Боевой вертолет КА-50 «Черная акула»
Игорь Лисин
www.statya.ru/foto.php3?n=http://www.arms.ru/air/ka50.jpgРаботыпо созданию перспективного боевого вертолета Ка-50 начались на фирме«Камов» в 1977 году. Основу парка боевых вертолетов Советской Армии вто время составляли машины Ми-24. По своим характеристикам они не моглипротивостоять новому американскому вертолету огневой поддержки АH-64 Apache, разработкакоторого тогда шла полным ходом. В поисках преимуществ новой боевой машины,проектируемой на фирме «Камов», были проработаны различные схемывертолетов. Опыт применения боевых вертолетов во Вьетнаме и Афганистанепродемонстрировал низкую живучесть вертолетов классической одновинтовойконструкции из-за уязвимости рулевого винта и длинной трансмиссии.
Преимуществааэродинамически симметричного соосного несущего винта оказались очевидными.Такой винт обеспечивает простоту управления вертолетом в ручном, а главное,автоматическом режиме, отличную маневренность, взлет и посадку при ветре любойсилы и направления. К тому же соосный несущий винт способен повысить боевуюживучесть вертолета, обеспечить компактность силовой передачи и значительноснизить потери мощности двигателей. В настоящее время Ка-50 является лучшимвертолетом в мире по использованию мощности силовой установки. Все хорошопомнят, как российский МиГ-29 изумил мир фигурой пилотажа, называемой«колокол», Су-27 поразил специалистов и зрителей «коброй Пугачева».Своя пилотажная «изюминка» есть и у Ка-50. Так называемая«воронка» по чистоте исполнения присуща только боевой камовскоймашине. Эта фигура обеспечивает вертолету сосредоточенный огонь по точечнойцели. В то же время сама машина относительно противника постоянно перемещаетсяпо азимуту и углу места — в «воронке», что чрезвычайно затрудняетприцеливание по машине.
Ка-50способен перемещаться боком, т.е. скользить со скоростью 80 км/час, и назад — со скоростью 90 км/час. Перемена направления движения на противоположноепроисходит за несколько секунд. Единственный в мире вертолет, способный втечение 12 часов «висеть» на одном месте, — это тоже Ка-50.
Приоритетыфирмы «Камов» распространяются не только на непревзойденный опыт втеории и практике строительства вертолетов по сооснои схеме. С 1965 года,опередив весь мир на 10 лет, фирма приступила к использованию на своих машинахстеклоплас-тиковых лопастей. Такие же лопасти, но уже 4-го поколенияиспользуются и на Ка-50. Во время испытаний на боевую живучесть в одной излопастей вертолета сделали 30 пробоин из автоматического стрелкового оружия.Тем не менее это позволило машине летать без аварий в течение 80 часов.
Основубоевой мощи Ка-50 составляют противотанковое управляемое ракетное вооружение ипушка. Часто вертолет, атакующий танки, сам становится мишенью. Ка-50противопоставляет этому сверхзвуковые противотанковые ракеты «Вихрь»с дальностью пуска до 10 км. Такие качества оружия уменьшают время нахождениявертолета на огневой позиции и превосходят дистанцию эффективного огня зенитныхракетных комплексов противника. Комбинированная боевая часть сверхзвуковойракеты оснащена несколькими взрывателями различного действия. Все это всочетании с высокоточной, помехозащищенной системой наведения позволяетодинаково эффективно поражать одним и тем же типом боеприпаса как бронированные(до 900 мм с динамической защитой) наземные цели, так и перемещающиеся соскоростью до 800 км/час воздушные объекты. Ракета имеет высокую скрытностьприменения: противник узнает об атаке только в момент попадания. Данноесредство поражения обладает избыточной энергетикой, которая используется дляусиления его боевых качеств. Большая серия опытных пусков подтвердилапревосходство системы автоматического наведения ракеты на цель. Оно позволяетпоражать малоразмерные объекты на максимальных дальностях значительноэффективнее, чем при ручном наведении оператором. Мощная пушечная установкакалибра 30 мм заимствована в сухопутных войсках и полностью унифицирована поиспользуемым боеприпасам с боевой машиной пехоты БМП-2. Пушка 2А42 имеетпеременный темп стрельбы и селективное боепитание из двух патронных ящиков,снаряжаемых бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Это позволило на 30%повысить эффективность поражения наземных легкобронированных и воздушных целей.Боевая живучесть ствола позволяет произвести отстрел всего боекомплекта (500снарядов) без задержек и промежуточного охлаждения. Как на БМП-2, так и наармейском боевом вертолете пушечная установка надежно работает в условияхповышенной запыленности. Hетрадиционным выглядит и размещение пушки на Ка-50.Чтобы сохранить высокую точность стрельбы и другие замечательные свойстваустановки, ее поставили у центра масс вертолета. Это отвечает прочностнымтребованиям и не требует усиливать конструкцию машины. К тому же уменьшаетсявлияние отдачи на вертолет при стрельбе, экономится вес и не нарушаетсяцентровка машины при расходе снарядов.
