ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Курсовая работа
по дисциплине«История России»
на тему:«Диссидентство в СССР»
Содержание
Введение…………………………………………………………………...………3
Глава1 Виды диссидентских движений в СССР………………………...……..5
§1Понятие диссидентства в СССР………………………………………….…...5
§2 Диссидентскиеорганизации 1950х-1980х гг.…………………………..........8
Глава2 Общество, власть, диссиденты……………………..………………….18
§1 Правоваяответственность за «инакомыслие» в СССР……....………….…18
§2 Влияниедиссидентов на общество и власть……………………...………...19
Заключение…………………….…………………………………………...…….26
Библиография……………………………..……………………………………...27
Введение
Несогласные с общественно-политическим устройством тогоили иного государства были всегда. Были они внутри страны и за её пределами. Ихнесогласие выражалось разнообразными формами – от критики до насильственногосвержения власти. Отличительной особенностью диссидентства было то, что, ихсредством борьбы с государственным строем, как правило, являлось слово.
Исследование такого явления как диссидентство – актуально.Деятельность диссидентов и результаты этой деятельности оцениваются неоднозначно.Этому способствует неоднородность представителей диссидентства СССР, а такжесубъективный подход многих авторов, описывающих данное общественное явление. Историкувсестороннее исследование диссидентства позволяет глубже рассмотретьзакономерности российской исторической системы.
Существует большое количество исторических иисториографических источников по данной теме: отечественная и зарубежнаялитература, переписка, публицистика, документы государственных органов,мемуары, аудио и видео интервью.
История диссидентства содержится в научных и литературныхтрудах Алексеевой Л.М., Амальрик А.А., Буковского В.К., Сахарова А.Д.- активныхучастников диссидентского движения СССР, а также в ряде работ других авторов, втом числе зарубежных.
Цель данной курсовой работы – выявление особенностейвозникновения диссидентского движения и закономерностей функционирования всоветском обществе.
Задачи:
1)определить виды диссидентских движений в СССР в1950х-1980х гг.;
2)указать ответственность за инакомыслие в СССР;
3) рассмотреть взаимоотношения власти и диссидентов.
Объект исследования – советское государство и общество 1950х-1980хгг.
Предмет исследования – диссидентство какобщественно-политическое явление
Глава 1. Виды диссидентских движений в СССР
§1 Понятие диссидентства
Согласно современному определению диссиденты — (от лат.dissidens — несогласный), 1) в странах, где государственной религией являетсякатолицизм или протестантизм, верующие-христиане, не придерживающиесягосподствующего вероисповедания. В переносном смысле — инакомыслящие. 2)Название участников движения против тоталитарного режима в бывшихсоциалистических странах с кон. 1950-х гг. Диссиденты в разных формах выступаютза соблюдение прав и свобод человека и гражданина (правозащитники), противпреследования инакомыслия, протестовали против ввода советских войск вЧехословакию (1968) и Афганистан (1979). Диссиденты подвергались репрессиям состороны властей, многие были осуждены по сфабрикованным обвинениям в шпионаже,государственной измене и т. п., принудительно помещены в психиатрическиелечебницы («карательная психиатрия»), высланы или вынужденыэмигрировать (В. И. Буковский, П. Г. Григоренко, А. Д. Сахаров, А. И.Солженицын и др.) [3, с.45].
Людмила Алексеева в своей «Истории инокомыслия в СССР»разделяет движения «инокомыслящих» на: национальные, религиозные и гражданские.Начиная описание с национальных движений, она заявляет в предисловии: «Яначала с национальных движений не только потому, что они — наиболее широкие инаиболее традиционные, но и потому, что возникли они раньше большинстварелигиозных и намного раньше гражданских»[1, с.4]. Ей выделены: Украинскоенациональное движение, Литовское национально-религиозное движение, Эстонскоенационально — демократическое движение, Латвийское, Армянское, Грузинскоенациональное движение, Крымско-татарское движение за возвращение в Крым,движение месхов за выезд на родину, Еврейское движение за выезд в Израиль,движение советских немцев за выезд в ФРГ, Русское национальное движение. Такначало оппозиционных настроений в Украине, по мнению Алексеевой, связано спроводимой советской властью коллективизацией. Она указывает, что Начиная с30-х годов, на Украине ведется последовательная политика русификации, направленная на вытеснение украинского языка русским во всех областяхобщественной жизни, и увеличение доли русского населения в городах ипромышленных центрах. Национальные движения преимущественно были сосредоточеныв западной части Украины, а демократические — в восточной. Данныйисториографический источник требует критического отношения.
Вся интерпретация исторических фактов у Алексеевойнаправлена на дискредитацию советской власти и деятельности КГБ. Неудивительноведь по признанию самого автора — работа была написана по грантуГосдепартамента США как «справочное» пособие. Тем не менее в книге перечисленыреально существовавшие движения, поэтому она представляет ценность дляисследования. Другим слабым местом этого автора является то, что поддиссидентами понимается лишь одна из его форм — правозащитное движение. Помнению Вдовина А.И.: «Такой подход в сущности, не позволяет ни выявить спецификуэтого феномена, ни определить хронологические рамки диссидентского движения»[4, с.202].А.А.Данилов рассматривая феномен диссидентства выделяет следующие периодыдвижения:
1)1965-1972гг.-от дела А.Синявского и Ю.Даниэля до началацеленаправленной борьбы с движением КГБ;
2)1973-1974гг. характеризуются автором как период кризисадвижения;
3)1974-1975гг. автор называет этапом «широкогомеждународного признания»;
4)1976-1981гг — хельсинский период[12, с.296].
