МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯРЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«УОБЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедраэкономической истории
Реферат
подисциплине: История Беларуси
на тему: «ЕфросиньяПолоцкая и Кирилла Туровский — выдающиеся деятели белорусской культуры»
Студент ФФБД, 1-ый курс,ДФФ-1 О.А. Раевнева
Проверила Г.В.Алексашина
Минск 2009г
Содержание
Введение
Ефросинья Полоцкая – просветительницаиз рода Всеслава
Кирилла Туровский – восточнославянскиймыслитель 12 века
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Первые поселения человекана территории Беларуси отмечены 25 тысячелетий назад. Тогда на юг нашей страныпришли и поселились кроманьонцы. Стоянки кроманьонцев опустели в связи с подходомледника к рубежу Орша-Вилейка-Гродно.
Прошли еще тысячелетия.За 12 тысяч лет до нашего времени на территории Беларуси вновь появилисьплемена охотников. Это была третья и наконец, успешная попытка человеказаселить нашу землю.
В VI-VIII веках началасьславянизация территории Беларуси. В течение многих веков тесно переплеталасьисторическая и географическая судьба кривичей, дрыговичей и родимичей. А к 862относится первое упоминание о Полоцке. В тоже время скандинавские источникиупоминают о Полоцке на несколько столетий ранее. С тех пор Полоцк в течениемногих веков оставался оплотом белорусской государственности, религиозным икультурным центром на территории Беларуси. Уже в 992 году образовалась ПолоцкаяЕпархия – церковный орган, которым руководил епископ. Несколько позднее в 1005году епархия была основана в древне белорусском городе Турове.
Итак, история Беларусинасчитывает более тысячи лет. По свидетельству византийского историка ПрокопаКесарийского наши предки отличались высоким ростом, чрезвычайной силой, светлойкожей и светлыми или золотистыми волосами, были беззлобными и общительными. Другиеисточники указывают на то, что славяне выносливы, легко выдерживают жару,холод, дождь, отсутствие еды и в то же время доброжелательны к иноземцам.Достигнувшие совершеннолетия, славянские юноши должны были выдержатьсвоеобразный экзамен на право называться мужчиной. Этот экзамен включал кромеиспытаний на физическую силу и выносливость знание своих предков. Того кто незнал своего рода до пятого колена, могли наказать изгнанием. Считалось, чтотакой человек легко может стать предателем.
Белорусский народ всегдастремился к свободе: не допустил на свои земли татаро — монголов, боролся скрестоносцами, восставал против крепостничества и самодержавия. Наши предки отстаивалинезависимость белорусской земли на протяжении веков. В разные периоды многиесобытия и значение отдельных личностей воспринималась и трактовалась по-разному. Некоторые имена в истории Беларуси забывались или замалчивалисьнадолго. Такая судьба постигла и первопечатника Франциска Скорину.
Сегодня мы живем в новомдуховном свете. Белорусы осознали себя как нацию. Наша история, такая далекая ине всегда однозначно понятная, призвана одухотворять жизнь. Возможно, чтовозвращение к основателям белорусской культуры и определит направления развитиябелорусской национальной идеи в ближайшем и отдаленном будущем.
Цель исследования:показать влияние восточнославянских мыслителей на развитие и становлениебелорусской государственности.
Задачи:
· Изучить социальные условия, в которых происходилостановление личности Ефросиньи Полоцкой
· Исследоватьосновные направления деятельности просветительницы
· Представитьосновные направления деятельности Кирилла Туровского
· Изучить этапыформирования философии Кирилла Туровского
Для написания рефератыбыли использованы книги Владимира Орлова «Ефросинья Полоцкая», «СтранаБеларусь», «Тайны полоцкой истории», также книга Ю.Я. Гуртовенко и Т.И. Улевич«Из тьмы веков светлеющие лики». Данные книги помогли изучить основныенаправления деятельности Кириллы Туровского и Ефросиньи Полоцкой, а также ихвлияние на развитие белоруской культуры.
