План:
1.Армянское нагорье и сопредельные страны
2.Каменный и бронзовый века на территории Армянского нагорья
3.Древнейшие этнические образования на территории Армянского нагорья и сопредельныхстран
4.Государство Урарту
1. />Армянское нагорье и сопредельные страны
В историческом прошлом жизнь армянского народа протекала натерритории, известной в географической науке под названием Армянского нагорья.Советская Армения занимает северо-восточную часть этой территории.
Армянское нагорье известно многочисленными горными хребтами, плоскогорьями ипотухшими вулканами. Оно находится между Малоазийским и Иранским плоскогорьями,в северо-западной части Передней Азии, занимает территорию от 37°30' до 40°15'северной широты и от 38° до 47° восточной долготы. Нагорье имеет в среднемвысоту 1500—1800 метров над уровнем моря и, будучи выше окружающих стран,иногда называется «горным островом». Средняя часть нагорья представляет собойобширное плоскогорье, изрезанное горами и долинами. Окруженная естественнойстеной многочисленных горных хребтов и гор, эта средняя часть нагорья вдревности была известна под названием Срединной страны (Миджнашхар).
Беря начало от вершин Арарата, на запад до реки Евфрат тянется горная цепьАрмянского хребта, который вместе с составляющими его продолжение горами делитСрединную страну на северную и южную части. Обширный вулканический массив горыАрарат (Масис) с ее вершинами—Большим Араратом (5165 м) и Малым Араратом (3925м)—находится почти в центре Армянского нагорья.
Северную границу Армянского нагорья составляют Восточно-Понтийские горы. Ихпродолжением является горная система Малого Кавказа, которая тянется от береговЧерного моря до Мегринского ущелья р. Аракс и состоит из ряда горных цепей. Кзападу от них возвышается огромный вулканический массив горы Арагац (4090 м).На широко раскинувшихся пологих склонах Арагаца, богатых родниками иестественными пастбищами, люди занимались скотоводством и земледелием с незапамятныхвремен.
Складчатая дуга Армянского Тавра обрамляет Срединную страну с юга. Южныеокраинные области древней Армении (Алдзник, Сасун, Мокк, Кордук) простирались врайоне отрогов Армянского Тавра и охватывали долины Западного и ВосточногоТигра.
К югу от Армянского хребта находится обширное плато с несколькими горнымимассивами. К их числу относится Бюракн (в древности Серманц, 3650 м) с егопастбищами, многочисленными студеными родниками и озерцами, благодаря которымон получил свое название (Бюракн—«Десять тысяч источников», Бингёл). На востокот него простираются горы Цахканц с их вулканической вершиной Тондрак (3542 м).На юго-западе от гор Цахканц, недалеко от северного берега оз. Ван возвышаетсявулканический массив Сипан (в древности Нех-Масик, главная вершина его имеетвысоту 4434 м), который на юго-западе соединяется с вершиной Саракн (3050 м),имеющей огромный кратер.
Между горными хребтами Армении расположен ряд замкнутых возвышенныхплато, плодородных долин и равнин. Наиболее известны среди нихАраратская, Таронская (Мушская), Харбердская, Ерзинкайская, Багревандекая (Алашкертская) и Ширакская долины. По обе стороны среднего течения реки Аракс,между горами Арарат (Масис) и Арагац и устьями рек Ахурян и Арпа, раскинуласьобширная и плодородная Араратская равнина—сердце Армянского нагорья.Араратская равнина издавна была центром экономической, политической икультурной жизни армянского народа. Здесь находились столицы древнейАрмении—Армавир, Ервандашат, Арташат, Вагаршапат, Двин, а в наше время— Ереван.На запад и северо-восток от подножия Арагаца расстилается плодородная Ширакскаяравнина, где находилась столица средневековой Армении Ани.
Окруженное горными хребтами Армянское нагорье получает мало влаги.Континентальным климатом отличается в особенности Срединная страна с холоднойзимой и жарким, сухим летом, но в отдельных ее местностях климат умеренный.Бросается в глаза резкая разница между климатическими условиями низменныхравнин и соседних высоких гор. Дожди обычно выпадают весной и способствуютпоявлению в горах и на.равнинах пышной растительности. Араратская равнинаимеет сухой, континентальный климат: в Ереване, расположенном на высоте около3000 м над уровнем моря, средняя температура в январе бывает—6,4°, в июле +25°.
