Алматинский университет энергетикии связи.
Кафедра: История Казахстана
Контрольная работа
ТЕМА: Государственноеустройство хуннов
Алматы
2011г.
Содержание
Введение
Образование государства Хунну
Государственное устройство
Социальное устройство
Основы международного права у гуннов имеждународные отношения
Экономика гуннского общества
Правовая сущность Гуннского государства
Гуннское государство — этовысокоразвитое государство, монархия
Заключение
Список литературы
Введение
Со времен появлениячеловека на территории Казахстана прошло не мало времени. В настоящее времяподлинная история казахов забыта, и она нуждается в возрождении. Безисторической памяти нет национальной гордости и патриотизма. Особенно этоактуально в наше время, поэтому мы должны по крупицам, тщательно накапливатьзнания о своём прошлом, о своём народе. В истории Казахстана есть события,память о которых должна быть не только исторической, но и народной.
В IV-III веках до н.э.у северных границ Китая в Центральной Азии сложилась консолидация племен сюнну,они же хунну, или гунны. Гунны представляли собой племена монголоидного облика,говорившие на древнетюркском языке. В истории хорошо известно имя гуннов — историческое название этого исчезнувшего народа — хунну, ассоциируется своинственностью, жестокостью и варварством. Хунну во главе с Атиллой произвелиопустошительные набеги на европейские страны. Они положили начало Великомупереселению народов, что привело к падению Римской империи. В 55 г. до н.э.произошло разделение могущественного хуннского государства на две части — южнуюи северную. В северо-западной Монголии вблизи озера Кыргыз-Нур властительсеверных гуннов Чжи Чжи основал свою резиденцию. Отсюда он совершал походы насоседние племена усуней и Китай. Начинается междусобная война между Северным иЮжным государствами хунну. Чжи Чжи заключает союз с государством Кангюй длясовместной борьбы с государством Усунь.
Образование государствоХунну
По рассказу Китайскогоисторика Сыма Цяня (135-67 гг) радикальное изменение об-щей ситуации вЦентарльной Азии произошло в «период воюющих царств», т.е. 403 – 221 гг. дон.э. Эти изменения связаны с образованием первой кочевнической империи вЦентральной Азии, которая была создана племенным союзом хунну или гуннов. Допоселения хунну в Центральной Азии жили сильные племена жунов и юэчжей-восточноскифские (сакские) племена, они занимали огромную территорию отТянь-Шаня до Центральной Монголии, и вот вместо прежних жунов на севере изападе появляются сильные объединения кочевых племен Сюнну, т.е. хунну.
Первое упоминание хуннув письменных источниках относится к 822 году до н.э., когда хунну совершаютграндиозный поход на Китай. В ІІІ в. до н.э. хунские нападения на Китайусиливаются, что заставило китайских императоров построить Великую стену. Хуннув этот период представляли собой союз родственных родов, возглавляемых,выборным вождем (шаньюем).
В 209 году до н.э. сынвождя Тоумана (Тумана) Маодунь (Моде) объявил себя сенгиром – «высочайшим» — шаньюй. Посмотрим, как пришел Моде к власти.
Шаньюем у гуннов был Тоумань.Он имел двух сыновей от разных жен. Для того, чтобы сделать наследникоммладшего, сенгир (шаньюй) решил избавиться от старшего и отправил егозаложником к юэчжам. Затем Тоумань напал на юэчжей. Но Моде ( Маодунь) непогиб, он украл коня и ускакал к своим. Отец дал ему под начало отряд. Маодуньобучал воинов, приказал им стрелять туда, куда летит его «свистунка – стрела»(боевые стрелы гуннов снабжались костяными шариками с отверстиями – сотнисвистящих стрел наводили ужас на врагов и пугали их коней).
Вскоре Маодунь пустилстрелу в своего любимого и прекрасного коня. Тем, кто не выстрелил в коня онприказал отрубить головы. Некоторое время спустя Маодунь пустил стрелу в своюлюбимую жену. Он отрубил головы тем, кто не выстрелил. На охоте Маодунь направилстрелу в коня отца, и никто из его воинов не опоздал выстрелить. Следующий раз,когда он пустил свои стрелы в отца, никто из его воинов не дрогнул. Тоумань былусыпан стрелами. Казнив младшего брата, мачеху и всех приближенных отца,Маодунь стал шанюем, и начал активную деятельность по созданию хуннскойдержавы. Правил он в 209-174 гг. до н.э.
