Курсовая работа по новейшей истории зарубежных стран
Тема: Движение4 мая 1919 г. в Китае
(сдаваласьв Саратовский гос университет, истфак, июнь 2003 г.)
Содержание
Введение….…
3
1.
Социально-экономические причины, идеологические и политические предпосылки движения… …
6
2.
Эволюция движения: участники, программные установки, формы и методы борьбы.….…
10
3.
Итоги, характер и историческое значение движения..…
21
Заключение….… .
28
Список использованной литературы….…
29
Введение
В первой половинеXX в. в судьбах Китая происходили колоссальные изменения. К началу столетияКитай был зависимой от иностранных держав огромной, но слабой полуколониальной,полуфеодальной империей, с 1644 г. находившейся под властью чужеземнойманьчжурской Цинской династии. Попытки сделать Китай независимым, сильным ибогатым государством были предприняты еще в конце XIX в. Послекатастрофического поражения в войне с Японией (1894—1895), обнажившего полнуюнеспособность правящих кругов к защите национальных интересов страны, средипредставителей китайской буржуазной интеллигенции началось движение запроведение срочных реформ.
В 1898 г. группемолодых реформаторов во главе с известным учеными педагогом Кан Ювэем удалосьпривлечь на свою сторону 24-летнего маньчжурского императора Гуансюя. Напротяжении 102 дней Гуансюй издавал подготовленные реформаторами императорскиеуказы о развитии промышленности, сельского хозяйства, внутренней и внешнейторговли, путей сообщения, современных учебных заведений, ликвидации консервативныхбюрократических институтов, увольнении неспособных сановников, модернизацииармии и флота, защите интересов китайцев, проживающих за границей, и т.д. —указов, открывавших в случае претворения их в жизнь благоприятные возможностидля независимого капиталистического развития Китая. Реформаторская деятельностьГуансюя, однако, была быстро и решительно пресечена консервативнойгруппировкой маньчжурских и китайских придворных, возглавлявшейся вдовствующейимператрицей Цыси, которая отстранила «племянника от власти и казнила егоближайших сподвижников, китайцев, сторонников реформ.
В первомдесятилетии XX в. набирало силу революционно-демократическое движение,поставившее своей целью насильственное свержение Цинской монархии и введение встране китайского республиканского правления. Во главе революционныхорганизаций, вошедших в 1905 г. в Китайский революционный объединенный союз(“Чжунхуа гэмин тунмэнхуэй”), стоял Сунь Ятсен — китайский врач, получившийзападное образование в английской колонии, в Гонконге. Еще в 1895 г.,разочаровавшись в реформаторском пути, он предпринял в г. Гуанчжоу (Кантон)первую попытку организации восстания против маньчжурского правления. Послеряда последовавших неудачных антиправительственных вооруженных выступленийОбъединенному союзу и связанным с ним революционным организациям удалосьнаконец 10 октября 1911 г. осуществить победоносное восстание в Учане, вЦентральном Китае, добиться в феврале 1912 г. отречения последнего императораЦинской династии— малолетнего Пу И — и учреждения Китайской Республики.
По причиненеразвитости новых экономических и общественных отношений, слабостинациональной буржуазии и прямого вмешательства иностранных держав вовнутренние дела Китая власть в стране перешла не к революционерам, а к главнокомандующемуцинскими войсками генералу Юань Шикаю; после же его смерти в 1916 г.—к главаряммногочисленных генеральских милитаристских клик, на долгие годы разделившихКитай на свои вотчины, непрестанно воевавших друг с другом за сферы влияния,опираясь на поддержку тех или иных империалистических держав.
Первым крупнымобщенациональным выступлением против реакционной внутренней политики китайскихмилитаристских правителей и постоянных уступок с их стороны все новым и новымдомогательствам иностранных держав стало “движение 4 мая 1919 г.”. Исследованиепредпосылок, развития и итогов этого движения является целью данной работы.
1. Социально-экономические причины, идеологические иполитические предпосылки движения
После прекращениябоевых действий на европейском театре в Китае стали все громче раздаватьсяголоса о необходимости решить на мирной конференции вопрос не только о возвращенииКитаю как участнику войны на стороне Антанты бывших колониальных владений вШаньдуне, но и о ликвидации всей системы неравноправных договоров держав сКитаем и признании его равноправным государством.
Китайскоеправительство в Пожеланиях предстоявшей мирной конференции в Париже выражалонадежду, что 1) великие державы откажутся от своих сфер влияния в Китае; 2)войска иностранных государств, находящиеся в Китае, будут отозваны; 3) державыоткажутся от права иметь в Китае свою почту и телеграф; 4) будет отмененоправо консульской юрисдикции; 5) арендованные державами территории будутвозвращены Китаю; 6) будут возвращены Китаю и территории иностранныхсеттльментов; 7) Китаю будет предоставлена таможенная самостоятельность[1].