Армянское нагорье является водоразделом ряда больших рек Передней Азии. Отсюдаберут начало Евфрат и Тигр, впадающие в Персидский залив, Чорох и Гайлгет,впадающие в Черное море, Кура и Араке, впадающие в Каспийское море, и ихмногочисленные притоки. Евфрат (длина 2700 км, из них 500 км в пределах-Армянского нагорья) имеет два рукава: Западный Евфрат, который берет начало вгорах
Цахкавет, севернее города Карина (Эрзерума), и Восточный Евфрат, или Арацани,берущий начало в горах Цахканц. Одним из притоков Арацани является Меграгет,протекающий по плодородной Таронской равнине. Река Тигр (длина 1950 км, из них380 км в пределах Армянского нагорья) также имеет два рукава—Западный Тигр иВосточный Тигр, первый из которых берет начало с юго-западных, а второй— с юго-восточныхсклонов Армянского Тавра; они соединяются около города Сгерд. Река Араке (вдревности Ерасх, 314 км) начинается с северных склонов Бюракнских(Бингёль-ских) гор, на Басенской равнине сворачивает на восток и течет поглубокому Кагзванскому ущелью, в древности называвшемуся Ерасхадзором. Принимаяслева реку Ахурян, Араке затем течет по обширной Араратской равнине. Здесь еголевыми притоками являются Касах, Раздан, Азат и др. Связанная с Араксом и егопритоками система каналов орошает виноградники и плодовые сады, а такжеплантации технических культур Араратской равнины. В народе эту реку частоназывали Матерью-Араксом.
Нагорье богато большими и малыми озерами. Озеро Севан (в древности—Гегамскоеморе) является самым высокогорным среди больших пресноводных озер мира(находится на высоте около 1900 м над уровнем моря, поверхность—немногим меньше1400 кв. км). В озеро впадают до 20 речек, а из него вытекает только однарека—Раздан (Зангу). Среди рыб, которые водятся в Севане, большой известностьюпользуется местный вид форели—ишхан.
Ванское озеро (в древности Тосп, или Бзнунийское море) находится на высоте 1720м над уровнем моря. Поверхность озера равна 3733 кв. км. Воды озера соленые. Сдревнейших времен здесь занимались рыболовством, добычей соли и селитры.
Озеро Урмия (в древности Капутан) расположено в одной из впадин, лежащих междуАрмянским нагорьем и Иранским плоскогорьем.
Кроме этих трех больших озер, имеются многочисленные маленькие горныепресноводные озера. К ним относятся Арпи, Арчак (в Васпуракане), Гайлату (вКоговите), Цовк (ныне Гельджук) и др.
Геологическое строение и климатическое разнообразие породили разнообразие почви растительности нагорья: плодородные поля сменяются каменистыми почвами сфруктовыми садами. Срединная страна бедна лесами. Лиственные и, частично,хвойные леса встречаются преимущественно в Гугарке, долине Агстева, в Сюнике, атакже на южных склонах Восточного Понта и Армянского Тавра. На высоте около2000 м над уровнем моря начинается альпийская зона это район прославленныхпастбищ Армянского нагорья с пышной луговой растительностью.
Главным занятием населения горных долин издревле было выращивание зерновых,виноградной лозы, льна, кунжута, а также плодовых деревьев—абрикоса, персика,черешни, яблони и др.
Армянское нагорье богато дикими животными. Из копыных млекопитающих здесьводятся благородный олень, косуля, горный козел, встречается также армянскиймуфлон, а в тростниковых зарослях долины Аракса—кабан. Из хищников обычны волк,лиса, медведь, гиена; из птиц—орел, гриф, коршун, сокол, аист, куропатка, утка,дрофа, перепелка, фазан и др.
Недра нагорья богаты полезными ископаемыми. В горах ряда областей с древнейшихвремен добывали медь, железо, свинец, серебро, золото и каменную соль. Особеннославились медные рудники в Гугарке и Сюнике, соляные копи в Кохбе, Катанане иНахчаване. Издавна пользуются известностью строительные материалы нагорья—туф имрамор разных цветов, базальт, пемза и др. Имеются также запасы железа, меди,свинца, золота, молибдена, каменной соли и т. д.
Нагорье известно разнообразными лечебными минеральными водами—«джермуками»(горячими источниками)- и кислыми водами. На базе их в годы Советской властивозникли здравницы Арзни, Джермук и др.
Армянское нагорье сообщалось с внешним миром через горные проходы,именовавшиеся в древности «вратами». Через нагорье проходили два важнейшихторговых и военных пути древнего мира, которые связывали Восток с Западом.Военно-стратегическое и торговое значение Армянского нагорья являлось одной изважных причин многих войн между державами Средиземноморья и Передней Азии.Ареной этих войн обычно становились Армения и соседние страны. Узлом основныхмагистралей торгового обмена между Востоком и Западом была Араратская равнина.С севером Армению связывали пути, проходившие через Грузию и Кавказскую Албанию(Агванк) вдоль побережья Черного и Каспийского морей.
