Федеральное агенствопо образованию
СтавропольскийГосударственный Университет
Историческийфакультет
Кафедра историидревнего мира и средних веков
Курсовая работа
По историиСредних веков
На тему: «Городское общество Италии XIV-XVI вв»
Студентки
3 курса, ИФ, гр. Б
Молчановой М. Ю
Научный руководитель
д.и.н., профессор
Краснова И. А
г. Ставрополь, 2011г.
Оглавление
Введение
Глава 1. Общая характеристика городскогообщества XIV-XVI веков
1.1 Гранды
1.2. Пополаны
1.3. Низы общества и маргиналы
1.4. Женщины
Глава 2. Купцы по новеллам эпохиВозрождения
Глава 3. Семья и брак
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Актуальность. ЭпохаВозрождения является одной из самых ярких в истории Европы. В этот период жилии творили великие деятели различных направлений — Джованни Боккаччо, Гвардато Мазуччо,Франко Саккетти, Леонардо да Винчи, Микеланджело и многие другие.
Флоренция являетсяцентром культуры Возрождения. Именно здесь зародились ренессансныегуманистические идеи. В этом городе на Арно творили представители ренессанснойкультуры. Но Флоренция не только культурный центр. Она является ярким примеромполитического развития, социально- экономической жизни, отношений междупредставителями различных сословных групп.
В данной работе будетпроведено исследование городского общества XIV-XVI веков. Будет рассмотренытакие слои общества как гранды, пополаны, низы общества и маргиналы. Такжебудет рассмотрена проблема статуса женщины в этот период и значение семьи каксоциальной ячейки общества.
Цель исследования.
Цель работы заключаетсяв выявлении положения, интересов, занятий различных социальных групп.
Задачи.
- Охарактеризоватьгородское общество в период с XIVпо XVI века;
- Проанализироватьположение купеческого слоя по новеллам XIV-XVIвеков;
- Рассмотретьтакой социальный институт как семья;
- Выявитьпричины вступления в брак.
Хронологические рамкиисследования-XIV -XVIвека.
Территориальные рамкиохватывают территорию Италии и средневековой Флоренции.
Историографическийобзор.
Италия в эпохуВозрождения – это страна городов, развитие которых определило ее успехи вэкономике и политике. Город – определенное поселение, со значительным плотнымнаселением, в котором сосредоточены все стороны жизни. Городская средапорождает свой неповторимый образ жизни.
Изучение феноменагорода с его неповторимым образом жизни, уникальной культурой являетсяпредметом живого интереса, разнообразных оценок, научных споров.
Изучением города, егосреды, отношений внутри социальных групп и между ними, занимаются как взарубежной, так и отечественной историографии.
В отечественнойисториографии первой половины XX века следует выделить работы А.К. Дживелегова,М.А. Гуковского, В.И. Рутенбурга[1]. Этиисследователи в своих трудах открыли изучение вопроса о повседневныхпредставлениях пополанов, обращали внимание на экономические проблемы.
В отечественноймедиевистике постепенно складывается свое традиция изучения города. После войныцелый ряд ученых занимается различными проблемами средневекового города.Создаются многочисленные работы, спецкурсы в университетах, учебные пособия,посвященные городам, городской жизни и культуре, горожанам в Италии, Франции,Испании, Германии, Англии и других стран Европы. В Саратове с 1968 по 1991 гг.вышло десять выпусков сборника «Средневековый город» под редакцией С.М. Стама.В ежегоднике «Средние века» публиковались статьи, посвященные городскойистории. В разработку теоретических и методологических вопросов историческойнауки неоценим вклад А.Я. Гуревича[2]. Образ жизнифлорентийского горожанина, его ментальные установки привлекали внимание Л.М. Брагинойи М.Л. Абрамсон[3].
Отечественные ученые долгоевремя не уделяли внимание жизни человека в городском обществе. Интерес к этой проблемепросыпается в 80-е гг. XXвека.Рассматриваются жизнь торгово – предпринимательского слоя городов, деятельностьи значение городского патрициата, организация власти, положение низов общества идр. Исследования И.А. Красновой посвящены особенностям купеческого мышления и деятельности,отношению пополанства к труду и отдыху, семейным делам, положению женщины, христианскойдогматике и нормам нравственности.[4] Проблемыобразования женщины, ее роли в семье и процессе воспитания детей активно поднимаетТ.Б. Рябова.[5] Проблемыположения низов общества поднимает А.Л. Ястребицкая. [6]
Источники.
Источниковая база представленаразличными по стилю написания документами — это домашние и исторические хроники(Д. Виллани), дневники (Б. Питти), литературные (Ф. Саккетти, Г. Мазуччо) сочинениякупцов-писателей XIV—начала XVвв.,отдельные произведения гуманистов (Д. Боккаччо).[7]
Структура работы.
Работа состоит из трех глав.Первая глава разделена на четыре параграфа.
Практическая значимость.
Выводы, сделанные в даннойработе, могут быть использованы при дальнейшем исследовании особенностей жизни имировосприятия населения средневекового города. Материалы работы могут быть задействованыв общих и специальных лекционных курсах по истории и культуре западноевропейскогосредневековья, при проведении семинарских занятий, написании дипломных работ.