В данной периодизации также смешиваются «правозащитное» идиссидентское движение.
Представляет интерес монография доктора исторических наукАлександра Владленовича Шубина «Диссиденты, неформалы и свобода в СССР» (Вече,2008).Серьезным шагом вперед по сравнению со многими другими исследованиями проблемыстала попытка рассмотреть явление шире границ собственно диссидентских кругов,но в связи с общественно-политической активностью в различных ее проявлениях.Вопреки преобладающим в историографии истории СССР 1945–1984 годов мнениям,А.В. Шубин исходит из того, что Советский Союз после сталинской эпохи уже непредставлял собой такое тоталитарное государство, которое осуществляетвсеохватывающий идеологический контроль над жизнью широких слоев населения.Политический строй Советского Союза этого периода характеризуется А.В. Шубинымкак авторитарный режим при концентрации власти в руках представителейбюрократической элиты. По мнению автора, этот режим уже не осуществлялполномасштабного идеологического контроля над духовной жизнью граждан,проявляющейся в творчестве, и допускал определенный уровень политической икультурной свободы в рамках действий, не ведущих к разрушению стабильногофункционирования политической системы, но главное – не разрушающих авторитетправящей элиты на международной арене. А.В.Шубин выделяет такие группыдиссидентов как: демократические социалисты, марксисты-ленинцы, анархисты,либеральные демократы-западники, русские консерваторы — националисты,сталинисты.
Отличительными особенностями зарождения диссидентскогодвижения в СССР в 50-е годы является подпольная (скрываемая от властей)деятельность и использование такой возможности для мобилизации сторонников ипропаганды оппозиционных идей и программ, как «тамиздат» и «самиздат».[4, с.203]
Таким образом, диссидентом мог быть определен любойгражданин СССР, несогласный с проводимой внутренней или внешней политикойгосударства и выражающий свой несогласие открыто или скрытно.
§2 Диссидентские организации 1950 х-1980 гг
К первым проявлениям легального диссидентства влитературной среде можно отнести книгу В. Дудинцева «Не хлебомединым» (1956), выступление К. Паустовского в ее защиту, выступление О.Берггольц против постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства,принятых в 1946–1948 гг. Публичными проявлениями диссидентства было чтениестихов (обычно не принятых к печати в советских подцензурных изданиях) насобраниях нонконформистской молодёжи у памятника В.В. Маяковскому в Москве(1958–1961 гг., активные участники В.Н. Осипов, Э.С. Кузнецов, И.В. Бокштейн).
Со второй половины 1950-х гг. в разных городах возникалидиссидентские подпольные организации, численностью в пределах десятка человек.В Москве — «Русская национальная партия», или«Народно-демократическая партия России» (1955–1958 гг., организатор В.С.Поленов и др.), «Российская национально-социалистическая партия»(1956–1958 гг., А.А. Добровольский). В Ленинграде — кружок под руководствомстудента В.И. Трофимова (1956–1957 гг.) и др. Деятельность организацийпресекалась органами КГБ.
В конце 1956 — начале 1957 г. на истфаке МГУ сложиласьгруппа марксистского толка под руководством Л.Н. Краснопевцева. Ее участникипытались создать новую концепцию истории КПСС и новую идеологию. Весной 1957 г.они установили связь с польскими оппозиционерами. Писали исторические заметки обСССР как помехе прогресса цивилизации. Выступали против «сталинскогосоциализма», за создание рабочего самоуправления. В июле 1957 г.распространили листовки с требованиями суда над сообщниками Сталина, усиленияроли Советов, права рабочих на забастовки, отмены 58-й статьи Уголовногокодекса. В феврале 1958 г. девять членов этого кружка были осуждены за«антисоветскую» деятельность на 6–10 лет заключения.
В 1956–1957 гг. в Ленинграде действовал кружок молодоголенинградского математика Р.И. Пименова. Его участники устанавливали связидругими молодежными кружками в Ленинграде, Москве, Курске, пыталиськонсолидировать их деятельность. В сентябре 1957 гг. пять участников кружкабыли осуждены за то, что «создали из студентов библиотечного институтанелегальную группу для организованной борьбы с существующим строем», афактически — за распространение листовки против безальтернативных выборов.
В октябре 1958 г. пресечена деятельность группывыпускников ленинградского университета во главе с М.М. Молоствовым. Они былиарестованы за содержание переписки, которую вели между собой, за обсуждениевозможности создания организации и рукописи о путях реформирования социализма.
Осенью 1963 г. генерал-майор П.Г. Григоренко, вдальнейшем видный участник правозащитного движения, и несколько его сторонниковраспространяли в Москве и Владимире листовки от имени «Союза борьбы завозрождение ленинизма».
В 1962–1965 гг. в Ленинграде существовала подпольнаямарксистская «Лига коммунаров». Она руководствовалась программой«От диктатуры бюрократии — к диктатуре пролетариата» (Л., 1962,авторы В.Е. Ронкин, С.Д. Хахаев), распространяла листовки с призывом креволюционной борьбе с советской бюрократией, самиздатский журнал«Колокол» (Л., 1965).
