СодержаниеВведение………………………………………………………………3
I. Причины образования абсолютноймонархии в России………… 6
II. Реформы Петра I…………………………………………………… 9
-Военнаяреформа……………………………………………………. 9
-Реформа сословногоустройства русского общества……………… 10
-Церковнаяреформа………………………………………………… 12
-Реформа в областикультуры и быта……………………………… 13
-Административные реформы. Укрепление абсолютизма………. 15
Заключение……………………………………………………………23
Список использованныхисточников………………………………. 24
Введение
К концу XVII века в России начинает складыватьсяабсолютная монархия. Ее идея появляется во второй половине XVII века и тесно переплетается спроектами экономических преобразований страны. Окончательно абсолютная монархияоформляется в первой четверти XVIIIвека при Петре I. Законодательноэто было закреплено в толковании к артикулу 20 Воинского Устава (1715г.) «…еговеличество есть самовластный Монарх никому на свете о своих делах ответу датьне должен: но силу власть имеет свои Государства и земли, яко ХристианскийГосударь по своей воле и благомнению управлять».[1]
Каждый народ мирастремится создать свою культуру, свою государственность и, наконец, своюимперию. В 1721 году Сенат и Духовный Синод преподнесли Петру титул ИмператораВсероссийского. Россия становится Империей. И тут надо сказать, что значениеэтого события очень велико. XVIIIстолетие в истории России стало поистине судьбоносным. Оно явилось временемкоренных перемен вызванных петровскими реформами. Своими преобразованиями Петр I круто повернул Россию на Запад. Этотповорот и его последствия для развития России и русской культуры сталипредметом острого спора ученых и мыслителей, который с особой силой разгорелсяв XIX веке и продолжается по сей день.
Так как данная проблеманастолько велика, что является предметом спора ученых, то я не претендую на ееполное изложение, а лишь ставлю перед собой задачи показать, что естьабсолютизм вообще; причины образования абсолютной монархии в России;предпосылки реформ Петра I;реформы Петра I и укрепление абсолютизма.
Для осуществления этихзадач я использовал такую литературу, как «История СССР с древнейших времен до1861 года» — Москва 1983 год; «История государства и права России» — ИгорьАндреевич Исаев- Москва 1990; «Хрестоматия истории государства и права СССР» — Москва1983 год; «Народная монархия» — Иван Лукьянович Солоневич — Москва 1991 год имногую другую. Игорь Андреевич Исаев, например, в своей книге стремитсяосветить все аспекты государственного и правового развития России на всехэтапах ее истории. Но, на мой взгляд, невозможно в одной книге рассказатьмногое обо всей Российской истории. Поэтому эта книга не содержит необходимогоколичества информации по данной теме. А вот книга Ивана Лукьяновича Солоневича«Народная монархия» полностью посвящена монархии в России. Правда позицияавтора для многих является неожиданной, так как его анализ Российской историирезко отличается от прочно укоренившегося в нашем сознании стереотипа. Учебник«История СССР с древнейших времен до 1861 года» освещает основные проблемыистории России от первобытнообщинного и рабовладельческого строя до разложенияи кризиса феодально-крепостнического строя и зарождения в его недрахбуржуазно-крепостного уклада. По-моему, вопросы, касающиеся абсолютной монархиив России, в этой книге изложены достаточно широко.
Империя Российская естьсамое старое государственное образование Европы. Сегодняшний ее возрастприблизительно равен возрасту Римской Империи — около одиннадцати веков. С тойтолько разницей, что Римская Империя — за исключением Карфагена — не имеланикаких соперников.
Но прежде чем говорить оРоссийской Империи, а точнее об образовании абсолютной монархии в России,хотелось бы сказать об особенностях абсолютизма. Для абсолютной монархиихарактерно максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) вруках одной личности. Для возникновения монархии необходим переходный период отфеодальной системы к капиталистической. Для абсолютной монархии характерноналичие сильного разветвленного профессионального бюрократического аппарата,сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов иучреждений. Эти признаки присущи и Российскому абсолютизму, однако, у него былисвои существенные особенности:[2]
абсолютная монархия вЕвропе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отменыстарых феодальных институтов (особенно крепостного права), абсолютизм в Россиисовпал с развитием крепостничества;
социальной базой западноевропейскогоабсолютизма был союз дворянства с городами), а российский абсолютизм опирался восновном на крепостническое дворянство, служилое сословие.
