Реферат по предмету "История"


Древнее Двуречье

Древнее Двуречье!Материальная культуранародов древнего Двуречья
Материальная культуранародов древнего Двуречья находилась насравнительно высоком уровне. Однако каменные орудия вышли окончательно изупотребления лишь в начале 3-го тыс. до н. э. В металлургии в середине3-го тыс. были известны литье, ковка, чеканка, изготовлениезолотой и серебряной проволоки, филигрань. Основнымстроительным материалом был сырцовый и, реже, обожжённый кирпич; был известен, но малоприменялся свод, система дренажа и т. п. Позднее начинается заметныйпрогресс в технике. Совершенствуется военная техника — вводятсяколесничное войско (с начала 2-го тыс.), панцирь из медных блях (с середины2-го тыс.), конное войско, меч, укрепленные военные лагеря, осадныеорудия — тараны, строятся каменные и наплавные мосты (на кожаныхбурдюках). В 1-м тыс. до н. э. в Ассирии и Вавилонии появляются железныеорудия, в ремесле — также алмазное сверло, примерно на рубеже 2-го и 1-готыс. до н. э. появляется и новая оросительная техника: водоподъёмноеколесо (сакие), и «бесконечная» верёвка с кожаными ведрами (черд), в 7 в. дон. э. в Ассирии строится первый каменный акведук.Наукадревнего Двуречья
Важнейшим факторомразвития науки была хозяйственная практика, которая требовала, прежде всего,выработки системы мер, а также создания приёмов определения площади полей,объёма зернохранилищ и искусственных водоёмов, расчётов рабочих норм при копкеканалов, в строительстве и ремесле; на этой основе к концу 3-го тыс. дон. э. создалась шумеро-вавилонскаяматематика. Вавилонские математики широко пользовались созданной ещёшумерами шестидесятеричной позиционной системой счёта; на основе этой системыбыли составлены различные вычислительные таблицы: деления и умножения чисел,квадратов и кубов чисел и их корней (квадратных и кубических) и др. Вавилонянерешали квадратные уравнения, знали «теорему Пифагора» и располагали методаминахождения всевозможных «пифагоровых» чисел (более чем за тысячу лет доПифагора); помимо планиметрических задач, решали и стереометрические, связанныес определением объёма различного рода пространств, тел, широко практиковаличерчение планов полей, местностей, отдельных зданий, но обычно не в масштабеБольших успехов достигли вавилоняне в области химии, имевшей, разумеется, чистоприкладной характер. От 2-го тыс. до н. э. сохранились многочисленныерецепты изготовления бронзы, известны глазури и многокрасочные поливы накерамике.
Попыткой обобщениягеографических представлений является «карта мира», где земля изображена в видеплоскости, пересечённой реками Тигром и Евфратом, сбегающими ссеверных гор, и окруженной мировым океаном, на поверхности которого она,видимо, мыслилась плавающей. Океан представлялся окруженным «плотиной небес»,на которой покоилось несколько (три или семь) небесных сводов; под землёймыслилась преисподняя («Великая гора»). Но географический кругозор вавилонскихкупцов-практиков был гораздо шире .