Древняя Армения была разделена на пятнадцать крупных областей или «земель».Наиболее известными из них были Айрарат, Васпуракан, Сюник, Арцах, Гугарк,Высокая Армения, Туруберан, Алдзник, Цопк. Каждая область в условияхнатурального хозяйства и географической замкнутости представляла не толькоотдельную экономическую единицу, но имела свои особые обычаи, диалект икультурные традиции.
наверх^
2. />Каменный и бронзовый века на территории Армянского нагорья
Происхождение человека относится ко времени, отдаленному от насболее чем на два миллиона лет. Из первых человекоподобных, благодаря трудовойдеятельности, постепенно сложился человек в его сегодняшнем облике. Выпрямиласьосанка, развились конечности, кисть руки приобрела способность к тонкой работе,появилась членораздельная речь, развился мозг человека. Все это произошло врамках эпохи; именуемой в науке древнекаменным веком—палеолитом.
Во многих районах Армянского нагорья обнаружены-следы деятельности человекаэпохи палеолита, изготовлявшиеся и применявшиеся им орудия труда. Среди такихнаходок особой полнотой отличаются коллекции, собранные на территории АрмянскойССР (гора Артин, окрестности курорта Арзни и др.). Они показывают, во-первых,что Армянское нагорье принадлежало к областям древнейшего расселения человекаи, во-вторых, что деятельность человека продолжалась здесь непрерывно в течениевсех периодов древнекаменного века—нижнего палеолита (до 100 тыс. лет до нашеговремени), среднего палеолита (до 40 тыс. лет) и верхнего палеолита (40 тыс.лет—15—12 тыс. лет тому назад).
От первоначального универсального каменного рубила— грушевидного грубо оббитогомногоцелевого орудия труда;— человек за эти сотни тысячелетий перешел кприменению многочисленных специализированных, обработанных орудий, которымиможно было резать, сверлить, скоблить дерево, кость, рог и прочие материалы.Человек получил возможность охотиться на таких распространенных в то времякрупных животных, как мамонт, северный олень, бык, дикая лошадь, а такжезаниматься примитивным рыболовством. Огромным достижением явилось изобретениеспособа искусственного добывания огня. Смягчение климата, наступившее в концеэпохи верхнего палеолита и отступление ледников создали новые благоприятныеусловия для дальнейшего развития деятельности человека.
Заключительный период каменного века— новокаменный век представлен натерритории Армении рядом поселений, относящихся к VIII—середине V тыс. до н. э.Искусство обработки камня достигло совершенства—орудия шлифуются. Каменныйтопор с деревянным топорищем дает возможность мастерить средства передвижения иперевозки—повозки и лодки. Получают дальнейшее развитие Земледелие искотоводство. Создаются искусственные жилища. Изготовляются первые глиняныесосуды; они пока еще грубы и шероховаты, не обожжены, но у них большое будущее.Племена, состоящие из родов, укрепляются и, в свою очередь, объединяются в племенныесоюзы, на первых порах еще непрочные.
Следующий, медно-каменный период, или энеолит, датирующийся в Армении второйполовиной V тыс. и IV тыс. до н. э. (поселения Шамирамалты, Техут, Кюль-тапа идр.), ознаменован завершением оформления раннего земледелия и скотоводства:изготовляются разнообразные орудия для обработки земли и сбора урожая,приручаются и разводятся коза, овца, свинья, крупный рогатый скот (последнийиспользуется и как тягловая сила); возникает ткачество из шерстяных ирастительных ниток; развивается и разветвляется керамическое производство.Важнейшим достижением эпохи является изготовление изделий из меди. Металл ещедолгое время используется параллельно с камнем, и формы металлических орудий допоры повторяют формы каменных. Эпоха энеолита характеризуется также началомшироких межрегиональных связей.
III тыс. до н. э. для наиболее развитых к тому времени стран земного шараявилось временем возникновения государств. Первые государства образовались вплодородных речных долинах: в долине Нила—Египет, в долине Тигра иЕвфрата—Шумер и Аккад. Влияние их цивилизации проникает в соседние страны, втом числе на Армянское нагорье. Здесь в этот период еще господствует родовоеобщество, продолжается переход его от матриархата к патриархату, при соторомступени родства определяются уже по отцовской линии. Такой переход был связан сростом материального производства и, параллельно, с ростом роли и значениямужчины в.экономической и общественной сферах. К концу этого периода намечаетсяи имущественная дифференциация населения—выделение и усиление родоплеменнойзнати.
III—II тыс. до н. э. на Армянском нагорье—эпоха бронзы. В этот периодпроизводительные силы общества переживают огромный подъем. Возникает пахотноеземледелие, применяются примитивные способы орошения земли, и на этой основеразвивается также садоводство. В число одомашненных животных включается лошадь.Ремесла развиваются и специализируются, наряду с прогрессом традиционныхремёсел—обработки камня, кости, кожи, дерева, керамического 'производства,наблюдаются крупные достижения в металлургии. В качестве основного материаламедь заменяется бронзой—сплавом меди с оловом. Этот сплав значительнопревосходит чистую медь твердостью и режущей способностью. Умножаются видыбронзовых орудий труда, бытовых предметов и украшений, оружейное деловыделяется в отдельное ремесло. Развивается ювелирное дело, изделия из золота,серебра и полудрагоценных камней приобретают изящество и тонкость.