Установление абсолютноймонархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжениемво все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Экспансионистскиеустремления выразились, прежде всего, в стремлении к расширению своейтерритории и выходу к морям.
Причиныобразования абсолютной монархии в РоссииИдея абсолютной монархии появляется в России еще вовремя правления царя Алексея Михайловича (царь с 1645 года). Алексей Михайловичбыл сторонником сильной самодержавной власти, считая ее «богоустановленной» исвободной от всяких ограничений. Недаром идеальным монархом в его представлениибыл Иван Грозный.[3]
Алексею Михайловичу далипрозвище «тишайший»[4], годы его царствованияизображали как годы всеобщего спокойствия, довольства и благоденствия. На дележе все было иначе: и царь не был тишайшим, и время его правления ещесовременники метко называли «бунташным».[5] «Бунташное» времяцарствования Алексея Михайловича побудило господствующий класс укрепитьсамодержавную власть и централизованное управление.
При абсолютной монархиивсе управление государством должно быть сосредоточено в руках верховногоправителя. Никакие соборы и сеймы не могут собираться без его указания, никакиестаросты, судьи, управители или начальники не могут назначаться в городах безего ведома.
Реформы в областигосударственного управления, проведенные в годы царствования Алексея Михайловича,знаменовали зарождение абсолютизма и были преддверием преобразовательнойдеятельности Петра I.
Каковы же причиныобразования абсолютной монархии в России?
Во второй половине XVII века отмечено значительное развитиепроизводства и торговли, образование всероссийского рынка. Так же постепенно начинаетскладываться класс буржуазии. В XVIIвеке Россия вступила в новый период своей истории. Этот век характеризуетсяслиянием всех областей, земель и княжеств в одно целое. Это слияние быловызвано усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарнымобращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийскийрынок. Так как руководителями и хозяевами этого процесса быликапиталисты-купцы, то создание этих национальных связей было не чем иным, каксозданием буржуазных связей.
Росла не тольковнутренняя, но и внешняя торговля. Россия XVII века торговала с Англией, Голландией, Швецией,Польшей, с германскими государствами их городами и другими странами ЗападнойЕвропы, с Персией, Бухарой, Китаем. В России, в отличие от основныхзападноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий,способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями.Возможности внешней торговли были ограничены из-за отсутствия удобных морскихпортов. Россия не имела выхода к морям — ни к Черному, ни к Балтийскому, черезкоторые могла бы развивать внешнюю торговлю. Эта задача могла быть решенатолько силой в ходе войны со Швецией и Турцией. А для этого необходимо сильноегосударство.
Для успешного развитияэкономики необходима была сильная власть монарха, чтобы окончательноликвидировать обособленность отдельных земель, чтобы действовали единые законы,чтобы защищать интересы своих купцов на международной арене.
Не имела Россия исобственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армиястроилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянскогоополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, ихвооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.
В сильной власти монархав какой-то степени были заинтересованы все феодалы. Усиливается эксплуатациякрестьянских масс. Обострялись классовые противоречия. Основное противоречиемежду городской беднотой с одной стороны, и феодальной знатью городов,примыкавшей к ней купеческой верхушкой и опекавшем ее правительством – сдругой, непрерывно возрастало и неизбежно вело к восстаниям. Толчком к целойполосе городских восстаний послужила деятельность правительства первых летцарствования Алексея Михайловича. Но государственный аппаратсословно-представительской монархии не мог справиться с растущими выступлениямисельского и городского населения.
Россия привлекала к себежадные взоры соседних государств — Швеции, Речи Посполитой, которые не прочьбыли захватить и подчинить себе русские земли. Необходимо было бороться заполитическую и экономическую независимость.
Страна стояла накануневеликих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?
Россия была отсталойстраной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность длянезависимости русского народа. Промышленность по своей структуре былакрепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленностизападноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло изотсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных.Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которогостояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны. Отставала Русь ив области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, идаже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена переднеобходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечитьсебе достойное место среди государств Запада и Востока.