Ефросинья Полоцкая –просветительница из рода Всеслава
Летописцы извещают, что самыйизвестный из полоцких князей Всеслав родился от «волхования». Это значит – приучастии «поганских богов» --волхвов. Современники и наследники верили, что небонаделило Всеслава вещей душой и способностью преображаться в волка или сокола.В то же время вполне земные качества, такие как энергия, ум, а так же егополная приключений жизнь вдохновляла гусляров, сочинителей баллад. За своинеобычные качества к своему имени Всеслав при жизни получил еще одно – Чародей.Символом мирного княжения Всеслава Чародея стал Софийский собор, построенный в1550-1555 г.г. [6, c.73]. Во временаВсеслава Чародея наша древняя держава достигла своего наивысшего расцвета. Потерритории она равнялась тогдашним европейским державам таким, как герцогствоБаварское или королевство Португальское. Полоцк вместе с Киевом и Новгородомстал одним из трех крупнейших политических и культурных центров ВосточнойЕвропы. О международном авторитете полоцкой земли говорит ее близкое родство сдомом византийских императоров. На протяжении большей части своей историиПолоцкое княжество сохраняло независимость от Киева. Независимость кромеполитических и экономических выгод давала значительно большую творческуюсвободу местным архитекторам, живописцам, другим талантам. Такие условияспособствовали формированию культуры с целым рядом своеобразных особенностей,что дает основания называть Полоцкую землю не только прародиной белорусов, но иколыбелью будущей белорусской культуры.
Именно Полоцк во временапроцветающего раннефеодального государства стал родиной Ефросиньи.
Будущая просветительницародилась в семье младшего сына Всеслава Чародея – Святослава Георгия. Девочкуназвали старинным полоцким имененм Предслава. С детства она слышала предания ославных предках. В сознание юной княжны рано вошло имя непокорной Рогнеды.Предславу привлекала и легендарная личность деда Всеслава. [6, c.72]От кормилицы, нянек, от материкнягини Софии она слышала сказки, обрядовые песни, заговоры и заклятия.Своеобразное двоеверие (язычество и христианство) и через два века послепринятия христианства существовало на Полотчине даже в княжеско — дружиннойсреде. Отсюда Предслава хорошо знала языческих богов и древне белорусскуюмифологию. Она была среди зрителей, а возможно и участников русалий, купалья,коляд и других дохристианских праздников.
Училась девочка в школепри Софийском соборе либо дома. Наука давалась ей значительно легче, чемсверстникам. Еще в родительском доме, кроме богослужебной и другой религиознойлитературы, Предслава могла читать «Изборники» с афоризмами и изречениями, переведенныйс греческого роман о подвигах Александра Македонского, остросюжетную повесть«про Акира Премудрого». Позже им на смену пришли книги, дававшиебогословно-схоластическое описание природы, знакомившие с античной историей.Слава о красоте и образованности Предславы разнеслась «по всем градам», и вПолоцк зачастили сваты. «Житие» сообщает, что когда княжне исполнилосьдвенадцать лет (с такого возраста в то время девочка считалась невестой),родители решили выдать ее замуж за некоего славного своим богатством икняжением властелина [5, c.63].Для Предславы открывалась обычная для женщины ее круга судьба: рождение и воспитаниедетей, хозяйственные заботы, ожидание мужа из похода или охоты. Неожиданно дляблизких у Предславы созрело решение посвятить жизнь другому служению. В «Житии»сказано, что Предслава представляла: женившись и вышедши замуж люди не вечны, ажизнь их течет мимо. Слава их погибает как прах. Памятны те люди, кто несклонил голову, отказавшись от светской жизни и плотских радостей, служитдуховности. Втайне от родителей Предслава принимает постриг под именемЕфросиньи. [1, с.80]
Какие же причины побудилиПредславу принять такое суровое решение? Их, по-видимому, было несколько. Однойиз официальных версий принято считать любовь княжны к Богу и желание емуслужить. Мысли же княжны, озвученные в «Житии» указывают на то, что возможно,она не видела в светской жизни возможностей заниматься просветительством.Возможно, княжна уже приняла решение посвятить себя просвещению родной земли. Вмиру возможность такой деятельности практически исключалась. В то же время,нельзя исключить и возможное нежелание выходить замуж в двенадцать лет пусть иза очень могущественного и достойного, но незнакомого и нелюбимого человека. Ктому же, около 1129 года возникла суровая необходимость высылки на чужбину всейсемьи. Избежать этой высылки можно было только будучи служительницей Бога.
В формировании взглядовЕфросиньи Полоцкой, ставших одной из образованнейших женщин своей эпохи,исключительную роль сыграла литература того времени. Кроме библейских книг ещев юности она не могла не читать произведений патристики – римских и византийскихбогословов, считавшихся «отцами церкви». В полоцких собраниях книг хранилисьсочинения выдающегося византийского проповедника Иоанна Златоуста, учившегохристианским добродетелям, образно изобличавшего человеческие пороки.Распространены были так же в то время произведения Григория Назиазина, ВасилияКесарийского, Ефрема Сирина, Иоанна Синайского. Патристическая литература имелабольшое значение в становлении этических идеалов того времени. Тем же целямслужили и жития святых и патерики – сборники коротких рассказов о людях,прославившихся набожностью или аскетизмом.