Электрогидравлическийследящий привод обеспечивает перемещение ствола в горизонтальной и вертикальнойплоскостях, выдерживая направление стрельбы. Пушка 2А42 и ракеты«Вихрь» разработаны коллективом оружейников под руководствомчлена-корреспондента РАH А.Г.Шипунова, Для улучшения адаптации машины ксуществующему парку армейских боевых вертолетов и для смещения огневого акцентав сторону особенностей поражаемой цели возможны различные варианты вооруженияКа-50. Эти варианты формируются на 4 узлах внешней подвески практически из всейноменклатуры авиационных средств поражения, ограниченной толькогрузоподъемностью замковых механизмов на пилонах. Для использования всегоперечня этих боеприпасов не требуется изменять конструкцию и алгоритмическийаппарат системы управления вооружением. Пилоны для подвески оружия выполненыповоротными в вертикальной плоскости. Отклоняясь вниз до 10 градусов, ониспособны, в некоторой степени, придавать новые боевые качества размещенному наних обычному вооружению. При необходимости на всех точках подвески можноразместить топливные баки.
Длядействий в составе группировки боевых вертолетов на Ка-50 имеется аппаратураприема разведданных от различных систем www.statya.ru/foto.php3?n=http://www.arms.ru/air/ka50_1.jpgнаведения.Эта информация выводится и на индикатор на лобовом стекле. Hеобходимостьразрешения проблемы сохранения высокой точности применения бортового вооруженияпривела к тому, что в системе наведения место оператора полностью занялаавтоматика. Устранение человека с его эмоциями и чувствительностью к стрессовымситуациям из наиболее критического звена системы было обеспечено высокимтехническим уровнем современной оборонной промышленности и многолетним опытомразработки и эксплуатации авиационной автоматики специалистами фирмы«Камов», Единый электронный комплекс бортового оборудования иуправления оружием был заказан специализированной фирме, разрабатывающейаналогичные системы для одноместных истребителей МиГ и Су. Таким образомчисленность экипажа вертолета Ка-50 была сведена до предельного минимума — одинчеловек.
Вертолетпроектировался с повышенной степенью боевой живучести. С одной стороны, болеекомпактную одноместную машину проще защитить, с другой — уровень защитыединственного пилота должен быть достаточно высоким. По сравнению с АH-64А,вертолет Ка-50 имеет существенно меньшие размеры жизненно важных агрегатов.Полностью отсутствующий рулевой винт с его системами управления и редукторомдопускает поражение хвостовой балки без тяжелых последствий. Мероприятия,проводимые с целью повышения боевой живучести Ка-50 и выживаемости экипажа наполе боя, привели к успешному решению 26 проблем. Среди них такие, какобеспечение длительной работоспособности трансмиссии после поражениямаслосисте-мы, применение принудительной системы аварийного покидания,внедрение широкой сети противопожарной защиты, и многое другое.
