Реферат по предмету "История"


Движение 4 мая 1919 г. в Китае

Курсовая работа по новейшей истории зарубежных стран
Тема: Движение4 мая 1919 г. в Китае
(сдаваласьв Саратовский гос университет, истфак, июнь 2003 г.)
 
 
 
 
Содержание
 
 
Введение….…
3
1.
Социально-экономические причины, идеологические и политические предпосылки движения… …
 
6
2.
Эволюция движения: участники, программные установки, формы и методы борьбы.….…
 
10
3.
Итоги, характер и историческое значение движения..…
21
 
Заключение….… .
28
 
Список использованной литературы….…
29
Введение
В первой половинеXX в. в судьбах Китая происходили ко­лоссальные изменения. К началу столетияКитай был зависимой от иностранных держав огромной, но слабой полуколониальной,полуфеодальной империей, с 1644 г. находившейся под властью чужеземнойманьчжурской Цинской династии. Попытки сделать Китай независимым, сильным ибогатым государством были предприняты еще в конце XIX в. Послекатастрофического по­ражения в войне с Японией (1894—1895), обнажившего полнуюнеспособность правящих кругов к защите национальных интере­сов страны, средипредставителей китайской буржуазной интел­лигенции началось движение запроведение срочных реформ.
В 1898 г. группемолодых реформаторов во главе с извест­ным учеными педагогом Кан Ювэем удалосьпривлечь на свою сторону 24-летнего маньчжурского императора Гуансюя. Напротяжении 102 дней Гуансюй издавал подготовленные рефор­маторами императорскиеуказы о развитии промышленности, сельского хозяйства, внутренней и внешнейторговли, путей со­общения, современных учебных заведений, ликвидации консер­вативныхбюрократических институтов, увольнении неспособ­ных сановников, модернизацииармии и флота, защите интере­сов китайцев, проживающих за границей, и т.д. —указов, открывавших в случае претворения их в жизнь благоприятные возможностидля независимого капиталистического развития Китая. Реформаторская деятельностьГуансюя, однако, была бы­стро и решительно пресечена консервативнойгруппировкой маньчжурских и китайских придворных, возглавлявшейся вдов­ствующейимператрицей Цыси, которая отстранила «племянника от власти и казнила егоближайших сподвижников, китайцев, сторонников реформ.
В первомдесятилетии XX в. набирало силу революционно-демократическое движение,поставившее своей целью насиль­ственное свержение Цинской монархии и введение встране ки­тайского республиканского правления. Во главе революционныхорганизаций, вошедших в 1905 г. в Китайский революционный объединенный союз(“Чжунхуа гэмин тунмэнхуэй”), стоял Сунь Ятсен — китайский врач, получившийзападное образование в английской колонии, в Гонконге. Еще в 1895 г.,разочаровав­шись в реформаторском пути, он предпринял в г. Гуанчжоу (Кантон)первую попытку организации восстания против мань­чжурского правления. Послеряда последовавших неудачных ан­типравительственных вооруженных выступленийОбъединен­ному союзу и связанным с ним революционным организациям удалосьнаконец 10 октября 1911 г. осуществить победоносное восстание в Учане, вЦентральном Китае, добиться в феврале 1912 г. отречения последнего императораЦинской династии— малолетнего Пу И — и учреждения Китайской Республики.
По причиненеразвитости новых экономических и обще­ственных отношений, слабостинациональной буржуазии и пря­мого вмешательства иностранных держав вовнутренние дела Китая власть в стране перешла не к революционерам, а к глав­нокомандующемуцинскими войсками генералу Юань Шикаю; после же его смерти в 1916 г.—к главаряммногочисленных ге­неральских милитаристских клик, на долгие годы разделившихКитай на свои вотчины, непрестанно воевавших друг с другом за сферы влияния,опираясь на поддержку тех или иных импе­риалистических держав.
Первым крупнымобщенациональным выступлением против реакционной внутренней политики китайскихмилитаристских правителей и постоянных уступок с их стороны все новым и но­вымдомогательствам иностранных держав стало “движение 4 мая 1919 г.”. Исследованиепредпосылок, развития и итогов этого движения является целью данной работы.
1. Социально-экономические причины, идеологические иполитические предпосылки движения
После прекращениябоевых действий на европейском театре в Китае стали все громче раздаватьсяголоса о необходимости решить на мирной конференции вопрос не только о возвраще­нииКитаю как участнику войны на стороне Антанты бывших колониальных владений вШаньдуне, но и о ликвидации всей системы неравноправных договоров держав сКитаем и призна­нии его равноправным государством.
Китайскоеправительство в Пожеланиях предстоявшей мир­ной конференции в Париже выражалонадежду, что 1) великие державы откажутся от своих сфер влияния в Китае; 2)войска иностранных государств, находящиеся в Китае, будут отозваны; 3) державыоткажутся от права иметь в Китае свою почту и те­леграф; 4) будет отмененоправо консульской юрисдикции; 5) арендованные державами территории будутвозвращены Ки­таю; 6) будут возвращены Китаю и территории иностранныхсеттльментов; 7) Китаю будет предоставлена таможенная само­стоятельность[1].