купеческийгородской общество средневековый
Глава 1. Общая характеристикагородского общества XIV-XVI веков
Италия в средние века ив эпоху Возрождения — страна городов. Культура Возрождения — это культура городов.То, что принято называть Возрождением, было утверждением преемственности великойантичной культуры, утверждений новых идеалов. Результатом вступления Западной Европына новый путь в экономическом и политическом развитии были весьма важные переменыво всей культурной жизни. Изменения коснулись всех сторон духовной жизни. Эти явленияказались возрождением науки, философии, литературы и искусства, существовавших вантичном мире. Сам термин “Возрождение” возник как следствие убеждения, что толькочерез возрождение античной культуры после тяжелого средневековья можно прийти кистинному познанию и изображению самой природы.
Город — это особое поселение,саморазвивающийся организм. Город включает в себя различные институты власти, религиозныеи культурные учреждения. В нем развивается экономическая и политическая жизнь. Горожанеглавные действующие лица в нем. Городское население различается по своему социальному,профессиональному, этническому составу. Жители городов разделяются на категории,которые отличаются по своему статусу и образу жизни. Среди них выделяют — светскихи духовных феодалов, торгово — ремесленное население, лица духовного звания, зависимыелюди феодалов и городских монастырей, маргиналы, этнические меньшинства.
Эта глава, данной работы,посвящена жителям города. В ней будет рассмотрена жизнь и деятельность различныхслоев населения — от грандов до низов общества, — их взаимодействие и влияние другна друга и на городскую среду.
1.1 Гранды
В Италии феодальная знать,которая жила в городе именовалась грандами (grandi) или нобилями (nobiles).Гранды относились к городской элите. Им принадлежали политическое и социальное лидерство,базирующееся на богатстве, престиже и власти. Гранды, живя в городе, сохранили связис внешней феодальной средой и соответствующие нравы. За пределами города они владелиземельными участками, с которых имели доход, а также использовали как место дляотдыха. В городах они строили башни (case-torri), где жили в окружении верных людей.Гранды принадлежали к консортериям — крупным родам, куда входили родственники, вассалы,специальные военные отряды. Вся консортерия подчинялась главе рода. Консортерияимела право суда над всеми своими членами, а также вести вендетту – кровную месть.К традиционным правам грандов относились также право носить оружие в городе и правосоздавать свои военные отряды.
Признаком принадлежностик сословию грандов было рыцарское достоинство. Это было исключительной привилегиейродовой знати. Гранды возводились в рыцари, имели свои гербы, гордились своей родословной.Существовало четыре типа рыцарства — рыцари купели, рыцари пира, рыцари щита, рыцариоружия.[8]
Со второй половины XIIIвека в рыцарство возводит коммуна. Это так называемые народные рыцари, которые получалирыцарское звание по службе. Теперь выделяются «рыцари от природы» — те, кто принадлежалк родам старого, знатного дворянства; «рыцари удачи» — те, кто купил или получилдворянское звание по протекции или за особые заслуги перед коммуной.
Живя в городе, гранды раноурбанизировались. Их источниками доходов были как эксплуатация крестьян, так и занятиеторговлей и банковским делом. Зачастую в клане часть ее членов вела типичный рыцарскийобраз жизни, а другая ветвь феодального клана занималась деловой жизнью.
После Установления справедливости1293 года жизнь флорентийских грандов изменилась. Они были лишены многих своих прав,а также традиционных привилегий.[9] Теперь грандыне подлежали суду равных, а из-за того, что они относятся к магнатам к ним применялиболее тяжелые наказания, чем к пополанам за такие же преступления. Гранды полностьюлишаются политической власти. Также гранды лишались военной власти — своей исконнойпривилегии. Теперь гранды платили налоги, родственники грандов несли ответственностьдруг за друга, ограничивалось право ношения оружия в городе. В 1295 году Установлениясправедливости были смягчены. Гранды, которые входили в цеха, могли занимать должностив городе. Для этого достаточно было лишь формально вступить в цех. Это лишний раздоказывает, что гранды были важной частью города. Город не мог игнорировать этосословие, так как гранды обладали большим опытом управления.
К грандам относили человекапо двум критериям. Первый принцип — принадлежность к рыцарскому сословию. Второй(более размытый и неопределенный)- общественное мнение.[10]
После введения Установленийсправедливости многие гранды стремились стать пополанами, войти в цеха, начинализаниматься торговлей, предпринимательской и банковской деятельностью. Гранды сталимало чем отличаться от пополанов. В XIV веке идет своеобразный симбиоз между грандамии пополанами. Например: род Пацци.[11] Изначальноони относились к грандам. В конце XIII века этот род становится пополанским. В XIVвеке фамилия Пацци опять входит в сословие грандов, а затем снова переходит в пополанство.
Нередко происходило так,что грандов переводили в пополанское сословие, а пополанов – в гранды. В своей хроникеДжованни Виллани писал, что в 1343 году около пятисот человек были переведены изграндов в пополаны.[12] Также онговорит о том, что «многие пополанские дома и семейства гораздо больше заслуживаютбыть приписанными к грандам, чем подавляющая часть оставшихся грандами».
Происходит изменение понятия«гранды», а также понятия «знатность». Гуманистические критерии знатности заключаютсяв моральных качествах личности (virtu). Знатность зависела от благородства самогочеловека. Благородство относится к личным качествам, следовательно, знатность неможет передаваться по крови. Под воздействием общеевропейских традиций на первыйплан выдвигается критерий древности и законности происхождения. В XVI веке древностьпроисхождения, которая встречается у многих авторов того времени, является основнымкритерием знатности. [13]
Спорным является вопросо занятиях знатных людей. С одной стороны, ручной труд и знатность несовместимы,но с другой стороны, знатный человек мог заниматься торговлей и банковским делом.