Крупный шаг вперёдсделала в это время также медицина. Хирургические операции включали ампутации,сращивание переломов, удаление бельма с глаза и др. В медицинских текстах,дошедших от 2-й половины 2-го тыс. до н. э. и 1-й половины 1-го тыс. дон. э., части человеческого тела уже были сведены в анатомическую систему.Были систематизированы также некоторые болезни и соответствующие лекарства.АстрономияВавилона
Из записейастрономических и метеорологических наблюдений стали развиваться астрология (лишь в 1-мтыс. до н. э.) и астрономия. Были выделеныпланеты, которые, впротивоположность неподвижным звёздам, сравниваемым со спокойно пасущимисяовцами, назывались «биббу», «козлами». Каждая планета получила своё специальноеназвание (кроме Меркурия, названного «биббу», то есть планета): Венера — «Дильбат», Юпитер — «Мулубаббар»(«звезда-солнце»), Марс — «Залбатану» и [Сатурн] —«Кайману». Тогда же начались наблюдения движений планет; в частности,сохранились тексты, посвященные изучению движения Венеры. Сравнительно высокоеразвитие астрономии было, видимо, связано с потребностями лунного календаря.Первоначально каждое государство-город имело самостоятельный календарь, нопосле возвышения Вавилона общим для всей страны стал календарь, принятый вВавилоне. Год состоял из 12 лунных месяцев, имевших 29 или 30 дней (синодическиймесяц, или период смены фаз луны, равен приблизительно 29 eq f (1;2) дням).Из-за того, что солнечный годдлиннее лунного на 11 дней, время от времени, для устранения этогонесоответствия, вводился дополнительный месяц. Уже до середины 2-го тыс. дон. э. были описаны [созвездия], велись записи гелиакальных восходов светили т. п. Начиная с середины 1-го тыс. до н. э. устанавливаютсятвёрдые правила для вставки високосных месяцев, интенсивно развиваетсявычислительная астрономия, сохранились тексты, где для определённого года (илипоследовательности лет) указаны положения Луны (или планет) через определённыеинтервалы времени. Большой заслугой вавилонских астрономов было открытие [сароса] —промежутка времени, по истечении которого солнечные и лунные затменияповторяются в той же последовательности.Вавилонскаянаука как зачаток многих современных направлений в науке
С основами вавилонскойнауки были знакомы и соседние народы — эламиты, хурриты, хетты, финикийцы. Вклад в неёАссирии был незначителен, однако большая часть вавилонских научных сочиненийдошла до нас из ассирийских библиотек 12-7 вв. до н. э. Древнегреческаянаука восприняла некоторые достижения вавилонской науки (видимо, ненепосредственно, а через Финикию и Малую Азию), но вавилонская астрономия,по-видимому, оказала и прямое влияние на древнегреческую.
Шумеро-вавилонскаясистема мер и весов легла в основу ряда метрологических систем древней ПереднейАзии, а шестидесятеричная позиционная система счисления дошла и донашего времени: именно этой системой пользуются и сейчас, когда оперируют[градус]ами (или [час]ами), [минута]ми и [секунда]ми.
Примером своего родаисторической концепции, зачатком истории как науки может служить изложениеисторических событий в виде «Списка царей», начинающегося с момента,когда «царственность спустилась с неба», и тянущегося непрерывно от древнейшихк позднейшим царям. Этот список был составлен около 2100 до н. э. дляобоснования идеи абсолютности царской власти.
К первым сочинениямнаучного характера в древнем [Двуречье] можно отнести списки знаков письма —сначала рисуночных, а затем развившихся из них — клинописных — иперечни терминов, записанных при помощи таких знаков. Подобные перечни быливпервые составлены около 3000 до н. э. Позже, в связи с практическойпотребностью, были накоплены определенные знания в области филологии. Так, всвязи с тем, что шумерский язык выходил из живого употребления, а бытовымязыком стал аккадский, создавались пособия для изучения шумерского как языкарелигии и школы — списки слов и специальных терминов разного рода, в томчисле ботанических, зоологических, минералогических и т. п.; в начале2-го тыс. появились шумеро-аккадские общие и терминологические словари, былидаже попытки составления этимологических словарей; ещё позднее, частично запределами Двуречья, составлялись и многоязычные словари, напримершумеро-аккадо-западносемитско-хурритский, шумеро-аккадо-хеттскийи т. п. Составлялись пособия по грамматике.
Средоточием науки вдревнем [Двуречье] до середины 2-го тыс. до н. э. была так называемая э-дубба —тип светской школы-академии, готовившей главным образом писцов, но имелись,видимо, и [храмовые школы]. [Писец] было почётным званием образованного человека.В соответствии со степенью эрудиции и специализации различалось около двадцативидов писцов. Среди дидактических школьных текстов известно «Поучениеземледельцу», нечто вроде краткого сельскохозяйственного справочника.ЖителиДвуречья
Дошедшие до нас мифыотражают в основном представления народов, живших ирригационным земледелием, атакже оседлых охотников и скотоводов. Согласно представлениям древних народовДвуречья, плоская земля лежит на поверхности мировых вод, окружающих её ивыступающих в виде колодезной и речной воды; эти воды отделены от небесных вод«Плотиной небес», на которой покоится несколько твёрдых небосводов — небо[Солнца], Луны, планет и неподвижных звёзд. Внутри земли — мрачный городмёртвых. Мир сотворён либо богиней-матерью, либо (в поздних мифах) мужскимбожеством ([Энлиль], [Мардук]). Так, по вавилонскому мифу (2-е тыс. дон. э.), в борьбе старших богов с младшими первых возглавляетчудовище — богиня [Тиамат] («Море»), вторых — бог [Мардук]. Убив[Тиамат], [Мардук] рассекает её тело надвое, превращая его в подземные инебесные воды. Видное место занимает миф о потопе и спасшемся на корабле отпотопа единственном человеке — мудром [Зиусудре] (шумерское;аккадское — [Утнапишти]). Конкретные черты этому мифу дали сравнительночастые в [Двуречье] разрушительные наводнения. По мифу о богине [Иннин](шумерское; аккадское — Иштар), она спустилась в преисподнюю, чтобыоспорить господство богини мёртвых, а затем вырвалась на землю, оставив богинемёртвых своего возлюбленного Думузи как выкуп за себя. Героические мифыгруппируются по местным циклам. Наиболее интересен круг мифов г. Урука,связанный с именами героев Энмеркара, Лугальбанды и Гильгамеша. Известен такжемиф о вражде орла и змеи и о попытке героя Этаны взлететь на небо на орле. Донас дошли в основном записи официальных версий мифов, подчинённые идее обессилии человека перед богами.