Китайскаяобщественность возлагала большие надежды на поддержку этих требований состороны США. Основанием для этих надежд служили широко разрекламированные вамерикан­ской печати “14 пунктов” из послания президента США В. Виль­сонаконгрессу США от 8 января 1918 г., предусматривавшие среди проблемпослевоенного мирного урегулирования решение колониальных вопросов.
Однако этиможиданиям не суждено было сбыться. На открывшейся 18 января 1919 г. в Парижемирной конференции руководители Совета четырех в лице президента США Виль­сона,французского премьер-министра Клемансо, британского премьер-министра ЛлойдДжорджа и итальянского премьер-ми­нистра Орландо не признали Китай равноправнымучастником конференции. Китайская делегация была фактически отстранена отобсуждения вопроса о судьбе бывших германских колоний в Китае. В ходеожесточенного торга между США и Японией по­следняя, поддержанная Англией иФранцией, одержала верх, и 30 апреля 1919 г. на заседании Совета четырех былоконча­тельно решен вопрос о передаче Японии бывших германских ко­лониальныхвладений в Шаньдуне. Китайская делегация даже не была приглашена на этозаседание[2].
Известие об этомунизительном для Китая решении Париж­ской мирной конференции и о том, что еще24 сентября 1918 г. правительство Дуань Цижуя подписало с Японией секретное со­глашениео передаче ей германских колониальных владений в Шаньдуне, вызвало в Китаебурное негодование и дало новый стимул для развертывания патриотическогодвижения против политики империалистических держав, и в первую очередь про­тивЯпонии и прояпонских политических деятелей в правитель­стве бэйянскихмилитаристов.
2. Эволюция движения: участники, программные установки,формы и методы борьбы
Движение началосьс выступления студентов и уча­щиеся средних школ Пекина, собравшихся 4 мая 1919г. на цен­тральной площади столицы Тяньаньмэш. Они провели митинг идемонстрацию протеста, требуя отказа от подписания мирного договора,возвращения Шанадуна Китаю, аннулирования “21 требования”, защиты национальногосуверенитета, отставки и наказания министров пекинского правительства,запятнавших себя предательством национальных интересов и прислужничест­вомперед Японией[3]. Во время демонстрации, в которой уча­ствовалиболее 3 тыс. студентов и учеников старших классов из 13 учебных заведенийгорода, был подожжен дом министра пу­тей сообщения Цао Жулиня, известногосвоими прояпонскими симпатиями, избит находившийся там китайский посланник вЯпонии Чжан Чжунсян. Правительство Дуань Цижуя жестоко подавило патриотическоевыступление студентов. В знак проте­ста против избиения и ареста демонстрантовна следующий день забастовали все учебные заведения города, поддержанные про­фессорамии преподавателями, купечеством, представителями различных общественных организацийстолицы. Несмотря на то что вскоре правительство было вынуждено освободитьаресто­ванных, студенческие волнения не прекращались и вскоре пере­кинулись надругие города Китая.
В Пекинеруководство антиправительственными выступлени­ями взял на себя Объединенныйсоюз учащихся высших и сред­них учебных заведений, организовавший 19 мая вгороде всеоб­щую забастовку учащихся; забастовщики потребовали от прави­тельстваотказа от подписания мирного договора, возобновления мирных переговоров междуСевером и Югом с целью скорей­шего объединения страны, восстановления на работепрофессо­ров и преподавателей, уволенных властями за поддержку сту­дентов,освобождения арестованных в Токио с согласия пекин­ского правительствакитайских студентов, участвовавших в ан­тияпонской демонстрации.
Начался бойкотяпонских товаров, была организована запись добровольцев для отправки в Шаньдун,чтобы изгнать оттуда японские войска. Пекинские власти ужесточили репрессии про­тивстуденчества. После того как в начале июня в Пекине были проведены новыемассовые аресты, центр патриотического дви­жения переместился в Шанхай. Здесьвспыхнула всеобщая заба­стовка торговцев, протестовавших против решенияПарижской мирной конференции о Шаньдуне и требовавших прекращения репрессийпротив студентов в Пекине. К забастовке примкнули рабочие шанхайскихпредприятий; в этом крупнейшем промыш­ленном и торговом центре Китая былобразован Объединенный союз студентов, торговцев, журналистов и рабочих, руково­дившийзабастовочным движением. Аналогичные массовые вы­ступления прошли в эти дни вТяньцзине, Нанкине, Ухане, в различных провинциях — Цзянсу, Чжэцзян, Шаньдун,Хунань Шаньси, Аньхуэй, Гуандун и др. Перед угрозой всеобщей заба­стовки Пекинвынужден был объявить об отставке прояпонских членов правительства Цао Жулиня,Чжан Чжунсяна и Лу Цзунъюя; еще до этого Дуань Цижуй официально отказался отподписания Версальского мирного договора.