Остатки продукции ремесленного производства обильно.представлены в памятникахбронзового века Армянского нагорья (Шенгавит, Мохраблур и др.) и в богатейшихпогребениях (Трехк-Триалети, Кировакан, Лчашен). Эти материалы, как иобнаруженные в горах Армении наскальные изображения, также свидетельствуют опроцессе социального и духовного развития общества, который вел к разложениюпервобытнообщинного строя. В руках родоплеменной знати концентрируются лучшиепахотные земли, обширные стада и другие богатства. В средний и поздний периодбронзы погребения представителей этого слоя общества выделяются особойроскошью, содержат большое количество вещей— великолепные разукрашенныепогребальные повозки, высокохудожественно выполненное оружие и украшения, атакже скелеты убитых и захороненных со своими хозяевами рабов. Общество быстропродвигается по пути классообразования. Примитивные первобытные религиозныепредставления перерастают в сложную систему, где находит свое место культ силприроды и небесных явлений, предков, верования, связанные с охотой иплодородием, олицетворенные в человекоподобных или представляемых в видеживотных божествах.
В это время получают широкое распространение построенные из огромных каменныхблоков так называемые циклопические крепости, что указывает на учащениемежплеменных столкновений. Это обстоятельство еще более укрепляет позицииродоплеменной знати. Общество находится в преддверии образования государства.
К концу II тыс. до н. э. на Армянском нагорье начинается использование железа,и тем самым на смену бронзовому веку приходит железный. Высокие качества этогонового материала дают новый толчок развитию производительных сил.
наверх^
3. />Древнейшие этнические образования на территории Армянскогонагорья и сопредельных стран
Какие народности и племена населяли Армянское нагорье? Одревнейшем периоде имеется пока еще мало сведений. Некоторые общие чертыматериальной культуры свидетельствуют об, этнической общности значительнойчасти населения нагорья уже в IV—III тыс. до н. э. Это были племена субарейцевили хурритов, часть которых в середине III тыс., по-видимому, мигрировала кберегам Средиземного «оря. В ряде местностей этого района археологамиобнаружены памятники материальной культуры (в частности, керамические изделия),сходной по форме с культурой племен Армянского нагорья.
Для II тыс. до н. э., благодаря сохранившимся в письменных памятникахсвидетельствам, картина племен и народностей, населявших Армянское нагорье иблизрасположеные области, существенно проясняется. Южная зона нагорья быланаселена родственными друг другу хурритскими иурартскими племенами. Хурриты обитали на территории, расположенной от западнойизлучины Евфрата до озера Ван (страны Алзи, Пурулумзи, Шубриа и др.). Однакоосновная масса их жила южнее, на территории, простиравшейся/ от Средиземногоморя через северную Месопотамию к Ассирии и Вавилонии. Именно в севернойМесопотамии в XVI до н. э. хурриты создали свое государство Митанни состолицей Вашшугане. Это государство держало под своим полиггическим влияниемАссирию, южную часть Армянского наворья, страны долины верхнего течения Евфратаи некоторое время играло ведущую роль в Передней Азии. Оно состояло р теснойсвязи с могущественными государствами этого периода— Вавилонией, Египтом иХатти (Хеттслнм царством).
Хурриты создали богатую материальную и духовную культуру и на основе аккадского(вавилоно-ассирийского) клинописного письма разработали собственнуюписьменность. Государство Митанни в XIV в. ослабло под ударами Хатти и вскореподчинилось владычеству усилившейся Ассирии.
Бассейн озера Ван и прилегающие к нему с востока земли были населеныродственными хурритам урартскими племенами. В XIII в. до н. э. на этихтерриториях существовал племенной союз Уратри (Уруатри), состоявший из восьмиплемен. После опустошительных нашествий царя Ассирии Салманасара I (1280—1261)союз Урарту распался, и его место занял более мощный племенной союз Наири. Этотсоюз занимал значительную часть Армянского нагорья, временами простирая своиграницы от озера Урмия до долины реки Чорох. В XI в. союз Наири распадается, ина арену вновь выступает союз Урарту.
Западные подступы к Армянскому нагорью,—центральные и восточные земли МалойАзии,—уже в конце III—начале II тыс. до н. э. были заселеныиндоевропейцами—родственными племенами хеттов-неситов и лувийцев. Эти племена,постепенно заняли территорию местных племен хаттов или протохеттов,ассимилировали их и в то же врем» самиАв существенной мере прониклись ихкультурой. Хеттское (государство образовалось раньше хурритского—не позже XVIIв. до н. э. —и было более сильным. Оно просуществовало до начала XII в. до н.э.