Узнав о событиях в Орде(так называли гунны военный лагерь и княжескую ставку) правитель дунху решил,что смута ослабила гуннов, и потребовал от Маодуня уступить пограничнуютерриторию. Многие старейшины, опасаясь войны, советовали Моде отдать землю.«Крайне разгневанный Моде» ответил: «Земля – основа государства, разве можноотдавать ее!» Всем, советовавшим уступить землю, он отрубил головы. Затем Модесел на коня, приказал рубить головы каждому, кто опоздает явиться, двинул навосток и внезапно напал на дунху и разгромил их на голову, убил их правителя,угнал людей и скот. Так начались гуннские завоевания.
В 203-202 гг. до н.э.Моде подчинил племена Саян-Алтая и Верхнего Енисея, кыргызов и окончательноустановил северные границы своей державы, затем племена лоуфань и байян на юге.Но оставались два главных противника Китай и Юэчжи.
В 202 году до н.э.закончилась гражданская война в Китае. К власти пришла новая династия Хань. Ееоснователь Лю Бан (император Гао-ди) стремясь обезопасить границу, зимой в 200году лично повел войска против хунну. Война между хунну и Китаем закончилась в188 году поражением ханьских войск. Китайский император Гао – ди попал вокружение у горы Байден. Императора спасло от гибели только обещание заключитьс гуннами мирный договор, основанный на родстве, т.е. выдать за Моде принцессуиз императорского дома и платить ежегодную дань гуннам.
Самую жесткую войнуМаодуню и его наследнику Лаошань шаньюю пришлось выдержать с юэчжами. Борьбадлилась четверть века и лишь в 174-161 годы до н.э. они окончательно разгромилиюэчжи, а из черепа вождя юэчжи Лаошань сделал чашу для питья. Оттесненные вСреднюю Азию юэчжи завладели землями в верховьях Аму-Дарьи и впоследствиисоздали там Кушанскую державу.
После смерти Модемирный договор продолжался недолго и Китай в 123 году начал войну против хунну,война протекала с переменным успехом.
В 90 г. до н.э. у горыЯньшань китайцы потерпели сокрушительное поражение. Сенгир Хулагу продиктовалимператору условия мира (основан на родстве). Однако мир сохранялся недолго.
В 59 году до н.э. вгосударстве хунну начались междоусобицы связанные с борьбой наследников Сенгираза власть и в 47 г. до н.э. хунну распались на две части южную и северную.Южные хунну приняли подданство Китая, а северные откочевали на запад, сохраняясвою независимость. Но они находились под постоянным давлением Китая и быливынуждены откочевать в страну канглы. Таким образом, начинается массовое переселениехуннских племен на территорию Казахстана.
Вторая волна началась в1 в. до н.э. (93 г), когда северные хунну боясь агрессии Китая снова двинулисьна запад Под давлением хунну началось движение племен в Центральный Казахстанна севере, а также в районе Аральского моря. Этот процесс протекаллавинообразно и длился более 300 лет с ІI — до V века н.э. Это было Великоепереселение народов.
Хунны, снова теснимыекитайцами, отходят уже на запад. В свою очередь другие племена, теснимыехуннами, вынуждены были переселяться дальше. Это передвижение этнических массзаняло более 300 лет. И уже в 4-м веке н. э. хунны появляются в Европе подименем – гунны. С переселением хуннов связывают изменение антропологическогооблика современных казахов и других народностей, населяющих Казахстан.
Государственноеустройство
В этом обществе сильныбыли традиции и обычаи. Старейшина рода пользовался уважением. Все высшие чиныв государстве принадлежали исключительно знати. Знатных родов было 3: Хуань, Ланьи Сюйбу, т.е. принцы крови, служилая аристократия и родовая знать. Род, ккоторому принадлежали шаньюи, назывался Си Люань – ди (принцы крови).
Во главе государствабыл монарх – шаньюй(величайший). Должность эта передавалась только понаследству, и считалась божественной. Хотя первоначально она была выборной.Считается, что шаньюй был абсолютным монархом, но это не так. Абсолютную властьшаньюя ограничивал совет старейшин, состоявший из родовой аристократии.