В XIV веке вместо термина«знатность» употребляется термин « благородство» (gentilezza). На первый план выходитоценка поведения, образа жизни, поступков и действий людей.
Понятие «гранд» становитсявсе более размытым. По образу жизни и занятиям гранды все более сливаются с пополанами.
1.2 Пополаны
Многочисленным сословием,проживающим в городах, были пополаны(popolo — народ). Пополаны – незнатные люди,простой народ. К ним относились простые купцы и ремесленники. Пополаны занималисьторговлей, входили в цеха.
Пополаны не были однороднымсословием. Выделяют крупное(popolograsso) и мелкое(popolominuto)бюргерство.[14]Для этого слоя характерны открытость и социальная мобильность.
Пополаны до конца XIII векане обладали политическими правами и не участвовали в управлении городом. Но в XIIIвеке пополанская верхушка обрела экономическую самостоятельность и уже крепко стоялана ногах. Бюргерство не нуждалось в грандах как раньше. Теперь функции грандов онимогли исполнять сами.
После Установлений справедливости1293 года политическая власть переходит в руки к пополанам.
В XIV- XV веках получилразвитие процесс внедрения феодального стиля жизни и ценностей в среду бюргеров.
Высоко ценились рыцарствос его символикой и идеалами. Высшей почестью для гражданина Флоренции было возведениеего в рыцари. В XIVвекео рыцарском гербе мечтал даже ремесленник. В XV веке это проявлялось в увлечениигербами, проведении рыцарских турниров, а также в стремлении патрициев к роскошив одежде и образе жизни. Таких рыцарей нередко высмеивали в новеллах периода XIV-XVIвеков, как, например, Боккаччо в « Декамероне» или Саккетти в своих « Трехсот новеллах».
В городе возникает симбиозмежду выходцами из феодальной знати и народом. Появляются «новые дворяне» — выходцыиз пополанского сословия. Флорентийские граждане подражают образу жизни, манерам,поведению знатных сеньоров. Дорогие пиршества, богатая одежда, строительство дворцови загородных вилл, многочисленные слуги, неимоверные размеры приданных — все этостановится характерным для повседневного быта пополанской верхушки. Например, ФранческоДатини.[15]Он выстроилдворец, который богато обустроил и пышно украсил для того, чтобы принимать в немзнатных людей, которым рекомендовали его дом. Многие тратили больше, чем имели,что приводило к их разорению.
Также подражание знатнымдворянам выразилось в настоящей страсти к родословным. Со второй половины XIV векакупцы стремятся обзавестись пышной родословной и знатными предками, чтобы возвыситьсвой род. Чаще всего в качестве таких предков выступают вымышленные персонажи. Например,в своей домашней книге Риккарди утверждал, что его род пошел от знатного немецкогорыцаря.[16] На самомделе же Риккарди пошли от простого немецкого ремесленника.
Во второй половине XIV векаувеличивается капиталовложения горожан в земельные участки.[17]Это объясняется стремлением застраховать часть своего состояния от риска, связанногос торгово-финансовой деятельностью. Земельный участок давал до 7% прибыли от капитала,вложенного в этот сектор. Во второй половине XVI века растут цены на продукты питания,что делает агрикультуру выгодным делом. Поэтому инвестиции в землю продолжались.
Одворянивание патрициатапродолжалось и в XV-XVIIвеках.Но его нельзя назвать полным, так как патриции по-прежнему играли ведущую роль вделовой жизни Флоренции. Венецианский посол Контарини в 1588 году писал: « Богатствоподданных зависят от ремесел и торговли: богатство знатных от торговли, богатстванарода от ремесел. Однако знатные также занимаются ремеслами, не только управляяими, но и работая собственными руками».
Но наряду с перениманиемстиля жизни и традиций грандов у представителей деловой среды города осталась тенденциюк сохранению и развитию образа жизни и традиций купеческой среды. Представителитакого направления развития торгово-ремесленного сословия негативно относились кобразу жизни и ценностям грандов. Они критиковали расточительство, высмеивали рыцарство,с насмешкой относились к куртуазной культуре, осуждали нравы и обычаи грандов.
Выдвигается идеальный образгорожанина. Это был образ доброго купца (buonomercante). Такой купец наживает богатство, правильно его помещает, и тратит скольконужно. Стиль жизни, поведение, поступки должны были соответствовать этому образудоброго купца. Благородство зависело не от происхождения, а от достоинства личности.В понимании флорентийского купечества, достоинство — плод личной доблести человека.И главное в ней является служение своему профессиональному долгу. Человека оценивалипо его поступкам, образу жизни, поведению.
В XVI веке в среде патрициеввыделилось две тенденции:
1. стремление оставатьсяв купеческой среде с ее образом жизни, идеями, традициями;
2. стремление сблизитьсяс дворянством и подражание их образу жизни.
Происходит постепенное слияниестарой родовой знати (грандов) со своими отличительными чертами, и нового дворянства- выходцев из патрициата, которые сохранили свои особенности. Аристократизация обществабыло закономерным результатом изменений в экономической и политической жизни, атакже в образе мышления.
