СОДЕРЖАНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ
2.ЗАВОЕВАНИЕЗОЛОТОГО ВАВИЛОНА
2.1Началоистории
2.2Изплена – на родину
2.3Садыи блистающий дворец
3.ПАДЕНИЕИ ВОЗРОЖДЕНИЕ ГОРОДА-ЗАКОНОДАТЕЛЯ
3.1КакВавилон добился своего величия
3.2КогдаНавуходоносор правил Вавилоном
3.3СводЗаконов Хаммурапи
3.4Какимбогам поклонялись в Вавилоне
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5.СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.ВВЕДЕНИЕ
В оборонительнойсистеме Вавилона был один недостаток: через центр города протекал Евфрат. Кирже сразу понял, что река может стать дорогой в самое сердце Вавилона. Когдаглубина стала лишь по бедро взрослому человеку, персы вброд по дону пробралисьвнутрь городских стен, в самое сердце Вавилона. Его встретили радушно.
Однако библейскийпророк Даниил, очевидец падения города, счел это божественным возмездием.
С падением Вавилона Кирстановится единовластным правителем не только Месопотамии, но и Сирии иПалестины, подвластных Вавилону.
Кир освободил извавилонского плена евреев, отправив их в Иудею для восстановления Иерусалима исвященного храма Соломонова. Вавилон был крупнейший в мире город, раскинувшийсяна 4000 га земли, со времен царя Навуходоносора пребывавший в славе.
В северной части древнегогорода, возвышаясь над Евфратом, стоял дворец. Неподалеку от него находилосьодно из Семи чудес света – висячие сади Семирамиды. Эти Сады были построены приправлении царя Вавилона Навуходоносора II.
Падение Вавилонаознаменовало закат славы города, хотя при правлении преемников Кира Вавилонстал столицей богатейшей провинции Персидской империи.
Город Вавилон поздновстал в ряд государств Центральной Азии. Первый из его великих царей,полулегендарный Хаммурапи, правил примерно с 1792 по 1750 г.до н.э. Хаммураписоздал свод законов, просуществовавшей почти 1000 лет и еще долго сохранявшийвлияние.
Вавилон был поднят изруин преемником Синахериба Ассархаддоном, и к концу VIIв.до н.э. вновь обрел былую мощь.
Навуходоносор взошел нававилонский трон в 605 г.до н.э. За 43 года своего правления он возродилВавилонскую империю и практически заново отстроил ее столицу – великолепныйгород Вавилон.
Законы Хаммурапи,влиявшие на вавилонское общество и во времена Навуходоносора, уходили корнями ксводу законов, высеченному в 1750 году до н.э. на базальтовой плите. Он высеченклинописью, способом письма, ранее использовавшимся на глиняных табличках.Законы охватывали все правовые сферы: от имущественных преступлений до порядканаследования, от врачевания больных до усыновления детей. Многие видыпреступлений карались смертью.
Цель написанной работы– рассказать о правлении царей в Вавилоне; о завоевании и падении города.
Для написанияконтрольной работы использовалась следующая литература:
1.Когда, где, как ипочему это произошло/Сост. Найджел Хоукс, Тим Хейли, Кейт Спенс и др.; Ред.Майкл Уорт Дэвисон, Йен Стюарт, Аза Бригс.; – Лон.: ЗАО «Изд. дом РидерзДайджест», 1998. – 448 с.
2.Моммзен Т. ИсторияВавилона. М., 1943. 379 – 380 с.
3. Энцикл.:История/Сост. Н.В. Чудакова, А.В. Громов; Под ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО«Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 512 с.
4.Энцикл.: Страны инароды: Азия, Америка, Австралия, Африка/Авт.-сост. Л.А. Багрова; Под ред. О.Г.Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 592 с.