Устройство гуннскогогосударства было столь же строго иерархично, как их общественная структура.Держава хунну, выросшая из военной демократии жунских племен V-IV вв. до н.э.,сложилась в борьбе не на жизнь, а на смерть с соседними племенными союзами икитайскими царствами. Основатели державы и их преемники видели свою главнуюцель в господстве над «всеми народами, натягивающими лук» (т.е. надкочевниками), и превосходстве над «людьми, живущими в земляных домах» (т.е. надоседлыми землепашцами); такое государство могло существовать только какцентрализованная империя, организованная на военно-административных принципах.
Власть государяопределялась его правами и функциями: а) правом распоряжаться всей территориейгосударства, всеми землями, принадлежавшими гуннам, и функцией охраны этойтерритории; б) правом об объявления войны и заключения мира и функцией личногоруководства войсками; в) правом концентрировать в своих руках все внешниесношения государства и функцией определения внешнеполитического курса; г)правом на жизнь и смерть каждого подданного и функцией верховного судьи.
У него в руках быласосредоточена сакральная власть, т.е. соблюдения культа (культовые обряды)исходили от шаньюя, он «утром выходил из ставки и совершал поклонениевосходящему солнцу, а вечером совершал поклонения луне».
Сенгира окружаламногочисленная группа помощников, советников и военачальников, однако, решающееслово всегда оставалось за шаньюем, даже если он действовал вопрекиединодушному мнению своего окружения.
Высшие после шаньюялица в государстве – левый и правый т.е. (западный и восточный) «мудрыекнязья». Они были его сыновьями или родственниками. Они управляли западными ивосточными территориями империи, и одновременно командовали левым и правымкрылом армии. Ниже их стояли другие родичи шаньюя, управлявшие определеннойтерриторией – все они носили различные титулы и назывались «начальники наддесятью тысячами всадников (т.е. темники). Их число было строго фиксировано –24 высших военачальника, распределенных между левым и правым крыльями войска,западной и восточной частью империи. Темников назначал сам государь. Он жевыделял подвластную каждому темнику территорию вместе с населением, проживающимна этой территории. Каждый из 24 начальников имел от десяти тысяч до несколькихтысяч войска. Сместить и наказать темника мог только шаньюй. Какое – либоперемещение племен без приказа шаньюя строго возбранялось. Государство хунновосновано на военно-административных принципах, хотя и сохраняло чертыпатриархально-родовых отношений. Его основу составляли передвижная и подвижнаяконница. Шаньюй полностью распоряжался территорией, назначал войны, былверховным судьёй, жрецом. Управлял государством при помощи своих наместников,которых также назначал себе сам.
В пределах своихвладений, темник, подобно шаньюю, назначал тысячников, сотников и десятников,наделяя их землей с кочующим на ней населением.
Основной повинностьювсего мужского населения государства была военная служба. Каждый гунн считалсявоином, и малейшее уклонение от исполнения военных обязанностей караласьсмертью. Все мужчины с детства и до смерти были приписаны к строгоопределенному воинскому подразделению, и каждый сражался под командованиемсвоего темника.
Гунны имели хорошоорганизованное войско. Его основу составляли подвижные организованные конницы.Вооружение состояло из лука, копья, меча, кольчуги и лат. Военная тактика ухуннов стояла довольно высоко, и не уступала китайской.
Трижды в год всеначальники, как правило, выходцы из 4-х аристократических родов, съезжались вставку шаньюя для принесения жертв предкам, небу, земле, духам и для обсуждениягосударственных дел и один раз, осенью – «для подсчета и проверки количествалюдей и домашнего скота. Эти совещания (собрания) были не столькогосударственным, а сколько семейным советом родственников – все их участникибыли родичами шаньюя.
Основным источникомправа у хуннов был обычай. За тяжкие преступления полагалась смертная казнь. Заворовство конфискация имущества преступника, за легкие проступки делалисьпорезы на лице.
В то же время у нихпоявляются и кодексы законов. Так, кодекс, созданный Моде – сенгиром, каралсмертью за нарушение воинской дисциплины и уклонение от службы в армии.
Модэ ввёл поголовнуювоинскую обязаннось, создал систему чинов.