«Тощий народ»(popolo minuto)– мелкие ремесленники и торговцы, прислуга, наемные работники. Зачастую они не обладалиполитическими правами и в этом вопросе зависели от представителей «жирного народа»(верхушки пополан). Внецеховым рабочим запрещалось даже образовывать какие бы тони было объединения. За попытки выйти из подчинения внецеховые рабочие наказывались,как физически, так и материально.[18]
1.3 Низы общества имаргиналы
Понятие «низшие слои» оченьширокое и о нем нельзя судить однозначно. Грань перехода очень тонкая. К низшимслоям относятся люди различные по своему социально- экономическому и правовому положению.К низшему сословию городского общества причисляют:
1) Слабыхв хозяйственном отношении мастеров, которые вынуждены жить за счет помощи цеха;
2) Вечныхучеников и подмастерьев, работающих по найму;
3) Представителейсферы социальных услуг – приказчиков, поденщиков, возчиков, аптекарей и врачей,цирюльников, хозяев постоялых дворов, мелких нотариусов, писцов, учителей и т.д.;
4) Аутсайдеров- банщиков, брадобреев, комедиантов, палачей, живодеров, проституток и т.д., которыеявлялись представителями «нечистых» профессий.
Все эти различные группынизов городского общества объединяет проблема невозможности преодолеть свою бедностьбез посторонней поддержки и помощи.
Условия социальной нестабильностив XIV- XVвекахприводили к росту численности низших слоев общества и маргинальных групп.
Маргиналы (от лат.margina- поля книги или тетради)- деклассированные элементы общества. Они не имеют не постоянногоместа жительства, не профессии, а также не входят в корпорации. К этой группе принадлежалибродяги, нищие, мошенники, воры и т.п.
Город был местом, куда устремлялисьмаргинальные группы, чтобы выжить. Здесь было широкое поле для деятельности, а принеобходимости всегда можно затеряться в толпе.
Уровень маргинальных групппытались контролировать. В XV веке в городах растет количество нищих. Городскиевласти пытаются ограничить приток нищих. Ужесточился контроль за «своими» нищими.Их распределяли по церковным приходам, приписывали носить отличительные знаки илииметь специальные удостоверения, по которым разрешалось нищенствовать. Часто в городахустраивали облавы. С XV-XVI веков используется труд бродяг и нищих. Трудоспособныхнищих устраивали на работы не требующих специальных профессиональных навыков, гдеплатили минимально.
Средневековое общество делилосьна бедных и богатых. Бедные не обладали политическими правами и были социально слабыми.Они не были однородными по своему составу, различались по своему экономическомуи социальному положению.
Различают несколько типовбедности.
1) Добровольнаябедность. Такая бедность получила распространение в Италии в XIII-XIV веках. Добровольнуюбедность принимали, следуя идеалу Христа — страдальца, поэтому таких бедняков называлиеще «христовы бедняки».[19] Таких бедняковпочитали, считая их угодными Богу. Им с большой охотой жертвовали. Добровольнаябедность считалась привилегированной.
2) Стыдливыебедные. К ним относились: бедные по старости или инвалидности (в связи с болезньюили увечья); сироты и вдовы; многодетным семья. Такие бедные имели крышу над головой,входили в корпорации, но не имели средств, чтобы платить налоги. Эти бедные стыдилисьпросить открыто милостыню. Им помогали цеха и городские советы; в завещаниях отписывалисуммы на пожертвования для бедных такого уровня; устраивали «столы» при церквяхи приходах, где их кормили, подавали милостыню, давали самое необходимое (одежду,обувь, постельное белье, посуду).
3) Бедностьпо судьбе — самый распространенный вид в низших городских слоях. Такая бедностьбыла результатом неблагоприятного стечения обстоятельств, результат судьбы. Онинаходились на обеспечении цехов, городских властей, святых братств.
4) Совторой половины XIV века распространяется новый тип бедных — это так называемые« работающие бедные». К трудолюбивым бедным относятся наемные рабочие и поденщики.Часто они не являются горожанами. Трудолюбивые бедные перемещаются по стране в поискахработы. Они селятся близ портов, в бедняцких кварталах на окраинах города. Не имеютпостоянного места жительства и работы. Часто становятся инициаторами волнений вгороде.
Бедные таких категорий пытаютсяпреодолеть нищету, стремясь к улучшению своего положения.
Но существовала группа профессиональныхнищих. Эти маргинальные элементы не стремятся выйти из своего нищенского положения.Они жили подаяниями, ведя праздный образ жизни. Чтобы получить как можно денег с«сочувствующих» проходили специальное «обучение», и даже шли на прямой обман. ВXV-XVI веках появляются специальные сочинения, помогающие отличить благочестивыхнуждающихся от нищих — обманщиков. Например, большой популярностью пользовались« Зеркало шарлатанов» (ок. 1485 г.) и « Книга бродяг» (1509-1510).[20]
Как мы видим низшие слоиимели широкий контингент, входящих в него элементов. Они были социально, экономическии политически слабы, и поэтому зависели от богатых слоев городского населения.
1.4 Женщины
Образ женщины в средневековойкультуре был двояким. Существовало два распространенных образа — символа.[21]Первый — образ Девы Марии. Такая женщина должна быть добродетельной, благочестивой,благоразумной и воздержанной. Второй — образ Евы-соблазнительницы. Она выступаеткак «сосуд греха». Женщина по сравнению с мужчиной — некое незавершенное творение,по своей природе — слабая, порочная, несовершенная. Идея слабости женской природыпроходит через всю интеллектуальную историю средневековья.