Хфты также создали богатую культуру, имели свою письменность, сформировавшуюсяна базе аккадского клинописного письма. Рабовладение у них было более развито,чем у хурритов, благодаря крепкой военной организации, мощной армии,захватывавшей в войнах большое число пленных. Государство родственных хеттамлувийцев располагалось в южных районах Малой Азии, однако массы лувийскогонаселения жили также северо-восточнее этих районов—в странах долины западноготечения Евфрата: Куммухе, Мелиде, Ишуве, Сухме и др., расположенных междугосударством Хатти и Армянским нагорьем. Лувийцы пользовались иероглифическойписьменностью (так называемые «хеттские иероглифические надписи»).
К северо-востоку от Хатти, в районах верховий рек Гайл-гет (Келкит) и Чорох,охватывая также область Высоко» Армении в верховьях Евфрата, располагалсясильный племенной союз Хайаса, вместе с которым в источниках часто упоминаетсястрана Аззи, вероятно, составная часть Хайасы. или ее тесный союзник.Объединение Хайаса-Аззи представляло собой общество на грани образованиягосударства: наряду с вождем здесь все еще сохранял свою роль совет старейшин,который иной раз мог действовать и самостоятельно, помимо воли вождя. Основнымзанятием населений Хайасы-Аззи было земледелие (включая садоводство) искотоводство. По языку это население было либо хурритским, либо родственнымхеттам и лувийцам. Важным центром Хайасы была Кумаха—позднейший Ани-Кдмах вВысокой Армении. В XV—XIV вв. до н. э. хетты многократно сталкивались сХайасой-Аззи.
В северной части Армянского нагорья, на территории простиравшейся от озераСеван до района Карса, был расположен большой племенной союз Этиуни, этнически,возможно, родственный хурритам.
В начале XII в. до н. э. из заевфратских областей в юго-западные районынагорья, заселенные хурритами, хеттам», и лувийцами, мигрируют и оседают здесьгруппы индоевропеиових армяноязычных племен, именуемых в ассирийских«клинописных источниках мушку и уруму, в греческих—адшмами, а вдальнейшем—арменами.
наверх^
4. />Государство Урарту
Из племен и народностей, населявших Армянское нагорье, урартыпервыми достигли ступени образования государства. При помощи военной силы имудалось распрюстранить и в течение двух с лишним столетий поддерживать своювласть над большей частью нагорья, создав одно из крупнейших государств древнегомира.
Начиная с 859 г. ассирийские надписи упоминают первого урартского царяАраме. При нем государство охватывало лишь бассейн озера Ван и примыкавшую кнему с северо-запада область верховьев реки Драцани (Мурад). Второй изизвестных нам царей—это Сардури I, сын Лутипри. Он оставил надпись (внескольких экземплярах) на ассирийском языке о строительстве стен столицыУрарту—Тушпы; расположенной на юго-восточном побережье озера Ван; это первыйдошедший до нас письменный документ государства Урарту. В нем, по примеруассирийских царей, урартский царь именует себя «великим царем, могучим царем,царем вселенной», а также «царем царей». Урартское государство в этой надписиименуется страной Наири, а что касается
названия Урарту, то оно упоминается в надписях ассирийских царей.
Преемником Сардури I был Ишпуини (приблизительно 25—810 гг.). От него до насдошли первые письменные памятники на урартском языке. Из них узнаем, что самиурарты именовали свою страну Биайяили, откуда происходит название озера Ван. ПриИшпуини государство Урарту раздвигает свои границы на северо-запад и на юг;здесь оно
сталкивается с наиболее могущественным государством того времени—Ассирией.
Деятельностью Минуа (810—786), сына Ишпуини, начинается эпоха преобладанияУрарту в Передней Азии. Десятки клинописных надписей сообщают о сооружениикрепостей как в центральной части, так и, особенно, в окраинных областяхгосударства. Завершается строительство оборонительных сооружений столицы Тушпы.
Строительство каналов, разветвленной оросительной системы дает возможностьрасширить посевные площади и развить садоводство. Следует особо упомянутьпроведенный при Минуа и существующий поныне 70-километровый оросительный канал,подававший воду столице. На его каменных стенах сохранились надписи осооружении и наречении «Каналом Минуа». Армянская традиция переименовала его в«Канал Шамирам», приписав его сооружение полулегендарной царице (как, впрочем,и строительство самого города Тушпа-Вана).