Наиболее многочисленной из всех подпольных диссидентскихорганизаций (28 членов, 30 кандидатов) был ленинградский «Всероссийскийсоциал-христианский союз освобождения народа» (1964–1967 гг., руководилИ.В. Огурцов), намеревавшийся предложить стране православно-почвенническиеценности с соответствующим государственным устройством.
Подпольные кружки действовали также в Саратове(«Группа революционного коммунизма», О.М. Сенин и др., 1966–1970гг.), Рязани (группа Ю.В. Вудки, 1967–1969 гг.), Горьком (группа В.И. Жильцова,1967–1970 гг.). Их участники чаще всего вдохновлялись социал-демократическимиидеалами, но в практической деятельности ориентировались на общедемократическиеи либеральные ценности, налаживали контакты с открыто действующим движением заправа человека в Москве и др. городах. В еще большей степени это можно сказатьо раскрытом в 1969 г. в Таллине «Союзе борьбы за демократическиеправа» (Г. Гаврилов), издававшем самиздатский журнал «Демократ»на русском и эстонском языках, и «Эстонском демократическом движении»(1970–1974 гг., руководил С.И. Солдатов).
В конце 70-х гг. в Москве образовался кружок«либеральных коммунистов», группировавшихся вокруг самизатскихжурналов «Поиски» (М., 1978–1979. № 1–8), «Поиски иразмышления» (1980. № 1–4). Их редакторы и авторы (П.М. Абовин-Егидес,В.Ф. Абрамкин, Р.Б. Лерт, Г.О. Павловский, В.Л. Гершуни, Ю.Л. Гримм, В.В.Сокирко, М.Я. Гефтер, П.А. Подрабинек и др.) были людьми преимущественнолевосоциалистических взглядов, сторонниками либерализации советской системы,расширения в ней свобод. Они пытались осуществить синтез идей, которые могли былечь в основу плавного реформирования системы и в то же время получитьподдержку хотя бы части советского общества, включая реформаторское крылоправящей элиты. Особую позицию в кружке занимал В.В. Сокирко, являвшийся такжеавтором, составителем и редактором самиздатского сборника «В защитуэкономических свобод» (М., 1978–1979. Вып. 1–6). Он предлагал образоватьбуржуазно-либеральную партию, которая выступала бы как оппонент КПСС заразвитие экономических свобод, за некое «буржуазно-коммунистическое»,«весьма либеральное и коммунистическое будущее общество».
В конце 1970-х гг. в Москве действовала группа«советских еврокоммунистов» (А.В. Фадин, П.М. Кудюкин, Б.Ю.Кагарлицкий и др.). Группа издавала «самиздатские» журналы «Варианты»(М., 1977–1982), «Левый поворот» (М., 1978–1980), «Социализм ибудущее» (М., 1981–1982). В апреле 1982 г. «молодых социалистов»арестовали, однако назначенный на 12 февраля 1983 г. суд не состоялся.[17, с.303]
В диссидентстве социал-демократического направлениянаибольшую известность имели братья Р.А. и Ж.А. Медведевы. Они полагали, чтовсе недостатки общественно-политической системы проистекают из сталинизма,являются результатом искажения марксизма-ленинизма и видели основную задачу в«очищении социализма». Начиная с 1964 г. Р. Медведев ежемесячноиздавал самиздатский журнал, позднее вышедший на Западе под названием«Политический дневник» (М., 1964–1970. № 1–70). Каждый номерпечатался на машинке тиражом до 40 экз., распространялся среди«надежных» людей. Журнал имел корреспондентов и авторов внаучно-исследовательских институтах Москвы и даже в ЦК КПСС (в их числе был Е.Фролов, ответственный работник журнала «Коммунист»). В журналеотражалось отношение к различным событиям в стране и за рубежом. По выражениюА. Сахарова, это было «таинственное издание… нечто вроде самиздата длявысших чиновников». Позднее выходил альманах «XX век»(«Голоса социалистической оппозиции в Советском Союзе») (М.,1976–1977, № 1–3).
Он выпускался издательством, созданным Р. и Ж.Медведевыми за границей, переводился на итальянский, японский, английский ифранцузский языки. Альманах был собранием работ советских авторов (Р. Медведев,М. Максудов, А. Красиков, А. Зимин, А. Бехметьев, Н. Пестов, М. Богин, М.Якубович, Л. Копелев, С. Елагин и др.) о проблемах советской истории исовременности, западной и восточной демократии и др. Р. Медведев не признавалправозащитного движения (считал его «оппозицией экстремистскоготолка»), надеялся, что социалистическое течение станет массовым и позволитосуществить в СССР серьезную программу демократических реформ, а в последующем(в начале XXI в.) — бесклассовое коммунистическое общество. Тем не менее, Р.Медведев в 1969 г. был исключен из партии «за взгляды, несовместимые счленством в партии», его брат Жорес, автор разоблачительной книги о Т.Д.Лысенко, критических работ о положении науки в СССР, в мае 1970 г.принудительно помещен в психиатрическую больницу. В результате протестовпредставителей интеллигенции (П.Л. Капица, А.Д. Сахаров, И.Л. Кнунянц, А.Т.Твардовский, М.И. Ромм и др.) освобожден, однако в 1973 г. лишен советскогогражданства, выдворен из страны. После ввода советских войск в Чехословакиюсоциал-демократическое направление начинает терять своих сторонников.Разочаровывается в нем и академик А.Д. Сахаров, занявший одну из ключевых ролейв диссидентстве после публикации в «самиздате» в июне 1968 г. работы«Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальнойсвободе» (либерально-западническая программа движения).