Городская литература враждебнееотносилась к женщине. Яркие примеры произведений городской литературы, в которыхпрослеживается отмеченный взгляд на женщину, можно обнаружить в культуре многихевропейских регионов. Например, в «Новеллино» Мазуччо Гвардато пишет о женщине иее недостатках и порочной природе так:
1) «Стоитли напрягать свою мысль, описывая бесчисленные недостатки, предательства и гадостиженщин? Легче сосчитать звезды на небе!»[22];
2) «Самого могучего красноречия недостаточно, чтобы рассказать все, что следует, обэтом гнилом, подлом, несовершенном женском поле, вероломство и гнусные деяния котороготаковы, что не только разум человеческий, но даже мудрость богов никогда не будутв состоянии оградить нас от них»[23].
В своих новеллах Мазуччоклеймит женскую природу, их уловки и хитрости для достижения своих греховных целей.Автор рисует яркие образы своих героинь, но они однообразны в своей порочности,в стремлении к греховным связям и обману.
В XIV- XV веках для европейскихгородов характерен рост женского населения. В городах среди женского населения преобладаютдве возрастные группы: это девушки от 13 до 17 лет и женщины после сорока. Возрастнаягруппа от 18 до 40 лет у женщин меньше, чем того же возраста у мужчин. Это связанос высокой смертностью при родах и сопутствующих заболеваний.[24]
Численность женщин растетза счет девушек, которые иммигрировали из деревень для поиска работы и лучшей доли.
Экономическое положение,образ жизни и специфика занятий женщин различных слоев городского населения различались.Богатые горожанки занимались домашним хозяйством и управлением поместья. Основнаяже масса женского населения городов была вынуждена сочетать домашний труд и непосредственноепроизводство товаров и услуг. [25]
Женский труд применялсяв ремесленном производстве. Женщины выступали в качестве наемных работниц и каксамостоятельные предпринимательницы. Молодые незамужние горожанки из бедных слоевработали прислугой в богатых домах. Женщины получали более низкую плату за свойтруд, чем мужчины.
Вообще все отрасли производства,на которые физически были способны женщины, принимали их в качестве рабочей силы.Были и исключительно женские профессии — вышивальщицы, белошвейки, шелкомотательницыи другие.
В XV веке происходит сокращениеиспользования женского труда. В этот период женщин вытесняют из ряда цеховых ремесел.
Одинокие женщины, не обладающиепрофессиональными навыками, вынуждены были бедствовать. Многие становились на греховныйпуть, занимаясь проституцией.
В средневековом городе проституцияпроцветала. Женщины данной профессии различались по своему положению. Выделяют «честных»куртизанок и проституток низших слоев.
«Честные» куртизанки былисвоеобразной «элитой». Она обучена правилам хорошего поведения, умеет вести застольнуюбеседу, а иногда является обладательницей высокой культуры и литературного таланта.Куртизанки такого типа обслуживали высшие сословия. Они находились на содержанииодного или нескольких богатых покровителей.
Второй тип куртизанок — проститутки низших слоев. Они работали в публичных домах, борделях, в портах, наулицах.
Власти с одной стороны,преследовали куртизанок, а с другой, требовали и поощряли подобный род деятельности.Это было связано с преобладанием мужского населения и чтобы уберечь уважаемых дамот насилия. Роль куртизанок состояла в сохранении семейной ячейки.
С начала XV века властипредписывают публичным женщинам носить особые платья и другие знаки, чтобы отличатьих от честных горожанок. Проституткам запрещалось находиться в церкви вместе с дамамииз приличных семей, для них были отведены отдельные места, а, начиная с XVI века,устраивались отдельные богослужения. Селились они в определенных кварталах.
Для падших женщин открывали«божьи дома» и специальные монастыри. В начале XVI века открывается монастырь SantaCaterina di Cordai, куда отправляли, иногда насильно, дочерей куртизанок в возрастеот восьми до двенадцати лет, там им в течение семи лет преподавалось христианскоеучение. Затем девушки могли выйти замуж или стать монахинями.
Глава 2. Купцы по новелламэпохи Возрождения
В средневековье к купцамотносили не только людей, которые занимались торговлей. Они имели широкий круг деятельности.
Купцы занимались предпринимательством,ростовщичеством, банковским делом и т.д. Торговля была необходимым условием для экономического развития общества, города, государства. Создавались различного рода торговые компании. Они представляли собой организацию купцов, занятых преимущественно внешней или крупной дальней торговлей. Прибыль в таких компаниях распределялась пропорционально вложенному партнерами капиталу.
Активизировалась банковская деятельность. Было частым явлением, когда торговая, предпринимательская, банковская деятельность сосредотачивалась в одних руках предприимчивых людей.
Например, флорентийские компании Барди и Перуцци успешно совмещали торговлю сукном и другими товарами и банковскую деятельность. Формируется образ доброгокупца- buono mercante.
Это человек, который занятторгово — предпринимательской деятельностью.
Главная цель его деятельности– приумножение и сохранение капитала.