Сунь Ятсен,проживавший в то время в Шанхае, хотя и не принимал непосредственного участия в“движении 4 мая”, тем не менее сочувственно откликнулся на него. По инициативеСунь Ятсена была направлена телеграмма протеста пекинскому правительству,оправдывавшая действия студентов. В ней гово­рилось: “Надо простить молодыхстудентов, деятельность кото­рых слегка вышла за пределы нормального поведенияпо при­чине их патриотических чувств”[4]..
9 мая 1919 г.после совместных заседаний обеих палат пар­ламента в Гуанчжоу была посланациркулярная телеграмма во все провинции Китая, в которой резко осуждалисьпрояпонские элементы в пекинском правительстве и одобрялись действия пе­кинскихстудентов.
Поднепосредственным воздействием “движения 4 мая” Сунь Ятсен стал привлекатьмолодежь к революционному делу. Вы­ступая 8 октября 1919 г. на собрании Союзамолодежи в Шан­хае с докладом “Первым шагом в переустройстве Китая может бытьлишь революция”, он подверг уничтожающей критике пе­кинское правительство,заявив, что “коррупция современной бюрократии и военщины сейчас приняла кудабольшие размеры, чем в маньчжурско-цинскую эпоху”. Называя старое чиновни­чество,окопавшееся в правительственных учреждениях столицы и провинций, китайскуювоенщину, столичных и провинциаль­ных политиканов “тремя слоями старогослежавшегося грунта, которые в первую очередь необходимо извлечь и отброситьдля сооружения славного, величественного здания Китайской рес­публики”[5], Сунь Ятсен призывалмолодежь к активному участию в революционном движении. С чего следует начинатьперустройство Китая? — спрашивал Сунь Ятсен и отвечал: не с распространенияобразования, как говорят одни, и не с развития коммерции и промышленности, какговорят дру­гие, не с развития самоуправления, как говорят третьи, а с главного— с революции, направленной против бюрократии и военщины.
18 ноября 1919 г.Сунь Ятсен произнес речь перед студен­ческой ассоциацией Шанхая на тему“Экстренная задача спасе­ния родины”, в которой высоко отозвался о “движении 4мая”, отмечая его высокую организованность и эффективность. Ука-зызая, что онобыло вызвано внешними причинами, Сунь Ятсен призывал молодежь с таким жевниманием отнестись и к про­блемам внутрикитайским, поддержать “движение взащиту кон­ституции”, добиваться восстановления деятельности законногопарламента. Он подчеркивал, что борьба против кабальных -и унизительныхдоговоров с иностранцами тесно связана с борьбой против милитаристскихгруппировок за объединение страны[6].
В конце апреля1919 г. Чжоу Эньлай вернулся в Тяньцзинь из Японии. Он незамедлительновключился в патриотические выступления местной молодежи, развернувшиеся послеполуче­ния известий о событиях 4 мая в столице. Вечером 6 мая в Тяньцзинесостоялся массовый митинг протеста учащихся го­родских учебных заведений противдействий пекинских властей. На следующий день был образован временныйобщегородской комитет учащихся, который 12 мая провел общественную пани­хиду постуденту, убитому в Пекине во время подавления поли­цией студенческойдемонстрации 4 мая. После панихиды, в ко­торой участвовало более тысячичеловек, собравшиеся, разбив­шись на группы, организовали многочисленныепатриотические митинги в различных частях города и пригородах. 14 мая попримеру пекинской молодежи в Тяньцзине был создан Объеди­ненный союз учащихсясредних школ и высших учебных заве­дений города; руководящую роль в нем игралипредставители Чжилийского политехнического института, Нанькайской средней школыи Бэйянского университета. К учащимся Тяньцзиня при­соединились и студентыправительственного железнодорожного училища в соседнем Таншане.Представительницы женских средних школ 25 мая создали Патриотическую ассоциациюженщин Тяньцзиня.
Арест пекинскимправительством 3 июня большой группы пекинской молодежи за участие впатриотических митингах и собраниях вызвал новую волну протеста в Тяньцзине.Объеди­ненный союз учащихся организовал перед зданием Нанькайской школымноготысячный митинг. Собравшиеся дали клятву за­щищать Родину, восстановитьсуверенитет Китая и смыть нане­сенный ему позор, изгнать предателей Родины,разделить со всей страной опасности и горести, держаться сообща до побед­ногоконца. После митинга они направились к резиденции гу­бернатора пров. Чжили с петицией,в которой требовали осво­бождения арестованных в Пекине студентов, возвращенияКи­таю бывших германских концессий в Шаньдуне и отмены навя­занного Японией “21требования”. 9 июня в Тяньцзине прошел грандиозный митинг — присутствовалоболее 20 тыс. человек. Представители различных общественных организаций городаодобрили призывы прекратить со следующего дня занятия в учебных заведениях,работу на предприятиях и в торговых учреждениях. 18 июня была образованаОбъединенная ассоци­ация представителей различных слоев населения Тяньцзиня занациональное спасение. В нее вошли более 170 различных орга­низаций и групп отторговых, промышленных, экономических, просветительских, религиозных,благотворительных кругов го­рода[7]. Заместителем руководителя Объединенногосоюза учащихся Тяньцзиня был избран близкий друг Чжоу Эньлая по Нанькайскойшколе Ма Цзюнь. Он предложил Чжоу Эньлаю стать редактором создаваемой газетыОбъединенного союза учащихся Тяньцзиня (“Сюэшэ ляньхэхуэй бао”).