Всё мужское населениеобязано было проходить военную службу. Рядовой хунн, если он родился мужчиной,обязан был быть только воином, и никем другим. Вознаграждения за службу неполагалось, воин мог получить добычу, только убив врага. Основным оружием ухуннского воина был лук. Дисциплина у хунну была железной. За любое перемещениебез приказа шаньюя каралось смертью. За невыполнение приказа шаньюя, даже еслионо было бессмысленным, воин мог расстаться со своей жизнью. Известнен случай,когда Модэ, воспитывая своих воинов, навел стрелу на своего любимого коня ивыстрелил в него, так-же должны были последовать и остальные, те, кто не смогвыстрелить, были казнены. Потом он выстрелил в свою любимую жену, его примерупоследовала большая часть, остальные, не выполнившие приказа, потеряли головы.Всё это говорит о той железной дисциплине царившей в войсках Модэ.
Это общество имелособственную систему обычного права, китайцы отмечают что «законы их легки иудобоисполнимы» За мелкие правонарушения делались порезы на лице, кража влеклаза собой конфискацию имущества не только самого вора, но и его семейства. Заболее важные, в том числе и государственной важности, преступления влекли засобой смерть. Однако китайцы отмечают, что суд никогда не длился больше 10дней, и число содержащихся под стражей не превышало нескольких десятковчеловек. Круговая порука рода принималась как обязательное условие. Это видноиз того, как за преступление совершенное одним членом, несла ответственностьвся семья. Распространена была экзогамия (жен брали только из чужого рода).
У Хуннов существовалорабство, однако распространенного как на Востоке долгового рабства не было.Рабами становились люди, пригнанные из военных походов.
1. От того, чтодолжность эта считалась выборной, китайцы затруднялись точно определить порядокнаследования до Модэ.
2. Сым-Цянь: китайцы исчислялихуннское войско в 300 000 человек, но Л.Г. считает, что эта цифра несколькозавышена.
Социальное устройство
гуннскийгосударство военный служба
Социальное устройствогуннского общества и его государственная организация не могут реконструированы сдостаточной полнотой, но социально развитый характер гуннской империинесомненен. Верхушку общества хунну составляли четыре аристократических рода,связанных между собой брачными отношениями, когда мужчины любого из этих родовбрали себе жен только из трех других знатных родов. Глава государства, шаньюй,мог быть только из рода Люаньди, самого знатного из четырех. Из сказанногоможно сделать вывод, что в обществе хунну иерархия родов и племен играланемалую роль. На низшей ступени общества находились покоренные племена,адаптированные в родоплеменную систему хунну. Ниже них были покоренные племена,не включенные в состав хунну; они подвергались особенно безжалостнойэксплуатации. Так, подвластные хунну дунху выплачивали постоянную дань тканями,овчиной и кожей. Если дань задерживалась, то хунну казнили родовых старейшин,отнимали и обращали в рабство женщин и детей данников, требуя затем особыйвыкуп за их освобождение.
Рабство у хунну частоупоминается источниками. Рабами были пленные, но в рабство за различныепреступления попадали и сами хунну. Рабы – иноплеменники использовались, преждевсего, в оседлом хозяйстве, они жили вместе с хуннами в укрепленных городах,копали оросительные канавы, пахали землю, участвовали в строительных и горныхработах, в различных ремесленных промыслах. Положение рабов – хунну неясно;возможно они составляли низшую часть большой патриархальной семьи.
Таким образом, правящийкласс империи хунну, сложился из родоплеменной знати; отношение родства исвойства сохраняли решающее значение для определения социального положения иполитической роли каждого, кто принадлежал к высшим слоям гуннского общества.
Основы международногоправа у гуннов и международные отношения
В китайских летописяхмы встречаем очень много сведений о политических отношениях между китайцами игуннами.
Такие источники какпослания гуннских правителей китайским монархам, а также договоры, заключенныемежду гуннами и китайцами, дают нам возможность составить четкое представлениео международных отношениях гуннов и о их воззрениях на эти отношения. В этомсмысле особую важность представляет письмо Мете китайскому императоруХиао-Вену. Мы считаем полезным дать ниже точные тексты этого письма и договора,заключенного в 47 г. до н.э. между гуннским правителем Хухания и китайцами.
Письмо великого Метеимператору Китая Хиао-Вену (176 г. до н.э.).
«Великий гуннскийТенгри-Кут, возведенный на престол Богом (Тенгре), приветствует императораКитая и желает ему здоровья. Недавно мы получили от Его Всемогуществаимператора послание об устройстве мирных и родственных отношений. Этот вопросразрешился в соответствии с обоюдным желанием сторон и содержанием писем.