Создается «кодекс чести»купца, который состоит:
- честноговедения дел:
- приобретатьдополнительные доходы при любом удобном случаи, но соблюдая осторожность;
- вежливоеобращение со всеми;
- аккуратноеведение счетов и торговых тетрадей.[26]
Отдавалось большое значениесамостоятельности в мышлении и поступках. Воспитание самостоятельности было необходимо,так как в купеческом сословии детей приобщали к семейному делу с четырнадцати лет.[27]
Род деятельности обязывалих к образованию. Горожане были образованными людьми, вели торговые книги, путешествовалине только по Италии, но и по другим странам. У купеческого сословия отмечается уважениек знанию и любознательность.
Образ купцов был популярнымв литературе. Авторы в своих произведениях их представляли с разных сторон. Этоне только образ добропорядочного члена купеческого сообщества, но и скряги, нечестногона руку торговца, который в конце наказан за это.
Одним из выдающихся новеллистовXIV века был Джованни Боккаччо. Боккаччо был сыном купца и рос в купеческой среде.Он не стал заниматься торговлей, а посвятил себя литературе. Новеллы Боккаччо показывают,что он не прекратил наблюдать за жизнью купеческого сословия и других слоев населения.
«Декамерон» является реалистичнойкартиной жизни Итальянского общества XIV века. В книге собрано сто новелл, которыерассказывали десять человек в течение десяти дней. Здесь собрано много героев, которыеимеют различный социальный, экономический и политический статус. Присутствуют вэтих новеллах и образы представителей купеческой среды.
На второй день Филострато(вторая новелла) посвятил свой рассказ купцу Ринальдо д'Эсти, которого ограбилиразбойники во время его путешествия. О себе Ринальдо говорит так: «… я человекнеотесанный, невежественный, молитв знаю мало, живу по старинке, попросту, с небазвезд не хватаю...».[28]Автор рисуетобраз простого, но трудолюбивого и религиозного человека, а также, что это ремеслобыло и опасным.
В четвертой новелле тогоже дня повествование идет о купце Ландольфо Рудольфо, которого чуть не погубилаего жажда наживы,[29] а в девятойо купце Бернабо, который проиграл пять тысяч золотых, разорился, и чуть не убилсвою жену.[30] Здесь приведеныпримеры азартных и не боявшихся риска людей. На седьмой день в восьмом рассказеидет речь о ранее богатом купце Берлингьери.[31] Этот представителькупечества ради того, чтобы поднять престиж своего имени женился на девушке дворянскогопроисхождения. Боккаччо осуждает его выбор: « вот этот самый купец сделал глупость,которую и теперь ежедневно делают купцы». Автор указывает на распространенные бракимежду представителями пополанской среды и дворянами. В XIV-XVI веках действительнотакого рода союзы были распространены. Такие браки совершались по расчету — дляулучшения своего материального и социально- политического положения, а не по любви.
«Хроника» Бонаккорсо Питти(1354-1430 гг.)[32] являетсяпамятником одного из главных жанров купеческой литературы, называемого в историческойнауке записками (ricordi).Питти в самом начале дает описание семьи и истории всего рода, а далее последовательноперечисляет обстоятельства торговых сделок вперемежку со сведениями личного и официальногохарактера. «Хроника» Питти весьма богата сведениями для изучения кругозора, уровняобразованности, эстетических запросов флорентийского пополана, ее отличает динамичныйхарактер повествования, поскольку и сам автор был личностью активной, даже авантюрной.
Жизнь и творчество БонаккорсоПитти изучены слабо. Из «Хроники» известно, что он родился в 1354 г. во Флоренции,в небогатой семье. Его отец рано умер. Поэтому после смерти отца Питти, «будучимолодым и лишенным руководства и желая странствовать по свету и искать своего счастья»[33],отправляется с купцом Маттео делло Шельто Тинги в Геную. С этого начинаются егожизненные странствия. Из Флоренции он путешествует по северной Италии, затем едетв Ниццу и Авиньон, Гаагу и Брюссель, Аугсбург и Загреб. В конце своей «Хроники»Питти приводит целый список посещённых им городов.[34]
Питти выполняет поручениякоммуны. В 1380 году он посещает Англию с дипломатическим поручением[35],а потом Париж в составе многочисленных посольств. В 1396 году участвует в посольствево Францию,[36] в ходе которогобыл заключен пятилетний двухсторонний договор о взаимопомощи против агрессии состороны Милана. Исполнение этого поручения делает далеко известным Питти. В 1398году он входит в «Коллегию Двенадцати», на следующий год – становится приором, затемкапитаном недавно захваченного Флоренцией города Пистойи.
В 1400 году Питти снованазначен послом и отправляется к Рупрехту Баварскому[37],который недавно стал императором. После этого он занимает ряд должностей: 1402 год-капитан города Барга, 1403год- гонфалоньер компании и викарий Вальдиньеволе, 1404год- посол к наместнику Генуи, после приор,1405год- консул цеха Лана, член « Восьмиохраны», потом он опять входит в «Коллегию Двенадцати», 1406 году- стал подестойМонтеспертолии и в этой должности участвовал в посольстве к королю Владиславу ик папе в Рим, 1408 год — должность старшины винной таможни,1409 год — капитан охраныПизы, 1410 году — как доверенный комиссар сопровождал короля Луи Французского вРим,1411 год — капитан гвельфской партии, член комиссии строителей собора СантаМарио дель Фиоре, в 1412 году один из « Десяти» Пизы, хранитель списка голосованияв цехе Лана.[38] Занимаяэти должности, Питти, таким образом, выполняет долг полноправного гражданина общества.