РеформыПетра I
Военнаяреформа
В этот период происходиткоренная реорганизация вооруженных сил. В России создается мощная регулярнаяармия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение истрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные икавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением,осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами.Главными из них были Воинский 1716г. и Морской уставы 1720г., в разработкекоторых участвовал Петр I. Развитие металлургии способствовало значительномуросту производства артиллерийских орудий, устаревшая разнокалиберная артиллериязаменялась орудиями новых образцов.
В армии было впервыепроизведено соединение холодного и огнестрельного оружия — к ружью был примкнутштык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска.
В начале XVIII векавпервые в истории России на Дону и на Балтике был создан военно-морской флот,что по значению не уступало созданию регулярной армии. Строительство флотаосуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов военногокораблестроения того времени. Создание регулярных армии и флота потребовалоновых принципов их комплектования. В основу была положена рекрутская система,обладавшая несомненными преимуществами, перед другими имевшими в то времяформами комплектования. Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, нодля нее обязательна была военная или гражданская служба.
Реформасословного устройства русского общества
Петр ставил своей цельюсоздание могущественного дворянского государства. Для этого нужно былораспространить среди дворян знания, повысить их культуру, сделать дворянствоподготовленным и пригодным для достижения тех целей, которые ставил перед собойПетр. Между тем, дворянство в большинстве своем не было подготовлено к ихпониманию и осуществлению. Петр добивался того, чтобы все дворянство считало«государеву службу» своим почетным правом, своим призванием, умелоправить страной и начальствовать над войсками. Для этого нужно было, преждевсего, распространить среди дворян образование. Петр установил новуюобязанность дворян — учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться, азатем должен был идти служить. Без справки о «выучке» дворянину недавали «венечной памяти» – разрешения жениться. Указами 1712, 1714 и1719 гг. был установлен порядок, по которому «родовитость» непринималась во внимание при назначении на должность и прохождении службы.Выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу Петра, имеливозможность получить любой военный или гражданский чин. Не только«худородные» дворяне, но и даже люди «подлого»происхождения выдвигались Петром на видные государственные должности.
Указ о единонаследии (23марта 1714 года) завершил и законодательно оформил процесс укреплениядворянской собственности на землю. Он определил два способа наследования«недвижимых вещей»: по воле завещателя по духовной (завещанию) любому изсыновей или по закону старшему сыну. Другая цель указа заключалась в том, чтобыпредупредить «упадок фамилий» и заставить дворян не жить в праздности», а«хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим».[6]По этому указу стираются все различия между поместьем и вотчиной.
В ходе государственных ивоенных преобразований первой четверти XVIII века постепенно исчезали наименования старых чиновМосковского государства и появились новые, что было связано как с численнымростом бюрократического аппарата самодержавия, так и с усложнением его функций.Возникла необходимость установления субординации (соподчинения) этих чиновникови общих принципов прохождения ими государственной и военной службы. «Табель орангах» (1722 г.) способствовала консолидации и возвышению дворянства на основеслужебной выслуги, упорядочила систему чинопроизводства, открыла возможностидля служебной карьеры и приобретения личного и потомственного дворянства длялиц недворянского происхождения.[7] В новом законе былоопределено 14 рангов, которые служащие должны были проходить со ступеньки наступеньку.
Церковнаяреформа
Важную роль в утвержденииабсолютизма играла церковная реформа. В 1700г. умер патриарх Адриан, и Петр Iзапретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному измитрополитов, выполнявшему функции «местоблюстителя патриаршегопрестола». В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управленияцерковью был создан «Святейший правительствующий Синод», или Духовнаяколлегия, также подчинявшаяся Сенату. Церковная реформа означала ликвидациюсамостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную частьчиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно сэтим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымаласьзначительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывалинедовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной изглавных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах. Петросуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального)управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремлениеПетра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени«княжескую» систему церковной власти. Объявив себя фактически главойцеркви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовалинституты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхомкрупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священникув своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властямобо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви вбюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия,обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовнойальтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушныморудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии такравнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и наразрушение ее храмов.
