначал читать приговор. Он читал медленно и громко и прочёл уже большую частьприговора, когда произошло то, чего так нетерпеливо ждали постановщики этоготрагического спектакля. Прервав епископа на полуслове, она закричала, чтосогласна принять всё, что соблаговолят постановить судьи и церковь, иподчиниться во всём их воле и приговору. Жанна произнесла слова покаяния, исмертный приговор заменили другим.
ПочемуЖанна отреклась? Что заставило смириться девушку, которая выдержаламногомесячную неравную борьбу со своими судьями? На этот вопрос она ответиласама: страх перед костром. Никогда ещё смерть не казалась ей такой неотвратимойи близкой. Она поняла, что чуда не произойдёт, что никто не придёт ей на помощьи что она стоит перед выбором: отречься или умереть. И она отреклась.
Ввоскресенье 27 мая по городу распространился слух, что Жанна вновь ходит вмужском костюме. Судьи решили выяснить так это или нет. Жанна встретила их всвоём старом костюме. Она сказала, что сделала это потому, что судьи невыполнили своих обещаний. Теперь инквизиционный трибунал мог преступить к слушаниюдела о вторичном впадении в ересь. Это дело рассмотрели в течение 2 дней.Трибунал вынес решение передать Жанну светским властям, что равнозначносмертному приговору. Кошон приказал доставить осужденную на площадь Старогорынка 30 мая 1431 г. в 8 часов утра.
Отом, что её сегодня казнят, Жанна узнала от монахов, которые пришли к ней вкамеру на рассвете. Она исповедалась и причастилась. И потом её повезли к местуказни. Толпы народа стояли у неё на пути. Английское командование опасалосьбеспорядков и вывело на улицу весь гарнизон нормандской столицы. Неподалёку отцеркви Спасителя, на площади Старого рынка, сложили костёр…
Ивот снова Жанна стоит на помосте, на другом – судьи. Снова читают проповедь.Тема, правда другая, и проповедник другой. И снова Кошон объявляет приговор –на сей раз окончательный и бесповоротный. Кошон замолкает, даёт сержантам знак.Они поднимаются на помост, стаскивают Жанну и подводят её к судье. Он долженогласить свой приговор. Но англичане так громко выражают недовольство затянувшейсяпроцедурой, что судья пренебрегает этой формальностью и сразу же передаётдевушку палачу: “ Исполняйте свой долг”…
Вчетыре часа по полудни костёр догорел. Пепел и кости бросили в Сену. Говорили,что сердце Жанны огонь не тронул.
Жаннапогибла. Франция продолжала борьбу. И хотя эта борьба была ещё долгой итребовала от французского народа огромных усилий, её исход был предрешён. В1453 г. Столетняя война закончилась победой Франции. Оправдались слова Жанны,которая верила в победу тогда, когда в неё не верили самые известные полководцыи политики: враги были изгнаны с французской земли, кроме тех, кто нашёл в этойземле могилу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прошлопочти шестьсот лет с того дня, когда на площади Старого рынка в Руане быласожжена Жанна д’Арк. Ей было тогда 19 лет.
Почтивсю свою жизнь – 17 лет – она была никому неведомой Жаннеттой из Домреми. Одингод – всего один год — была она прославленной Жанной – Девой, спасительницейФранции. Её соратники потом скажут: “ Как если бы она была капитаном, проведшемна войне 25 или 30 лет”. И ещё один год – целый год – была она военнопленнойинквизиционного трибунала. Её судьи потом скажут: “Великий учёный – и тот струдом ответил бы на вопросы, которые ей задавали”.
Конечноона не была такой, как все. Конечно она не была капитаном и, уж тем более,учёным. И вместе с тем всё это было в ней. Она была воплощением французскогонарода – его трудолюбия, отваги и ясного ума.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Амблен Р. Драмы и секреты истории. 1306 — 1643. -М:Издательская группа «Прогресс — Академия», «Прогресс», 1992г. — 304 с.
2. Бродель Ф. Что такое Франция?: Кн.2: Люди и вещи. — М:Издательство им. Сабашниковых, 1997 г. — 511 с.
3. Левандовский А. П. Жанна д'Арк. — М: Молодая гвардия,1982 г. — 256 с.
4. Перну Р., Клэн М. -В. Жанна д'Арк. — М: Издательскаягруппа «Прогресс — Академия», «Прогресс», 1992 г. — 560 с.
5. Райцес В. И. Жанна д'Арк: факты,легенды, гипотезы. — Л: Наука,1982 г. — 200 с.
6. Смирнов В. П. Франция: страна, люди, традиции. — М:Мысль, 1988 г. — 286 с.