На развитии диссидентства в конце 60-х гг. существеннымобразом сказались демонстрация протеста против ввода войск в Чехословакию и суд(октябрь 1968 г.) над ее участниками, исключение в ноябре 1969 г. А.И.Солженицына из Союза писателей СССР за публикацию на Западе романов «Вкруге первом» и «Раковый корпус», присуждение ему Нобелевскойпремии по литературе (1970).
«Нобелевская лекция» Солженицына сталавыражением либерального почвеннического направления в движении. В этой связи онписал: «Когда в Нобелевской лекции я сказал в самом общем виде: Нации этобогатство человечества...» это было воспринято всеобщеодобрительно… Ноедва я сделал вывод, что это относится также и к русскому народу, что также ион имеет право на национальное самосознание, на национальное возрождение послежесточайшей и суровой болезни, это было с яростью объявлено великодержавнымнационализмом". Свою идеологию писатель неоднократно определял не какнационализм, а как национальный патриотизм.
После заключения Хельсинкских соглашений была созданаМосковская группа содействия выполнению гуманитарных статей этих соглашений(май 1976 г.). В нее вошли член-корреспондент Армянской Академии наук Ю.Ф.Орлов (руководитель) и еще 10 человек: Л.М. Алексеева, М.С. Бернштам, Е.Г.Боннэр и др. Вскоре подобные группы возникли на Украине, в Грузии, Литве иАрмении. В январе 1977 г. при московской Хельсинкской группе образована рабочаякомиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях, однимиз основателей которой стал А.П. Подрабинек. В феврале 1977 г., оказавшисьперед перспективой расширения оппозиции, власти перешли к репрессиям противучастников хельсинкских групп.
В 60–80-е гг. в диссидентстве было заметным течениерусской либеральной национально-патриотической мысли, дающее о себе знатьглавным образом в «самиздатской» публицистике, являвшейсясвоеобразным ответом на «самиздат» либерально-космополитическоготолка. Первым из ставших известными широкой публике текстов русских«националистов» было «Слово нации», написанное 31 декабря1970 г. A.M. Ивановым (Скуратовым) как ответ на анонимную «ПрограммуДемократического движения Советского Союза», появившуюся в 1969 г. Основнымдля России в «Слове» представляется национальный вопрос.Констатировалось, что русские играют в жизни страны непропорционально малуюроль. Изменить положение должна была национальная революция под лозунгом«Единая Неделимая Россия», которая превратила бы русский народ вгосподствующую нацию. В национальном государстве, которое необходимо было построить,традиционная русская религия должна занять подобающее ей почетное место. Важнымсобытием в русском либерально-патриотическом движении стало появление журнала«Вече», который тоже был своеобразным ответом на диссидентскиелиберальные и национальные издания. Инициатором издания стал В.Н. Осипов,отсидевший 7 лет на строгом лагерном режиме за организацию «антисоветскихсборищ» на площади Маяковского в Москве в 1960–1961 гг. и поселившийся в1970 г. в Александрове. Журнал задумывался как лояльный по отношению к власти(на обложке значились фамилия и адрес редактора). Первый номер журнала вышел 19января 1971 г. Почти сразу же на журнал был повешен ярлык шовинистическогоантисемитского издания. В этой связи редакция 1 марта выступила с заявлением, вкотором говорилось: «Мы решительно отвергаем определение журнала как„крайне шовинистического»… Мы отнюдь не собираемся умалять достоинствадругих наций. Мы хотим одного укрепления русской национальной культуры,патриотических традиций в духе славянофилов и Достоевского, утверждениясамобытности и величия России. Что касается политических проблем, то они невходят в тематику нашего журнала". Число постоянных читателей журналасоставляло примерно 200–300 человек. Он рассылался в 14 городов России, а такжев Киев и Николаев. Одним из кругов «Веча» были«молодогвардейцы», члены «Русского клуба». Степень ихвовлеченности в издание журнала ограничивалась темой защиты памятников историии культуры, некоторой финансовой поддержкой.
Наиболее ярким выразителем русской идеологии применительнок новым условиям был Г.М. Шиманов, издавший на Западе книгу «Записки изКрасного дома» (1971). Публицист обнажал корень мирового зла (и трагедииРоссии), усматривая его в катастрофическом тупике западной цивилизации, посути, отказавшейся от христианства и заменившей полноту духовной жизнифальшивым блеском материального благополучия. Он полагал, что судьба России нетолько ее судьба, но всего человечества, которое сумеет выйти из тупика,опираясь на традиционные духовные ценности русского народа. Русским нужнообъединяться на своих духовных основах. И в этом объединении атеистическаясоветская власть не является препятствием, ибо она может быть преобразованаизнутри, главное же возродить в себе коренное русское самосознание. Журналпросуществовал недолго. В феврале 1974 г. в редакции произошел раскол, а виюле, после выпуска 10-го номера журнала, он был закрыт. Осипов решилвозобновить издание под новым названием «Земля», вскоре был выпущенего первый номер. Тем временем КГБ начало следствие по факту издания журнала. Вконце ноября 1974 г. Осипов был арестован, а пока находился под следствием,B.C. Родионов и В.Е. Машкова выпустили второй номер «Земли». На этомистория журнала закончилась. В сентябре 1975 г. В.Н. Осипов осужден Владимирскимоблсудом на 8 лет строгого режима.