Китайскаяобщественность возлагала большие надежды на поддержку этих требований состороны США. Основанием для этих надежд служили широко разрекламированные вамериканской печати “14 пунктов” из послания президента США В. Вильсонаконгрессу США от 8 января 1918 г., предусматривавшие среди проблемпослевоенного мирного урегулирования решение колониальных вопросов.
Однако этиможиданиям не суждено было сбыться. На открывшейся 18 января 1919 г. в Парижемирной конференции руководители Совета четырех в лице президента США Вильсона,французского премьер-министра Клемансо, британского премьер-министра ЛлойдДжорджа и итальянского премьер-министра Орландо не признали Китай равноправнымучастником конференции. Китайская делегация была фактически отстранена отобсуждения вопроса о судьбе бывших германских колоний в Китае. В ходеожесточенного торга между США и Японией последняя, поддержанная Англией иФранцией, одержала верх, и 30 апреля 1919 г. на заседании Совета четырех былокончательно решен вопрос о передаче Японии бывших германских колониальныхвладений в Шаньдуне. Китайская делегация даже не была приглашена на этозаседание[2].
Известие об этомунизительном для Китая решении Парижской мирной конференции и о том, что еще24 сентября 1918 г. правительство Дуань Цижуя подписало с Японией секретное соглашениео передаче ей германских колониальных владений в Шаньдуне, вызвало в Китаебурное негодование и дало новый стимул для развертывания патриотическогодвижения против политики империалистических держав, и в первую очередь противЯпонии и прояпонских политических деятелей в правительстве бэйянскихмилитаристов.
2. Эволюция движения: участники, программные установки,формы и методы борьбы
Движение началосьс выступления студентов и учащиеся средних школ Пекина, собравшихся 4 мая 1919г. на центральной площади столицы Тяньаньмэш. Они провели митинг идемонстрацию протеста, требуя отказа от подписания мирного договора,возвращения Шанадуна Китаю, аннулирования “21 требования”, защиты национальногосуверенитета, отставки и наказания министров пекинского правительства,запятнавших себя предательством национальных интересов и прислужничествомперед Японией[3]. Во время демонстрации, в которой участвовалиболее 3 тыс. студентов и учеников старших классов из 13 учебных заведенийгорода, был подожжен дом министра путей сообщения Цао Жулиня, известногосвоими прояпонскими симпатиями, избит находившийся там китайский посланник вЯпонии Чжан Чжунсян. Правительство Дуань Цижуя жестоко подавило патриотическоевыступление студентов. В знак протеста против избиения и ареста демонстрантовна следующий день забастовали все учебные заведения города, поддержанные профессорамии преподавателями, купечеством, представителями различных общественных организацийстолицы. Несмотря на то что вскоре правительство было вынуждено освободитьарестованных, студенческие волнения не прекращались и вскоре перекинулись надругие города Китая.
В Пекинеруководство антиправительственными выступлениями взял на себя Объединенныйсоюз учащихся высших и средних учебных заведений, организовавший 19 мая вгороде всеобщую забастовку учащихся; забастовщики потребовали от правительстваотказа от подписания мирного договора, возобновления мирных переговоров междуСевером и Югом с целью скорейшего объединения страны, восстановления на работепрофессоров и преподавателей, уволенных властями за поддержку студентов,освобождения арестованных в Токио с согласия пекинского правительствакитайских студентов, участвовавших в антияпонской демонстрации.
Начался бойкотяпонских товаров, была организована запись добровольцев для отправки в Шаньдун,чтобы изгнать оттуда японские войска. Пекинские власти ужесточили репрессии противстуденчества. После того как в начале июня в Пекине были проведены новыемассовые аресты, центр патриотического движения переместился в Шанхай. Здесьвспыхнула всеобщая забастовка торговцев, протестовавших против решенияПарижской мирной конференции о Шаньдуне и требовавших прекращения репрессийпротив студентов в Пекине. К забастовке примкнули рабочие шанхайскихпредприятий; в этом крупнейшем промышленном и торговом центре Китая былобразован Объединенный союз студентов, торговцев, журналистов и рабочих, руководившийзабастовочным движением. Аналогичные массовые выступления прошли в эти дни вТяньцзине, Нанкине, Ухане, в различных провинциях — Цзянсу, Чжэцзян, Шаньдун,Хунань Шаньси, Аньхуэй, Гуандун и др. Перед угрозой всеобщей забастовки Пекинвынужден был объявить об отставке прояпонских членов правительства Цао Жулиня,Чжан Чжунсяна и Лу Цзунъюя; еще до этого Дуань Цижуй официально отказался отподписания Версальского мирного договора.