Чжоу Эньлай незадумываясь ответил согласием и с головой ушел в работу — добывал средства наиздание газеты, приобре­тал бумагу, подыскивал типографию, подбиралредакционный аппарат. В целях рекламы он поместил 12 июля в газете Нань­кайскойшколы большую статью о целях и задачах новой га­зеты. Показав место “движения 4мая” в общем контексте раз­вития международной обстановки на Дальнем Востоке,“рисовых бунтов” в Японии и движения за независимость Кореи, Чжоу Эньлай назвалих “волнами мощного прибоя новой мысли”, не­посредственным результатомвозросшего национального самосо­знания народов Восточной Азии. Он заверялчитателей, что но­вая газета будет руководствоваться идеями “обновления и ре­форм”,“духом демократии”, будет знакомить общество со взглядами современного“идеологического прибоя”, “выполнять задачу общественного контроля надполитикой правительства”, давать объективное освещение общественной жизни икритику различных научных теорий. Эта блестящая статья Чжоу Эньлая вскоре  былаперепечатана всеми ведущими газетами Тянь­цзиня.
Первый номергазеты Объединенного союза учащихся Тянь­цзиня вышел в свет 21 июля 1919 г. сподзаголовком на англий­ском языке: “Наш девиз — демократия; у нас должно бытьпра­вительство, контролируемое народом, служащее народу и забо­тящееся о благенарода”. Девиз газеты наглядно свидетельство­вал о широком распространении в тегоды среди учащейся моло­дежи американских буржуазно-демократических идей.Написан­ная Чжоу Эньлаем передовая статья “Реформа, обновление” призывала к перестройкеобщества и реформированию сознания. Газета сначала выходила один раз в три дня,но вскоре стала ежедневной с тиражом в 20 тыс. экземпляров. Чжоу Эньлай за­казывали собирал статьи и заметки, сам писал передовые, ре­дактировал и вычитывалматериал, правил корректуру, следил за печатанием тиража в типографии, а иногдапо утрам сам продавал газету.
ГазетаОбъединенного союза учащихся Тяньцзиня резко критиковала правительство,находившееся под контролем ань-фуистской группировки бэйянских милитаристов, заего внеш­нюю и внутренюю политику, в частности за введение в Шань-дуне военногоположения и подавление генералом Ма Ляном патриотического движения в этойпровинции. Газета разобла­чала подкуп бэйянскими милитаристами органовкитайской пе­чати, выступала организатором массовых демонстраций противпроизвола властей, в защиту патриотического движения. В авгу­сте 1919 г. быласоздана Ассоциация газет и журналов различ­ных учебных заведений Тяньцзиня, иЧжоу Эньлай единодушно был избран ее председателем.
По призывуОбъединенного союза учащихся был организован марш протеста из Тяньцзиня в Пекинв поддержку требования об отставке и наказании генерала Ма Ляна. Коща 28августа группа петиционеров была жестоко избита и арестована пекин­скойжандармерией, Чжоу Эньлай с оставшимися на свободе ли­дерами союза организовалмассовую манифестацию у президент­ского дворца в Пекине. В ней участвовало от 2до 4 тыс. чело­век, которых горячо поддерживало население столицы. Она дли­ласьтри дня и окончилась лишь после освобождения арестован­ных, в числе которых были Ма Цзюнь.
Окрыленныйуспехом, Чжоу Эньлай и его ближайшее окру­жение решили создать в Тяньцзине изчисла наиболее предан­ных движению членов Ассоциации учащихся и Патриотическойассоциации женщин глубоко законспирированный кружок для совместного изученияобстановки в стране и подготовки нового подъема, или, как тогда говорили,“нового прибоя” патриотичес-.кого движения.
Такой кружок,названный его участниками Обществом про­буждения сознания (“Цзюэ у шэ”) былвскоре организован. На учредительном собрании 16 сентября 1919 г.(присутствовало 12 человек) основополагающими принципами его деятельности былипровозглашены “обновление” и “реформы”. Собравшиеся приняли решение об изданиисвоего печатного органа — пе­риодически выпускаемого сборника статей“Пробуждение сознания”, где члены кружка могли бы публиковать свои мнения повсем вопросам, волновавшим китайское общество. В сборнике намечалось такжепечатать материалы, содержавшие взгляды на современные проблемы известныхобщественных деятелей страны, знакомить читателей с новыми зарубежными идеями итечениями. Чжоу Эньлаю, выдвинутому на пост руководителя общества, былопоручено подготовить проект его устава.