2.ЗАВОЕВАНИЕЗОЛОТОГО ВАВИЛОНА
2.1Началоистории
вавилон семирамидахаммурапи
Всю весну и часть лета539 г.до н.э. персидская армия Кира Великого стояла под мощными стенамиВавилона, надеясь, что голод заставит его жителей сдаться. До этого персы ужепокорили Мидию и сказочно богатую Лидию. С падением Вавилона Кир становитсяединовластным правителем не только Месопотамии, но и Сирии и Палестины,подвластных Вавилону.
Вавилоняне загодянакопили в городе столько съестных припасов, что хватило бы на несколько лет.Но они не учли один небольшой недостаток в оборонительной системе Вавилона:через центр города протекал Евфрат. Кир же сразу понял, что река может статьдорогой в самое сердце Вавилона.
Кир повелел вырыть вышепо течению канал для отвода воды Евфрата к близлежащим болотам. Уровень воды вреке понизился, а когда глубина стала лишь по бедро взрослому человеку, персывброд по дону пробрались внутрь городских стен, в самое сердце Вавилона.Горожане отмечали какой-то праздник и ничего не заметили, пока персы незаполнили весь город.
Кир был тепло встреченвавилонянами. Он тоже благоволил им и даже присутствовал на церемониях поклонениянаиболее почитаемому в Вавилоне божеству – Мардуку. Так пал Вавилон, согласносвидетельствам греческих историков Геродота и Ксенофонта. Однако библейскийпророк Даниил, очевидец падения города, счел это божественным возмездием. Онповедал, как в то время, когда персы подходили к городу, Валтасар, которогоДиниил называет царем вавилонским, хотя на самом деле тот правил только вотсутствие своего отца Набонида, устраивал пир для «тысячи вельмож своих».Гости пили вино из священных иудейских чаш, раннее вывезенных из Иерусалимавоинством Навуходоносора IIв качестве военных трофеев. И вдруг в разгар пира из воздуха возникла рука,начертавшая на стене слова: «Мене, текел, перес».
2.2Изплена – на родину
Даниил узнал в этихсловах названия трех иудейских мер веса, и истолковал их следующим образом:«Мене –исчислилБог царство твое и положил конец ему, текел – ты взвешен на весах и найденочень легким, перес – разделено царство твое и дано мидянам и персам». И всоответствии с пророчеством Даниил персидское войско ворвалось в город, и в туже ночь Валтасар бал убит, хотя, возможно, не Киром, а своими же возмущеннымиподданными.
Кир освободил извавилонского плена евреев, отправив их в Иудею для восстановления Иерусалима исвященного храма Соломонова. Пророк Ездра описывает, как Бог Израилев надоумилКира вернуть иудеев на родину и отдать им священные сосуды числом «пять тысяччетыреста».
Греческие историки ибиблейские иудейские пророки единодушно отмечают мощь и размеры Вавилона,название которого означает «Врата Бога». Это был крупнейший в мире город,раскинувшийся на 4000 га земли, со времен царя Навуходоносора пребывавший вславе. Протяженность внешней линии двойных стен, окружавших город, достигала 17км, через определенные промежутки они были укреплены сторожевыми башнями. Надоживленными речными пристанями возвышался огромный зиккурат – Вавилонскаябашня, упомянутая в Книге Бытия. Это было искусно выстроенное сооружение изглиняного кирпича высотой около 90 метров, хорошо видное за многие километры издолины Евфрата. Состояло оно из 8 башен, соединенных между собой лестницей,ведущей наверх. Вавилоняне называли башню Этеменанки, т. е. «Дом основы Небес иЗемли». Неподалеку от нее располагался храмовый комплекс, именуемый Эсагила,«Дом Головы», где Кир сумел завоевать благосклонность вавилонян, поклоняясьМардуку.
2.3Садыи блистающий дворец
В северной части древнегогорода, возвышаясь над Евфратом, стоял дворец, в котором, возможно, Валтасар иустроил пир в ту роковую ночь. Неподалеку от него находилось одно из Семи чудессвета – висячие сади Семирамиды.