Реформы вобласти культуры и быта
Главным содержаниемреформ в этой области было становление и развитие светской национальнойкультуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах,осуществляемых в плане европеизации. Важные изменения в жизни страны решительнотребовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церквисхоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светскиешколы, образование начало приобретать светский характер. Для этогопотребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным.
Петр I в 1708 г. ввел новый гражданскийшрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатаниясветской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов былисозданы новые типографии в Москве и Петербурге.
Развитие книгопечатаниясопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием иразвитием сети библиотек. С 1702г. систематически выходила первая русскаягазета «Ведомости».
С развитиемпромышленности и торговли были связаны изучение и освоение территории и недрстраны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных экспедиций. В этовремя появились крупные технические новшества и изобретения, особенно вразвитии горного дела и металлургии, а также в военной области.
В этот период написан рядважных работ по истории, а созданная Петром I Кунсткамера положила начало сборуколлекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материаловпо естественным наукам и т. д. Одновременно стали собирать древние письменные источники,снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началоммузейного дела в России.
Логическим итогом всехмероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724 г.Академии наук в Петербурге.
С первой четверти XVIIIвека осуществлялся переход к градостроительству и регулярной планировкегородов. Облик города стали определять уже не культовая архитектура, а дворцы иособняки, дома правительственных учреждений и аристократии. В живописи на сменуиконописи приходит портрет. К первой четверти XVIII века относятся и попыткисоздания русского театра, в это же время были написаны первые драматургическиепроизведения. Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычнаядолгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы,галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли вгородах старую русскую одежду. Быстрее всего распространиласьзападноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношениебороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый«бородовой налог» и обязательный медный знак о его уплате. Петр I учредилассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезныеизменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило началоутверждению в среде русского дворянства «правил хорошего тона» и«благородного поведения в обществе», употреблению иностранного,преимущественно французского, языка.
Изменения в быту икультуре, которые произошли в первой четверти XVIII в., имели большоепрогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали выделение дворянства впривилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культурыв одну из дворянских сословных привилегий и сопровождалось широкимраспространением презрительного отношения к русскому языку и русской культуре вдворянской среде.
Административныереформы. Укрепление абсолютизмаУлучшение положения на театревоенных действий позволило правительству перейти к административным преобразованиям.Система управления уездами из центра, унаследованная от XVII века, оказалась уязвимым звеномгосударственного аппарата. Она не обеспечивала эффективной борьбы с бегствомкрестьян, оказалась неспособной предотвратить астраханское и булавинскоевосстания. Наконец, приказы и подчиненные им воеводы слабо справлялись сосбором налогов, так что недоимки росли из года в год.
В 1708–1710 гг. правительство провело областную реформу. Ее сущность состояла в том,что между уездами, ранее непосредственно подчинявшимися центру, и приказамипоявились промежуточные административные единицы — губернии и провинции. Странабыла разделена на восемь губерний (Московская, Ингерманландская,[8]Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская) воглаве с губернаторами, облеченными правами главнокомандующих расположенных натерритории губернии войск и всей полнотой административной и судебной власти.Разделение страны на губернии было законодательно закреплено в указе обучреждении губерний (1709 г.). «Великий государь указал… в своем ВеликоРоссийском государстве для всенародной пользы учинить восемь губерний и к нимрасписать города…».[9] В подчинении губернаторовнаходилось четыре помощника, каждый из которых ведал определенной отрасльюуправления: обер-комендант возглавлял военное ведомство; обер-комиссар иобер-провиантмейстер отвечали за денежные и хлебные сборы; ландрихтер управлялсудебными делами. Губернии делились на провинции, а последние — на уезды.Проведение областной реформы значительно увеличило штат чиновников, которые,подобно саранче, опустошали управляемые территории всякого рода сборами иналогами, а также поборами в свою пользу.
Областнаяреформа внесла существенные изменения в организацию центрального аппаратагосударства. Ратуша утратила значение центрального казначейства страны, так какее финансовые функции перешли в ведение областной администрации, исчезлиобластные приказы (Казанского дворца, Сибирский).