Минуа укрепил военные достижения своего отца, утвердился в странах Мана иМусасир, расположенных, соответственно, на южном побережье озера Урмия и к югуот озера Вана продвинулся еще далее в сторону Ассирии. Урартскаяэкспансия развивалась также на запад, в страны верхнего Евфрата. Здесь урартысталкиваются с местными армяно-язычиыми племенами, область которых в урартскихнадписях именуется Урме. Продвигаясь на север, Минуа достиг Арак-са и насклонах горы Арарат основал город, назвав его по своему имени Минуахинили.
Сын и преемник Минуа Аргишти (786—760) перешел1 Аракс и занял Араратскуюдолину. Здесь было построено два города. В 782 г. до н. э. Аргишти основалгород Эребуни «для могущества страны Биайнили, для усмирения -вражес-скойстраны», как записано в царской надписи. Иными словами, это была мощная военнаябаза. Аргишти поселил в Эребуни 6600 воинов, вываленных им из стран Хате и Цупана Евфрате во время похода, осуществленного в предшествовавшем году. Возможно,что это были воины армяноязычных племен. Эребуни располагался на территориисовременного. Еревана, и имя последнего восходит к этому названию. В 775 г. дон. э. в центре Араратской долины Аргишти основал город Аргиштихинили, ставшийадминистративным центром северных провинций государства. Этот городвпоследствии перерос в первую столицу Армянского государства и называлсяАрмавир.
Укрепившись в Араратской долине, Аргишти стал продвигаться дальше на север вдвух направлениях—вдоль рек» Раздан к озеру Севан и вдоль реки Ахурян в сторонустраны Диаухи. На западе он подчинил заевфратскую страну Хате со столицейМелитеа и двинулся оттуда на юг, в Северную Сирию. Здесь он захватил идепортировал в Биайнили десятки тысяч людей. Непосредственные столкновения сАссирией происходили в районе озера Урмия. Ассирийские цари Салма-насар IV иАшшурдан III оказались не в состоянии противостоять натиску Аргишти I.
Ко времени этого правителя уже сформировался социально-экономический иполитический строй Урарту как типичного древневосточного рабовладельческогогосударства. Власть царя была неограниченной. Государство делилось на крупныеобласти во главе с начальниками, обладавшими весьма большими полномочиями. Впокоренных странах зачастую оставлялись их прежние цари или вожди с условиемподчинения и выплаты дани.
Надпись царя Аргишти I об основании Эребуни
Социально-классовая структура урартского общества слагалась из трех основныхэлементов—рабовладельцев, рабов и свободных крестьян. Главным источникомрабской силы для урартского государства служила война. Труд рабов применялсякак в государственных предприятиях—в строительстве городов и крепостей, храмов,каналов, дорог,—так и в частных хозяйствах, принадлежавших различнымпредставителям господствующего класса. Основным производителем материальныхблаг, однако, продолжало оставаться свободное земледельческое и скотоводческоенаселение самого Биаинили и присоединенных стран.
Земледелием и, в частности, садоводством, занимались главным образом в бассейнеозера Ван, в плодородных долинах Евфрата-Арацани и Аракса. В горных районахразвивалось скотоводство, а в городах и крупных хозяйственныхцентрах—ремесленное производство.
В середине VIII в. до н. э. Урарту находилось в зените своего могущества.Сардури II (760—730), сын Аргишти, продолжая завоевание Закавказья, совершилряд походов вдоль реки Ахуряк на север, в район озера Чалдыр, откуда вывезогромную добычу и пригнал массу пленных. Он прошел на юг вдоль западногопобережья озера Севан и овладел странами Великухи и Тулиху. Из района озераУрмия Сардури направился на юг, в сторону Вавилионии, с обходом жизненных центровАссирии, и на, восток, где завоевал примыкавшую к прикаспийским районам странуПулуади.
Страна Урме, со своим смешанным хуррито-армяноязыч«ым населением, продолжалаупорно сопротивляться эконан-
сии Урарту. Сардури II вторгся в эту страну и, разрушив многие поселения,захватил большую добычу и 10 тысяч пленных.
В этот же период переживает подъем грозный сосед Урарту—Ассирия. ЦарьТиглатпаласар III (745—727) сумел посредством ряда реформ обновитьвоенно-административный аппарат государства. В 743 г. он получил возможностьвыставить могучую армию против военных сил Сардури II и примкнувшего к немусоюза северо-сирийских государств. Битва произошла в приевфратской странеКуммух (Комма-ггена) и завершилась разгромом войска союзников. В дальнейшем ТиглатпаласарIII вторгся в Урарту и пересек всю страну с запада на восток. По дороге оносадил столицу Тушпу, но, не сумев овладеть могучей цитаделью, разрушил город иушел.
Этот поход причинил большой ущерб Урарту, однако при.преемнике Сардури II—РусеI (730—713) мощь государства была восстановлена. Вместо разрушенной Тушпы онпостроил на ее северо-восточной окраине, в районе холма Топрахкале, новуюстолицу, назвав ее Русахинили. На побережье озера Севан, в стране Великухи,была основана сильная крепость, названная именем верховного бога Халди.Продвигаясь вдоль южного берега Севана, Руса I построил здесь еще однукрепость, которую назвал именем бога войны Тейшебы.