В 1974 г. бывший член ВСХСОНа Л.И. Бородин начал изданиежурнала «Московский сборник», посвятив его проблемам нации и религии.В своей издательской деятельности он опирался на помощь молодых христиан,которые группировались вокруг Г.М. Шиманова (прораб В.В. Бурдюг, поэт С.А.Бударов и др.), принадлежали к пастве отца Дмитрия Дудко и поддерживалиотношения с другими диссидентами либерально-патриотической ориентации. Тиражом20–25 экземпляров вышло два номера, подготовлено еще два, но изданиепрекратилось. Бородин, получив в прокуратуре «Предупреждение по Указу ПВССССР от 1972 г.» о том, что его действия могут нанести ущерб безопасностистраны и повлечь наказание, отошел от издания, вернулся в Сибирь и занялсялитературной деятельностью. В 1982 г. он был арестован и осужден за публикациюсвоих произведений на Западе к 10 годам лагерей и 5 годам ссылки.
В середине 70-х гг. произошла идеологическаяпереориентация математика и диссидента И.Р. Шафаревича (академик РАН с 1991 г.,президент Московского математического общества). Он написал ряд работ скритикой тоталитарной системы. Особенно широкую известность приобрели егостатьи «Обособление или сближение?», «Есть ли у Россиибудущее?», вошедшие в сборник «Из-под глыб» (составлен А.И. Солженицыным,издан в 1974 г. в Париже), а также книги «Социализм, как явление мировойистории» (впервые опубликована в Париже в 1977 г.) и «Русофобия»(написана в 1980 г., распространялась в самиздате, многократно переиздаваласьначиная с 1989 г.). Эти работы создали автору репутацию идеологанационально-православного движения, сразу же вызвав критику в кругахдемократически настроенной интеллигенции, профессиональных историков иэтнографов, находящих в них разного рода натяжки и неточности. Однако теория«малого народа», развиваемая Шафаревичем вслед за французскимисториком О. Кошеном, получила широкое признание в патриотических кругах.
Во второй половине 70-х гг. в диссидентстве появилосьтечение, позднее названное «национал-коммунистическим». Оно претендовалона то, чтобы вместе с властями бороться против сионизма за самобытноеРоссийское государство. Существовали две группировки таких«коммунистов»: православные во главе с Г.М. Шимановым и Ф.В.Карелиным; язычники во главе с A.M. Ивановым (Скуратовым), В.Н. Емельяновым,В.И. Скурлатовым. Обе группировки активно отмежевывались от диссидентства в еголиберальной ипостаси, критиковали деятельность МХГ, Рабочей комиссии,Христианского комитета защиты верующих, Солженицынского фонда. В 1980–1982 гг.выпущено пять номеров самиздатского журнала «Многая лета». Основнымиего авторами, кроме редактора Шиманова, были Ф.В. Карелин и В.И. Прилуцкий.Вокруг них группировался кружок из десятка единомышленников. Основная идеяжурнала состояла в том, чтобы склонить советскую власть к политике«здравого смысла», укрепить власть за счет коммун, объединенных породовому и религиозному признакам. В 1982 г., после угроз КГБ, Шимановпрекратил выпуск журнала. С его закрытием организованные структуры русскогонационального диссидентского движения перестали существовать.
В религиозном отношении в русскомнационально-патриотическом движении были не только христиане. К середине 70-хгг. сформировались небольшие, но устойчивые группы «неоязычников»,призывавших вернуться к дохристианским верованиям. «Неоязычники»считали праславян и древних славян частью племен древних ариев, имевших общуюкультуру и религию на пространстве от Индии до Испании.
Диссидентство как общественное явление представляло собойспектр общественных организаций и движений, литературных направлений,художественных школ, совокупность индивидуальных диссидентских поступков.Известное оппозиционное единство диссидентству как общественному явлениюпридавало активное неприятие сложившихся в СССР порядков, стремление к свободеи правам человека. Однако цели, способы и результаты переобустройствасоветского общества и государства представители различных направлений диссидентствавидели неодинаково. Поэтому о внутреннем единстве между всеми диссидентамиговорить нельзя.