Ввиду усилившихсярепрессий властей в отношении патриотической молодежи члены кружка решилистрого со­блюдать конспирацию и пользоваться псевдонимами. Чжоу Энь­лай получилпсевдоним “У Хао” (“Номер пятый”), впоследствии не раз использовавшийся им вего революционной публи­цистике.
21 сентября 1919г. по предложению Чжоу Эньлая был при­глашен один из зачинателей “движения зановую культуру”, видный участник “движения 4 мая”, известный своей привер­женностьюк марксизму, профессор Пекинского университета Ли Дачжао выступить передчленами кружка и дать направле­ние их дальнейшей деятельности. Ли Дачжаоодобрил реши­мость молодежи бороться с феодальными преградами на пути развитияКитая, приветствовал совместное участие в работе как юношей, так и девушек,счел полезным выпуск сборника с изложением взглядов членов общества,посоветовал внимательно изучать статьи в прогрессивных журналах “Синь циннянь”и “Шаонянь Чжунго”, систематически следить за современными научными течениями.Кружковцы провели также ряд встреч с другими видными участниками “движения зановую культуру”, преподавателями пекинских и тяньцзиньских учебных заведе­ний,на которых обсуждались проблемы спасения Родины, раз­личные новые общественныетечения, вопросы литературы на “байхуа”, эмансипации женщин, образованиярабочих и др. Среди приглашенных был русский преподаватель Пекинскогоуниверситета Сергей Полевой (китайское имя Бо Ливэй), по­знакомивший ЧжоуЭньлая и его друзей с историей революци­онных событий в России и политикоймолодого Советского госу­дарства[8]. Чжоу Эньлай и члены Общества пробуж­дениясознания стали руководящим ядром патриотического дви­жения учащейся молодежигорода.
С конца августа1919 г. полицейское управление Тяньцзиня несколько раз запрещало выпускочередных номеров газеты Объединенного союза, проводило обыск в типографии,арестовы­вало отпечатанный тираж. Несмотря на чинившиеся властями препятствия,газета хотя и с перерывами, но продолжала выхо­дить.
25 сентября 1919г. Чжоу Эньлай присутствовал на торжест­венной церемонии открытия Нанькайскогоуниверситета, в ко­торый он был принят на первый курс гуманитарного факуль­тета,а 30 сентября выехал в Пекин на заседание Всекитайской студенческой ассоциации,где обсуждался вопрос о начале мас­совой петиционной кампании в стране стребованием решить судьбу пров. Шаньдун. 1 октября делегаты от семи городов Ки­тая,прибывшие на заседание ассоциации, провели демонстра­цию у президентскогодворца в Пекине. Они пытались передать властям петицию с изложением своихтребований, но были аре­стованы полицией. Чжоу Эньлай призвал к проведению 10октября, в день годовщины Синьхайской революции, массо­вой демонстрациипротеста против ареста петиционеров, а 7 октября в газете Объединенного союзаопубликовал статью-объявление, в которой обвинял власти в подавлении свободыслова и сообщал, что из-за цензурных преследований впредь га­зета будетвыходить не ежедневно, а раз в три дня. 10 октября на массовом митинге вТяньцзине на стадионе Нанькайского университета, где присутствовали 40—50 тыс.представителей различных общественных организаций и учебных заведений го­рода,было принято воззвание, осуждавшее диктатуру бэйянских милитаристов ипроведенные пекинской полицией аресты сту-дентов-петиционеров. Местные власти,мобилизовав крупные силы полиции и жандармерии, окружили стадион, стремясь недопустить намеченной после окончания митинга демонстрации. Однако несколькимгруппам удалось прорвать окружение и на­правиться к зданию полицейскогоуправления города, где они потребовали встречи с начальником полиции Ян Идэ. Нопо­следний отказался выйти к демонстрантам.
В знак протестапротив произвола полиции Ассоциация учащихся и Патриотическая ассоциация женщинТяньцзиня приняли решение о проведении 4-дневной забастовки (затем она былапродлена еще на 2 дня). Чжоу Эньлай написал текст воз­звания о временномпрекращении учебы, в котором обвинил на­чальника городской полиции внасильственных действиях в отношении учащихся Тяньцзиня. Протест молодеживызвал со­чувственный отклик различных слоев общественности города — торговцев,рабочих промышленных предприятий, ремесленни­ков. 20 октября более 10 тыс.жителей Тяньцзиня собрались у канцелярии губернатора провинции Чжили, чтобыподдержать требования учащихся. Одновременно в разных частях города пришедшиена митинги юноши и девушки горячо осуждали зло­деяния полиции. В результатеэтих действий и мощной поддер­жки со стороны Всекитайской студенческойассоциации пекин­ские власти были вынуждены 7 ноября освободить арестованных встолице учащихся-петиционеров. 15 ноября на чрезвычайном заседании Общества пробуждениясознания, проходившем под председательством Чжоу Эньлая, было решено превратитькру­жок в боевую организацию молодых людей, “готовых на жерт­вы, готовых наборьбу”, в “генеральный штаб борьбы” и при­нимать новых членов лишь послестрогой проверки их готовно­сти выполнить эти требования.