Сунь Ятсен,проживавший в то время в Шанхае, хотя и не принимал непосредственного участия в“движении 4 мая”, тем не менее сочувственно откликнулся на него. По инициативеСунь Ятсена была направлена телеграмма протеста пекинскому правительству,оправдывавшая действия студентов. В ней говорилось: “Надо простить молодыхстудентов, деятельность которых слегка вышла за пределы нормального поведенияпо причине их патриотических чувств”[4]..
9 мая 1919 г.после совместных заседаний обеих палат парламента в Гуанчжоу была посланациркулярная телеграмма во все провинции Китая, в которой резко осуждалисьпрояпонские элементы в пекинском правительстве и одобрялись действия пекинскихстудентов.
Поднепосредственным воздействием “движения 4 мая” Сунь Ятсен стал привлекатьмолодежь к революционному делу. Выступая 8 октября 1919 г. на собрании Союзамолодежи в Шанхае с докладом “Первым шагом в переустройстве Китая может бытьлишь революция”, он подверг уничтожающей критике пекинское правительство,заявив, что “коррупция современной бюрократии и военщины сейчас приняла кудабольшие размеры, чем в маньчжурско-цинскую эпоху”. Называя старое чиновничество,окопавшееся в правительственных учреждениях столицы и провинций, китайскуювоенщину, столичных и провинциальных политиканов “тремя слоями старогослежавшегося грунта, которые в первую очередь необходимо извлечь и отброситьдля сооружения славного, величественного здания Китайской республики”[5], Сунь Ятсен призывалмолодежь к активному участию в революционном движении. С чего следует начинатьперустройство Китая? — спрашивал Сунь Ятсен и отвечал: не с распространенияобразования, как говорят одни, и не с развития коммерции и промышленности, какговорят другие, не с развития самоуправления, как говорят третьи, а с главного— с революции, направленной против бюрократии и военщины.
18 ноября 1919 г.Сунь Ятсен произнес речь перед студенческой ассоциацией Шанхая на тему“Экстренная задача спасения родины”, в которой высоко отозвался о “движении 4мая”, отмечая его высокую организованность и эффективность. Ука-зызая, что онобыло вызвано внешними причинами, Сунь Ятсен призывал молодежь с таким жевниманием отнестись и к проблемам внутрикитайским, поддержать “движение взащиту конституции”, добиваться восстановления деятельности законногопарламента. Он подчеркивал, что борьба против кабальных -и унизительныхдоговоров с иностранцами тесно связана с борьбой против милитаристскихгруппировок за объединение страны[6].
В конце апреля1919 г. Чжоу Эньлай вернулся в Тяньцзинь из Японии. Он незамедлительновключился в патриотические выступления местной молодежи, развернувшиеся послеполучения известий о событиях 4 мая в столице. Вечером 6 мая в Тяньцзинесостоялся массовый митинг протеста учащихся городских учебных заведений противдействий пекинских властей. На следующий день был образован временныйобщегородской комитет учащихся, который 12 мая провел общественную панихиду постуденту, убитому в Пекине во время подавления полицией студенческойдемонстрации 4 мая. После панихиды, в которой участвовало более тысячичеловек, собравшиеся, разбившись на группы, организовали многочисленныепатриотические митинги в различных частях города и пригородах. 14 мая попримеру пекинской молодежи в Тяньцзине был создан Объединенный союз учащихсясредних школ и высших учебных заведений города; руководящую роль в нем игралипредставители Чжилийского политехнического института, Нанькайской средней школыи Бэйянского университета. К учащимся Тяньцзиня присоединились и студентыправительственного железнодорожного училища в соседнем Таншане.Представительницы женских средних школ 25 мая создали Патриотическую ассоциациюженщин Тяньцзиня.
Арест пекинскимправительством 3 июня большой группы пекинской молодежи за участие впатриотических митингах и собраниях вызвал новую волну протеста в Тяньцзине.Объединенный союз учащихся организовал перед зданием Нанькайской школымноготысячный митинг. Собравшиеся дали клятву защищать Родину, восстановитьсуверенитет Китая и смыть нанесенный ему позор, изгнать предателей Родины,разделить со всей страной опасности и горести, держаться сообща до победногоконца. После митинга они направились к резиденции губернатора пров. Чжили с петицией,в которой требовали освобождения арестованных в Пекине студентов, возвращенияКитаю бывших германских концессий в Шаньдуне и отмены навязанного Японией “21требования”. 9 июня в Тяньцзине прошел грандиозный митинг — присутствовалоболее 20 тыс. человек. Представители различных общественных организаций городаодобрили призывы прекратить со следующего дня занятия в учебных заведениях,работу на предприятиях и в торговых учреждениях. 18 июня была образованаОбъединенная ассоциация представителей различных слоев населения Тяньцзиня занациональное спасение. В нее вошли более 170 различных организаций и групп отторговых, промышленных, экономических, просветительских, религиозных,благотворительных кругов города[7]. Заместителем руководителя Объединенногосоюза учащихся Тяньцзиня был избран близкий друг Чжоу Эньлая по Нанькайскойшколе Ма Цзюнь. Он предложил Чжоу Эньлаю стать редактором создаваемой газетыОбъединенного союза учащихся Тяньцзиня (“Сюэшэ ляньхэхуэй бао”).