Вслед заорганизацией губерний в 1711 г. был учрежден Сенат, заменивший Боярскую думу.Аристократическая по составу, Боярская дума стала отмирать еще с конца XVII века: она сократилась в своемсоставе, так как пожалование думными чинами более не проводилось, в думупроникли недумные чины, лица незнатного происхождения, но пользовавшиесядоверием царя. Первостепенное значение приобрела возникшая в 1699 г. Ближняяканцелярия — учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль вгосударстве. Ближняя канцелярия вскоре стала местом заседаний Боярской думы,переименованной в Консилию министров.[10]
Отправляясьв Прутский поход, Петр учредил Сенат в качестве временного учреждения. В указеПетра I об учреждении Сената говорится:«Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления…».[11]Всем лицам и учреждениям велено беспрекословно выполнять сенатские указы.Сенат превратился в постоянное учреждение с весьма широкими правами: оносуществлял надзор и руководство работой всего государственного аппарата,контролировал правосудие, руководил расходами и сбором налогов, ведалторговлей, к нему перешли функции Разрядного приказа. Связь с губерниями ируководство губернаторами Сенат осуществлял через двух комиссаров, выделенных откаждой губернии. Комиссары подавали запрашиваемые от губерний сведения,получали сенатские указы для последующей отправки в губернии.
Одновременнос Сенатом Петр I создал должностьфискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состоялав негласном надзоре за деятельностью учреждений. В указе Петра I Сенату говорится: «Над всеми деламитайно надсматривать и проведывать про неправый суд, також — в зборе казны ипротчего. И буде уличит кого, то половина штрафа в казну, а другая ему, фискалу».С созданием Сената и губерний процесс замены старых местных и центральныхучреждений был далек от завершения: отсутствовали должностные инстанции междуСенатом и губерниями, многие приказы продолжали функционировать, хотя в целомгубернская реформа ослабила значение приказной системы. Нуждались в уточнениифункций и областные учреждения — губерния как основная административная единицаоказалась слишком громоздкой, ибо включала громадную территорию.
Заменастарых приказов новыми центральными учреждениями — коллегиями — была проведена в1718—1721 гг. К концу XVIIвека функции центральных учреждений выполняли 44 приказа. Эту громоздкую инестройную систему заменили 13 коллегиями. Внешние сношения и вооруженные силынаходились в ведомстве трех коллегий: Военной, Адмиралтейской и Иностранныхдел. Значение этих коллегий подчеркивалось тем, что они назывались«первейшими». Финансами ведали тоже три коллегии, обязанности между которымиразграничивались следующим образом: Камер-коллегия руководила сбором налогов,расходами распоряжалась Штатс-контор-коллегия, контроль за расходами и доходамиосуществляла Ревизион-коллегия. Управление легкой промышленностью было переданоМануфактур-коллегии, горным делом — Берг-коллегии, внешней торговлей —Коммерц-коллегии. Вместо Поместного приказа, ведавшего земельными делами, былаорганизована Вотчинная коллегия. В связи с ликвидацией поместной формыземлевладения функции Вотчинной коллегии стали иными: она ведала всякого родаземельными спорами, делами о наследовании земли и т. д. Местными судебнымиучреждениями управляла Юстиц-коллегия.[12]
Направах коллегий находились еще два учреждения: Главный магистрат и Синод.Ратуша после проведения областной реформы 1708—1710 гг. утратила значениецентрального учреждения, земские избы как органы местного городскогосамоуправления были ликвидированы. Перед Главным магистратом, учрежденным вПетербурге в 1720 г., была поставлена задача, чтоб он «сию (всего российского купечества)рассыпанную храмину паки собрал». В подчинении Главного магистрата находилисьгородские магистраты, члены которых избирались из числа «дельных и лучших вкупечестве» горожан.[13]
Городскоенаселение было разделено на «регулярных» и «нерегулярных» граждан. К первымотносились купцы и цеховые ремесленники, ко вторым — «подлые» люди, живущие внаймах и в черных работах, то есть обездоленная масса городского населения,лишенная права участвовать в выборах органов городского самоуправления. Регулярныеграждане в социальном отношении резко отличались друг от друга. Фактическаявласть в Главном магистрате и городских магистратах находилась в руках богатыхкупцов, притеснявших мелкий ремесленный люд. Члены городских магистратовизбирались пожизненно и могли быть пожалованы в дворянство. Городская реформаукрепила права купечества и тем самым способствовала развитию торговли ипромышленности.