В последнее время попричине того, что ваши чиновники на границе оскорбили (нашего) Западного Токи,он без моего разрешения и по наущению Ху-Хеу Нанчжу и других вступил в конфликтс китайскими чиновниками и таким образом совершил действия, противоречащиедоговору, заключенному между двумя правителями. Он нарушил существующие междунами отношения братства и поставил Ханьскую династию в положение врагасоседнего государства. Были получены два письма, в которых император Китаявыразил недовольство. Отправленный нами с ответным письмом посол пока невернулся. Также не вернулся и китайский посланник. Это положение, это недоразумениемежду двумя соседними государствами явилось причиной некоторых нежелательныхдействий.
Так как действия,противоречащие договору, произошли из-за ошибки нескольких мелких чиновников, яповелел принцу Токи идти в поход на юэчей.
С помощью Тенгре и благодарятому, что наши воины были здоровы, а кони сильны, наша армия одержала надюэчами большую победу. Острота наших сабель заставила их нам подчиниться.(Кроме этого) в последнее время мы привели в Средней Азии к подчинению лоланов,усуней, хукутов и других — всего 26 народов и стран. Все население этих странстало воинами нашей армии, все народы составили с нами один дом (один народ).
После установлениябезопасности и порядка в северных странах я намереваюсь прекратить войну, датьотдых воинам, а коней пустить на луга для откормки. Я хочу, забыв о событиях,имевших место между нами (и вами), чтобы население на границах жило, как ираньше, в мире, дети росли, а старики до конца своих дней пребывали вспокойствии. Пусть (народы) из поколения в поколение пользуются миром ипорядком.
Так как от императораКитая до сих пор пет ответа, я посылаю это письмо с придворным министромХе-у-Ценом. Я также отправляю с ним верблюда, двух верховых и восемь ездовыхконей. Если император не хочет приближения гуннов к границам Китая, он должендать повеление пограничным чиновникам и приграничному населению удалиться отграницы».
Это письмо даетпредставление о взглядах правившего две тысячи лет назад тюркского правителя ивоеначальника и показывает характер международных обязанностей и отношений.Причем они характеризуют не только Мете Багатура, но и являются выражениеммыслей всех тюрков его времени, умевших серьезно размышлять.
Китайцысконцентрировали свои войска вдоль границы. Мете требовал их отвода, а впротивном случае угрожал Китаю вторжением. Одновременно он считал нужныминформировать китайцев о победах своих войск в последнее время.
Содержание и стильписьма вызвали во дворце китайского императора одновременно гнев и страх. Одначасть придворной знати советовала императору объявить гуннам войну, другие жесчитали неприемлемой войну против Мете Багатура, который завоевал большую частьСредней Азии и подчинил своему господству все тюркские племена. Они говорилиимператору, что победить гуннов невозможно и что самым разумным решением былобы принять мир, предложенный гуннами, и условием которого был отвод китайскоговойска от границы. После долгих споров был выбран второй вариант действий.
В ответном письмекитайский император писал Мете: «Я нахожу ваши рассуждения правильными. Великиеи священные правители прошлых лет думали точно так же».
Вместе с письмомимператор направил ко двору Мете очень много подарков.
Письмо Мете императоруКитая было составлено в 176 г. до н.э. Великий Мете умер в 174 г. до н.э. Онправил 35 лет.
Мете Багатур, которыйпервым в истории политически объединил тюркские племена и дал тюркамгосударственную организацию, был первым выдающимся государственным деятелем вистории азиатских тюрков. Вот почему величие Мете ощущали все историки,занимавшиеся изучением истории восточных гуннов.
Было выдвинутопредположение о том, что героический рассказ о великом тюрке, известном подименем Огуз-хан, в тюркских дастанах был биографией Мете, облеченной в формудастана. Английских синолог Паркер в работе «Тысяча лет из истории татар» такхарактеризует Мете: «Мете — это один из великих завоевателей в истории.Завоевание Кира, Александра Македонского, Дария, Цезаря, Помпея были не болееобширными, чем завоевания Мете на другом краю Азии. Другими словами, история ДальнегоВостока вызывает такой же интерес, как и история Дальнего Запада. Необходимотолько иметь «способность к изучению этой истории».