Массовые избиенияучащихся, призывавших к бойкоту япон­ских товаров, вызвали новую волнуантияпонского движения. Чжоу Эньлай, избранный к тому времени руководителемОбъе­диненного союза ассоциации учащихся Тяньцзиня, с группой товарищей посетилторговую палату Тяньцзиня с целью коорди­нировать действия при проведенииобщегородского бойкота японских товаров. 20 декабря представители различныхобщест­венных организаций Тяньцзиня в присутствии более 100 тыс. жителей городадемонстративно сожгли на площади большую партию японских товаров, после чегоорганизовали шествие под антияпонскими лозунгами.
Результатыоживленных дискуссий на проходивших в конце года конспиративных собранияхОбщества пробуждения созна­ния Чжоу Эньлай изложил в написанном им Манифесте. Внем говорилось о необходимости вырвать с корнем или преобразовать все то, чтоне соответствует современной эпохе: растущий мили­таризм, капитализм,политиканство, бюрократизм, неравенство мужчин и женщин, консервативноемышление, старую мораль и старую этику.
3. Итоги, характер и историческое значение движения
Не на шуткуобеспокоенные ростом антияпонских настро­ений, пекинские власти, которыеготовились к заключению со­глашения с Японией о Шаньдуне путем “прямыхпереговоров”, стали принимать решительные меры против ширившегося по­всеместнобойкота японских товаров. Губернатор пров. Чжили отдал распоряжение о досрочномроспуске учащихся Тяньцзиня на зимние каникулы, чтобы помешать им участвовать вбойкоте. В ответ на это на очередном собрании членов Общества пробуж­дениясознания по инициативе Чжоу Эньлая было принято ре­шение создать летучие группыпо выявлению в городе японских товаров и активно включиться в антияпонскоедвижение. 23 января 1920 г., когда выделенные Объединенным союзом доб­ровольцыпроверяли наличие в городских лавках японских това­ров, они были жестоко избитыгруппой японских хулиганов. Это вызвало волну возмущения жителей города.Представители раз­личных общественных организаций Тяньцзиня пришли в канце­ляриюгубернатора Чжили с петицией, в которой просили нака­зать хулиганов ивладельцев лавок, припрятывавших японские товары. Полицейские не допустилипетиционеров в здание кан­целярии, избили их и арестовали 20 человек, в томчисле и Ма Цзюня. Одновременно полиция произвела обыски в помещенииОбъединенного союза учащихся и в других общественных орга­низациях[9].
Члены Обществапробуждения сознания организовали ряд конспиративных встреч, проходивших натерритории француз­ской концессии города, куда не имела право проникатьполиция, и, обсудив сложившуюся обстановку, приняли решение провести массовыедемонстрации протеста против избиения и ареста пе-тиционеров и утвердили ЧжоуЭньлая руководителем готовив­шейся акции.
29 января 1920 г.несколько тысяч учащихся Тяньцзиня во главе с Чжоу Эньлаем проследовали кзданию канцелярии гу­бернатора для вручения петиции с требованиями в адресправи­тельства: 1) отклонить предложение Японии о начале “прямых переговоров” оШаньдуне; 2) ускорить переговоры с японцами о трагических событиях в Фучжоу; 3)снять запрет с Объединен­ного союза учащихся Тяньцзиня; 4) освободитьзадержанных 23 января петиционеров и впредь не вмешиваться в осуществле­ниенаселением прав на собрания, создание организаций, сво­боду слова ииздательскую деятельность. Когда губернатор Цао Жуй отказался выйти ксобравшимся, они уполномочили четы­рех своих руководителей во главе с ЧжоуЭньлаем ройти в зда­ние канцелярии для вручения петиции. Четверка была немед­ленноарестована и доставлена в штаб гарнизона, а собравшиеся у входа петиционерыбыли жестоко избиты и разогнаны отря­дами полиции и жандармерии. 6 февраля ЧжоуЭньлай и его товарищи были переведены в полицейское управление города, гденачальник полиции Ян Идэ обвинил арестованных в том, что они были использованыдля подстрекательства беспорядков. На допросе в полицейском управлении 17февраля власти требо­вали от Чжоу Эньлая назвать имена тех, кто давал деньги наиздание газеты Объединенного союза учащихся Тяньцзиня. По­лучив решительныйотказ, полицейские не спешили передавать дело в суд. Заключенные, содержавшиесяв сыром подвальном помещении без окон, 1 апреля пригрозили объявить всеобщуюголодовку, если дело не будет незамедлительно передано в суд, не будут улучшеныусловия содержания их в тюрьме, отменен запрет на общение арестованных междусобой. 3 апреля началь­ник полиции был вынужден принять эти требования, ивечером того же дня голодовка была прекращена. 5 апреля 24 пред­ставителяАссоциации учащихся Тяньцзиня посетили поли­цейское управление и потребовалиосвобождения всех аре­стованных петиционеров, выразив готовность до суда добро­вольносесть в тюрьму вместо них. Под давлением широких кру­гов общественностиТяньцзиня начальник полиции Ян Идэ со­гласился улучшить условия содержанияарестованных под стра­жей, разрешить друзьям и родным свидания с ними и впредьне ограничивать общение заключенных между собой.