ОрганизацияСинода в 1721 г. означала полное подчинение духовной власти светской. Святейшийправительствующий Синод по образцу светских коллегий состоял из назначенныхцарем представителей духовенства, контроль за их деятельностью осуществлялобер-прокурор Синода.
Особоеместо среди центральных учреждений занимал Преображенский приказ — карательноеучреждение, возникшее еще в конце XVII века. Преображенский приказ ведал политическим сыском, его судуподлежали все противники существовавших порядков: участники восстаний, лица,произносившие «непристойные речи», под которыми подразумевались разговоры,осуждавшие реформы и поведение царя, его семейные дела и т. д.
Коллегиальнаясистема отличалась от приказной более строгим распределением обязанностей междуцентральными ведомствами. Решения в коллегиях принимались большинством голосовее членов в составе президента, вице-президента, четырех советников и четырехасессоров.
Коллегиирасполагали не только административными правами в отведенной им областиуправления, но и судебными функциями, за исключением политических преступлений.Финансовые тяжбы между купцами разбирали городовые магистраты и Главныймагистрат. Права промышленников защищали Берг- и Мануфактур-коллегии, они жеразбирали взаимоотношения мануфактуристов и работных людей. Военная коллегиярассматривала преступления, совершенные военнослужащими сухопутной армии, и т.д.[14]
Коллегиямподчинялись губернская, провинциальная и уездная администрация.
Порядокрассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом, на основекоторого строился весь внутренний распорядок учреждений. Помимо Генеральногорегламента, каждая из коллегий выработала свой особый регламент с перечислениемконкретных обязанностей по той или иной отрасли управления. К выработкерегламентов были привлечены, помимо других специалистов, также и иностранныеправоведы, был учтен опыт государственных учреждений Швеции и Дании. Шведскиерегламенты, использованные в качестве образцов, подверглись существеннойпереработке и дополнениям. Петр Iпредупреждал: «Которые пункты в шведском регламенте неудобны или с сетуациеюсего государства несходны, и оные ставить по своему разсуждению».[15]
Собразованием коллегий были уточнены структура Сената, его права и обязанности.Изменился состав Сената. Первоначально все президенты коллегий являлись членамиСената. Но уже в 1722 г. Петр Iпризнал, что такой состав Сената лишал возможности контролировать работуколлегий и противоречил бюрократическому принципу подчиненности низшихучреждений высшему. В том же году при Сенате была учреждена высшая в странедолжность генерал-прокурора, а в коллегиях — прокуроров. Обязанностьпрокуратуры состояла в осуществлении гласного надзора за деятельностью Сената иколлегий. В отличие от фискалов, не вмешивавшихся в ход решения того или иноговопроса, а лишь доносивших о замеченных злоупотреблениях обер-фискалу,прокуроры в коллегиях и генерал-прокурор Сената «повинен предлагать Сенатуявно, с полным изъяснением, чем они или некоторые из них не так делают, какнадлежит, дабы исправили». В подчинении прокуроров и генерал-прокуроранаходились канцелярии коллегий и Сената. Этим самым прокуратура имелавозможность наблюдать, чтобы в Сенате «не на столе только дела вершились, носамым действом по указам исполнялись». Генерал-прокурор назван Петром I «оком государевым» и «стряпчим оделах государственных». Первым генерал-прокурором Сената был Павел Ягужинский,человек весьма деятельный и властный, умевший придать своей должности высокийпрестиж. Все центральные учреждения и Сенат находились в Петербурге, в Москвеони имели конторы.[16]
К 1719г. изменилась также структура областной администрации. Вместо губернии основнойединицей административного управления стала провинция. Их было около пятидесяти.Деление на губернии сохранилось, но во власти губернаторов осталось управлениегубернским городом и командование войсками, расквартированными на территориигубернии. По остальным вопросам провинциальные воеводы сносилисьнепосредственно с коллегиями и Сенатом.