«Хроника» Питти рисует типичныйобраз жизни представителя купечества, занятого в торгово — предпринимательской деятельности,участвующего в социально – политической жизни общества.
Глава 3. Семья и брак
Семья представляла социальнуюячейку общества, поэтому брак является социальным фактом, а не только личным. Заключениебрака считалось важным поступком в жизни. Развод же осуждался и церковью и обществом.
Процесс заключения бракасостоял из трех этапов: договора семей, обручения и непосредственно бракосочетания.По каноническому праву на брак должны быть согласны обе стороны.[39]Бракиустраивали родители. Но были случаи, когда молодые парни и девушки вступали фактическив брачные отношения без ведома родителей. Таких примеров приводится в новеллах тогопериода. Боккаччо в « Декамероне» пишет о многих случаях такого рода. Это примерыПасквино и Симоны,[40]Катериныи Риччардо[41], и другиеслучаи такого рода.
Были распространены бракипо экономическому и политическому расчету. Браки по материальному расчету были обычнойпрактикой в среде рыцарства и городской верхушки. С помощью брака могли повыситьсвой социальный и политический статус за счет нового родства.
Значительно колебался ибрачный возраст, который изменялся в зависимости от социального слоя и региона.У итальянской знати, в период с XIV века родители выдавали девочек замуж в 12 — 15 лет. 12 лет — законный возраст для вступления в брак,14 — 15 лет — идеальный.[42]Для мужчин из зажиточных кругов — от 30 до 40 лет. Брачный возраст остальных социальныхслоев отличался ненамного. Так, в XIII—XV вв. во Флоренции для женщины он составлялприблизительно 17 — 18 лет, для мужчины — 28 — 30 лет.[43]
Между супругами наблюдалсябольшой возрастной разрыв. Эту возрастную разницу отражает литература того периода.Образы престарелого мужа и молодой жены популярны в новеллах. Жены часто переживалисвоих мужей, и именно поэтому среди женского населения городов выделяется большаягруппа вдов или вторично вышедших замуж.
Приданное было проблемнымэлементом при заключении брака. В период с XIV по XV век размер приданого возрастал.Если в начале XIV века большим приданым считалась сумму в 600- 1000 флоринов, тов XV веке такая сумма считалась приемлемой лишь для бедных ремесленников. Из-засуммы приданого велись долгие споры и даже судебные тяжбы, которые могли длитьсянесколько лет. [44]
Проблема размера приданногобыла настолько серьезной, что потребовало вмешательства властей. В 1425 году воФлоренции создается «Банк приданого», куда вносились денежные вклады под проценты,тем самым обеспечивая дочерей нужной суммой приданого.[45]
Но политический и экономическийрасчет не были главными факторами для создания семьи. Главной целью брака было продолжениерода. После замужества женщина большую часть времени выполняла именно эту функцию.В среднем флорентийка, которая вышла замуж в 17 лет и не потеряла мужа, рожала 10раз.[46] В своей« Хронике» Бонаккорсо Питти указывает, что его жена монна Франческа, с которой онсочетался браком в 1391 году, родила ему одиннадцать детей.[47]У флорентинца Маттео Корсини его супруга Лоренца родила ему двадцать детей за двадцатьчетыре года.[48]
Муж стоит во главе семьи.В его подчинении жена, дети, слуги. Как правило, супруги занимались экономическимблагосостоянием семьи. Работая, они часто бывали в поездках по торгово — предпринимательскимделам. Мужья должны были руководить и контролировать своих жен. Сыновья и дочеринаходились в полной зависимости от отца. Отец выбирает жениха для дочери, следитза ее добрым именем. Именно отец решает, чем будет заниматься его сын (что приводилок конфликтам). Глава семьи в своем завещании в качестве наследников, к которым переходиливсе дела семьи и главенство в ней, указывал именно сыновей. Теперь им после смертиотца подчинялись мать и сестра.
Сложилось традиционное представлениео достойной супруге. Идеальная жена — стереотипный образ по источникам XIV-XVI веков.Она наделялась определенными качествами и должна была слушать своего мужа, как главусемьи и своего господина. К комплексу качеств идеальной супруги относились – безусловноеподчинение мужу, скромность, благочестие, верность мужу, кротость, деторождениеи воспитание потомства, ведение хозяйства. Качества хозяйки занимали одно из важнейшихмест в структуре женского идеала.
Безусловное подчинениев браке — одно из требований к женщине. В случае неповиновения жены допускалосьфизическое наказание и принуждение силой. Мужьям давались рекомендации держать женв строгости и страхе.[49]
Женщина — хозяйка дома отвечалаза расходы хозяйства, следила за закупкой, хранением и использованием продовольственныхзапасов и скарба, хотя в целом ведение финансовых дел должно было контролироватьсямужем. Женщина должна сохранять благосостояние семьи, умением вести хозяйство иэкономить. Женщина контролировала поведение слуг.
Важнейшее место в жизниженщины занимало материнство. Мать играла в воспитании детей важную роль. Она, какправило, несла полную ответственность за воспитание девочек: учила их управлениюдомом и трудовым навыкам. Воспитанием же мальчиков после семилетнего возраста занималисьотцы.
Благочестие, как одно изосновных качеств идеальной жены, выделяют не только теологи и богословы, но и многиеавторы хроник, трактатов, дневников, новелл. Нужно подавлять сильные эмоции и чувства,жить в скромности. Женщина должна была вести образ благочестивой хозяйки.