В период правления Метегунны в политическом отношении были сильнее китайцев. Стиль письма, написанногогуннским императором Мете китайскому императору при всей своей учтивости имеетповелевающий характер. Благодаря произведениям китайских историков до насдошли, кроме указанного выше письма Мете, и другие его письма, адресованныекитайскому императору, а также послания Тенгри Кутов, занимавших гуннскийпрестол. Все эти письма написаны в повелительном тоне. Послание же китайскихимператоров составлены очень учтиво и уважительно. Так, например, в письме,отправленном китайским императором сыну Мете, Кыюк Тенгри Куту в 166 г. дон.э., он просто умоляет гуннского императора заключить мир.
При Мете и егонаследниках отношения между гуннами и китайцами были мирными. Некоторое времяспустя гунны обязали китайцев платить им дань.
Выше текст письмагуннского императора Мете китайскому императору, ниже текст одного издоговоров, заключенных между китайцами и гуннами.
Договор, заключенныймежду гуннским правителем Хуханье и китайскими послами Хан Чангом и Чанг Мунгомв 47 г. до н.э.
Начиная с сегодняшнегодня и на все будущие времена китайцы и гунны заключают между собой союз с цельюсоставить единый род (быть братьями), не обманывать друг друга и не нападатьдруг на друга из поколения в поколение (и устанавливают следующие принципы):
1. В случае, еслиподданные одной из договаривающихся сторон совершат воровские или разбойныедействия, потерпевшая сторона тотчас сообщит об этом другой стороне, и виновныйбудет наказан и (потерпевшему) будет возмещен ущерб..
2. Если одна из двухсторон подвергнется нападению третьей страны, другая страна должна оказать ейвоенную помощь посредством отправки войска. Пусть падет проклятие небес натого, кто осмелится нарушить договор. Пусть последующие поколения обоих народовуважают это соглашение.
Основные принципымеждународного права у гуннов
Исходя из вышеприведенныхдокументов, касающихся международных отношений гуннов, мы приходим к следующимосновным выводам:
1.Представлениягуннских тюрков об отношениях с другими государствами — это представлениянарода, достигшего очень высокой степени развития культуры.
2.Согласно гуннскимпредставлениям, нормальными отношениями между двумя государствами являютсямирные отношения.
3. Международныеотношения регулируются договорами.
4. Войны происходятиз-за нарушения договоров.
5. Уважение к договорам- это священная обязанность людей.
6. Государствапредъявляют друг другу требования, просьбы и жалобы через послов.
7. Личность пословнеприкосновенна («послам смерти нет»).
8. Санкции противнарушения договоров — проклятие Тенгри и война.
Церемония заключениядоговоров у гуннов была чрезвычайно оригинальной: для этого они вместе сприбывшими для заключения договора зарубежными послами поднимались на вершинусвященной горы.
Сначала ножом,называемым «кинглук», приносили в жертву белого коня. Во время жертвоприношенияспециальный сосуд наполняли молоком, кумысом или вином. Затем представителиобеих сторон, которым предстояло заключить договор, наносили себе рану (делалипорез) и добавляли в сосуд с кумысом (молоком или вином) по несколько капельсвоей крови. После этого представители обеих сторон погружали в содержимоесосуда свои сабли и несколько раз произносили положения договора. Далее ониторжественно декларировали уважение и почтение к договору и пили кумыс (молокоили вино), смешанный с кровью.
Экономика гуннскогообщества
Экономика гуннскогообщества по описанию Сыма Цяня весьма примитивна.
Основным видомхозяйственной деятельности гуннов всегда было кочевое скотоводство. Приэкстенсивном скотоводческом хозяйстве, когда корма для скота на зиму незаготовлялись, лошадь имела и то преимущество, что она могла тебеневать, т.е.круглый год находится на подножном корму, добывая траву из-под неглубокогоснега.
Кроме огромных табуновлошадей, основным богатством у гуннов были стада быков, яков и верблюдов,громадные отары овец и коз. Скот находился в семейной собственности: каждаясемья имела права на определенную часть родовой территории для выпаса скота ипользовалась защитой всего рода. Для сохранения численности и нераздельностиимущества семьи гунны, как отмечает Сыма Цянь «после смерти отца берут в женымачех, после смерти старшего или младшего брата женятся на их женах». Как имногих кочевников у гуннов существовало многоженство. Предусматривалась исемейная ответственность за чужого имущества, прежде всего скота – семьявиновного могла быть обращена в рабство.