В итогеадминистративных преобразований в России было завершено оформление абсолютноймонархии. Царь получил возможность неограниченно и бесконтрольно управлятьстраной при помощи полностью зависимых от него чиновников. Как я уже говорил,неограниченная власть монарха нашла законодательное выражение в 20-м артикулеВоинского устава и Духовном регламенте. Там отмечено, что «его величество естьсамовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответа дать недолжен, но силу и власть имеет свои государству и земли, яко христианскийгосударь, по своей воле и благомнению управлять». «Монархов власть естьсамодержавная, которым повиноваться сам бог повелевает».[17]Внешним выражением утвердившегося в России абсолютизма является принятие в 1721г. Петром I титула императора. К важнейшимпризнакам абсолютизма относятся бюрократизация аппарата управления и егоцентрализация. Реформы центрального и местного управления создали внешне стройнуюиерархию учреждений от Сената в центре до воеводской канцелярии в уездах.Помимо чиновников, в распоряжении царя находились мощная армия, военно-морскойфлот и учреждение политического сыска — Преображенский приказ.
Абсолютизм- высшая форма феодальной монархии. Ее возникновение предполагает определенныйуровень денежных отношений и крупной промышленности. Денежные отношениясоздавали предпосылки для финансирования разросшейся военной и бюрократии. Сразвитием крупной промышленности возникла материальная основа для строительстварегулярной армии и флота. Абсолютная монархия представляет, прежде всего,интересы дворянства. Но в проводимой ею политике нетрудно обнаружить меры,способствовавшие укреплению позиций промышленников и купцов. Это естественно,ибо абсолютизму для поддержания престижа необходима развитая торговля,промышленность и финансы.
Напротяжении своей истории абсолютизм эволюционировал в сторону буржуазноймонархии. Это объясняется, с одной стороны, повышением веса купцов ипромышленников в экономической и политической жизни страны и, с другой,эволюцией самого дворянства, вовлечением крепостного хозяйства в товарноепроизводство. Прогрессивность абсолютизма петровского времени определяласьсозданием благоприятных условий для развития торговли и промышленности.
Заключение
Конец XVII – первая половина XVIII веков – время, которое являетсяважной гранью в истории феодальной России. В этот период были проведеныразличные преобразования, которые оставили глубокий след, прежде всего тем, чтоони охватывали самые разнообразные сферы жизни страны: экономику и науку, быт ивнешнюю политику, государственный строй и положение трудовых масс, церковныедела и искусство. Осуществление преобразований связано с деятельностью Петра I. Он провел ряд реформ, которые коснулись буквально всех сторонжизни русского государства и русского народа.
Главнымитогом реформ Петра I было утверждениеабсолютизма в России. Реформа государственного аппарата в первой четверти XVIII века завершила начавшийся еще в XVII веке процесс становления абсолютизма– неограниченной власти царя, опирающейся на дворянство и растущий классторговой и мануфактурной буржуазии, при полном бесправии народа. Усилениегосударственного аппарата в центре и на местах было обусловлено мощными антифеодальнымидвижениями второй половины XVII –начала XVIII в., задачами укрепленияобороноспособности, преодоления экономической и культурной отсталости страны.
ПриПетре I Россия совершила значительный шаг вразвитии, но полностью преодолеть отсталость не смогла. В то время как вразвитых европейских странах (Англия, Нидерланды) развивались буржуазныеотношения, в России все еще сохранялось крепостное право.
Список использованной литературы
1) Козаченко А. И. ИсторияСССР. С древнейших времен до 1861 года. Москва: «Просвещение», 1983г.
2) Антонов В. Ф. Книгадля чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. Москва: «Просвещение», 1984г.
3) Солоневич И. Л.Народная монархия. Москва: «Феникс», 1991г.
4) Исаев И. А. Историягосударства и права России. Москва: «Юрист», 1999г.
5) Буганов В. И. ПетрВеликий и его время. Москва: «Наука» 1989г.
6)Казанский П. Е. Власть Всероссийского Императора. Москва 1999г.
7) Богданов А. П. Россияпри царевне Софье и Петре I:записки русских людей. Москва: «Современник» 1990г.
8) Хрестоматия по историиСССР с древнейших времен до конца XVIII века. Москва: «Просвещение» 1989г.
9) Хрестоматия по историигосударства и права СССР. Москва 1990г.