Религия древних народовДвуречья не составляла стройной догматической системы, а складывалась изотдельных местных культов, не исключавших культы др. божеств. В ходеобщественного развития она претерпела существенные изменения. В верованияхшумеров (3-е тыс. до н. э.) преобладали культы богов и богинь — покровителейотдельных общин; независимо от специфических черт, приписывавшихся каждомубожеству, они обычно были также богами растительности и ирригационногоземледелия. Ряд божеств [бог Солнца Уту, бог Луны Зуэн (Наина), бог неба Ан ибогиня любви и звезды Венеры Иннин (Инанна), бог подпочвенных вод, покровительмудрости и культурных изобретений Энки] почитался повсеместно, имея, однако, исвои общинные центры. Верховным божеством считался бог Энлиль. Энлиль, Ан иЭнки составляли триаду великих божеств. Большое значение имел культ умирающих ивоскресающих божеств растительности, а также скотоводства — [Думузи-абзу](Таммуз) и др. Загробный мир представлялся в виде мрачного подземного города,где правит богиня [Эрешкигаль] (или бог [Нергал]). Большое распространение имеливерования в различных добрых и злых духов.Созданиепантеона богов
В конце 3-го тыс. дон. э. в связи с укреплением единого деспотического государства местныекульты соединились в общий для всей страны пантеон. Роль людей врелигиозной системе была сведена к роли рабов, подносящих богам свои жертвы, ацарская власть объявлена божественной субстанцией.
Семитское (аккадское)население Двуречья первоначально имело свои племенные культы. Однако уже ксередине 3-го тыс. до н. э. наблюдается господство шумерских культов и усемитов Двуречья, причём часть богов получила семитские имена наряду сшумерскими или вместо них (Энлиль = Бел, Иннин = Иштар, Уту = Шамаш, Энки = Эа, Ан = Ану, Нанна =Син и т. д.).
В период возвышения Вавилона (18 в. дон. э.) верховным божеством был объявлен бог-покровитель этого города Мардук. В 1-м тыс. дон. э. развиваются астральные культы на основе отождествления некоторыхбожеств с небесными светилами. На С.-В. Двуречья, в Ассирии, получилраспространение тот же пантеон с добавлением некоторых местных (хурритских идр.) божеств, но верховным богом здесь считался покровитель главного городаАссирии — Ашшура, носивший то же имя, что и город. Наряду с верховнымбогом (Энлилем, Мардуком или Ашшуром) «великими богами, решающими судьбы»,составляющими совет старейшин в общине богов, признавались 7 или 12 главныхбожеств.
Сохранялисьпредставления, восходящие к культу вождя как воплощения жизненных сил общины.Пережитком ритуального убийства состарившегося вождя являлся в Вавилонеежегодный обряд, при котором царь временно заменялся бедняком или рабом,подвергавшимся побоям со стороны верховного жреца.
Во 2-1-м тыс. получаетразвитие понятие [грех]а и покаяния, которые, однако, воспринимались главнымобразом в ритуальном плане (нарушение магических запретов и правил почитаниябогов и искупление прегрешения).