В Забайкалье археологиисследовали один из гуннских городков у впадения р. Иволга в Селенгу. Тамобнаружены следы железоделательного и бронзоволитейного производства, а главноесошники из чугуна и литейные формы для них, железные серпы и каменныезернотерки. Судя по малым размерам сошников, плуги у гуннов были небольшиедеревянные, и земля выкапывалась не глубоко. Развитию земледелия, однако,препятствовали суровые природные условия страны гуннов, и собственноепроизводство зерна (главным образом, проса и ячменя) никогда не удовлетворялопотребности довольно многочисленного населения (по расчетам исследователейоколо 1,5 млн. человек).
Гуннские правители наподвластной им территории заботились о развитии сельского хозяйства иобеспечении населения продовольствием. На плодородных, но не вовлеченных вземледельческий оборот землях они устраивали земледельческие «колонии». Длятого чтобы не допустить массового голода, правители обеспечивали необходимыезапасы зерна, хранившиеся в амбарах.
Ввиду того, чтозначительная часть гуннов была занята разведением скота, земледельческойпродукции в засушливые годы не хватало. В таких случаях гунны приобреталинеобходимое количество зерна на базарах, расположенных у границы с Китаем. Вобмен на зерно они продавали китайцам крупный рогатый скот, кожу, шерсть и, повсей вероятности, изделия из железа. Часть продовольствия и некоторые другиепредметы потребления выплачивали подчиненные гуннам племена в качестве дани.Среди них самую большую группу составляли китайцы. Они выплачивали дань вбольшинстве случаев натурой. Это были зерно (просо, рис), шелковые ихлопчатобумажные ткани, а иногда сельскохозяйственные орудия. Размер дани былразличным в зависимости от времени и типа договора. И после того, как китайцыобъявили гуннских правителей своими вассалами, они продолжали платить им дань.
Кроме китайцев, тюркамплатили дань племена «сьен-пи» и «уху-ань», занимавшие в Гуннском государствеземли, граничащие с Маньчжурией. Их дань состояла из конских, бычьих и овчинныхшкур. О видах дани, выплачивавшейся гуннам обитавшими на севере и западетинглингами, усунями и жителями Китайского Туркестана, точных данных нет. Носам факт даннических отношений не вызывает сомнения.
Тюркские подданные гунновиспользовались, в частности, как воины в период войн.
Хунны проживающие внепосредственной близости с Китаем, не могли не перенять некоторые элементыкультуры Китая.
Украшения, найденные взахоронениях хунну, говорит об их культурном развитии, а монеты, найденные тамже, о том, что у них так — же была развита торговля. Само присутствие найденныхпредметов в могильниках, свидетельствует о наличии религии у хуннов.Могильники, которые они создавали над умершим сородичем, могут нам рассказать отом, какое положение занимал тот или иной человек в их обществе. Они верили,что всё это могло пригодиться почившему, в последующей, загробной жизни. Однакоукрашения и предметы, захороненные с почившим, показывает нам, как делилосьобщество хунну на бедных и богатых.
Культура хунну имеласходство со скифо-сарматской культурой.
Правовая сущностьГуннского государства
С точки зрения историиправа каждое политическое образование, в соответствии со своей сущностью, имеетюридическое название. Политические образования классифицируются в соответствиис их наиболее существенными признаками.
У европейских народов,история политических и правовых институтов которых наиболее изучена, мы видимследующие виды политических (государственных) образований:
1) союз первобытных племен(племенное объединение);
2)варварская империя;
3) феодальная монархия;
4) абсолютная монархия;
5) конституционнаямонархия;
6) народная власть,демократия.
В истории азиатскихнародов те же этапы развития при наличии некоторых различий.
Какому же этапуполитического развития из тех, что указаны выше, соответствовалогосударственное устройство гуннов? Это важный вопрос. Прежде всего, мы сопределенностью можем сказать следующее: при Мете гунны ни в коем случае непредставляли из себя племенной союз. Верно то, что до Мете и после него и дажев период его правления некоторые подчинявшиеся ему тюркские племена былиобъединены в союзы. Например, у толосских тюрков, которые впоследствии взялисебе или, точнее, которым было дано имя «уйгуры», племенные союзы имели оченьважное значение. Однако при Мете и в последующий блестящий период Гуннскогогосударства гуннское население не образовывало племенных союзов.
Гуннское государство — это высокоразвитое государство, монархия.
Населением ее управлялине главы племен, а начальники, назначавшиеся центральным правителем ипринадлежавшие к правящей династии.
Создание государстваМете стало возможным в результате победы тенденции к управлению из центра надплеменной традицией.