Чжоу Эньлай незадумываясь ответил согласием и с головой ушел в работу — добывал средства наиздание газеты, приобретал бумагу, подыскивал типографию, подбиралредакционный аппарат. В целях рекламы он поместил 12 июля в газете Нанькайскойшколы большую статью о целях и задачах новой газеты. Показав место “движения 4мая” в общем контексте развития международной обстановки на Дальнем Востоке,“рисовых бунтов” в Японии и движения за независимость Кореи, Чжоу Эньлай назвалих “волнами мощного прибоя новой мысли”, непосредственным результатомвозросшего национального самосознания народов Восточной Азии. Он заверялчитателей, что новая газета будет руководствоваться идеями “обновления и реформ”,“духом демократии”, будет знакомить общество со взглядами современного“идеологического прибоя”, “выполнять задачу общественного контроля надполитикой правительства”, давать объективное освещение общественной жизни икритику различных научных теорий. Эта блестящая статья Чжоу Эньлая вскоре былаперепечатана всеми ведущими газетами Тяньцзиня.
Первый номергазеты Объединенного союза учащихся Тяньцзиня вышел в свет 21 июля 1919 г. сподзаголовком на английском языке: “Наш девиз — демократия; у нас должно бытьправительство, контролируемое народом, служащее народу и заботящееся о благенарода”. Девиз газеты наглядно свидетельствовал о широком распространении в тегоды среди учащейся молодежи американских буржуазно-демократических идей.Написанная Чжоу Эньлаем передовая статья “Реформа, обновление” призывала к перестройкеобщества и реформированию сознания. Газета сначала выходила один раз в три дня,но вскоре стала ежедневной с тиражом в 20 тыс. экземпляров. Чжоу Эньлай заказывали собирал статьи и заметки, сам писал передовые, редактировал и вычитывалматериал, правил корректуру, следил за печатанием тиража в типографии, а иногдапо утрам сам продавал газету.
ГазетаОбъединенного союза учащихся Тяньцзиня резко критиковала правительство,находившееся под контролем ань-фуистской группировки бэйянских милитаристов, заего внешнюю и внутренюю политику, в частности за введение в Шань-дуне военногоположения и подавление генералом Ма Ляном патриотического движения в этойпровинции. Газета разоблачала подкуп бэйянскими милитаристами органовкитайской печати, выступала организатором массовых демонстраций противпроизвола властей, в защиту патриотического движения. В августе 1919 г. быласоздана Ассоциация газет и журналов различных учебных заведений Тяньцзиня, иЧжоу Эньлай единодушно был избран ее председателем.
По призывуОбъединенного союза учащихся был организован марш протеста из Тяньцзиня в Пекинв поддержку требования об отставке и наказании генерала Ма Ляна. Коща 28августа группа петиционеров была жестоко избита и арестована пекинскойжандармерией, Чжоу Эньлай с оставшимися на свободе лидерами союза организовалмассовую манифестацию у президентского дворца в Пекине. В ней участвовало от 2до 4 тыс. человек, которых горячо поддерживало население столицы. Она длиласьтри дня и окончилась лишь после освобождения арестованных, в числе которых были Ма Цзюнь.
Окрыленныйуспехом, Чжоу Эньлай и его ближайшее окружение решили создать в Тяньцзине изчисла наиболее преданных движению членов Ассоциации учащихся и Патриотическойассоциации женщин глубоко законспирированный кружок для совместного изученияобстановки в стране и подготовки нового подъема, или, как тогда говорили,“нового прибоя” патриотичес-.кого движения.
Такой кружок,названный его участниками Обществом пробуждения сознания (“Цзюэ у шэ”) былвскоре организован. На учредительном собрании 16 сентября 1919 г.(присутствовало 12 человек) основополагающими принципами его деятельности былипровозглашены “обновление” и “реформы”. Собравшиеся приняли решение об изданиисвоего печатного органа — периодически выпускаемого сборника статей“Пробуждение сознания”, где члены кружка могли бы публиковать свои мнения повсем вопросам, волновавшим китайское общество. В сборнике намечалось такжепечатать материалы, содержавшие взгляды на современные проблемы известныхобщественных деятелей страны, знакомить читателей с новыми зарубежными идеями итечениями. Чжоу Эньлаю, выдвинутому на пост руководителя общества, былопоручено подготовить проект его устава.