Эти Сады были построеныпри правлении царя Вавилона Навуходоносора II.В жены себе он выбрал красавицу Семирамиду, дочь царя горной страны Мидии. Она оченьтосковала по своей родине, которая так не похожа была на пыльный и шумныйгород, где ей пришлось жить с мужем.
Навуходоносор любилсвою жену, он решил сделать все, чтобы развеять ее печаль. По приказу царя вгород были согнаны тысячи пленных, захваченных на недавней войне, и закипеларабота.
Рядом с дворцом былопостроено четырехэтажное здание из камня и кирпича. На каждом этаже насыпалислой плодородной земли и посадили деревья и цветы. Этажи соединялись междусобой лестницами.
Для поливки садовиспользовалось специальное водоподъемное устройство. Все это сооружениеподдерживали мощные колонны, но издали казалось, что прекрасные сады висятпрямо в воздухе – потому их и назвали «висячими садами».
К сожалению, это чудосвета просуществовало недолго – около двух столетий. Сначала пересталиухаживать за садами, затем мощные наводнения разрушили фундамент колонн, и всесооружение рухнуло. Так погибло одно из чудес света.Доступв город осуществлялся через 8 городских ворот, из них самыми роскошными былиВорота Иштар, сооруженные в честь богини плодородия и любви.
Падение Вавилонаознаменовало закат славы города, хотя при правлении преемников Кира Вавилонстал столицей богатейшей провинции Персидской империи. В 482 году до н.э. вгороде вспыхнуло восстание против Ксеркса, который снес городские стены и храмыи расплавил золотую статую Мардука. В 331 г.до н.э. Вавилон был захваченвойсками Александра Македонского, а в 275 г.до н.э. практически всех горожанпереселили в новую столицу на реке Тигр. И все же обдуваемые ветрами руиныпростояли еще более 2000 лет, пока в 1990 году правитель Ирака Садаам Хусейн,подготавливая площадку под строительство «Нового Вавилона», не сравнял с землейбольшую их часть.
3.ПАДЕНИЕИ ВОЗРОЖДЕНИЕ ГОРОДА-ЗАКОНОДАТЕЛЯ
3.1 Как Вавилон добилсясвоего величия
Город Вавилон поздно всталв ряд государств Центральной Азии. Он появился спустя столетия после зарожденияпервой – шумерской – цивилизации, однако к 1900 г.до н.э. уже стал столицейВавилонского царства.
Первый из его великихцарей, полулегендарный Хаммурапи, правил примерно с 1792 по 1750 г.до н.э. Принем Вавилон подчинил себе основную часть Месопотамии – плодородные земли междуТигром и Евфратом. Он сделал Вавилон центром процветающей империи. Хаммураписоздал свод законов, просуществовавшей почти 1000 лет и еще долго сохранявшийвлияние.
Величие и славаВавилона привлекали к нему внимание многих захватчиков. В течение XVIв.до н.э. он находился под властью касситов, правивших примерно 400 лет. Тогдаже бог Мардук, которому ранее поклонялись лишь вавилоняне, стал главным божествомвсей Месопотамии.
Начиная с IXстолетия до н.э. Вавилоном правили ассирийцы. Не раз вавилоняне пыталисьсбросить ассирийское иго, и в 689 г.до н.э. ассирийский царь Синахериб разрушилВавилон. Храмы были снесены, статуя Мардука была перевезена в столицуАссирийского царства Ниневию, а воды Евфрата были направлены так, чтобы река смылагород с лица земли.
Вавилон был поднят изруин преемником Синахериба Ассархаддоном, и к концу VIIв.до н.э. вновь обрел былую мощь. В 626 г.до н.э. Вавилон провозгласилнезависимость от Ассирии, и 14 годами позже в союзе с мидийцами вавилонянеразбили ассирийские войска и разрушили их столицу Ниневию. Этой победой надассирийцами Вавилон открыл эпоху своей величайшей славы.