Всиловой конструкции используется 35% композиционных материалов. Здесь ониприменяются не просто для уменьшения веса машины. При поражении пулями иснарядами композиты не обладают вторичным поражающим действием осколков ибрызг, присущим металлической обшивке. Особенно тщательно отработаны элементызащиты кабины летчика и топливной системы. Пилот Ка-50 размещается в полностьюбронированной и экранированной кабине. Ее общий вес — чуть более 300 кг.Многочисленные испытания различных материалов защиты подтвердилиэксплуатационные и боевые преимущества стальной комбинированной брони. Онавведена в силовую конструкцию фюзеляжа и обеспечивает ему дополнительнуюжесткость. Высокая противоснарядная стойкость такой брони обеспечивает защитулетчика при попадании в борт кабины нескольких снарядов калибра 20 мм.Компоновка и конструкция кабины не допускают изменения ее внутреннего объемаболее чем на 10-15% при ударах о землю. Исключено попадание внутрь кабиныдругих агрегатов при разрушении элементов их крепления.
Шассинового боевого вертолета и конструкция фюзеляжа обеспечивают поглощениеаварийных перегрузок при падении машины. Особенности размещения топливнойсистемы исключают возможность возникновения пожара после аварийного жесткогоприземления вертолета. Ка-50 способен продолжать полет на одном двигателе припоражении другого. Тяги управления автоматом перекоса лопастей остаютсяработоспособными даже при наличии в каждой из них 2 пробоин от пулькрупнокалиберного пулемета.
Особоговнимания заслуживает система аварийного принудительного покидания машины. Онапредставляет собой впервые в мире практически реализованную катапультнуюсистему спасения вертолетчика. Система надежно работает во всех критическихситуациях, связанных с повреждениями Ка-50. Концепция одноместного вертолетамаксимально предусматривает сохранение жизни летчика. Кресло К-37,разработанное на фирме «Звезда» под руководством члена-корреспондентаРАH Г.И.Северина, позволяет катапультироваться во всем диапазоне высот искоростей, включая нулевые. Кроме того, пилот может с парашютом покинутьмашину, не катапультируясь. При задействовании системы на борту выполняется рядпоследовательных операций: отстрел лопастей несущего винта, открытие створкикабины, срабатывание вытягивающего ракетного двигателя. Подобная системакатапультирования особенно необходима на одноместном вертолете из-за жесткоголимита времени при покидании машины на предельно малых высотах.
ДляКа-50 успешно решена проблема затраты времени и усилий наземного обслуживающегоперсонала на приведение машины в состояние боевой готовности. При снаряженииоружия большую помощь оказывают встроенные в пилоны электромеханическиелебедки. С их помощью можно подвесить боеприпасы массой до 500 кг. Сверхзвуковыеракеты подвешиваются целым блоком, а процесс укладки патронных лент вконтейнеры боепитания пушки предельно упрощен и механизирован. Разнособорудования по всему объему вертолета позволяет при необходимости работатьодновременно многим специалистам. Большая площадь раскрытия капотовобеспечивает хороший доступ к оборудованию. Другой особенностью Ка-50 являетсято, что все подшипники механических систем выполнены на тефлоновых шарнирах, азначит, им не требуется смазка. Ресурс таких подшипников в 10 разпродолжительнее, чем у обычных. Боевая эксплуатация армейского вертолета марки«Ка» длительное время может осуществляться с необорудованныхплощадок, оторванных от основных баз.
Пооценке специалистов Военно-Воздушных Сил, а также зарубежных экспертов, Ка-50 — это не просто хорошая машина, это новое направление в вертолетостроении итактике армейской авиации. Предназначенный для «нейтрализации»американского боевого вертолета АH-64А Apache, Ка-50 превзошел его по всемпоказателям. Сегодня зарубежные фирмы, получая заказ на разработку новыхармейских боевых вертолетов, сталкиваются с требованием заказчика иметь машинуне хуже, чем «Камов-50».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.statya.ru/