Ввиду усилившихсярепрессий властей в отношении патриотической молодежи члены кружка решилистрого соблюдать конспирацию и пользоваться псевдонимами. Чжоу Эньлай получилпсевдоним “У Хао” (“Номер пятый”), впоследствии не раз использовавшийся им вего революционной публицистике.
21 сентября 1919г. по предложению Чжоу Эньлая был приглашен один из зачинателей “движения зановую культуру”, видный участник “движения 4 мая”, известный своей приверженностьюк марксизму, профессор Пекинского университета Ли Дачжао выступить передчленами кружка и дать направление их дальнейшей деятельности. Ли Дачжаоодобрил решимость молодежи бороться с феодальными преградами на пути развитияКитая, приветствовал совместное участие в работе как юношей, так и девушек,счел полезным выпуск сборника с изложением взглядов членов общества,посоветовал внимательно изучать статьи в прогрессивных журналах “Синь циннянь”и “Шаонянь Чжунго”, систематически следить за современными научными течениями.Кружковцы провели также ряд встреч с другими видными участниками “движения зановую культуру”, преподавателями пекинских и тяньцзиньских учебных заведений,на которых обсуждались проблемы спасения Родины, различные новые общественныетечения, вопросы литературы на “байхуа”, эмансипации женщин, образованиярабочих и др. Среди приглашенных был русский преподаватель Пекинскогоуниверситета Сергей Полевой (китайское имя Бо Ливэй), познакомивший ЧжоуЭньлая и его друзей с историей революционных событий в России и политикоймолодого Советского государства[8]. Чжоу Эньлай и члены Общества пробуждениясознания стали руководящим ядром патриотического движения учащейся молодежигорода.
С конца августа1919 г. полицейское управление Тяньцзиня несколько раз запрещало выпускочередных номеров газеты Объединенного союза, проводило обыск в типографии,арестовывало отпечатанный тираж. Несмотря на чинившиеся властями препятствия,газета хотя и с перерывами, но продолжала выходить.
25 сентября 1919г. Чжоу Эньлай присутствовал на торжественной церемонии открытия Нанькайскогоуниверситета, в который он был принят на первый курс гуманитарного факультета,а 30 сентября выехал в Пекин на заседание Всекитайской студенческой ассоциации,где обсуждался вопрос о начале массовой петиционной кампании в стране стребованием решить судьбу пров. Шаньдун. 1 октября делегаты от семи городов Китая,прибывшие на заседание ассоциации, провели демонстрацию у президентскогодворца в Пекине. Они пытались передать властям петицию с изложением своихтребований, но были арестованы полицией. Чжоу Эньлай призвал к проведению 10октября, в день годовщины Синьхайской революции, массовой демонстрациипротеста против ареста петиционеров, а 7 октября в газете Объединенного союзаопубликовал статью-объявление, в которой обвинял власти в подавлении свободыслова и сообщал, что из-за цензурных преследований впредь газета будетвыходить не ежедневно, а раз в три дня. 10 октября на массовом митинге вТяньцзине на стадионе Нанькайского университета, где присутствовали 40—50 тыс.представителей различных общественных организаций и учебных заведений города,было принято воззвание, осуждавшее диктатуру бэйянских милитаристов ипроведенные пекинской полицией аресты сту-дентов-петиционеров. Местные власти,мобилизовав крупные силы полиции и жандармерии, окружили стадион, стремясь недопустить намеченной после окончания митинга демонстрации. Однако несколькимгруппам удалось прорвать окружение и направиться к зданию полицейскогоуправления города, где они потребовали встречи с начальником полиции Ян Идэ. Нопоследний отказался выйти к демонстрантам.
В знак протестапротив произвола полиции Ассоциация учащихся и Патриотическая ассоциация женщинТяньцзиня приняли решение о проведении 4-дневной забастовки (затем она былапродлена еще на 2 дня). Чжоу Эньлай написал текст воззвания о временномпрекращении учебы, в котором обвинил начальника городской полиции внасильственных действиях в отношении учащихся Тяньцзиня. Протест молодеживызвал сочувственный отклик различных слоев общественности города — торговцев,рабочих промышленных предприятий, ремесленников. 20 октября более 10 тыс.жителей Тяньцзиня собрались у канцелярии губернатора провинции Чжили, чтобыподдержать требования учащихся. Одновременно в разных частях города пришедшиена митинги юноши и девушки горячо осуждали злодеяния полиции. В результатеэтих действий и мощной поддержки со стороны Всекитайской студенческойассоциации пекинские власти были вынуждены 7 ноября освободить арестованных встолице учащихся-петиционеров. 15 ноября на чрезвычайном заседании Общества пробуждениясознания, проходившем под председательством Чжоу Эньлая, было решено превратитькружок в боевую организацию молодых людей, “готовых на жертвы, готовых наборьбу”, в “генеральный штаб борьбы” и принимать новых членов лишь послестрогой проверки их готовности выполнить эти требования.