Профессиональноежречество создаётся в Двуречье очень рано — ещё в 4-м тыс. [Жрец]ом был иправитель ([царь]). Для культовых целей с 4-го тыс. до н. э. из общинныхначали выделять специальные обширные храмовые хозяйства, затем они вошли каксоставные части в царские хозяйства.Литература древнего Двуречья
В 1-ой половине 3-готыс. до н. э. литература народов Двуречья была исключительно устной.Именно к этому периоду восходит, вероятно, часть шумерских эпических песен,дошедших до нас в записях 19-18 вв. до н. э. Цикл песен о героях г.Урука — Энмеркаре, Лугальбанде, Гильгамеше и др. — содержит некоторыереалистические подробности. Мифологический характер носят песни о змееборцеЛугальбанде, об иве богини Иннин и др. Архаичностью отличается культоваяэпическая песня о нисхождении богини Иннин в преисподнюю. К более позднимвременам относятся, очевидно, этиологические эпические песни, посвященныезолотому веку, происхождению культурных изобретений. 24- 21 вв. дон. э. — время расцвета историко-героического эпоса на шумерском иаккадском языках о деяниях и походах царей Саргона и Нарамсина. Им же были посвященыи нравоучительные жреческие поэмы с антимонархической тенденцией, обвиняющиецарей в нечестии. Вероятно, к 22 в. до н. э. относится и аккадскаяэпическая поэма о Гильгамеше, с большой художественной силой рассказывающая отрагедии человеческой судьбы и поисках бессмертия. Начиная с 22 в. дон. э. получают оформление некоторые официальные надписи (надпись-поэма опостройке храма Гудеей и надпись-поэма о победе царя [Утухегаля] над полчищамикутиев, обе на шумерском языке). К концу 3-го тыс. до н. э. восходит, очевидно,и обширная дидактическая литература, известная по записям 18 в. до н. э. иболее позднего времени. К ней относятся: афористические поучения,приписывавшиеся [Шуруппаку] и его сыну [Зиусудре]. Интересны покаянные псалмы,литургические «[плачи]», иногда подлинно лиричные, отражающие настоящиечеловеческие горести, а также уникальные две шумерские свадебные и двепогребальные песни. Классическая аккадская литература складывается, вероятно, вкассидский период литературы 16-12 вв. до н. э.: большой космогоническийэпос в 7 песнях, описывающий сотворение мира из хаоса, борьбу старшего имладшего поколений богов и т. п. Появляются и произведения,выражающие скептическое и даже критическое отношение к действительности: поэмао «Ниппурском бедняке» и др.
Из [Ассирия|Ассирии]почти не дошло самостоятельных литературных памятников. Писались подражательныепоэмы, [гимны] и молитвы в вавилонских жанрах; некоторые из них написаны царёмАшшурбанипалом. Самостоятельным жанром ассирийской литературы являются царские[анналы]. Некоторые из них, написанные ритмической прозой, живо и красочнорисуют картины битв: письмо [Набушаллимшуну] к богу о походе Саргона II в 714дон. э. против [Урарту]. После падения [Ассирия|Ассирии]в конце 7 в. дон. э. в литературе не было создано ничего значительного. Памятники старойвавилонской, а отчасти и шумерской, главным образом культовой, литературыпереписывались вплоть до 1 в. до н. э. на живом арамейском языке. Заисключением анналов, летописей, предсказаний и т. п., вся литературанародов древнего Двуречья — стихотворная.Пластическоеисскуство
В художественнойкультуре древнего мира важное место занимают пластические искусства племён инародов Месопотамии 4-1-го тыс. до н. э. В Месопотамии, как и в ДревнемЕгипте, складываются и получают первоначальное развитие многие формыархитектуры, скульптуры, синтеза искусств, изображения человека и окружающегомира, характерные для последующих эпох. Замедленность общественного развития иподчинение искусства религии обусловливают устойчивость художественных структури стилевых принципов.