С учетом того, что средиженского населения городов одна треть являлась вдовами, следует упомянуть и о них.
После смерти мужа, вдовачаще всего покидала его дом, возвращаясь в свою семью. По обычаю вдова получаласумму своего приданого и вдовью часть. Вдова могла остаться в доме покойного мужа,если имелось такое распоряжение в завещании.[50] Вдова моглараспоряжаться имуществом и вести хозяйство до совершеннолетия детей (сыновей).
Если вдова возвращаласьв свой род, то дети оставались в консортерии покойного мужа. Ели она имела с собойдостаточное приданое и не вышла из детородного возраста, то родственники спешиливыдать ее снова замуж.
В связи с такой ситуациейв обществе возникает образ «истинной вдовы». Такая женщина ведет образ жизни « светскоймонахини», отказываясь от мирских радостей, посвящает себя воспитанию детей и ведениюхозяйства. Истинная вдова должна обладать пятью качествами: уединение, пост, неносить богатых нарядов и замысловатых причесок, целомудрие и чистота, не иметь никакихлюбовных привязанностей (кроме Бога).[51] Вдовы велиаскетическую, религиозную жизнь.
Семья – социальная ячейка,которая является хранительницей традиций, норм воспитания, правил поведения. Рольсемьи важна для нормального функционирования общества. Она является первичным регуляторомотношений. Социальная организация дома носила иерархический характер. Во главе иерархиистоял отец, которому подчинялись все остальные. Ступенью ниже находились жена иофициально признанные дети; затем все проживающие в доме родственники — по кровиили по браку; и наконец, слуги. В нормальном функционировании семьи важна как рольмужа, так и жены.
Заключение
На основе изученных источникови литературы сделаны следующие выводы:
1. Рассмотреногородское общество XIV-XVIвеков.Выявлено, что его характерной чертой была пестрота и сложность имущественного, социального,профессионального состава населения. Социальные группы не были замкнуты, и мог происходитьсвободный переход с одного сословия в другое.
2. Купцыиграли не только важную роль в торговле, но и политике. Они занимались различнымивидами деятельности с целью приумножения своего капитала. Участи в политическойжизни города было для них неотьемлемой частью для подтверждения своего статуса полноправногогражданина.
3. Бракявлялся важным шагом в жизни средневекового горожанина. Зачастую преследоваласьцель с помощью брака улучшит свое положение в обществе.
4. Семьяиграла важную роль в средневековом городе. Постепенно возрастала ее роль в политическойи хозяйственной жизни итальянского города.
Список источников и литературы
Источники
Боккаччо Дж. Декамерон. –Ставрополь: Ставропольское книжное издательство,1991.
Джованни Виллани. Новая хроника или история Флоренции. — М.: Наука,1997.
Мазуччо. Новеллино. – М.: Республика, 1993.
Бонаккорсо Питти. Хроника. – Л.: Наука, 1972.
Итальянские новеллы Возрождения. — Самара: АВС, 2001.
Литература
Антонетти П. Жизнь Флоренции во времена Данте.- М.: Молодая гвардия,Полимпсест, 2004.
Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков.-М.: Высшая школа, 1977.
Брагина Л.М. Самосознание флорентийцев по сочинениям гуманистовXV века. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.3. Человек внутригородских стен. Формы общественных связей. –М.: Наука, 2000.
Краснова И.А. Брак и семья в городе: Флоренция XIV- XV веков.// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.1. Феномен средневековогоурбанизма. – М.: Наука,1999.
Краснова И.А. Выдающиеся женщины Флоренции: жены изгнанников ивдовы. DE MULIERIBUS ILLUSTRIBUS. Cудьбы и образыженщин средневековья.- СПб.: Алетейя, 2001.
Краснова И.А. Горожанки Флоренции между семьей и монастырем: индивидуальныйвыбор, брачные стратегии и социальное принуждение.// Диалог со временем. 31 специальныйвыпуск. Нормы и девиации в гендерной истории и историографии. – М.: Красонд, 2010.
Краснова И.А. Деловой человек Флоренции:занятия, круг общения, общественное сознание. .// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.2.Жизнь города и деятельность горожан.- М.: Наука, 1999.
Краснова И.А. Образ жизни и строй чувств женщин в итальянскихпроповедях эпохи Раннего Возрождения.// Человек в культуре Возрождения.- М.: Наука,2001.
Краснова И.А. Пополаны и гранды во Флоренции.// Город в средневековойцивилизации Западной Европы. Т.3. Человек внутри городских стен. Формы общественныхсвязей. –М.: Наука, 2000.
Репина Л.П. Население городов. // Город в средневековой цивилизацииЗападной Европы. Т.1. Феномен средневекового урбанизма. – М.: Наука,1999.
Ролова А.Д. Дворянство Италии конца XV- середины XVII вв. //Европейскоедворянство XVI- XVII вв.: границы сословия.- М.: Археографический центр,1997.
Рябова.Т.Б. Женщина в историиЗападноевропейского средневековья — Иваново: Юнона,1999. (Электронная версия).
Стам С.М. Средние века: город, ереси, Возрождение, Реформация.-Саратов: Научная книга, 1998.
Ястребицкая А.Л. « Низшие социальные слои»:бедность и бедняки. Городв средневековой цивилизации Западной Европы. Т.2. Жизнь города и деятельностьгорожан.- М.: Наука, 1999.