Глава 2. Общество, власть, диссиденты
§1 Правовая ответственность за инакомыслие в СССР
Для борьбы с диссидентами власть использоваласоответствующие положения советского законодательства, дискредитацию черезсредства массовой информации. Проводником карательной политики являлся восновном КГБ. Диссиденты, как правило, обвинялись в таких преступлениях как«общественно опасное умышленное деяние, направленное на подрыв илиослабление советского общенародного государства, государственного илиобщественного строя и внешней безопасности СССР, совершенное в целях подрываили ослабления Советской власти». Для уголовного преследования диссидентовдо 1960 г. использовался пункт 10 статьи 58 Уголовного кодекса РСФСР 1926 г. ианалогичные статьи уголовных кодексов других союзных республик.«Контрреволюционная агитация» предусматривала лишение свободы на срок до 25лет. С 1960 г. статья 70 УК РСФСР 1960 г. — «антисоветская агитация» ианалогичные статьи уголовных кодексов других союзных республик предусматривалилишение свободы на срок до 7 лет плюс 5 лет ссылки (до 10 лет плюс 5 лет ссылкидля ранее судимых за подобное преступление). С 1966 г. также была введенастатья 190-1 УК РСФСР «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советскийгосударственный и общественный строй», предусматривавшая лишение свободы насрок до 3 лет. По данным Верховного суда и прокуратуры СССР, в 1956–1987 гг. заподобные преступления было осуждено 8145 чел. За 1956–1960 гг. ежегодно всреднем осуждалось 935 чел., в 1961–1965 гг. — 214, в 1966–1970 гг. — 136, в1971–1975 гг. — 161, в 1976–1980 гг. — 69, в 1981–1985 гг. — 108, в 1986–1987гг. — 14 человек.[4]
Специфическим видом наказания диссидентов былопринудительное, по определению суда, помещение их в психиатрическую больницу,что с юридической точки зрения не являлось репрессивной санкцией. К диссидентамприменялась и такая мера воздействия как лишение советского гражданства. С 1966по 1988 г. за действия, «порочащие высокое звание гражданина СССР инаносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР» былилишены советского гражданства около 100 человек, в т.ч. М.С. Восленский (1976),П.Г. Григоренко (1978), В.П. Аксенов (1980), В.Н. Войнович (1986). Несколькозаключенных оппозиционеров (Г. Винс, А. Гинзбург, В. Мороз, М. Дымшиц, Э.Кузнецов) были обменены на арестованных за границей двух советских разведчиков,а В.К. Буковский — на оказавшегося в заключении лидера чилийских коммунистов Л.Корвалана.
На «демократическом» западе отношение к своим внутренниминакомыслящим было мягко говоря не очень демократичным. В 50-х гг. вполитической жизни США происходит усиление тоталитарных тенденций, связанных спонятием маккартизма. В 1954г. принят «Акт 1954 года о контроле надкоммунистами».Он объявил коммунистическую партию незаконной. Закон 1954г., каки принятый в 1950г. закон «Маккарэна» запрещал коммунистам получать заграничныйпаспорт, состоять на государственной службе. Мировой коммунизм представлялсясерьезной угрозой американскому образу жизни. Маккартизм – политический экстремизм,нетерпимость к инакомыслию, использование сомнительных методов расследованияслучаев предполагаемой угрозы безопасности, создание атмосферы страха иподозрительности [15, с.9].
Таким образом, относительно жесткое преследованиедиссидентов в СССР диктовалась ещё внешней политикой, холодной войной.
§2 Влияние диссидентов на общество и власть
Развитию диссидентства во многом способствовал «тамиздат»— издание за рубежом с последующей популяризацией зарубежным радиовещанием ираспространением в СССР созданных вне рамок социалистического реализма,неподцензурных литературных произведений: Б.Л. Пастернак Доктор Живаго (1958);А.Д. Синявский. Суд идет (1959), Любимов (1963); В.С. Гроссман. Жизнь и судьба(1959), Все течет (1963); Ю.М. Даниэль. Говорит Москва (1961), Искупление(1963) и др. Внутри СССР распространялся «самиздат» — изготовление напишущих машинках в нескольких экземплярах, с последующей перепечаткойдиссидентских материалов и документов.
Первым самиздатским литературным журналом был«Синтаксис» (М., 1959–1960, ред. А.И. Гинзбург). Вышло три номера,тираж которых достигал 300 экз. Состоял из стихов московских и ленинградскихпоэтов, публикации которых встречали препятствия со стороны цензуры. В № 1журнала (декабрь 1959 г.) публиковались А. Аронов, Н. Глазков, Г. Сапгир, И.Холин, С. Чудаков; в № 2 (февраль 1960 г.) — А. Аврусин, Б. Ахмадулина, Б.Окуджава, В. Шестаков; в № 3 (апрель 1960 г.) — Д. Бобышев, И. Бродский, А.Кушнер, В. Уфлянд и др. Все выпуски перепечатаны в энтеэсовском журнале «Грани»(1965. № 58). Были частично подготовлены еще два выпуска (4-й посвящалсяленинградской поэзии, 5-й — поэтам республик Прибалтики). Однако с арестомГинзбурга (июль 1960 г.) выпуск «Синтаксиса» прекратился.
За «Синтаксисом» последовали другие«самиздатские» альманахи и журналы, а в 1964 г. группа молодыхмосковских литераторов во главе с Л. Губановым создала неофициальноеобъединение творческой молодежи СМОГ (расшифровки: Самое Молодое ОбществоГениев; Смелость, Мысль, Образ, Глубина; Сжатый Миг Отраженной Гиперболы) Виюле 1965 г. смогисты осуществили выпуск журнала «Сфинксы» (М., 1965,ред. В.Я. Тарсис), в том же году его содержание воспроизвели «Грани»(№ 59). В журнале опубликованы стихи В. Алейникова, В. Батшева, С. Морозова, Ю.Вишневской и др. Были изданы также самиздатские сборники смогистов:«Здравствуйте, мы гении», «Авангард» (М., 1965),«Чу!» (М., 1965) и др. Общество существовало до 14 апреля 1966 г.,когда состоялось последнее выступление СМОГ у памятника Маяковскому. Послеэтого участники объединения прошествовали от площади Маяковского, доЦентрального дома литераторов, подняв над головами эпатажный лозунг «Лишимсоциалистический реализм невинности!».