Массовые избиенияучащихся, призывавших к бойкоту японских товаров, вызвали новую волнуантияпонского движения. Чжоу Эньлай, избранный к тому времени руководителемОбъединенного союза ассоциации учащихся Тяньцзиня, с группой товарищей посетилторговую палату Тяньцзиня с целью координировать действия при проведенииобщегородского бойкота японских товаров. 20 декабря представители различныхобщественных организаций Тяньцзиня в присутствии более 100 тыс. жителей городадемонстративно сожгли на площади большую партию японских товаров, после чегоорганизовали шествие под антияпонскими лозунгами.
Результатыоживленных дискуссий на проходивших в конце года конспиративных собранияхОбщества пробуждения сознания Чжоу Эньлай изложил в написанном им Манифесте. Внем говорилось о необходимости вырвать с корнем или преобразовать все то, чтоне соответствует современной эпохе: растущий милитаризм, капитализм,политиканство, бюрократизм, неравенство мужчин и женщин, консервативноемышление, старую мораль и старую этику.
3. Итоги, характер и историческое значение движения
Не на шуткуобеспокоенные ростом антияпонских настроений, пекинские власти, которыеготовились к заключению соглашения с Японией о Шаньдуне путем “прямыхпереговоров”, стали принимать решительные меры против ширившегося повсеместнобойкота японских товаров. Губернатор пров. Чжили отдал распоряжение о досрочномроспуске учащихся Тяньцзиня на зимние каникулы, чтобы помешать им участвовать вбойкоте. В ответ на это на очередном собрании членов Общества пробуждениясознания по инициативе Чжоу Эньлая было принято решение создать летучие группыпо выявлению в городе японских товаров и активно включиться в антияпонскоедвижение. 23 января 1920 г., когда выделенные Объединенным союзом добровольцыпроверяли наличие в городских лавках японских товаров, они были жестоко избитыгруппой японских хулиганов. Это вызвало волну возмущения жителей города.Представители различных общественных организаций Тяньцзиня пришли в канцеляриюгубернатора Чжили с петицией, в которой просили наказать хулиганов ивладельцев лавок, припрятывавших японские товары. Полицейские не допустилипетиционеров в здание канцелярии, избили их и арестовали 20 человек, в томчисле и Ма Цзюня. Одновременно полиция произвела обыски в помещенииОбъединенного союза учащихся и в других общественных организациях[9].
Члены Обществапробуждения сознания организовали ряд конспиративных встреч, проходивших натерритории французской концессии города, куда не имела право проникатьполиция, и, обсудив сложившуюся обстановку, приняли решение провести массовыедемонстрации протеста против избиения и ареста пе-тиционеров и утвердили ЧжоуЭньлая руководителем готовившейся акции.
29 января 1920 г.несколько тысяч учащихся Тяньцзиня во главе с Чжоу Эньлаем проследовали кзданию канцелярии губернатора для вручения петиции с требованиями в адресправительства: 1) отклонить предложение Японии о начале “прямых переговоров” оШаньдуне; 2) ускорить переговоры с японцами о трагических событиях в Фучжоу; 3)снять запрет с Объединенного союза учащихся Тяньцзиня; 4) освободитьзадержанных 23 января петиционеров и впредь не вмешиваться в осуществлениенаселением прав на собрания, создание организаций, свободу слова ииздательскую деятельность. Когда губернатор Цао Жуй отказался выйти ксобравшимся, они уполномочили четырех своих руководителей во главе с ЧжоуЭньлаем ройти в здание канцелярии для вручения петиции. Четверка была немедленноарестована и доставлена в штаб гарнизона, а собравшиеся у входа петиционерыбыли жестоко избиты и разогнаны отрядами полиции и жандармерии. 6 февраля ЧжоуЭньлай и его товарищи были переведены в полицейское управление города, гденачальник полиции Ян Идэ обвинил арестованных в том, что они были использованыдля подстрекательства беспорядков. На допросе в полицейском управлении 17февраля власти требовали от Чжоу Эньлая назвать имена тех, кто давал деньги наиздание газеты Объединенного союза учащихся Тяньцзиня. Получив решительныйотказ, полицейские не спешили передавать дело в суд. Заключенные, содержавшиесяв сыром подвальном помещении без окон, 1 апреля пригрозили объявить всеобщуюголодовку, если дело не будет незамедлительно передано в суд, не будут улучшеныусловия содержания их в тюрьме, отменен запрет на общение арестованных междусобой. 3 апреля начальник полиции был вынужден принять эти требования, ивечером того же дня голодовка была прекращена. 5 апреля 24 представителяАссоциации учащихся Тяньцзиня посетили полицейское управление и потребовалиосвобождения всех арестованных петиционеров, выразив готовность до суда добровольносесть в тюрьму вместо них. Под давлением широких кругов общественностиТяньцзиня начальник полиции Ян Идэ согласился улучшить условия содержанияарестованных под стражей, разрешить друзьям и родным свидания с ними и впредьне ограничивать общение заключенных между собой.