Новый властелин Ассирии—Саргон II (722—705) в 714 соду нанес тяжелый ударУрарту. До нас дошло подробное, хотя и тенденциозное описание этого похода отимени самого Саргана II. Саргон прошел по центральным районам Урарту, сея страхи уничтожая поселения и сады, однако подступить к столице не решился. Наобратном пути в Ассирию он совершил рейд в сторону верного союзникаУрарту—царства Мусасир, южнее озера Ван, и унес несметную добычу из города и иззнаменитого храма бога Халди.
Раны, нанесенные Саргоном II, зажили в течение следующих лет, при Аргишти II(713—685). Последний укрепил северо-западную границу Урарту, построив мощнуюкрепость в районе Ерзинка (Алтын-тепе) и предпринял походы в северные районыИранского нагорья.
Начиная со времени ассирийского царя Синаххериба (705—680) и вплоть до паденияАссирии в конце VII в., ассиро-урартские отношения, если не считать отдельныеэпизоды, существенно не обострялись. О мирных отношениях свидетельствует тотфакт, что ассирийский царь Ассархаддон, напавший на непокорную горную странуШубрия, расположенеую в гора. Сасуна, между Ассирией и Урарту, отослал в Урартускрывавшихся в Шубрии урартских беглецов. Известен также факт отправки царемРусой II в 654 г. посольства с изъявлением дружбы ассирийскому царюАшшурбанапалу Сближение двух государств объяснялось наличием общих могучихврагов. Это были воинственные племена киммеров вторгшиеся из-за Кавказскогохребта, и последовавшие за ними еще более многочисленные и грозные скифскиеплемена.
Руса II (685—645) был последним царем Урарту периода его могущества. Известнаего строительная деятельность в Ване и в Араратской долине (страна Аза). Здесьон воздвиг крепость Тейшебаини (на холме Кармир-блур в Ереване)—важныйхозяйственный центр северных областей Урарту. Из военных предприятий Русы IIвыделяется поход в восточные области Малой Азии, в страну хеттов. Это былапоследняя вспышка военного могущества Урарту.
В последующие десятилетия нет никаких сведений о военных действиях Урарту. Изнадписей и отпечатков царских перстней на глиняных табличках с письмами видно,что за Сардури III, преемником Русы II, последовало еще несколько царей,носивших имена Сардури, Эримена, Руса. Их деятельность, однако, протекала восновном в двух областях прежде обширного государства—в районе Вана, т. е. всобственно Биаинили, и в Араратской долине—в стране Аза. Период агонии государстваотносится к 590—580 гг. до л. э., когда Урарту навсегда сходит с историческойарены.
* * *
Деятельность человека на Армянском нагорье, как мы видели,отмечена с древнейших времен его существования и непрерывно продолжалась добронзового века, представленного здесь особенно богатыми памятниками. И тем неменее урартский период, совпадающий по времени с распространением обработкижелеза—«железным веком», следует считать поворотным этапом в развитиипроизводительных сил населения нагорья.
В первую очередь надо упомянуть сооруженную в этот период развитую сетьоросительных каналов, которая привела к подъему земледелия. О развитиискотоводства свидетельствуют многие сохранившиеся материальные и письменныепамятники.
Значительного уровня достигло и ремесленное производство. Материалы, добытыепри раскопках ур.артских городов на Топрах-кале, Кармир-блуре, в Армавире, наАрин-берде, Алтын-тепе и т. д., дают целостное представление об обработкебронзы, железа, золота, серебра, кости, рога, дерева и т. п., так же какшерсти, льна, кожи, и об изготовляв шихся из них многочисленных предметах длявоенных и мирных нужд и для украшения.
Заметное развитие получило градостроительство. Царские надписи донесли до нассведения о строительстве нескольких десятков городов и крепостей. Часть ихизвестна нам лишь по названиям, другая—хорошо знакома, а некоторые основательнообследованы археологами. Наиболее распространенным был типгорода-крепости—сочетания цитадели, сооруженной на холме площадью в 4—6гектаров и окруженной мощными стенами, иногда в 2—3 ряда, и простиравшейсявокруг нее на протяжении десятков,.а иногда и сотев гектаров собственногородской части, также окруженной стеной. Для города были характерны прямые,параллельные улицы. В цитадели обычно жил начальник области со своимиприближёнными и челядью и располагался гарнизон. Картина социального расслоениянаселения города находит свое выражение в облике домов и квартир—в ихустройстве, размерах, степени удобства и роскоши. Разнообразие здесь оченьвелико—от жалких лачуг до особняков или пышно отстроенных домов, состоявших изнескольких квартир.