7 апреля 21арестованный, в том числе Чжоу Эньлай, были переведены в городскую тюрьму.Проявив настойчивость, аре­стованные добились разрешения находиться в общейтюремной камере, получили право на прогулку в тюремном дворе, чтение книг игазет. Заключенные ввели строгий распорядок дня, рас­пределили между собойобязанности и составили расписание учебных занятий. Утро начиналось с зарядки,затем петицио­неры готовились к защите от предъявленных им обвинений, а вовторой половине дня занимались уроками и чтением. После ужина проводилисьполитзанятия и дискуссии по актуальным социальным и политическим вопросам. Ихвели Чжоу Эньлай и еще два наиболее теоретически подготовленных заключенных.Чжоу Эньлаю также было вменено в обязанность вести тюрем­ный дневник.Арестованные отмечали в камере памятные дни — 1 мая (по случаю которого провелигенеральную уборку камеры и отменили все занятия), 9 мая, “день позора” (в этотдень Юань Шикай в 1915 г. принял 21 требование Японии), а также дни рождениятоварищей по заключению. На занятиях обсужда­лись такие темы, как историяпромышленных революций в странах мира, история политических революций, новыеидейные течения. В мае—июне Чжоу Эньлай посвятил ряд занятий основным принципамматериалистического взгляда на историю, экономическим взглядам Маркса, егоучению о капитале и клас­совой борьбе, биографии Маркса.
В первую годовщину“движения 4 мая” состоялось посвя­щенное этой дате специальное заседание, накотором Ма Цзюнь сделал доклад о событиях истекшего года и о задачах предсто­ящейборьбы молодежи. На этом и других заседаниях дискусси­онного клуба, гдеобсуждались вопросы служения обществу, председательствовал Чжоу Эньлай. Былорешено создать группы активистов патриотического движения среди торговцев,симпа­тизирующих учащимся, издавать специальные малотиражные газеты дляразъяснения основ демократии, организовать агита­ционные бригады для работысреди населения, для проникнове­ния в различные общественные организации, чтобыраспростра­нять среди их членов политические знания, необходимые для кореннойперестройки общества.
1 июня Чжоу Эньлайс товарищами по заключению написал письмо известному своими передовымивзглядами юристу Лю Цзуныо. В нем, обрисовав тяжелое положение арестованных, онразоблачил стремление полиции создать дутое дело по обвине­нию молодежи вбеспорядках и просил юриста выступить на суде защитником. 6—8 июля проходилопубличное слушание по делу Чжоу Эньлая и других петиционеров, обвинявшихся в“на­рушении безопасности и учинении беспорядков”. Оно вызвало огромный интересне только учащихся города, но и пред­ставителей различных патриотическихорганизаций. В дни засе­даний перед зданием суда постоянно толпился народ, азал суда ломился от публики. Чжоу Эньлай и его товарищи в своих вы­ступленияхобвиняли полицейские власти в грубом насилии над учащимися, доказывая, чтозащита патриотизма и спасение Ро­дины — не преступление, а правое дело. АдвокатЛю Цзуныо произнес блестящую речь в защиту патриотического движения молодежи, и17 июля 1920 г. суд огласил приговор об освобо­ждении Чжоу Эньлая и еготоварищей “за истечением срока за­ключения”. Более 100 представителей различныхобщественных организаций Тяньцзиня горячо приветствовали освобожденных послеполугодового тюремного заключения. К их одежде были прикреплены серебряныезначки с надписью “Пострадавшему во имя Родины” и красные шелковые цветы; надевяти автомоби­лях, украшенных транспарантами “Приветствуем наших де­легатов,освобожденных из тюрьмы”, их привезли в здание го­родской торговой палаты.Здесь состоялось торжественное собра­ние, на котором Чжоу Эньлай рассказал оборьбе заключенных с полицейским произволом.
За времянахождения под стражей Чжоу Эньлай и Ма Цзюнь были отчислены из Нанькайскогоуниверситета, а ряд арестованных вместе с ними преподавателей средних школ ли­шилисьработы.