3.2КогдаНавуходоносор правил Вавилоном
Навуходоносор взошел нававилонский трон после смерти своего отца, Набопаласара, в 605 г.до н.э. За 43года своего правления он возродил Вавилонскую империю и практически зановоотстроил ее столицу – великолепный город Вавилон. По всей империи он строилхрамы, и археологи почти в каждом раскопе находят таблички или кирпичи с именемНавуходоносора. Навуходоносор IIиспользовал рабочую силу со всех концов своей империи. Среди рабочих были ииудеи, взятые в плен после завоевания Навуходоносором Иерусалима в 586 году.Царь вавилонский, как записано в Четвертой Книге Царств, вывез «все сокровищадома Господня, и выселил вест Иерусалим, и всех князей, и все храброе войско, ивсех плотников и кузнецов; никого не осталось, кроме бедного народа земли».
Как рассказывает пророкДаниил, царь Навуходоносор повелел бросить иудейских мудрецов Седраха, Мисаха иАвденаго в «печь, раскаленную огнем», за отказ поклониться золотому истукану.За это впоследствии на царя обрушилась божественная кара, он утратил разум и стех пор, как говорил Даниил, «был отлучен от людей, и травою кормили его, каквола». Современные ученые полагают, что здесь имеется в виду наследникНавуходоносора Набонид, который, очевидно, был психически болен и в самом делена долгие годы был удален из Вавилона.
3.3СводЗаконов Хаммурапи
Законы Хаммурапи,влиявшие на вавилонское общество и во времена Навуходоносора, уходили корнями ксводу законов, высеченному в 1750 году до н.э. на базальтовой плите, котораятеперь хранится в Лувре. Он высечен клинописью, способом письма, ранееиспользовавшимся на глиняных табличках: перед обжигом на сырую глину наносилизнаки с помощью палочки. Законы охватывали все правовые сферы: от имущественныхпреступлений до порядка наследования, от врачевания больных до усыновления детей.Общество, над которым стоял царь, подразделялось на три социальных класса –знать, простолюдинов и рабов. Мужчины имели больше прав, чем женщины.[1]Карались преступления по принципу «око за око»: тот, кто повредил глазвавилонскому вельможе, в наказание лишался собственного. Знатный гражданин,выбив глаз простолюдину, отделывался штрафом.
Многие видыпреступлений карались смертью. За кражу из горящего дома виновного бросали впламя; прелюбодеев привязывали друг к другу и бросали в реку. Если домобрушивался на его владельца, приговаривали к смерти строителя.
Регулировались расценкинайма тяглового скота, оплата труда ремесленников и рабочих, услугиспециалистов. Многие иудейские законы того периода, отраженные в Ветхом Заветеудивительно схожи с Законами Хаммурапи. Но это не означает, что Законы Моисеевыбыли заимствованы из вавилонского кодекса, или наоборот. Скорее всего, сходныесоциальные условия в сходных климатических и экономических обстоятельствахпривели к появлению сходных правовых норм.
3.4Какимбогам поклонялись в Вавилоне
Подобно древним греками римлянам, древние народы Ближнего Востока поклонялись целому сонму богов. Ушумеров, ассирийцев и вавилонян были три основных божества: Ану – царь богов,Энлиль – бог грозы и Энки, или Эа, — бог мудрости и колдовства.
Во IIтысячелетии до н.э. главным богом вавилонян становится сын Энки, Мардук, чьеизображение находилось в храме Исагила. Вход в храм охраняли два крылатыхсущества керибима (отсюда – «херувим»).
Именно в Исагилепроисходили священные обряды бракосочетания вавилонских царей с богиней Иштар –залог плодородия земель и долгой жизни правителя. На вершине зиккурата прихраме находился алтарь, на который сходил Мардук, чтобы говорить со своимнародом.