Летом 1970 г. у трапа пассажирского самолета,курсировавшего из Ленинграда в Приозерск, были арестованы 12 человек,намеревавшихся захватить и использовать самолет для вылета в Израиль. Суд над«самолетчиками», безуспешно добивавшимися разрешения на эмиграцию,закончился вынесением суровых приговоров зачинщикам этой акции и арестами средисионистской молодежи в ряде городов страны. Суд привлек внимание мировойобщественности к проблеме свободы выезда из СССР. Благодаря этому властямпришлось с каждым годом увеличивать количество разрешений на выезд. Всего изСССР с 1971 по 1986 г. эмигрировало за рубеж более 255 тыс. взрослого населения(с учетом детей свыше 360 тыс.). Почти 80% всех эмигрантов составляли лицаеврейской национальности, автоматически получавшие статус беженцев при въезде вСША и Канаду. Согласно переписям, численность еврейского населения в СССРсократилась с 2151 тыс. человек в 1970 г. до 1154 тыс. — в 1989 г., в России(2002) — до 230 тыс.
«Самолетный процесс» привлек внимания властей иобщественности к проблеме еврейского национализма и сионизму как одной из формего выражения. При выработке международной конвенции о ликвидации всех формрасовой дискриминации в 1973 г. представители некоторых государств в ООНпытались осудить антисемитизм, но возражали против предложения советскойделегации отнести к расовой дискриминации как антисемитизм, так и сионизм. Темне менее 10 ноября 1975 г. ООН приняла резолюцию, определявшую, что«сионизм является формой расизма и расовой дискриминации». Послеупразднения СССР резолюция была отменена. Процесс над угонщиками самолетапоказывал, что значительная часть «правозащитников» использовалаправозащитную идею для прикрытия воинствующего национализма и других далеких отправ человека идей. Однако именно в 70-х гг. правозащитное движение становитсяодним из главных составляющих движения диссидентов. В ноябре 1970 г. В.Н.Чалидзе создал Комитет защиты прав человека, куда вошли крупные ученые А.Д.Сахаров и И.Р. Шафаревич. Комитет действовал до 1973 г. В 1973 г. возникларусская секция «Международной амнистии».
Новый подъем диссидентства во многом связан с появлениемна Западе в 1973 г., а затем и в «самиздате» солженицынского«опыта художественного исследования» государственной репрессивнойсистемы под названием «Архипелаг ГУЛАГ».5 сентября 1973 г. А.И.Солженицын написал «Письмо вождям Советского Союза», в которомпредлагал выход из главных, по его мнению, опасностей грозивших нам в ближайшие10–30 лет: войны с Китаем и общей с западной цивилизацией гибели вэкологической катастрофе. Предлагалось отказаться от марксистской идеологии,«отдать ее Китаю» а самим, по опыту Сталина от первых днейОтечественной войны, развернуть «старое русское знамя, отчасти дажеправославную хоругвь», и уже не повторять ошибок конца войны, когда«снова вытащили Передовое Учение из нафталина». Предлагалось такжеперенести все усилия государства с внешних задач на внутренние: отказаться отводки как важнейшей статьи государственного дохода, от многих видовпромышленного производства с ядовитыми отходами; освободиться от обязательнойвсеобщей воинской повинности; ориентироваться на строительство рассредоточенныхгородов, признать на обозримое будущее необходимым для России недемократический, а авторитарный строй. По изучении письма власти в январе 1974г. решили привлечь писателя к уголовной ответственности «за злостную антисоветскуюдеятельность», а затем лишить гражданства и выдворить из страны. Писателяарестовали, поместили в Лефортовскую тюрьму, а 13 февраля выслали за границу. ВШвейцарии он основал Русский фонд помощи заключенным, первым распорядителемкоторого стал освободившийся из заключения А.И. Гинзбург.
В 1974 г. А.Д. Сахаров написал работу «Тревога инадежды», в которой было представлено видение будущего мировойцивилизации, возможное только при условии предотвращения мировой ядернойконфронтации. Лучшим способом избежать этого он полагал конвергенцию двухсистем. «Я считаю, писал он, особенно важным преодоление распада мира наантагонистические группы государств, процесс сближения (конвергенции)социалистической и капиталистической систем, сопровождающийся демилитаризацией,укреплением международного доверия, защитой человеческих прав, закона исвободы, глубоким социальным прогрессом и демократизацией, укреплениемнравственного, духовного личного начала в человеке. Я предполагаю, чтоэкономический строй, возникший в результате этого процесса сближения, долженпредставлять собой экономику смешанного типа». Учитывая, что объем валовойпродукции советской экономики составлял 12% от мировой (а она почти всякапиталистическая), имелись в виду прежде всего преобразования в СССР. Суждения«отца водородной бомбы» производили большое впечатление в стране имире. М.С. Горбачев со временем положил их в основу курса внутренней и внешнейполитики государства, полагая возможным начать конвергенцию в одностороннемпорядке.