Строительным материалом служили камень, глина, дерево. Каменное основание,достигавшее двух и более метров, укладывалось на освобожденной от землиматериковой скале, затем шла кладка сырцового, замешанного соломой, крупногокирпича. Перекрытия сооружались из балок. Широко применялся камень чистойтески—для башен, окаймления верхних ярусов стен, для сооружения храмов.
Известно несколько типов урартских храмов. Один из них, представленныйзнаменитым Мусасирским храмом бога Хзлди, дошел до нас лишь на рисункеассирийского художника, изобразившего момент его разграбления воинами СаргонаII (714 г. до н. э.). Он имеет двускатную крышу, треугольный фронтон,увенчанный
копьевидным украшением, шесть фронтальных колонн (или пилястров),поддерживающих фронтон, и установленных на довольно высоком стилобате.Мусасирокий храм по своей форме напоминает древнелреческие храмы. Другим типомхрамов являлись «ворота» того или иного божества—огромные выдолбленные в скалеили построенные из камня ниши, иногда снабженные клинописными надписями.Имелись также башнеобраз-ные храмы или же храмы, встроенные в комплекс иныхсооружений, со святилищами внутри.
Внутренняя поверхность дворцовых или храмовых стен покрывалась многоцветнойросписью, образцы которой представлены на Аринберде (Эребуни) и Алтынтепе. Вросписях изображались боги, священные животные, культовые и охотничьи сцены,окаймленные растительным и геометрическим орнаментом.
Изобразительное искусство урартов было представлено также скульптурой.Существовала монументальная скульптура. Образцом каменных барельефов являетсяизображение урартского божества из Адильджеваза. Значительно больше сохранилосьобразцов мелкой скульптуры из металла, камня, рога, имевшей часто прикладноезначение. Великолепно украшено урартское бронзовое оружие—колчаны, шлемы, щиты.Здесь можно видеть реалистические изображения колесниц и всадников, жрецов,окружающих священное древо, львов, быков и т. д.
Говоря о духовной культуре урартов, следует прежде (Всего отметить их язык иписьменность. Урартский язык, как по грамматическому строю, так и по лексике,родственен хургритскому. Вероятно, что еще в III тыс. до н. э. эти два языкаявлялись лишь диалектами одного языка, а затем развились в отдельные языки.Вследствие большой стереотипности дошедших до нас письменных памятников намизвестна лишь небольшая часть лексики урартского языка.
Урартская письменность—клинопись—заимствована, подобно хурритской и хеттской,из аккадской (вавилоно-асснрийской) клинописи, со всеми ее характернымичертами, и лишь значительно упрощена. Дошедшие до нас на этом языке и в этойписьменности надписи представляют собой большей частью схематичные, изложенныепо стандартным формулам тексты, повествующие о военных походах я завоеванияхурартских царей, и почти столь же стандартные тексты строительного и, частично,культового содержания. Найденные глиняные клинописные таблички вносят некотороеразнообразие—здесь имеются письма, инструкции и перечни их, однако, пока ещеочень мало.
Важные сведения о религии урартов дает большая надпись на «Воротах Мгера»(вырубленная в скале ниша) в Ване, сделанная от вмени царей Ишпуини и Мииуа.Надпись содержит перечень божеств урартского пантеона с указанием количествапричитающихся каждому из них регулярных жертвоприношений—быков, коров, овец.Первое место в» перечне принадлежит Халди, который упоминается также во многихдругих урартских надписях как покровитель царской власти. Второе и третье местозанимают бог войны Тейшеба и бог солнца Шйвини. Если Халди—это собственноурартское божество и у других народностей не встречается, то два другихпредставлены также в хурритском пантеоне. За верховной троицей следуют десяткибогов и богинь, часть которых несомненно относится к странам и племенам,включенным в государство Урарту.
Урарты имели свою богатую мифологию. Хотя сами мифы до нас не дошли, но об ихсуществовании свидетельствуют такие, например, явления, как наличие в пантеонебожеств рек, гор и озер. Объектом культа были различные черты бога Халди—еговеличие, могущество, благодетельность и т. п. Со всем этим должны были бытьсвязаны мифы и легенды. Заметим, что отголоски урартской мифологииобнаруживаются в древнейших пластах армянской духовной культуры.
Урартское государство в течение почти трех веков своего развития достиглокрупных успехов, однако же не поднялось выше военно-политического объединенияразнородных этнических элементов. Поэтому политический кризис, охватившийПереднюю Азию на грани VII и VI вв. до н. э., который смел с исторической ареныАссирию, оказался гибельным и для ослабевшего Урартского государства. Но своимсуществованием оно подготовило почву для возникновения армянского государства,сложившегося на иной,, уже монолитной базе, на базе этнической общности.