Каждый просвещенныйчеловек XI-XII веков должен был знать историю своего народа. Следовательно,Ефросинья изучала Несторову «Историю временных лет», вводившую восточноеславянство во всемирную историю.
Наряду с отечественнымилетописями знаменитая полочанка читала и популярные тогда византийские хроники,которые благодаря династическим связям могли попадать в Полоцк непосредственноиз Византии. Одна из таких книг «Хроника Георгия Амартола», к примеру,начиналась от сотворения мира, затем излагала библейскую историю, историювавилонских и персидских царей, повествовала о римских и константинопольскихимператорах.
Представления омироздании давали произведения византийской научной мысли. Ефросинья,несомненно, изучала так называемые «Шестодневы» — книги, которые дополняли иобъясняли библейский рассказ о том, как за шесть дней Бог создал небо, землю,светила, растения, живых существ и человека. «Шестодневы» были сводом всехизвестных в то время византийской науке сведений о живой и мертвой природе.Естественнонаучный характер носил и такой памятник эпохи Ефросиньи, как«Физиолог», где речь шла преимущественно о живых созданиях, в числе которыхвстречались, правда, кентавры, сирены и прочие мифические существа. [6, c.78]
В ее руки должны былипопадать и сочинения, вступающие в противоречие с богословско-схоластическимистолкованием мира, — например книги византийского ученого –энциклопедистаМихаила Пселла, который рассматривал природу, как рассеянное везде, невидимое,но постижимое разумом начало.
Общественно-политическиевзгляды Ефросиньи отражены в певческом цикле XII века о великой соотечественнице.В нем утверждаются пламенный протест против братоубийственных войн,необходимость союза восточно славянских народов против внешней угрозы.
«Житие» повествует, чтопостригшись в монастырь, юная княжна с позволения полоцкого епископа Ильипоселилась в келье — «голубнице» и начала «книги писати своими руками». Делоэто было многотрудным. Переписчиками были почти исключительно мужчины. Уже одното, что молодая женщина взялась за это – было подвигом. Вполне вероятно, чтоперо просветительницы выводило не только слова религиозно-нравственных текстов,но и строки византийских хроник, отечественных летописей, переводила книги сгреческого и латинского. Из «Жития» можно понять, что часть переписанныхЕфросиньей книг шла на продажу, а полученные деньги по ее просьбе раздавалинуждающимся. Именно она заложила основу уникальной библиотеки Софийского собора,утраченной в период Ливонской войны.
После основанияЕфросиньей двух монастырей в них были созданы книжные мастерские — скриптории.Из скрипториев созданные высокохудожественные книги расходились по всейПолоцкой земле и за ее пределами. В школах того времени дети обучались чтению,письму, цифири и церковному пению. Высокообразованная игуменья стремиласьрасширить границы обычной школьной программы. Кроме церковнославянского юныеполочане учили греческий, приобретали знания по естественным наукам, риторике,медицине. Большое внимание уделялось истории. Такова была роль Ефросиньи какпросветительницы.
Находившаяся в центрекультурной жизни Полоцкого княжества, Ефросинья предстает перед нами в роли собирательницыталантов, своеобразной, и наверное, первой на нашей земле меценатки.
В середине XII векаокончательно сформировалась полоцкая архитектурная школа. Ее наивысший взлет,связанный с творчеством архитектора Иоанна,, приходится на годы деятельностиЕфросинии. Чудом завершенности и гармонии называют заложенную по настояниюЕфросинии и возведенную за один строительный сезон Спасо-Преображенскуюцерковь.
Ефросиния способствовалаи развитию изобразительного искусства. По ее желанию византийский императорскийдом прислал один прижизненных ликов Девы Марии. Этот самый ранний образециконографии стал излюбленным сюжетом в белорусской иконописи.
С именем Ефросиниисвязано и создание полоцким мастером Лазарем Богшей его знаменитого креста –шедевра древнебелорусского ювелирного искусства. Реликвия выполняла рольковчега для хранения святынь. Дальнейшая судьба креста Ефросинии драматична:похищен Иваном Грозным, во время оккупации Полоцка французами крест длясохранности был замурован в стену, в 1928 году крест оказался в Полоцкомфинотделе. В последние годы появились сообщения, что крест после 1941 годанаходится в частном владении одного из миллиардеров.
В годы высылкиРогволодовичей в Византию Ефросиния оставалась единственным представителем родана Полоцкой земле и знаменем борьбы полочан за независимость.