Древнейшиехудожественные памятники Месопотамии (вылепленные от руки культовые сосуды изглины с раскрашенным ритмизовским геометрическим узором и стилизованныйизображениями птиц, зверей и людей; статуэтки из глины) восходят к 5-4-му тыс.до н. э. С середины 4-го тыс. до н. э. появляется гончарный круг,развивается строительство храмов (прямоугольный в плане «Белый храм» в Уруке навысокой сырцовой платформе), стены, которых иногда украшаются геометрическим мозаичнымузором из разноцветных шляпок глиняных «гвоздей». В период Джемдет-Наср (конец4-го — начало 3-го тыс. до н. э.) получает развитие круглаяскульптура (тщательно моделированная женская голова из Урука со строгимиобобщёнными чертами, начала 3-го тыс. до н. э., Иракский музей, Багдад),складываются принципы месопотамского скульптурного рельефа (сосуд из Урука сярусами плоскорельефных фризов, где изображены ритмически чередующиеся жанровыесцены, процессии людей и зверей, Иракский музей, Багдад), расцветает искусствоглиптики (резные цилиндрические печати с сюжетными сценами, отмеченнымисвободой композиции и передачи движения).Архитектура
В период образованиягородов-государств (начало 3-го тыс. до н. э.) в искусстве нарастают чертыусловности и каноничности. В эпоху возвышения [Шумера] усиление царской властии влияния жречества определяет ведущую роль храмовой архитектуры. Стремлениеутвердить могущество божества воплощается в величественной геометрическойпростоте архитектурных масс. Прямоугольные в плане храмы сооружались изкирпича-сырца на насыпных платформах, предохранявших здания от сырости. Стенычленились прямоугольными выступами и нишами (так называемый Овальный храм вХафадже, начало 3-го тыс. до н. э. — 22 в. до н. э.). Краннединастическому храмовому зодчеству Шумера восходит тип многоступенчатойбашни-зиккурата с «жилищем бога» наверху. Зиккурат в Уре (22-21 вв. дон. э.) состоял из поставленных одна на другую трёх усечённых пирамид:террасы зиккурата соединялись наружными лестницами, ярусы были окрашены вразные цвета. Жилые здания Шумера, повлиявшие на последующую храмовую идворцовую архитектуру, имели плоские крыши и прямоугольный в плане открытыйвнутренний двор.
Мелкая пластика[Шумера] (статуэтки молящихся из камня и бронзы) отличалась схематичностью инерасчленённостью форм. На застывших лицах с резко выступающими носамивыделялись огромные, инкрустированные цветными камнями глаза. Изображения нарельефах плоскостны и статичны: голова и ноги обычно изображены в профиль,глаза и плечи — в фас; фигуры бога и царя выделены размером (каменнаястела Эаннатума — правителя г. Лагаша, или так называемая Стела коршунов,с поярусно расположенными военными сценами, около 2500 до н. э., Лувр,Париж). Сходен по стилю так называемый штандарт из Ура — мозаика израковин и лазурита со сценами битв и триумфов (около 2600, Британский музей,Лондон). Замечательны золотые предметы из «царских» гробниц Ура —орнаментированный шлем, диадема и кинжал с ножнами филигранной работы, полнаяживой выразительности голова быка (украшавшая арфу) из золота и лазурита.Резным печатям Шумера свойственны условность и орнаментальность форм.
Немногочисленныесохранившиеся памятники периода объединения Месопотамии под властью династии[Аккада] (24-22 вв. до н. э.) отражают усиление культа властителя. Присохранении условных приёмов в рельефах появляется стремление к большей свободекомпозиции, к объёмности фигур, показу окружающей природы (каменная стела царяНарамсина с батальными сценами, Лувр, Париж, цилиндрические печати со сценамиохоты — все 23 в. до н. э.), в круглой скульптуре — стремление кпортретности черт (бронзовая голова правителя из Ниневии, 23 в. до н. э.,Иракский музей, Багдад). Высокого совершенства достигает техника художественнойобработки бронзы — литья, чеканки, гравировки. Традиции искусства Аккадасохраняются в портретном искусстве г. Лагаша (статуя правителя Гудеа, 22 в. дон. э., Лувр, Париж).
В объединённомгосударстве III династии Ура (конец 22-21 вв. до н. э.), в условияхжреческого бюрократического режима, в художественных мастерских создавалисьглавным образом рельефы с каноническими сценами поклонения божествам,отличающиеся сухостью форм. От периода возвышения г. [Вавилон]а (18 в. дон. э.) сохранилось немного памятников: диоритовая стела со сводом законовцаря [Хаммурапи], украшенная в верхней части рельефом с изображением царя вмолитвенной позе перед богом [Шамашем] ([Лувр], [Париж]); росписи дворца в[Мари] с культовыми сценами и изображениями богов, и др.