7 апреля 21арестованный, в том числе Чжоу Эньлай, были переведены в городскую тюрьму.Проявив настойчивость, арестованные добились разрешения находиться в общейтюремной камере, получили право на прогулку в тюремном дворе, чтение книг игазет. Заключенные ввели строгий распорядок дня, распределили между собойобязанности и составили расписание учебных занятий. Утро начиналось с зарядки,затем петиционеры готовились к защите от предъявленных им обвинений, а вовторой половине дня занимались уроками и чтением. После ужина проводилисьполитзанятия и дискуссии по актуальным социальным и политическим вопросам. Ихвели Чжоу Эньлай и еще два наиболее теоретически подготовленных заключенных.Чжоу Эньлаю также было вменено в обязанность вести тюремный дневник.Арестованные отмечали в камере памятные дни — 1 мая (по случаю которого провелигенеральную уборку камеры и отменили все занятия), 9 мая, “день позора” (в этотдень Юань Шикай в 1915 г. принял 21 требование Японии), а также дни рождениятоварищей по заключению. На занятиях обсуждались такие темы, как историяпромышленных революций в странах мира, история политических революций, новыеидейные течения. В мае—июне Чжоу Эньлай посвятил ряд занятий основным принципамматериалистического взгляда на историю, экономическим взглядам Маркса, егоучению о капитале и классовой борьбе, биографии Маркса.
В первую годовщину“движения 4 мая” состоялось посвященное этой дате специальное заседание, накотором Ма Цзюнь сделал доклад о событиях истекшего года и о задачах предстоящейборьбы молодежи. На этом и других заседаниях дискуссионного клуба, гдеобсуждались вопросы служения обществу, председательствовал Чжоу Эньлай. Былорешено создать группы активистов патриотического движения среди торговцев,симпатизирующих учащимся, издавать специальные малотиражные газеты дляразъяснения основ демократии, организовать агитационные бригады для работысреди населения, для проникновения в различные общественные организации, чтобыраспространять среди их членов политические знания, необходимые для кореннойперестройки общества.
1 июня Чжоу Эньлайс товарищами по заключению написал письмо известному своими передовымивзглядами юристу Лю Цзуныо. В нем, обрисовав тяжелое положение арестованных, онразоблачил стремление полиции создать дутое дело по обвинению молодежи вбеспорядках и просил юриста выступить на суде защитником. 6—8 июля проходилопубличное слушание по делу Чжоу Эньлая и других петиционеров, обвинявшихся в“нарушении безопасности и учинении беспорядков”. Оно вызвало огромный интересне только учащихся города, но и представителей различных патриотическихорганизаций. В дни заседаний перед зданием суда постоянно толпился народ, азал суда ломился от публики. Чжоу Эньлай и его товарищи в своих выступленияхобвиняли полицейские власти в грубом насилии над учащимися, доказывая, чтозащита патриотизма и спасение Родины — не преступление, а правое дело. АдвокатЛю Цзуныо произнес блестящую речь в защиту патриотического движения молодежи, и17 июля 1920 г. суд огласил приговор об освобождении Чжоу Эньлая и еготоварищей “за истечением срока заключения”. Более 100 представителей различныхобщественных организаций Тяньцзиня горячо приветствовали освобожденных послеполугодового тюремного заключения. К их одежде были прикреплены серебряныезначки с надписью “Пострадавшему во имя Родины” и красные шелковые цветы; надевяти автомобилях, украшенных транспарантами “Приветствуем наших делегатов,освобожденных из тюрьмы”, их привезли в здание городской торговой палаты.Здесь состоялось торжественное собрание, на котором Чжоу Эньлай рассказал оборьбе заключенных с полицейским произволом.
За времянахождения под стражей Чжоу Эньлай и Ма Цзюнь были отчислены из Нанькайскогоуниверситета, а ряд арестованных вместе с ними преподавателей средних школ лишилисьработы.