Власти в то время считали, что одна из главных опасностейдля государства исходит от диссидентов. Стремясь приглушить усилившуюся сначалом участия советских войск в гражданской войне в Афганистане напряженностьобщественной жизни, они ужесточили репрессии против диссидентов. В конце 1979 —начале 1980 г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участникине только правозащитных, но и оппозиционных властям национальных, религиозныхорганизаций. А.Д. Сахаров за выступление против войны в Афганистане был лишенправительственных наград и выслан в г. Горький (январь 1980 г.). Через полторагода заместитель председателя КГБ С.К. Цвигун объявил со страниц журнала«Коммунист» (1981. № 14), что антиобщественные элементы,маскировавшиеся под поборников демократии, обезврежены, правозащитное движениеперестало существовать. Власти толковали диссидентов как средствоидеологической борьбы Запада с СССР: «С приходом к власти в США администрацииРейгана в 1981 г. широкомасштабная идеологическая диверсия против стран социализмабыла открыто возведена в ранг государственной политики. Важной составной частьюобщей стратегии империализма являются также подрывные кампании противкоммунистического движения в целом. Такова, например, кампания в «защиту правчеловека», которая рассматривалась на Западе как основа для развитияидеологической борьбы против СССР»[14, с.37]
Идеи диссидентства широко популяризировались мировымисредствами массовой информации. Один только Сахаров в 1972–1979 гг. провел 150пресс-конференций, подготовил 1200 передач для иностранного радио.Диссидентству в Советском Союзе активно содействовало американское ЦРУ.Известно, например, что к 1975 г. оно участвовало в издании на русском языкеболее 1500 книг русских и советских авторов.
Спуск государственного флага СССР с флагштока надкуполами Кремля 25 декабря 1991 г., если смотреть на это событие через призмуантисоветского диссидентства, означает, что на позиции движения перешли посуществу главные силы бывшего партийного и государственного руководства. Они сталидвижущей силой номенклатурной революции 1991–1993 гг., которая моментально (поисторическим меркам) подрубила устои «развитого социализма» иобрушила здание «нерушимого Союза». Феномен внутрипартийноголиберального диссидентства, его метод хорошо обрисованы в статье А.Н. Яковлева«Большевизм социальная болезнь XX века» (1999). В ней утверждается,что во времена «развитого социализма» группа «истинныхреформаторов» раскрутила новый виток разоблачения «культа личностиСталина» «с четким подтекстом: преступник не только Сталин, но и самасистема преступна». Партдиссиденты исходили из убеждения, что«советский тоталитарный режим можно было разрушить только через гласностьи тоталитарную дисциплину партии, прикрываясь при этом интересами совершенствованиясоциализма». К нашим дням обнаружилось, что своего рода «генеральнымдиссидентом» был М.С. Горбачев. Об этом свидетельствует его выступление насеминаре в американском университете в Турции в 1999 г. Он говорит: «Целью всеймоей жизни было уничтожение коммунизма, невыносимой диктатуры над людьми»[8, с.1]
Таким образом, диссидентские идеи пройдя путь черезсоциокультурную сферу общества проникли во власть. И только здесь они смоглиреализоваться в виде системных реформ.
Заключение
Особенность диссидентства заключается в том что данноеявление зародилось в советской культуре и боролось против политических иправовых институтов той же самой культуры. В таком аспекте диссидентство можнообозначить как особую субкультуру.
Поводом для проявления диссидентской деятельности сталасмена политического курса власти, характеризующаяся относительной либерализацией,начавшаяся после XX съезда партии (1956).Национально-государственная идеологияСССР, как государственно — общественный идеал, на практике реализовывалась нетак как предполагалось в теории потому, что содержала в себе элементы мифа иутопии. Последние оказывались благодатной почвой для построения и распространениядиссидентами своих идей.
Диссидентство возникло по объективным причинам ипредставляло собой способ альтернативного разрешения негативных явленийсоветского государства таких как: чрезмерный бюрократизм, попустительство внациональной политике, ограниченность гражданских прав и свобод. Изначальнодиссиденты не были иностранными агентами. Однако впоследствии на Западе иособенно в США сразу поняли какую выгоду можно извлечь, используя их в своихцелях. Некоторые стали средством воздействия на политическую обстановку в СССР,прежде всего это относится к отдельным «правозащитникам».
Таким образом, проявление внимание к различным формаминакомыслия и его объективный анализ необходимы для успешной деятельности поуправлению социально-политической системой.
Библиография
1.АлексееваЛ.М. История инакомыслия в СССР: Новейший период, М, 2006;
2.Амальрик А.А. Записки диссидента. — М.: Слово, 1991
3.Большойэнциклопедический словарь, М: АСТ,2005
4.БарсенковА.С., Вдовин А.И. История России 1938-2002, М,2003
5.БезбородовА.Б, Мейер М.М.Пивовар Е.И.Материалы по истории диссидентского и правозащитногодвижения в СССР 50х-80х гг, М,1994
6.БуковскийВ. «И возвращается ветер»...: Письма русского путешественника. — М:Демократическая Россия, 1990.
7.БоффаДж. От СССР к России: История неоконченного кризиса 1964-1994.М.1996
8.Горбачев, М.С.-Яндекс.Словари.slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/9/9b/1006517.htm (2.12.2009)
9.ИсаевИ.А.История государства и права России, М: Юристъ,2001
10.Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе.1953-1982 гг.М.,2005
11.МарченкоА.Т. Живи как все: История инакомыслия. — М: ВЕСТЬ-ВИМО, 1993
12.Политическаяистория России, М: Юристъ,1998
13.ОрловаР., Копелев Л. Мы жили в Москве: 1956 — 1980. — М.: Книга, 1990
14.Научный коммунизм: словарь, под ред.А.М.Румянцева, М 1983
15.ХлудоваЛ.Н. Основные тенденции социально — экономического и политического развитиястран Западной Европы и США.Армавир,2008
16.ШубинА.В.Преданная демократия.СССР и неформалы(1986-1989), М,2006
17.ШубинА.В.Диссиденты, неформалы и свобода в СССР, Вече,2008