В государстве Мете рольи значение племенных традиций были второстепенными. Государство Мете былоцарством, но каким? Варварской империей, абсолютной монархией или же феодальноймонархией?
Для того чтобы точноответить на этот вопрос, нужно вспомнить основные особенностиобщественно-политической системы, называвшейся на Западе «феодализмом».
Эти особенности таковы:
1. Как известно, вфеодальном государстве вся земля поделена на участки разной величины. Такиеучастки называются «ленами».
2. Каждым леном владеетгосподин, сеньор.
3. Среди сеньоров существуетразделение по титулам, отношения суверена и вассала. Господина и подчиненного.
4. Эти отношениявассалитета проистекают из договора.
5. Узы, связывающиесеньоров с главным сувереном (королем), очень слабы.
6. У каждого сеньораесть подчиняющееся лишь ему войско.
7. Военные отрядымелких сеньоров не подчиняются войску крупного сеньора или короля.
8. Феодальный строй — это власть феодалов, аристократов.
9. Население разделенона сословия. Есть так называемое «благородное сословие». Его самая выдающаясяособенность — военная служба.
Многие из этих черт,присущих феодализму, мы видим и в Гуннском государстве:
1. У гуннов странатакже поделена на различные бейлики. 24 административные единицы, на которыеделилось Гуннское государство, скорее можно назвать ленами (феодами), чемпросто провинциями.
2. У гуннов властьнаходилась в руках беев, и они составляли привилегированный класс,аристократию.
3. У гуннов правящийслой был одновременно военным сословием.
Все это — общиепризнаки, характеризующие как гуннскую общественную формацию, так и европейскийфеодализм.
Но есть и отличия междуними, заключающиеся в следующем:
1. У гуннов быласильная центральная власть в лице правителя Тенг-ри Кута. Он не был монархомевропейского типа, который был вынужден бороться за утверждение своей власти.Тенгри Кут обладал полнотой власти и огромным авторитетом, каждое его желаниебыло для беев законом.
2. В системеевропейского феодализма военные отряды сеньоров были самостоятельными. Междуними не было никакого соподчинения. В Гуннском государстве у каждого бея тожебыло отдельное войско, но все эти войска подчинялись непосредственно ТенгриКуту. Тенгри Кут был их командующим, предводителем. Все беи и все воины водинаковой степени должны были подчиняться Тенгри Куту. Он обладал правомнемедленно наказывать неподчинявшихся ему.
3. В феодальной Европеотношения между крупным сеньором и его вассалом опирались на договор. Это быличастно-правовые отношения, основанные на договорной связи.
Заключение
Рассмотрев хуннов можноувидеть что, это государство достигали высокого уровня кочевой цивилизации,достигшим государственного уровня общественного устройства. Своеобразнойматериальной культурой и искусства. Конечно, степная цивилизация оказалаогромное влияние в формировании древних государств, даже в наше время мыиспользуем некоторые элементы культуры древних государств и народностей,населявших территорию современного Казахстана, как символы государства ипринадлежности к определённым культурным организациям. Мы должны гордиться иберечь все то, что оставили нам в наследие наши предки. Различные споры о том,к какой языковой группе принадлежали эти народности, кем они являлись, я могурассматривать как интерес со стороны историков, и возможность как можно большеузнавать об истории, и развитии нашего Казахстана.
В гуннской политическойформации подчинение б.еев Тенгри Куту не предопределялось договором. Оноопределялось принципами общественного права, порожденного властью, которая вправовом смысле признавалась благодаря силе и авторитету Тенгри Кута.
Гуннское государствоотличалось от европейского феодального государства. Можем ли мы назватьГуннское государство централизованной монархией? Да, Гуннское государство былоабсолютной централизованной монархией. Однако этой монархии были присущи иэлементы феодализма. Это государство являлось централизованной монархией,содержащей в себе и элементы феодализма. Другими словами, это — тюркскийфеодализм. Другие примеры тюркского феодализма мы видим в Сельджукском иОсманском государствах
Список литературы
1. Грумм-Гримайло Г.Е. «ЗападнаяМонголия» с. 101.
2. Гумилёв Л. «Хунны в Китае. Три векавойны Китая со степным народом» — 1974 г.
3. Кан Г. История Казахстана. изд.Алматы 2000 г.
4. История Казахстана — очерк. Алматы1993 г.
5. Сым-Цянь-«Ши цзи. О Хунну.