                                         Древняя Ассирия
 Развитие Ассирии
Новый этап в развитииискусства Месопотамии связан с возвышением [Ассирия|Ассирии]. Собственноассирийское искусство складывается во 2-м тыс. до н. э. под воздействиемкультур [Аккада] и хеттов (рельефы дворца в г. Кар-Тукульти-Нинурта, 13 в. дон. э.). Расцвет искусства [Ассирия|Ассирии]совпадает со временемнаибольшего могущества и военной экспансии ассирийского государства (9-7 вв. дон. э.). Его основными темами становятся войны, прославление царей-победителей.Дворцы царей [Ассирия|Ассирии], включенные в регулярную планировку городов,представляли собой прямоугольные в плане [цитадели] на насыпной террасе, смногочисленными помещениями, которые группировались вокруг асимметричнорасположенных открытых внутренних дворов. Парадные арочные ворота-порталыфланкировались башнями с монументальными фигурами гениев-хранителей (в видекрылатых быков с головой человека) у основания. Дворцовые комплексы включалипрямоугольные храмовые помещения и зиккураты (дворец Саргона II вДур-Шаррукине, современный Хорсабад, 712—707 до н. э.). В убранстведворцов главную роль играли рельефы из известняка и алебастра с изображениямимифологических существ, сцен войны и охоты, придворного быта. Расположенныефризами рельефы 9 в. до н. э. (дворец Ашшурнасирпала II в Кальху,современная Нимруд, 9 в. до н. э.) отличались торжественной статикой,строгим подчинением изображений плоскости, тщательной орнаментальной отделкойузоров одежд. Стремление к прославлению физической мощи человека сказывалось вподчёркнутой углублёнными линиями преувеличенной мускулатуре, величественнойпластике фигур. В рельефах 8-7 вв. до н. э., свободнее заполняющихповерхность стены, нарастает повествовательность, появляется стремление к болееширокому показу жизненных сцен, пейзажа, пространства (рельефы дворцаСинахериба в Ниневии, современный Куюнджик, 705—680 до н. э.). В рельефах7 в. до н. э. достигает вершины реализм в изображении животных,усиливаются динамика и экспрессия образов (рельеф «Умирающая львица» из дворцаАшшурбанипала в Ниневии, 7 в. до н. э.). Сохранившиеся росписи дворца вТиль-Барсибе (современный Тель-Ахмар, 8 в. до н. э.), стилистическиблизкие рельефам, отличаются плоскостностью и декоративностью расцветки. Воформлении дворцов Ассирии применялись также орнаментальные фризы изполихромного глазурованного кирпича и украшения из металла, в том числе рельефы(бронзовая обшивка ворот из Балавата, 9 в. до н. э., Британский музей,Лондон). Редким памятникам круглой скульптуры Ассирии, тесно связанной сархитектурой, свойственны монументальность, торжественность, застылость инерасчленённость масс (статуя Ашшурнасирпала II, 9 в. до н. э., Британскиймузей, Лондон). Расцвета достигло прикладное искусство — выделкацилиндрических печатей, художественное ткачество, резьба по кости и дереву,обработка металла.ПадениеАссирии
После падения Ассирии(кон. 7 в. до н. э.) кратковременный расцвет вновь переживает искусство[Вавилона] (7-6 вв. до н. э., так называемый ново вавилонский период).Великолепен ансамбль г. Вавилона со сложной системой укреплений, широкимипрямыми дорогами процессий, дворцом Навуходоносора II, храмовым комплексомЭсагила и 90-метровым зиккуратом Этеменанки.
В результате завоеванияВавилона державой Ахеменидов (539 до н. э.) и его вхождения в государствоСелевкидов (конец 4в. до н. э.) в вавилонской культуре проявляется влияниеперсидского, а позже эллинистического искусства. В свою очередь вавилонскоеискусство повлияло на развитие искусства Ирана и Парфии (см. Парфянское царство).
В XIV—IX веках до н. э.Ассирия неоднократно подчиняла всю Северную Месопотамию иприлегающие районы. Период наивысшего могущества Ассирии — VIII—VII век до н.э. Новая Ассирийская империя (750—620 г. до н. э.) считается первой империей вистории человечества.
                                     Древний Вавилон!
Вавило́нбыл столицей Вавилонии в Междуречье. Слово«Вавилон» происходит от семитского«bab-Illu», означающего «Врата Бога».ИсторияСтаровавилонскийпериод
Древний Вавилон возникна месте более древнего шумерского города Кадингир, название которого быловпоследствии перенесено на Вавилон. Первое упоминание о Вавилоне содержится внадписи аккадского царя Шаркалишарри (XXIII век до н. э.).В XXII веке до н. э. Вавилон был завоёван и разграблен Шульги, царём шумерскогогосударства Ура, подчинившего себе всю Месопотамию.