Таким образом,становление личности Ефросинии Полоцкой происходило в период наивысшегорасцвета Полоцкого княжества. Являясь внучкой князя Всеслава Чародея, юнаякняжна избрала себе путь отличный от судьбы женщин ее круга. С раннего детствавпитала ее душа отголоски язычества в традициях и ценности христианства.
Изучая библейскуюлитературу, жития святых, труды о живой и неживой природе, историю своей земли,стала одной из образованнейших женщин своей эпохи. Свои знания, деньги и властьЕфросиньи Полоцкая применила для просветительства своего народа, поддержания иразвития талантливейших архитекторов, художников и ювелиров полоцкой земли.
В годы изгнанияРогволодовичей из полоцкой земли она, являясь единственным представителемдинастии, проповедовала отказ от братоубийственных войн.
Кирилла Туровский –восточнославянский мыслитель 12 века
Теперешний Туров –небольшой поселок на юге Беларуси. Но когда-то на его месте стоял богатыйкрасивый город с каменными храмами и монастырями, который был столицей отдельногокняжества. В отличие от Полоцка Туров признавал власть Киева.
По народному преданиюоснователь города князь Тур принял христианство, крестился в колодце, который истали называть Тур-колодезем.
Время жизни КириллаТуровского приходится на эпоху резкого падения политического значения Киева,феодализации великокняжеской власти. Все более затяжной характер принималикняжеские усобицы, ослаблявшие и разъединявшие силы народа перед лицомвозрастающей угрозы иноземного нашествия.
Известно, Кирилл Туровскийбыл сыном богатых родителей, но не возлюбил тленной славы мира сего и постригсяв монахи. Учился будущий философ скорее всего дома, а так же при монастыре:курс богословия, греческий язык, светские книги. Все это накладывалось наприродную одаренность Кирилла. В пору фактически существующего на территорииБеларуси двоеверья деятельность монастырей приобретала особое значение. Тамновые взаимоотношения и новая религия проповедовались словом, делом и личнымпримером.
Будучи монахом, Кириллначал писать свои произведения. Но что бы отдаться делу полностью, он решаетсяна новый шаг – заключает себя в столп. Примеров столпничества до Кирилла наРуси не было. Для всего Турова это явление стало значительным событием.
В 1157 году князь иуважаемые жители города выбрали Кирилла епископом, и утвердил его Киевскиймитрополит. Так начался второй период его жизни, мировосприятия и общественнойдеятельности. Епископ Кирилл боролся с феодальной раздробленностью восточногославянства. Это известно по его отношению к делу Феодорца [3, c.115]. Дело состояло в том, чтоепископ Ростовский надумал отделить автокефалию от православной церкви. Слова имысли Кирилла летели в разные города древней Руси, где он выкрывал ересьзазнавшегося епископа, вразумлял князя. Боролся святитель и с язычеством.Только в церкви, в «Новом завете» видит Кирилл единственный путь. В книгахпризывает он искать смысл теперешнего бытия.
Из творческого наследиясохранились три дидактические повести притчи: «Притча о душе и теле», «Повестьо белоризце и монашестве», «Сказание об иноземском чине». Кроме того, известнывосемь проповедей, принадлежащие его перу. И еще часть наследия –гимнографическая: два канона и около 30 молитв – исповедей. До сих пор всегимнографические произведения Кирилла Туровского, которые рядом исследователейпризнаются как наиболее важная часть наследия, полностью не установлены.
Первоначально, в периодмонашества и затворничества он писал, что мирской человек не наследует«царства», поскольку он отягощен страстями и весь запятнан грехом: «нет местачистого, все скверна». Оттого душа его «с Богом не смирится, живет сама посебе». Есть только один путь спасения, согласно мировоззрения Кирилла в этотпериод – монашество. Кирилл сравнивает удаление из мира в монашество сизбавлением от рабства мысленному «фараону» – дьяволу. В то же время, Кириллсчитает, что очеловечивание Христа было мнимым. Не мог принять образ человекатот, кто пожелал спасти человечество. И в этом его взгляды перекликаются смировоззрением его предшественника философа Феодосия Печерского. В этот периоддля Кирилла не существовало проблемы познания мира. Истина для него была данаизначально в откровении, изложенном в «Священном писании». В этот же период имбыли записаны чудесные мысли о красоте природы, как проявлении божественнойкрасоты. Кирилл не отрицал ценности земной красоты, но ставил ее значительнониже духовной. [6, c. 68]
В религиознойантропологии Кирилла этого периода решающим критерием в оценке всех аспектовчеловеческой жизнедеятельности служил критерий сотериологический. Подлинныйсмысл и значение имеет только то, что способствует достижению спасения —единственной существенной цели человеческого бытия. Поэтому Кирилл отдавалрешительное предпочтение «ангельскому житию», монашескому пути. Толькоподвиг смиренномудрия, который должен осуществить инок в своем служении,позволяет пройти тем единственно верным, «узким путем», который ведетк спасению.