В начале августа1920 г. Чжоу Эньлай, председательствовавший на заседании членов Обществапробуждения сознания, подвел итоги году патриотической борьбы учащихсяТяньцзиня, а 16 августа все 12 членов-учредителей общества прибыли в Пекин.Здесь в одном из павильонов парка Таожаньтин состоялась конспиративнаяконференция с представителями четырех столичных прогрессивных организацийучащейся молодежи — Общества молодого Китая (Шаонянь Чжунго сюэхуэй), Союзавзаимопомощи молодежи в овладении знаниями (Циннянь гунду хуцзутуань),общества “Рассвет” (Шугуаншэ) и общества “Гуманизм” (Жэньдаошэ). Задачаконференции заключалась в обмене опытом патриотического движения молодежи иопределении перспектив дальнейшего движения за спасение Родины. Работойконференции, где присутствовало более 20 человек, руководил Ли Дачжао, представлявшийОбщество молодого Китая. Он предложил представителям каждого из пяти обществ,участвовавших в конференции, четко определить свои идеологические позиции ивыделить своих представителей для поддержания связи и продолжения обсуждения.Через день после конференции в парке Таожаньтин они провели совещание в библиотекеПекинского университета, директором которой был Ли Дачжао, и договорились осоздании совместной организации, названной ими Объединение во имяпреобразования (Гайцзао ляньхэ). Цель новой организации — сплотить всепрогрессивные общества и союзы учащейся молодежи для совместной борьбы заспасение Китая и преобразование общества. Об этом говорилось в принятомучастниками встречи “Воззвании к объединению во имя преобразования”, которое призываломолодежь “идти в народ”.
“Движение 4 мая”вышло далеко за пределы патриотического, антиимпериалистического выступленияучащейся молодежи. Оно всколыхнуло широкие массы городского населения, в томчисле и молодой промышленный пролетариат, сплотило их в общей борьбе занациональную и экономическую независимость, явилось важным этапом на путиантифеодальных, демократических преобразований китайского общества. Оно поставиловопрос о коренной переоценке традиционных ценностей и норм феодального Китая ио замене их демократическими и гуманистическими идеалами. Это движение было в значительной степени обусловлено бурным приобщением передовойкитайской интеллигенции к мировой культуре, знакомством с философией иобщественно-политической мыслью иностранных государств. С “движением 4 мая”связано распространение в Китае марксизма и идей Октябрьской революции вРоссии.Заключение
Версальскиймирный договор, санкционировавший право Японии на германские владения вШаньдуне, вызвал бурю возмущения в Китае, где надеялись на иные итоги войны, вкоторой и Китай принял некоторое участие, послав в Европу на тыловые работысвоих кули. Возмущение пылилось в так называемое движение “четвертого мая” — вэтот день в 1919 г. студенты вышли на демонстрацию протеста с требованиеманнулировать уступки Японии (ее “21 требование”). Выступление пекинскихстудентов было поддержано широкими слоями китайской молодежи и интеллигенции исопровождалось движением за “новую культуру”, результатом которого быловведение в политическую публицистику, а затем и в литературу новогописьменного языка байхуа, соответствовавшего разговорному. Это была подлиннаякультурная и литературная революция, позволившая приобщить к грамотности иоблегчить образование для многих миллионов китайцев. Движение выдвинуло в гущуреволюционной борьбы новый мощный отряд китайской молодежи, немалая частькоторой затем влилась в ряды суньятсеновской партии и оформившейся в 1921 г.Коммунистической партии Китая (КПК). Движение “четвертого мая” способствовалотакже консолидации молодого китайского рабочего класса, что нашло проявление вего первых организованных выступлениях, в забастовках. Словом, это сталоначалом нового этапа в революционном процессе Китая, причем революция 1917 г. вРоссии оказала немалое воздействие на те формы, которые это движение в Китаестало обретать.Список использованной литературы
1. Гарушянц Ю.М. Движение 4 мая 1919 года в Китае. М.,1959.
2. Движение 4 мая 1919 года в Китае. Документы иматериалы / Отв. ред. Л.П. Делюсин. М., 1969.
3. Афанасьев А.Г. Борьба против конфуцианства в период“движения за новую культуру” / Конфуцианство в Китае. Проблемы теории ипрактики. М., 1982.
4. Московская конференция министров иностранных дел СССР,США и Великобритании (19-30 октября 1943 г.). Сборник документов. М., 1978.
5. Сунь Ятсен. О движении 4 мая // Избранныепроизведения. М., 1985.
6. Новейшая история Китая. 1917-1927. М., 1983.
7. История КНР. М., 2002.
8. Тихвинский С.Л. Путь Китая к объединению инезависимости. М., 1996.