Занявшие в конце IIIтыс. до н. э. территорию Междуречья племена аморейцев в течение XX в. до н. э.стали образовывать независимые царства. В 1895 г. до н. э. аморейским вождем Сумуабумом было созданоодно из таких царств с центром в Вавилоне. В ходе активных войн междугосударствами Месопотамии к 1800 г. до н. э. Вавилон стал центром юга страны,подконтрольного царству Ларса. Смерть царя Шамши-Адада, правившегоогромной державой, включавшей в себя Верхнюю Месопотамию, позволилававилонскому царю Хаммурапи начатьприсоединение разрозненных царств. За 1764—1756 гг. до н. э. были завоеваны Элам, Мари, Ашшур, Эшнунна, Сузиана — образоваласьединая общемесопотамская держава, самым знаменитым памятником которой стали Законы Хаммурапи.Средневавилонскийпериод
При преемнике ХаммурапиСамсуилуне (1749—1712 гг.до н. э.) в 1742 г. до н. э. на Месопотамию обрушились племена касситов, позже образовавшиекассито-аморейское государство Хана, которое к XVI векуконтролировало бо́льшую часть страны.
Официальным названием государства касситов было Кардуниаш. Его цари вXV—XIV вв. до н. э. владели обширными территориями долины Нижнего Евфрата, Сирийскойстепи — вплоть до границ египетских владенийв Южной Сирии. Правление Бурна-БуриашаII (ок. 1366—1340 гг. до н. э.) было апогеем касситского могущества, однакопосле его правления наступает 150-летний период вавилоно-ассирийских войн.Окончательно касситская династия была разгромлена эламитами около 1150 г. до н. э.Ассиро-вавилонскийпериодСм. ниже.Нововавилонскийпериод
Наибольшего расцветаВавилон достиг в период Нововавилонского царства (626—538 до н. э.). При Навуходоносоре II(604—561 до н. э.) в Вавилоне появились новые богатые постройки и мощныеоборонительные сооружения.Эллинистическийпериод
В 331 до н. э. Вавилонбыл завоёван Александром Македонским,а в 312 до н. э. —захвачен одним из полководцев Александра, диадохом Селевком, который переселилбольшую часть его жителей в основанный им неподалёку город Селевкию. Ко II векун. э. на месте Вавилона остались лишь развалины.Архитектура
«…Построен Вавилон воттак. Лежит на обширной равнине, образуя четырехугольник, каждая сторонакоторого 120 стадиев (21 312 м) длины. Окружность всех четырех сторон городасоставляет 480 стадиев (85248 м). По данным археологических раскопок,окружность города не превышает 18 км. Вавилон был не только очень большимгородом, но и самым красивым из всех городов, которые я знаю. Прежде всегогород окружен глубоким, широким и полным водой рвом, затем идет стена шириной в50 царских (персидских) локтей (26,64 м), а высотой в 200 (106,56 м). Царскийже локоть на 3 пальца больше обыкновенного (55,5 мм)…
…взятую оттуда землюстали употреблять для выделки кирпича. Изготовив достаточное количество сырыхкирпичей, обжигали их в печах. Вместо цемента строители пользовались горячимасфальтом и через каждые тридцать рядов кирпича закладывали между камнямикамышовые плетенки. Сначала таким образом укрепляли края рва, а затем и самустену. На верху стены по краям возвели по две одноэтажные башни, стоявшие другпротив друга. Между башнями оставалось пространство, достаточное для проездачетверки лошадей. Кругом на стене находилось 100 ворот целиком из меди (в томчисле их косяки и притолоки…
Таким-то образом быливозведены стены Вавилона. Город же состоит из двух частей…разделенныйрекой…чтобы попасть из одной половины города в другую, нужно былопереправляться на лодке… Через него протекает река по имени Евфрат, берущаяначало в Армении… Город же сам состоит сплошь из трех- и четырехэтажных домов ипересечен прямыми улицами, идущими частью вдоль, а частью поперек реки. Накаждой поперечной улице в стене вдоль реки было столько же маленьких ворот,сколько и самих улиц. Ворота эти были также медные и вели к самой реке.
Эта [внешняя] стенаявляется как бы панцирем города. В


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.