В начале августа1920 г. Чжоу Эньлай, председательство­вавший на заседании членов Обществапробуждения сознания, подвел итоги году патриотической борьбы учащихсяТяньцзиня, а 16 августа все 12 членов-учредителей общества прибыли в Пе­кин.Здесь в одном из павильонов парка Таожаньтин состоялась конспиративнаяконференция с представителями четырех сто­личных прогрессивных организацийучащейся молодежи — Общества молодого Китая (Шаонянь Чжунго сюэхуэй), Союзавзаимопомощи молодежи в овладении знаниями   (Циннянь гунду хуцзутуань),общества “Рассвет” (Шугуаншэ) и общества “Гуманизм” (Жэньдаошэ). Задачаконференции заключалась в обмене опытом патриотического движения молодежи иопреде­лении перспектив дальнейшего движения за спасение Родины. Работойконференции, где присутствовало более 20 человек, ру­ководил Ли Дачжао, представлявшийОбщество молодого Китая. Он предложил представителям каждого из пяти обществ,уча­ствовавших в конференции, четко определить свои идеологиче­ские позиции ивыделить своих представителей для поддержа­ния связи и продолжения обсуждения.Через день после конфе­ренции в парке Таожаньтин они провели совещание в библио­текеПекинского университета, директором которой был Ли Дачжао, и договорились осоздании совместной организации, названной ими Объединение во имяпреобразования (Гайцзао ляньхэ). Цель новой организации — сплотить всепрогрессивные общества и союзы учащейся молодежи для совместной борьбы заспасение Китая и преобразование общества. Об этом говорилось в принятомучастниками встречи “Воззвании к объединению во имя преобразования”, которое призываломолодежь “идти в на­род”.
“Движение 4 мая”вышло далеко за пределы патриотичес­кого, антиимпериалистического выступленияучащейся моло­дежи. Оно всколыхнуло широкие массы городского населения, в томчисле и молодой промышленный пролетариат, сплотило их в общей борьбе занациональную и экономическую независи­мость, явилось важным этапом на путиантифеодальных, демо­кратических преобразований китайского общества. Оно по­ставиловопрос о коренной переоценке традиционных ценностей и норм феодального Китая ио замене их демократическими и гуманистическими   идеалами.   Это   движение  было   в значительной степени обусловлено бурным приобщением пе­редовойкитайской интеллигенции к мировой культуре, знакомством с философией иобщественно-политической мыслью иностранных государств. С “движением 4 мая”связано распро­странение в Китае марксизма и идей Октябрьской революции вРоссии.Заключение
Версальскиймирный договор, санкционировавший право Японии на германские владения вШаньдуне, вызвал бурю возмущения в Китае, где надеялись на иные итоги войны, вкоторой и Китай принял некоторое участие, послав в Европу на тыловые работысвоих кули. Возмущение пылилось в так называемое движение “четвертого мая” — вэтот день в 1919 г. студенты вышли на демонстрацию протеста с требованиеманнулировать уступки Японии (ее “21 требование”). Вы­ступление пекинскихстудентов было поддержано широкими слоями китайской молодежи и интеллигенции исопровождалось движением за “новую культуру”, результатом которого быловведение в политиче­скую публицистику, а затем и в литературу новогописьменного языка байхуа, соответствовавшего разговорному. Это была подлиннаякуль­турная и литературная революция, позволившая приобщить к грамот­ности иоблегчить образование для многих миллионов китайцев. Движение выдвинуло в гущуреволюционной борьбы новый мощный отряд китайской молодежи, немалая частькоторой затем влилась в ряды суньятсеновской партии и оформившейся в 1921 г.Коммунисти­ческой партии Китая (КПК). Движение “четвертого мая” способство­валотакже консолидации молодого китайского рабочего класса, что нашло проявление вего первых организованных выступлениях, в забастовках. Словом, это сталоначалом нового этапа в революционном процессе Китая, причем революция 1917 г. вРоссии оказала немалое воздействие на те формы, которые это движение в Китаестало обретать.Список использованной литературы
1.   Гарушянц Ю.М. Движение 4 мая 1919 года в Китае. М.,1959.
2.   Движение 4 мая 1919 года в Китае. Документы иматериалы / Отв. ред. Л.П. Делюсин. М., 1969.
3.   Афанасьев А.Г. Борьба против конфуцианства в период“движения за новую культуру” / Конфуцианство в Китае. Проблемы теории ипрактики. М., 1982.
4.   Московская конференция министров иностранных дел СССР,США и Великобритании (19-30 октября 1943 г.). Сборник документов. М., 1978.
5.   Сунь Ятсен. О движении 4 мая // Избранныепроизведения. М., 1985.
6.   Новейшая история Китая. 1917-1927. М., 1983.
7.   История КНР. М., 2002.
8.   Тихвинский С.Л. Путь Китая к объединению инезависимости. М., 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Еволюція підходів до дослідження ефективності школи
Реферат Постановочный план спектакля по пьес Н.В. Гоголя "Ревизор"
Реферат Философские школы
Реферат Damsels In Address Essay Research Paper Damsels
Реферат Выбор и обоснование признаков, характеризующих состояние отдельных узлов и автомобиля в целом и
Реферат Эволюция творчества Верди в сороковые годы
Реферат Реформи Петра І
Реферат Региональные особенности развития малого предпринимательства в России
Реферат Региональный конфликт на примере Грузино-Абхазского конфликта
Реферат Религия египтян Укр.
Реферат Международно правовая ответственность государств
Реферат Некоторые особенности уплаты таможенных платежей
Реферат Vigalantes Essay Research Paper All law stems
Реферат Форми взаємодії органів і посадових осіб у системі місцевого самоврядування
Реферат Волга боль и беда России