Иштар, являющаяся людямв виде планеты Венеры, была богиней и войны, и любви. Геродот описывает«совершенно непристойный» обычай: каждая вавилонянка была обязана раз в жизниотправиться в храм Иштар, чтобы отдаться там незнакомому ей мужчине. Инымдурнушкам, свидетельствует Геродот, приходилось оставаться в храме по четыре года,прежде, чем какой-либо мужчина польститься на них. Вавилоняне безоговорочноверили в приметы и предзнаменования. Так, если собака задирала ногу начеловека, это считалось верным признаком несчастья, предотвратить которое можнобыло, лишь вылепив из глины фигурку этого животного и зашвырнув ее в реку,непрестанно бормоча заклинания. А после обряда «следовало отправиться вкабачок».
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Греческие историки ибиблейские иудейские пророки единодушно отмечают мощь и размеры Вавилона,название которого означает «Врата Бога». Протяженность внешней линии двойныхстен, окружавших город, достигала 17 км, через определенные промежутки они былиукреплены сторожевыми башнями.
В северной части древнегогорода, возвышаясь над Евфратом, стоял дворец. Неподалеку от него находилосьодно из Семи чудес света – висячие сади Семирамиды.
Падение Вавилонаознаменовало закат славы города, хотя при правлении преемников Кира Вавилонстал столицей богатейшей провинции Персидской империи. В 482 году до н.э. вгороде вспыхнуло восстание против Ксеркса, который снес городские стены и храмыи расплавил золотую статую Мардука.
Навуходоносор взошел нававилонский трон, и за 43 года своего правления он возродил Вавилонскую империюи практически заново отстроил ее столицу – великолепный город Вавилон. По всейимперии он строил храмы, и археологи почти в каждом раскопе находят табличкиили кирпичи с именем Навуходоносора.
Первый из его великихцарей, полулегендарный Хаммурапи, правил примерно с 1792 по 1750 г.до н.э. Принем Вавилон подчинил себе основную часть Месопотамии – плодородные земли междуТигром и Евфратом. Он сделал Вавилон центром процветающей империи.
Законы Хаммурапи,влиявшие на вавилонское общество и во времена Навуходоносора, уходили корнями ксводу законов, высеченному в 1750 году до н.э. на базальтовой плите, котораятеперь хранится в Лувре.
Многие видыпреступлений карались смертью. За кражу из горящего дома виновного бросали впламя; прелюбодеев привязывали друг к другу и бросали в реку. Если домобрушивался на его владельца, приговаривали к смерти строителя.
Многие иудейские законытого периода, отраженные в Ветхом Завете удивительно схожи с ЗаконамиХаммурапи. Но это не означает, что Законы Моисеевы были заимствованы извавилонского кодекса, или наоборот.
5.СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.АндерсонР. История вымерших цивилизаций Востока. М., 1986
2.АстафьевН. Древности вавилона-ассирийские по новейшим открытиям, С-Пб., 1982
3.Вавилонлегендарный и Вавилон исторический. М., 1971
4.ВейсГ. Истории цивилизаций. В 3 т. М.: Эксмо-Пресс, 1998
5.Когда,где, как и почему это произошло/Сост. Найджел Хоукс, Тим Хейли, Кейт Спенс идр.; Ред. Майкл Уорт Дэвисон, Йен Стюарт, Аза Бригс.; – Лон.: ЗАО «Изд. домРидерз Дайджест», 1998. – 448 с.
6.МоммзенТ. История Вавилона. М., 1943. 379 – 380 с.
7.Энцикл.: История/Сост. Н.В. Чудакова, А.В. Громов; Под ред. О.Г. Хинн. – М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 512 с.
8.Энцикл.:Страны и народы: Азия, Америка, Австралия, Африка/Авт.-сост. Л.А. Багрова; Подред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 592 с.
9.ВолкославскийР.Н. О библейских пророках и судьбах истории. 1996.
10.Кленгель-БрандтЭ. Путешествие в Древний Вавилон. М.: Наука, 1979