Второй этап жизни иобщественной деятельности связан с его пастырской деятельностью. Новаядеятельность способствовала смягчению его прежнего аскетизма, выработке болеетерпимых мировоззренческих ориентаций. В это время философ занят выработкойобщезначимого идеала мирской личности. Идеи этого времени, заключенные встихах, проста: человеческие помыслы, не пронизанные духовным началом, грешны инедобродетельны. В своих проповедях Кирилл скорее поэт, нежели богослов: строкинаписаны не столько благодаря анализу священного текста, сколько подвоздействием чувства, радостно взволнованного в обстановке праздничногобогослужения.
Кирилл проводит валлегорической форме взгляд на мирское, человеческое. Обращаясь к методуаллегории, по-видимому, Кирилл пытался найти моральные критерии для светскогочеловека. Эти поиски обусловлены пониманием, того что не все могут служитьБогу, принимая постриг. Сохранение пропасти между мирским и ангельским, вконечном счете, приводило к тому, что Христос низводился до уровнямонастырского Бога. Тем самым совершалось сужение идеи Божества, ограничениеего силы и мудрости. Мир, человечество представлялись собственной участи,лишались покровительства. Осознав это, Кирилл круто меняет свою позицию, чтоотражено в «Слове о расслабленном». Человек для Кирилла — центральная фигурамироздания, «венец творения». Он наделен свободой воли и сам долженпринять «правду», возвещенную Спасителем. Кирилл развивал учение о«стройном разуме» как возможном для человека духовном состоянии, прикотором достигается гармония между мышлением и верой и которое неразрывносвязано с духовно-нравственным опытом личности.
Существуют обоснованныемнения на тот счет, что Кирилл Туровский вполне мог быть автором «Слова о полкуИгореве». Ответ на этот вопрос, по видимому, впереди. На вопрос, касающийсяКирилла Туровского, время уже давно дало ответ: эта личность стояла у истоковбелорусской письменности и культуры наряду с Ефросиньей Полоцкой.
Первым свидетельствомпризнательности потомков Кириллу Туровскому стал памятник святителю Кириллу вдревнем Турове.
Таким образом,образованнейший человек своей эпохи, прошедший путь от монаха до епископа,великий мыслитель и философ, просветитель Кирилл Туровский, наряду с ЕфросиньейПолоцкой явился основоположником белорусской письменности и культуры.
Заключение
Период становлениябелорусской государственности ознаменован жизнью и деятельностью выдающихсяфилософов и просветителей, какими являются для нашей земли Ефросинья Полоцкая иКирилл Туровский.
Оба великихсоотечественника выросли в богатой среде в эпоху фактически существовавшегодвоеверья, получили блестящее образование и выбрали единственно возможный длясебя путь: служить просвещению родной земли. Такая деятельность была возможна, будучислужителями церкви в эпоху становления христианства на белорусской земле.
Так, деятельностьЕфросиньи Полоцкой была направлена на образование детей в школах, книгописание,развивавшееся при монастырях, поддержку и развитие искусств и ремесел. По правуЕфросинью Полоцкую называют первой меценаткой белорусской земли. Другимнаправлением общественной деятельности Ефросиньи стала борьба противбратоубийственных войн, феодальных между усобиц, раздиравших родину.
Кирилл Туровский известенв первую очередь, как философ прошедший путь от признания истины, как данностив «Святом писании» до признания человека «венцом творения». Его наследие, включающеедидактические повести, проповеди и гимнографии, формирует идеал мирскогочеловека того времени. Общественная деятельность Кирилла в разные периоды егожизни, так же как и его великой соотечественницы, направлена на борьбу противбратоубийственных войн, раздора и раскола.
Список использованной литературы
1. Гуртовенко Ю.Я., Улевич Т.И. Изтьмы веков светлеющие лики — Минск, Беларусь, 1994. – 192с.
2. Ермолович М. Древняя Белорусь:Полоцкий и новгородские периоды – Минск, 1990
3. Замалеев А.Ф. Восточнославянскиемыслители: Эпоха средневековья – Издательство Санкт-Петербургскогоуниверситета, 1998.- 270с.
4. Орлов В. Ефросинья Полоцкая –Минск, 1992
5. Орлов В. Страна Беларусь – Мартин,«Neografia», 2003. -320с.
6. Орлов В. Тайны Полоцкой истории –Минск, 1994